Феодальная реакция и контрреформация в Европе

В первой половине XVI в. Реформация распространилась в Англии, в Шотландии, в Скандинавских странах. Она проникла во Францию, Польшу и Венгрию. Католическая церковь терпеть такую ситуацию долго не могла, поэтому она перешла в наступление на реформационное движение. Одним из основных механизмов борьбы были соборы. Папа в г. созывает Тридентский собор, который заседал, с перерывами, до г. Этот собор провел некоторые реформы, его решения имели довольно значительные последствия. Тридентский собор запретил плюрализм, т.е. сосредоточение в одних руках нескольких церковных бенефициев, и абсентеизм – получение доходов с церковных должностей лицами, которые не исполняют эти должности. Был несколько сокращен аппарат папской курии. На последнем заседании собора взяли верх «ультрамонтане», наиболее реакционные прелаты-иезуиты, выступившие против любых изменений в догматике, требовавшие запретить чтение Библии на национальных языках и возврата к Библии на латинском языке (Вульгате), выступившие против изменений в организации католической церкви. Под их влиянием собор подтвердил все догматы католицизма, в том числе и принцип папского верховенства. Но попытки вернуть курии прежнее господство над епископатом и светскими властями встретили сопротивление ряда католических государей и закончились полным провалом. Используя решения собора и опираясь на иезуитов, папство на какое-то время смогло упрочить свое положение, укрепить церковную организацию и сохранить позиции католицизма даже в тех странах, где прежде имела успех Реформация. В самом Риме был создан инквизиционный трибунал, который возглавил борьбу с ересями в католическом мире. Жертвами этого трибунала стали очень многие инаковерующие и инакомыслящие. По решению Тридентского собора был составлен «Индекс запрещенных книг», в который попали сочинения многих европейских гуманистов (в частности, «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле). Создается боевой орден католической реакции, орден иезуитов. Основателем этого ордена был Игнатий Лойола (1491-1556) – испанский идальго, получивший ранение, лишившее его возможности продолжать военную карьеру. После ранения Лойола решил посвятить себя служению церкви. Изучать богословие он отправился в Сорбонну, где какое-то время спустя создает «Общество Иисуса». В 1540 г. папа утверждает устав нового ордена и берет его под свое покровительство. Иезуиты давали 4-й обет монашества: сугубое послушание папе. Благодаря иезуитам в католической церкви распространился обычай тайной исповеди. Орден иезуитов получает строго организованное устройство. Его генерал (первым генералом был Игнатий Лойола) вместе с совещательным органом – советом ордена – жил в Риме, руководя оттуда «провинциями ордена». Иезуиты раскинули свои сети по всему миру, включая не только католические окраины Европы, но и некатолические, и даже не христианские страны. В отличие от других монашеских орденов, члены ордена иезуитов жили в миру и вели светский образ жизни, выступая в роли политиков, дипломатов, придворных, воспитателей, врачей и т.п. Ради торжества дела Христова они выполняли задания ордена, руководствуясь знаменитым принципом «цель оправдывает средства». В своей деятельности они пользовались любыми средствами – лестью, ядом, интригами, клеветой, заговорами и убийствами. Отпущение грехов им было обеспечено заранее. Иезуиты придавали очень большое значение воспитанию «солдат» ордена, стоящих на страже христианской католической веры. Они занимали кафедры во всех европейских университетах, создавали школы, колледжи и лицеи, где маленьких мальчиков воспитывали в соответствующем духе, т.е. иезуитском. Воспитанию особых деятелей иезуитского толка была подчинена вся иезуитская педагогика, и в настоящее время считающаяся одной из лучших педагогических систем. В своем трактате «Духовные упражнения» Игнатий Лойола наставляет: «Подчиненный должен повиноваться старшему как труп, который можно поворачивать в разные стороны; как палка, подчиняющаяся всякому движению; как воск, которому можно придать любую форму». Иезуитский орден стремился захватить как можно больше учебных заведений, причем не только в Европе, но и на Востоке. В его «коллегиумах» обучались и воспитывались иезуитские функционеры. Под контролем иезуитов находились богословские факультеты многих университетов Европы. Орден иезуитов, стремившийся к безукоризненному воспитанию своих будущих «солдат», оказал большое влияние на развитие европейской педагогики вообще. Иезуиты были хорошими учителями, и выпускники их «коллегиумов» отличались высоким уровнем подготовки. Во время раннебуржуазных революций (1649 г. в Англии, 1789 г. во Франции), иезуиты выступили на стороне феодальной монархии и делали все возможное, чтобы сохранить ее устои. Когда французская аристократия во время революции бежала в другие страны (в том числе и в Россию), вместе с ними бежали и иезуиты, которым таким образом открылись границы Российской империи. Екатерина II находила в иезуитах опору своему правлению и предоставила им возможность для педагогической деятельности в России. Действия иезуитов, их склонность к заговорам и дворцовым интригам нередко вызывали соответствующую реакцию – они часто изгонялись из той или иной страны. В 1773 г. орден был закрыт, но в 1814 г. возобновил свою деятельность и действует до сих пор. Слово «иезуит» давно приобрело нарицательное значение: с ним ассоциируется коварство, предательство и т.п. Католическая Контрреформация имела определенный успех, на некоторое время ей удалось упрочить пошатнувшийся в очередной раз папский престол и укрепить силы папства и католицизма. Тем не менее Контрреформация не смогла ликвидировать уже состоявшийся раскол католицизма и помешать становлению нового вероучения – протестантизма.

содержание

Влияние Контрреформации на политическую обстановку: в наследственных владениях Габсбургов, в верхненемецких княжествах она помогла государям, тогда как в Англии и Франции, напротив, антиправительственной католической оппозиции. Контрреформация нашла союзника в абсолютистской власти в Испании и Португалии, в княжествах Южной Германии, а также в Италии. Сотрудничая со светскими государями, поддерживая борьбу с Реформацией, папа не отказывал и в конкретной помощи борьбе против протестантов — деньгами, солдатами, священниками, пожертвованием церковного имущества. Пий V поддерживал герцога Альбу в Нидерландах, предоставил французскому королю Карлу IX для борьбы с гугенотами свои войска, участвовал в заговорах против Елизаветы I Тюдор. Сикст V отлучил от церкви единственного законного наследника французского престола Генриха Наваррского. Главной политической и военной силой Контрреформации были Габсбурги — в XVI в. испанские, а в XVII в. германские. Филипп II, опираясь на мощь своей обширной державы и на международные союзы, вел наступление на протестантизм по всей Европе. Он стремился сокрушить самую сильную цитадель протестантизма — английскую монархию. Ориентируясь на монархов, проводники Контрреформации для восстановления католицизма в Северной Европе вели широкую устную и письменную пропаганду среди населения, возобновляли отправление традиционного богослужения и обрядов. Однако в начале XVII в. деятельность проводников Контрреформации в основном была сведена на нет, и католицизм сдавал свои позиции в королевствах Англии и Шотландии. В Германии активными проводниками реставрации католицизма были герцоги Баварские. С середины XVI в. Альбрехт V (1530— 1579) повел решительную борьбу с протестантизмом в своих владениях, восстановив католицизм в Баденском герцогстве. К началу XVII в. католическая церковь сумела отстоять и даже вновь обрести значительные территории в Германии, где широко распространялись реформационные учения. В 1608 г, силам католической церкви была противопоставлена Протестантская уния, на которую католики ответили образованием лиги во главе с Баварией (1609). Это объединение поддержали австрийские Габсбурги, папа и Испания. Немецкие земли становились центром противоборства двух религиозно-политических коалиций. Политика папства обостряла не только внутриполитическую обстановку в европейских государствах, но осложняла международные отношения. Не случайно при заключении Вестфальского мира 1648 г., положившего конец 30-летней войне, папе не было отведено никакой роли, несмотря на протесты Святого Престола. В годы, последовавшие за европейским урегулированием 1648 г. (остававшимся в силе до 1713 г.), папский престол перестал быть главным центром европейской политики.

Несмотря на то что феодализму в Европе феодальная реакция еще представляла собой большую силу и феодальный строй не изжил себя. После первых поражений, понесенных от буржуазной реформации и крестьянскоплебейских восстаний, феодальная реакция с 40-х годов XVI в. перешла в наступление в разных направлениях. Класс феодалов в целом, политическая надстройка в лице абсолютной монархии, укрепившие ценой взаимных уступок союз с католической церковью, повели натиск на экономический и правовой статус эксплуатируемых классов и сословий, а также против всех прогрессивных форм идеологии. В ряде случаев абсолютные монархии использовали отдельные стороны реформационного учения для проведения «королевской реформации» в целях собственного укрепления (галликанская реформа церкви во Франции, акт о суперматии королевской власти над церковью, секуляризация и создание так называемой епископальной церкви в Англии). Реакционно-сепаратистские круги дворянства также сумели использовать специфические черты лютеранства и кальвинизма в своих эгоистических интересах. С другой стороны, католическая церковь, реорганизовавшись, повела ожесточенное наступление против реформации повсюду, где последняя получила распространение или добилась успеха. Эта политика католической церкви, получившая название контрреформации, нашла наиболее яркое воплощение в деятельности вновь созданного Ордена иезуитов и в мероприятияхпапства по осуществлению решений Тридентского собора. Основателем Ордена иезуитов («Общества Иисуса») был испанский дворянин среднего достатка Игнатий Лойола (1491-1556— —Лишившись из-за тяжелого ранения возможности продолжать военную службу, этот католический фанатик и реакционер решил посвятить себя «служению Иисусу» и борьбе церкви. После многолетнего изучения богословия сначала в Саламанкском университете, а затем в Сорбонне Лойола написал книгу под названием «Духовные упражнения», в которой излагались организационно-программные принципы «Общества Иисуса». Деятельность этого общества началась практически с 1534 г ., хотя официально Орден иезуитов был учрежден в 1540 г . и с тех пор неизменно поддерживал тесную связь с папством. Лойола был первым руководителем (генералом) ордена и создателем его устава. Формально высшим органом власти у иезуитов считалась генеральная конгрегация, состоявшая из высших сановников ордена, практически вся власть сосредоточивалась в руках генерала, при котором имелся совет из нескольких человек —совещательными правами. Иезуиты весь мир разделили на особые, районы (провинции), включавшие обычно несколько стран. Эти провинции возглавляли иезуитские провинциалы, имевшие при себе также совещательные коллегии. Члены ордена, хотя они и давали, как все монахи, обет послушапия, целомудрия и нестяжательства, жили не в тиши монастырских обителей, а в миру. Их главной обязанностью было находиться в центре общественной жизни и оказывать на нее такое влияние, какого требовали интересы католической церкви и указания руководителей ордена. Подчиненный «должен предоставить провидению, в лице своих начальников, так управлять собой, как если бы он был трупом»,– таково было основное требование, предъявлявшееся к каждому иезуиту. —Главными направлениями деятельности иезуитов были: воспи-— тание подрастающего поколения в духе ортодоксального католицизма; проникновение во все слои общества и преимущественно в правящие его сферы с целью их подчинения воле и целям ордена и католической, церкви; осуществление планов папской политики; борьба с ересями и распространение католицизма. В дальнейшем одной из основных целей иезуитов стало обеспечение материального преуспевания ордена. Фанатичные, обладавшие змеиной изворотливостью иезуиты проникали в великосветские салоны, во дворцы коронованных особ, потакали их слабостям и порокам и, опутав их сетью интриг, подчинив своей воле, превращали в послушных– исполнителей политики ордена и папства, не останавливаясь перед любыми провинциями и преступлениями. Для иезуита не существовало никаких моральных преград, когда дело касалось интересов ордена или выполнения приказа. Он не должен был останавливаться даже перед совершением «смертного греха», если того требовал начальник. Хитросплетениями софизмов и формальнологических словесных комбинаций он должен был уметь оправдать любой, самый отвратительный и аморальный поступок, если конечный его результат соответствовал интересам ордена. Хорошо поставленные иезуитские школы, исповедь, ухаживание за больными – все преследовало цели «уловления душ». Ничем не гнушались иезуиты, чтобы использовать набожность, пороки или невежество своих «агнцев» ради овладения их имуществом. Одновременно иезуиты проникали в самую толщу обездоленных и угнетенных, выслеживали и выдавали инквизиции еретиков и бунтовщиков». Они убеждали бедный люд в божественной предустановленности существующих порядков, в необходимости смирения и покорности, в «тщете и суетности» суете мирского. Их миссионеры энергично действовали в колониях, порабощенных европейскими завоевателями, и, любыми методами распространяя там христианство, освящали —словом божиим» рабство и свирепое уничтожение аборигенов. За допускавшиеся злоупотребления, а то и преступления иезуитов нередко изгоняли не только из отдельных городов, но и стран. Однако они продолжали развивать свою активность. Деятельность иезуитов продолжается и по сей день. Они имеют в своем распоряжении целую сеть школ в разных странах, в том числе в Америке. Как правило, в этих школах хорошо поставлена педагогичесая система и работают весьма квалифицированные учителя, привлекаемые высокой оплатой. Энергично работают иезуиты и в католических университетах, существующих во многих странах Европы, уделяя особое внимание теологическим факультетам. Все это делается в целях сохранения и распространения католицизма и «улавливания душ». Следующая глава

Предпосылки феодальной реакции и контрреформации. Несмотря на то что феодализму в Европе в XVI-XVII вв. были нанесены ощутимые удары, феодальная реакция еще представляла собой большую силу.

предыдущая глава

После первых поражений, понесенных от буржуазной Реформации и крестьянско-плебейских восстаний, феодальная реакция с 40-х годов XVI в. перешла в наступление в разных направлениях. Класс феодалов в целом и его политическая надстройка в лице абсолютной монархии, укрепившие ценой взаимных уступок союз с католической церковью, усилили натиск на экономический и правовой статус эксплуатируемых классов и сословий, а также против всех прогрессивных форм идеологии.

В ряде случаев абсолютные монархии использовали отдельные стороны реформационного учения для проведения “королевской реформации” в целях укрепления собственных позиций (галликанская реформа церкви во Франции, акт о супрематии королевской власти над церковью в Англии). Реакционно-сепаратистские круги дворянства, как отмечалось ранее, также сумели использовать специфические черты лютеранства и кальвинизма в своих эгоистических интересах. С другой стороны, католическая церковь, реорганизовавшись, повела ожесточенное наступление против Реформации повсюду, где последняя получила распространение или добилась успеха.

Эта политика католической церкви, получившая название контрреформации, нашла наиболее яркое воплощение в деятельности вновь созданного Ордена иезуитов и в мероприятиях папства по осуществлению решений Тридентского собора. Орден иезуитов. Основателем Ордена иезуитов (“Общества Иисуса”) был испанский дворянин среднего достатка Игнатий Лойола (1491-1556).

следующая глава

Лишившись из-за тяжелого ранения возможности продолжать военную службу, Лойола решил посвятить себя “служению Иисусу” и борьбе с ересью. После изучения богословия сначала в Саламанкском университете, а затем в Сорбонне он написал книгу “Духовные упражнения”, в которой излагались организационно-программные принципы “Общества Иисуса”. Деятельность этого общества началась практически с 1534 г.

, хотя официально Орден иезуитов был учрежден в 1540 г. и с тех пор неизменно поддерживал тесную связь с папством. Лойола – первый руководитель (генерал) Ордена и создатель его устава.

Формально высшим органом власти у иезуитов считалась генеральная конгрегация, состоявшая из высших сановников Ордена, но фактически вся власть сосредоточивалась в руках генерала, при котором имелся совет из шести человек с совещательными правами. Иезуиты разделили весь мир на особые районы (провинции), включавшие обычно несколько стран. Эти провинции возглавляли иезуитские провинциалы, имевшие при себе совещательные коллегии.

Задать вопрос юристу

Члены Ордена хотя и давали, как все монахи, обет послушания, целомудрия и нестяжательства, но жили не в тиши монастырских обителей, а в миру. Их главной обязанностью было находиться в центре общественной жизни и оказывать на нее такое влияние, какого требовали интересы католической церкви и указания руководителей Ордена. Подчиненный “должен предоставить провидению, в лице своих начальников, так управлять собою, как если бы он был трупом”, – таково было основное требование, предъявлявшееся к каждому иезуиту.

Главными направлениями деятельности иезуитов были: воспитание подрастающего поколения в духе ортодоксального католицизма; проникновение во все слои общества и преимущественно в правящие его сферы с целью их подчинения воле и целям Ордена и католической церкви; осуществление планов папской политики; борьба с ересями и распространение католицизма. В дальнейшем одной из основных целей иезуитов стало обеспечение материального преуспеяния Ордена. Фанатичные, пронырливые, обладавшие змеиной изворотливостью иезуиты проникали в великосветские салоны, во дворцы коронованных особ, потакали их слабостям и порокам и, опутав их сетью интриг, подчинив своей воле, превращали в послушных исполнителей политики Ордена и папства, не останавливаясь перед любыми провокациями и преступлениями.

Для иезуита не существовало никаких религиозных преград, когда дело касалось интересов Ордена или выполнения его приказаний. Он не должен был останавливаться тогда даже перед совершением “смертного греха”. Хорошо поставленные иезуитские школы и университеты, исповедь, ухаживание за больными – все преследовало цели “уловления душ”.

Иезуиты проникали в самую толщу обездоленных и угнетенных народных масс, выслеживали и выдавали инквизиции еретиков и “бунтовщиков”. Они убеждали бедный люд в божественной предустановленности существующих порядков, в необходимости смирения и покорности, в “тщете и суетности” всего мирского. Их миссионеры энергично действовали в колониях и любыми методами распространяли там христианство.

Тридентский собор. Успехи Реформации показали необходимость проведения некоторых реформ и внутренних изменений в самой католической церкви, без чего она не могла сохранить свою былую роль в христианском мире. Вместе с тем папская курия опасалась, что всякая более или менее существенная перестройка католической церкви сверху может привести к торжеству реформационных идей, особенно в тех условиях, когда некоторые крупные князья церкви, епископы и аббаты склонны были признать отдельные догматы Реформации, а то и вовсе принять ее, секуляризовать свои владения и превратиться в светских владетелей.

В этих условиях церковные власти провели только некоторые половинчатые меры. Папство стало решительно пресекать нарушения духовенством правил богослужения и папских предписаний – декреталий. Были укреплены богословские факультеты университетов и церковные школы.

В Риме создали центральный инквизиционный трибунал – главное учреждение по борьбе с ересями. Застенки инквизиции заполнились тысячами жертв. Большую роль в этих реакционных мероприятиях католической церкви сыграл Тридентский собор (церковный собор в итальянском городе Тренто), заседавший с перерывами с 1545 по 1563 г.

Решающей была его последняя, третья сессия, длившаяся с января 1562 г. по декабрь 1563 г. , на которой перевес оказался на стороне наиболее реакционных прелатов и иезуитов из Италии, получивших прозвище “ультрамонтан” (“загорных”).

Под их влиянием собор отверг все попытки отдельных его участников внести какие-либо существенные изменения в догматы и организацию католической церкви. Все сочинения протестантов и их учения были преданы анафеме. Иезуиты яростно отстаивали принцип верховенства папы над епископами, церковным собором, светскими властями и положение о “непогрешимости” папы, когда он с кафедры дает толкование вопросам веры.

Однако догмат этот официально был принят лишь тремя веками позже, на Ватиканском соборе 1869-1870 гг. , и также под давлением иезуитов. Опираясь на решения собора, папство укрепило организацию церкви, преодолело догматические разногласия, усовершенствовало формы пропаганды католицизма там, где одержала успехи Реформация, а также в колониях.

Контрреформация и «католическая реформа» в ЕвропеУспехи протестантизма нанесли сильный удар по позициям католической церкви, утрачивавшей прежнюю власть над христианским миром. Это заставило папство принять ряд мер, направленных на борьбу с «протестантской ересью». Церковная политика, призванная остановить распространение новых учений, получила название «Контрреформация». Ее активно поддержали государи стран, оставшихся католическими, – Испании, Франции, части германских и итальянских государств.

В этих странах активизировалась инквизиция, осудившая тысячи протестантов на мучительную смерть на кострах как еретиков. Католическая церковь поощряла доносы на протестантов; имущество осужденных передавалось доносчикам.

Инквизиция пристально следила за распространением «вредных» идей в университетах, была введена цензура печатных изданий. В католических странах труды протестантских теологов были занесены в «индекс запрещенных книг» и предавались публичному сожжению. Ввоз этой литературы или ее подпольное издание карались смертью.

Одним из самых действенных средств в борьбе за умы верующих стал основанный в 1540 г. орден иезуитов. Его создателем и первым генералом был испанский дворянин и богослов Игнатий Лойола (1491–1556).

Он составил программу действий и духовные заповеди для членов общества Иисуса (иезуитов), главной целью которых было укрепление позиций католической церкви по всему миру, который Лойола поделил на «провинции», охватившие не только Европу, но также Азию и Америку, куда направлялись иезуитские миссионеры. Каждый регион возглавлял «провинциал», при котором действовал совет – коллегия, подчинявшаяся генералу ордена.

В отличие от средневековых монахов, иезуиты жили в миру и старались не отличаться по виду от светских лиц. Они участвовали в политической и общественной жизни, чтобы оказывать на них влияние в интересах католической церкви: входили в доверие к государям, министрам, придворным фаворитам, побуждая их проводить политику, одобренную папским престолом.

Иезуиты занимались «уловлением душ» среди всех слоев общества и делали это весьма тонко: чтобы привлечь к себе верующих, они открывали школы, госпиталя, приюты для сирот и престарелых. При этом иезуитские коллегии и школы отличались высочайшим уровнем образования. В XVI–XVII вв. иезуиты считались лучшими преподавателями в Европе, из среды ордена вышли многие выдающиеся историки и политические мыслители.

Умение интриговать и подчинять людей своей воле сделали понятие «иезуит» символом хитрости и политической беспринципности. В их глазах цель оправдывала любые средства. Во имя дела церкви иезуиты допускали даже убийство, считавшееся смертным грехом.

Они подготовили ряд покушений на протестантских государей и политических деятелей во Франции, Нидерландах, Англии и поддерживали католические заговоры в протестантских странах. В ордене царила жесткая дисциплина, не позволявшая рядовым членам рассуждать о моральной стороне их действий. Если иезуит получал приказ начальника, он должен был подчиниться безоговорочно, как если бы он был неодушевленным существом, – гласил устав общества.

Многие деятели католической церкви осознавали, что проповедь протестантизма пользуется успехом благодаря тому, что делает Библию – основной авторитет для христиан – более доступной верующим, переводя ее на народные языки. Реформация несла с собой церковное просвещение: людей учили грамоте, основам веры, составляли катехизисы – краткое изложение основ веры в виде вопросов и ответов, – которые заучивались. Пасторы следили, чтобы те, кто не знает основ веры, не получали причастия. Благодаря Реформации многие христиане лучше узнали, во что именно им следовало верить.

Католическая церковь с ее латинской службой и латинской Библией, недоступными пониманию большинства, проигрывала в этом отношении. Ей приходилось наверстывать упущенное. Во второй половине XVI века католические теологи – сторонники «католической реформы» – также занялись переводом Библии на национальные языки. Расширилась сеть католических школ и университетов.

Наиболее дальновидные представители католической церкви были готовы принять часть критики в адрес папства и духовенства. Они не поддерживали принципа папской теократии, предлагали отказаться от утверждения о непогрешимости папы и настаивали на том, что он должен подчиняться коллективным решениям соборов. Однако консервативная часть католического духовенства сопротивлялась всяким попыткам реформ.

Разногласия должен был разрешить Тридентский собор, заседавший с перерывали с 1545 по 1563 г. В ожесточенных спорах о реформах победили консерваторы: они настояли на верховенстве папы над собором, добились жесткого соблюдения духовенством всех церковных ритуалов и папских предписаний, укрепили инквизицию. Противоречия в католической церкви были преодолены, но это был триумф ее реакционной части.

Следующая глава.

Источники:

Вам также может понравиться