Завоевание Вавилона

Касситы, населявшие горы, расположенные к востоку от Тигра, и раньше проникали в Месопотамию в качестве поселенцев и наемников. Около 1750 г. до н. э. войска касситов во главе со своим вождем Гандашем вторглись в Вавилонию и образовали здесь свое касситское государство. Преемники Хаммурапи в течение 155 лет оспаривали у касситов власть над Месопотамией, которая распалась на ряд княжеств. Окончательную победу одержали касситы. Им удалось захватить Вавилон. Касситский царь Агум II назвал себя царем касситов и Аккада и даже «царем четырех стран света». Касситы, стоявшие в культурном отношении ниже вавилонян, заимствовали вавилонскую культуру, и их цари даже попытались восстановить завоевательную политику Вавилона. Во всяком случае, им удалось завоевать Шумер. Касситский царь Агум II совершил походы в области верхнего Ефрата и покорил часть месопотамской степи. В своей надписи он гордо сообщает, что он привез из страны Хана статуи Мардука и Сарпанит, украсил их золотыми одеждами, драгоценностями и роскошными коронами и снова их водворил в храме Э-Сагила в Вавилоне. Агум II называет себя «царем Кашшу и Аккада, царем обширной страны Вавилона, который поселил много людей в Ашнуннаке». Больше того, власть касситского царя распространилась и на Гутиум, лежавший к востоку от Тигра.

Twitter

Деловые документы и особенно надписи на кудурру, т. е. на межевых камнях с текстом царского земельного пожалования, позволяют изучить общественный строй Вавилонии в касситский период. В это время еще прочно существовала сельская община и общинное землевладение. Во главе общины (биту) стоял начальник общины (бел бити), при котором находились советник, надзиратель и жрец-заклинатель. Общинники и чужаки-переселенцы, входившие в состав общин, несли различные повинности в пользу царя и должностных лиц общины. Однако древнее общинное землевладение все больше вытесняется частным аристократическим землевладением. Касситские цари жалуют земли своим чиновникам, вельможам и приближенным, причем эти поместья выделяются из коллективного владения сельских общин, как это видно из текстов на межевых камнях. Обычно в царских жалованных грамотах говорится, что данный земельный участок передается в собственность определенному лицу. Больше того, начальнику общины и общинникам воспрещается предъявлять свои права на данный участок и требовать от его владельцев выполнения повинностей в пользу общины.

Касситские цари стремились укрепить аристократическое землевладение. В некоторых надписях на кудурру говорится, что земля, жалуемая царем, освобождается от всех повинностей, натуральных податей и принудительных работ в пользу царя. Такие же льготы получали и храмовые земли, например, принадлежащие храму Мардука, как видно из одного документа времени Агума II. Усилению аристократии способствует и дальнейшее развитие рабовладения. Сохранились документы, фиксирующие продажу рабов и рабынь, причем рабы-эламиты оценивались в 10 шекелей серебром, а рабыни — в 7 шекелей. В одном документе упоминается продажа «ребенка из страны Кардуниаш», что указывает на распространение рабства даже в среде самих касситов. Касситы, правившие в Вавилоне свыше 500 лет, в значительной степени восприняли шумеро-вавилонскую культуру, религию, письменность и даже язык покоренного народа. Касситские цари называли себя «любимцами Мардука», старались усилить вавилонское жречество, укрепляя культ бога Мардука — «владыки стран» — и поручая Ниппурскому храму собирать подати зерном, маслом, финиками, мукой и скотом. С течением времени касситские цари все больше подчинялись вавилонской культуре. Царь Караиндаш еще называл себя «могучий царь, царь Вавилона, царь Шумера и Аккада, царь Кашшу (касситов), царь Кардуниаш (Вавилонского царства)». Но его преемники в своих титулах уже пропускают название Кашшу.

Господство касситов ознаменовано не только политическим, но и культурным упадком Вавилона. Немногими культурными достижениями являются использование, главным образом в военном деле, лошадей и нового, более удобного способа датировки при помощи счета годов по годам царствования правившего царя. Упадок Вавилона продолжался до VII в.

ВКонтакте

до н. э. , когда образовалось могущественное Ново-Вавилонское царство.

Персидский царь Кир в 550 г. до н. э. покорил Мидию.

Падение Мидийской державы было встречено Набони- дом с радостью, ибо давало ему возможность закрепиться в Харране. Ho торжество его было преждевременным, так как Персия оказалась более опасным врагом, чем Мидия. Простое население ожидало лишь ухудшение их участи, так как теперь они подвергались двойному гнету: собственно господствующего вавилонского класса и персидской деспотии.

Если верить некоторым источникам, Вавилония, прово дя подготовку к предстоящей войне, заключила союз с Египтом и Лидией (в Малой Азии). Несмотря на это, в 546 г. Кир покорил всю Малую Азию, включая Лидию, а его войска прошли вдоль вавилонской границы. Очевидно, Набонид и Валтасар, надеялись, что какое-то время им удастся отсидеться за мощными укреплениями, которые в свое время были сооружены Навуходоносором. К этому моменту, когда персы начали наступление в 538 г., цари Вавилонии уже не обладали никакой поддержкой в стране. Это и было определяющим. Когда началась война Нововавилонского царства с Персией, положение Набонида осложнилось внутренними раздорами. Столичное жречество и торгово-ростовщическая верхушка рабовладельцев не видели пользы для себя от царствования данного царя. Росло недовольство религиозной политикой царя, провозгласившего главой пантеона вместо Мардука бога луны Сина, почитавшегося в родном городе Набонида Харране. Вавилонские купцы, деловые операции и доходы которых страдали от военных действий, желали окончания тяжелой войны, хотя бы за счет подчинения Киру, надеясь развернуть свою деятельность в пределах обширной державы Персии. Жречество и торгово-ростовщическая верхушка рабовладельцев не усматривали ничего плохого в том, что на вавилонский престол вступит Кир, как до него были вавилонскими царями, например, касситы и халдеи. Вавилонское войско, долгое время находилось в бездействии. Очевидно, это войско наполовину наемное, наполовину набранное насильно, не было достаточно подготовлено, а также не имело желания сражаться с армией, которая завоевала на протяжении многих лет две крупнейшие державы. Судьба рабовладельческого вавилонского государства была безразличной широким народным массам, которые видели в его существовании для себя непосильные тяготы, разорительные повинности и непрестанные поборы. Еще более горячо ждали прихода персов иудейские переселенцы, надеясь, что персидский царь освободит их из «вавилонского плена» и вернет на родину. В 538 г. до н. э. персы и мидяне начали наступление вниз по долине реки Диялы. После сражения под Описом, у впадения этой реки в Тигр, персы без боя миновали Ми- дийскую стену Навуходоносора и заняли Сиппар. До нас дошла легенда, которая рассказана в «Книге Даниила» в Библии о том, что Валтасар пировал во дворце, когда на стене появились буквы, начертанные огненной рукой. Эти буквы предвещали скорое падение Вавилона, которое произойдет в ту же ночь. В демократической поэзии XIX и XX вв. хорошо представлен образ Валтасара, пирующего во дворце, и не способного понять знаки, пророчащие его неминуемую гибель. Вавилон был захвачен при следующих обстоятельствах: Набонид вернулся в Вавилон и вместе с Валтасаром заперся в цитадели. В то время, когда войска Кира находились под стенами Вавилона, ворота перед ними были открыты без боя. Сражение велось только во дворах дворца-цитадели. В такой обстановке Вавилон не могло спасти ни открытие шлюзов и затопление окрестностей, ни могучие стены. Персы проникли в город с помощью своих сторонников. Набонида захватили в плен и позже отправили в почетную ссылку в Карманию, на востоке Ирана. Валтасар был убит. Очень примечательно было отношение персов к вавилонским святилищам. Они взяли под охрану вавилонские святилища, и культ отправлялся все время беспрепятственно. Кир, спустя некоторое время, лично прибыл в Вавилон, где им была составлена надпись-манифест. В этой надписи- манифесте Киром была присвоена традиционная титулату- ра вавилонских царей. В ней же он порицал «безбожное» правление Набонида. Известно, что перед осадой Набонид перевез в Вавилон статуи богов. С приходом Кира эти статуи были возвращены на их прежние места. Как и ожидали представители жречества, жившие в Вавилонии, персы оказали им всяческое покровительство. Вавилонское царство после падения Вавилона формально просуществовало еще какое-то время. Цари персов одновременно продолжали именоваться «царями Вавилона» Вавилонской знати так и не удалось играть ведущую роль в Персидской державе. Персами была наложена дань на Вавилонию. Эта дань около 500 г. до н. э. составляла 30 т серебра в год. Известно, что размер такой дани, уплачиваемой Египтом, был значительно меньшим: 20 т. Незначительные изменения произошли в хозяйственнойи внутренней политической жизни Вавилонии. Зато этнический состав населения приобрел более пеструю окраску: появились малоазийские, египетские и иранские воины и купцы. Также некоторое количество персов вошло в число вавилонских землевладельцев и рабовладельцев.

LiveJournal

Ново-Вавилонское царство
Завоевание Вавилона персами

Между тем в 550г. до н. э.

персидский царь Кир покорил Мидию. Готовясь к борьбе, Вавилония, по некоторым известиям, вступила в союз с Египтом и Лидией (в Малой Азии). Но Киру удалось в 546 г.

Facebook

завоевать всю Малую Азию, включая Лидию, причём его войска прошли вдоль вавилонской границы. После покорения Лидии персы стали явно готовить поход на Вавилон. Набонид и Валтасар рассчитывали, видимо, отсидеться за мощными укреплениями, сооружёнными ещё Навуходоносором.

Однако решающим оказалось то, что к моменту персидского наступления в 538 г. они лишились всякой поддержки в стране.

Торгово-ростовщическая верхушка рабовладельцев и жречество не видели для себя пользы от царствования Набонида;им мерещились обширные рынки державы Кира, и они не усматривали ничего плохого в том, что горный “варвар” станет в конце концов вавилонским царём, как были до него вавилонскими царями, например, касситы и халдеи. Вавилонское войско, вероятно наполовину наёмное, наполовину набранное насильно, при этом долго находившееся в бездействии, не имело ни нужной боевой подготовки, ни охоты драться с армией, покорившей в течение немногих лет две крупнейшие державы. Широкие народные массы были безразличны к судьбе рабовладельческого государства, которое приносило им одни лишь непосильные тяготы, разорительные повинности и непрестанные поборы.

Навуходоносор царь Вавилона

В 538 г. началось наступление персов и мидян вниз по долине реки Диялы. После сражения под Описом, у впадения этой реки в Тигр, персы без боя миновали Мидийскую стену Навуходоносора и заняли Сиппар.

Широко известна легенда, рассказанная в “Книге Даниила” в Библии о том, что Валтасар пировал во дворце, когда на стене появились буквы, начертанные огненной рукой и предвещавшие падение Вавилона в ту же ночь. Образ деспота, пирующего во дворце и неспособного понять знаки, предвещающие его неминуемую гибель, вошёл в демократическую и революционную поэзию XIX и XX вв. н. э.

Вавилон был взят при следующих обстоятельствах: Набонид вернулся в Вавилон и вместе с Валтасаром заперся в цитадели. Но когда персидские войска оказались под стенами Вавилона, перед ними ворота были открыты без боя. Сражались только во дворах дворца-цитадели; Набонид был захвачен в плен и позже отправлен в почётную ссылку в Карманию, на востоке Ирана; Валтасар был убит. Характерно, что персы взяли под охрану вавилонские святилища, и культ отправлялся все время беспрепятственно. Когда же через некоторое время Кир лично явился в Вавилон, была составлена надпись-манифест, в котором Кир присвоил себе традиционную титулатуру вавилонских царей и выражал порицание “безбожному” правлению Набонида. Статуи богов, свезённые Набонидом в Вавилон перед осадой, были возвращены наих прежние места. Жречеству Вавилонии персы оказывали всяческое покровительство.

завоевание персами вавилона

Формально Вавилонское царство просуществовало ещё некоторое время и после этого, так как цари персов продолжали одновременно именоваться “царями Вавилона”. Но надежды вавилонской знати на ведущую роль в Персидской державе не оправдались. На Вавилонию была наложена дань, которая около 500 г. до н. э.- составляла более 30 т серебра в год; даже Египет уплачивал меньше — 20 тВ остальном хозяйственная и внутренняя политическая жизнь Вавилонии мало изменилась, но, этнический состав населения стал значительно более пёстрым: появились малоазийские, египетские и иранские воины и купцы; много персов осело здесь, войдя в число вавилонских землевладельцев и рабовладельцев. Положение народных масс всё более ухудшалось под двойным гнётом собственного господствующего класса и персидской деспотии. Источник: “Всемирная история” Том 1. под ред. Ю.П. Францева, Государственное издательство политической литературы, 1953.

Благодаря этим завоеваниям Кир удвоил размер, но не население или богатства своей империи. В его армию влилось такое огромное количество воинов, что он наконец мог отважиться напасть даже на Вавилон. Местные жители были готовы приветствовать любого освободителя, пусть даже чужеземца.

Своими архаическими реформами Набонид отдалил от себя жрецов Мардука, за счет которых эти реформы проводились. Другие жрецы были недовольны. Еврейские пророки предсказывали падение Вавилона и приветствовали Кира как Помазанника Божьего, который мог гарантировать возвращение в Сион.

Таким образом, почва была подготовлена недовольными элементами среди населения, и Кир готовился к вторжению в Вавилонию после завершения своих военных походов на восток. Прежде чем зимние снега 540–539 гг. до н.

э. засыпали перевалы, он был уже на границе. Набонид привез в столицу богов Эшнунака, Замбана, Метурну и Дери, прежде чем их успел захватить Кир.

Он потерпел поражение на реке Тигр, но единственным средством обороны, которое пришло ему в голову, было призвать к себе на помощь в марте Иштар из Урука. Набонид мог попытаться объяснить вывоз богов тем, что это был способ защиты столицы от чужеземца; жители громко жаловались на то, что божества покинули свои храмы, которые лежали в руинах.

Вавилонская письменность

Нужно было помириться с Мардуком и его жрецами. 4 апреля 539 г. до н.

э. , в день празднования Нового года, еще раз «был проведен праздник как положено». «Для солдат вино текло рекой».

По-прежнему больше полагавшийся на физическое присутствие богов Набонид затем доставил в Вавилон идолов богов Марада, Забаба, Киша, Нинлиль и Хурсакаламы; «до конца августа боги Аккада, те, что над и под землей, вступали в Вавилон». Терпению жителей настал предел; идолы богов Куру, Сиппара и даже Борсиппы не прибыли. Эбара, храм бога солнца Шамаша в Сиппаре, был отстроен заново, но жрецы возмутились, когда Набонид после одного из своих частых видений изменил форму головного убора бога.

Мой мир

Ближе к началу октября Кир провел еще одно сражение у Описа на Тигре и сжег жителей Аккада огнем. После этой акции устрашения его противники потеряли мужество, и 11 октября Сиппар был взят безо всякого боя. Набонид бежал, а 13 октября 539 г.

до н.  э. Гобрий, наместник Гутии, и войска Кира вошли в Вавилон без боя.

Последняя табличка, датированная Набонидом, относится к 14 октября — это следующий день после захвата Гобрием Вавилона, — но она написана в Уруке, куда желанная весть еще не дошла. В самой столице жизнь продолжалась как обычно, так как современники этих событий не поняли, что с падением Вавилона закончилась одна эра и началась другая. Самое позднее к 26 октября писцы уже датировали документы новым правителем, которого называли «царем стран». Этот титул оставался официальным на протяжении оставшейся части «года восшествия на престол» и части первого полного года его царствования.

Google Bookmarks

Гобрий хорошо обошелся с городом. До конца октября «щиты» Гутии окружали ворота Эсагилы. Никакое оружие не был поднято в Эсагиле или в других храмах, и ни одна назначенная церемония не была пропущена.

29 октября в Вавилон вошел сам Кир. Путь ему устлали ветками, и он объявил мир всем в городе. Гобрий стал сатрапом новой провинции Бабируш; он назначил подчиненных себе чиновников.

Следующая глава.

год взятия персами города вавилона

Источники:

Вам также может понравиться