Размежевание в демократическом лагере

Несмотря на политическую умеренность прусского Национального собрания, его либерально-буржуазное большинство под давлением петиций крестьянства приняло некоторые аграрные законы, в частности об отмене помещичьего права охоты на крестьянской земле. Эти законы, а также обсуждение вопроса об окончательной ликвидации феодальных порядков в деревне вызвали недовольство дворян. Предотвратить наступление контрреволюции можно было лишь опираясь на народные массы. Однако умеренные буржуазные либералы — депутаты собрания были неспособны на этот шаг.

содержание

13 октября 1848 г. в Берлине среди рабочих, занятых на общественных работах, начались волнения в связи с угрозой их увольнения. 16 октября полиция и отряды гражданского ополчения обстреляли демонстрацию рабочих.

В ответ на это в городе стали возникать баррикады. Рабочие, ремесленники, студенты вооружались. Буржуазная гражданская гвардия участвовала вместе с войсками в подавлении этого выступления.

Победа контрреволюции во Франции и Австрии окрылила прусских реакционеров. 2 ноября было сформировано новое правительство, в состав которого вошли представители феодальной знати и высшей бюрократии во главе с ярыми реакционерами генералом графом Бранденбургом (дядей короля) и бароном Мантейфелем. 9 -10 ноября войска заняли Берлин.

Гражданская гвардия дала себя обезоружить без всякого сопротивления. Группы рабочих, собравшихся возле здания, где заседало Национальное собрание, готовы были вступить в борьбу с войсками, но депутаты-либералы не захотели использовать боевое настроение трудящихся.

Все левые газеты были закрыты, демократические организации запрещены. 9 ноября правительство объявило о переводе Национального собрания из Берлина в его пригород Бранденбург. Это означало по существу ликвидацию собрания. 15 ноября, накануне своего закрытия, собрание приняло обращение к немецкому народу с призывом прекратить уплату налогов, но не решилось призвать народ к вооруженной борьбе.

Передовые слои рабочего класса и мелкобуржуазной демократии выступили против контрреволюционного переворота в Берлине. «Окружной комитет саксонских демократов», «Всеобщий крестьянский союз Силезии» и многие другие демократические организации резко протестовали против действий кабинета Бранденбурга — Мантейфеля.

Особенно решительное сопротивление государственному перевороту оказали демократические организации Рейнской области. 18 ноября «Рейнский окружной комитет демократов» выпустил составленное Марксом воззвание, в котором заявлялось, что нельзя ограничиваться пассивным сопротивлением и что постановление Национального собрания о неуплате налогов можно будет выполнить лишь в том случае, если народ окажет правительству вооруженное сопротивление. «Новая рейнская газета» стала выходить с лозунгом: «Больше никаких налогов!» «Окружной комитет» призвал все демократические организации устраивать массовые народные собрания, создавать отряды народного ополчения и комитеты безопасности, сопротивляться попыткам насильственного взимания налогов властями.

Предательское поведение крупной буржуазии, которая вместе с помещичьими кругами оказала активную поддержку правительству, облегчило властям расправу с демократическими группами, поднявшимися на борьбу против контрреволюционного переворота. Размежевание в демократическом лагереНачало 1849 г. ознаменовалось в Германии обострением классовой борьбы и усилением процесса размежевания в демократическом лагере между его умеренным и революционным крылом.

Последовательно революционная позиция «Новой рейнской газеты», ее боевой интернационализм, решительная борьба против реакции — все это вызывало резкие нападки реакционных и умеренно-либеральных органов печати, угрозы и репрессии властей. 26 сентября издание газеты было приостановлено (оно возобновилось 12 октября). В феврале 1849 г. прусское правительство провело два судебных процесса против Маркса, Энгельса и издателя газеты Корфа, а также против «Рейнского окружного комитета демократов», но суд присяжных оправдал обвиняемых.

В апреле 1849 г. Маркс ввиду растущей враждебности буржуазных демократов к рабочему движению разорвал организационные связи с ними и вышел из состава «Окружного комитета демократов». Опираясь на окрепшее движение пролетариата, Маркс и его соратники приступили к подготовке созыва общегерманского съезда рабочих организаций с целью создания массовой рабочей партии.

Имперская конституция 1849 г.

28 марта 1849 г. после долгих дебатов франкфуртский парламент принял конституцию единого германского государства. Она предусматривала создание Германской империи, в которую должны были войти Бавария, Саксония, Ганновер, Вюртемберг, Баден и другие германские государства, а также Австрия; все они сохраняли свою внутреннюю самостоятельность, свои правительства, парламенты и суды.

Однако важнейшие функции общеимперского значения (внешняя политика, командование вооруженными силами, таможенная политика и т. п. ) передавались центральному правительству во главе с императором; законодательная власть вручалась двухпалатному рейхстагу.

Конституция провозглашала ряд буржуазно-демократических свобод: равенство всех граждан перед законом, свободу слова, печати, совести, неприкосновенность личности, бесплатное и светское начальное образование и т. п. Вместе с тем конституция объявляла неприкосновенной церковную собственность, а вопрос о важнейших феодальных повинностях предлагала решать путем соглашения между помещиками и крестьянами.

При всей своей умеренности имперская конституция имела прогрессивное значение, так как ставила задачей ликвидировать политическую раздробленность страны и являлась шагом на пути превращения Германии в буржуазную монархию. Именно поэтому правящие круги Пруссии и других крупных германских государств, где у власти стояли реакционные группы дворянства и бюрократии, отказались признать эту конституцию. Франкфуртская конституция оказалась мертворожденным детищем. Тот факт, что ее признали 29 мелких и средних государств, не имел существенного значения.

Рейтинг@Mail.ru

В апреле 1849 г. в Берлин прибыла депутация от франкфуртского парламента, чтобы предложить прусскому королю германскую императорскую корону. Фридрих Вильгельм IV категорически отказался принять ее. Майские восстания 1849 г.

В мае 1849 г. народные массы поднялись на защиту имперской конституции, но эти выступления в отличие от мартовских восстаний 1848 г. носили локально-ограниченный характер. Они охватили только часть Германии — передовые в промышленном отношении Саксонию и Рейнскую область, а также Баден и Баварский Пфальц, где антипрусские настроения были особенно сильны.

3 мая по призыву демократических клубов народные массы Дрездена стали строить баррикады. 4 мая саксонский король бежал из столицы. Власть перешла в руки Временного правительства, в состав которого вошли лидер левого крыла буржуазных демократов адвокат Чирнер и умеренные либералы Гейбнер и Тодт.

Раден Аджанг Картини. Фотография.

Временное правительство действовало недостаточно решительно. Этим воспользовались враги революции, которым удалось стянуть в Дрезден многочисленные войска и обеспечить себе перевес над повстанцами. Буржуазная гвардия изменила народному движению.

В течение четырех дней отряды рабочих и ремесленников стойко отражали натиск саксонских и прусских войск. Военное руководство повстанцами осуществлял Стефан Борн, руководитель берлинского «Братства рабочих»; активное участие в борьбе принимал русский революционер Михаил Бакунин. 9 мая восстание в Саксонии было подавлено.

9 мая вспыхнуло восстание в Эльберфельде (Рейнская провинция). Войска, прибывшие для его подавления, были отброшены. Вечером того же дня взялись за оружие рабочие Дюссельдорфа.

следующая глава

Построив баррикады, они продержались вплоть до утра следующего дня. В Золингене восставшие рабочие захватили арсенал. В Изерлоне рабочие создали вооруженный отряд почти в 3 тыс.

Однако трусость буржуазных либералов, которых революционная активность рабочих пугала больше, чем приближение прусских войск, скоро свела на нет первоначальные успехи революционного движения в Рейнской области.

Эта трусость ярко проявилась во время событий в Эльберфельде. 11 мая туда прибыл Энгельс во главе отряда из 500 золингенских рабочих, чтобы принять участие в вооруженной борьбе. Энгельс потребовал разоружения буржуазной гвардии, распределения отобранного оружия между рабочими, обложения крупных капиталистов принудительным займом.

предыдущая глава

Комитет безопасности, состоявший из представителей умеренного крыла буржуазных демократов, отказался выполнить эти требования, хотя они могли бы существенно укрепить положение восставшего города. Через несколько дней Энгельсу было предложено покинуть Эльберфельд под тем предлогом, что его присутствие вызывает беспокойство среди буржуазных кругов. Энгельс вынужден был уехать.

Тактические ошибки восставших рейнских демократов, которые не позаботились о том, чтобы установить тесную связь между отдельными городами, ускорили поражение восстаний. Отрицательные последствия имело и то, что большинство крестьянства осталось в стороне от революционной борьбы.

В Пфальце движение в защиту имперской конституции началось в первых числах мая. К движению примкнули солдаты местных гарнизонов. 17 мая в Кайзерслаутерне было избрано Временное правительство. Оно провозгласило отделение Пфальца от Баварии, но действовало очень нерешительно и не принимало серьезных мер для борьбы с контрреволюцией.

Революции и революционные движения 1848 - 1849 гг. в Европе

Революционное движение распространилось в эти дни и на Баден. 12 мая вспыхнуло восстание солдат в крепости Раштадт. Солдатские восстания произошли и в других городах. 13 мая началось восстание в Карлсруэ. Великий герцог Леопольд бежал из города. Власть в Бадене перешла в руки оппозиционных политических деятелей, образовавших Временное правительство во главе с умеренным буржуазным либералом Брентано. Весь старый бюрократический аппарат остался в неприкосновенности. Требование демократических кругов об отмене сохранившихся феодальных повинностей не было проведено в жизнь. Республика официально не была провозглашена. Контрреволюционные элементы действовали совершенно безнаказанно. «Г-н Брентано, — писал впоследствии Энгельс, — с первой минуты предавал баденское восстание…»(Ф. Энгельс.)Вскоре прусские войска перешли Рейн и стали продвигаться в глубь Бадена. 29—30 июня у стен Раштадта разыгралось последнее сражение, в котором 13 тыс. баденцев стойко сопротивлялись 60 тыс. пруссаков. 11—12 июля остатки разбитой баденско-пфальцской армии перешли швейцарскую границу. Последним ушел добровольческий отряд, состоявший в основном из рабочих под командованием отставного офицера, члена Союза коммунистов Августа Виллиха. В этом отряде в качестве адъютанта Виллиха находился Энгельс. Он принимал активное участие в разведках и боях и, по свидетельству очевидцев, проявил большую личную храбрость. В опубликованных им позднее статьях (под общим названием «Германская кампания за имперскую конституцию») Энгельс подробно описал события этих недель, осудив действия мелкобуржуазных руководителей, тактика которых явилась одной из главных причин поражения восстания.

Гарнизон крепости Раштадт — последнего очага сопротивления баденских революционеров — мужественно сражался, окруженный прусскими войсками, до 23 июля. Прусская военщина жестоко расправилась с защитниками Раштадта. Вооруженное восстание в Пфальце и в Бадене было последней решительной схваткой между силами революции и силами контрреволюции в Германии в 1849 г.

Власти в Кёльне воспользовались подавлением восстаний в Рейнской области чтобы закрыть «Новую рейнскую газету». 19 мая 1849 г. вышел последний (301-й) номер газеты, весь отпечатанный красной краской. Прощаясь с кёльнскими рабочими, Маркс писал от имени сотрудников газеты, что «их последним словом всегда и повсюду будет: освобождение рабочего класса!»( К. Маркс, К кёльнским рабочим)16 июня 1849 г. франкфуртский парламент, переехавший незадолго до того в Штутгарт, был разогнан войсками. Это означало окончательную победу контрреволюции в Германии.

Группа федаев. Фотография. 1907 г.

Начало размежевания революционно-демократического лагеря с буржуазным либерализмомТермины «западники» и «славянофилы», возникшие в пылу полемики в начале 40-х годов, уяхе современниками понимались как очень условные. «Неточность такого рода,— писал вдумчивый современник П. В. Анненков,— неизбежны везде, где спор стоит не на настоящей своей почве и ведется не тем способом, не теми словами и аргументами, каких требует» 2. Западничество как антифеодальное, антикрепостническое идейное направление с самого начала заключало в себе две тенденции буржуазного развития, отражавшие идеологию крестьянства, с одной стороны, и обуржуазившихся помещиков и формировавшейся буржуазии — с другой.

Герцен еще в студенческие годы осознал тот водораздел, который лег между их кружком, приставшим к берегу социалистических идей, и деятелями либерального толка, оставшимися «на том берегу», каким был, например, издатель «Телеграфа» Н. А. Полевой.

Либерализм как политическая программа, противостоящая революционным методам, был сформулирован И. В. Киреевским еще в 1832 г.

следующая глава

в статье «19 век». Однако вплоть до резкого обострения кризиса социально-экономических отношений, наступившего в годы революционной ситуации, эти две тенденции, все более размежевываясь, на поверхности обхце-ственной жизни отчетливо не проявлялись. Экономическая отсталость крепостной России порождала классовую неоформленность идеологии русской буржуазии.

Борьба против крепостничества и самодержавия развивалась при определяющем и ведущем влиянии революционно-демократической идеологии. Общим в идеологии либеральной и революционно-демократической была их антикрепостническая направленность, их буржуазная сущность. Но в то время как дворянский и буржуазный либерализм выражал определенные интересы известной части господствующего класса, революционный демократизм, формировавшийся в предреформенные десятилетия, отражал стремления и чаяния крепостного крестьянства.

Этим определялись и принципиальные отличия политических и социальных идеалов либералов и крестьянских демократов. Революционно-демократическая идеология воплощала революционную сущность крестьянских требований. Наиболее последовательной, радикальной формой выражения этой идеологии стал утопический социализм, идеи которого развивали в 40-х годах Белинский и Герцен.

содержание

В начальный период размежевания, к середине 40-х годов XIX в. , несовместимость либеральной и демократической идеологий стала выявляться в подходе и решении общетеоретических, мировоззренческих вопросов. Так, теоретическая размолвка, происшедшая летом 1846 г.

в московском кружке Герцена, выявила непримиримость исходных идейных убеждений Белинского, Герцена, Огарева, материалистически решавших вопрос о соотношении материи и сознания, с позицией Грановского и всего остального западнического круга. В этом споре, отмечал Герцен, передовая студенческая молодежь считала его и Белинского представителями их философских мнений. Воинствующий атеизм Герцена и Белинского имел глубокое социальное содержание, полностью совпадавшее со смыслом, вкладывавшимся Марксом в его тезис о том, что «упразднение религии, как иллюзорного счастья народа, есть требование его действительного счастья» *.

Если идеологи складывающегося революционно-демократического направления — Белинский и Герцен — развивали идеи революции и социализма, то либералы отстаивали путь мирного переустройства во имя достижения буржуазных правопоряд-ков. Эти коренные расхождения определяли отношение к революционному опыту Запада и буржуазному общественному строю. В то время как Белинский высоко оценивал революционную непримиримость якобинцев 1793 г., Грановский, напротив, усматривал политический идеал в умеренности враждебных им жирондистов.

Л. Н. Толстой, Д. В. Григорович, И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, А. В. Дружинин и А. Н. Островский. Фотография 1856 г.

В отличие от либералов Герцен и Белинский ясно видели социальную ограниченность европейских революций XIX в., провозглашавших лишь формальное равенство, а фактически сохранявших собственность в руках буржуазии. По их глубокому убеждению, революция должна установить право собственности на иных, общественных началах.

Свое внешнее выражение все углублявшийся процесс размежевания революционно-демократических и либеральных сил нашел в позиции «друзей-врагов» Белинского в связи с его уходом в 1846 г. из «Отечественных записок» в приобретенный Некрасовым и Панаевым журнал «Современник». Осуществилась заветная мечта Белинского — иметь свой литературный орган. Однако либералы-западники — Боткин, Грановский, Кавелин — отказались пойти за ним и продолжали активно сотрудничать у Краевского, журнал которого превратился в оплот русского либерализма.

В январе 1847 г. вышел под новой редакцией первый номер «Современника», подлинным идейным руководителем которого стал Белинский. В течение двух десятилетий (до окончательного запрещения в 1866 г.

Крестьянский дом в Аргентине. Фотография. 1910 г.

) «Современник» оставался трибуной формирующейся, а затем сложившейся революционной демократии, идейным, а затем и организационным центром русского революционного движения. Его программа была изложена в политическом завещании Белинского — письме-памфлете к Гоголю, которое Ленин считал «одним из лучших произведений бесцензурной демократической печати»Наполненное страстной ненавистью к угнетателям русского народа, к помещичьему самодержавному государству и православной церкви, ко всякому мракобесию, восхвалению невежества, патриархальности, к мистицизму во всех его формах, письмо Белинского было манифестом революционного просветительства. Выступая против идейного оправдания Гоголем самодержавно-крепостнического строя, Белинский сознавал себя выразителем мнения целого поколения.

Гуманистический пафос письма Белинского утверждал неотъемлемые права русского народа, попранные крепостническим строем. С негодованием отвергал Белинский пронизывавшие «Избранные места из переписки с друзьями» идеи охранительной идеологии, прославление «православия, самодержавия, народности», попытку отвлечь народ от земных бедствий религиозной проповедью. Он отвечал Гоголю, что России «нужны не проповеди (довольно она слышала их!

), не молитвы (довольно она твердила их! ), а пробуждение в пароде чувства человеческого достоинства, столько веков потерянного в грязи и навозе, права и законы, сообразные не с учением церкви, а с здравым смыслом и справедливостью, и строгое, по возможности, их выполнение» 1 2. Рисуя современное состояние России, которая «представляет собою ужасное зрелище страны, где люди торгуют людьми.

Франциско Вилья и его соратники. Фотография. 1913 г.

. . », а вместо государственного аппарата существуют «только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей», Белинский сформулировал первоочередные задачи, стоящие перед русским обществом: ликвидация крепостного права, уничтожение бюрократического и полицейского гнета, обеспечение нрав человеческой личности.

Ни Белинский, ни Герцен не видели и не могли видеть в крепостной России 40-х годов революционного народа. Но убеждение, что «вера в будущее своего народа есть одно из условий одействотворения будущего» ‘, превращало их творчество в мощное орудие общественной борьбы.

В январе 1847 г. Герцен покинул Россию, покинул демократом, революционером, социалистом, чтобы обратиться из-за границы к своим соотечественникам с вольным русским словом. Эта идея, зародившаяся у него вскоре после возвращения из первой ссылки, была с восхищением одобрена Белинским.

Суд над Тилаком. Рисунок. 1908 г.

За границей Герцен начал с изучения разнообразных аспектов европейской жизни, чтобы уточнить пути решения русских национальных задач. Именно такой характер имели опубликованные в конце 1847 г. в «Современнике» герценовские (‘Письма из Avenue Marigni».

Начатые во время пребывания в Париже Белинского, они развивали мысли, аналогичные содержавшимся в его письме к Гоголю. Гневная критика Герценом социального строя, утвержденного на Западе буржуазией* встретила резкий отпор со стороны либералов-западников. В.

П. Боткин, Т. Н.

Грановский, К. Д. Кавелин, Е.

Ф. Корт единодушно встали на защиту буржуазной цивилизации от «нападок» Герцена. С наибольшей точностью их позиция в завязавшемся споре была сформулирована Боткиным: «Дай бог, чтобы у нас была буржуазия».

Однако в то время как Герцен отрицал за буржуазией какую-либо положительную роль, Белинский с замечательной глубиной социологического проникновения указывал на то, что следует различать «буржуази в борьбе и буржуази торжествующую», и что «не на буржуази вообще, а на больших капиталистов надо нападать…» 1 Именно с позиций последовательного историзма рассматривал Белинский перспективы развития в России капитализма, видя в нем, в противовес апологетам буржуазии, «последнее зло во владычестве капитала, в его тирании над трудом».

Rambler's Top100

Таким образом, еще накануне революции 1848 г., выявившей с трагической очевидностью контрреволюционную сущность буржуазии, в русском общественном движении углублялось размежевание между либерализмом и революционной демократией. Формирование революционно-демократического лагеря в среде русской интеллигенции идейно подготовляло переход к новому этапу русского освободительного движения.

Социальной опорой политических партий, составляющих революционно-демократический лагерь, были рабочие, крестьяне, ремесленники, мелкие торгово-промышленные служащие, интеллигенция.

Интересы рабочих и крестьян представляли в России прежде всего социал-демократические и неонароднические организации. Осенью 1895 года все марксистские круги были объединены в единую политическую организацию под руководством Ленина, явившуюся зачатком пролетарской партии. В декабре организация приняла название “Союз борьбы за освобождение рабочего класса”.

предыдущая глава

Начало партии положил маленький съезд, состоявшийся в Минске в марте 1898 года. 1 декабря 1900 года вышел из печати в Штудгарте первый номер партийной газеты “Искра”.

На втором съезде РСДРП произошел раскол на два политических течения – большевиков и меньшевиков.

Разногласия возникли по вопросу о построении партии. Ленин настаивал на создании сверхцентрализованной фактически авторитарной “вождистской” партии, тогда как будущий лидер меньшевиков Ю.Мартов представлял ее себе в виде более широкой демократической организации. Раскол между большевиками и меньшевиками означал, что РСДРП встретила первую русскую революцию ослабленной и растерянной.

Первое заседание Национального собрания в соборе Св. Павла (Франкфурт-на-Майне). Литография середины XIX в.

В 1905 году большевики организовали в Лондоне исключительно большевистский съезд (третий). Все прежние выдающиеся деятели партии, кроме Ленина перешли в лагерь меньшевиков (Аксельрод, Мартов, Потресов, Плеханов). Когда возникли первые Советы народных депутатов (Иваново-Вознесенский, Петербургский), то роль большевиков в них была едва заметной и незначительной.

В 1906 году была предпринята попытка объединения, но затем вновь стали раздаваться взаимные обвинения. Самой крупной и влиятельной из непролетарских партий была партия социалистов-революционеров (эсеров). В период революции эсеры насчитывали в своих рядах свыше 60 тысяч человек (не считая многочисленного слоя сочувствующих).

Ведущими деятелями эсеровской партии в 1905-1907 годах были: ее главный теоретик Чернов, Савинков, бывший участник народнического движения Натансон, Брешко-Брешковская, Рубанович. Эсеры продолжали верить в прирожденный коллективизм крестьян, связывая с ним свои социальные устремления. Социалисты-революционеры привлекали к себе крестьян главным образом своей революционной аграрной программой.

Они предлагали конфисковать помещичьи земельные владения, изъять все земли из товарного обращения, превратить их в общенародное достояние и поделить поровну между всеми, кто хочет и может обрабатывать землю личным трудом. Программа эсеров включала в себя типичные для революционной демократии требования республики, политических свобод, национального равноправия, всеобщего избирательного права.

Эсеры не были единым течением. Их левое крыло, выделившееся в 1906 году в самостоятельное -“Союз социалистов-революционеров – максималистов” высказывалось за “социализацию” не только земли, но и всех заводов и фабрик. Правое крыло ограничивалось требованием отчуждения помещичьих земель за “умеренное вознаграждение” и замены самодержавия конституционной монархией.

Специфической особенностью эсеровской тактики унаследованной от народовольцев был индивидуальный террор, направленный против представителей царской администрации. Всего в 1905-1907 годах эсеры провели 220 террористических актов. Жертвами стали 242 человека, из них убито 162 человека.

Выселение семей забастовщиков из фабричных домов. Район Ньюкасла. Фотография. 1902 г.

Другой разновидностью мелкобуржуазного революционаризма был анархизм. Анархисты (их главным идеологом был Кропоткин) отрицали необходимость планомерной работы по политическому воспитанию и организации масс, революцию понимали как всеобщий коммунистический переворот, означающий скачек из буржуазного мира насилия и угнетения в общество полного равенства и справедливости, где нет классов и государства. Поэтому буржуазно-демократическая революция и свержение самодержавия казались анархистам не более чем кратковременный, не имеющий какого-либо самостоятельного значения эпизодом в борьбе за царство свободы.

Отсюда вытекала и их тактика, стержнем которой были террористические акты, экспроприации, полное отрицание парламентаризма и пренебрежение к демократическим свободам. Анархистские организации (“Хлеб и воля”, “Черное знамя”, “Бунтарь”, “Безначалие” и др. ) формировались преимущественно из экстремистки настроенной части мелкобуржуазных слоев города и деревни, деклассированных элементов, а также из отдельных представителей рабочих, студентов, учащихся, недовольных существующим строем, но недостаточно представляющих себе, как с ним бороться.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

⇐ ПредыдущаяСтр 52 из 53Следующая ⇒В революционном лагере произошло размежевание политических сил и к 1791 году оформились 3 основные группировки: Фельяны – конституционно настроенные депутаты. По имени монастыря Ордена Фельянов, где собирались их сторонники. Представляли интересы крупной буржуазии; основу составляли члены политического клуба в Париже (в 1791—1792 гг.).

Жирондисты – выступали за республику. Сторонники индивидуальной свободы, поклонники демократической политической теории Руссо, скоро начавшие выступать в республиканском духе, пламенные защитники революции, которую они желали перенести и за границы Франции, жирондисты отличались прекрасным красноречием, но не обнаружили ни организаторского таланта, ни партийной дисциплины.

Якобинцы – наиболее радикальная политическая группировка. Заседания проходили в библиотеке монастыря Святого Якова. (Якобинский клуб имел громадное влияние на ход Французской революции 1789 г. На самом деле политическим идеалом тогдашнего якобинского клуба была конституционная монархия, как её понимало большинство Национального собрания. Они называли себя монархистами и признавали своим девизом закон. Опутавшая Францию крепкая паутина, сотканная Якобинцами, была разорвана. Временный перерыв террора, лежавшего тяжёлым гнетом на населении, вызвал в различных классах общества ожесточение против якобинцев.)Санкюло́ты— название революционно настроенных бедных людей в Париже во время Великой Французской революции.14 июля 1789 года парижане-санкюлоты ворвались в оружейную королевских солдат и похитили там ок. 30000 мушкетов. Затем, распределив оружие, парижане пошли на Бастилию. Разгорелось жестокое сражение, после которого гарнизон тюрьмы капитулировал. Восстание охватило всю Францию.С началом революционных войн в апреле 1792 года санкюлоты играли преобладающую роль в Национальной гвардии, в августе штурмовали дворец Тюильри и свергли монархию. А потом господствовали в органах местного революционного самоуправления.В июне 1793 года помогли прийти к власти якобинцам и в сентябре вынудили Конвент развернуть террор.санкюлоты требовали усиления контроля за ценами и доходами, обвиняя правительство в чрезмерном либерализме.После падения Робеспьера, санкюлоты потеряли политическое влияние.

⇐ Предыдущая44454647484950515253Следующая ⇒Date: 2015-08-22; view: 175; Нарушение авторских прав

Источники:

Вам также может понравиться