Искусство XVII — начала XVIII в

  • XVII столетие – «бунташный» век с «Медным» и «Соляным» бунтами, восстаниями под предводительством Ивана Болотникова и Степана Разина. Время реформ патриарха Никона, богословской полемики и раскола церкви. Изменения в хозяйственной сфере, с созданием мануфактур, сближение с Западной Европой. Завершение истории древнерусского искусства, открытие пути к новой светской культуре.

  • Три этапа архитектуры: первая четверть XVII в. – связь с традициями XVI века; 40-80-е годы – поиск нового стиля; конец столетия – отход от старых приемов и утверждение новых, свидетельствующих о рождении зодчества нового времени. Продолжение шатрового строительства: «Дивная» церковь в Угличе, шатер над Спасской башней Кремля.

    Крупнейшее светское здание Московского Кремля – Теремной дворец, «многообъемностью» помещений, многоцветностью декора (резной по белому камню орнамент экстерьера, роспись С. Ушакова внутри) напоминающий деревянные хоромы.

  • Новый стиль – «московское», или «нарышкинское барокко»: большинство храмов этого направления было построено по заказу знатных бояр Нарышкиных. Центричность и ярусность, симметрия и равновесие масс как самобытная, но близкая стилю европейского барокко система. Типичные образцы «нарышкинского барокко» — церкви в подмосковных усадьбах знати: церковь Покрова в Филях, усадебный храм Л.Нарышкина («легкая кружевная сказка»).Географическая масштабность архитектуры: строительство ведется в Москве и ее окрестностях, в Ярославле, Твери, во Пскове, в Рязани, Костроме, Вологде, Каргополе и т.д.

  • Наличие двух художественных направлений в изобразительном искусстве на рубеже XVI—XVII вв: «годуновская школа» (следование монументальным образам Рублева и Дионисия) и «строгановская школа» (подписная, драгоценная миниатюра, с тщательным, мелким письмом, изощренностью рисунка, богатством орнаментации, обилием золота и серебра, рассчитанная на ценителя искусства).

  • Оружейная палата середины XVII в. – художественный центр всей страны, мастера которой расписывали церкви и палаты, подновляли старую живопись, писали иконы и миниатюры, создавали рисунки для икон, хоругвей, церковного шитья, ювелирных изделий. Здесь работали все выдающиеся художественные силы Руси, иностранные мастера, отсюда шли заказы на исполнение росписей, станковых и монументальных работ в самых разных техниках.

  • Симон Ушаков – царский изограф, теоретик искусства, глава нового движения, провозглашающего задачи живописи, которые вели к разрыву с древнерусской иконописной традицией. Ушакова занимали вопросы взаимоотношения живописи с реальной натурой, «отношения искусства к действительности». Прекрасный педагог, умелый организатор, один из главных живописцев Оружейной палаты, он был верен своим теоретическим выводам в собственной практике. В его любимых темах («Спас Нерукотворный», «Троица»), видно, как художник стремится избавиться от условных канонов иконописного изображения. Он добивается телесного тона лиц, почти классической правильности черт, объемности построения, подчеркнутой перспективы. При композиционной схожести с рублевской «Троицей» «Троица» Ушакова не имеет с ней ничего общего, нет одухотворенности образов Рублева: ангелы – земные существа, стол с чашей – символ таинства жертвы – натюрморт.

  • Фрески XVII в.: изображения измельчены, с трудом читаются на расстоянии, покрывают стены, столбы, наличники одним сплошным узором, жанровые сценки переплетаются с затейливыми орнаментами. Орнамент покрывает архитектуру, фигуры людей, костюмы, из орнаментальных ритмов вырастают пейзажные фоны. Декоративизм, праздничность и постоянный интерес к человеку в его повседневной жизни – особенности фресковой росписи XVII столетия.

  • Портретный жанр как предвестник искусства будущей эпохи. Портрет – парсуна (от искаженного «персона») – родился еще на рубеже XVI— XVII вв. Изображения еще близки к иконе, но в них уже есть определенное портретное сходство, изменения в языке изображения, при всей наивности формы, линеарности, статичности есть попытка светотеневой моделировки.

  • В XVII столетии чаще появляется круглая скульптура, почти совсем незнакомая предыдущим эпохам. Стремление к подчеркнутой пластичности, объемности сказалось и на изделиях из металла: чеканных золотых и серебряных ризах икон, на разнообразных формах утвари, как церковной, так и светской. Любовь к многоцветному узорочью вызвала новый расцвет искусства эмалей, особенно сольвычегодских и устюжских мастеров.

  • Искусство первой трети XVIII векаРеформы Петра I в экономической, государственной, политической, военной и общественной жизни, в просвещении, науке и искусстве. Характерная черта культуры в целом и изобразительного искусства в частности – «спрессованность» развития.Стремление к объективному познанию мира, развитие наук, расширение книгопечатания, создание в конце петровского правления Академии наук – все это содействовало укреплению новой, светской культуры. Русское искусство выходит на общеевропейские пути развития, отказываясь от средневековой замкнутости, но не порывая с вековыми национальными традициями.

  • Вариативность знакомства русских с европейским искусством: приглашение западных художников в Россию, приобретение европейских произведений искусства, обучение наиболее способные мастера в заморских странах как пенсионеров, за государственный счет. Первые посланцы – художники братья Никитины, М. Захаров, Ф.

    Черкасов, А. Матвеев. Остальные обучались по старинке, в традициях Оружейной палаты, при Санкт-Петербургской типографии, при Кунсткамере.

    1724 г. , указ Петра об учреждении «Академии», при которой существовало художественное отделение, где главное внимание уделялось рисунку, гравюре, практическим задачам насущного характера. 1748 г.

  • Новая конструктивная система в архитектуре. В 1703 г. был заложен город, ставший столицей Российской державы («Самый предумышленный город на свете» – Ф.М.Достоевский). План Петербурга с его регулярностью и симметрией, параллельно-перпендикулярным устройством улиц, застройкой по красной линии был новым по сравнению с древнерусскими городами. Город возник сначала как крепость и порт, поэтому Петропавловская крепость и Адмиралтейство были одними из первых построек. Свой образ Петербурга созидал опытный зодчий и строитель Доменико Трезини, главный архитектор города того времени, создавший Петропавловский собор, доминанту новой столицы; Петровские ворота Петропавловской крепости в честь победы России в Северной войне; Летний дворец Петра в Летнем саду.

  • Новое по своему назначению и архитектуре здание первого русского музея – Кунсткамеры (Г. -И. Маттарнови, Н.

    Особенно необходимо отметить в стиле барокко слияние различных искусств в едином ансамбле, большую степень

    -Ф. Гербель, Г. Кьявери и М.

    Земцов). Меншиковский дворец на Васильевском острове как новый тип усадьбы (сочетание нового каменного дворца, старого – деревянного, церкви и обширного регулярного сада позади постройки). Наряду с городскими усадьбами начинается строительство загородных резиденций вдоль Финского залива.

  • Строительство частных жилых домов. Канцелярией от строений, возглавляемой Трезини, намечается возведение с помощью деревянных каркасов с забутовкой из глины и щебня мазанковых зданий: двухэтажные, как правило, строились уже каменные. Дифференцирование домов (по имущественному цензу), обязательные («образцовые») типы застроек, которые выходят фасадом на улицу и вместе с оградами и воротами создают единую линию улиц и набережных. Центр города – Адмиралтейская сторона, где от Адмиралтейской башни со шпилем тремя лучами отходят Невский и Вознесенский проспекты, Гороховая улица.

  • Картина маслом на светский сюжет занимает главное место в живописи начала XVIII в. Новые техника и содержание рождают свои приемы, свою систему выражения. Среди станковых картин, монументальных панно, плафонов, миниатюр предпочтительное место отводится портрету: камерному, парадному; в рост, погрудному, двойному.

    Исключительный интерес к человеку, характерный именно для русского искусства. В Преображенской серии портретов («портретах шутов») видно внимание к человеческому лицу (портрет Якова Тургенева), к реалиям быта («натюрморт» в портрете Алексея Василькова). Но по глубине пространства, лепке объема, анатомической правильности фигур «Преображенская серия» лежит в системе предыдущего столетия («заключительный аккорд древнерусской живописи»).

  • 1716 год – год посылки первых русских художников за границу – начало новой художественной жизни России, связанной с новым, светским искусством. И. Никитин как основатель новой русской живописи, «персонных дел мастер», гофмалер (портрет племянницы Петра Прасковьи, портрет любимой сестры Петра Натальи Алексеевны, знаменитый портрет Петра в круге, изображение Петра на смертном одре).

    Томас Икинс. «Макс Шмитт в лодке» (1871)Рождение реализма в живописи чаще всего связывают

    А. Матвеев – художник, обогативший отечественное искусство достижениями европейских живописных школ, первый из русских мастеров глава «живописной команды» Канцелярии от строений, руководит всеми монументально-декоративными работами, которые ведутся в Петербурге и его окрестностях. Вместе со своей командой он украшает живописными панно Сенатский зал Двенадцати коллегий, пишет иконы для петербургских церквей, создает станковые произведения («Автопортрет с женой» – поэтический образ дружественного и любовного союза).

  • Конный монумент императора Петра I, образ полководца, триумфатора в традициях, начало которых лежит еще в памятнике Марку Аврелию – «взлет гения» Бартоломео Карло Растрелли, флорентийского мастера, воспитанного в традициях берниниевского барокко, работавшего и как архитектор, и как скульптор в разных жанрах: от «кумироделия всяких фигур» до строительства фонтанов и создания театральных декораций. Среди его наиболее известных работ: бюст А.Меншикова, внешнеэффектный, величественный образ «прегордого Голиафа, герцога Ижорской земли»; портретный бюст Петра (типичное произведение барокко: композиция с подчеркнутой пространственностью и акцентом на множественности фактур, со светотеневыми контрастами пластических масс, образ целой эпохи); статуя Анны Иоанновны с арапчонком (расцвет монументальной русской скульптуры).

  • Процесс становления светского искусства во всех его видах и жанрах к концу жизни Петра. Сумбур так называемой «эпохи дворцовых переворотов» вокруг русского трона после смерти Петра. Внутренняя нестабильность не могла не отразиться и на развитии искусства.

  • Искусство середины XVIII векаДва этапа развития искусства середины XVIII в.: 30-е годы – мрачное время правления Анны Иоанновны, засилья иноземцев; 40-50-е годы – елизаветинское правление, некоторое смягчение нравов предыдущего времени, рост национального самосознания, поощрение всего отечественного, время русского барокко.

  • Расцвет архитектуры 30-х-40-х годов связан с именем Ф.Б.Растрелли (дворцы Бирона, летний дворец Елизаветы Петровны, дворец М.Воронцова, Зимний дворец в Петербурге, комплекс Смольного монастыря).Московская архитектурная школа во главе с Д.Ухтомским.Триумфальные арки в честь выдающихся событий как синтез архитектуры, скульптуры и живописи (Троицкие, Адмиралтейские, Аничковские ворота).

  • Создание барочного стиля в архитектуре не могло непосредственно не отразиться на живописи, прежде всего на монументально-декоративной, широко применявшейся во дворцах и церквях Растрелли и других архитекторов этого времени.Русский живописец А.Антропов, в чьем живописном почерке «архаизмы» сыграли роль большой художественной выразительности.Камерным портретам художника (статс-дамы А.Измайловой, М.Румянцевой, А.Бутурлиной) свойственны: поясное изображение, полуфигура и лицо максимально приближены к зрителю, колорит строится на контрастах больших локальных цветовых пятен. Антропов улавливает наиболее существенное в своих моделях, и потому его портреты удивительно жизненны. Парадный портрет Петра III – шедевр, в котором дворцовая обстановка, парадные регалии оказываются в контрасте с жалкой в своей напыщенностиуродливой фигурой императора.

  • «Мозаичных дел мастер», или Влияние М.Ломоносова на искусство середины века. Изобретение цветных смальт для мозаик, не уступающих по красоте итальянским. Мозаики «Полтавская баталия», портреты Петра I и Елизаветы Петровны как могучее средство монументальной пропаганды высоких патриотических идей.

  • Искусство второй половины XVIII века–периода расцвета абсолютной монархии в России, могущества русского дворянства и… надвигающегося кризиса (восстание Пугачева, «вольтерьянство» просвещенных дворян, увлечение масонскими и тираноборческими идеями). Быстрый взлет русской художественной культуры, формирование целого поколения мастеров, представленного крупными творческими индивидуальностями.

  • Основание по инициативе И. Шувалова и М. Ломоносова Академии художеств (1757), первого (на долгие годы единственного…) и крупнейшего художественного центра, определившего пути русского искусства на протяжении всей второй половины столетия.

     Если в искусстве Возрождения человек – владыка и творец жизни, то в

    Изучение великих мастеров прошлого, античности – основа художественного образовании в Академии. Ведущее направление – классицизм (что характерно и для европейских академий) с его благородными идеалами, высокопатриотическими, гражданственными идеями служения отечеству, восхищением внутренней и внешней красотой человека (философия просветительства, движения, возникшего в Англии и во Франции). Пенсионерство как художественное сотрудничество, принесшее русским мастерам быстрое европейское признание.

  • В.Баженов – величайший мастер русского классицизма, художником необычайной фантазии, оказавшим огромное влияниена развитие не только практического зодчества, но и архитектурной теории. И это при том, что большинство его проектов даже не было осуществлено… Проект Кремлевского Дворца (реконструкция всего Кремля), ансамбль Иоанновской площади, ансамбль в Царицыне, замысел реорганизации Академии художеств, организация картинной галереи, создание «Модельного дома» как основного проектного центра Москвы и центра русской теоретической мысли в архитектуре, участие в переводе Витрувия, обращение к древнерусскому наследию – далеко не полный перечень сфер интересов В.Баженова, с чьим творчеством как архитектора связывается становление и утверждение классицизма.М.Казаков (здание Сената, церковь Филиппа Митрополита) и И.Старов (Троицкий собор Александро-Невской лавры, Таврический дворец) – выдающиеся русские зодчие, вместе с Баженовым участвовавшие в процессе становления русского классицизма.

  • Расцвет русской скульптуры, связанный с именами Гордеева, Козловского, Щедрина, Прокофьев. Наивысшие достижения в скульптуре принадлежат Ф.Шубину, земляку Ломоносова, прибывшего в Петербург уже художником, постигшим тонкости костерезного дела. Бюсты А.Голицына (сложный абрис и разворот головы и плеч, трактовка разнофактурной поверхности, тончайшая моделировка лица и более свободно-живописная – одежды – все напоминает приемы барокко), П.В.Завадовского (резкость поворота головы, пронзительность взора, аскетичность всего облика, свободно развевающиеся одежды – метод трактовки предвещает эпоху романтизма)Ломоносова (сложная многогранная характеристика образа, лишенная всякой официальности и парадности, живой ум, энергия, сила в облике, разные ракурсы, дающие разные акценты).

  • Исторический жанр живописи, как наиболее последовательно воплотивший принципы классицизма. Трактовка античных и библейских сюжетов, национальной истории соответственно гражданственным и патриотическим идеалам просветительства в творчестве: А.Лосенко – выпускника и первого русского профессора класса исторической живописи Академии, автора «Владимира и Рогнеды» – картины с театрально-условным характером (при всей декламационности и патетике в ней много искреннего); Г.Угрюмова, основной темой произведений которого являлась борьба русского народа с иноземными завоевателями («Торжественный въезд в Псков Александра Невского», «Взятие Казани»).

  • Жанр портрета как наиболее успешный в живописи второй половины ХVШ в. Ф.Рокотов («Портрет великого князя Павла Петровича», «Портрет девочки Юсуповой»), создавший некий портрет-тип, соответствующий гуманистическим представлениям передовой дворянской интеллигенции о чести, достоинстве, «душевном изяществе». Д.Левицкий – величайший художник XVIII века, создатель парадного портрета (портрет архитектора А.Кокоринова, серия портретов воспитанниц Смольного института – «смолянок», объединенных темой юности, искрящегося веселья, особой жизнерадостности мироощущения), великий мастер камерного портрета (портрет М.Дьяковой как образ раскрывающейся жизни), автор репрезентативного портрета «Екатерина II – законодательница в храме богини Правосудия», где императрица представлена «первой гражданкой отечества», служительницей законов.В.Боровиковский, мастер портрета, в котором выражены черты нового направления в искусстве – сентиментализма (портрет О.Филипповой, говорящий об интересе к тонким «чувствованиям»; гениальный портрет М.Лопухиной, напоенный тишиной и томностью).

  • Бытовой жанр не получил развития в стенах Академии. Все, что было сделано интересного в этом жанре, было сделано без прямого участия Академии. Картина «Юный живописец» (И.

    Фирсов, 1760-е годы), изображающая маленькую девочку, под надзором сестры позирующую юному художнику как «первая ласточка» русского бытового жанра, в котором впоследствии работали М. Шибанов и И. Ерменев.

  • Последняя четверть XVIII в. : становление русского пейзажного жанра. Сочетание видового и декоративного начала, трехцветная схема, изображение окрестностей Петербурга, образ безмятежно ясной природы, архитектурные сооружения в качестве фона, пасущиеся стада, люди, находящиеся в единении с природой, созвучность идеалу сентиментализма – основные черты творчества родоначальника национального пейзажа С.

    Щедрина, первого профессора-руководителя пейзажного класса Академии художеств. Дальнейшее развитие русского пейзажного жанра: от мастера акварельного пейзажа и батальных сцен М. Иванова и родоначальника городского пейзажа Ф.

    Основная литература: 1. Данилова Г. И. Мировая художественная культура. 11 класс. – М. :

    Алексеева до величественного, классицистического Ф. Матвеева с его стремлением создать глубоко прочувствованный образ русской природы.

  • Развитие русской архитектуры и изобразительного искусства XVIII века по законам Нового времени. Непростой путь освоения законов общеевропейского развития в минимально короткие сроки, достойное место русской светской художественной культуры среди европейских школ при сохранении своей специфики и создании собственной системы в жанровом и типологическом отношениях.

Главная » Статьи » статьи

Искусство Италии XVII — начала XVIII в.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СТИЛИ Стиль – сочетание художественных средств и приёмов в произведениях художника, художественного направления,

Искусство XVII — начала XVIII в. В начале XVII в. окончательно оформляется новое направление в искусстве Италии. Оно формируется под влиянием разнородных факторов и отличается противоречивым сочетанием различных тенденций. С одной стороны, сказываются традиции Возрождения, блестящее наследие великих мастеров, в котором отразился экономический и культурный подъем. С другой стороны, в XVII в., в новых условиях существования страны, в период развала экономики и торжества феодальной реакции, творческое осмысление действительности оказывается во многом совершенно иным, чем в предшествующую эпоху. В искусстве Италии этого времени значительно усиливаются аристократические тенденции. В архитектуре это выражается в пышности и великолепии отделки церквей и дворцов; в живописи — в отказе от лаконизма и сдержанности, в усложненности композиции, в погоне за колористическими эффектами; в литературе — в распространении вычурного и витиеватого стиля, получившего название «маринизма» (по имени поэта Марино, его родоначальника); наконец, в театре — в особом увлечении чисто внешней, зрелищной стороной спектакля. Новое искусство теряет уравновешенность и гармоничность, присущие ему в эпоху Ренессанса. Рациональная организованность и совершенство форм заменяются стремлением к грандиозности, строгие каноны — полной свободой творческой фантазии, устремленной на поиски новых средств выражения драматизма, напряженной динамики, повышенной эмоциональности. Эти черты в полной мере свойственны итальянскому искусству первой половины XVII в., но к концу века драматизм вырождается в ложный пафос, а эмоциональность в холодную патетику. Идейный уровень искусства падает. Наибольших художественных высот искусство XVII в., получившее название барокко, достигло в области архитектуры. Дворцы, церкви, театры и загородные виллы этого века поражают великолепием и декоративностью. Ровная поверхность стен разрывается многочисленными выступами, карнизами и нишами. В планировке и украшениях на смену спокойной прямой линии приходит прихотливая кривая. Пышно отделываются порталы входов и окна. Используя законы перспективы, архитектор искусственными приемами создает впечатление глубины пространства. Впервые в это время перед зодчим встает задача создания подчиненного единому замыслу ансамбля, в который включается не только самый дом, но и окружающее его пространство — площади, улицы, дворцы и виллы, сады с гротами, фонтанами, беседками, мостами. При этом вырабатывается органическое соединение всех видов изобразительных искусств, в котором ведущая роль принадлежит архитектуре. Скульптура и живопись нередко выполняют служебные функции, становятся неотъемлемой частью архитектурного оформления, помогая зодчему осуществить его замысел, и приобретают те же черты, что и архитектура барокко. В противоположность скульптуре Возрождения скульпторы XVII в. отказываются от изображения обнаженного тела. Фигуры драпируются бесчисленными складками, затейливым расположением которых скульптор стремится создать игру светотени и передать подобие движения. Огромные живописные плафоны и фрески, на которых художники изображали небо, облака, летящие фигуры, далекие просторы, создавали иллюзию большого пространства. Крупнейшими архитекторами XVII в., с именами которых связан расцвет барокко в Италии, были Лоренцо Бернини (1598—1680) и Франческо Борромини (1599— 1667). Вся творческая деятельность талантливейшего художника своего времени, зодчего, скульптора и живописца Бернини протекала в Риме. Ему принадлежат великолепная галерея собора св. Петра, лестница Ватиканского дворца, соединяющая его с собором, церковь Сайт Андрее в Квиринале и ряд других построек. Не менее интенсивно работал Бернини и как ваятель. Его скульптуры на античные сюжеты, статуи святых, надгробные памятники, портретные бюсты отличаются мягкостью моделировки и выразительностью. Оригинальность таланта Борромини сказалась уже в первой самостоятельной его работе в церкви Санто Карло в Риме. Его творчество поражает, прежде всего, неудержимостью фантазии, нагромождением форм, иногда мешающим восприятию целого, полным отрицанием архитектурных канонов. Но, несмотря на талантливость Борромини, в его произведениях отрицательные черты барокко сказались значительно отчетливее, чем у Бернини. В живописи XVII в. продолжают бороться те два течения, которые оформились еще в конце предшествующего столетия: академическое, представленное учениками и последователями Болонской школы братьев Карраччи, и демократическое, признанным главой которого был Караваджо, оказавший огромное воздействие на живопись Италии и других стран. В основу искусства художников академического направления Гвидо Рени (1575—1642), Альбани (1578— 1660), Доменикино (1581—1641), Гверчино (1591—1666) и др. было положено изучение живописи великих мастеров Возрождения, от каждого из которых они стремились взять все лучшее. Однако эпигонское освоение наследия прошлого привело в их картинах лишь к эклектическому смешению стилей. Последователи Караваджо проявляли живой интерес к простым грубоватым народным типам, стремились верно воспроизводить натуру. Их картины отличаются единством колорита, широким использованием светотени. Влияние Караваджо испытали и художники академического направления — Строцци (1581—1644), Фети (1589—1624), Креспи (1665—1747), которые свои картины на религиозные темы трактуют в бытовом плане, а иногда обращаются и к жанровым темам. Музыкальная жизнь Италии на рубеже XVI—XVII вв. ознаменовалась рождением нового сложнейшего вида музыкального творчества — оперы. Ее родиной была Флоренция, где в кружке музыкантов и певцов, группировавшихся вокруг мецената, ученого гуманиста Барди, впервые возникла мысль создать спектакль, в котором соединились бы воедино музыка и слово. Изучая греческую трагедию, первые творцы оперы мечтали создать подобный ей спектакль, в котором впечатление, производимое драмой, усиливалось бы музыкой. Но возродить античную трагедию кружку Барди не удалось, и первое произведение нового жанра «Орфей» Ринуччини с музыкой Креспи явилось по существу развитием жанра ренессансной пасторали. Постановки «Орфея» имели огромный успех, и опера быстро получает широкое распространение по всей Италии. При этом она не только процветает на придворных сценах, но также пользуется любовью массового зрителя. О популярности оперы свидетельствует обилие оперных театров, Число которых в одной Венеции достигло восьми. Своего наивысшего расцвета в XVII веке итальянская опера достигает в творчестве Клаудио Монтеверди, главы венецианской школы. В его операх «Орфей» и «Ариадна», а в особенности в последних его произведениях — «Возвращение Улисса» и «Коронование Поппеи» яркая жизненная драма совершенно заслоняет мифологическое или сказочное начало. В центре спектакля драматическая коллизия. Иллюстрируя текст, музыка создает фон, помогающий восприятию происходящего. После Монтеверди устанавливается определенный тип оперного спектакля. Опера обычно пишется на мифологический или легендарно-исторический сюжет. В ней, иногда несколько механически, сочетаются трагические и комические элементы. Спектакль парадно оформляется и включает в себя балетные сцены. Полеты, чудесные исчезновения, пожары, землетрясения становятся необходимыми аксессуарами оперы. Постановочные эффекты начинают приобретать самодовлеющий характер. В последние десятилетия XVII в. центром развития оперного искусства становится Неаполь. Именно здесь вырабатывается тип оперы, получившей название «серьезной» (опера-сериа), и быстро устанавливаются твердые каноны, которые в дальнейшем превращаются в штамп. Сюжет становится только предлогом для демонстрации искусства певцов-виртуозов и постановочных эффектов. Особым успехом начинают пользоваться певпы кастраты, которые своими высокими голосами еще больше подчеркивают условность происходящего на сцене. Идейный смысл оперного спектакля исчезает. Однако мастерство исполнителей, изощренность музыкальных приемов, блеск оформления доходят в это время до совершенства. Итальянская опера распространяется по всей Европе. Итальянские труппы играют в Париже, Вене, Мадриде и других столицах. Италия становится законодательницей в оформлении спектаклей и театральных зданий. Особенно прославились в этой области архитекторы и художники-декораторы из талантливой семьи Бибиена. Искусство эпохи Просвещения Новый подъем итальянского искусства в середине XVIII в. связан с формированием буржуазной идеологии, с идеями просветителей. Просветители выступают принципиальными противниками искусства XVII в., в котором решающую роль играли аристократические тенденции. Они стремятся усилить действенность искусства, превратить его в рупор своих идей, а для этого становится необходимым приблизить его к жизни, к интересам современников. Этот этап в жизни итальянского искусства характеризуется ростом значения литературы и театра, отодвинувших на задний план изобразительные искусства. Крупнейшим поэтом-сатириком Италии, в творчестве которого отразились передовые идеи того времени, был Джузеипе Парини (1729—1799). В своих одах он выступал против сословного неравенства, выражал сочувствие жертвам социального строя. Он писал: «Я не знаю, верно это или нет, но говорят, что было время, когда люди были равны и понятия «чернь» и «дворянин» не существовали…». В поэме «День», построенной в виде поучения молодому дворянину, Парини обрушивается на бессмысленность существования паразитической аристократии. Заслуга реформы итальянского театра принадлежит Карло Гольдони (1707—1793). В Венеции, где он начал свою драматургическую деятельность, издавна существовала высокая театральная культура, неразрывно связанная с импровизационной комедией масок (комедиа дель арте). Созданная в XVI в. творческим гением итальянского народа, комедия масок в это время уже потеряла живую связь с современностьго. Однако еще многое в ней было достойно внимания и изучения, и Гольдони в своей реформе итальянского театра пошел по пути ее критического освоения и переработки. Он лишь постепенно отказывается от актерской импровизации. Традиционные герои комедии масок встречаются и в его пьесах, хотя от них остаются только имена. Труфальдино, Бригелла, Панталоне и другие персонажи превращаются в пьесах Гольдони в реалистические образы, получающие четкую социальную характеристику. Гольдони является типичным представителем итальянского Просвещения. Он высмеивает мотовство, распущенность, бездельничанье аристократии и вообще дворянства. Иначе он относится к буржуазии. В своих комедиях Гольдони указывает на деловитость, предприимчивость и семейные добродетели буржуа. Однако драматург не прочь посмеяться над теми из них, кто гоняется за благосклонностью аристократов или проявляет излишнее пристрастие к патриархальным обычаям и быту. Свои симпатии Гольдони отдает представителям народа, образы которых он всегда рисует с теплотой и любовью, наделяя их честностью, умом и энергией. Героями его комедий были ремесленники, крестьяне, гондольеры, рыбаки. Комедии Гольдони скоро завоевывают все сиены Италии. Однако в самой Венеции против Гольдони выступает группа аристократов—критиков и писателей, известная под названием академии Гранелески. Наиболее талантливый противник Гольдони Карло Гоцци (1720—1806) обвинял его в забвении народных традиций итальянской сцены, в обеднении сюжетов. Бытовым комедиям Гольдони Гоцци противопоставил свои пьесы-сказки, в которых он пытался возродить комедию масок. Гоцци имел шумный успех, отчасти объясняющийся тем, что в своих пьесах он прославлял любовь, верность, чувство человеческого достоинства. Однако задача оживить комедию масок не могла быть осуществлена. И хотя успех произведений Гоцци заставил Гольдони покинуть Италию, эта победа была недолговечна. Комедиа Гольдони скоро вновь возвращаются на сцены театров Италии, а затем переводятся и на все европейские языки. Создателем итальянской трагедии и крупнейшим поэтом последней четверти XVIII века был Витторио Альфьери (1749—1803). Его трагедии, созданные накануне Французской революции, построены в духе классицистической трагедии и проникнуты пафзсом борьбы. В драматургии Альфьери отразились все специфические черты и противоречия жизни Италии конца XVIII в. В это время буржуазия настолько окрепла, что ждала от искусства призыва к подвигу, прославления гражданской доблести, героики борьбы. Творчество Альфьери отвечало этим требованиям. Проникнутое глубокой ненавистью к тирании и деспотизму, оно призывало к отказу от личных интересов во имя свободы. Эти идеи проходят через все произведения Альфьери. Особенно ярко выражены они в таких его трагедиях, как «Брут Старший», «Брут Младший» и «Виргиния». Но наряду с этим в творчестве Альфьери отразилась также слабость и ограниченность итальянской буржуазии. Призывая к борьбе за свободу, Альфьери мечтает о свободе лишь для избранных. Выступая против тирании, он склоняется к тому, что лучшая форма правления — это английская конституционная монархия. И если он свою трагедию «Брут Старший» посвящает Вашингтону и американской революции, то трагедию «Агис» он посвятил памяти казненного английского короля Карла I. Несмотря на всю свою противоречивость, творчество Альфьери сыграло большую положительную роль,особенно впоследствии, в годы борьбы за объединение Италии. В оперном искусстве уже с начала XVIII в. делаются попытки найти новые пути, поставив в центре спектакля драматический сюжет, определенную, ярко выраженную идею. Инициатива здесь принадлежала оперным драматургам, но все их попытки не приводили к значительным результатам, пока для оперы не начал писать талантливый поэт Пьетро Метастазио (1698—1782), сделавший основой оперы ее драматургию. Уже в первом его произведении «Покинутая Дидона» главное место занимают чувства героев. Опера освобождается от всякого сверхъестественного элемента. В произведениях 30—40-х годов Метастазио добивается четкости и простоты в построении сюжета, тонкости в показе переживаний героев. Его героические оперы из римской истории «Катон в Утике», «Фемистокл», «Титове милосердие» и «Аттилий Регул» по тираноборческим идеям и воспеванию гражданских добродетелей во многом предвосхищают трагедии Альфьери. Но обстановка Италии в первой половине XVIII в. была еще такова, что, несмотря на огромную популярность Метастазио, его сентиментально-чувствительные оперы все же ценились современниками выше, чем героические. Успехи, достигнутые Метастазио, после его смерти во многом оказываются утерянными. Во второй половине XVIII в. прогрессивные тенденции оживают в новом жанре. Ее характеризует непритязательный бытовой сюжет, быстро развивающееся действие, связь с народной музыкой. Расцвет оперы-буффа связан с именами Д. Б. Перголези (1710—1736), который в своих операх «Служанка-госпожа» и «Влюбленный брат» создал первые классические образцы этого жанра, и Н. Пиччини (1728—1800), творчество которого отличалось чувствительностью и сентиментальной морализацией. В конце XVIII в. опера-буффа достигла особенного успеха в творчестве Д. Паизиелло (1740—1816) и Д. Чимарозы (1749—1801). Подъем изобразительных искусств во второй половине XVIII в. сказался, главным образом, в области живописи. Традиции Возрождения оживают в знаменитых фресках Д. Б. Тьеполо (1696—1770), полных жизнерадостности, света и воздуха. Любовью к родной стране и родному городу дышат правдивые и живописные пейзажи А. Каналетто (1697—1768), в которых художник воссоздает уличную жизнь Венеции с ее каналами и гондолами, карнавалами и празднествами. Оригинально и самобытно творчество другого пейзажиста Венеции — Франческо Гварди (1712—1793), с особенной любовью рисующего закоулки и дворики города.

В архитектуре и скульптуре Италии во второй половине XVIII в. замечается упрощение изобразительных форм, возвращение к античным канонам, постепенное формирование классицизма. Выдающимся представителем этого направления был Антонио Канова (1757—1822).

Тщательно изучая античное искусство, он пытается вернуть скульптуре ее простоту, строгость и гармоничность. Но творчество Кановы отмечено холодностью, изысканностью, красивостью. Классицизм в Италии по существу остается аристократическим течением.

Категория: статьиДобавил: Сотрудница (28 Ноя 2011)
Просмотров: 348
Всего комментариев:
  • Великие географические открытия, колонизация Нового Света, теория гелиоцентрической космогонии, буржуазные революции (нидерландская начала XVIIвека, английская 1648 года, Великая французская 1789 года) как факторы изменения мировоззрения людей, понимания роли и места человеческой личности в окружающем мире. «Человек всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он – тростник мыслящий» (Паскаль).

  • «Барокко»– загадочный термин, обозначающий общую тенденцию стремления к динамизму, переход от преимущественно пластического восприятия к преимущественно живописному, усиление регламентации искусства со стороны государства, развитие искусства парадного, придворного, «бюргерского». Соединение мистики и рациональности, фантастичности и приземленности, иррациональности и деловитости. Искусство барокко – это живописная иллюзорность, тяготение к ансамблевости, к метафоре, к организации пространства, синтез архитектуры и скульптуры, нарушение принципов прямой линейной перспективы.

  • Искусство Италии и «вечного города» Рима эпохи предвестия и раннего барокко (конец XVI– началоXVIIвв.). Смесь древности и современности, величия и унижения, роскоши и убожества. «Жанрист»Микеланджело Меризи да Караваджо, более известный как простоКараваджо, давший название мощному реалистическому течению в искусстве («Гадалка», «Вакх», «Обращение Савла», «Успение Богородицы», «Ужин в Эммаусе», «Юноша с лютней»), создатель «героического пейзажа» тщательныйАннибале Карраччи(«Господи, камо грядеши?», люнет «Бегство в Египет», «Мертвый Христос», «Воскресение Христа»).

  • Искусство Италии XVIIIвека: поэзия руин или итальянский вариант рококо? Ансамблевость и неразрывная связь скульптуры с архитектурой. Чародей римского бароккоБорромини(римская церковь Сан Иво, 1642-1660), универсальный скульптор и архитекторБернини(Королевская лестница в Ватикане, грандиозная колоннада и оформление гигантской площади собора св.Петра, 1656-1667; «Экстаз св.Терезы»): от «импозантного декорума» и «большого стиля» к неподдельной одухотворенности.

  • Итальянская живопись XVIIIвека: сплав академичности, идеализации, патетики, материальности формы, энергии и драматизма, новшества в понимании светотеневой моделировки. Фантаст и романтикМаньяско(«Христос на галилейском озере», «Привал бандитов»), глубокийКреспи(«Автопортрет», «Вступление в брак», «Деревенская девушка», «На кухне»), архитектор мечтыПиранези, создавший уникальный жанр воображаемой архитектуры («Вид на Римский Форум», сюита «Мнение об Архитектуре», Порт Рипетта»), блистательный и даже отчасти рокайльныйТьеполо («Путь на Голгофу», «Пир Клеопатры», «Девушка с попугаем», «Аллегория с Венерой и Временем»), мастер «ведуты»Каналетто(«Регата на Большом канале», «Каприччо с колоннадой», «Двор каменотеса», «Римский Колизей», «Таможня»), пейзажист настроенияГварди(«Венецианский дворик», «Концерт», «Площадь Сан-Марко»). «…Стоит Венеция, отразив в адриатические волны свои потухнувшие дворцы…» (Гоголь)

  • Фламандское искусство XVIIвека – «это, прежде всегоРубенси еще раз Рубенс» («Снятие с креста», «Похищение дочерей Левкиппа», «Елена Фоурмен со своими детьми», «Прибытие Марии Медичи в Марсель», «Афродита и Арес»). «Король художников», баловень судьбы, символ эпохи или пленник золотой клетки? Призрак пустоты в мотивах схваток, обнаженных телах и динамических композициях.

  • Школа Питера Пауля Рубенса: «изящный баловень судьбы» Ван Дейк(«Портрет семьи Ломеллини», «Портрет трех старших детей КарлаI», «Автопортрет») и другие «скромные спутники колесницы Рубенса». Художники стиля «манеккен-пис»: изысканно-грубоватый «реалист»Йорданс(«Сатир в гостях у крестьянина», «Семейный портрет», «Бобовый король»), корифей натюрморта, гениальный «метрдотель»Снейдерс(«Рыбная лавка», «Фруктовая лавка», «Охота на кабана»), основоположник «кабацкого жанра» беспокойныйБраувер(«Сцена в таверне», «Операция», «Курильщики»).

  • Эволюция или деградации «среднего человека» в зеркале голландского искусства XVIIвека? Своя правда «малых голландцев», или Живопись как товар.Kabinettmalen: рассказчик в картинкаСтен(«Визит врача», «Родины», «Кавардак»), интерьерныйПитер де Хох(«Дворик дома в Делфте», «Хозяйка и служанка»), «фактурный» и виртуозныйТерборх(«Визит», «Бокал лимонада», «Концерт»). Жанровая живопись и пейзаж: тончайший и лиричный живописец вечности, «великий малый голландец»Вермер Делфтский(«Офицер и смеющаяся девушка», «Служанка с кувшином молока», «Вид Делфта», «Любовное письмо», «Искусство живописи», «Девушка с жемчужиной – Северная Джоконда»), романтически настроенныйРейсдал(«Морской берег», «Мельница у Вейка», «Водопад»). Портрет: чувственный и темпераментный «пессимист»Халс(«Улыбающийся кавалер», «Цыганка», «Малле Баббе», «Регенты приюта для престарелых»). Натюрморт или «stil–liven»:Клас(«Натюрморт со свечой»),Хеда(«Завтрак с ежевичным пирогом»),Калф(«Натюрморт»).

  • Чудо «бюргерской» Голландии – Рембрандт Харменс Ван Рейн(«Возвращение блудного сына», «Ночной дозор», «Даная», «Урок анатомии доктора Тюльпа»). Художник, которого «выбрала» живопись. Рембрандт и современники: сюжет для басни «Осел и Соловей»? Торжество над пессимизмом Экклезиаста, или Над чем смеялся Рембрандт в своем последнем «Автопортрете» (1665-1668).

  • Блистательная «мировая» карьера Испании и начало ее «банкротства» в XVIIвеке. Мертвое государство, но живое искусство? Грек при дворе ФилиппаII, или Великий испанский художник Доменико Теотокопули, более известный какЭль Греко(«Снятия одежд с Христа», «Погребение графа Оргаса», «Вид Толедо», «Христос изгоняет торговцев из храма», «Мальчик, раздувающий лучину»). Поздний маньеризм, барокко, позднее эхо Византии или раннее предвестие экспрессионизма?

  • Традиционная набожность времен Реконкисты и «тенебросо» испанских «караваджистов» – истового Сурбарана(«Поклонение пастухов», «Отрочество Богоматери», «Апофеоз Фомы Аквинского», «Молитва святого Бонавентуры») и гордогоРиберы(«Троица», «Хромоножка», «Святая Инесса», «Отшельник Павел»). История о стеклянных слезах испанской скульптуры, наивном ФилиппеIV, проницательном ИннокентииX(«Troppovero!») и последнем «живописце истины»XVIIвекаДиего Веласкесе(«Сдача Бреды», «Венера с зеркалом», «Папа ИннокентийX», «Менины», «Христос в доме Марфы и Марии»).

  • Искусство Франции XVIIиXVIIIвеков, «против которого работало время»: от репрезентативного «большого стиля» (барокко на французский лад) к «стилю регентства» (раннее рококо), послереволюционному классицизму и наполеоновскому «ампиру». Эволюция станковой живописи Франции: офортист и гравер, мастер гротескаКалло(«Дуэлянт», «Дерево повешенных», «Осада Ла Рошеля»), искренний мастер светотениЛа Тур(«Рылейщик», «Скорбящая Мария Магдалина», «Новорожденный», «Платеж»), строгий мечтатель и классицист Пуссен («Смерть Германика», «Танец под музыку времени», «Автопортрет»), «рокайльный»Ватто(«Жиль», «Гамма любви», «Мецетен», «Паломничество на остров Киферу»), услаждающий взор «кондитер»Буше(«Осенняя пастораль», «Портрет мадам де Помпадур», «Купание Дианы»), «мирный» поэт обыденногоШарден(«Скат», «Прачка», «Молитва перед обедом»), артистичный живописец света и воздухаФрагонар(«Качели», «Поцелуй украдкой»), знаменосец искусства РеволюцииЛуи Давид(«Смерть Марата», «Клятва Горациев»). Версаль как образец «стиля ЛюдовикаXIV» и классического ландшафта.

  • Искусство Англии XVIIиXVIIIвеков. Литературность и даже «драматургичность» английской живописи в творчестве «развлекающего и язвительного»Уильяма Хогарта(«Девушка с креветками», циклы эстампов «Карьера проститутки», «Карьера мота», «Модный брак»). Портрет как основной жанр английского искусстваXVIIIвека: антиподыРейнолдс(«Гаррик между музами Трагедии и Комедии», «Портрет Нелли О’Брайен», «Девочка с земляникой») иГейнсборо («Портрет дочерей художника», «Утренняя прогулка», «Портрет мистера Эндрюса с женой»).

  • Классицизм как художественный стиль в европейском искусстве XVII–началаXVIIIвв., одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства, как к идеальному эстетическому и этическому эталону, и который развивался в острополемическом взаимодействии с барокко. В целостную стилевую систему сложился во французской художественной культуреXVIIв.

Источники:

Вам также может понравиться