Предпосылки образования Арабского государства

Преемники Мухаммеда носили титул халифов. В их руках сосредоточилась вся духовная и светская власть. Под их руководством арабы нанесли поражение крупнейшим державам, которые в этот момент боролись между собой за контроль над Ближним Востоком.

. . Возникновение древнерусского государства.

Глава 1. Теории и предпосылки образования древнерусского государства

Возникновение древнерусского государства.

1.4 Предпосылки образования древнерусского государства

Первая предпосылка к образованию древнерусского государства описывается в повести временных лет – “Поищем собе князя, иже бы володел нами и судил по праву”… Государство и подданные в Арабском халифате.

Образование Арабского государства (халифата) и история его развития

Аравия к началу VII в. Арабские племена, населявшие Аравийский полуостров, делились по этническому происхождению на южноарабские, пли йеменские, и североарабские. К началу VII в.

. . Государство и подданные в Арабском халифате.

Первые шаги Арабского государства и арабские завоевания

После смерти Мухаммеда в Медине (летом 632 г.) халифом («заместителем» пророка), в результате долгих споров между мухаджирами и ансарами, был избран Абу Бекр, купец, старый друг, тесть и сподвижник Мухаммеда…

1. Предпосылки образования восточнославянского государства.

Восточные славяне, начиная с VI-VII ст. расселились на огромной территории Восточной Европы, образовывая союзы племен. “Повесть временных лет” сложена, пять веков тому.

. . Образование и развитие древнерусского государства.

2. Предпосылки образования древнерусского государства

Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов. Предпосылки образования древнерусской государственности обозначились в VII-VIII в. н.

э. . .

. Образование Российского централизованного государства в IV-V вв.

I. Особенности и предпосылки образования Российского централизованного государства в IV-V вв.

Образование Российского централизованного государства в IV-V вв.

1.2 Предпосылки образования Российского централизованного государства в области аграрных отношений

Огромным тормозом в развитии сельского хозяйства являлась феодальная раздробленность. В летописных сводах встречаются сведения о неурожаях, приводивших к повышению цен на хлеб, а в ряде случаев — к страшному голоду. В них мы видим.

. . Образование Российского централизованного государства в IV-V вв.

1.3 Предпосылки образования Российского централизованного государства в развитии городов, товарного производства и обращения

Несмотря на то, что экономика Руси в XIV–XV вв. оставалась в основе своей натуральной, в хозяйственной жизни страны наблюдались некоторые новые явления. В результате отделения добывающих промыслов от земледелия в XV в.

. . Образование СССР и дальнейшее национально-государственное строительство.

Предпосылки образования СССР

Идеологические предпосылки. Октябрьская революция 1917 года привела к распаду Российской империи. Произошла дезинтеграция бывшего единого государственного пространства, просуществовавшего несколько веков.

. . Причины и предпосылки возникновения древнерусского государства.

5.Причины и предпосылки образования государства у восточных славян в IX в. Образования государства Киевская Русь

Формирование государства. а) Причины и предпосылки возникновения Древнерусского государства. В изложении истории IX-X вв.

многое спорно и легендарно, а точные даты, к которым приурочены те или иные события, по-видимому. . .

1.1 Предпосылки образования Древнерусского государства

В отличие от других стран, как восточных, так и западных, процесс формирования российской государственности имел свои специфические черты: 1… Формирование древнерусского государства и деятельность первых киевских князей.

1. ПРЕДПОСЫЛКИ ОБРАЗОВАНИЯ ДРЕВНЕ-РУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Ценнейшим памятником, содержащим сведения о начале Русского государства, является летописный свод «Повесть временных лет, откуда пошла Русская земля, и кто в Киеве начал первый княжить, и откуда Русская земля стала», составленный. . .

Экономическое развитие Киевского раннефеодального государства (IХ–ХII вв. ).

1. Социально-экономические предпосылки образования Киевского государства

Древнерусские летописи описывают историю восточных славян только со времени, когда они начали расселяться на большом просторе Восточной Европы, создавая союзы племен. Этот процесс начался в конце 5 и в целом закончился в 8-9 веках…

Ислам с его строгим монотеизмом и проповедью братства всех мусульман независимо от племенного деления оказался той силой, которая смогла объединить Аравию. Поэтому мусульманство быстро стало политической силой, а мусульманская община — ядром объединения Аравии. Мекканская знать с течением времени изменила свое отношение к мусульманам, видя, что складывавшееся под их главенством политическое объединение Аравии может быть использовано в интересах Мекки. Начались тайные переговоры руководителей мусульман с главой мекканских курейшитов, богатейшим рабовладельцем и купцом Абу Суфьяном из рода Омейя. B 630 г. было достигнуто соглашение, по которому мекканцы признали Мухаммеда пророком и политическим главой Аравии и согласились принять ислам. Кааба была преобразована в главный мусульманский храм и очищена от идолов племенных божеств. «Черный камень», объявленный «даром божьим», принесенным на землю архангелом Гавриилом, был оставлен. Мекка продолжала быть местом паломничества, одновременно сохранив и свое экономическое значение. Значительная часть Аравии признала власть Мухаммеда. Этим было положено начало арабского государства. Сложились предпосылки для будущего объединения оседлых и кочевых арабских племен в единую народность: с VII в. у арабов — кочевых и оседлых — была единая территория и складывался единый арабский язык. ПЕРВЫЕ ШАГИ АРАБСКОГО ГОСУДАРСТВА И АРАБСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ После смерти Мухаммеда в Медине (летом 632 г.) халифом («заместителем» Пророка) был избран Абу Бекр — купец, старый друг, тесть и сподвижник Мухаммеда. Власть досталась халифу в то время, когда объединение Аравии еще не было закончено. Абу Бекр жестоко подавил восстания, которые были подняты сразу же после смерти Мухаммеда. После кончины Абу Бекра халифом стал другой сподвижник Мухаммеда — Омар (634—644 гг.). Уже при первом халифе началось завоевательное движение арабов, так как международная обстановка была весьма благоприятной для успеха и распространения ислама. Длительная война между Византией и Ираном, длившаяся с 602 по 628 гг., истощила их силы. Арабским завоеваниям способствовало и давно наметившееся ослабление экономических связей между Византией и ее восточными провинциями, а также религиозная политика Византии в ее восточных областях (преследование монофизитов). Абу Бекром была начата война с Византией и Ираном, деятельное участие в которой приняли «сподвижники Пророка» — племенная и мекканская знать во главе с родом Омейя. K 640 г. арабы завоевали почти всю Палестину и Сирию. Многие города сдались завоевателям лишь на основании договоров, которые гарантировали христианам и иудеям свободу культа и личную свободу при условии признания власти apa- бо-мусульманского государства и уплаты податей. Подчинившиеся христиане и иудеи, а позднее и зоро- астрийцы, составили в арабском государстве особую категорию лично свободного, но политически неравноправного населения, так называемых зиммиев. K концу 642 г. арабы завоевали Египет, Sa1HHB важнейший портовый город Александрию, в 637 г. разрушили столицу Ирана — Ктесифон, а к 651 г. завершили завоевание Ирана, несмотря на упорное сопротивление его населения. 2.

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 18Следующая ⇒Основной предпосылкой политического объединения Аравии был процесс образования классов и роста социальных противоречий внутри племён. Ислам с его строгим монотеизмом и проповедью «братства» всех мусульман, независимо от племенного деления, оказался весьма пригодным идеологическим орудием для объединения Аравии. Поэтому мусульманство быстро выросло в политическую силу: Мусульманская община стала ядром политического объединения Аравии. Но тут же выявились противоречия и внутри самой мусульманской общины. Масса земледельцев и кочевников воспринимала учение о «братстве» всех мусульман как программу установления социального равенства и требовала похода против Мекки, ненавистной социальным низам, считавшим её гнездом ростовщиков и торгашей. Знатная же верхушка мусульманской общины, напротив, стремилась к компромиссу с мекканскими богатыми купцами.

Между тем и мекканская знать мало-помалу изменила своё отношение к мусульманам, видя, что складывавшееся под их главенством политическое объединение Аравии может быть использовано в интересах Мекки. Начались тайные переговоры руководителей мусульман с главой мекканских курейшитов, богатейшим рабовладельцем и купцом Абу Суфьяном из рода Омейя. Наконец было достигнуто соглашение (630 г.

), по которому мекканцы признали Мухаммеда пророком и политическим главой Аравии и согласились принять ислам. При этом прежняя курейшитская верхушка сохранила своё влияние. Кааба была преобразована в главный мусульманский храм и очищена от идолов племенных божеств.

Однако основная святыня — «чёрный камень», объявленный «даром божиим», принесённым на землю архангелом Гавриилом, был оставлен. Таким образом, Мекка продолжала быть местом паломничества, сохранив одновременно и своё экономическое значение. К концу 630 г.

Этим было положено начало Арабскому государству, в котором господствующей верхушкой стали рабовладельцы Мекки и Медины, «сподвижники пророка», а также знать принявших ислам арабских племён. Сложились некоторые предпосылки для будущего объединения оседлых и кочевых арабских племён в единую народность: с VII в. у арабов — кочевых и оседлых — была единая территория и складывался единый арабский язык.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒Date: 2015-10-18; view: 74; Нарушение авторских прав

После возвращения Фейсала из Дамаска Хусейн возобновил переговоры с британским верховным комиссаром в Египте Мак-Магоном. В своем письме к Маг-Магону от 14 июля 1915 г. Хусейн изложил содержание Дамасского протокола.

Оно неприятно поразило британцев, и они ответили дипломатичным отказом, однако затем все же решили пойти навстречу некоторым требованиям Хусейна. 24 октября 1915 г. Мак-Магон направил Хусейну письмо, в котором от имени британского правительства обещал признать независимое арабское государство в границах, указанных Хусейном, в соответствии с Дамасским протоколом, за исключением британских протекторатов на Аравийском полуострове, а также территорий к западу от линии Алеппо, Хама, Хомс, Дамаск, то есть Западной Сирии, Ливана и Киликии.

Именно это письмо стало называться впоследствии соглашением Мак-Магон – Хусейн. Последний в принципе согласился с ним, хотя и продолжал настаивать на выполнении Дамасского протокола в полном объеме.

Несмотря на письмо Мак-Магона, получение оружия и финансовой помощи от Великобритании, Хусейн все еще колебался, когда османское правительство само ускорило его выступление, отказавшись признать его наследственным правителем Хиджаза и начав подготовку крупной военной экспедиции с целью его низложения. В этих условиях Хусейну ничего не оставалось, как побороть свои колебания и призвать арабов ко всеобщему антитурецкому восстанию. Оно началось 5 июня 1916 г.

и вылилось в широкие партизанские действия аравийских племен, в результате чего турецкие войска на юге Аравии оказались отрезанными. К середине 1917 г. арабские партизаны очистили все красноморское побережье и смогли перенести боевые действия в Заиорданье, угрожая тылу турецких войск, которые сдерживали натиск британских войск в Палестине.

Начав восстание, Хусейн стремился максимально ускорить реализацию своих великодержавных планов. 27 июня 1916 г. он выступает с манифестом ко всем мусульманам мира, в котором излагается программа создания арабского государства.

2 ноября в Мекке он провозглашается королем арабской нации. Великобритания и Франция резко выступили против этих его действий, но чтобы в какой-то степени успокоить его, признали королем Хиджаза и предложили отложить решение спорных вопросов на послевоенный период.

Несмотря на это, недоверие Хусейна не только не ослабевает, но начинает возрастать по мере активизации Франции, в частности, в кругах сирийских и ливанских эмигрантов. В мае 1917 г. в Хиджаз прибывают Сайкс и Пико с целью рассеять сомнения Хусейна в отношении намерений Великобритании и Франции. По существу, они дезинформируют его.

Естественно, что тем больший шок вызвала декларация Бальфура и публикация соглашения Сайкс – Пико и не только у Хусейна и его окружения, но и в арабском национально-освободительном движении в целом. Командующий арабской партизанской армией эмир Фейсал начинает переговоры о сепаратном мире, стремясь получить от османского правительства принципиальное согласие с Дамасским протоколом. Однако младотурки отказались его признать, хотя Оттоманская империя уже находилась на грани военного краха.

Лишь в сентябре 1918 г. они возобновили с арабскими представителями переговоры о сепаратном мире на основе Дамасского протокола, но было уже слишком поздно, так как победа Антанты стала совершившимся фактом.

В провале арабо-турецких переговоров о мире немалую роль сыграла, наряду с неустойчивостью османского правительства, дипломатия Антанты, которая всячески стремилась смягчить полученный арабами удар. 4 декабря 1917 г. президент США В.

Вильсон заявил в конгрессе, что народам Оттоманской империи будет предоставлено право на самоопределение. За ним с примерно аналогичными заявлениями выступили министр иностранных дел Франции Питон и премьер-министр Великобритании Ллойд Джордж.

4 января 1918 г. представитель английского правительства Хогарт вручил Хусейну меморандум, в котором говорилось, что страны Антанты намерены способствовать созданию арабского государства, в которое, однако, не будет включена Палестина, где будет осуществляться особый режим управления. Не будучи удовлетворенным содержанием меморандума Хогарта, Хусейн обращается к английскому правительству с просьбой подтвердить соглашение Мак-Магон – Хусейн, однако оно уклонилось от этого, так как приближавшийся этап раздела “османского наследия” отнюдь не предполагал активного арабского участия.

19 сентября 1918 г. британские войска перешли в решительное наступление, а 30 октября 1918 г. в Мудросе (порт на о.

Лемнос) на борту линкора “Агамемнон” было подписано перемирие, условия которого, по существу, означали конец существования Оттоманской империи. В тот же день в Лондоне было подписано британско-французское соглашение об оккупационном режиме на бывших османских территориях, в соответствии с которым верховная власть находилась в руках командующего британской оккупационной армией фельдмаршала Алленби. Французская гражданская администрация вводилась в Ливане, Западной Сирии, Киликии (“синяя зона” по соглашению Сайкс – Пико), британская – в Палестине (“коричневая зона”) и Месопотамии (“красная зона”), арабская во главе с эмиром Фейсалом – в Восточной Сирии и Заиорданье (зоны “А” и “Б”).

Таким образом, первоначальный раздел этих территорий был проведен в точном соответствии с соглашением Сайкс – Пико, однако ни арабы, ни Франция не были удовлетворены его результатами и претендовали на большее. Не отказывались от его ревизии и правящие круги Великобритании, считавшие, что подавляющее военное превосходство в регионе служит для этого достаточно надежным основанием. В их распоряжении была пятисоттысячная армия, тогда как Франция располагала всего семью тысячами человек, арабская армия эмира Фейсала – несколькими десятками тысяч слабо вооруженных партизан. Такое соотношение военных сил давало Великобритании, по существу, свободу рук в решении проблем “османского наследия”.

Это не замедлило сказаться в ходе открывшейся 18 января 1919 г. Парижской мирной конференции. Прибывшая на нее делегация образованного в Дамаске правительства нового арабского государства во главе с эмиром Фейсалом была признана лишь как делегация Хиджаза.

Фейсал как фактический глава нового арабского государства и его окружение оказались в чрезвычайно сложном положении. С одной стороны, разворачивавшееся арабское национально-освободительное движение требовало все более решительных действий во имя достижения независимости, вплоть до вооруженной борьбы с войсками Антанты, а с другой, на него оказывали мощное давление державы-победительницы, настаивая на уступках. В этих тяжелейших условиях он выбирает стратегию маневрирования, стремясь прежде всего изолировать Францию, как наиболее серьезного и бескомпромиссного противника.

Источники:

Вам также может понравиться