Обострение политической борьбы

В 1667 г. граф Кларендон был уволен в отставку. Неудачи в войне против Голландии, когда обнаружилась полная неподготовленность Англии и вскрылись вопиющие факты казнокрадства, господства рутины и всякого рода злоупотреблений в адмиралтействе, — все это было поставлено в вину канцлеру. Кларендон вынужден был снова уйти в изгнание.

Новое правительство Карла II проводило внешнюю политику, игнорируя парламент, ничего не сообщая ему о содержании тайно заключаемых с иностранными державами соглашений. Формально оно придерживалось протестантской ориентации. В 1668 г. был заключен союз трех протестантских стран — Англии, Голландии и Швеции. Но уже в следующем году правительство начало переговоры с Людовиком XIV, результатом чего было заключение в 1670 г. тайного англо-французского Дуврского договора, резко противоречившего английским национальным интересам. Согласно этому договору, английское правительство отказывалось от политики покровительства отечественной промышленности, удовлетворяло полностью требования Франции по вопросам англо-французской торговли, а также обязывалось содействовать захватнической политике Людовика XIV в Европе. Со своей стороны Людовик XIV гарантировал Карлу II выплату регулярной пенсии и, кроме того, в случае «смуты» в Англии обещал прислать экспедиционный корпус для подавлзния восстания. Английская буржуазия должна была теперь терпеливо сносить как повышение французских тарифов на английские товары, так и проникновение французских купцов в Англию и ее колонии. Имея в виду именно эту политику поздних Стюартов, К. Маркс и Ф. Энгельс писали: «…Стюарты ради своей собственной выгоды и выгоды придворной знати продавали интересы всей английской промышленности и торговли французскому правительству, т. е. правительству единственной страны, конкуренция которой была тогда опасной для англичан и во многих отношениях успешной…»(К. Маркс и Ф. Энгельс, Рецензия на книгу Ф. Гизо «Почему удалась английская революция?», Соч., т. 7, изд. 2, стр. 221—222.).

Результаты тайного Дуврского договора сказались в 1672 г. , когда английское правительство неожиданно объявило войну своему союзнику — Голландии. Это было сделано по указке Людовика XIV, который сам в это время воевал с Голландией и угрожал ей полным разгромом.

Тогда же в Англии была издана Карлом II «Декларация веротерпимости», которая провозглашала право короля освобождать отдельных лиц от действия законов против инаковорующих (имелись в виду прежде всего антикатолические законы). «Декларация», являвшаяся шагом на пути к уравнению католиков в политических правах с лицами, принадлежащими к англиканской церкви, нарушала конституцию: король ставился выше закона, принятого парламентом, и получал возможность применять или не применять любые законы по своему произволу.

arrow

Реакционная политика правительства послужила поводом к довольно резкому выступлению парламентской оппозиции в следующем, 1673 г. Как ни консервативен был в целом парламент 1661 г. , в нем все же нашлись оппозиционные буржуазно-дворянские элементы, оформившиеся с течением времени в особое политическое течение — Земскую партию, которая противостояла Придворной партии и опиралась прежде всего на лондонскую буржуазию и на джентри наиболее близких к Лондону графств.

По настоянию оппозиции в 1673 г. был издан «Акт о присяге» (Test act), согласно которому присяга по англиканскому обряду была обязательна для каждого поступающего на государственную службу. Тем самым католикам и протестантам-диссентерам закрывался доступ к государственному управлению.

Герцог Йоркский Яков, являвшийся католиком, вынужден был на основании «Акта о присяге» покинуть свой высокий пост лорда адмиралтейства и даже удалиться на время из Англии. В 1675 г. парламентская оппозиция усилила свои нападки на правительство.

В прениях ею были затронуты принципиальные вопросы, касавшиеся существа монархии. В то время как Придворная партия настаивала на безусловном повиновении королю «при любых обстоятельствах», оппозиция высказывалась за ограничение власти короля законом; самое происхождение королевской власти оппозиционные депутаты выводили из учения о естественном праве, из договора «первого короля» с избравшим его «народом». Таким образом, оппозиция снова заговорила языком политических памфлетов конца 30 — начала 40-х годов XVII в.

Большую роль в организации оппозиционной политической партии сыграл образовавшийся к этому времени в Лондоне Клуб зеленой ленты, во главе которого встал граф Шефтсбери, ранее бывший одним из министров Карла II, но затем перешедший в оппозицию и занявший в ней руководящее положение. Кроме части оппозиционных аристократов, покровительствовавших клубу, в него входили лондонские купцы, представители лондонского и пригородного джентри, некоторые поэты, писатели, журналисты; левое крыло клуба составляли республиканцы во главе с Олджерноном Сиднеем и среди них несколько бывших левеллеров.

Политическая борьба особенно обострилась в 1679 г. Ближайшим требованием оппозиции стало требование лишения наследных прав герцога Йоркского, возглавлявшего реакционную придворную камарилью. Оппозиция требовала также перемены курса внешней политики и разрыва союза с Францией. Тогда Карл II решил распустить парламент кавалеров, просуществовавший,целых 18 лет (1661 — 1679), и назначить новые парламентские выборы.

Выборы 1679 г., происходившие в чрезвычайно напряженной политической обстановке, дали победу оппозиции, которая к этому времени оформилась в партию вигов (Название «виги» — видоизмененная бранная кличка «виггаморы», от шотландского «витом» — «возчики», применявшаяся в Шотландии по отношению к непримиримым пресвитерианам в 40-х годах XVII в.), тогда как сторонники правительства организовались в партию тори (Название «тори» (ирландское слово, означающее «воры») происходит от прозвища ирландских партизан-католиков, боровшихся в 50-х годах XVII в. против английского завоевания и превращения Ирландии в английскую колонию.). Хотя последняя широко использовала в своих интересах как старую парламентскую избирательную систему с ее чудовищно непропорциональным представительством населения, так и прямой административный нажим на избирателей во многих графствах, однако она оказалась в новом парламенте в меньшинстве. Этот парламент провел в мае 1679 г. важный закон — Habeas Corpus Act (От начальных слов приказа о доставке арестованного в суд, вручавшегося судебному приставу, буквально: «Ты (т. е. пристав.—Ред.) должен доставить (в суд) тело (обвиняемого)».) с целью гарантировать прежде всего лидеров оппозиции от произвольных арестов. Акт 1679 г. уточнял процедуру ареста, требуя, в частности, чтобы приказ был подписан судьей. Акт обязывал судью (по жалобе лица, считающего арест незаконным) требовать представления задержанного в суд для проверки законности лишения свободы. В акте содержалось требование об ускорении суда и предусматривался отпуск арестованного на поруки при условии взноса за него большого денежного залога. Таким образом, новый акт был явно рассчитан на богатых людей и не давал никакого облегчения беднякам, в частности тем из них, которые были посажены в тюрьмы за долги (согласно статье 8, действие акта не распространялось на должников).

Карл II через некоторое время распустил вигский парламент 1679 г. Подобная же судьба постигла и два следующих парламента 1680 и 1681 гг. Король действовал так решительно, между прочим, потому, что он регулярно получал значительные суммы в виде пенсий и субсидий от Людовика XIV. Но главной причиной являлось то, что правительство учитывало нерешительность действий лидеров вигской оппозиции, несогласия и в конце концов разрыв между вигами-монархистами и вигами-республиканцами, а также явное нежелание широких кругов буржуазии и джентри начинать новую революцию.

Последние четыре года царствования Карла II протекали в обстановке злейшей реакции. Парламент не созывался. Виги были разбиты и дезорганизованы.

Некоторые из них (в том числе граф Шефтсбери) должны были бежать из Англии. Другие (как, например, Олджернон Сидней) поплатились своими головами. В стране проводились многочисленные политические судебные процессы.

Многие современники сравнивали положение в Англии этого времени с положением в Нидерландах во второй половине XVI в. , в правление кровавого герцога Альбы.

Установление двоевластия Временного правительства и Петроградского Совета явилось главным своеобразием политической ситуации в стране после свержения самодержавия. В сформированное Временное правительство вошли 11 человек: Г.  Львов – министр-председатель и министр внутренних дел, П.

Милюков – иностранных дел и т. д. Состав кабинета отражал возросшее влияние кадетов (5 министров из 11).

Главные задачи своей внутренней политики правительство обнародовало в Декларации 3 марта 1917 года. В ней объявлялось о полной и немедленной политической амнистии; установлении свободы слова, печати и т. д.

Особым пунктом предусматривалось неразоружение и невывод из Петрограда воинских частей, принимавших участие в революционных выступлениях, подчёркивалась необходимость сохранения строгой воинской дисциплины. Подписал Декларацию председатель Гос. Думы М.

В ночь образования Временного правительства, был издан приказ №1. Он адресовался столичному гарнизону, всем солдатам гвардии, армии, рабочим Петрограда для сведения. В приказе предписывалось создать выборные комитеты из представителей нижних чинов во всех ротах, полках, батареях и т.

д. Но, не смотря на его популярность, он имел роковые последствия для судеб армии и всей страны. Русская армия становилась заложником в борьбе различных политических сил, сама, превращаясь в один из инструментов политики.

Важным инструментом новой власти на местах являлись комиссары Временного правительства, которые заменили бывших губернаторов. В Москве первым городским комиссаром стал городской голова М.  Челноков, известный кадет, возглавляющий Всероссийский союз городов.

К маю 1917 года в стране было 57 губернских комиссаров и 353 уездных, в основном кадетов или близких к ним. Позже их заменили во многих местах меньшевики и эсеры. По подсчётам историков, в марте-октябре 1917 года в стране действовало не менее 220 различных политических партий и групп.

Прежняя партийная структура переживала серьёзную перестройку. Одни партии покинули политическую арену, другие вышли из подполья и для них настал период невиданного взлёта, третьи только начали формироваться. Прекратили своё существование Союз русского народа, Союз Михаила Архангела и др.

Наибольший взлёт популярности в это время пришёлся на социалистические партии и, прежде всего, меньшевиков. Их лидерство было обусловлено их идейным влиянием на большинство рабочих, что нашло своё выражение в преобладании меньшевиков среди руководства общественных организаций трудящихся: Советов, кооперативов и т.д. Меньшевики поддерживали Временное правительство, добиваясь эффективного контроля за ним со стороны революционной демократии.

3 апреля 1917 г. Петроград после долгих лет эмиграции вернулся В.  Ленин.

Вождь большевиков, ещё находясь за границей, выступил решительным противником Временного правительства и призвал к переходу от первого буржуазно-демократического этапа ко второму социалистическому этапу революции. Концепция такого перехода была изложена Лениным в «Апрельских тезисах» и закреплена решениями Всероссийской конференции. Ленин сумел в определённой степени повлиять на настроения умеренных большевиков и предложил своей партии новые ориентиры.

Основными политическими лозунгами момента для большевиков стали требования полновластия Советов, заключения немедленного мира, национализации земли при конфискации помещичьих хозяйств, установление рабочего контроля над производством и потреблением. Эти меры рассматривались Лениным как шаги к введению социализма.

Российские либералы, оказавшиеся у власти в 1917 году, находились в сложном положении. С одной стороны, они были ограничены в своих действиях постановлениями Советов, с которыми вынуждены были считаться, с другой, у них явно отсутствовал опыт созидательного государственного строительства. К тому же, одну из своих главных задач правительство связывало с продолжением войны, что делало его крайне не популярным в глазах широких народных масс.

Первые шаги Временного правительства продолжали политику царской власти на повышение роли государства в управлении экономикой. 25 марта 1917 года правительство издало постановление «О передаче хлеба в распоряжение государства и его местных продовольственных органов», устанавливающее монополию государства на хлеб и твёрдые цены на него.

Закон о хлебной монополии, сам по себе в период войны являлся необходимой и прогрессивной мерой, рассчитанной на ограничение свободной торговли и интересов частных предпринимателей. Однако в реальной обстановке правительство, не имея собственного продовольственного аппарата, вынуждено было привлечь к его выполнению частные торгово-промышленные круги и кооперативы. Кооперация могла бы стать главной опорой власти, но в действительности, хлебозаготовками занимались практически все общественные организации, способные получить наряды министерства, что вело к срыву монополии и спекуляции продовольствием.

Попытки расширить государственное влияние предпринималось и в других сферах. Большое внимание стало уделяться регулированию производственных отношений и достижения социального партнёрства между трудом и капиталом. Подготовили новые законы о городском самоуправлении. Одним из важнейших вопросов для России оставался вопрос о продолжающейся войне и путях достижения мира.

5 мая было образовано первое коалиционное правительство. Его вновь возглавил Г.  Львов.

В новом кабинете осталось 10 министров и 6 министров-социалистов. Правительственный блок либералов и умеренных социалистов получил возможность провести в жизнь программу, выработанную посланцами Совета. Программа предусматривала скорейшее заключение демократического мира, установление всеобъемлющего государственного контроля и регулирования экономики, усиление налогообложения имущих классов и защиту труда.

Однако правительственные декларации имели свойство устаревать едва ли не в тот день, когда они опубликовались. В общественной атмосфере мая 1917 г. уже явственно ощущалось приближение новой грозы.

Февраль открыл перед страной несколько возможных путей развития, включая либерально-реформистский и пролетарско-революционный. Их выбор в условиях политической свободы зависел от предпочтений большинства российского населения и в конечном итоге определялся реальным уровнем его политической культуры, менталитетом народа. Весной 1917 г. как западный буржуазно-демократический путь, так и марксистский социализм не могли быть осознанным выбором масс «снизу».

В сознании большей части населения страны господствовали общинные ценности, вследствие чего партию кадетов и других сторонников западного пути развития для России поддерживало не более 20 % населения. На осенних выборах в городские думы по 50 губернским городам страны за кадетов проголосовало чуть более 12 % избирателей. На выборах в Учредительное собрание кадеты вместе с союзниками получили 17 % голосов.

Таким образом, в условиях политической нестабильности либерально-реформистская альтернатива с самого начала была малоперспективной, как не имеющая глубоких корней в духовной жизни русского народа. Предложенная «сверху» Временным правительством, прогрессивная по сути программа обновления страны на принципах демократии, частной собственности, целостности страны могла быть реализована лишь при условии сохранения и укрепления гражданского согласия, сильной государственной власти.

Сложившееся двоевластие вынуждало Временное правительство постоянно оглядываться на Советы. Более того, потенциально каждая из новых российских властей несла в себе альтернативный выход из тупика. Временное правительство выступало за эволюционный способ разрешения накопившихся противоречий, через проводимые сверху реформы, Советы – за революционный, через кардинальное обновление власти.

Такая политическая система не могла быть устойчивой. С момента своего рождения она несла в себе возможность кризиса, перерастания власти в анархическое безвластие. Главное же – либеральные ценности, довлевшие над сознанием и министров-капиталистов, и министров-социалистов, исключали саму возможность широкого применения насилия для стабилизации ситуации в стране.

Сделав ставку на легитимное оформление новой власти через Учредительное собрание, либеральное, а затем умеренно-социалистическое большинство Временного правительства отказалось от решения таких жизненно важных вопросов, как земельный, вывод страны из военного тупика и самоопределение народов, населявших страну. В свою очередь, выборы в Учредительное собрание сознательно затягивались. Правительство, не имея воли заявить, что созыв Учредительного собрания возможен лишь по окончании войны, избрало тактику проволочек.

Откладывая реформы, правящий блок, несмотря на целый ряд благоприятных обстоятельств (отсутствие какого-либо серьезно организованного сопротивления, одинаковое понимание основными политическими силами характера свершившейся революции и ее главных задач, активная поддержка революции союзниками), разрушал свою социальную базу, открывал дорогу революционно-пролетарскому варианту развития событий.

Продолжающаяся война и развал экономики способствовали радикализации широких слоев населения. Рабочие, фактически ничего не получив от новой власти, кроме свободы на бумаге, вновь приняли активное участие в забастовочном движении. С каждым месяцем нарастало стихийное крестьянское движение.

Временное правительство решилось лишь на конфискацию земель, лесов, озер, принадлежавших царю и царской семье. Главный земельный комитет неспешно разрабатывал принципы будущей аграрной реформы. Лишь к осени планировалось завершить разработку закона о земле, передать его на утверждение Учредительного собрания.

Попытки крестьян самолично захватить брошенные помещичьи земли оценивались министром земледелия как «самоуправство». Число крестьянских выступлений с марта по апрель возросло с 257 до 3321 в июле и августе (в 12,9 раза). С осени 1917 г.

На местах росла волна национализма и шовинизма.

⇐ Предыдущая123Следующая ⇒Крупнейшим событием этого периода стала работа в Петрограде 3–24 июня I Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов, в котором приняли участие 1090 представителей большинства Советов России. Был создан ВЦИК – Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет – главный орган системы Советов между съездами. ВЦИК объявил себя наряду с Временным правительством высшим органом власти в стране. И с тех пор, на всех международных встречах, внутренних политических мероприятиях, в армии, на митингах и встречах с трудящимися, власть представляли две делегации, одна – от Временного правительства, другая – от ВЦИКа Съезда Советов.

В конце июня – начале июля 1917 г. в Петрограде начались массовые антиправительственные и антивоенные выступления. Возглавил их Петроградский военный гарнизон, стремившийся арестовать Временное правительство, создать Временный революционный комитет (ВРК) под руководством большевиков и анархистов. Петроградский гарнизон подержали другие воинские части. Ленин в то время находился в Финляндии. ЦК РСДРП(б) в ночь на 4 июля 1917 г. приняли решение об участии в этом выступлении. 4 июля состоялась огромная демонстрация, свыше 500 тыс. чел. (юнкера, учащиеся военных училищ, казаки), скандировавших лозунги: «Долой министров-капиталистов!», «Вся власть Советам!», «Хлеба, мира, свободы!». По приказу Временного правительства демонстрацию расстреляли. Много было жертв, убитых и раненых. ЦК партии большевиков приказал прекратить выступление в ночь на 5 июля.

Первое (июльское) вооруженное восстание большевиков было плохо и наспех организованно, мало управляемо и потому потерпело поражение. В.И. Ленин и другие лидеры были объявлены вне закона, их обвиненили в шпионаже в пользу Германии. Ленин ушел в подполье, скрывался на оз. Разлив под Петроградом (вблизи деревни и станции под эти же названием) в шалаше под видом простого косаря: днем косил траву, а вечерами и ночами разрабатывал новые планы захвата власти. После расстрела демонстрации 4 июля политическая обстановка в России изменилась. ВЦИК Советов признал за Временным правительством «неограниченные полномочия», объявил его правительством «спасения революции», т.е. фактически передал ему добровольно всю власть.

Вместо князя Г. Львова Временное правительство возглавил эсер А.Ф. Керенский (июль–октябрь 1917) (министр юстиции во Временном правительстве, потом военный и морской министр, с 1918 г. эмигрант во Франции, в США). Главными задачами нового правительства стали подготовка к выборам в Учредительное собрание, наведение порядка на фронте и в стране: начались аресты участников июльской демонстрации и большевиков.

В новых условиях большевикам нужна была другая тактика борьбы за власть. 10 июля Ленин написал тезисы «Политическое положение»:

1) контрреволюция укрепилась, двоевластие сменилось единовластием буржуазии; 2) всякие надежды на мирное развитие революции исчезли окончательно, теперь либо военная контрреволюционная диктатура, либо вооруженное восстание.

Так впервые после Февраля 1917 г. партией большевиков, по инициативе Ленина, был взят курс на подготовку вооруженного восстания.

После июльских событий 1917 г. правые силы взяли курс на установление военной диктатуры, ликвидацию Советов, разгром большевиков. Роль военного диктатора отводилась Верховному главнокомандующему армией генералу Лавру Георгиевичу Корнилову (на эту должность он был назначен 19 июля Керенским). Его поддержали кадеты, планируя союз армии (Корнилов) и правительства (Керенский), что усилило бы и ту, и другую стороны. Думские депутаты успешно агитировали А.Ф. Керенского вступить в союз с Корниловым.

3 августа Корнилов направил Керенскому доклад о милитаризации фабрик, заводов, железных дорог и о введении смертной казни в тылу. Необходимость этих мер объяснялась хозяйственным параличем, нараставшим в стране.

6 августа Корнилов в телеграмме Керенскому просил подчинить ставке Петроградский военный округ. Началась переброска надежных воинских частей, способных, по мысли Корнилова, также подавить возможные беспорядки в Петрограде. После 15 августа Корнилов при поддержке правых кадетов решил предпринять попытку переворота власти с помощью особо «верных» ему войск, в том числе «дикой дивизии» (состоявшую из татар, осетин и чеченцев), входившую в конный корпус генерала А.

М. Крымова.

Многие историки убеждены, что Керенский знал об этих планах Корнилова. Но недоверие его и личные амбиции сломали их первоначальный союз. Вечером 26 августа на заседании Временного правительства Керенский квалифицировал действия Корнилова как мятеж. 27 августа Корнилов отдал приказ армии о наступлении на Петроград с целью свержения Временного правительства и установления военной диктатуры.

Большевики в ходе этих событий заняли свою позицию: выступить против Корнилова, не ослабляя борьбы с Временным правительством, разъяснять народу слабость и шатания Керенского.

Для отражения «корниловского мятежа» А.Ф. Керенский обратился за помощью к большевикам, выпустил из тюрем их лидеров и призвал к «народной обороне» – к созданию Красной гвардии из рабочих, солдат и простых жителей Петрограда. На его призыв откликнулись около 40 тыс. добровольцев. Корниловские войска, встретив сопротивление, отказались идти на штурм Петрограда. К 30 августа мятежные войска без выстрелов были остановлены и рассеяны. Генерал А.М. Крымов застрелился. 2 сентября Корнилов был арестован, отстранен от должности верховного главнокомандующего, отправлен в Быховскую тюрьму. Корниловский мятеж («корниловщина») был подавлен. 19 (27) ноября – бегство генералов Корнилова, А.И. Деникина и А.С. Лукомского из Быховской тюрьмы на Дон.

30 августа 1917 г. был создан новый орган власти – Директория, в состав которой вошли премьер А. Ф.

Керенский, министры М. Терещенко, А. Никитин, командующий флотом Д.

Вердерецкий, командующий армией А. Верховский. Решения Директории имели силу закона.

1 сентября 1917 г. Директория провозгласила Россию республикой, создала Предпарламент, состоящий из лидеров партий, назначила выборы в Учредительное собрание на ноябрь 1917 г.

В итоге событий августа 1917 г. правые силы были разгромлены. Большевики быстро приобретали народную популярность, росла их численность.

А престиж Временного правительства вместе с А. Ф. Керенским очень быстро падал, прежде всего среди офицерства, а также в умеренно–социалистических кругах.

Правые обвиняли Керенского в беспринципности и политическом коварстве, в подрыве боеспособности русской армии. Левые же подозревали его и кадетов в связи с Корниловым. Ситуация для правительства Керенского осложнялась и обострившимся экономическим кризисом.

⇐ Предыдущая123Следующая ⇒Дата добавления: 2017-02-24; просмотров: 772 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:


Поиск на сайте:


Источники:

Вам также может понравиться