Изменения в общественной жизни земледельческих племен Знакомство с техникой выплавки меди, которое произошло в течение IV тысячелетия до н. э., помогло древним земледельцам значительно совершенствовать свои орудия. При помощи них во многом улучшилось изготовление деревянных изделий. Медная мотыга с деревянной рукоятью, лопата и другие орудия позволяли создавать оросительные каналы.
Уже в начале и середине III тысячелетия в некоторых районах, например, в Двуречье, в Египте, а немного позже — и на Иранском нагорье, изготовлялись деревянные плуги. Приручение осла и коровы, которое произошло еще раньше, позволило запрягать в плуг животных, что, несомненно, значительно повысило производительность труда.
Теперь развилось и ремесленное производство — ткацкое, литейное, гончарное. Был изобретен (правда, еще не всюду получил широкое распространение) гончарный круг. На лодках начали ставить паруса, а кое-где стали появляться повозки на сплошных колесах.
Усложнившееся производство потребовало большей специализации. В общинах начали выделяться специалисты-ремесленники. Началось второе великое общественное разделение труда — отделение ремесла от сельского хозяйства.
Это в свою очередь привело к развитию обмена — вначале между отдельными общинами и племенами, которые специализировались на том или ином производстве. Предметы производства отдельных племен, оказавшихся в более благоприятных природных условиях для изготовления тех или иных изделий, получили большое распространение, в том числе и на соседние территории.
Например, в долину Евфрата и Тигра попал кавказский обсидиан, иранская медь. В Египте обнаружена медь, которую привозили с соседнего Синая. Связи с отдаленными районами обнаруживаются при изучении археологических памятников земледельческих племен Ирака, юга Средней Азии, долины великой китайской реки Хуанхэ.
Вместе с тем, очевидно, обмен происходил и внутри общин, например, между специалистами-мастерами и земледельцами. Во всех случаях это еще был обмен продуктами, без посредства денег.
Увеличение количества продуктов, умножение богатства происходило в различных общинах неравномерно, что и приводило к возникновению междуобщинных и межплеменных войн с целью грабежа. Медное оружие увеличивало военную силу его обладателей, и вскоре столкновения между племенами, перешедшими уже к неолиту, превратились в настоящие войны. Война превратилась в средство обогащения. Военные вожди стали приобретать все большую власть, а захватывая себе наибольшую добычу, они получали все большие экономические преимущества перед своими соплеменниками.
Как считают археологи, на самых ранних ступенях развития земледелия применялось коллективное вскапывание полей с помощью деревянных палок. Однако мотыжное и особенно плужное земледелие со временем становилось — пусть и в пределах общины — делом отдельных семей. Земледельческий труд, со времени развития плужного земледелия, перешел из рук женщин в руки мужчин. Мужчина — земледелец и воин — стал главой семьи.
Накопление в разных семьях происходило по-разному. Причем, каждая семья, накапливая имущество, старалась сохранить его в семье. Продукт постепенно перестает делиться среди членов общины, а имущество начинает переходить от отца к его детям.
Закладываются основы частной собственности на средства производства. От счета родства по материнской линии древние люди постепенно переходят к счету родства по отцу. Так начал складываться патриархат.
Глиняная модель финикийского храма. Кипр. Вторая половина I тысячелетия до н. э. Соответственно меняется и форма семейных отношений. Появляется патриархальная семья, в которой женщине отводится подчиненная роль. Это, в частности, проявляется в том, что обязательность единобрачия устанавливается только для женщины, для мужчины же вполне допустимо многоженство (полигамия).
Древнейшие документы Египта и Двуречья рисуют такое положение сложившимся к концу IV — началу III тысячелетия до н. э. У племен предгорий Передней Азии, Китая и т.
д. нечто подобное обнаруживается древнейшими памятниками письменности, которые появляются у некоторых из них во II тысячелетии до н. э.
В это время происходит имущественное расслоение среди земледельческих племен, вызванное ростом производительности труда, усилением обмена, постоянными войнами. Имущественное неравенство порождало и общественное неравенство. Начала складываться верхушка родовой, аристократии, в руках которой находилось ведение практически всех дел. Знатные общинники заседали в племенном совете, ведали культом богов, выделяли из своей среды военных вождей и жрецов.
Вместе с тем происходит и дифференциация внутри племени между отдельными родами. С одной стороны, выделяются богатые и сильные роды, с другой стороны появляются обедневшие и ослабевшие. Постепенно первые из них превращаются в господствующие, а вторые — в подчиненные. Кроме того, благодаря частым войнам в подчинении иногда могли оказаться целые племена или даже группы племен.
Однако на протяжении долгого времени наряду с советом — органом родовой знати — большую роль продолжает играть и собрание всех взрослых общинников-воинов. Верхушке родовой знати все еще приходится считаться с мнением общины, несмотря на общественное и имущественное расслоение общины.
Как правило, заседание совета происходило в присутствии всех воинов, которые, если принимать во внимание эпические песни древнейших обитателей Двуречья, активно выражали свое одобрение или же наоборот неодобрение решением вождя и совета. В известной мере военные успехи еще обогащали всю общину.
Такие порядки на последнем этапе развития первобытно-общинного строя обыкновенно называют военной демократией.
Памятники последнего этапа первобытно-общинного строя свидетельствуют, что внутренние связи в общине в этот период еще не были разрушены. Например, когда участившиеся войны потребовали укрепления обороны поселений, создавались мощные крепости, стены которых были сложены из огромных необработанных камней, вырубить которые и доставить на место было только с помощью многих людей. Если камней не было, воздвигались толстые стены из кирпича-сырца.
Часть обшивки с древневосточными изображениями и изображениями в скифском стиле. Найдена около Саккыза. Коллективный труд использовался и при устройстве оросительных каналов.
Общинники все еще участвуют в общественных делах своего коллектива, являясь членами народного собрания. К этому периоду относятся многие замечательные эпические памятники народной поэзии древнего Востока.
Одной из широко распространенных областей художественного творчества также было ремесло, о чем свидетельствует гончарное производство. На всем протяжении зоны земледельческих очагов в IV и III тысячелетиях до н. э.
получает распространение замечательная расписная посуда, украшенная одноцветными или многоцветными орнаментами и стилизованными изображениями животных и земледельческих божеств — солнца, воды, колоса. По этим изделиям, которые обнаружены на огромных территориях от берегов Черного и Средиземного морей до Китая, через Иран и Среднюю Азию, энеолитические культуры этих территорий получили название культур крашеной керамики.
Такие же стилистические черты обнаруживаются и в искусстве резьбы по камню, а также в изделиях ткацкого ремесла, которым явно подражают многие росписи на по суде. Следующая глава.
Развитое земледелие в Европе возникло еще в период неолита. Однако переход к веку металла, несмотря на то, что у некоторых племен он и произошел рано — в III тысячелетии до н. э., — еще не сделал здесь коренных изменений в общественно-экономических отношениях.
Крупнейший центр медного производства оказался на Кавказе — на границе Азии и Европы. Этот центр играл еще большую роль и потому, что Кавказ был непосредственно связан с передовыми странами тогдашнего мира — с рабовладельческими государствами Передней Азии.
Как показывают обнаруженные в Закавказье материалы древнейших земледельческих поселений типа Шенгавит в Армении, еще в начале III тысячелетия там существовала земледельческая культура, которая в некоторой степени была связна с центрами древнего Востока.
Поселения подобные Шенгавиту обнаружены и на Северном Кавказе — Каякентский могильник и поселения около Дербента. Культурный подъем и связи с древневосточными центрами через Закавказье особенно четко выявляются на Северном Кавказе по обнаруженным там в начале XX в. замечательным курганам у Майкопа и станицы Новосвободной.
Как установили ученые, Майкопский курган и курган у станицы Новосвободной относятся примерно к середине III тысячелетия до н. э.
Об этом свидетельствуют установленные раскопками параллели с культурой древнего города Двуречья — Лагаша (серебряные вазы и их орнаментация), большое сходство скульптуры быков и львов, а также розеток и медных топоров с памятниками другого древнего города Двуречья — Ура (период так называемой I династии), формы булавок из Новосвободной, аналогичные найденным в городе Кише и в древнейших слоях древнеиндийского города Мохенджо-Даро.
В период, о котором ведётся речь, на Северном Кавказе произошли очень большие изменения в производстве и культуре. К такому выводу легко прийти, если сравнить материалы из Нальчикского селища и могильника с материалами из Долинского поселения около Нальчика и из больших кубанских курганов.
Нальчикский могильник и селище восходят к самому началу энеолита на Северном Кавказе.
Археологи нашли там всего лишь один медный предмет. Глиняная посуда оказалась очень грубой. По всему видно, скотоводство было развито еще очень незначительно.
Нет никаких данных о том, что там развивалось земледелие. Все орудия сделаны из камня. Они имеют очень архаический, неолитический облик и характерны для охотничье-рыболовческого быта.
Правда, необходимо отметить, что некоторые находки уже возможно говорят о каких-то связях с Закавказьем и Двуречьем. Так, например, в Нальчикском могильнике обнаружена серповидная пластина-кулон, которая совершенно аналогична шумерским, сделанным из агата. Это же можно сказать и о другой находке — каменной сверленой булаве.
Никаких следов, которые бы указывали на расположение здесь древних хижин, в Нальчикском поселении не было обнаружено. По всей вероятности, укрытием для его обитателей были легкие шалаши. Совершенно обратная картина вырисовывается, когда мы исследуем поселение в Долинском. Его обитатели жили в прочных хижинах с плетеными стенами, которые обмазывали глиной.
Обнаружено большое количество каменных орудий, среди которых выделяются зазубренные пластинки, служившие лезвиями серпов. Кроме того, обнаружены мотыги и зернотерки, которые свидетельствуют о развитии мотыжного земледелия. О развитии земледелия свидетельствую! и зерновые ямы около хижин поселения в Долинском.
Существовало здесь и скотоводство.
О том, что гончарное дело в этот период здесь достигло большого мастерства, говорит мастерски сделанная посуда. К тому же она стала более разнообразной — наряду со всевозможными мелкими сосудами выделывались большие корчаги, совершенно аналогичные найденной в Майкопском кургане.
И все же самого высокого развития в этот период достигло изготовление медных орудий.
Так, например, большое количество медных орудий — топоров, мотыг, тесел, ножей, кинжалов и т. д. — найдено в Майкопском и Новосвободненском курганах.
Их формы очень напоминают формы медных орудий из Двуречья, а также с острова Крит XXVI–XXIII вв. до н. э.
Общий подъем культуры в большой степени определил и установление связей с древневосточными центрами, Что не могло не способствовать дальнейшему развитию культуры Северного Кавказа. Эти связи обнаруживаются как в формах медных орудий и украшениях и формах серебряных сосудов, так и в изобразительном искусстве — в рисунках, гравированных на серебряных майкопских вазах, в барельефных изображениях львов и розеток, украшающих костюм и пышный погребальный балдахин, в скульптурных фигурках быков и т. д.
Богатство погребального инвентаря и огромные размеры северокавказских больших курганов, которые выделяются на общем фоне неприглядных рядовых погребений, особенно подчеркивают, весь ход и направление изменений, проходивших тогда на Кавказе. Так, древнее единство рода все больше нарушалось, начало появляться общественное неравенство, стала выделяться родо-племенная знать.
Как считают специалисты, в середине III тысячелетия до н. э. Северный Кавказ по темпам своего развития в значительной степени обогнал другие области материковой Европы.
Раскопки в Грузии, в курганах Армении и Азербайджана — например, в Нагорном Карабахе — рассказывают об истории древних, вероятно, еще матриархальных общин. Основой их хозяйства являлись земледелие и скотоводство, которые возникли в Закавказье в неолитический период и получили дальнейшее развитие в III тысячелетии до н. э.
Необходимо отметить, что памятники медного века Закавказья имеют много общего с памятниками того же времени, которые обнаружены на территории Передней Азии. Вместе с тем, памятники Закавказья отличаются некоторым своеобразием, которое указывает на самостоятельность развития племен, населявших этот район.
Не вызывает сомнения тот факт, что население Закавказья в еще большей степени, чем население Северного Кавказа, использовало достижения культуры народов Двуречья. Закавказье являлось основным центром добычи обсидиана. В первой половине III тысячелетия до н.
э. из него с большой охотой выделывали орудия в различных областях Двуречья, а также в Эламе. Через Закавказье южные изделия попадали на север.
Следующая глава.
Племена Европы до римского завоевания. Кельты в Западной Европе”Целый ряд важных перемен в социально-экономическом строе и культуре кельтских племен знаменует собой период от раннего железного века — галынтата — ко второй фазе, получившей название от поселения Ла Тен в Швейцарии…Уже в прошлом веке был предложен ряд принципов периодизации латена. Признанная в настоящее время периодизация, построенная на синтезе различных концепций, выглядит так: фаза 1а (450–400 гг. до н. э.), 1в (400–300 гг. до н. э.), 1с (300–250 гг. до н. э.), 2а (250–150 гг. до н. э.), 2в (150—75 гг. до н. э.), 3 (75 г. до н. э. — начало новой эры)…Диодор Сицилийский сообщает нам, что кельты очень любили украшения, и его сведения находят массу подтверждений в кельтской литературе Ирландии. Среди украшений наибольшей любовью пользовались фибулы и торквесы (гривны).
Торквес был чрезвычайно популярным украшением кельтов и также представляет исследователям много хорошо датируемых вариаций. В отличие от фибул торквесы были мало распространены в Европе гальштатского времени, и их массовое производство падает именно на латенский период. Торквес нес на себе следы не вполне ясной нам религиозной символики. Его нередко приносили в дар божеству, а с некоторыми богами он прямо ассоциировался как непременный их атрибут” [82].
Гривна славян выполняла двоякую роль: во-первых, украшения (отсюда и название славянской гривны — то, что носили на загривке, на шее); во-вторых, денежной единицы. В связи с этим нам представляется странной структура слова “торквес”: торг- и — вес. (Если, конечно, это не случайное совпадение с русскими словами.) Но, может быть, торквес и действительно был денежной единицей у кельтов, раз они его приносили в дар божествам?
“Население Арморики (Бретани; известные античным авторам племена осисмиев, венедов и др.) ставит перед историками и археологами немало проблем, касающихся прежде всего происхождения. Хотя полуостров относительно беден памятниками раннего железного века и более древних культур, все же можно заключить, что общественные отношения и культура развивались здесь достаточно преемственно вплоть до латенской эпохи.
В то же время, как и везде, признаки этой культуры появляются и на этом крайнем западе Европы, постепенно наслаиваясь на местные традиции и переплетаясь с ними. Раньше в этом видели следствие миграций кельтских племен “новой волны”, постепенно подчинивших себе местное население. Сейчас этот процесс представляется гораздо более сложным.
Отдельные предметы типично латенского облика могли проникать в Арморику самыми различными путями. Латенская орнаментация каменных стел могла появиться как итог проникновения очень небольших групп людей и как подражание отдельным металлическим предметам. Возможно, имели место и передвижения ремесленников.
Недавние исследования показали, что изменения художественного стиля в упомянутом районе можно связать с четко прослеживаемой картиной каких-то социальных потрясений, падающих на рубеж IV–III вв. до и. э.
(покинутые или разрушенные поселения и пр. ). Что произошло в точности, пока неясно, но, скорее всего, именно тогда в Арморику могли проникнуть более или менее крупные отряды пришельцев, политически и культурно подчинившие себе местных жителей.
Это предположение, конечно, не исключает возможности и более ранних крупных миграций, ибо нам известны примеры, когда подобные переселения почти не оставляли археологически достоверных следов (историческое переселение кельтов из Британии в Арморику в V–VI вв. н. э.
Косвенные подтверждения указанной выше датировки можно найти на юго-западе Франции, где в V в. до н. э.
тоже были обнаружены следы латенского стиля. Тем не менее здесь вопрос о сколько-нибудь заметных перемещениях населения, как кажется, не стоит, ибо большинство памятников раннего латена подвергаются на территории Аквитании и Лангедока явному и доминирующему влиянию местных художественных традиций. Все это говорит в пользу устойчивости достаточно долго развивавшейся тут социальной и культурной среды” [82].
Следующая глава.
None Создаётся впечатление, что племена, оставившие нам катакомбные погребения, распространялись с востока на запад в течение XXIII в. до н. э. и следующих столетий.
На западе они вошли в столкновение с трипольскими племенами, оттеснили их со Среднего Днепра и проникли в Польшу, где мы также находим погребения, в которых встречается керамика, близкая к керамике, характерной для катакомбных курганов и для Северного Кавказа.
Подробнее »
Сосуды и орудия из ямных (1 — 3) и катакомбных (4 — 12) погребений.
Степные пространства между реками Днепром и Уралом в первой половине III тысячелетия были заселены племенами, которые занимались охотой и рыболовством и оставили нам курганы в степных просторах по Волге и Дону, в левобережной Украине, в излучине и в низовьях Днепра.
Под этими курганами находят погребения в простых грунтовых ямах. В «ямиых» курганах более позднего происхождения найдены кости домашних животных, остатки повозок — признаки, свидетельствующие о начале скотоводства, а также отдельные поделки из меди.
Подробнее »
Свайные постройки. Неолит — энеолит. Швейцария.
Реконструкция. Ярким памятником жизни в энеолитический период земледельческо-скотоводческих племён Европы являются знаменитые свайные поселения в Швейцарии и в соседних с ней областях, известные сейчас в количестве четырёхсот.
Древнейшие свайные постройки относятся к III тысячелетию до н. э. Остальные существовали в начале II тысячелетия, когда уже в большей части Европы происходит переход к бронзовому веку.
Подробнее »
Золотая диадема и серебряный сосуд из майкопского кургана. Северный Кавказ. III тысячелетие до н.
э. Племена Южной и Средней Европы по уровню своего развития мало отличались от трипольцев. Для многих из этих племён характерен значительный объём производства медных изделий.
В горах Средней Европы, особенно в Рудных, уже в III тысячелетии до н. э. с успехом стали разрабатываться месторождения меди, послужившие потом надолго рудной базой для Средней Европы. Земледельческие племена, обитавшие к северу от бассейна Среднего Дуная, также жили в больших посёлках, в больших домах с несколькими печами или очагами.
Подробнее »
Керамика трипольского типа. Особенно детально изучена культура этого типа по так называемым трипольским поселениям Украины, Северной Румынии и Молдавии.
В Северной Румынии, близ сёл Извоар и Кукутени, и на Украине по Днестру, близ сёл Дарабани, Незвишки, у Поливанова Яра и в ряде других мест обнаружены остатки трипольских поселений. Изучение этих посёлков показало, что население жило здесь длительное время.
Первые дома были построены в начале III тысячелетия, однако в ряде поселений жизнь продолжалась примерно до XVII в. до н. э.
За этот огромный промежуток времени жизнь трипольцев изменялась. Подробнее »
Медные орудия, найденные в Венгрии. Другой энеолитический центр возник в Средней и Южной Европе.
В плодородных местностях Нижнего Дуная и Поднестровья ещё в конце IV и в первой половине III тысячелетия жившие здесь племена занимались наряду с охотой и домашним скотоводством также примитивным земледелием. Первобытная мотыга — массивная палка с привязанным к ней костяным, роговым или каменным наконечником — служила здесь единственным орудием обработки почвы.
Подробнее »
Предметы из энеолитического поселения Шенгавит. Армения. В Европе развитое земледелие возникло ещё в период неолита.
Но переход к веку металла, хотя у некоторых племён они произошёл рано (III тысячелетие до н. э.), ещё не привёл и здесь к коренным изменениям в общественно-экономических отношениях.
Крупнейший центр медного производства находился на границе Азии и Европы — на Кавказе. Этот центр имел особенно большое значение потому, что Кавказ был непосредственно связан с передовыми странами тогдашнего мира — с рабовладельческими государствами Передней Азии.
Добытые в Закавказье материалы древнейших земледельческих поселений типа Шенгавит (Армянская ССР) позволяют говорить о наличии там ещё в начале III тысячелетия земледельческой культуры, в известной мере связанной с центрами древнего Востока. Подробнее »
Источники: