Европейская колонизация Южной Африки

IOr Африки был наряду с Магрибом одним из старейших районов европейской колонизации, плацдармом для продвижения в глубь континента. Западную часть Южной Африки населяли племена коикоин и сан, а также родственные между собой племена, говорящие на языках банту. Основным занятием большинства племен банту было скотоводство, но у них было также развито мотыжное земледелие. Накануне столкновения с европейцами и, особенно, в ходе сопротивления им, у банту возникали более или менее устойчивые союзы племен. Колонизаторам удалось сравнительно легко справиться с племенами коикоин и сан, частью истребнв их, а частью оттеснив в пустынные районы. Покорение банту оказалось более затруднительным и растянулось на целые десятилетня. Положение в Южной Африке значительно осложнялось тем, что здесь наряду с главным конфликтом между колонизаторами и коренным населением существовали острые противоречия между двумя основными европейскими группами населения: англичанами и потомками голландских колонистов — бурами, утратившими всякую связь с метрополией. Этот второй конфликт приобретал порой чрезвычайно острые формы. Первоначально он развивался как столкновение интересов английского, преимущественно торгово-промышленного, населения, а также английской администрации с фермерами-бурами. K 70-м годам XIX в. Англии принадлежали Басутоленд, Капская колония и Наталь. Английские владения, подобно громадной подкове, протянулись вдоль побережья, преграждая бурам путь дальнейшего распространения на восток. Объектом европейской колонизации на юге Африки стали земли зулу на северо-востоке, бечуана, матабеле и машона на севере, земли гереро, онамбо, дамара на северо-западе. Летом 1867 г. вблизи фактории Хоптаун на берегу реки Оранжевой были случайно найдены первые в Южной Африке алмазы. Ha Оранжевую хлынул поток старателей. Безлюдная прежде пустыня ожила. Количество старателей быстро возросло до 40 тыс. человек. Вокруг алмазных шахт возникали новые поселки и города. Для добычи алмазов стали создаваться акционерные общества, использовавшие дешевый труд коренного населения. B конкурентной борьбе одна из компаний — «Де Бирс», руководимая Сесилем Родсом, сумела монополизировать добычу алмазов. Экспансия в этом районе проводилась не столько английским правительством, сколько подвизавпщмися в Южной Африке британскими предпринимателями во главе с Родсом. Сесиль Родс выступал при этом и в роли дипломата, заключая «трактаты» с местными негритянскими царьками. Так, например, в 1888 г. Родс подписал с властителем Машона и Матабеле Ло-Бенгулой документ, являющийся одним из любопытнейших памятников колониальной дипломатии. Сначала Родс обрабатывал Ло-Бенгулу через миссионеров. B результате этой обработки Ло-Бенгула подписал договор о передаче своего царства под протекторат Родса и его компаньона, предоставив им также монопольное право на эксплуатацию недр своих владений. За это он получил: тысячу ружей с патронами, сто фунтов стерлингов и старую канонерскую лодку. B 1889 г. была учреждена возглавляемая Родсом «Южноафриканская привилегированная компания», которой британское правительство передало в эксплуатацию и управление вновь приобретенные земли. B честь Родса эти земли 6l>J- ли названы Родезией.

Юг Африки был наряду с Магрибом одним из старейших районов европейской колонизации, плацдармом для продвижения в глубь континента.

Западную часть Южной Африки населяли племена коикоин и сан, а также родственные между собой племена, говорящие на языках банту. В 1889 г. была учреждена возглавляемая Родсом «Южноафриканская привилегированная компания», которой британское правительство передало в эксплуатацию и управление вновь приобретенные земли. В честь Родса эти земли были названы Родезией.

Основным занятием большинства племен банту было скотоводство, но у них было также развито мотыжное земледелие. Накануне столкновения с европейцами и, особенно, в ходе сопротивления им, у банту возникали более или менее устойчивые союзы племен. Колонизаторам удалось сравнительно легко справиться с племенами коикоин и сан, частью истребив их, а частью оттеснив в пустынные районы. Покорение банту оказалось более затруднительным и растянулось на целые десятилетня. Положение в Южной Африке значительно осложнялось тем, что здесь наряду с главным конфликтом между колонизаторами и коренным населением существова ли острые противоречия между двумя основными европейскими группами населения: англичанами и потомками голландских колонистов — бурами, утратившими всякую связь с метрополией. Этот второй конфликт приобретал порой чрезвычайно острые формы- Первоначально он развивался как столкновение интересов английского, преимущественно торгово-промышленного, населения, а также английской администрации с фер- мерами-бурами. К 70-м годам XIX в. Англии принадлежали Басутоленд, Капская колония и Наталь. Английские владения, подобно громадной подкове, протянулись вдоль побережья, преграждая бурам путь дальнейшего распространения на восток. Объектом европейской колонизации на юге Африки стали земли зулу на северо-востоке, бечуана, матабеле и машона на севере, земли гереро, онамбо, дамара на северо-западе. Летом 1867 г. вблизи фактории Хоптаун на берегу реки Оранжевой были случайно найдены первые в Южной Африке алмазы. На Оранжевую хлынул поток старателей. Безлюдная прежде пустыня ожила. Количество старателей быстро возросло до 40 тыс. человек. Вокруг алмазных шахт возникали новые поселки и города. Для добычи алмазов стали создаваться акционерные общества, использовавшие дешевый труд коренного населения. В конкурентной борьбе одна из компаний — «Де Бирс», руководимая Сесилем Родсом, сумела монополизировать добычу алмазов. Экспансия в этом районе проводилась не столько английским правительством, сколько подвизавшимися в Южной Африке британскими предпринимателями во главе с Родсом. Сесиль Родс выступал при этом и в роли дипломата, заключая «трактаты» с местными негритянскими царьками. Так, например, в 1888 г. Родс подписал с властителем Машона и Матабеле Ло-Бенгулой документ, являющийся одним из любопытнейших памятников колониальной дипломатии. Сначала Родс обрабатывал Ло-Бенгулу через миссионеров. В результате этой обработки Ло-Бенгула подписал договор о передаче своего царства под протекторат Родса и его компаньона, предоставив им также монопольное право на эксплуатацию недр своих владений. За это он получил: тысячу ружей с патронами, сто фунтов стерлингов и старую канонерскую лодку.

mikes68 (mikes68) wrote, mikes68
mikes68
Categories:

6 апреля 1652 г. у подножия плоской, как стол, горы в удобной бухте на мысе Доброй Надежды бросили якорь три голландских судна. Из них высадились семьдесят человек, в основном голландцы, но также и немцы и представители некоторых других европейских народов, во главе с тридцатитрехлетним капитаном – Яном ван Рибеком.

Они построили форт у подножия горы, которую, как и бухту, назвали Столовой. Этот форт стал началом города Капстада (города у мыса), ныне носящего название Кейптаун. В задачи ван Рибека, кроме постройки форта, где моряки кораблей Голландской Ост-Индской компании (ГОИК) могли свободно отдыхать, входило обеспечение их свежими овощами и фруктами, а также налаживание добрых отношений с местным населением, у которого можно было бы постоянно покупать мясо.

Более интересными для белых поселенцев на Капе были преставители племени койкой (предки готтентотов), так как они вели производящее хозяйство и владели скотом. Мясо можно было получить именно у них. Однако мирные отношения с койкой у белых не сложились.

Африканцы с удовольствием выменивали у пришельцев табак и железные и медные изделия на свой скот. Однако этот источник поступления скота не отличался значительным постоянством. Африканцы, в отличие от голландцев, не испытывали острой необходимости в меновой торговле, к тому же скот представлял для койкой чрезвычайно большую ценность.

От его наличия зависело само выживание их кочевых общин. Поэтому африканцы не спешили расставаться со своим достоянием, а если и продавали голландцам несколько голов, то это были далеко не самые лучшие из стада. Это, конечно, не устраивало голландцев.

Чтобы наладить снабжение колонии на более регулярной основе, ван Рибек отправлял специальные экспедиции для налаживания контактов с общинами койкой внутренних районов, но в ряде случаев европейцы не гнушались и просто-напросто красть у них скот. Эта практика постепенно становилась на Капе обычным делом. Немудрено, что мирные поначалу отношения европейцев с африканцами все более осложнялись.

Тогда ван Рибек понял, что для стабильного снабжения моряков да и самих себя поселенцам проще самим разводить скот, и добился у руководства Компании разрешения на то, чтобы часть его служащих стали фермерами. Кроме того, было решено специально привезти из Европы людей, чтобы они занимались на Капе сельским хозяйством. В 1657 г.

Раздел Африки капиталистическими державами в последней четверти XIX в. (а. 1876 г., б. 1900 г.)

первые двенадцать фермеров из числа отставных служащих ГОИК обосновались у восточных склонов Столовой горы. Это послужило началом европейской поселенческой колонии в Южной Африке. Свободные поселенцы стали именоваться бюргерами.

Но создание поселенческой колонии и переход к земледелию не мог не вызвать острый конфликт с африканцами по поводу земли. Африканцы считали занятые колонистами территории своими и продолжали пасти на них свой скот. В результате возникших конфликтов из-за земли и скота между европейцами и койкой произошло два достаточно крупных вооруженных конфликта, так называемые койкой-голландские войны в 1659–1660 и 1673–1677 гг.

Они закончились поражением африканцев, и голландцы смогли упрочить свое влияние в окрестностях Капстада. Земли на самом юге Африки оказались очень удобными для ведения фермерского хозяйства, и население Капской колонии быстро росло. Приезжали свободные бюргеры из Нидерландов и немецких земель.

Разработки алмазов. Фотография. 1870 г.

Кроме того, в 1685 г. во Франции был отменен Нантский эдикт, разрешавший гугенотам свободу вероисповедания. В результате десятки гугенотских семейств нашли прибежище в Капской колонии, где господствующей религией был также протестантизм, в форме кальвинизма.

Первая группа французов (около 300 человек) прибыла в Капскую колонию в 1686 г. Уже в течение жизни одного поколения выходцы из Франции были полностью ассимилированы. С ростом фермерского хозяйства выходцев из Европы возникла и еще одна проблема: нехватка рабочих рук.

Выход нашли вскоре: уже в 1654 г. ГОИК организовала доставку в Капскую колонию рабов с острова Мадагаскар. Затем рабов стали ввозить из Мозамбика и других стран Африки, а также из Азии.

Первые партии рабов были ввезены в 1658 г. Ценились не только рабы-мужчины, но и рабыни. В колонии белых женщин не хватало, и поселенцы и моряки заходивших в Капстад кораблей часто вступали в сексуальные связи с женщинами азиатского происхождения или происходившими из Мадагаскара и других частей Африки.

В первые десятилетия существования колонии связи европейцев с женщинами койкой скорее были исключением, но все же существовали. Были даже официальные браки. В 1685 г.

браки белых с небелыми были официально запрещены, но постепенно, в результате смешения представителей различных расовых групп, на Капе возникла особая группа населения – так называемые “цветные”. Среди них, в свою очередь, образовались две основные этнокультурные группы: “капские малайцы”, основу которых составили рабы и слуги, вывозившиеся ГОИК из Юго-Восточной и Южной Азии, а также Мадагаскара в XVII–XVIII вв. , а вторую составляли несколько групп потомков от связей европейцев и африканских рабов с женщинами койкой: урлам, бастеров (бастардов) и кора (корана).

В течение XVIII в. большие группы бастеров переселились к р. Оранжевой и под влиянием миссионеров изменили свое самоназвание в начале XIX в.

на гриква. Родным языком для представителей обеих групп был так называемый капско-голландский, позже получивший название африкаанс. Но в отличие от бастеров, которые в целом находились под преимущественным влиянием европейской культуры и в конце XVIII – начале XIX в.

начали в массовом порядке принимать христианство, “капские малайцы” оставались мусульманами. Таким образом на Юге Африки было положено начало распространению двух крупнейших мировых религий. Сами буры (от голландского Ьоеге – крестьянин), как постепенно стали называть себя белые поселенцы на Юге Африки, тоже были новой этнической группой, возникшей в результате смешения выходцев из Нидерландов, немецких земель, Франции.

Их язык, капско-голландский, постепенно приобретал все новые отличия от классического нидерландского, в частности, в нем появлялись слова из местных африканских языков. В конце XVII – первой половине XVIII в. была выработана система управления Капской колонией, остававшаяся почти неизменной до ее окончательного перехода в руки англичан в 1806 г.

Во главе колонии стоял губернатор. Он председательствовал в Политическом совете (политике раад), в который входили семь высших должностных лиц колонии и столько же состоятельных торговцев, представлявших интересы свободных бюргеров. Совету принадлежала высшая законодательная и исполнительная власть в колонии.

Правосудие осуществлялось офицерами и высшими должностными лицами колонии, но высшая судебная власть принадлежала Совету справедливости, подавляющее большинство в котором вплоть до 1783 г. составляли те же члены Политического совета. Во главе администрации отдельного дистрикта (района) стоял ланддрост, являвшийся официальным служащим компании.

Он, в свою очередь, возглавлял совет (хеемраден), состоявший из представителей местных свободных бюргеров. Постоянной армии не было, но фермеры обязаны были нести воинскую службу в случае военных действий. Они могли нанимать себе слуг – кнехтов.

Живя в условиях постоянных войн с коренным населением этих краев, фермеры сами создавали по мере надобности военные отряды для грабительских набегов за скотом. Неотъемлемой частью истории и культуры бурских фермеров являлось постоянное переселение и освоение близлежащих территорий, что, как правило, сопровождалось изгнанием и подчинением, а то и истреблением местного населения – сан и койкой. Постоянно растущая потребность в новых землях определялась хозяйством и образом жизни буров.

Их главным занятием было экстенсивное скотоводство – лишь в окрестностях Капстада существовало достаточно развитое земледелие, и возделывались виноградники. При этом все хозяйство базировалось на труде рабов и свободных койкой, находившихся на службе у колонистов. Обычный размер бурской фермы равнялся шести тысячам акров, но в отдельных случаях они достигали тридцати или даже пятидесяти пяти тысяч акров.

Ее площади соответствовало и количество скота, находящегося во владении колониста. Например, в конце XVIII в. фермеры в северной части дистрикта Храфф-Рейнет на восточной границе Капской колонии редко имели меньше 3–4 тыс.

овец. Дети колонистов (а семьи буров, как правило, были многодетными), достигнув совершеннолетия и обзаведясь семьей, стремились основать свою собственную ферму, полностью воспроизводя образ жизни своих родителей. Официальной религией в Капской колонии был кальвинизм, “вывезенный” из Нидерландов первопоселенцами.

В 1665 г. Реформатская церковь Нидерландов послала на Кап своего первого пастора, а год спустя был создан первый южноафриканский приход Реформатской церкви в Кейптауне. Проповедническую деятельность среди африканцев голландцы практически не вели.

В то время религиозную доктрину Реформатской церкви Нидерландов составляли постановления Дордрехтского (Дортского) синода 1618–1619 гг. , запрещавшие крещение “детей язычников”. После первых опытов крещения нескольких койкой во второй половине XVII в.

, потерпевших полную неудачу, миссионерская деятельность среди африканцев была практически полностью прекращена. К концу XVIII в. в Капской колонии было всего пять приходов.

Приходские школы были единственными существовавшими там учебными заведениями, а пастор – наиболее образованным человеком в округе. Именно через пастора доходили до большинства буров сведения о том, что происходило в столице – Капстаде да и во внешнем мире. О разрушительном воздействии европейской колонизации на доколониальную систему отношений свидетельствует тот факт, что именно в XVIII–XIX вв.

Источник: Черная Африка: прошлое и настоящее. Учебное пособие по Новой и Новейшей истории Тропической и Южной Африки/ под ред. А.С. Балезина, С.В. Мазова, И. И. Филатовой. – М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. – 704 с. ил.

Tags:

ХVII векЮжная Африкаколониализм

Европейцы появились в Южной Африке в последней трети XV века. Португальская экспедиция под началом Бартоломеу Диаша обогнула мыс Доброй Надежды и достигла устья р. Грейт-Фиш, но в Южной Африке португальцы не закрепились. Голландская Ост-Индская компания, захватившая в свои руки всю торговлю пряностями в Юго-Восточной Азии, в XV в. начала планомерное освоение района мыса Доброй Надежды как удобного перевалочного пункта на пути своих кораблей в Индию и Юго-Восточной Африки. Колонизация Южной Африки началась в 1652 г., когда три корабля Голландской Ост-Индской компании под командованием Яна ван Рибека прибыли на мыс Доброй Надежды, где и основали станцию для мелкого ремонта кораблей, снабжения их провизией и водой. Станция стала плацдармом вооруженной экспансии на земли, принадлежавшие африканским племенам. В 1652 г. Нидерландская Ост-Индская компания основала на южном побережье Африки Капскую колонию. Голландские колонизаторы стали расширять ее пределы путем вооруженного захвата земли, принадлежавшей коренному населению – бушменам, готтентотам, банту. В 1657 г. директорат компании освободил часть персонала станции от службы, и они, арендовав участки земли у компании, превратились в свободных колонистов, бюргеров. В первые десятилетия колонизации компания сдавала колонистам участки земли в аренду на срок за ежегодную уплату десятой части получаемой продукции. Но в 1680 г. Совет компании интересах колонистов объявил эти участки собственностью их владельцев. Большинство колонистов стало собственниками крупных ферм. Основу сельскохозяйственного производства колонистов составляла эксплуатация рабов-африканцев, взятых колонизаторами в плен во время вооруженной борьбы за землю. Производимая на фермах продукция использовалась в основном для удовлетворения потребностей собственников. Компания передала земельные участки в собственность их владельцам, стремясь привязать колонистов к земле и тем самым укрепить свои позиции на юге Африки в условиях борьбы с Великобританией за морское, торговое и колониальное преобладание. В главном городе колонии Капстаде (Кейптаун) была введена должность губернатора, создан административно-судебный орган для управления Капской колонией. Жесткая регламентация жизни, установленная администрацией компании, привела к тому, что часть колонистов покинула колонию. Продвигаясь в глубь страны, колонисты теснили африканское население, захватывая земли и скот. Буры, что на староголландском языке означает крестьяне (впоследствии они стали называть себя африканерами–африканцами), создавали крупные скотоводческие и винодельческие хозяйства, основанные на труде готтентотов, обращенных в крепостных, и рабов, завезенных из Западной Африки, с Мадагаскара и из Южной Азии. Экстенсивные методы хозяйствования на земле быстро истощали почву, и бурские вооруженные отряды «коммандос» захватывали все новые и новые земли африканцев[3]. Процесс вытеснения африканцев с их исконных земель стал еще более активным с конца XV в., когда началась Достаточно широкая по тем временам иммиграция из Европы, вызванная отменой Нантского эдикта (1685). В 1688 г. французские протестанты (гугеноты) по договоренности и с Ост-Индской компанией несколькими группами иммигрировали в Южную Африку и уже в течение жизни одного поколения слились с основной массой местного бурского населения. Условия жизни–оторванность от побережья и специфика полукочевого скотоводства–обрекали колонистов a замкнутый образ жизни и консервацию отношений и взглядов, свойственных обществу XV–XV вв. Их настольной книгой была Библия, они верили в то, что они–тот самый избранный народ, о котором говорится в Ветхом Завете. Именно они стали ядром будущей национально-политический общности–африканеров–со своим языком, который сложился в результате смешения различных староголландских диалектов, контактировавших с другими близкородственными языками, в частности с немецким и английским[4]. Выбор веры Можно ли было ожидать, чтобы князь Владимир, причинивший столько зла близким, стал потом добрейшим государем и первым благодетелем своего народа? Вот какие чудеса может Бог делать с теми людьми, которые искренно раскаиваются и сожалеют о худых делах своих! Чтобы успокоить совесть свою, которая все еще напоминала ему об убитом брате, Вл … Типология металлического инвентаря При проведении типологического членения использовались принципы и методы, выработанные Е.Н.Черных на материалах Волго-Уралья, Северного Причерноморья и Болгарии. Суть их сводилась к установлению тех или иных дифференцирующих признаков, их сочетанию и повторяемости в ряде изделий. В дипломной работе рассмотрена типология и зона распрост … Советский период в историографии столыпинской реформы В исторической литературе предметом научных дискуссий стали различные аспекты изучения столыпинских реформ, начиная с неоднозначных трактовок характера и направленности реформаторской деятельности П.А. Столыпина и кончая взаимоисключающими оценками ее итогов и значения. На данном этапе, по сути дела, никто из историков не отрицает тот ф …

Источники:

Вам также может понравиться