Рост ремесла и торговли

В античном мире создаются большие предпосылки для развития ремесла и торговли, укрепляется частная собственность ремесленников и их корпораций. Однако промышленность и торговля (за исключением художественного ремесла) рассматривались в Древней Греции и Риме как пагубные занятия, недостойные свободных граждан.  [c.64] В период высокого средневековья происходят становление феодальной иерархии, значительное развитие ремесла и торговли, усиление роли городов. Причем экономический рост сопровождался двух- трехкратным ростом населения  [c.3] РАЗВИТИЕ РЕМЕСЛА И ТОРГОВЛИ  [c.29] По мере развития сельского хозяйства и ремесленного производства, роста городов как центров ремесла и торговли все более сказывалась ограниченность феодальных отношений, тормозивших развитие производи-  [c.13] Развитие товарного производства, в особенности городского ремесла и торговли, создает предпосылки для превращения продуктовой ренты в денежную. Внеэкономическое принуждение нужно теперь лишь для получения определенной суммы денег.  [c.73] Еще в древности арабы играли посредническую роль в торговле Азии и Европы. После победы ислама установились своеобразные культура, ремесла и торговля. Центром последователей Магомета была Мекка, имевшая большое религиозное и торговое значение. Здесь проводились ежегодные ярмарки. Гостеприимство арабов во многом способствовало развитию торговых отношений с иностранцами.  [c.30] Наиболее развитой формой Р. было античное, клас-спч. Р., сложившееся в Др. Греции и Др. Риме. Античное Р. выросло в условиях значит, развития частной собственности и обществ, разделения труда, роста ремесла, городом, торговли и товарно-ден. отношений. Труд рабов стал основой хоз. жизни, Р. превратилось в господств, форму экономич. отношений, сложился рабовладельческий строй. В античном обществе существовала глубокая пропасть между свободными полноправными гражданами и рабами, лишёнными всех человеческих прав. Раб являлся вещью, находившейся в полном и безраздельном распоряжении владельца. Его приравнивали к скоту и орудиям труда, рабов продавали, и покупали, жестоко наказывали, изнуряли чрезмерным, непрерывным трудом.  [c.440] Развитие общественного разделения труда еще в древности прошло ряд крупных этапов, связанных с отделением скотоводства от земледелия, выделением как самостоятельной отрасли ремесла и возникновением торговли. Затем стали дробиться отрасли, углублялась специализация отдельных производств. Этот процесс бесконечен и взаимообусловлен ростом производительности труда. Вызванное общественным разделением труда развитие обмена сопровождалось стремлением производителей к эквивалентности на основе экономической ограниченности и обособленности интересов. Эта обособленность возникла на основе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-либо локальным интересом (кооперативы, товарищества, акционерные общества, хозяйственные ассоциации, совместные и смешанные предприятия и другие).  [c.24] В крупных договорах, соответствующих оптовым поставкам товаров или получению дани, пользовались гривнами — весовыми денежными единицами, соответствовавшими слитку серебра, сначала весом 96 золотников (409,5 г), а с XII в. — 48 золотников (204,75 г) — новгородская гривна, и 36 золотников (162 г) — киевская гривна. Но для розничной торговли эта единица была слишком велика в ежедневной жизни пользовались более мелкими деньгами. Следует иметь в виду, что денежное обращение существовало только в городах с их развитыми ремеслами, торговлей, ростовщическим кредитом и пр., а на периферии еще долго использовалась меновая торговля, либо пользовались стародавними суррогатами денег — кунами, резанами, жеребьями.  [c.24] Несмотря на то что деньги в Греции вошли в оборот достаточно рано, в сфере финансов и кредитования их начали использовать лишь в конце V — начале II в. до н. э. Это было вызвано всеобщим недоверием населения в силу его чрезвычайной бедности. Население предпочитало хранить свои монеты запечатанными в амфорах и закопанными на полях. Согласно высказыванию Аристотеля, такое положение делало экономически развитое государство убыточным. Он писал, что в то время как деньги свободно выводятся из обращения, торговля и ремесла ослабевают, а материальные ресурсы государства становятся незначительными [ 142]. Важной причиной было недоверие владельцев денег к государству и другим лицам. Так, при невозможности осуществления платежа дебитором другой страны государство не могло вмешаться, чтобы потребовать с него возврата долга. Более того, информация о других иностранных фирмах и рынках была ограниченной. Государство не имело возможности брать займы у населения, так как граждане не могли востребовать их возврата в случае войны.  [c.20] В результате роста мировой торговли и расширения мирового рынка ремесло с его цеховой регламентацией оказалось уже не в состоянии удовлетворить возросший спрос на товары. Это намного ускорило расслоение мелкого ремесленного хозяйства и переход к крупному капиталистическому производству, основанному на эксплуатации наемного труда. В работе Развитие капитализма в России В. И. Ленин показал, что переход от кустарного и ремесленного производства к капиталистическому в городах совершался в основном двояким путем. Во-первых, в процессе дифференциации ремесленников небольшое число мастеров богатело и постепенно превращалось в капиталистических предпринимателей, в то время как основная масса ремесленников, подмастерьев и учеников лишались средств производства и становились наемными рабочими. Во-вторых, торговый капитал в лице купцов подчинял себе и разорял ремесленное производство, превращаясь сам в промышленный капитал.  [c.34] Исторически разделение труда возникло в первобытнообщинном строе в виде первого крупного общественного разделения (выделение пастушеских племен), что создало условия для регулярного обмена товарами между племенами. При рабовладельческом строе развилось второе крупное общественное разделение труда – отделение ремесла от земледелия, положившее начало отделению города от деревни. В результате развития товарного обмена возникло третье крупное общественное разделение труда – обособление торговли от производства и выделение купечества. К глубокой древности относится разделение труда на физический и умственный, а также территориальное и профессиональное разделение. С возникновением машинной индустрии разделение труда получило мощное ускорение, появились и быстро развились международное разделение труда и страновая специализация.  [c.259] Сформировалось два типа полисов торгово-ремесленный и аграрный. В торгово-ремесленном полисе наблюдается больший удельный вес ремесла и торговли, складываются товарно-денежные отношения, осуществляется внедрение рабского труда в производство, ему присуще демократическое устройство общества. К торгово-ремесленным полисам относят Афины, Коринф, Милет, Сиракузы. Для аграрного полиса характерны преобладание сельского хозяйства, слабое развитие ремесла и торговли, больший удельный вес зависимых работников, олигархическое устройство общества. К ним относят Спарту, Фессалию, Беотию.  [c.19] История развития экономической науки показывает, что учение о богатстве зародилось не в тех государствах, которые находились на достаточно высоком уровне хозяйственного развития и были центрами широко развитых торговых отношений (Египет, Ассирия, Вавилон, Персия), а в Греции около V в. до н. э. К тому моменту греческие колонии распространились по берегам Средиземного моря и греки достигли высшей ступени развития не только ремесла и торговли, но и знаний. Наряду с философией греки развивали теорию полезных искусств, в которую входили искусство земледелия, медицины, военное искусство, а также искусство управления своим домом (экономия).  [c.13] В странах народной демократии К. б. играли довольно большую роль в первый период. В дальнейшем по мере роста социалистич. сектора в пром-сти и торговле во многих на-родно-демократич. странах К. б. ликвидируются. Так, в Польше в 1948 г. функции Банка кооперативного хозяйства были переданы государственному Торгово-ремесленному банку. Но операции этого банка в условиях быстрого роста социалистич. сектора в пром-сти и торговле не получили развития, и в 1951 г. он был ликвидирован. В Румынии, Болгарии, Чехословакии широкое развитие получили К. б. в виде народных (популярных) банков в дальнейшем они были ликвидированы (в Румынии в 1948 г., в Болгарии в 1951 г., в Чехословакии в 1952 г.). В Румынии с 1954 г. создана сеть кредитно-сберегательных кооперативов. В Болгарии долгосрочное кредитование кооперации осуществляет Болгарский инвестиционный банк в Чехословакии функции народных банков перешли к государственным сберегательным кассам. В ГДР своеобразным К. б. являются ремесленно-промысловые банки, контроль над к-рыми осуществляет Немецкий эмиссионный банк. Эти банки предоставляют кредиты ремесленным предприятиям и мелким частным промышленным и торговым предприятиям. Они ставят перед собой задачу путем поощрения развития мелкой пром-сти, ремесла и торговли содействовать подъему народного х-ва ГДР.  [c.558] ГУАНЬ-ЦЗЫ , политико-экономический трактат древнего Китая, созданный, по мнению мн. учёных, в 4—3 вв. до н. э. несколькими авторами в виде диалога. Относится к периоду развития рабовладельческих отношений, разложения х-ва общинников-земледельцев, роста ремесла и торговли. Изменения в общественной жизни объясняются в Г.-ц. сменой урожайных и неурожайных лет, а существовавшие классы рассматриваются как естественное явление. Авторы Г.-ц. исходят из того, что мощь гос-ва растет благодаря упорному труду , и уделяют поэтому внимание как земледелию, так и ремеслу. В рассуждениях составителей Г.-ц. , рассматривающих богатство в товарной форме, содержится идея об эквивалентности обмена. Считая ненормальным положение, когда в результате обмена продуктами труда мастеров и земледельцев выгоды у одних оказывается больше, чем у других , авторы видят решение вопроса в том, чтобы весь народ трудился одинаково и (тем самым) приобретал все поровну . В Г.-ц. рассматриваются вопросы ден. обращения, указывается, что золото является той мерой, в которой исчисляются ресурсы государства , и что оно служит для народных масс средством обращения . Рассматривая вопрос о количестве денег, авторы ошибочно ставят его в зависимость от численности населения. В книге сделай вывод о том, что доход для знатных и прибыль для торговцев создаёт народ, и это увековечивает отделение умственного труда от физического. Если бы все были знатны, говорится в трактате, то некому было бы трудиться, но тогда не было бы и знатных, без к-рых народ не смог бы жить по естественным законам .  [c.362] Коренным вопросом существования укр. народа к сер. 17 в. стало освобождение от гнёта Речи Посполптой, ограничение крупной зем. собственности, устранение барщинной системы эксплуатации, ослабление феод, зависимости иепосредств. производителей. Эта историч. необходимость нашла своё отражение в экономия, политике выдающегося гос. деятеля и полководца Б. Хмельницкого. В области агр. отношений он способствовал ограничению крупной феод. зем. собственности в пользу мелкопоместной, поощрял развитие ремесла, промыслов, торговли. Его политика отражала интересы укр. феодалов — мелкого дворянства, казачьей верхушки и православной церкви. Основная его деятельность была подчинена борьбе против иноземного гнёта и достижению воссоединения У. с Россией, что в целом отвечало интересам всего укр. народа.  [c.218] Ремесла и торговля развитие городов. В VI—IX вв. ремесло стало отделяться от сельского хозяйства, становясь основой роста городов. Города развивались сначала как административные центры, где жил и творил “суд и расправу” князь сюда свозили дань и военные контрибуции здесь собирались судебные и торговые пошлины. В дальнейшем города стали развиваться как ре -месленные и торговые центры. В IX—X вв. в Киевской Руси известны 24 города, в XI в. к ним прибавилось еще столько же, а в XII веке их стало уже более 60. Наиболее значительные города — Киев, Чернигов, Смоленск, Полоцк, Новгород, Ладога, Любеч, Переяславль сложились как крупные центры восточно-славян-  [c.21] Развитие сельского хозяйства после Смуты. Печальным итогом Смуты, “великого литовского разорения” было обезлюдение центра, запустение пашенных земель, упадок ремесла и торговли. Но уже в начале 20-х годов Замосковный край оживает, восстанавливается, хотя и очень медленно, хозяйственная жизнь страны. “Дозорщики”, посылаемые правительством для выявления масштабов разорения и определения возможностей сбора  [c.54] Выдающийся просветитель казахского народа Абай Кунанбаев уделял большое внимание социально-эконо-мич. проблемам, особенно вопросам труда. Он считал, что труд, приложенный к земле или к ремеслу, повышает благосостояние человека. Абай Кунанбаев широко пропагандировал идею перехода кочевников к оседлости, выступал за развитие различных форм ремесленного ироиз-ва и торговли, призывал учиться бережливости и умелому ведению х-ва у оседлых народов, особенно у рус. крестьян-переселенцев. Большую роль в экономическом развитии К. Абай Кунанбаев отводил просвещению и науке, считая их важным условием преодоления культурной отсталости и предпосылкой для быстрого развития производительных сил края.  [c.87] История человечества свидетельствует о решающем значении Т. в обществ, развитии человека. Т.— …первое, основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать труд создал самого человека (Э н-г е л ь с Ф., там же, т. 20, с. 486). Благодаря Т. человек выделился из мира животных. Анализируя становление человеческого об-ва, Энгельс подчёркивал, что человек обязан Т. в разделении функций между руками и ногами, в развитии органов речи, в постепенном превращении мозга животного в развитой мозг человека, после чего действия последнего стали носить сознат. характер. Воздействуя на окружающую среду и изменяя её, люди, побуждаемые всё возрастающими потребностями, изменяют и свою собств. человеческую природу развивают способности к Т. обогащают свои знания, расширяют возможности их использования увеличивая сферу трудовой деятельности, совершенствуют сам процесс Т. В результате совместной деятельности рук, органов речи и мозга, общения между собой люди приобретали способность выполнять всё более сложные операции, ставить себе всё более высокие цели и достигать их. Т. становится более разнообразным, совершенным, многосторонним охота, скотоводство, земледелие, затем прядение и ткачество, обработка металлов, гончарное ремесло, судоходство и торговля появляются и развиваются искусство, наука, право, политика и др. формы трудовой деятельности. В совр. условиях деятельность человека направлена на создание атомных электростанций, космич. кораблей, элект-ронно-вычислит. машин, материалов с заранее заданными свойствами, отсутствующими в природе, творений лит-ры и искусства и т. п. По мере развития производит, сил изменялось само человеческое общество, образ жизни людей. Марксистско-ленинская наука учит находить …в истории развития труда ключ к пониманию всей истории общества… (Энгельс Ф., там же, т. 21, с. 317). Подлинными творцами этой истории являются люди труда.  [c.179] МЕРКАНТИЛИЗМ — направление в буржуазной политической экономии и экономическая политика государств эпохи первоначального накопления капитала (XV—XVIII вв.), которая отражала интересы торгового капитала, когда он был еще соединен с промышленным капиталом. Меркантилисты считали, что прибыль создается в сфере обращения, а богатство нации заключается в деньгах. Поэтому меркантилистская политика была направлена на привлечение в страну возможно большего количества золота и серебра. Первые меркантилисты (Стаффорд и др.) настаивали на запрещении всякого вывоза денег из страны. Они ставили своей целью любыми средствами осуществить накопление денег в стране посредством вывоза товаров на внешний рынок. С ростом капиталистических форм хозяйства и расширением внешней торговли становилась очевидной нецелесообразность политики, которая удерживала деньги от обращения. На смену политике активного денежного баланса пришла политика торгового баланса. Ее сторонниками были поздние меркантилисты (Т. Мен, А. Серра и др.). Они считали, что государство должно иметь активное сальдо по торговому балансу, страна не должна ввозить больше товаров, чем вывозить. С этой целью поощрялось развитие промышленности, производящей продукцию на экспорт. Меркантилизм считал источником богатства внешнюю торговлю, а поскольку товары для экспорта поставляются ремеслами, меркантилисты приходили к выводу о необходимости развития ремес-  [c.219] ГОРОД, крупный населённый пункт, жители к-рого заняты гл. обр. в пром-сти, торговле, управлении х-вом, обслуживании, науке и культуре. Г. обычно является адм. и культурным центром окружающего р-на. Важный внеш. признак Г.— относит, компактность застройки и тенденция к её развитию по вертикали. Создание Г. исторически связано с появлением различий в характере производств, деятельности людей, с возникновением классов и гос-ва. Отделение ремесла от земледелия при переходе от первобытнообщинного строя к рабовла-  [c.323] Первоначально препятствием для развития капитализма являлись ср.-век. регламентация торговли и ремесла ц наделение гильдий и цехов правами монополий. Поэтому все бурж. революции сопровождались ликвидацией этих ср.-век. монополий, существовавших в рамках феод, общества, и провозглашением свободы конкуренции. Борьба буржуазии против гос. регламентации и монопольных прав гильдий и цехов была теоретически обоснована в трудах У. Петти и А. Смита, провозгласивших принцип laissez faire ( полная свобода действий ), за к-рым скрывались … ничем не стесняемая свободная конкуренция, освобождение промышленности от всякого государственного вмешательства, устранение монополий и т. д. [Маркс К., Теории прибавочной стоимости (4-й том Капитала ), ч. 1, см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 1, с. 24]. Но буржуазия, борясь с феод, гос-вом за неограниченную свободу конкуренции, в то же время добивалась от гос-ва мероприятий, способствовавших росту её прибылей. Так, в Великобритании вплоть до 18 в. действовали законы против коалиций и нищенства, согласно к-рым запрещались союзы рабочих, а беднота заключалась насильственно в работные дома, служившие для фабрикантов местом получения дешёвой рабочей силы, эксплуатация к-рой не была ограничена никакими законами. Нарождающейся буржуазии,— писал Маркс,— нужна государственная власть, и она действительно применяет государственную власть, чтобы регулировать” заработную плату, т. е. принудительно удерживать ее в границах, благоприятствующих выколачиванию прибавочной стоимости, чтобы удлинять рабочий день и самого рабочего держать в нормальной зависимости от капитала (там же, т. 23, с. 748).  [c.346] Рамки использования Д. т. определяются состоянием экономики той или иной страны. Однако как в развитых капиталистпч. странах, так и в развивающихся странах большинство работающих детей занято в с. х-ве, ремесле, в качестве домашней прислуги, в торговле (на посылках) и др. видах обслуживания. В пром-сти дети могут, как правило, работать только в таких производствах, к-рые не связаны с высокой техникой, а больше зависят от ловкости рук работника. В ряде слаборазвитых стран нищета вынуждает родителей отдавать на работу и даже продавать своих детей. По данным ЮНЕСКО, работающие дети в возрасте от 10 до 14 лет составляют 31 % в развивающихся странах и ок. 5% в развитых капиталистич. странах. Возраст допуска детей на работу в ряде стран очень низок в Иране, Турции, Португалии, Таиланде, Коста-Рике, Гаити дети принимаются на работу с 12 лет. В Японии, Австралии, Исландии, Швеции, ЮАР не запрещается применение труда детей и подростков в ночное время. Продолжительность рабочего времени подростков в Швеции допускается до 10 ч в день и 54 ч в неделю.  [c.426] Рост и углубление Р. т. влияет и на развитие производств, отношений. В рамках первобытнообщинного строя исторически возникло первое крупное обществ. Р. т. (выделение пастушеских племён), что создало условия для регулярного обмена между племенами. Первое крупное общественное разделение труда вместе с увеличением производительности труда, а следовательно, и богатства, и с расширением сферы производительной деятельности, при тогдашних исторических условиях, взятых в совокупности, с необходимостью влекло за собой рабство. Из первого крупного общественного разделения труда возникло и первое крупное разделение общества на два класса — господ и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых (Энгельс Ф., там же, т. 21, с. 161). При возникновении рабовладельч. строя на основе дальнейшего роста производит, сил развилось второе крупное обществ. Р. т.— отделение ремесла от земледелия, положившее начало отделению города от деревни и возникновению противоположности между ними (см. Противоположность между городом и деревней). Отделение ремесла от земледелия означало зарождение товарного произ-ва (см. Товар). Дальнейшее развитие обмена повлекло за собой третье крупное обществ. Р. т. — обособление торговли от произ-ва и выделение купечества. В эпоху рабства появляется противоположность между умственным и физическим трудом. К глубокой древности относится возникновение также территориального и проф. Р. т.  [c.449] Однако общественное разделение труда развивалось, в средневековых городах сосредоточивалось ремесл. произ-во. Цеховое ремесло стало осн. базой Т. п. Развитие ден. формы зем. ренты подрывало натуральные отношения в деревне, средневековый крестьянин постепенно превращался в товаропроизводителя. Феодальные поместья нередко становились крупными поставщиками продукции с. х-ва на рынок. Развитие разделения труда между городом и деревней, между различными районами той или иной страны расширяло рамки торговли. Складывались нац. рынки. Значительный импульс развитию мировой торговли дали Великие гео-графич. открытия.  [c.146]

Основными центрами ремесла, торговли и крупного производства на Урале оставались города. В XVII в. из крупных городов на Урале появляется только Кунгур.

Он имел деревянный кремль, в котором размещались церкви и приказная изба. С трех сторон к нему примыкал посад, защищенный с юга двумя земляными валами. В городе стоял стрелецкий гарнизон.

Кунгур возник как военно-административный центр нового черносошного уезда, но быстро превратился в крупный центр торговли, ремесла и мелкотоварного производства. За вторую половину XVII в. его население выросло вдвое, и по численности он догнал, а в начале XVIII в, и обогнал старые городские центры.

Сохранившаяся часть крепостных укреплений Кракова.

В XVII в. развитие Чердыни замедлилось и вновь оживилось в конце века в связи с освоением транзитного пути на Печору. Быстро росло солеваренное производство в Соликамске, и он стал крупным центром торговли и ремесла.

Строгановские городки по мере истощения соляных рассолов постепенно утрачивали свое значение как городские центры, превращаясь в сельские поселения. Медленно развивалось Верхотурье. Рост ремесла и торговли сдерживался здесь отсутствием в окрестностях города полезных ископаемых, а также регламентацией и поборами со стороны растущего административного аппарата.

В XVII в. шел процесс перерастания промысловых и крестьянских слобод в поселения городского типа. Основная часть населения строгановской слободы Новое Усолье с 1606 г.

была занята обслуживанием соляных варниц. В 1647 г. здесь было 10 действующих варниц.

В слободе также развивалось ремесло, обслуживавшее промысел, часть жителей занималась продажей продовольствия, в ней появились крестьянские лавки и амбары. Слобода превращалась в поселение городского типа за счет развития прежде всего экономической функции, хотя имела и административное значение (в ней жил строгановский приказчик) и стала религиозным центром округа. Своеобразно развивалась дворцовая Новоникольская (Осинская) слобода.

В XVII в. более половины ее населения составляли служилые люди. В ней начали складываться кузнечное и кожевенное ремесла, появились торговые заведения.

В XVIII в. это торгово-ремесленное сельское поселение превратилось в поселение городского типа. В сходных с Осинской слободой условиях оказались укрепленные крестьянские слободы в лесостепном Зауралье, такие, как Шадринская, Камышловская, Ирбитская и др.

. Сначала, кроме крестьянского населения, они включили в свой состав беломестных казаков и драгун и стали военно-административными центрами, а затем превратились в центры торговли и ремесла и переросли в города. В ряде отраслей ремесла в XVII в.

совершился переход от работы на заказчика к работе на рынок, т. е. переход к мелкому товарному производству.

В городах было более 70 ремесленных специальностей. Быстро развивались металлургия и металлообработка. Большинство кузниц находилось в Соликамске (23).

Они базировались на личном труде или семейной кооперации и работали на нужды солеварения и местный рынок, в частности изготовляли сельскохозяйственные орудия для деревни. Большинство кузниц находилось во владении одного хозяина, и лишь Ф. А.

Еретин в 1624 г. владел двумя кузницами, четверо братьев Брагиных — тремя, трое братьев Шестаковых — двумя 23. В Зауралье большинство кузнецов были казенными ремесленниками, получали жалованье (2 руб.

деньгами, 3 чети ржи и четь овса в год) 24. Служилые люди использовали в ремесле семейную или складническую кооперацию, а иногда и наемный труд. В 1669 г.

верхотурский стрелец В. Макаров с тремя братьями и пятью сыновьями «делают котельное дело», а у другого стрельца — С. Никитина, кроме двоих сыновей, в кузнице работали двое гулящих работных людей» 25.

«Лучшие люди» посада имели промыслы по добыче железной руды в уездах и подчиняли себе рудоплавилыщиков и кузнецов, нанимая «срочных работных людей», поставляя кричное железо в Казань, на Ирбитскую ярмарку. По степени специализации среди городского ремесла на первом месте стояли изготовление обуви и одежды (18 профессий), производство пищевых продуктов, переработка сельскохозяйственного сырья (17) и обработка дерева (16). По количеству ремесленников крупные города Урала превосходили многие сибирские города, но уступали таким ремесленным центрам Поморья, как Великий Устюг, в том числе и по степени специализации.

В Кунгуре насчитывалось 137 ремесленников, в Верхотурье — 196, в Соликамске — 95. В XVII в. уральские города и уезды стали рынками сбыта ремесленной продукции развитых ремесленных центров Поморья, а те в свою очередь потребителями сырья, поступавшего с Урала для переработки.

Имела место конкуренция привозных ремесленных изделий с изделиями местных мастеров на уральских рынках (31, с. 129—141). Развивается ремесло и в уральской деревне.

Число профессий деревенских ремесленников на Урале в XVII в. вырастает до 40. Большинство из них в Приуралье уже стали беспашенными, а в Зауралье еще сочетали занятие ремеслом с сельским хозяйством.

Ремесленники обычно жили в крупных населенных пунктах. В Невьянской слободе в 1669 г. , кроме казенных, проживали еще 24 ремесленника.

Некоторые профессии деревенского ремесла не встречались в городе (рудокопы, дегтяри, рогожникп, решетники, лапотники и т. д. ).

Основными видами ремесла в деревне были металлургия и металлообработка. В 1623 г. в строгановской слободе Слудка в двух кузницах крестьяне делали кричное железо из местной болотной руды.

Профессия кузнеца совмещалась с добычей руды и металла. В 1624 г. кузнец погоста Салтаново Чердынского уезда П.

Григорьев поставил рядом с двором кузницу и домницу. Обычно кузнецы работали вместе с сыновьями. Изредка применялся наемный труд.

Так, М. К. Ремезов в Невьянской слободе, кроме сына, держал в кузнице наемного гулящего человека С.

Назарова. Деревенские кузнецы изготовляли на рынок и по заказу крестьян и казны земледельческие орудия, полицы и проны для варниц за денежную оплату. Центром крестьянского кузнечного производства стал Кунгурский уезд, в котором в конце XVII в.

работало более 45 ремесленников. В XVII в. в деревне увеличивается число ремесленников, занятых обработкой дерева, в речном судостроении и лесной промышленности.

Складнические артели плотников в Невьянской и Ницинской слободах «амбары ставят наймуючи». Крупным центром речного судостроения становится Чердынский уезд. Суда строились артелями по вольному найму на основе подряда с денежной оплатой.

Подрядчики набирали специалистов по отдельным операциям в изготовлении судов, учеников и подсобных рабочих. Работа производилась по заказу казны или отдельных предпринимателей. Размеры подрядов иногда были весьма значительными.

Так, в 1697 г. артель из восьми человек во главе с крестьянином Соликамского уезда Г. Могаровым взялась изготовить восемь больших лодей на сумму в 1770 руб.

и почти половину ее получила в виде аванса. Для казны работали крестьянские семейные артели «лодейных мастеров» Верхотурского уезда 31. В Соликамском и Чердынском уездах заключались подряды на заготовку дров для варниц и строевого леса.

Самым крупным заказчиком выступало государство. В 1697 г. артель крестьян Соликамского уезда во главе с М.

Кретиковым получила подряд к государственному соляному промыслу на Зырянке на 41800 сажен дров на 6420 руб. у овчинника Невьянской слободы С. Емельянова, кроме сыновей и внуков, работал наемный гулящий человек, так же как и у сапожника О.

Гаврилова. В конце XVII в. крупным центром кожевенного производства стал Кунгурский уезд.

Значительную часть продукции крестьяне производили на рынок. Мелкие производители были подчинены скупщикам, организующим производство по типу рассеянной мануфактуры. Чердынские крестьяне изготовляли точила, бруски, которые большими партиями продавались на устюжском рынке 33.

Превращение ремесла в мелкотоварное производство свидетельствовало о социальном расслоении крестьянства. Однако уровень сельского ремесла в целом был еще низок. Оно не удовлетворяло потребности местных рынков и не могло конкурировать с продукцией городского ремесла.

В XVII в. на Урале начинаются регулярные поиски руд и других полезных ископаемых. В 1617 г.

строгановский крепостной Яков Литвинов обнаружил месторождения медистых песчаников на реках Яйве и Каме у д, Григорово. Позднее здесь появился Пыскорский медеплавильный завод. В 1628 г.

кузнец Невьянского острога нашел при впадении р. Ницы в р. Нейву залежи болотной железной руды, использовавшейся впоследствии на Ницинском железоделательном заводе.

В 1663 г. еще одно месторождение медной руды в северной части Верхотурского уезда у оз. Варган было открыто стрельцами И.

Блиновым, И. Харитоновым, Т. Ивановым, М.

Копышовым и рудознатцем М. Токаревым. В XVII в.

на этой руде работал Богословский завод. Несколько рудных месторождений в разных частях Урала разведал рудознатец Д. А.

Тумашев. Им же были найдены залежи слюды, строительного камня и драгоценных камней в разных уездах Урала. В XVII в.

начинается перерастание мелкотоварного производства в простую кооперацию и мануфактуру. Простая кооперация выступает в трех формах: предприятия, во главе которых стоят предприниматели» эксплуатирующие труд наемных работников, поставляющие продукцию на рынок; складническая кооперация, объединяющая нескольких мелких товаропроизводителей, и артель при казенном предприятии, не дающая продукции на рынок. Кооперацией первого типа являлось, например, небольшое предприятие крестьянина И.

Немтиных, нанимавшего работников для углекопыого дела и углежжения и торговавшего железом собственного производства. В Орле-городке раскопана большая гончарная мастерская, производившая посуду, игрушки, изразцы, кирпич, черепицу. Она объединяла нескольких мастеров, русских и коми-пермяков, поставлявших продукцию не только Строгановым и казне, но и на рынок — кооперация второго типа.

Кооперацией третьего типа были наемные артели, получавшие заработную плату от казны и проводившие по ее заказу поиски и опытные разработки полезных ископаемых. В 1663 г. в Верхотурском уезде работала экспедиция по поиску серебряной руды, в состав которой входили несколько «работников чердынцов, наемных людей».

В 1693 г. на промыслах подьячего приказной палаты Я. Лапина по добыче слюды для поставки в казну по найму были заняты 100 работных людей.

В XVII в. на Урале начинаются крупные строительные работы. В 1698 г.

артель кирпичников московской гончарной слободы из 23 человек во главе с Т. Гусевым взяла казенный подряд на строительство каменных зданий в Верхотурье. Оплата труда производилась в натурально-денежной форме.

Строители получили денежный аванс, а остальное должны были получать помесячно и поденно в зависимости от качества работы. Т. Гусев был не только подрядчиком, но и автором проекта крупного каменного сооружения в Верхотурье — Троицкого собора.

Он основал школу верхотурских каменщиков. Сооружение каменных построек в городах вызвало развитие кирпичного производства. Появились профессии каменщиков, кирпичников, изразечников.

В XVII в. возникают первенцы уральской металлургической промышленности—небольшие крестьянские «заводы». Остатки такого мелкого железоделательного производства обнаружены при раскопках около Старого Кунгура на р.

Ирени на западном склоне Урала и по рекам Нейве и Нице на его восточном склоне, где было целое поселение металлургов — Рудная слобода (ныне с. Рудное), жители которой издавна копали руду и варили железо в небольших домницах — сыродутных горнах. В 1630 г.

на р. Нице сложили первую домницу, а в 1631 г. начал работу первый казенный железоделательный завод.

В нем было четыре небольшие домницы, в которых железо добывалось сыродутным способом, несколько кузнечных горнов и амбары. Завод использовал принудительный труд 16 крестьянских семей, переселенных в поселок. Они были освобождены от податей и получали по 5 руб.

жалованья в год при условии выполнения «урока» в 400 пудов железа. Однако даже сравнительно высокая оплата труда не удовлетворяла работавших, и они разбегались. Правительство силой сгоняло «гулящих людей» к «железному делу».

Такие единовременные мобилизации охватывали многие десятки людей. Завод просуществовал свыше полувека. В 1669 г.

приписные крестьяне Ницинской слободы работали как «рудные деловые крестьяне» на добыче руды. Ницинский завод являлся небольшой мануфактурой и сдавал готовую продукцию в казну. В 1634 г.

возникает Пыскорский казенный медеплавильный завод, первый в России. На нем применялась более совершенная, чем в крестьянской металлургии, техника: он был во до действующим. Строительство его осуществлялось крестьянами по вольному найму.

Квалифицированные кадры приглашали из Москвы и других городов. Во главе завода стоял русский специалист, а для консультации приезжали иностранные мастера. В 1640 г.

завод был перенесен на более удобное место — ниже по Каме на р. Камгорку (Пыскорку), где были построены плотина, мельница, плавильня и другие сооружения. Работой руководили плавильщики, получавшие высокое жалованье.

В числе их был Александр Тумашев, один из открывателей медных руд. Завод выплавлял до 600 пудов меди в год. В конце 40-х годов он закрылся из-за истощения руд и пожара, уничтожившего заводские строения.

В 1669 г. на р. Нейве братья Тумашевы основали новый завод, дававший в год около 1200 пудов железа.

Его сдавали в казну, но основная часть шла на местный рынок. Кроме железа, вырабатывались сельскохозяйственные орудия (сошники), которые сбывались крестьянам. Завод имел домницу с тремя горнами и кузницу.

Он работал только на наемной рабочей силе крестьян Верхотурского уезда и «гулящих людей». В 1671 г. здесь работали 23 человека.

В 1680 г. завод закрылся. Тумашевы были представителями нарождающейся русской промышленной буржуазии.

Мастер казенного завода стал частным заводчиком. В 1640 г. на правом берегу р.

Вишеры в Чердынском уезде у болотных руд возник казенный Красноборский железоделательный завод работавший на примитивной технике — одна домница с двумя горнами. Рядом существовал небольшой поселок. На заводе работали крестьяне Чердынского уезда.

Из-за истощения руд завод также вскоре закрылся. В 1682 г. в Верхотурском уезде на речке Железнянке при впадении ее в Исеть возникает железный промысел Далматовского монастыря.

Древнерусский город.

Здесь крестьяне издавна добывали железо кричным способом. При раскопках обнаружены домница, четыре горна и другие постройки. За сезон получали до 300 пудов железа.

Работали монастырские крестьяне, а продукция шла на нужды монастыря. Первые уральские заводы были казенными или вотчинными предприятиями, являлись переходной формой от простой кооперации к мануфактуре. В их строительстве, на производстве и подсобных работах трудились крестьяне, становившиеся рабочими людьми по найму или принуждению.

Часть крестьян не порывала с сельским хозяйством, имела пашни и сенокосы около заводов. Наиболее крупным производством всероссийского масштаба была солеваренная промышленность Соли Камской. В конце XVII в.

здесь работало более 200 варниц и ежегодно вываривалось до 7 млн. пудов соли. Солеваренный промысел был сложным производством со значительным разделением труда (до 30 отдельных специальностей работников).

Варка соли требовала мастерства, основанного на опыте многих поколений солеваров. Рабочая сила в солеварении формировалась из обедневшего населения Соли Камской, а также выходцев из Чердынского и более удаленных уездов Северного Поморья. К концу XVII в.

число работных людей на солеваренных промыслах достигло 4 тыс. человек, в основном это были работавшие по найму черносошные и частновладельческие крестьяне. У Строгановых преобладал принудительный труд крепостных крестьян.

Условия труда и жизни работных людей на солеварнях были тяжелыми, при варке соли выделялись вредные газы, часты были ожоги и ранения. В XVII в. происходит концентрация промыслов в руках двух посадских семей: Суровцевых и Ростовщиковых.

Вместе с семьей Ксенофонтова они в результате острой конкуренции вытеснили всех пришлых торговых людей. В конце века основную часть солеваренных промыслов сосредоточил в своих руках Г. Д.

Строганов, которому принадлежали 162 варницы. Центрами строгановского солеварения становятся Новое Усолье и Чусовские городки. Значительные доходы от солеварен получала казна.

Казенный Зырянский промысел во второй половине XVII в. состоял из 36 варниц и вываривал ежегодно около 1 млн пудов соли. В 1697 г.

и он перешел в руки Г. Д. Строганова, ставшего монополистом по добыче и продаже соли.

Солеваренная промышленность находилась на стадии мануфактурного производства с далеко зашедшим разделением труда, имела постоянные прочные связи с широким рынком. Здесь применялись смешанные формы труда — крепостного и вольнонаемного. В XVII в.

на Урале, как и по всей стране, происходит рост рыночных отношений, в товарооборот втягивается все больше изделий промышленности и продуктов сельского хозяйства. Устойчивые связи между местными рынками ведут к формированию стабильных цен на продукты сетьского хозяйства. Сначала правительство не вмешивалось в ценообразование, разрешая торговать «повольно.

. . как цена подымет».

В 1622 г. был введен запрет на скупку хлеба по дешевой цене для перепродажи и установлена указная цена в 1 руб. за пятипудовую четверть ржи.

В середине XVII в. были введены принудительные закупочные цены на хлеб для казны. Однако крестьяне отказывались продавать хлеб по этим ценам.

Они боролись за право продажи «по вольной» цене, которая на местных рынках складывалась выше казенной. Во второй половине XVII в. возникла разница цен в хлебопроизводящих и хлебопотребляющих уездах.

В Кунгурском уезде четверть ржи стоила вдвое дешевле, чем в Соликамском уезде. Ведущую роль в торговле играли скупщики. Они скупали хлеб в крестьянских хозяйствах и крупными партиями вывозили его на рынок, за пределы своего уезда, в то время как крестьяне продавали хлеб только на местном рынке.

Кунгурский уезд занял видное место в системе всероссийского рынка. Его сельскохозяйственная продукция вывозилась во многие районы Сибири, Поморья и Поволжья. Кунгурские кожи отправлялись в крупнейшие кожевенные центры страны — Ярославль и Казань.

В XVII в. возникают торжки в селах и слободах. Хлебом, скотом, продуктами животноводства и сеном торговали крестьяне Пышминской, Ницинской, Арамашевской и других слобод Зауралья.

В середине XVII в. крестьяне составляли 3/4 всех торговцев в слободах Верхотурского уезда. Для некоторых из них торговля стала профессией.

В 1621 г. три крестьянских семьи вели постоянную торговлю с вогуличами, годовые обороты которой составляли от 30 до 100 руб. В 1669 г.

двое братьев в Подгорной слободе имели прозвище Торговых и «кормились. . .

круг базару прасольством». Больше всего хлеба, рабочего и молочного скота, рыбы и пушнины продавалось в Ирбитской слободе. В 1643 г.

Кузнечное дело. Древняя Русь.

в ней возникает постоянно действующая Ирбитская ярмарка, на которой сибирская пушнина обменивалась на русские и иностранные товары. На этой ярмарке торговали не только купцы и скупщики уральских уездов, но и крупные торговцы из Поволжья и центра Русского государства. Уральская пушнина постоянно поступала на рынки северных посадов Поморья.

В 1636 г. соликамец Ф. Москва привез в Устюг 13 тыс.

белок. В 1655 г. из поморских городов везли рыбу в города Прикамья.

Чердынец А. Семенов купил в Сольвычегодске 6 пудов соленого палтуса и пуд трескового сала. Торговлей занимались не только свободные крестьяне но и строгановские крепостные.

В конце XVII в. в Чердынской таможне было отмечено более 10 явок строгановких крестьян, привезших товары для продажи с Макарьевской ярмарки. Увеличилось значение соляного рынка Соли Камской.

В 20-х годах XVII в. таможенные сборы с соли составляли около 900 руб. в год, а в 80-х годах выросли до 7470 руб.

Нижний Новгород был перевалочным центром, откуда пермская соль шла в верхневолжские и приокские города. Солью торговали Строгановы, крупные торговые люди Г. Никитников, Н.

Светешников и др. , местные купцы гостиной сотни С. Елисеев, Ф.

Суровцев, А. Ростовщиков. Гости А.

Русские купцы X век.

Кириллов и Г. Шустов продавали свою соль в Калуге. Основными центрами торговли были города.

В них сосредоточивались различные торговые заведения: лавки, прилавки, полки, амбары, харчевни. В первой четверти XVII в. в Соликамске было 69 таких заведений, в Чердыни — 32, в Верхотурье — 13.

В городскую торговлю втягиваются крестьяне. Во второй половине XVII в. возросло значение Кунгура, имевшего 32 торговых заведения.

Здесь торговали вятскими ложками и решетами, печорскими точилами, московскими москательными товарами, нижегородскими тканями, восточными шелками и сафьяном, завезенными из Астрахани. Чердынцы монополизировали торговлю с Печорским краем. В Соликамске в начале XVIII в.

было уже 138 торговых заведений. Здесь проживали 36 иногородных торговых людей. В таможенных книгах Устюга, Соли Вычегодской и Тотьмы за 30 лет (1650—1679 гг.

) зафиксировано 118 явок жителей уральских посадов. Таможенные книги Верхотурского уезда также отмечали многочисленные явки торговых людей прикамских и поморских посадов, городов Поволжья и центра государства. Усиливается торговля на местных рынках с нерусским населением, в том числе железными изделиями русского ремесла и хлебом.

Развитие торговли вело к росту водного и гужевого транспорта. Ежегодно соляные караваны шли по Каме в Волгу. На них были заняты тысячи наемных работных людей: лоцманов, водоливов и «ярыжек»—грузчиков и бурлаков.

Пыскорский монастырь покупал на местных рынках гребные суда, сани, телеги, на которых монастырские крестьяне перевозили закупленные товары. Торговцы нанимали крестьян и посадских людей для перевозок гужом по оживленному пути из Соликамска в Верхотурье. В XVII в.

сложились предпосылки превращения Урала в крупный горнозаводской центр страны. Сельское хозяйство не только обеспечивало местное население дешевыми продуктами питания, но и давало их избыток, достаточный для снабжения неземледельческого населения заводов, что обеспечивало невысокую стоимость рабочей силы и сулило большие выгоды предпринимателям. Крестьяне производили сырье для переработки на предприятиях мелкотоварного типа и мануфактурах.

Появились местные рынки сбыта для промышленных товаров. В XVII в. уже были кадры людей, обладавших техническим опытом в металлургии, солеварении и других видах производства.

Они могли быть использованы при сооружении крупных заводов и организации работы на них. На казенных металлургических предприятиях в XVII в. наметилась тенденция к применению принудительного труда в виде приписки, которая получила в дальнейшем широкое развитие.

Появился опыт частного предпринимательства в металлургии. На крестьянских, частных и казенных предприятиях технический уровень производства в металлургии был еще невысок. Преобладал кричный (сыродутный) способ получения железа с ручным трудом в обработке металла, более совершенным и специализированным было меднолитейное производство Пыскорского завода с применением вододействующих механизмов, с использованием труда квалифицированных мастеров.

Наиболее высокий технический уровень был достигнут в солеварении. Создание первенцев уральской горной промышленности в XVII в. послужило предпосылкой превращения Урала в XVIII в.

Оглавление. История Урала.

⇐ ПредыдущаяСтр 71 из 164Следующая ⇒Отечественная и южнокорейская историография, обнаруживая национальные корни корейского капитализма, отмечает рост ремесленного производства в Корее XVII XVIII вв. Северокорейская историография также указывает на развитие корейского ремесла в указанное время, но возникновение капиталистических отношений относит ко второй половине XVIII в[188].

В традиционном средневековом корейском государстве, в том числе в начале правления династии Ли, ремесло было организовано следующим образом. Свободных профессиональных ремесленников, производивших продукцию для рынка, не было. Крестьяне-кустари, занимавшиеся домашним ремеслом, к категории ремесленников не относились. Ремесленники были приписаны к королевскому двору или государственным учреждениям — столичным или провинциальным. Таким образом, они работали, выполняя определенный государственный заказ. Что касается социального статуса ремесленников, то считается, что они находились «в полукрепостной зависимости», т.е. относились к категории казенных ноби, но могли при этом иметь землю.

В XV в. в Корее появились объединения ремесленников одной специальности — ке («артель взаимопомощи»). Однако вряд ли они играли роль «цехов». Подобные ке встречались и в деревне как одна из форм организации крестьян, направленной на совместное выполнение каких-либо работ, например, ке для совместного использования волов. Сведения о деревенских ке встречаются еще в эпоху Коре.

С точки зрения конфуцианства, ставшего господствующей идеологией в Корее династии Ли, ремесло не относилось к основной деятельности народа, которому полагалось заниматься земледелием. Могло ли ремесло в таких условиях играть значительную роль в развитии корейского производства, внутреннего рынка?

Статистика XVII-XVIII вв. однозначно указывает на рост ремесленного производства, не только количественный, но и качественный. Каковы основные направления развития корейского ремесла?

Важнейшим оставалось производство тканей. Хлопок, известный в Корее со времен эпохи Коре, производился в провинциях Хванхэ, Кёнги, Чолла и Кёнсан; шелк — в провинции Пхёнан; ткани из конопли — в провинции Хамгён; особая корейская ткань моей, изготовлявшаяся из технической культуры рами, — ткань, которой Корея славилась на весь Дальний Восток, — в провинции Чхунчхон.


Второй важной отраслью корейского ремесла была выплавка и обработка металла. Металл — железо, латунь, бронза — выплавлялся в небольших мастерских, как государственных, так и частных. Государственные мастерские располагались преимущественно в провинциях Пхёнан, Чхунчхон и Чолла, а частные — в провинции Хамгён.

В них изготавливали оружие, посуду, зеркала и многое другое. В XVII-XVIII столетиях в Корее впервые появились мастерские, специализировавшиеся на отдельных видах продукции, например на изготовлении швейных игл.

Традиционными сферами деятельности было производство изделий из керамики и дерева.

Северокорейская историография, описывая изменения в корейском ремесле XVII-XVIII вв., указывая, в частности, на наличие как государственных, так и частных мастерских, не рассматривает какие-либо определенные тенденции в преобладании государственного или частного производства.

Южнокорейская историография, напротив, обращает внимание на следующую важную тенденцию: рост количества частных ремесленных мастерских начиная с XVII в. и сосредоточение ремесла в частных руках к концу XVIII в. Так, в правление государя Чончжо (1776-1800) был окончательно отменен «список ремесленных мастерских», регламентировавший открытие и эксплуатацию частных ремесленных производств.

Наиболее высоким был рост частного сектора в сфере добычи и разработки полезных ископаемых, которые в Корее сосредоточены главным образом на северо-востоке страны (провинции Канвон и Хамгён). Так, к концу XVIII столетия количество государственных горных разработок сократилось в 3-4 раза. В 1775 г.

была отменена система отправки в провинцию на места частных разработок полезных ископаемых особых уполномоченных из столицы, в задачу которых входили контроль и наблюдение за их деятельностью. Частные горнорудные артели были достаточно крупными. В среднем на них работали порядка 100 человек, однако численность работников в отдельных из них достигала тысячи.

Причины все большего преобладания частного сектора в ремесленном производстве южнокорейские историки видят в следующем: 1) частное производство было более эффективным, выпуская изделия лучшего качества; 2) его возникновение явилось частью сложного процесса развития товарно-денежной экономики.

Действительно, рост ремесленного и сельскохозяйственного производства объективно способствовал стремительному развитию внутренней торговли.

Несмотря на то, что в Корее делами торговли ведали государственные учреждения во главе с Торговой палатой Пхёнсисо, общегосударственный рынок нового типа был сформирован благодаря деятельности частных торговцев. Несмотря на многочисленные запреты и ограничения торговли как занятия «недостойного», в отличие от земледелия, уже с XV в. стали проявляться отдельные тенденции ее стихийного роста, получившие новый толчок в XVII-XVIII вв. Тогда в Корее сформировалось несколько центров, специализировавшихся на торговле различными товарами. Так, в окрестностях Сеула и вдоль реки Ханган велась торговля злаковыми культурами, морепродуктами, солью. Там товары нередко закупались оптом, а потом их развозили в ближайшие провинции — Кёнги и Чхунчхон. В Кэсоне образовался рынок древесины, обслуживавший нужды провинций Хванхэ, Пхёнан, Чхунчхон и Кёнсан. Кроме того, во всех крупных административных центрах были собственные местные рынки, которых к середине XVIII в. насчитывалось около тысячи. Такие рынки работали один раз в пять дней, давая возможность торговцам из ближайших окрестностей продать свои товары[189].

Самые большие трудности частные торговцы испытывали в Сеуле, где для ведения постоянной торговли в лавочках требовалось получать особое правительственное разрешение, что было непросто. По этому поводу торговцы не раз выражали свое недовольство, обращаясь с петициями к правительству. В результате в 1791 г. ограничения на частную торговлю в столице были отменены.

Рост внутреннего рынка явился естественным стимулом развития денежного обращения. Деньги в Корее стали широко распространяться как раз с начала XVII в. Разговоры о необходимости введения денежного обращения начались еще в 1603 г.

, в правление государя Сончжо. Первые 1100 связок монет были отлиты в 1625 г. , в правление короля-реформатора Инчжо.

Войны с маньчжурами на время приостановили процесс чеканки и распространения денег. Однако широкие социально-экономические преобразования в Корее, развитие торговли объективно требовали введения денежного обращения. В 1678 г.

государь Сукчон (1674-1720) издал указ о начале повсеместной чеканки монет. Поэтому этот год принято считать началом широкого денежного обращения в Корее. Сначала монополией на чеканку монет обладали центральные ведомства, но к концу XVII столетия право на изготовление денег было передано также провинциальным властям, что привело впоследствии к некоторому хаосу в денежном обращении.

В 1785 г. была предпринята безуспешная попытка централизованного выпуска монет.

Корейские монеты изготавливались из меди, имели круглую форму и отверстие посередине, так, чтобы из них можно было делать связку. На поверхности монет была надпись: «Обычным [образом] одинаково [для всех] обращаемая драгоценность» (Санпхён тхонбо). Корейские монеты Санпхён тхонбо находились в употреблении вплоть до начала XX в.

Таким образом, рост производства в сельском хозяйстве и ремесле, развитие рынка, введение денежного обращения являются факторами, объективно указывающими на то, что Корея XVII-XVIII вв. встала на путь перехода к товарно-денежной экономике. Важнейшей составной частью этого процесса было социальное расслоение нового типа, вызванное стремительным ростом населения и развитием экономики, которая открывала все новые сферы деятельности.

⇐ Предыдущая66676869707172737475Следующая ⇒Date: 2015-09-23; view: 95; Нарушение авторских прав

Источники:

Вам также может понравиться