Улучшение хозяйственного положения страны

В результате польско-шведской интервенции страна находилась в состоянии сильнейшего экономического упадка. На месте сотен сёл и деревень на территории, подвергшейся оккупации, в центральной части страны, а также на западной и юго-западной окраинах оставались только развалины.

В уцелевших поселениях большая часть дворов стояла пустыми, владельцы их были перебиты или разбрелись. Значительно сократилась площадь возделываемых полей. Число малопашенных или беспашенных дворов на помещичьих землях доходило до 70%.

Однако производительные силы страны не были полностью подорваны. После окончания военных действий хозяйственная жизнь начала восстанавливаться.

В разрешении трудных вопросов восстановления экономики страны правительство Михаила Романова исходило из интересов дворянства, возведшего нового царя на престол. Упрочение новой династии на троне в значительной мере зависело от удовлетворения основных требований дворянства, в частности в сфере вотчинного и поместного землевладения.

Новое правительство пересмотрело старые земельные пожалования, подтвердив те из них, которые были получены землевладельцами, поддерживавшими правительство Михаила Романова. Помимо этого, была проведена широкая раздача дворянству дворцовых и чёрных земель в районах, наименее подвергшихся разорению.

style=”display:inline-block;width:300px;height:250px” data-ad-client=”ca-pub-0791478738819816″ data-ad-slot=”5810772814″>

style=”display:inline-block;width:300px;height:250px” data-ad-client=”ca-pub-0791478738819816″ data-ad-slot=”5810772814″>.

От нового правительства дворянство получило землю в наиболее выгодной для него форме. Большинство земельных дарений было передано дворянству в вотчинное владение. Это представляло собой крупную победу дворянства, стремившегося приравнять поместья к вотчинам.

Для закрепления за дворянскими хозяйствами крепостного крестьянства был установлен по желанию дворянства 10-летний срок сыска беглых крестьян. Правительство не решилось подтвердить закон 1607 г. о 15-летнем сроке сыска. Оно вынуждено было затягивать петлю крепостной зависимости медленнее, чем само того хотело.

Кроме того, бояре, имевшие более широкие возможности для крестьянского своза и не желавшие уступать свезённых ими в свои вотчины крестьян, выступали против увеличения срока урочных лет.

Внутренняя политика нового правительства, направленная на укрепление помещичьего хозяйства, не могла не ухудшить положение крестьянства. Крепостные крестьяне должны были своим трудом восстанавливать дворянские хозяйства. Усилившееся бремя государственных налогов легло на плечи посада и черносошного крестьянства.

Полная истощённость государственной казны и острая нужда правительства в средствах вызвали практику усиленного обложения (чрезвычайные сборы пятой, десятой и двадцатой деньги, т. е. 20, 10 и 5% от стоимости имущества).

В 10— 20-х годах XVII в. пятинные деньги собирались 7 раз. Эти сборы взимались главным образом с посадского населения и огромной тяжестью ложились на его низшие слои.

Таким образом, народные массы, крестьяне и посадские люди, освободившие страну от гнёта иноземных захватчиков, отстоявшие независимость и единство Русского государства, оказались в результате политики, проводимой новым правительством, в более тяжёлом положении, чем это было до крестьянской войны и борьбы с интервентами.

Второй задачей нового правительства было укрепление государственного аппарата, расшатанного за годы интервенции, усиление его централизации. В этот период активизировалась деятельность земских соборов; в первое десятилетие царствования Михаила Романова они действовали непрерывно.

Земские соборы в основном занимались изысканием средств для пополнения оскудевшей государственной казны и вопросами внешней политики. Правительство при проведении чрезвычайных мероприятий искало поддержки у представителей господствующего класса, созываемых на земский собор.

По мере укрепления государственной власти правительство начинает реже обращаться к помощи земских соборов. С целью улучшения деятельности центральных учреждений было увеличено количество приказов, возросло число дьяков и их значение. В большей степени были подчинены центру органы местного управления. В городах вводилось воеводское управление во главе с назначаемыми правительством воеводами, ведавшими всеми сторонами управления.

Воеводам были подчинены органы земского самоуправления. Губные старосты там, где они сохранились, превращались в помощников воевод. К 30-м годам XVII столетия последствия интервенции можно было считать изжитыми.

Уже писцовые книги 20-х годов XVII в. отражают процесс восстановления хозяйства страны.

Сёла и деревни, числившиеся в 1614—1615 гг. пустыми, заселяются. Соотношение крестьянских и бобыльских дворов меняется в пользу первых.

Размер пашни быстро растёт. Восстановление народного хозяйства и укрепление внутреннего положения в стране позволяли выдвинуть на очередь решение ряда внешнеполитических задач.

Cтраница 1 Хозяйственное положение страны является исключительно тяжким. Рабочие массы промышленных центров РЅРµ освобождаются РЅРё РЅР° день РѕС‚ РјСѓРє голода Рё холода. Крестьянство тяжко страдает РѕС‚ отсутствия необходимейших продуктов промышленности.  [1] Общее хозяйственное положение страны РЅРµ только РЅРµ дает признаков улучшения, РЅРѕ, наоборот, торгово-промышленный застой СЃ ужасающей Рё РІСЃРµ растущей безработицей РІ городах Рё обнищанием Рё голодовками РІ деревнях – дает себя знать РІ такой резкой степени, что революционное брожение, РІСЃРµ время поддерживающееся РІ стране, заметно растет, Рё РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ необходимости решительной Р±РѕСЂСЊР±С‹ Р·Р° сметение царского самовластия удостаивается всеобщего признания РІ рядах рабочих Рё массы неимущего крестьянства. Вместе СЃ тем, Р±РѕСЂСЊР±Р° принимает РІСЃРµ более сознательные Рё планомерные формы. Единственно надежный путь ее, РІ который лишь вливается Рё которому призвана содействовать, думская, напр.  [2] РќРµ ожидая стабилизации хозяйственного положения страны, Р’. Р�. Ленин подписал ( РІ мае 1919 Рі.) постановление Рѕ сроках охоты Рё праве РЅР° охотничье оружие, которым была запрещена охота РЅР° лосей Рё РєРѕР·, Р° также СЃР±РѕСЂ СЏРёС† РґРёРєРёС… птиц. Р’ это же время Р’. Р�. Ленин поддержал мысль Рѕ создании РІ дельте Волги заповедника Рё подчеркнул, что считает дело охраны РїСЂРёСЂРѕРґС‹ важным Рё срочным делом.  [3] Выполненный РІ РІРёРґРµ СЂРёСЃСѓРЅРєРѕРІ Рё диаграмм плакат СЏСЃРЅРѕ Рё доходчиво рассказывает Рѕ политическом Рё хозяйственном положении страны. РќР° СЂРёСЃ. 397 даны РґРІРµ диаграммы, помещенные РІ этом плакате.  [4] Большое количество трений Рё недоразумений между учреждениями республики Рё хозяйственными учреждениями соседних губерний вытекает РёР· общего тяжелого хозяйственного положения страны, РёР· недостатка важнейших предметов жизненного РѕР±РёС…РѕРґР° Рё потребления.  [5] Выполненный РІ РІРёРґРµ СЂРёСЃСѓРЅРєРѕРІ Рё диаграмм плакат СЏСЃРЅРѕ Рё доходчиво рассказывает Рѕ политическом, Рё хозяйственном положении страны.  [6] РћРґРЅР° РёР· коренных предпосылок быстрого подъема сельского хозяйства состояла РІ постоянной помощи крестьянству СЃРѕ стороны рабочего класса Рё Советского государства, которая РїРѕ мере улучшения хозяйственного положения страны быстро возрастала.  [7] Перед пролетариатом стоят задачи социалистического преобразования государственного строя, РёР±Рѕ РІСЃСЏРєРёРµ средние решения, как РЅРё легко привести Р·Р° РЅРёС… РґРѕРІРѕРґС‹, ничтожны, так как экономическое Рё хозяйственное положение страны дошло РґРѕ такого пункта, РіРґРµ нельзя допустить средних решений. Р’ нашей гигантской Р±РѕСЂСЊР±Рµ СЃ империализмом Рё капитализмом полумерам РЅРµ остается места.  [8] Здесь бросается РІ глаза крайне малый объем иностранных инвестиций РІ СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєСѓСЋ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєСѓ, который, конечно, РЅРµ угрожает экономической самостоятельности Рё национальной безопасности Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации. Слабый приток зарубежного капитала объясняется неблагоприятным хозяйственным положением страны Рё РґСЂСѓРіРёРјРё причинами.  [9] РџРѕ поручению Политбюро ЦК был разработан проект резолюции конференции Рћ хозяйственном положении страны Рё задачах партии.  [10] РћРґРЅР° РёР· коренных предпосылок быстрого подъема сельского хозяйства состояла РІ постоянной помощи крестьянству СЃРѕ стороны рабочего класса Рё Советского государства, которая РїРѕ мере улучшения хозяйственного положения страны быстро возрастала.  [11] Р’Рѕ-вторых, после того как политическая власть стала самостоятельной РїРѕ отношению Рє обществу Рё РёР· его слуги превратилась РІ его РіРѕСЃРїРѕРґРёРЅР°, РѕРЅР° может действовать РІ РґРІРѕСЏРєРѕРј направлении. Либо РѕРЅР° действует РІ РґСѓС…Рµ Рё направлении закономерного экономического развития. РўРѕРіРґР° между ней Рё этим развитием РЅРµ возникает никакого конфликта, Рё экономическое развитие ускоряется. Либо же политическая власть действует наперекор этому развитию, Рё тогда, Р·Р° немногими исключениями, РѕРЅР°, как правило, падает РїРѕРґ давлением экономического развития. Этими немногими исключениями являются те единичные случаи завоеваний, РєРѕРіРґР° менее культурные завоеватели истребляли или изгоняли население завоеванной страны Рё уничтожали его производительные силы или же давали РёРј заглохнуть, РЅРµ умея РёС… использовать. Так поступили, например, христиане РІ мавританской Р�спании СЃ большей частью оросительных сооружений, которым мавры обязаны были СЃРІРѕРёРј высокоразвитым хлебопашеством Рё садоводством. Каждый раз, РєРѕРіРґР° завоевателем является менее культурный народ, нарушается, как само СЃРѕР±РѕР№ понятно, С…РѕРґ экономического развития Рё подвергается уничтожению масса производительных СЃРёР». РќРѕ РїСЂРё длительном завоевании менее культурный завоеватель вынужден РІ громадном большинстве случаев приспособиться Рє более высокому хозяйственному положению завоеванной страны РІ том РІРёРґРµ, каким РѕРЅРѕ оказывается после завоевания; РѕРЅ ассимилируется покоренным народом Рё большей частью вынужден усваивать даже его язык. Рђ если оставить РІ стороне случаи завоеваний, то там, РіРґРµ внутренняя государственная власть какой-либо страны вступала РІ антагонизм СЃ ее экономическим развитием, как это РґРѕ СЃРёС… РїРѕСЂ РЅР° известной ступени развития случалось почти СЃРѕ РІСЃСЏРєРѕР№ политической властью, – там Р±РѕСЂСЊР±Р° РІСЃСЏРєРёР№ раз оканчивалась ниспровержением политической власти. Неумолимо, РЅРµ допуская исключений, экономическое развитие прокладывало себе путь; Рѕ последнем, наиболее разительном примере РІ этом отношении РјС‹ уже упоминали: это великая французская революция.  [12] Р�Р· всего сказанного СЏСЃРЅРѕ, какую роль играет РІ истории насилие РїРѕ отношению Рє экономическому развитию. Р’Рѕ-первых, всякая политическая власть основывается первоначально РЅР° какой-РЅРёР±СѓРґСЊ экономической, общественной функции Рё возрастает РїРѕ мере того, как члены общества вследствие разложения первобытных общин превращаются РІ частных производителей Рё, следовательно, еще больше увеличивается отчужденность между РЅРёРјРё Рё носителями общих, общественных функций. Р’Рѕ-вторых, после того как политическая власть стала самостоятельной РїРѕ отношению Рє обществу Рё РёР· его слуги превратилась РІ его РіРѕСЃРїРѕРґРёРЅР°, РѕРЅР° может действовать РІ РґРІРѕСЏРєРѕРј направлении. Либо РѕРЅР° действует РІ РґСѓС…Рµ Рё направлении закономерного экономического развития. РўРѕРіРґР° между ней Рё этим развитием РЅРµ возникает никакого конфликта, Рё экономическое развитие ускоряется. Либо же политическая власть действует наперекор этому развитию, Рё тогда, Р·Р° немногими исключениями, РѕРЅР°, как правило, падает РїРѕРґ давлением экономического развития. Этими немногими исключениями являются те единичные случаи завоеваний, РєРѕРіРґР° менее культурные завоеватели истребляли или изгоняли население завоеванной страны Рё уничтожали его производительные силы или же давали РёРј заглохнуть, РЅРµ умея РёС… использовать. Так поступили, например, христиане РІ мавританской Р�спании СЃ большей частью оросительных сооружений, которым мавры обязаны были СЃРІРѕРёРј высокоразвитым хлебопашеством Рё садоводством. Каждый раз, РєРѕРіРґР° завоевателем является менее культурный народ, нарушается, как само СЃРѕР±РѕР№ понятно, С…РѕРґ экономического развития Рё подвергается уничтожению масса производительных СЃРёР». РќРѕ РїСЂРё длительном завоевании менее культурный завоеватель вынужден РІ громадном большинстве случаев приспособиться Рє более высокому хозяйственному положению завоеванной страны РІ том РІРёРґРµ, каким РѕРЅРѕ оказывается после завоевания; РѕРЅ ассимилируется покоренным народом Рё большей частью вынужден усваивать даже его язык. Рђ если оставить РІ стороне случаи завоеваний, то там, РіРґРµ внутренняя государственная власть какой-либо страны вступала РІ антагонизм СЃ ее экономическим развитием, как это РґРѕ СЃРёС… РїРѕСЂ РЅР° известной ступени развития случалось почти СЃРѕ РІСЃСЏРєРѕР№ политической властью – там Р±РѕСЂСЊР±Р° РІСЃСЏРєРёР№ раз оканчивалась ниспровержением политической власти. Неумолимо, РЅРµ допуская исключений, экономическое развитие прокладывало себе путь; Рѕ последнем, наиболее разительном примере РІ этом отношении РјС‹ уже упоминали: это великая французская революция.  [13] Страницы:      1

Сопредседатель ОНФ Астраханской области, председатель совета астраханского отделения «Деловой России» Наиля Никитина.

Согласно результатам исследования MNI, настроения российского бизнеса заметно улучшились в мае 2016 года и достигли самой высокой отметки за три года. Свое видение ситуации в российской экономике в интервью «Давыдов.Индекс» высказала эксперт Наиля Никитина.

— Какими бы оптимистичными не были прогнозы по росту экономики, на деле я вижу негатив и недоверие со стороны предпринимателей, вижу комплекс нерешенных проблем, которые мешают развиваться экономике.

Я не могу сказать, что в Астрахани улучшилось состояние экономики в целом и настроения в предпринимательской среде, в частности. Есть масса проблем, с которыми сталкиваются сейчас бизнесмены, например, их закредитованность. Висит огромная задолженность у госучреждений перед коммерческими организациями по контрактам свыше миллиарда рублей.

Мы видим, как вводятся штрафные санкции и заводятся уголовные дела на предпринимателей за неуплату налогов, что тоже, мягко говоря, не вселяет оптимизма в предпринимателей, которые не успевают адаптироваться к часто меняющимся законопроектам в секторе экономики. Поэтому, на мой взгляд, говорить об улучшении экономического положения страны еще рано. Но к этому надо стремиться.

ИсточникНашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Источники:

Вам также может понравиться