Осуществление кальвинистской реформации в Женеве

Жан Кальвин (Calvin, Calvinus – латинизированный вариант французской фамилии Ковен – Cauvin) родился 10 июля 1509 г. в городе Нуайон, расположенном к северо-востоку от Парижа.Его родители принадлежали к уважаемым семьям буржуа, поддерживавшим деловые отношения со столицей Франции и крупнейшими нидерландскими городами — Антверпеном и Брюсселем. Карьера отца развивалась успешно: начав делопроизводителем городского правления, он стал поверенным епископа. Семья Ковен поддерживала дружеские отношения с семьёй местного графа, их дети домашнее образование получали вместе в графском замке, то есть Жан Кальвин получил аристократическое воспитание.В 1524–1528 Кальвин обучался в Париже, где преподавание велось все еще схоластическими методами. Первоначально его предназначали к церковной карьере (в возрасте 13 лет ему был обеспечен бенефиций), однако после окончания артистического факультета он, по желанию отца и по собственной склонности, решил обратиться к юриспруденции. В этот период (начало 1530-х годов) Кальвин, не ограничиваясь юриспруденцией, он старался расширить свои познания в области классической филологии и вообще гуманитарных наук. Результатом этих занятий стал его комментарий к трактату Сенеки «О милосердии», опубликованный в 1532. Однако более важными для всей последующей жизни Кальвина стали его контакты с теми евангелическими и реформистскими сообществами, которые во Франции объединялись вокруг гуманиста Фабера Стапуленсиса (Жак Лефевр д` Этапль (1450 – 1536)). Эти люди не только изучали Библию на языках оригинала, но и были знакомы с сочинениями М. Лютера. Вращаясь в кругу сторонников Лютера, Кальвин постепенно и сам примкнул к евангелическим христианам. В конце 1533, после революционной реформистской речи, произнесенной ректором Сорбонны которому в составлении этой речи помогал молодой Кальвин, Кальвину пришлось срочно бежать из Парижа, спасаясь от преследований, так же как и ректору. Он жил под чужим именем во многих городах Франции. Усиливающиеся гонения на евангелических христиан во Франции, в конце концов вынудили его совсем покинуть страну: Кальвин отправился в Страсбург, а затем в Базель. Там он познакомился со многими вождями Реформации – Генрихом Буллингером (преемник Цвингли), Мартином Буцером и другими. Кроме того, в 1536 г. Кальвин осуществил первое издание своего важнейшего теологического труда – Наставление в христианской вере (Institutio religionis christianae). Эта книга была задумана с целью дать краткое изложение протестантского вероучения и защитить французских протестантов от обвинений в том, что они, подобно анабаптистам в Германии, восстают против государственной власти. Написанная на очень высоком уровне эта книга в возрасте 28 лет сделала Кальвина известным и авторитетным. Осенью 1536 г. же года Кальвин в последний раз посетил город своих родителей Нуайон, и этот год стал переломным в его судьбе. Из Нуйона он намеревался направиться в Страсбург, однако очередная вспышка войны между Карлом V и Франциском I сделала недоступной прямую дорогу в Страсбург, и ему пришлось ехать в обход через Женеву. В Женеве он предполагал лишь переночевать, однако о его прибытии стало известно его соотечественнику эмигранту Гильому Фарелю, только что приступившему к церковной реформе в Женеве. Фарель просил и даже умолял Кальвина, уже снискавшего себе известность в ученых кругах благодаря своей книге, остаться в Женеве и прочитать курс богословских лекций. Для Женевы реформация означала к тому же политическую независимость от савойского епископа (Савойя – большое герцогство, расположенное между Италие, Францией и Швейцарией). Кальвин поначалу отказывался взять на себя эту задачу, потому, что у него имелись иные планы и потому что он, по своему душевному складу, склонен был избегать публичности. Однако в конце-концов проникшись убеждением, что Богу действительно угодно, чтобы он способствовал торжеству Реформации в Женеве, он со всем рвением и усердием взялся за роль профессора и проповедника Святого Писания. На первых порах Кальвин намеревался осуществить коренные преобразования, полностью изменив физический и духовный облик города. Однако уже через три года этот план сорвался, прежде всего из-за нетерпеливости и неопытности молодого энтузиаста, каковым был тогда Кальвин. Он был изгнан из города вместе с Фарелем. Кальвин поселился в Страсбурге и жил там с 1538 по 1541. Здесь, помимо чтения лекций в собранной им вокруг себя небольшой общине беженцев из Франции, он получил возможность познакомиться с тем типом церковной организации, о котором он сам мечтал. Кроме того, он участвовал в религиозных диспутах, состоявшихся по инициативе Карла V, и опубликовал второе, существенно расширенное издание «Наставления в христианской вере». Важной стороной его деятельности было переубеждение анабаптистов и возвращение в церковь многих из них. В 1540 в Страсбурге Кальвин женился на Идлетте де Бюр, вдове раскаявшегося анабаптиста.   Церковная реформа Кальвина в Женеве. После 1540 женевцы стали настойчиво просить Кальвина вернуться в Женеву. Возросла заинтересованность в независимости от Савойи, усилились позиции сторонников реформации, ослабли позиции противников Кальвина. Осенью 1541 Кальвин уступил этим просьбам – при условии, что ему будет предоставлена возможность осуществить нововведения, которых он добивался раньше. Вместе с собой Кальвин привёз команду помощников, тогда же в Женеву вернулся и Фарель. Жан Кальвин представляет собой второе поколение реформаторов. Первому поколению реформаторов – таким, как Лютер или Цвингли, в основном, приходилось отвечать на вопрос, какой не должна быть церковь. В том смысле, что они вынуждены были отгораживать реформированную церковь с одной стороны от католичества, а с другой – от радикализма. Перед вторым поколением реформаторов стояла задача систематизировать богословие и богослужение протестантизма. И Кальвин уже отвечал на вопрос, какой должна быть реформированная церковь. У Кальвина появилась возможность создать общину верующих, которые не просто собирались бы на воскресное богослужение но старались всю свою жизнь превратить в служение Богу. При том, что церковь остается центром, оказывающим влияние на всю жизнь верующих, это служение Богу может осуществляться в повседневных делах, в преподавании в школе, в заботе о нищих, так что и экономическая, и политическая жизнь, и вообще – вся частная и вся общественная жизнь посвящается служению Богу. Кальвин устроил свою церковь как общину верующих, руководствующихся сознанием, что каждый ее член, в соответствии со своими способностями и занимаемым положением, должен стремиться превратить мир в «зрелище славы Божией» (theatrum gloriae Dei). Эти цели Кальвин намеревался достичь введением строгой внутренней дисциплины. Неукоснительно придерживаясь этого курса и назначая суровые наказания за отступления от чистоты вероучения и за пренебрежение заповедями церкви. Кальвин постоянно вступал в конфликты со своими оппонентами, пока, в 1555 г. его последователи не получили большинства в магистрате. Взяв за образец Новый Завет и древнюю церковь, Кальвин создал в Женеве такую церковную организацию, которая впоследствии стала нормативной для реформатских церквей во всем мире. Руководители общины избирались и контролировались ее членами. Существовали четыре вида “служб”: пасторы для проповеди, доктора (учителя) для сохранения чистоты учения, пресвитеры (старейшины) для контроля за церковной дисциплиной, диаконы для надзора за церковным имуществом, сбора пожертвований и заботы о бедных. Дела общины обсуждались ее руководством на совете старейшин — консистории (от латинского consistorium – место пребывания, собрание людей), догматические вопросы — на конгрегациях, собраниях духовных наставников (от лат. congregatio – союз, соединение). Общины были автономны, но поддерживали тесную связь друг с другом для обмена опытом, а при необходимости — для согласованных действий. Церковный культ, по учению Кальвина, требовал еще больше строгости и простоты, чем это допускалось другими течениями Реформации. Отвергалось не только поклонение святым, мощам, реликвиям, иконам. Из кальвинистских храмов удалялись алтари, распятия, свечи, богатые одеяния и украшения – ничто не должно было отвлекать от сосредоточенности на общении с Богом. Прекратилась даже органная музыка. Правда в последующие столетия она была возвращена, но кальвинистская музыка после такого перерыва уже никогда не достигнет тех высот, каких достигнет лютеранская музыка, породившая Иогана Себастьяна Баха и всю семейную династию гениальных композиторов в которую он входил. На первом этапе построения новой церкви основной задачей была регламентация церковью жизни каждого ее члена в отдельности и жизни общины в целом. Осуществлялись систематические инспекции частных жилищ старейшинами общин, были запрещены не только азартные игры или ругательства, но и чтение развлекательной литературы, музыка при процессиях, танцы на пиршествах, театральные зрелища, за исключением назидательных пьес на библейские темы. Особенно строго следили за посещением церковных служб, поощрялись доносы соседей на нарушителей этого правила. То, что считалось преступлением против веры и нравов, подлежало тяжким наказаниям. Ослушников изгоняли из города и даже казнили. Только в начале деятельности Кальвина за 6 лет было совершено 58 казней, а 76 человек изгнали из города. Несмотря на жесткость установленного в Женеве режима, Кальвин неизменно пользовался поддержкой большинства горожан. Непрерывный приток иммигрантов приносил с собой живые свидетельства страданий и бедствий, претерпеваемых в разных странах за евангелическую веру. В этой ситуации Женева казалась кальвинистам оазисом свободы. Основные постулаты учения Кальвина Согласно Кальвину христианин обретает способность «шествовать вперед по пути своего призвания» и изменить облик мира сего. Не столько через личную святость и аскетизм, сколько через труд, умеренное пользованием благами мира сего и неустанное служение общине.По его учению, спасение основано на суверенной воле Бога выраженной двойным предопределением одних ко спасению, других к осуждению. Предназначенные к спасению составляют небольшую группу, избранную Богом в силу непостижимого решения, помимо всяких их заслуг. С другой стороны, никакие усилия не могут спасти тех, кто осужден на вечную погибель. Кальвин считал, что служение Христа на кресте совершилось лишь для тех, кто избран ко спасению. Избранные будут спасены независимо от их собственного начального желания.Сомневаться в собственном избранничестве христианин не должен, ведь подобная обеспокоенность уже сама по себе является “сатанинским искушением”, симптомом недостаточной веры в Бога. Земные поступки не играют никакой роли в спасении души, так как человек избирается к спасению ещё до сотворения мира. Основанием для такого вывода для Кальвина служат слова из Послания апостола Павла к Ефесянам 1:4: «Так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны перед Ним…». Именно такой трактовке спасения кальвинистская Реформация была обязана своей мощью и уникальным бунтарским духом, проявлявшемся в фанатичной готовности пострадать за веру. Кальвинисты были неустрашимы, так как были уверены в своём безусловном спасении. Догма о “двойном предопределении” в системе взглядов Кальвина была связана и с его трактовкой причастия. В понимании Лютера при евхаристии с хлебом и вином реально соприсутствуют плоть и кровь Христа. В интерпретации Цвингли причастие было лишь символическим обрядом в память Тайной вечери. Кальвин утверждал духовный характер причастия, считал, что Божью благодать при его свершении получают одни лишь избранные. По учению Кальвина христианин должен с максимальной полнотой реализовать свое “призвание” — дарования и возможности, заложенные в него Богом, которые проявляются во всей его деятельности и, прежде всего, в профессиональной. Бог сам дает человеку ориентир, некий знак, свидетельствующий о его поддержке, о том, что человек верно понял свое “призвание” и на правильном пути осуществляет его — это успех или неудача его дела. Кальвин пользуется при этом понятиями “процветание” или “беда”. Бог благословляет удачу, но ее надо добиваться только честным и законным путем, не забывая о долге и перед Богом, и перед ближними. “Процветание” и “беда” в равной мере являются испытаниями смирения и нравственных устоев человека. “Процветание”, например, приводит к накоплению богатства, но этот дар Бога нельзя обретать “ценой крови и пота других людей”, то есть, нарушая заповедь “не укради”. Уже имея богатство, его нельзя промотать, удовлетворяя свои прихоти, лучше вложить капитал в общественно полезное дело. В целом религиозно-нравственные принципы учения Кальвина утверждают и стимулируют высокую активность личности, ее трезвый и рациональный подход к делу, волевой напор в решениях, заботу об успехе дела при аскетичности собственных желаний. Такая идеология в значительной степени способствовала развитию капитализма. Об этом влиянии написано знаменитое исследование немецкого социолога и историка начала XX века Макса Вебера – «Протестантская этика и дух капитализма» (1909-1910). Кальвин высоко оценивал роль церковной организации. Он считал, что, поскольку церковь (не в смысле храма, а в смысле организации) является местом служения Христа, так как Он Сам учредил ее, то Он желает встречаться с верующими в ней и только в ней. Кальвин превозносил Важность церкви больше, чем остальные лидеры реформации и учил, что вне церкви не существует спасения. В связи с этим он придает важное значение отлучению от церкви (точнее лишению причастия). Он признавал только временный, воспитательный характер отлучения, служащего интересам видимой церкви. При этом Церковь связывает не на вечную погибель, а осуждает лишь образ жизни и известные дела человека. Если сравнить с католической Церковью, то здесь отлучение было средством достижения политических и финансовых притязаний Церкви. Отлученный католик лишался спасительных средств церкви и гражданских прав, после кончины его хоронили в неосвященной земле. Таким образом, он посредством отлучения лишался вечного спасения. Лютеране же не уделяли большого внимания теме отлучения. Подобно Лютеру и Цвингли, Кальвин рассматривал государство как установление Бога . Лютер считал, что ответственность за тиранию падает на саму светскую власть, Бог сам накажет тирана, а потому сопротивление неправедной власти возможно только пассивное, без применения силы, лишь как внутреннее противостояние и ожидание справедливого суда божьего. Цвингли, в отличие от Лютера, признавал право общины на сопротивление тирании, не позволяющей верующим нормально выполнять свой христианский долг. Кальвин делает это еще резче, возводя борьбу против тирании в разряд религиозной обязанности. Но это означало не поощрение бунтов, а лишь призыв к демократии, так как функции свержения плохого правителя могут взять на себя только магистраты и представители сословий. Истоки западной демократии непосредственно вытекают из реформатских учений, прежде всего кальвинизма.

  Проповеди КальвинаПочти весь город собирался, чтобы услышать проповеди Кальвина. Семнадцать проповедей в неделю для города с населением 15 000 человек. Отсутствие на богослужениях по неуважительной причине наказывалось штрафами. Кальвин верил, что все Слово Божие, без исключения, написано для верующих, и оно должно быть проповедано все, а не только какие-то выбранные места. Писание объясняет само себя. Поэтому Кальвин проповедовал книгу за книгой, стих за стихом. Когда он через три года вернулся из изгнания, то взял для проповеди стих, следующий за тем, на котором он вынужден был прерваться и продолжил проповедовать. Кальвин проповедовал без каких бы то ни было записей, но, тем не менее, сохранилось 2200 записанных его проповедей. Это стало возможно благодаря приставленному к нему стенографисту.В 1551–53 годах Кальвин осуществил полный перевод Библии на французский язык с комментариями, ко всем книгам, кроме Апокалипсиса. В его  переводе пророки и  апостолы говорят на современном  ему языке , без архаизмов, но и без упрощения. Следует заметить, что все лидеры так называемой консервативной докторской реформации (возглавляемой докторами богословия), противостоящей радикальной народной реформации, очень сдержано относились к книге Апокалипсиса, сомневаясь в том, что её вообще следует считать канонической, а не апокрифической. Идея конца света оставалась на периферии их учений или вообще игнорировалась, так как они были рассчитаны на образованных и прагматично настроенных аристократов, бюргеров и зажиточных крестьян, а не на отчаявшихся невежественных и суеверных разорившихся крестьян и ремесленников. Влияние кальвинизма на историю Кальвин стремился объединить протестантов. Эти усилия увенчались лишь единственным успехом – принятием «Цюрихского соглашения» 1549 г., закрепившего компромисс в трактовке учения о евхаристии между Кальвином и протестантами немецкой части Швейцарии, придерживавшимися цвинглианства. Лидером цвинглиан в этот период был Буллингер. Соглашение Буллингера и Кальвина фактически привело к постепенному слиянию цвинглианской и кальвинистской церквей. К середине XVI столетия Жан Кальвин становится самой влиятельной фигурой Реформации. После смерти Лютера в 1546 году все люди, убежденные в ошибках католической церкви, перевели свой взгляд на Кальвина в поисках руководства и наставления. Географическое центральноевропейское положение Женевы и рост реформаторского движения во многих частях Европы определили консолидирующее значение города и его духовного лидера. В особенности это касалось тех, кто скрывался от гонений. Женева стала прибежищем для протестантов, чья жизнь подвергались опасности. В 1559 г. женевский колледж по инициативе Кальвина был преобразован в академию. Во главе её был поставлен Теодор Беза – будущий приемник Кальвина. Еженедельно читались по 27 лекций. В штате были лучшие европейские профессора латыни, греческого и еврейского языков, искусств и богословия. Умение и прилежание всячески приветствовались и поощрялись наградами. Студенты неудержимо стремились лекции. Женевская академия являлась важнейшим центром для распространения идей Реформации в романских странах. Отсюда выходили лидеры французских гугенотов, голландских кальвинистов, и главным образом учение Кальвина принялось и воплотилось у шотландских пресвитериан и английских пуритан. Одним из таких лидеров стал шотландец Джон Нокс (1505-1572). Он эмигрировал в Женеву вследствие преследований протестантов королевской королевой Марией Тюдор Кровавой. В 1559 году после смерти Марии Тюдор он вернулся в Шотландию начал борьбу с католической королевой Шотландии Марией Стюарт и основал шотландскую реформатскую церковь, названную пресвитерианской церковью. Именно в Женеве несколько английских и шотландских эмигрантов взялись за новый профессиональный перевод всей Библии на английский язык. Первое издание вышло в 1560 году и вскоре стало самой популярной версией перевода среди протестантов Англии и Шотландии.Из школы Кальвина выходили строгие, до фанатизма смелые служители. Этот факт является одной из причин того, что реформатские церкви имели успех даже на немецких территориях. В то время как Лютер, в основном, проповедовал пассивное сопротивление оппозиции, кальвинисты выставили суровых, нетерпимых деятелей с железным характером. Власть над Женевской республикой никогда не была самоцелью для реформатора. Его подлинной целью было вернуть Францию к евангельской вере, – и не только Францию, но и многие другие страны, церковные и духовные лидеры которых поддерживали контакты с Кальвином, – Шотландию, Англию, Нидерланды, Польшу и Трансильванию (Северная Румыния). Однако к Франции – своей родине – он был особенно неравнодушен. В 1550 г. Кальвин основал школу, где обучались пасторы и проповедники для Франции. Они стали глашатаями протестантизма в этой стране, где проповедовать было опасно для жизни. В Женеве жили многие эмигранты из Франции, в том числе и печатники. И в городе с населением всего 15 000 человек работали 30 издательских домов. Огромное количество литературы отправлялось во Францию. В 70-е годы во Франции каждый десятый был протестантом (20 миллионов * 10% = 2 миллиона). Когда Кальвин покидал Францию в 30-е годы, там их практически не было. Возможно, ещё ни одно вероучение до этого не распространялось с такой скоростью. Учение Кальвина оказало не меньшее влияние на всю западную цивилизацию. Оно сказалось на формировании либерально-демократической концепции прав человека, права на самозащиту и в целом – на экономическом капиталистическом развитии Запада и его общественном сознании. Распространение кальвинизма в Европе имело своим результатом появление его различных разновидностей, особенности которых зависели от конкретных обстоятельств места и времени. Смерть Кальвина. За два или три года до смерти здоровье Кальвина заметно ухудшилось. Друзья советовали ему уменьшить объем работы, но он был непреклонен: “Разве вы хотите, чтобы Бог, когда пошлет за мной, не застал меня за работой?” На те собрания, где он хотел быть, его доставляли на носилках. Жан Кальвин скончался в мае 1564, в 54 года. Его преемником стал Теодор Беза (1519-1605), один из влиятельнейших богословов реформатской церкви и главный помощник Кальвина. Беза до конца жизни считался главой кальвинистов в Европе.

Создателем наиболее последовательного реформационного учения, которое послужило идеологической основой раннебуржуазных революций, был Жан Кальвин (1509—1564). Он родился в городе Нуайоне (Северная Франция) в семье епископского секретаря; окончил юридический факультет Буржского университета и вместе с тем получил хорошую богословскую и филологическую подготовку. До 1534 г. Кальвин примыкал к гуманистам. Его переход на сторону Реформации, по собственному признанию, произошел внезапно. Начавшееся в 1534 г. гонение на протестантов заставило Кальвина вместе с другими сторонниками Реформации покинуть Францию. Он поселился сначала в Страсбурге, а затем в Базеле, где и опубликовал в 1536 г. свое основное богословское сочинение «Наставление в христианской вере», ставшее катехизисом кальвинистского вероучения. В основе кальвинизма лежать два догмата: об абсолютном предопределении и божеств-м невмешательстве. Основным положением кальвинизма является догмат об абсолютном предопределении, согласно которому участь человека в земной жизни и в «жизни вечной» раз и навсегда предопределена со времени «творения». Никакими делами или заслугами нельзя изменить это извечное предопределение. Одним это «божье избрание» дарует спасение и райское блаженство, других оно обрекает на страдание и погибель. Причем это предопределение не только необратимо, но и непостижимо. Однако Кальвин не делал из этого фаталистических выводов. Он учил, что каждый верующий должен считать, что именно он является божьим избранником, и стремиться всей своей деятельностью оправдать это избрание. Если он преуспевает, то не должен этим гордиться и пренебрегать обязанностями перед богом и общественным благом. Точно так же и тот, кто терпит неудачу и впадает в бедность, не должен поддаваться искушению и совершать бесчестные поступки. Неудачи в жизни и деятельности — показатель греховности избранного пути, непонимания божественного призвания. Другими словами, богатый должен преуспевать в накоплении богатств, а бедный смиренно нести бремя нищенской жизни. В отличие от Лютера, Кальвин считал бога неумолимым и карающим. Страх перед его десницей должен заставить верующего покаяться, хотя спасение даруется не самим покаянием, а искупительной жертвой Христа. Но из догмата Кальвина об абсолютном предопределении не следовал вывод об обреченности человека. Последователи Кальвина создали учение о «мирском призвании», согласно которому верующий должен неутомимо трудиться на избранном поприще, быть умеренным и бережливым. Преуспевание в мирских делах объявлялось самым богоугодным делом. Благородство происхождения и сословные привилегии теряли у кальвинистов всякое значение. 2-й тезис о божеств-м невмешательстве в закономерность мира означало, что жизнь общ-ва идет по земным законам и Бог не вмешивается в эту жизнь. Человек многое может решить и сделать, создать сам. Таким образом, кальвинизм давал религиозное обоснование притязаниям буржуазии на руководящее положение в обществе. Этим целям служила и основанная на принципах республиканизма кальвинистская церковно-политическая организация. Институт священства в кальвинистской церкви совсем упразднялся. Община верующих избирала пастыря, пресвитеров (старейшин), ведавших административными делами, и дьяконов, занимавшихся сбором и распределением милостыни. Высшим органом кальвинистской церкви была консистория в составе 12 старейшин и 5 пасторов, которая ведала не только церковными делами, но и подчиняла всю светскую власть. В Женеве, куда Кальвин прибыл в 1536 г., практически была установлена теократия. Это вызвало недовольство влиятельных буржуазных кругов, заставивших его покинуть город. В 1541 г. Кальвин с триумфом возвратился в Женеву, и кальвинистская Реформация победила окончательно. До конца своей жизни Кальвин пользовался неограниченной властью над городом и всей кальвинистской церковью, распространившейся в городских кантонах Швейцарии. Не без основания его называли «женевским папой».  Кальвин был таким же нетерпимым к инаковерию и инакомыслию, как и глава католической церкви. По его настоянию в 1553 г. был сожжен на костре испанский ученый-гуманист Мигель Сервет, отвергавший учение о троичности бога (антитринитаризм). Столь же жестоко Кальвин расправлялся и с анабаптистами, требовавшими упразднения насильственной власти и установления имущественного равенства. В Женеве были введены строгие порядки: установлен надзор за соблюдением кальвинистских религиозных предписаний, запрещены излишняя роскошь, пышные празднества и увеселения. Высшей добродетелью объявлялись строгость нравов, бережливость и накопление.

Истоки кальвинистской Реформации, которая породила реформатские церкви (например пресвитериан) лежат в Швейцарской федерации. В то время как лютеранская Реформация возникла в академической обстановке, реформатская церковь обязана своим происхождением ряду попыток реформировать нравственный облик и богослужение церкви (но не обязательно ее учение) в соответствии с библейской моделью. Следует подчеркнуть, что, хотя именно Кальвин придал этому типу Реформации его характерный стиль, его истоки следует искать у более ранних реформаторов, таких как Ульрих Цвингли и Генрих Буллингер из города Цюриха.

Хотя большинство ранних реформатских богословов, таких как Цвингли, происходило из академической среды, их реформационная деятельность не была академической по своей природе. Она была обращена к церкви в том виде, в каком она существовала в таких швейцарских городах как Цюрих, Берн и Базель. В то время как Лютер был убежден, что доктрина оправдания имела центральное значение для его программы социальных и религиозных реформ, ранние реформатские мыслители проявляли относительно мало интереса к доктринам вообще, не говоря уже о какой-либо одной доктрине. Их реформационная деятельность носила организационный, социальный и этический характер, во многом сходной с требованиями реформ, которые доносились из гуманистических кругов.

Обычно считается, что консолидация реформатской церкви началась со стабилизацией цюрихской Реформации после смерти Цвингли в битве (1531 г. ) при его преемнике Генрихе Буллингере, и закончилась в период деятельности Жана Кальвина в Женеве в 1550-е годы. Постепенное смещение центра реформатской церкви (первоначально из Цюриха в Берн, а затем из Берна в Женеву) произошло в течение 1520-х — 1560-х гг.

, и в конце концов утвердило преобладание в реформатской церкви города Женевы, его политической системы (республика) и религиозных мыслителей (первоначально Жана Кальвина, а после его смерти Теодора Безы). Данная тенденция закрепилась благодаря учреждению Женевской академии (основана в 1559 г. ), которая начала подготовку реформатских пасторов и служителей.

Термин “кальвинизм” часто употребляется по отношению к религиозным идеям реформатской церкви. Хотя такая практика все еще достаточно распространена в литературе о Реформации, становится все более очевидным, что реформатское богословие конца XVI в. основывается на источниках, отличающихся от идей самого Кальвина.

Обозначение реформатской мысли конца XVI и XVII вв. термином “кальвинизм” предполагает, что она отождествляется с мыслями Кальвина, однако в настоящее время общепризнанно, что идеи Кальвина незаметно изменены его преемниками. Сейчас ученые предпочитают использовать термин “реформатский”, как по отношению к церквам (в основном в Швейцарии, Нидерландах и Германии), так и к религиозным мыслителям (таким как Теодор Беза, Вильям Перкинс и Джон Оуэн), которые основывались на знаменитом учебнике Кальвина “Наставление в христианской вере” или на церковных документах (например знаменитом Гейдельбергском катехизисе), также связанных с ним.


Из трех составных частей протестантской Реформации – лютеранства, реформатства, или кальвинизма, и анабаптизма – именно реформатское крыло имеет особое значение для англоязычного мира. Пуританство, которое столь явственно фигурировало в английской истории XVII в. и имело такое основополагающее значение для религиозных и политических взглядов Новой Англии в семнадцатом веке и далее, представляет собой особую форму реформатского христианства. Для того, чтобы понять религиозную и политическую историю Новой Англии и мысли таких авторов, как Джонатан Эдварде, необходимо освоить хотя бы некоторые богословские взгляды и часть религиозного мировоззрения пуританства, лежащие в основе их социальных и политических настроений.

Радикальная Реформация (анабаптизм)Термин “анабаптист” дословно означает “перекрещенец” и обозначает, вероятно, самый характерный аспект анабаптистской практики утверждение о том, что основанием для получения крещения должно быть лишь личное, публичное исповедание веры. Представляется, что анабаптизм впервые возник в окрестностях Цюриха после проведения реформ Цвингли в этом городе в начале 1520-х годов. В центре движения стояла группа людей (среди них наиболее значительным был Конрад Гребель), которые утверждали, что Цвингли изменил своим же реформационным принципам. Он проповедовал одно, а на практике делал другое. Хотя Цвингли утверждал свою верность принципу sola scriptura, Гребель считал, что он сохранил ряд черт, – включая крещение младенцев, тесную связь между магистратом и церковью и участие христиан в войне, — которые не освящены Писанием В руках таких мыслителей, как Гребель, принцип sola scnptura приобрел радикальные черты, реформатские христиане должны были верить и делать лишь то, что явно говорится в Писании. Цвингли был серьезно встревожен подобными устремлениями, видя в них дестабилизирующий фактор, угрожающий отрезать реформатскую церковь Цюриха от ее исторических корней и преемственности с христианской традицией прошлого.

Среди различных течений анабаптистского движения можно выделить ряд общих элементов: общее недоверие к внешнему авторитету; отрицание крещения младенцев в пользу крещения верующих; общее владение собственностью; акцент на пацифизме и непротивлении. Возьмем, например, третью черту: в 1527 г. правительства Цюриха, Берна и Сен-Галлена обвинили анабаптистов в вере в то, что “истинные христиане не могут давать или брать капитал в рост, что все мирские блага являются общими и бесплатными, и все могут иметь на них право собственности”.

По этой причине анабаптизм часто называется “левым крылом Реформации” (Роланд X. Бейнтон) или “радикальной Реформацией” (Джордж Ханстон Вильяме). С точки зрения Вильямса, “радикальную Реформацию” следовало бы отличать от “магистерской Реформации”, под которой он понимал лютеранское и реформатское движения.

Источники:

Вам также может понравиться