Крестьянское землепользование и положение крестьянства

Земли всех категорий феодальной собственности находились в наследственном пользовании крестьянства. На всей территории Османской империи крестьяне, сидевшие на землях феодалов, включались в писцовые книги под названием райя (райя, реайя) и были обязаны обрабатывать отведенные им наделы. Прикрепление райятов к их наделам было зафиксировано в законах ещё в конце XV в.

В течение XVI в. шёл процесс закрепощения крестьянства на всей территории империи, и во второй половине XVI в. законом Сулеймана окончательно утверждалось прикрепление крестьян к земле.

В законе говорилось, что райят обязан жить на земле того феодала, в реестр которого он вписан. В том случае, если райят самовольно оставлял отведённый ему надел и переходил на землю другого феодала, прежний владелец в течение 15—20 лет мог разыскать его и принудить возвратиться назад, наложив на него ещё и штраф.

Обрабатывая отведённые им наделы, крестьяне-райяты несли в пользу земельного собственника многочисленные феодальные повинности. В XVI в. в Османской империи существовали все три формы феодальной ренты — отработочная, продуктовая и денежная.

Стамбул. Немецкая миниатюра 1490 г.

Наиболее распространённой была рента продуктами. Райя-мусульмане были обязаны платить десятину с урожая зерновых, садовых и огородных культур, налог со всех видов скота, а также выполнять фуражную повинность. Землевладельцу принадлежало право наказывать и штрафовать провинившихся.

В некоторых районах крестьянам приходилось также отрабатывать несколько дней в году у землевладельца на винограднике, на постройке дома, доставлять дрова, солому, сено, приносить ему всевозможные подарки и т. п.

Все перечисленные выше повинности обязаны были выполнять и райя-немусульмане. Но сверх того они платили в казну особый подушный налог — джизью с мужского населения, а в некоторых областях Балканского полуострова были также обязаны поставлять через каждые 3—5 лет мальчиков для янычарской армии. Последняя повинность (так называемое девширме), служившая турецким завоевателям одним из многочисленных средств насильственной ассимиляции покорённого населения, являлась особенно тяжкой и унизительной для тех, кто был обязан её выполнять.

Помимо всех повинностей, которые райяты выполняли в пользу своих землевладельцев, они должны были ещё выполнять ряд специальных военных повинностей (называвшихся «авариз») непосредственно в пользу казны. Взимавшиеся в виде отработок, различного рода натуральных поставок, а нередко и в денежной форме, эти так называемые налоги Дивана были тем многочисленнее, чем больше войн вела Османская империя. Таким образом, оседлое земледельческое крестьянство в Османской империи несло на себе основные тяготы по содержанию господствующего класса и всей огромной государственной и военной машины феодальной империи.


Значительная часть населения Малой Азии продолжала вести жизнь кочевников, объединённых в племенные или родовые союзы. Подчиняясь главе племени, состоящему в вассальной зависимости от султана, кочевники считались военными. В военное время из них формировались отряды кавалерии, которые во главе со своими военачальниками должны были являться по первому зову султана в указанное место.

У кочевников каждые 25 мужчин составляли «очаг», который должен был отправлять из своей среды пять «очередных» в поход, обеспечивая их за свой счет конями, оружием и продовольствием в течение всего похода. За это кочевники освобождались от уплаты налогов в казну. Но по мере того, как возрастало значение конницы ленников, обязанности отрядов, составлявшихся из кочевников, всё в большей мере стали ограничиваться выполнением вспомогательных работ: строительством дорог, мостов, обозной службой и т.

д. Главными местами расселения кочевников были юго-восточные и южные области Анатолии,а также некоторые районы Македонии и Южной Болгарии.

В законах XVI в. сохранялись следы неограниченного права кочевников передвигаться со своими стадами в любом направлении: «Пастбищным землям нет границ. С древних времён установлено так, куда скот направляется, в том месте пусть он и бродит .

. С древних времён не совместимо с законом установленные пастбища продавать и возделывать. Если кто-либо обработает их насильно, — следует снова превратить в пастбища.

Пастбища, как и прочие земли империи, могли быть собственностью государства, духовенства, частного лица. Владели ими феодалы, к числу которых принадлежали и вожди кочевых племён. Во всех этих случаях реализация права собственности на землю или права владения ею принадлежала лицу, в пользу которого поступали с кочевников, прошедших через его земли, соответствующие налоги и сборы. Эти налоги и сборы представляли собой феодальную ренту за право пользования землёй.

Кочевники не приписывались к владельцам земли и не имели индивидуальных наделов. Они пользовались пастбищной землёй сообща, общинами. Если владелец или собственник пастбищных земель не являлся одновременно главой племени или рода, он не мог вмешиваться во внутренние дела кочевых общин, так как они подчинялись только своим племенным или родовым начальникам.

Община кочевников в целом находилась в экономической зависимости от феодальных собственников земли, однако каждый отдельный член кочевой общины экономически и юридически зависел полностью от своей общины, которая была связана круговой порукой и где властвовали племенные вожди и военачальники. Традиционные родовые связи прикрывали социальную дифференциацию внутри кочевых общин. Только порвавшие связь с общиной кочевники, оседая на землю, превращались в райятов, уже прикреплённых к своим наделам. Однако процесс оседания кочевников на землю происходил чрезвычайно медленно, так как они, стремясь сохранить общину как средство самозащиты от притеснений со стороны землевладельцев, упорно сопротивлялись всем попыткам ускорить этот процесс насильственными мерами.

Подавляющее большинство (80 — 90 % ) подданных империи было связано с земледелием и скотоводством. Первоначально сельское население было весьма неоднородным по своему статусу и объему повинностей. Однако на протяжении XVI в. эти отличия стирались и различные категории райя (крестьянства) все более превращались в единую феодально-зависимую массу. Земли всех категорий феодальной собственности находились в наследственном пользовании крестьянства. Закон обязывал феодала предоставлять крестьянам наделы (чифт, чиртлик) в пределах от 6 до 16 га на семью, в зависимости от качества земли. Крестьянин, впервые получивший надел, платил феодалу особый сбор — тапу. В дальнейшем этот надел, уже без уплаты сбора тапу, переходил по наследству сыну или жене покойного, если она выполняла все установленные повинности. Крестьянин терял свой надел лишь в том случае, если он его не обрабатывал. В Турции не было таких тяжелых форм закрепощения крестьянства, какие существовали в крупных феодальных государствах Европы. Ho это не значит, что в Турции не было внеэкономических мер принуждения. Дабы заставить крестьян во всех случаях обрабатывать землю, уже в конце XV в. закон прикреплял их к земле. Если крестьянин не обрабатывал свою землю в течение одного года (по более поздним законам — три года), феодал был вправе лишить его земли и дома. В конце XV в. для отдельных районов были приняты законы, которые запрещали крестьянам оставлять свою землю и давали феодалам право в течение, 15 — 20 лет разыскивать беглецов и возвращать их в свои лены. В течение XVI в. шел процесс закрепощения крестьянства, и в первой половине XVI в. оно было юридически закреплено. Юридическое закрепощение нашло свое выражение в предоставленном кодексом Сулеймана праве феодалов силой возвращать беглых крестьян в свои владения, причем это право получили феодалы по всей территории Османской империи. Он устанавливал, что сипахи имеют право возвращать своих крестьян, если последние прожили на новом месте менее 15 лет, а в городе — менее 20 лет. Это установление не распространялось на тех крестьян, которые бежали в Стамбул. Право феодала возвращать беглых распространялось не только на главу семьи, но и на его сыновей. Лишение крестьян права свободного перехода и ухода в город означало вместе с тем и лишение его личной свободы, хотя и не в такой сильной степени, как крепостных в Европе. Обрабатывая отведенные им наделы, крестьяне-райяты несли в пользу землевладельца многочисленные феодальные повинности. Это был поземельный налог, взимавшийся в соответствии с величиной обрабатываемого надела и десятины (ушра, ашар), собиравшиеся с различных продуктов сельского хозяйства. Крестьяне платили также владельцам земли мельничный сбор, налог со скота, брачный налог, Сбор за составление документа о наследственном пользовании землей (талу) и всевозможные штрафы. Кроме этого, они должны были выполнять различные повинности: участвовать в феодальном ополчении, сооружать и ремонтировать дороги, крепости, мосты и т.п. Феодальная рента в XVI в. выступала в денежной, продуктовой и отработочной формах. Преобладание издольной системы определило господство продуктовой ренты. Натуральная рента поступала главным образом в распоряжение феодалов на местах. Немусульмане были обязаны платить еще особые денежные налоги, подчеркивающие их неравноправное положение. Главный из них — дополнительная подушная подать (джизья), которая формально представляла собой плату за освобождение от военной службы. Ее платили все, кроме детей, женщин и рабов. Налог шел в казну. Другим личным налогом был испендже (25 акче), который взимался в пользу феодала со всех немусульман (включая и женщин), которые достигли совершеннолетия. Барщина не имела широкого распространения, но в некоторых районах она состояла в обязанности 7 дней в году отработать на феодала, перевезти долю урожая феодала в его амбар по месту жительства, строить дом феодала и т.д. Налоги, поступаемые в государственную казну («ди- вани хиссеси»), взимались либо непосредственно государственными чиновниками, либо феодалами сапахиаеше в качестве представителей государства. Помимо регулярных повинностей, появилась чрезвычайная повинность — аварсу. Вначале эту повинность налагали во время войны. Ho так как Турция постоянно находилась в состоянии войны, она приняла регуляр ный характер. Аварсу выражался в различных формах: в строительстве крепостей, рытье траншей, заготовке продуктов вдоль дороги, по которой проследует армия, в уплате денежных сборов и пр. Co временем трудовая повинность стала заменяться денежным сбором, а аварсу превратился в денежный налог (бедель и авариз). В первой половине XVI в. отмечается распространение новой категории крестьян — так называемых ор- такчи, т.е. издольщиков. Между тимариотскими крестьянами и ортакчи существовала принципиальная разница: тимариотские крестьяне имели известные, установленные законами права на обрабатываемую ими землю, а ортакчи — нет. Хотя основной формой эксплуатации обеих категорий была издольщина, доля тимариотских крестьян была определена светскими законами и мусульманским правом. Доля ортакчей зависела от произвола феодала. Большое распространение имел в сельском хозяйстве и труд рабов. Категорию «султанских рабов», из которой формировался и янычарский корпус, пополняли дети из христианских районов империи, получаемые по повинности (девиирме). Таким образом, оседлое крестьянство Османской империи несло на себе основные тяготы по содержанию господствующего класса и всей огромной государственной и военной машины феодальной империи. Значительную часть населения составляли турецкие кочевые племена, которые еще не осели на землю и занимались кочевым скотоводством. Их было много в юго- восточной, центральной и западной Анатолии, где они порой достигали 20 % всего турецкого населения, а также в некоторых районах Балканского полуострова (Co- лоники и др.), куда они были переселены султанами с целью увеличить турецкое население на Балканах. Этих кочевников называли юрюками, иногда туркменами. Они разводили главным образом мелкий рогатый скот, некоторые — лошадей. В организационном плане кочевники были объединены в племенные и родовые союзы. Они подчинялись главе племени, который состоял в вассальной зависимости от турецкого султана. Они считались «аскери» (т.е. военными). Во время военных действий из них формировались кавалерийские отряды, которые во главе со своим предводителем должны были явиться по рервому зову в указанное место. В поход отправлялось по пять конников от «очага» (25 мужчин), обеспечиваемых за свой счет конями» вооружением» продовольствием на все время похода. За это кочевники были освобождены от уплаты налогов в государственную казну. Однако с возрастанием роли феодального конного ополчения, состоявшего из владельцев тимаров и зеаметов и нерегулярной конницы, отряды кочевников отодвинулись на второй план. Они стали нести в походе вспомогательную службу: рыли траншеи, прокладывали дороги, возили пушки, ядра, продовольствие и др. грузы. В мирное время они занимались ремонтом крепостей, работали в рудниках, арсеналах и т.д. В законах XVI в. еще прослеживаются следы неограниченного права кочевых племенных союзов передвигаться со своими стадами в любом направлении: «Пастбищным землям нет границ. С древних времен установлено так: куда скот направляется, в том месте пусть он и бродит. С древних времен не совместимо с законом продавать и возделывать установленные пастбища. Если кто-нибудь обработает их насильно, следует снова превратить их в пастбища. Жители деревень не имеют касательства к пастбищам и потому не могут запрещать кочевать на них». Во главе племен и родов стояла богатая родо-племен- ная знать, располагавшая большими стадами скота и фактически распоряжавшаяся пастбищами — главным условием существования кочевников-скотоводов. Пастбища, как и прочие земли империи, могли быть собственностью государства, духовенства, частного лица. Владели ими феодалы, к числу которых принадлежали и вожди кочевых племен. Знать все более феодализировалась, обогащалась, в частности, путем ограбления оседлого населения и участия в военных походах, и прибирала к рукам рядовых кочевников. Реализация права собственности на землю или права владения ею принадлежало лицу, в пользу которого поступали соответствующие налоги и сборы с прошедших через его земли кочевников. Эти сборы и налоги являлись феодальной рентой за право пользования землей. Кочевники не имели индивидуальных земельных наделов, не были приписаны к земле, следовательно, и к владельцам земли. Они пользовались пастбищной землей сообща, общинами. Если собственник или владелец пастбищных земель не являлся главой рода или племени, он не имел права вмешиваться во внутренние дела кочевых общин, так как они подчинялись только своим племенным (родовым) начальникам. Каждый отдельный член кочевой общины экономически и юридически находился в полной зависимости от своей общины, был связан с ней круговой порукой. В общине властвовали племенные вожди и военачальники, и в целом она экономически зависела от феодального собственника на землю. Наряду с сокращением патриархальных отношений между кочевой знатью и рядовыми кочевниками, связанными узами родства, наблюдается и социальная дифференциация внутри кочевых общин. Порвавшие связь с общиной кочевники, оседая на землю, превращались в феодально-зависимых райя, уже прикрепленных к своим наделам. Однако этот процесс шел очень медленно, так как кочевники упорно сопротивлялись всем попыткам государства ускорить этот процесс насильственными методами, опасаясь притеснений со стороны землевладельцев и стремясь сохранить общину как средство самозащиты.

Подавляющее большинство (80 – 90%) подданных империи было связано с земледелием и скотоводством. Первоначально сельское население было весьма неоднородным по своему статусу и объему повинностей. Однако на протяжении XVI века эти отличия стирались и различные категории райя (крестьянства) все более превращались в единую феодально-зависимую массу.

Земли всех категорий феодальной собственности находились в наследственном пользовании крестьянства. Закон обязывал феодала предоставлять крестьянам наделы (чифт, чиртлик) в пределах от 6 до 16 га на семью, в зависимости от качества земли. Крестьянин, впервые получивший надел, платил феодалу особый сбор – тапу.

В дальнейшем этот надел, уже без уплаты сбора тапу, переходил по наследству сыну или жене покойного, если она выполняла все установленные повинности. Крестьянин терял свой надел лишь в том случае, если он его не обрабатывал.

В Турции не было таких тяжелых форм закрепощения крестьянства, какие существовали в крупных феодальных государствах Европы. Но это не значит, что в Турции не было внеэкономических мер принуждения. Чтобы заставить крестьян во всех случаях обрабатывать землю, уже в конце XV века закон прикреплял их к земле.

Если крестьянин не обрабатывал свою землю в течение одного года (по более поздним законам – три года), феодал был вправе лишить его земли и дома. В конце XV века для отдельных районов были приняты законы, которые запрещали крестьянам оставлять свою землю и давали феодалам право в течение 15 – 20 лет разыскивать беглецов и возвращать их в свои лены. В течение XVI века шел процесс закрепощения крестьянства, и в первой половине XVI века оно было юридически закреплено.

Юридическое закрепощение нашло свое выражение в предоставленном кодексом Сулеймана праве феодалов силой возвращать беглых крестьян в свои владения, причем это право получили феодалы по всей территории Османской империи. Он устанавливал, что сипахи имеют право возвращать своих крестьян, если последние прожили на новом месте менее 15 лет, а в городе – менее 20 лет. Это установление не распространялось на тех крестьян, которые бежали в Стамбул.

Право феодала возвращать беглых распространялось не только на главу семьи, но и на его сыновей. Лишение крестьян права свободного перехода и ухода в город означало вместе с тем и лишение его личной свободы, хотя и не в такой сильной степени, как крепостных в Европе.

Обрабатывая отведенные им наделы, крестьяне-райяты несли в пользу землевладельца многочисленные феодальные повинности. Это был поземельный налог, взимавшийся в соответствии с величиной обрабатываемого надела и десятины (ушра, ашар), собиравшиеся с различных продуктов сельского хозяйства. Крестьяне платили также владельцам земли мельничный сбор, налог со скота, брачный налог, сбор за составление документа о наследственном пользовании землей (тапу) и всевозможные штрафы.

Кроме этого, они должны были выполнять различные повинности: участвовать в феодальном ополчении, сооружать и ремонтировать дороги, крепости, мосты и т. п.

Феодальная рента в XVI веке выступала в денежной, продуктовой и отработочной формах. Преобладание издольной системы определило господство продуктовой ренты. Натуральная рента поступала главным образом в распоряжение феодалов на местах.

Немусульмане были обязаны платить еще особые денежные налоги, подчеркивающие их неравноправное положение. Главный из них – дополнительная подушная подать (джизья), которая формально представляла собой плату за освобождение от военной службы. Ее платили все, кроме детей, женщин и рабов.

Налог шел в казну. Другим личным налогом был испендже (25 акче), который взимался в пользу феодала со всех немусульман (включая и женщин), которые достигли совершеннолетия.

Барщина не имела широкого распространения, в некоторых районах она состояла в обязанности 7 дней в году отработать на феодала, перевезти долю урожая феодала в его амбар по месту жительства, строить дом феодала и т.д. Налоги, поступаемые в государственную казну (“дивани хиссеси”), взимались либо непосредственно государственными чиновниками, либо феодалами сапахиаеше в качестве представителей государства.

В первой половине XVI века отмечается распространение новой категории крестьян – так называемых ортакчи, т. е. издольщиков.

Между тимариотскими крестьянами и ортакчи существовала принципиальная разница: тимариотские крестьяне имели известные, установленные законами права на обрабатываемую ими землю, а ортакчи – нет. Хотя основной формой эксплуатации обеих категорий была издольщина, доля тимариотских крестьян была определена светскими законами и мусульманским правом. Доля ортакчей зависела от произвола феодала.

Большое распространение имел в сельском хозяйстве и труд рабов. Категорию “султанских рабов”, из которой формировался и янычарский корпус, пополняли дети из христианских районов империи, добавляемые по повинности (девиирме).

Таким образом, оседлое крестьянство Османской империи несло на себе основные тяготы по содержанию господствующего класса и всей огромной государственной и военной машины феодальной империи.

Значительную часть населения составляли турецкие кочевые племена, которые еще не осели на землю и занимались кочевым скотоводством. Их было много в юго-восточной, центральной и западной Анатолии, где они порой достигали 20% всего турецкого населения, а также в некоторых районах Балканского полуострова (Солоники и др.), куда они были переселены султанами с целью увеличить турецкое население на Балканах. Этих кочевников называли юрюками, иногда туркменами. Они разводили главным образом мелкий рогатый скот, некоторые – лошадей. В организационном плане кочевники были объединены в племенные и родовые союзы. Они подчинялись главе племени, который состоял в вассальной зависимости от турецкого сулана – Они считались “аскери” (т.е. военными). По время военных действий из них формировались авалерийские отряды, которые во главе со своим педводителем должны были явиться по первому зову в указанное место. В поход отправлялось по пять конников от “очага” (25 мужчин), обеспечиваемых за свой счет конями, вооружением, продовольствием на все время похода. За это кочевники были освобождены от уплаты налогов в государственную казну. Однако с возрастанием роли феодального конного ополчения, состоявшего из владельцев тимаров и зеаметов и нерегулярной конницы, отряды кочевников отодвинулись на второй план. Они стали нести в походе вспомогательную службу: рыли траншеи, прокладывали дороги, возили пушки, ядра, продовольствие и другие грузы. В мирное время они занимались ремонтом крепостей, работали в рудниках, арсеналах и т.д.

В законах XVI века еще прослеживаются следы неограниченного права кочевых племенных союзов передвигаться со своими стадами в любом направлении: “Пастбищным землям нет границ. С древних времен установлено так: куда скот направляется, в том месте пусть он и бродит. С древних времен не совместимо с законом продавать и возделывать установленные пастбища.

Если кто-нибудь обработает их насильно, следует снова превратить их в пастбища. Жители деревень не имеют касательства к пастбищам и потому не могут запрещать кочевать на них”.

Во главе племен и родов стояла богатая родоплеменная знать, располагавшая большими стадами скота и фактически распоряжавшаяся пастбищами – главным условием существования кочевников-скотоводов. Пастбища, как и прочие земли империи, могли быть собственностью государства, духовенства, частного лица. Владели ими феодалы, к числу которых принадлежали и вожди кочевых племен.

Знать все более феодализировалась, обогащалась, в частности, путем ограбления оседлого населения и участия в военных походах, и прибирала к рукам рядовых кочевников. Реализация права собственности на землю или права владения ею принадлежало лицу, в пользу которого поступали соответствующие налоги и сборы с прошедших через его земли кочевников. Эти сборы и налоги являлись феодальной рентой за право пользования землей.

Кочевники не имели индивидуальных земельных наделов, не были приписаны к земле, следовательно, и к владельцам земли. Они пользовались пастбищной землей сообща, общинами. Если собственник или владелец пастбищных земель не являлся главой рода или племени, он не имел права вмешиваться во внутренние дела кочевых общин, так как они подчинялись только своим племенным (родовым) начальникам.

Каждый отдельный член кочевой общины экономически и юридически находился в полной зависимости от своей общины, был связан с ней круговой порукой. В общине властвовали племенные вожди военачальники, и в целом она экономически завила от феодального собственника на землю. Наряду с сокращением патриархальных отношений межкочевой знатью и рядовыми кочевниками, связанными узами родства, наблюдается и социальная дифференциация внутри кочевых общин.

Порвавшие связь с общиной кочевники, оседая на землю, превращались в феодально-зависимых пайя, уже прикрепленных к своим наделам. Однако этот процесс шел очень медленно, так как кочевники упорно сопротивлялись всем попыткам государства ускорить этот процесс насильственными методами, опасаясь притеснений со стороны землевладельцев и стремясь сохранить общину как средство самозащиты.

Источники:

Вам также может понравиться