Конец надельной системы. Феодальные поместья (чжуантянь)

Этот удар был нанесён одним из самых могущественных цзедуши — Ань Лу-шанем, управлявшим одновременно тремя наместничествами. Под его властью находилась значительная часть современной Внутренней Монголии, Шаньси и Хэбэй.

Сам Ань Лу-шань происходил из тюрок. Его военные силы состояли не только из китайских частей, но и из отрядов кочевников, главным образом киданей. В 755 г.

он поднял мятеж против Сюаньцзуна и очень скоро захватил обе столицы империи — Лоян и Чанъань. Сюаньцзун бежал в Сычуань, после чего Ань Лу-шань провозгласил себя императором.

Танская династия, однако, уцелела. Её спасли раздоры среди восставших. Против Ань Лу-шаня выступили другие цзедуши, не желавшие подчиняться новому повелителю.

Каир. Гравюра конца XVII в.

Помогли правительственному лагерю и наёмные войска, состоявшие главным образом из уйгуров. В 757 г. Ань Лу-шань был убит.

Мятеж продолжался под предводительством Ши Сы-мина. В 763 г. мятеж был подавлен, династия уцелела, но империи в её старом виде был нанесён сокрушительный удар. Почти в 5 раз сократилось число надельных дворов, находившихся под контролем правительства, а реальная власть в государстве начала переходить к владельцам феодальных поместий.

Ликвидация надельной системы по сути дела была узаконена, что нашло выражение прежде всего в реформе налогового обложения. style=”display:inline-block;width:300px;height:250px” data-ad-client=”ca-pub-0791478738819816″ data-ad-slot=”5810772814″>

Голова Будды. Скульптура из Гандхары. Образец греко-буддийского искусства. V в. Камень.

style=”display:inline-block;width:300px;height:250px” data-ad-client=”ca-pub-0791478738819816″ data-ad-slot=”5810772814″>.

По закону 763 г. прежний земельный налог, промысловая подать и другие повинности, исчисляемые с души, были заменены единым налогом с имущества, в первую очередь с земли, независимо от возраста и трудоспособности облагаемых лиц. Перо-ход к такому принципу обложения потребовал имущественной классификации населения.

Все владельцы земли были поделены на 9 разрядов в соответствии с количеством имевшейся у них земли. Согласно закону 780 г. налог с имущества стал взиматься два раза в год.

Законы ослабели и зло скопления земель превысило даже то, что было при ханьских императорах Чэн-ди и Ай-ди icon

Ввиду этого и самый закон получил наименование «закона о двух налогах». Обложению подлежали всё, кто имел землю, в том числе и владельцы поместий.

Таким образом, земельная собственность, находившаяся в руках у феодалов, была официально признана. Обложение распространялось и на ту часть крестьян, которая до того не облагалась, ибо надельная система учитывала только постоянное население.

Все пришлые, хотя бы они и оседали в данной местности, при Надельной системе в дворовые реестры не включались. Поэтому в деревне образовались две категории дворов: «хозяйские» и «гостевые». В первых крестьяне сидели на участках, закреплённых за ними при надельном распределении, во вторых — на участках, приобретённых иными путями.

Законы ослабели и зло скопления земель превысило даже то, что было при ханьских императорах Чэн-ди и Ай-ди icon

Обследование, произведённое в 780 г. , показало, что в стране «гостевых» дворов было 1300 тыс. , в то время как «хозяйских» насчитывалось тогда 1800 тыс.

Это означало разложение крестьянской общины с характерным делением её на «хозяев», т. е. полноправных общинников, и на «гостей», т.

е. на пришлых крестьян.

Сохранилось много описаний поместий позднетанского времени. В них обычно находилась господская усадьба — ряд построек, окружённых садом или парком; вокруг располагались жилища тех, кто обрабатывал землю. Основную массу их составляли крестьяне, большей частью из числа «гостей».

Они вели самостоятельное хозяйство и отдавали владельцу земли часть урожая — не менее 50 %. Это сближало «гостей» с другими держателями помещичьей земли, но в отличие от них многие из «гостей» не имели никаких собственных средств производства, так как и орудия, и рабочий скот, и семена они получали от владельца поместья.

Кроме того, «гости» должны были, как и другие крестьяне, молоть зерно на господских мельницах и пользоваться господскими рисорушками. Размеры феодальных поместий были различны, но чаще они имели в своём составе от 100 до 200 дворов. В дальнейшем размеры поместий ещё более выросли.

 Отрезание руки у «святого» после его смерти для использования её в качестве реликвии. Миниатюра XII в.

Крупнейшим землевладельцем являлась буддийская церковь. О размерах монастырского землевладения можно судить по тому, что в 846 г. , когда земли буддийских монастырей были на некоторое время взяты в казну, государство получило более 10 млн.

цин земли, т. е. более 60 млн.

Во второй половине VIII — начале IX в. во Франкском государстве интенсивно шел процесс феодального подчинения крестьянства. Уже при Меровингах широко распространились прекарные отношения, приобретавшие теперь наследственный характер.

Будда. Стенная роспись пещерного храма в Аджанте. Деталь. VII в.

Крестьянин, потеряв землю, обращался к господину с просьбой дать ему земельный участок (precaria, т. е. участок, переданный по просьбе); за это он обещал выполнять установленные повинности.

Сделка оформлялась письменно: земельный собственник получал от крестьянина заполненную прекарную грамоту и выдавал ему престарную грамоту. В грамотах указывались сроки пользования землей и размеры крестьянского оброка, земельный собственник обещал не нарушать прав крестьянина и не отнимать произвольно переданный ему участок. Но обычно через несколько поколений крестьянин превращался не только в поземельно, но и в лично зависимого.

В прекарную зависимость попадали не только люди, лишенные земельной собственности, но и мелкие свободные землевладельцы, стремившиеся путем отказа от своей собственности избавиться от государственных повинностей, а также получить защиту и покровительство у церкви или другого земельного собственника. Нередко применялся и так называемый «прекарий с вознаграждением». Вступавший в поземельную зависимость крестьянин, как и во втором случае, отказывался от своего права собственности на переданный участок, но вместе с тем получал в пользование дополнительный участок, обычно еще не возделанной земли.

Италия в XVI - первой половине XVII в.

Два последних вида прекария служили средством мобилизации земельной собственности крестьян церковью и светскими феодалами.

К потере свободы вела так называемая коммендация. Беспомощные бедные люди вверяли себя церковному учреждению или светским господам, обещая повиноваться и служить им, как слуга господину. Нередко люди закабаляли себя за долги, обязуясь выполнять рабские повинности. Неоплатный долг превращал их в наследственных рабов (сервов).

Феодалы не останавливались перед насильственным обращением свободных людей в крепостных и зависимых. Об этом говорится в капитуляриях Карла Великого. В одном из них мы читаем: «Если кто отказывается передать свою собственность епископу, аббату, графу.

Будда. Стенная роспись пещерного храма в Аджанте. Деталь. VII в.

. . ищут случая, чтобы осудить такого бедняка и заставить его каждый раз отправляться на войну, чтобы он волей или неволей продал или отдал им свою собственность».

Император предупреждал епископов, аббатов и графов, чтобы они «не покупали и не захватывали силой имущества бедных и слабых людей. . .

из-за чего страдает королевская служба». Это и являлось причиной заботы короля о слабых, беззащитных людях.

Превращение свободных людей в зависимых и крепостных вызвало большие изменения в политическом устройстве. Прежде все крестьяне-общинники были обязаны выполнять государственные повинности, нести военную службу. Теперь, став феодально-зависимыми, они должны были служить, прежде всего, своему господину.

Иммунитет. Королевская власть не сопротивлялась росту частной власти феодалов; а даже способствовала этому. Король давал церковным и светским феодалам иммунитетные грамоты, освобождавшие их владения от всякого вмешательства государственных служащих. При этом в руки иммунистов переходила судебно-административная власть над населением и все средства, которые шли раньше в государственную казну.

Иммунитет укреплял право феодальной собственности. На иммунитетной территории вотчинник был единственным господином. У принадлежала власть не только над зависимым, но и над свободным населением, проживавшим в пределах его владений.

Карл Великий пытался использовать иммунитет как орудие укрепления государственной власти, возлагая на иммунистов ответственность за правосудие, охрану порядка и сбор ополчения. Однако расширение иммунитетных привилегий пошло на пользу только крупным феодалам и явилось одной из предпосылок наступившей политической раздробленности.

Вассалитет. Не меньшее влияние на эволюцию раннефеодального Франкского государства оказал вассалитет. К концу VIII — началу IX в.

вассально-ленные отношения широко распространились в военной организации и политическом устройстве. Войско в значительной степени состояло из конных воинов, наделенных бенефициями; на государственные должности назначались королевские вассалы. Первое время это даже укрепило государственный строй: вассалы, связанные с королем условными владениями и личной клятвой, служили надежнее, чем самостоятельные господа.

Но вскоре вассалы стали превращать свои бенефиции в наследственные владения и отказывались нести за них постоянную службу. В конечном счете, это привело к развалу прежней территориальной судебно-административной организации и замене ее многоступенчатой вассально-ленной иерархией. Король стал верховным сюзереном над крупными феодалами — его вассалами, которые в свою очередь становились сеньорами над более мелкими вассалами.

Хотя военная профессия превращалась в монополию феодалов, крестьяне, тем не менее, не избавились от военных тягот. Их заставляли платить военный налог и участвовать в походах в качестве вспомогательной силы. Карл Великий, заботясь о лучшем снаряжении своего войска и повышении его боеспособности, провел военную реформу. В поход должны были отправляться только обеспеченные люди, имевшие не менее 4 мансов (наделов) земли; крестьяне, владевшие 2 мансами, должны были снарядить вдвоем одного воина, имевшие 1 манс — вчетвером одного, владевшие хоть какой-нибудь собственностью — впятером одного (единица внутривотчинного обложения – тяглый манс). Тем самым было покончено со старым всенародным ополчением. Войско приобретало феодально-рыцарский облик. (Mанc (позднелат. mansus — жилище, от лат. (латинский) maneo — проживаю), комплекс жилых и хозяйственных построек и земельных владений, составлявший крестьянское хозяйство в средневековой Западной Европе).

Каролингское поместье. Источники конца VIII — начала IX в. — «Капитулярий о поместьях», который был, по-видимому, издан Карлом Великим, и «Полиптик аббата Ирминона» (писцовая книга Сен-Жерменского монастыря около Парижа) — подробно изображают крупное феодальное поместье того времени.

Земля в поместье делилась на господскую и надельную. Барская земля (господский домен), разбросанная отдельными участками между крестьянскими наделами, обрабатывалась обычно зависимыми крестьянами с помощью их рабочего скота и инвентаря. В барском хозяйстве трудились также дворовые рабы.

В господский домен, кроме пахотной земли, входили леса и луга, пользоваться которыми крестьяне могли только за особую плату. Крестьянские наделы (мансы), под которыми находилась большая часть земли в поместье, включали, кроме пахотной земли, и известные доли общинных угодий. Они лежали чересполосно между наделами других держателей и господскими участками.

Экономика VIII—IX вв. по своему уровню уже намного превосходила хозяйство франков времен «Салической правды». Двуполье уступало место трехполью.

Улучшилась обработка земли, и повысилась урожайность. Хозяйство оставалось в своей основе натуральным. Как свидетельствует «Капитулярий о поместьях», владения короля, разбросанные на большой территории (главным образом на северо-восток от Парижа), должны были обеспечить королевский двор продовольствием, изделиями домашнего ремесла, а также разными припасами для военных походов.

Кроме того создавались запасы продовольствия на случай неурожая. В каждом поместье развивались все отрасли хозяйства — полеводство, огородничество, садоводство, скотоводство, различные ремесла. На полях сеяли злаковые, бобовые, масличные и волокнистые культуры, просо, в огородах овощи; в садах сажали разные сорта фруктовых деревьев.

Разводили крупный рогатый и мелкий домашний скот, лошадей, разные виды домашней птицы. Вместе с тем в каждом поместье производились изделия домашнего ремесла, от кузнечных и ткацких до рукодельных и ювелирных. Домашним ремеслом занимались и крестьяне, о чем свидетельствуют крестьянские оброчные повинности изделиями ремесла.

Категории крепостного и зависимого населения. Формы ренты. Самую многочисленную группу зависимых крестьян составляли колоны, которые по своему юридическому статусу значительно отличались от римских колонов.

Это были лично свободные крестьяне, обязанные нести поземельные повинности — оброчные и барщинные. Основную категорию лично зависимого населения составляли сервы (рабы). Большинство их имело наделы и несло барщинные и оброчные повинности (их оброки часто состояли из изделий особенно трудоемкого домашнего ремесла).

Остальные сервы не имели наделов и постоянно трудились при дворе и в барском хозяйстве, получая господское содержание (дворовая челядь, рабы-ремесленники и др. ). Выше сервов по юридическому статусу были литы — полусвободные крестьяне, имевшие наделы и выполнявшие барщинные и оброчные повинности.

Совсем немногочисленную группу составляли «свободные», проживавшие в пределах поместий и находившиеся, согласно иммунитету, под юрисдикцией вотчинника. Их повинности состояли преимущественно из налогов и разных сборов, поступавших в пользу господина поместья.

Крестьянские мансы (наделы) делились соответственно на «свободные», «литские» и «сервильные» (рабские). Но характерно, что в большинстве случаев в описях IX в. уже нет соответствия между категорией мансов и держателей.

Свободные мансы часто принадлежали литам и даже рабам, а литскими и сервильными мансами нередко владели колоны. Это свидетельствует о нивелировке крепостного и зависимого населения, одинаково подвергавшегося феодальной эксплуатации.

В целом в поместьях каролингского периода преобладала отработочная рента, на втором месте была рента продуктами. Денежная рента занимала еще незначительное место. Это объясняется господством натурального хозяйства, слабым развитием товарно-денежных отношений. Тем не менее, торговля развивалась, хотя специально на рынок не производились ни изделия ремесла, ни продукты сельского хозяйства.

Категории зависимого крестьянства по материалам Полиптика Сен-Жерменского аббатства: правовой статус и имущественное состояние севров, ливов, колонов. Соотношение между правовым статусом крестьянина и статусом его держателя.

Известный полиптик аббата Ирминона — писцовая книга Сен-Жерменского аббатства около Парижа, основанного в 543 г. и к моменту составления полиптика (нач. IX в.

) успевшего стать крупным земельным собственником. Назван по имени аббата Ирминона (умершего около 825 г. ), при котором аббатство развило на своих землях интенсивную хозяйственную деятельность.

Полиптик аббата Ирминона, как и другие источники — Реймского аббатства св. Ремигия (845 г. ), св.

Мавра (868 г. ), представляет собой описание поместий монастыря с перечнем зависимых держателей и их повинностей. До нас дошла часть текста, состоящая из 25 описей отдельных поместий, описывающих бенефициальные земли.

Наделы, на которых сидели зависимые крестьяне, были тяглыми, т.е. на них лежали определенные повинности (оброк, барщина). На землях вотчины обычно имелись и свободные держания – прекарии и бенефиции должностных лиц вотчинной администрации, которыми они пользовались как платой за свою службу, а также бенефиции мелких вассалов сеньора.

Положение зависимого крестьянства. Крестьянское население вотчины не было единым по своему происхождению и правовому положению. Оно делилось на три основные группы — колонов (coloni, ingenui), литов и рабов-сервов (servi, mancipia).

Большинство зависимого крестьянства в каролингской феодальной вотчине составляли колоны. Они не утратили полностью личной свободы, но уже находились в поземельной зависимости от вотчинника, не могли уйти со своего надела, находившегося у них в наследственном пользовании, и были ограничены в распоряжении этим наделом. Основную массу колонов этой эпохи составляли потомки ранее свободных крестьян — как франкского, так и галло-римского происхождения.

С течением времени они все больше теряли личную свободу и сливались с литами и посаженными на землю рабами в одну массу лично зависимых крестьян.

Рабы (сервы), жившие в вотчине, разделялись на две категории: дворовые рабы, не имевшие надела, и рабы, сидевшие на земле. Первые жили и работали на барском дворе; их можно было продать и купить, и все то, что они имели или приобретали, рассматривалось как собственность господина. Рабы (сервы), наделенные землей и прикрепленные к ней, обычно не отчуждались без земли и по своему фактическому положению были уже не рабами, а лично зависимыми крестьянами.

В отличие от колонов они находились не только в поземельной, но и в полной личной зависимости от феодала. В большинстве своем сервы были потомками зависимых людей позднеримского и меровингского времени – рабов, колонов и др.

Промежуточное положение между колонами и сервами занимали литы, обычно находившиеся под патронатом какого-либо светского или духовного крупного землевладельца и державшие свой земельный надел в наследственном пользовании.

В зависимости от того, кому первоначально принадлежали крестьянские наделы (мансы) — колону, литу или серву, – они назывались свободными, литскими или рабскими (mansi ingenuiles, mansi lidiles, mansi serviles). Однако в IX в. рабские или литские мансы часто попадали в руки колонов, и наоборот. При этом повинности, которые крестьяне должны были выполнять в пользу феодала, определялись не столько правовым положением самого держателя, сколько характером манса (свободного, литского или рабского).

Грани в правовом положении отдельных категорий крестьян постепенно стирались и они все больше сливались в единую массу зависимых. Зависимые крестьяне всех категорий обязаны были нести повинности в пользу сеньора — выполнять барщину и платить оброк.

Тяжелее всех была барщина сервов, составлявшая обычно не менее трех дней в неделю. Сервы выполняли при этом особенно трудные работы. Колоны также работали на барщине, но основной ее формой у них была не недельная, а поурочная барщина, при которой они обязывались обработать в пользу помещика определенный участок земли и собрать с него урожай, выполнять извозную повинность, рубить лес и т.п.

С начала IX в. наблюдается тенденция к росту барщины и у колонов. Все зависимые крестьяне обязаны были платить сеньору, кроме того, и оброк, большей частью в натуральной форме — зерном, мукой, вином, пивом, домашней птицей, яйцами, ремесленными изделиями.

Иногда оброк взимался в денежной форме (например, поголовный сбор — capaticum) с лично зависимых крестьян. Однако денежная рента не имела большого распространения. В южных областях преобладали вотчины, более мелкие по размеру.

Домен занимал в них меньше места, с чем связана была и относительно небольшая барщина, зато дольше сохранял значение рабий труд на домене. При относительно значительной прослойке свободных крестьян-аллодистов положение зависимых — колонов, манципиев, вольноотпущенников — сохраняло больше позднеантичных черт, присущих рабскому состоянию, чем на Севере. В силу природных условий: горного ландшафта, теплого климата, допускавшего разнообразие возделываемых культур, — система открытых полей с чересполосицей и принудительным севооборотом не была распространена.

Здесь господствовали компактные крестьянские наделы, на которых велось поликультурное земледельческое хозяйство (возделывались одновременно зерновые, виноград, оливки и др. ), а также было развито скотоводство.

Самым могущественным цзедуши был Ань Лу-шань, который управлял одновременно тремя иаместничествами, под его подчинением находилась значительная часть современной Внутренней Монголии, Шанси и Хэбэй. Ань Лу-шань происходил из тюрок. Его военные силы состояли не только из китайских частей, сюда же входили отряды кочевников, главным образом киданей. В 755 г. он поднял мятеж против Сюаньцзуна и быстро захватил обе столицы империи — Лоян и Чанъань. Правитель бежал в Сычуань, после чего Ань Лу-шань провозгласил себя императором. Однако Танская династия уцелела. Этому помогли раздоры среди восставших. Против Ань Лу-шаня выступили другие цзедуши, которые не желали подчиняться новому повелителю. Помогли правительственному лагерю и наемные войска, состоявшие главным образом из уйгуров. В 757 г. Ань Лу-шань был убит. Мятеж возглавил Ши Сы-мин. Однако в 763 г. мятеж был подавлен, и, хотя династия уцелела, старой империи был нанесен сокрушительный удар. В пять раз сократилось число надельных дворов, находившихся под контролем правительства. Реальная власть в государстве начала переходить к владельцам феодальных поместий. Таким образом, ликвидация надельной системы была фактически узаконена, что нашло выражение прежде всего в реформе налогового обложения. Закон 763 г. предусматривал замену прежнего земельного налога, промысловой подати и других повинностей, исчисляемых с души, единым налогом с имущества, в первую очередь с земли, независимо от возраста и трудоспособности облагаемых лиц. Этот переход потребовал имущественной классификации населения. На 9 разрядов были поделены все владельцы земли в зависимости от количества имевшейся у них земли. По закону 780 г. налог с имущества стал взыматься два раза в год. Поэтому и сам закон получил название «закона о двух налогах». Обложению подлежали все, кто располагал землей, в том числе поместьями. Таким образом, земельная собственность, находившаяся в руках у феодалов, была официально признана. Это обложение распространялось и на ту часть крестьян, которая до этого не облагалась, ибо надельная система учитывала только постоянное население. При надельной системе все пришлые, даже если они и оседали в данной местности, в дворовые реестры не включались. Таким образом, в деревне образовались две категории дворов: «хозяйские» и «гостевые». В первых крестьяне сидели на участках, закрепленных за ними при надельном распределении, во вторых — на участках, приобретенных иными путями. Обследование 780 г. показало наличие в стране 1300 тыс. «гостевых» дворов, в то время как «хозяйских» насчитывалось 1800 тыс. Это свидетельствовало о разложении крестьянской общины с характерным ее делением на «хозяев», т.е. полноправных общинников, и на «гостей», т.е. на пришлых крестьян. Поместье позднетанского времени выглядело следующим образом. В нем обычно находилась господская усадьба — ряд построек, окруженных садом или парком, вокруг располагались жилища тех, кто обрабатывал землю. Крестьяне составляли их основную массу, большей частью они были из числа «гостей». Они вели самостоятельное хозяйство,

а владельцу земли отдавали часть урожая — не менее 50^ процентов. Таким образом, «гости» сближались с другие ми держателями помещичьей земли, но в отличие от последних многие из «гостей» не имели никаких собственных средств производства. Орудия, рабочий скот, семена они получали от владельца поместья.

«Гости» должны были, как и другие крестьяне, молоть зерно па господских мельницах и пользоваться господскими рисорушками. IIo своим размерам феодальные поместья были различны, но чаще всего они имели от 100 до 200 дворов. Размеры поместий в скором времени вырастали.

Крупнейшим землевладельцем являлась буддийская церковь. О размерах монастырского землевладения можно судить по такому факту, что когда в 846 г. земли буддийских монастырей были на некоторое время взяты в казну, государство получило более 10 млн.

цин земли, т. е. более 60 мл п.

Самым могущественным цзедуши был Ань Лу-шань, который управлял одновременно тремя наместничествами, под его подчинением находилась значительная часть современной Внутренней Монголии, Шанси и Хэбэй. Ань Лу-шапь происходил из тюрок. Его военные силы состояли ие только из китайских частей, сюда же входили отряды кочевников, главным образом киданей. B 755 г. он поднял мятеж против Сюаньцзуна и быстро захватил обе столицы империи — Лоян и Чанъань. Правитель бежал в Сычуань, после чего Ань Лу-шань провозгласил себя императором. Однако Танская династия уцелела. Этому помогли раздоры среди восставших. Против Ань Лу-шаня выступили другие цзедуши, которые не желали подчиняться новому повелителю. Помогли правительственному лагерю и наемные войска, состоявшие главным образом из уйгуров. B 757 г. Ань Лу-шань был убит. Мятеж возглавил Ши Сы-мин. Однако в 763 г. мятеж был подавлен, и, хотя династия уцелела, старой империи был нанесен сокрушительный удар. B пять раз сократилось число надельных дворов, находившихся под контролем правительства. Реальная власть в государстве начала переходить к владельцам феодальных поместий. Таким образом, ликвидация наделыюй системы была фактически узаконена, что нашло выражение прежде всего в реформе налогового обложения. Закон 763 г. предусматривал замену прежнего земельного налога, промысловой подати и других повинностей, исчисляемых с души, единым налогом с имущества, в первую очередь с земли, независимо от возраста и трудоспособности облагаемых лиц. Этот переход потребовал имущественной классификации населения. Ha 9 разрядов были поделены все владельцы земли в зависимости от количества имевшейся у них земли. По закону 780 г. налог с имущества стал взыматься два раза в год. Поэтому и сам закон получил название «закона о двух налогах». Обложению подлежали все, кто располагал землей, в том числе поместьями. Таким образом, земельная собственность, находившаяся в руках у феодалов, была официально признана. Это обложение распространялось и на ту часть крестьян, которая до этого не облагалась, ибо надельная система учитывала только постоянное население. При надельной системе все пришлые, даже если они и оседали в данной местности, в дворовые реестры ие включались. Таким образом, в деревне образовались две категории дворов: «хозяйские» и «гостевые». B первых крестьяне сидели на участках, закрепленных за ними при надельном распределении, во вторых — на участках, приобретенных иными путями. Обследование 780 r. показало наличие в стране 1300 тыс. «гостевых» дворов, в то время как «хозяйских» насчитывалось 1800 тыс. Это свидетельствовало о разложении крестьянской общины с характерным ее делением на «хозяев», т.е. полноправных общинников, и на «гостей», т.е. на пришлых крестьян. Поместье позднетанского времени выглядело следующим образом. B нем обычно находилась господская усадьба — ряд ностроек, окруженных садом или парком, вокруг располагались жилища тех, кто обрабатывал землю. Крестьяне составляли их основную массу, большей частью они были из числа «гостей». Они вели самостоятельное хозяйство, а владельцу зсмлн отдавали часть урожая — не менсе 50^ процентов. Таким образом, «гости» сближались с другіК ми держателями помещичьей земли, но в отличие от последних многие из «гостей» не имели никаких собственных средств производства. Орудия, рабочий скот, семена они получали от владельца поместья. «Гости» должны были, как и другие крестьяне, молоть зерно па госнодских мельницах и пользоваться господскими рисорушками. IIo своим размерам феодальные поместья были различны, но чаще всего они имели от 100 до 200 дворов. Размеры поместий в скором времени вырастали. Крупнейшим землевладельцем являлась буддийская церковь. O размерах монастырского землевладения можно судить по такому факту, что когда в 846 г. земли буддийских монастырей были на некоторое время взяты в казну, государство получило более 10 млн. цин земли, т.е. более 60 млн. га. РАЗВИТИЕ РЕМЕСЛА И ТОРГОВЛИ Значительный рост слоя потребителей городских товаров в лице феодалов, а также в лице крестьян способствовал дальнейшему развитию ремесла и торговли. Возникали новые города. Особенно в тех пунктах окраинных наместничеств, где находились органы управления, а также в местах постоянных стоянок войск, вокруг крупных поместий. Большой толчок развитию торговли был дан развитием торгового кредита. B это время появились векселя, или, как нх тогда называли, «летающие деньги». Значительную роль играли ростовщические операции. Правительство, чтобы обеспечить себе как можно большее количество доходов, ввело государственную монополию на соль, водку и чай. Особенно большие доходы давала монополия на соль. Так, доход от соли составлял половину поступлений в казну.

Источники:

Вам также может понравиться