Философия Лейбница

Готфрид Вильгельм Лейбниц представляет опреде­ленное завершение европейского философского рацио­нализма. Он был знаком с рядом выдающихся представителей тогдаш­ней науки, особенно быстро развивающегося естествознания. Лейбниц не создал ни одного философского труда, в котором он представил бы или логически разработал свою философскую систему. Его воззрения разбросаны по разным статьям и письмам.

Ядро философской системы Лейбница составляет учение о «монадах» — монадология. Монада — ос­новное понятие системы — характеризуется как про­стая, неделимая субстанция. Лейбниц отвергает учение Спинозы о единой субстанции, которое, по его пред­ставлениям, вело к тому, что из мира исключаются движение, активность.

Он утверждал, что субстанций бесконечное множество. Они, согласно его воззрениям, являются носителями силы, имеют духовный, немате­риальный характер. Так Лейбниц развивает.

систему идеалистического плюрализма. Каждую монаду он считает субстанцией. Как таковая монада является самостоятельной единицей бытия, которая способна к активности, деятельности.

Портрет Лейбница

Лейбниц характеризует мо­нады как простые субстанции. Простота монад основы­вается на такой аргументации: если мы допустим, что субстанция может быть сложной и простой, то-сложная субстанция не может существовать без про­стых. Поэтому если монада является субстанцией (а у этого понятия Лейбниц сохраняет основные характе­ристики субстанции Спинозы), то она является причи­ной самой себя, т.

е. не зависит от другой субстанции. Сложная субстанция всегда бы зависела от простых.

Из простоты монад вытекает их следующее свойст­во. Монады не изменяются в своей внутренней опре­деленности под влиянием других монад. Каждая мона­да представляет собой некий мир сам по себе, при этом, однако, отражает весь мировой порядок в себе.

Вопрос гармонии — важнейший в философии Лей­бница. Она является неким внутренним порядком все­го мира монад и представляет собой принцип, прео­долевающий изолированность монад.

Следующая характерная черта монад заключается в том, что каждая монада имеет собственную опреде­ленность (является носителем определенных качеств), которой она отличается от всех остальных. Монады сами не имеют никаких пространственных характеристик, они, та­ким образом, не являются чувственно постижимыми. Мы можем их постичь лишь разумом. Чувственно вос­принимаемые тела, т. е. соединения монад, различа­ются согласно тому, из каких монад они состоят. Человек представляет собой такую сово­купность монад, в которой организующую роль играют монады, наделенные сознанием. Образование сово­купностей монад не является случайным. Оно опреде­лено «предустановленной гармонией». При этом, одна­ко, в каждой из монад потенциально заключена воз­можность развития. Этим Лейбниц объясняет тот факт, что все монады постоянно изменяются, развива­ются и при этом их развитие не «подвержено влиянию извне».

Общеизвестная философия Лейбница изложена в “Монадологии” и в “Началах природы и благодати”; одну из названных работ (неизвестно которую) он написал для принца Евгения Савойского, сослуживца герцога Мальборо. Основа его теологического оптимизма излагается в “Теодицее”, которую он написал для королевы Шарлотты Прусской. Я начну с философии, изложенной в этих трудах, а затем перейду к его более фундаментальным трудам, которые не были им опубликованы.

Подобно Декарту и Спинозе, Лейбниц основывал свою философию на понятии “субстанции”, но он радикально отличался от них в Рассмотрении отношения духа и материи и в рассмотрении числа субстанций. Декарт допускал три субстанции: Бога, дух и материю, Спиноза допускал одного Бога. Для Декарта протяженность является сущностью материи; для Спинозы и протяженность и мышление являются атрибутами Бога.

Лейбниц же считал, что протяженность не может быть атрибутом субстанции. Его обоснование этого достояло к том, что протяженность заключает в себе множественность и поэтому может принадлежать только совокупности субстанций; каждая единичная субстанция должна быть непротяженной. Поэтому он верил в бесконечное число субстанций, которые называл “монадами”.

Каждая из них имела некоторые свойства физической точки, но только когда ее рассматривали абстрактно, фактически же каждая монада является душой. Это естественно следует из отрицания протяженности как атрибута субстанции; по-видимому, единственным оставшимся возможным существенным атрибутом является мышление. Таким образом, Лейбниц пришел к отрицанию реальности материи и к замене ее бесконечными собраниями душ.

Теория, утверждающая, что субстанции не могут взаимодействовать, развитая последователями Декарта, была поддержана Лейбницем и привела к любопытным следствиям. Он считал, что не может быть двух монад, которые могли бы иметь когда-нибудь какие-нибудь причинные отношения между собой; когда кажется, что у них есть такие отношения, то это лишь видимость. Монады, как он говорит, “не имеют окон”.

Это приводит к двум трудностям: одна трудность вытекает из динамики, где тела, по-видимому, влияют друг на друга, особенно при столкновении; другая вытекает из понимания восприятия, которое, по-видимому, является действием воспринятого объекта на воспринимающего. Сейчас мы оставим в стороне трудности, вытекающие из положений динамики, и рассмотрим только вопрос восприятия. Лейбниц считал, что каждая монада отражает Вселенную не потому, что Вселенная воздействует на нее, но потому, что Бог дал ей такую природу, которая самопроизвольно порождает этот результат.

Между изменениями в одной монаде и изменениями в другой существует “предустановленная гармония”, что и производит видимость взаимодействия. Очевидно, это является распространением теории двух часов, которые отбивают одно и то же время в один и тот же момент, потому что работают синхронно. У Лейбница бесконечное число часов, и всем им установлено Богом отбивать одно и то же время и в один и тот же момент не потому, что они влияют друг на друга, но потому, что каждые из них являются совершенно точным механизмом.

Монады образуют иерархию, в которой одни возвышаются над другими по их ясности и отчетливости, с какой они отражают Вселенную. Во всех них имеется некоторая степень смутности в восприятии, но количество смутности изменяется в соответствии с достоинством монады. Человеческое тело полностью составлено из монад, каждая из которых является душой и каждая из которых бессмертна, но есть одна господствующая монада, представляющая то, что называется душой человека, частью тела которого она является.

Эта монадагосподствует не только в смысле обладания более ясными восприятиями, нежели у других, но также и в другом смысле. Изменения в человеческом теле (в обычных условиях) происходят ради господствующей монады: когда моя рука двигается, то цель, которой служит это движение, находится в господствующей монаде, то есть в моей душе а не в монадах, которые составляют мою руку. Вот где истина того, что кажется здравому смыслу контролем моей воли над моей рукой.

Философия Лейбница XVII век одарил человечество целой плеядой выдающихся фи­лософов. Это, разумеется, не только Бэкон и Декарт, Гоббс и Локк, но и Паскаль и Гассенди, Спиноза и Бейль. К сожалению, мы не имеем возможности в рамках данного учебника рассмотреть фи­лософские воззрения указанных философов. Надеемся, что чита­тель сам, по своей инициативе, не оставит без внимания их за­мечательные труды. Своеобразное исключение делается для фи­лософии Готфрида Лейбница. Его философия фактически яви­лась вершиной философских изысканий XVII в. Философия Лейбница представляет также особый интерес постольку, по­скольку принадлежит человеку с самыми разносторонними зна­ниями и способностями: философу, математику, логику, теоло­гу, государственному деятелю. Лейбниц — подлинный энцикло­педист в точном смысле этого слова. Но философия по самому сво­ему содержанию энциклопедична. Поэтому вершин в филосо­фии достигают именно энциклопедисты.

Лейбниц следовал рационалистической традиции Декарта, но он существенно углубил многие принципы рационалистической философии, благо его детальная осведомленность относительно тонкостей логики, математики, физики позволяла ему это сделать.

Прежде всего Лейбниц постарался уяснить себе и другим во­прос о началах философии, равно как и любого другого знания. Он стремился конкретно назвать, перечислить те интуиции, о ко­торых писал Декарт и о которых всегда столь пространно рассу­ждают рационалисты. Лейбниц имеет в виду: принцип непроти­воречия или тождества (А есть А и не может быть не равно А);

принцип необходимости достаточного основания (все случается со­гласно определенному основанию); принцип тождества неразли­чимых (нет и не может быть даже двух тождественных вещей); принцип идеальности монад (сущностей); принцип предустанов­ленной гармонии; принцип непрерывности и т.д.

Тождества не нуждаются в доказательствах, поэтому принцип тождества изначально приемлем. Опытные же факты в силу принципа необходимости достаточного основания должны обосно­вываться, факты зависят от законов. Вещь не представляет со­бой просто сгустка телесной материи, а есть внутренне активная сущность — монада. В известном соответствии с платонизмом эта сущность понимается как духовное, идеальное, которое выража­ется в экспериментально фиксируемых фактах. Лейбниц стремит­ся здесь одним философским выстрелом “убить двух зайцев”. Иде­альность монад ему нужна для рационально-теоретического объ­яснения опытных фактов. А духовность монад выражает их ди­намическую суть, активность, постулирование которой позволи­ло Лейбницу дистанцироваться от вульгарно-механистических воз­зрений, явно недостаточных для объяснения биологических и социальных явлений.

Между монадами существует предустановленная Богом гар­мония, системность. Абсолютное время и абсолютное простран­ство не существуют, ибо они лишены, по определению, указан­ных системных связей. Наконец, следует учесть все те измене­ния, которые происходят с монадами.

Они непрерывны, ибо по-другому их невозможно себе представить в рационально оправ­данной форме. Здесь Лейбниц фактически дает философский пе­ревод математического смысла дифференциального исчисления, одним из создателей которого он являлся. Что же касается слож­ного мира физических фактов, чувств, эмоций и желаний людей, то все это находит свое полное рациональное обоснование в идеальности монад.

Монады сотворены Богом. Сам Бог реален в си­лу невозможности отказаться от всегда ясной идеи нашего ума о совершенном божестве.

Перед нами тезисы один из наиболее развитых философских концепции XVII в. При всей своей умозрительности она позво­ляет давать приемлемые объяснения самым сложным явлениям.

Кратко о философии: самое главное и основное про философию в кратком изложении.

Монадология Г. В. Лейбница

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646–1716) – чрезвычайно многосторонний ученый, творивший во всех отраслях человеческого знания. Однако наибольшее значение имеют его труды по философии. Он развивал идеи, заложенные в платоновском наследии.

Учение Лейбница – монадология. Монада (одно, единое) – это наименьшая, далее неделимая, часть мира, обладающая психическими свойствами. Мир, считал Лейбниц, состоит из мельчайших элементов, или монад, – духовных элементов бытия, обладающих активностью и самостоятельностью, находящихся в непрерывном изменении и способных к страданию, восприятию и сознанию.

Бог, по Лейбницу, возвышается над телесным миром, являясь его «виновником и господином». Единство и согласованность монад есть результат Богом «предустановленной гармонии». Так, «низшим» монадам присущи лишь смутные представления (в таком состоянии находятся неорганический мир и растительное царство); у животных представления достигают ступени ощущений, а у человека – ясного понимания, осмысления.

Каждая монада отражает мир, все они одинаковы и отражают переживания мира. Но нужна еще одна монада, которая творит изменения в мире. Это – Бог.

Он творит свои переживания и отражает сам себя. Ближе всего к Богу монада человеческой души. Признавая, с одной стороны, основным свойством монад деятельную силу, устанавливая энергийную связь между ними, а с другой – защищая идею Бога-творца, Лейбниц через теологию подходит к принципу диалектики.

Отвергая представление о пространстве и времени как о самостоятельных началах бытия, существующих наряду с материей и независимо от нее, Лейбниц рассматривал пространство как порядок взаимного расположения множества индивидуальных тел, существующих вне друг друга, а время – как порядок сменяющих друг друга явлений, или состояний, тел. Одной из вершин философского наследия Лейбница является его учение об индивидуальной монаде как о концентрированном мире, зеркале единой и бесконечной Вселенной.

Философия Лейбница XVII век одарил человечество целой плеядой выдающихся фи­лософов. Это, разумеется, не только Бэкон и Декарт, Гоббс и Локк, но и Паскаль и Гассенди, Спиноза и Бейль. К сожалению, мы не имеем возможности в рамках данного учебника рассмотреть фи­лософские воззрения указанных философов. Надеемся, что чита­тель сам, по своей инициативе, не оставит без внимания их за­мечательные труды. Своеобразное исключение делается для фи­лософии Готфрида Лейбница. Его философия фактически яви­лась вершиной философских изысканий XVII в. Философия Лейбница представляет также особый интерес постольку, по­скольку принадлежит человеку с самыми разносторонними зна­ниями и способностями: философу, математику, логику, теоло­гу, государственному деятелю. Лейбниц — подлинный энцикло­педист в точном смысле этого слова. Но философия по самому сво­ему содержанию энциклопедична. Поэтому вершин в филосо­фии достигают именно энциклопедисты.

Лейбниц следовал рационалистической традиции Декарта, но он существенно углубил многие принципы рационалистической философии, благо его детальная осведомленность относительно тонкостей логики, математики, физики позволяла ему это сделать.

Прежде всего Лейбниц постарался уяснить себе и другим во­прос о началах философии, равно как и любого другого знания. Он стремился конкретно назвать, перечислить те интуиции, о ко­торых писал Декарт и о которых всегда столь пространно рассу­ждают рационалисты. Лейбниц имеет в виду: принцип непроти­воречия или тождества (А есть А и не может быть не равно А);

принцип необходимости достаточного основания (все случается со­гласно определенному основанию); принцип тождества неразли­чимых (нет и не может быть даже двух тождественных вещей); принцип идеальности монад (сущностей); принцип предустанов­ленной гармонии; принцип непрерывности и т.д.

Тождества не нуждаются в доказательствах, поэтому принцип тождества изначально приемлем. Опытные же факты в силу принципа необходимости достаточного основания должны обосно­вываться, факты зависят от законов. Вещь не представляет со­бой просто сгустка телесной материи, а есть внутренне активная сущность — монада. В известном соответствии с платонизмом эта сущность понимается как духовное, идеальное, которое выража­ется в экспериментально фиксируемых фактах. Лейбниц стремит­ся здесь одним философским выстрелом “убить двух зайцев”. Иде­альность монад ему нужна для рационально-теоретического объ­яснения опытных фактов. А духовность монад выражает их ди­намическую суть, активность, постулирование которой позволи­ло Лейбницу дистанцироваться от вульгарно-механистических воз­зрений, явно недостаточных для объяснения биологических и социальных явлений.

Между монадами существует предустановленная Богом гар­мония, системность. Абсолютное время и абсолютное простран­ство не существуют, ибо они лишены, по определению, указан­ных системных связей. Наконец, следует учесть все те измене­ния, которые происходят с монадами.

Они непрерывны, ибо по-другому их невозможно себе представить в рационально оправ­данной форме. Здесь Лейбниц фактически дает философский пе­ревод математического смысла дифференциального исчисления, одним из создателей которого он являлся. Что же касается слож­ного мира физических фактов, чувств, эмоций и желаний людей, то все это находит свое полное рациональное обоснование в идеальности монад.

Монады сотворены Богом. Сам Бог реален в си­лу невозможности отказаться от всегда ясной идеи нашего ума о совершенном божестве.

Перед нами тезисы один из наиболее развитых философских концепции XVII в. При всей своей умозрительности она позво­ляет давать приемлемые объяснения самым сложным явлениям.

Источники:

Вам также может понравиться