Качественные характеристики видов искусств и их взаимодействиеАрхитектура – это вид искусства, целью которого является создание сооружений и зданий, необходимых для жизни и деятельности людей. Она выполняет в жизни людей не только эстетическую функцию, но и практическую. Архитектура как вид искусства статична, пространственна.
Художественный образ здесь создается неизобразительным способом. Он отображает определенные идеи, настроения и желания при помощи соотношения масштабов, масс, форм, цвета, связи с окружающим пейзажем, то есть при помощи специфически выразительных средств. Как сфера деятельности архитектура зародилась в глубокой древности.
Как область искусства архитектура оформляется в культурах Двуречья и Египта, она достигает расцвета и получает авторство в Древней Греции и Риме. В трактате архитектора Витрувия «Десять книг об архитектуре» рождается теоретическое знание об этой сфере человеческого творчества. Доминирующим видом искусство становится в эпоху Средневековья.
В эпоху Ренессанса Л. Б. Альберти пишет свой знаменитый трактат «О зодчестве», в котором определяет развитие архитектуры Возрождения.
С конца XVI по XIX вв. в европейской архитектуре, сменяя друг друга, главенствуют такие архитектурные стили, как: барокко, рококо, ампир, классицизм и др. Именно с этого времени теория архитектуры становится ведущей дисциплиной в Академиях художеств Европы.
В новом качестве выступает архитектура в ХХ веке. Появляются направления и течения, связанные с появлением новых типов зданий: административных, промышленных, спортивных и т. д.
Появляются и новые виды: «архитектура малых форм», «архитектура монументальных форм», «садово-парковая культура или зеленая архитектура».
Изобразительными искусствами называется группа видов художественного творчества (живопись, графика, скульптура, художественная фотография), воспроизводящих конкретные явления жизни в их видимом предметном облике. Произведения изобразительного искусства способны передать динамику жизни, воссоздать духовный облик человека. Основными видами его являются живопись, графика, скульптура.
Живопись – это произведения, которые создаются на плоскости с помощью красок и цветных материалов. Основными изобразительными средствами является система цветовых сочетаний. Живопись разделяют на монументальную и станковую. Основными жанрами являются: пейзаж, натюрморт, сюжетно-тематические картины, портрет, миниатюра и т.д.
Графика. Она основана на однотонном рисунке и использует в качестве основного изобразительного средства контурную линию, точку, штрих, пятно.
В зависимости от назначения она делится на станковую и прикладную печатную: гравюра, литография, офорт, карикатура и т.д.
Скульптура. Воспроизводит действительность в объемно- пространственных формах. Основными материалами являются: камень, бронза, мрамор, дерево. По своему содержанию делится на монументальную, станковую, скульптуру малых форм. По форме изображения различают объемную трехмерную скульптуру, рельефно-выпуклые изображения на плоскости. Рельеф в свою очередь подразделяется на барельеф, горельеф, контррельеф. В основном все жанры скульптуры сложились в период античности.
Фотография. Сегодня фотографический снимок – это не просто копия внешнего облика явления на пленке. Художник-фотограф путем выбора объекта фотографирования, освещения, специального наклона аппарата может воссоздать художественный подлинный облик. В конце ХХ века фотография по праву заняла свое особое место в ряду изобразительных видов искусства.
Декоративно-прикладное искусство. Это один из древнейших видов творческой деятельности человека по созданию предметов быта. В этом виде искусства используются самые разные материалы: глина, дерево, камень, металл, стекло, ткани, натуральные и синтетические волокна и т.д. В зависимости от избранного критерия его разделяют на специализированные сферы: керамика, текстиль, мебель, посуда, роспись и т.д., вершиной этого вида искусства является ювелирное дело. Особый вклад в развитие этого искусства вносят народные промыслы.
Литература. Литература – письменная форма искусства слова. Она при помощи слова создает реальное живое бытие. Литературные произведения делятся на три рода: эпос, лирика, драма. К эпической литературе относят жанры романа: повесть, рассказ, очерк. К лирическим произведениям относят стихотворные жанры: элегия, сонет, ода, мадригал, стихотворение. Драма предназначена для сценического воплощения. К драматическим жанрам относятся: драма, трагедия, комедия, фарс, трагикомедия и др. В этих произведениях раскрытие сюжета идет через диалоги и монологи. Основным выразительным и изобразительным средством литературы является слово. В литературе именно слово порождает образ, для этого используются тропы.
Слово раскрывает сюжет, показывает литературные образы в действии, а также непосредственно формулирует авторскую позицию.
Музыка. Музыка – вид искусства, который, выражая различные эмоциональные состояния, влияет на человека при помощи особенным образом устроенных звуковых комплексов. Интонационная природа является главным выразительным средством музыки. Другими компонентами музыкальной выразительности являются: мелодия, лад, гармония, ритм, метр, темп, динамические оттенки, инструментовка. Музыка содержит в себе и жанровую структуру. Основные жанры: камерный, оперный, симфонический, инструментальный, вокально-инструментальный и др. Д. Кабалевский называл также музыкальными жанрами песню, танец и марш. Однако музыкальная практика имеет много жанровых разновидностей: хорал, месса, оратория, кантата, сюита, фуга, соната, симфония, опера и т.д.
Современная музыка активно включена в систему синтетических видов искусства: театр и кино.
Театр. Основополагающим элементом театрального зрелища является сценическое действие. В. Гюго писал: «Театр – страна истинного: на сцене – человеческие сердца, за кулисами – людские сердца, в зале – человеческие сердца». По мнению А.И. Герцена, театр – это «высшая инстанция для разрешения жизненных вопросов». Такое социальное значение театр имел со времен появления в Древней Греции, граждане в театральных спектаклях разрешали проблемы общественного звучания. Театр – это вид искусства, помогающий раскрыть противоречия времени, внутреннего времени мира человека, утверждающим идеи с помощью драматического действия – спектакля. В процессе театрального действия события разворачиваются во времени и пространстве, однако театральное время условно и не равняется астрономическому. Спектакль в своем развитии подразделяется на акты, действия, а те, в свою очередь, – на мизансцены, картины и т.д. Театр объединяет самые различные жанры сценического искусства – будь то драма или балет, опера или пантомима. Долгое время главной фигурой в театре был актер, а режиссеру была уготована второстепенная роль. Но шло время, театр развивался, и требования к нему росли. Необходим был специальный человек в театре, ответственный за все. Этим человеком стал режиссер. Первый зрелый режиссерский театр появился в России. Его основателями стали К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко, потом В. Мейерхольд и Е. Вахтангов. В ХХ в. театральная практика пополнилась множеством экспериментальных форм: театр абсурда, театр камерный, театр политический, театр улицы и т.д.
Кинематограф. Кино считают наиболее действенным видом искусства, ибо та реальность, которую создает кино, по своему виду не отличается от реального бытия. Кино сходно во многом с театром: синтетическое, зрелищное и коллективное. Но, найдя монтаж, кинохудожники получили возможность создавать свое киновремя, кинопространство, в театре эти возможности ограничены сценой и реальным временем. Различают жанры кино: художественный, документальный, научно-популярный, анималистический.
Телевидение – самое молодое из искусств. Его социальная ценность аудио и видеоинформативность. Телеэкран дает изображение на просвет, поэтому имеет несколько иную фактуру и иные законы композиции, чем кино. Свет наиболее сильное средство выражения в телевидении. Телевидение со своей фактографичностью, близостью к натуре обладает большими возможностями отбора и интерпретации действительности. Вместе с тем оно содержит в себе угрозу стандартизации мышления людей. Важная эстетическая особенность телевидения – передача синхронности событий, непосредственный репортаж с места событий, включение зрителя в современный поток истории. Телевидение таит в себе, с одной стороны, богатые социальные возможности, а с другой, угрозы и благие перспективы. Оно может оказаться и троянским конем, и великим учителем человечества.
В данном курсовом проекте была исследована не только темв театра, но и взаимосвязь между миром изобразительного искусства и миром искусства театра. В пример такого соединения искусств были взяты художники импрессионисты Пьер Огюст Ренуар и Эдгар Дега.
Импрессионисты, в том числе, естественно, и Ренуар, открывали новые сюжеты или знакомым сюжетами давали неповторимые решения. Например, театр и цирк. Здесь Ренуар показал себя замечательным исполнителем, совершенно необычно писал в театре и в цирке, выглядели необычно эффектно и составили Ренуару славу. Особенно известны его “ Ложа”(1874), “ Первый выезд”(1876), три портрета актрисы театра КомедиФрансез Жанны Самари, “Юные циркачи в цирке Фернандо”(1879).
“Ложа ” – одна из известнейших его работ. По существу, это двойной портрет в интерьере театральной ложи,которая еле обозначена на картине: на первом плане – красивая женщина, опустившая на плюшевый бортик ложи руку в белой перчатке, с театральным биноклем. Рядом сидит мужчина в черном фраке и белой рубашке, а за их спинами сверкает золото отделки и тканей, драпирующих края и стены театральной ложи.
Две фигуры званимают все пространство портретной композиции. Хотя сидят они тестно соприкасаясь друг с другом, их внимание сосредоточено в разных направлениях. Мужчина, небрежно и вольно расположившись за спиной женщины, разглядывает в бинокль происходящее на сцене.
Основное пространство портрета занимает фигура женщины. Она расположена прямо перед зрителями, и это даст возможность видеть во всех подробностях ее платье, сшитое из ткани в широкую вертикальную полоску, что так любил изображать Ренуар, нитки жемчуга, обвивающие несколькими рядами белоснежную шею, открытую грудь с глубоким декольте и искусственными цветами в углу выреза белой кофты. Так она выглядит не только перед нами, но и перед теми, кто заполнил зал театра и кого мы, естественно, не видим, а только представляем.
Но без этой воображаемой публики трудно представить и всю композицию. Выражение лица женщины на портрете, в отличие от блеска ее наряда, довольно сдержанное, даже строгое и, может быть, чуть грустное. Рот с плотно сжатыми ярко накрашенными губами, мягкий овал щек, изящная, рассыпавшаяся по чистому лбу челка вьющихся каштановых волос – это натурщица Нини, одна из знакомых Эдмона, который, будучи менее застенчивым и скромным, чем его брат, приводил к Ренуару натурщиц для работы над его холстами.
Картина “Ложа” написана в струящемся потоке жемчужных, желтых и почти черных красок, которые устремляясь от верхней рамы картины вниз, создают красивый образ женщины, случайной незнакомки, замеченной нами при беглом взгляде на ложи театра. Эдмон Ренуар, изображенный рядом, помогая брату как журналист и организатор, удачно написал о творческой манере Ренуара этих лет: “Что он делает, когда берется за портрет? Просит модель держаться, как обычно, быть в своем повседневном платье, чтобы ничто в картине не напоминало о натянутости и предварительной подготовке.
Поэтому его творчеству, помимо чисто художественной ценности, присуще все обаяние правдивой картины современной жизни. Он пишет то, что мы видим каждый день; он запечатлел нашу жизнь на полотнах, которые, безусловно, останутся самыми живыми и гармоничными документами эпохи”.
Сочетание “живописный театр Ренуара неслучайно. Оно подразумевает и выбрынные им театральные сюжеты и его художественное мировоззрение, которое основано на радостном восприятии людей в сказочном театре жизни, таинственном и прекрасном. Но театр не всегда феерия и волшебство, порой это рутина репетиций, усталость.
Розовые , желтые, голубые, зеленные…. в такой цветовой гамме видел балерин знаменитый французский художник Эдгар Дега. Однако он крайне редко изображал балерин, танцующих на сцене, его мир был за кулисами, в танцклассах и на балетных репетициях.
Дега можно назвать летописцем танца, летописцем того, каким трудом создается тг , что потом так восхищает нас на сцене театра… Это для нас балет – сказка. Мы его ждем,готовимся, наряжаемся в свое лучшее платье и наблюдаем два часа представление, попадая в волшебный мир танца. А что стоит за этими двумя часами волшебства?
Это и волнует Дега. Он показывает балерину, как рабочую лошадку. И он сравнивает балерину с лошадью.
Во всех его картинах наблюдается эффект подглядывания в замочную скважину. То же мы видим и в его голубых танцовщицах – пол прописан в одной перспективе, сами танцовщицы – в другой, а стена – в третьей. Это делается для того, чтобы освободить перспективу, пространство танца.
Во всех его танцовщицах звучит тема творчества, как очень тяжелого труда – он никогда не писал танцовщиц во время представления -либо до него, либо после.
Девизом творчества художника было – “Рисовать, не наблюдая, и наблюдать не рисуя”. создание серий разноцветных танцовщиц- это то, что он видит в театре. Дега в театре интересно все.
Он рисует танцовщиц с разных ракурсов- то близко, то далеко. В «Голубых танцовщицах»он вовсе отрезал головы у одной из девушек. И интересно посмотреть, сколько девушек изображено в этих «Голубых танцовщицах»?
Да, если посчитать ,то -четыре. Но на самом деле всего одна. Это одна и та же девушка в разных ракурсах.
Для того, чтобы дать эффект танца, который развивается по кругу- все 4 танцовщицы вписаны в круг, причем их лица художнику неинтересны. Это, как уже было указано, может быть одна и та же балерина. Здесь она подтягивает свой балетный башмак, там поправляет платье, оглядывает наряд перед выходом на сцену.
Дега первый открыл тему ,которая потом будет у Пикассо- тема творчества, как тяжелейшего труда. Эдгар Дега рисовал танцовщиц и балерин почти всю свою жизнь, поэтому до сих пор на аукционах живописи продолжают появляться его неизвестные работы, которые пользуются неизменным спросом.
Людмила Забегаева Взаимодействие театра, музыки и изобразительного искусства в воспитании дошкольниковВзаимодействие театра, музыки и изобразительного искусстваДетское творчество научает ребенкаовладевать системой своих переживаний,побеждать и преодолевать их и учитпсихику восхождению.
Л. С. ВыготскийСовременная теория художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста рассматривается как целостная структурированная система знаний, которая в своем историческом развитии аккумулировала разные виды искусства, общую культуру человечества. Искусство, как главное средство художественно-эстетического воспитания детей связано с образным познанием жизни. В процессе освоения материальной и духовной культуры происходит не простое накопление фактов, а развитие разнообразных, в том числе художественных способностей личности. Приобретение опыта связано с активной деятельностью, что обеспечивает разностороннее развитие ребенка.
В настоящее время для развития теории и практики художественного образования дошкольника характерны две тенденции:
1) Интеграция наук позволит рассматривать теорию художественно-эстетического воспитания ребенка с различных сторон.
2) Дифференциация исследований направлена на углубленное изучение определенного направления деятельности.
Одним из видов художественно – эстетического воспитания детей дошкольного возраста является театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно. Поэтому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, ребенок играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало и получая огромное эмоциональное наслаждение. Все, что окружает детей, во многом определяет их настроение, формирует то или иное отношение к предметам, действиям и даже к самим себе. Ребенок знакомится с окружающим миром с помощью зрения, слуха и движений. Значит, все, что окружает ребенка должно развивать эти органы чувств и обеспечивать необходимый психологический комфорт.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погрузиться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие поступки, становятся более раскрепощенными и общительными. Занятия театрализованной деятельностью требуют от ребенка решительности, трудолюбия, систематичности в работе.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Участвуя в ней, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Занятия театрализованной деятельностью с детьми развивают не только психические функции личности ребенка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогает адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным. Взрослый призван помогать ребенку, отыгрывать черты прекрасного в окружающем мире, приобщать его к достойным видам художественно-эстетической деятельности.
Содержание театрализованных занятий включает в себя:
– Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; – Игры – драматизации;
– Разыгрывание сказок и инсценировок; – Упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальный и невербальный);
– Упражнения по социально-эмоциональному развитию детей; – Вокально-хоровая работа;
– Танцевальное творчество; – Художественно-эстетическое творчество.
В основе театрализованной деятельности лежит художественное творчество.
Интеграция выразительных средств музыки и изобразительного искусства организующая впечатления детей в систему художественных образов, будет способствовать формированию у них целостного взгляда на мир, вести к пониманию знаков мироздания в процессе творческой деятельности.
Являясь руководителем театрального кружка «Забавушка», использую так называемый способ горизонтальной интеграции: сначала знакомлю с русской народной сказкой, затем провожу беседу по данному произведению народного творчества. На следующем этапе театрализованной деятельности знакомлю со сценарным вариантом этой сказки, идет работа над ролями, образами героев, продумываются костюмы, атрибуты, декорации к спектаклю, где дети принимают самое активное участие, затем проходит представление. Далее, завершающим этапом является работа, которая направлена на отражение полученных детьми впечатлений об этой сказке в рисунках или других творческих работах. Таким образом происходит создание одного и того же образа средствами различных видов искусств. При этом отчетливо выявляются интересы и способности детей. В течение учебного года ставим 3-4 музыкальных сказки, занятия проводим 2 раза в неделю, стараемся в спектакле задействовать как можно больше детей, потому, что все дети хотят участвовать в спектакле. Родителям очень нравятся такие представления, они охотно помогают нам в приобретении или изготовлении костюмов, масок, декораций. Тематика и содержание театрализованных постановок, как правило, имеют нравственную направленность, что оказывает положительное воспитательное воздействие. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом, перевоплощается в него, живет его жизнью. Поскольку в сказке положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. Большое влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать ее в качестве сильного педагогического средства, так как воспитание в этом случае проходит ненавязчиво, а сам ребенок, «играя в сказку», испытывает удовольствие и радость.
Итак средствами театрализованной деятельности мы развиваем у детей творческие способности. Если педагог стремиться развивать ребенка как творческую личность, он должен вводить его в «большое искусство», становясь посредником между ним и нежной, хрупкой, эмоционально отзывчивой на все новое, удивительное, яркое душой ребенка. Красота в природе, красота в жизни, красота в искусстве неотделимы. «Красоту творим мы». В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои способности, это доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представление о мире.
Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития художественных творческих способностей. Этот возраст характеризуется чрезвычайной любознательностью, желанием познавать окружающий мир. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление, более старших детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. Эти качества необходимо всесторонне развивать. Прекрасные перспективы для развития художественных способностей и личностных качеств ребенка – дошкольника дают театр, музыка, изобразительное искусство – содружество и синтез искусств.
Показаны записи из .
Арт-оценщик – профессия для юношей и девушек, которые хотят связать свою жизнь с волшебным миром современного искусства. Начать обучение можно после 11 класса, для работы требуются активность, общительность, нацеленность на результат и безупречный вкус.
Художник-технолог – интересная профессия, связанная с работой в сфере искусства. Ее можно освоить после 9 и 11 класса в ссузе или вузе соответственно. Профессия требует креативности, исполнительности, творческих задатков. Современное искусство science-art – выбор нестандартных личностей, творцов, умеющих объединить в одном арт-объекте на первый взгляд несовместимые вещи.
Он обязан хранить секреты заказчиков, должен быть коммуникабельным, внимательным, объективным, самокритичным и выносливым. Талантливых переводчиков фильмов мало, поэтому работа есть всегда. Для этой профессии необходимо хорошо владеть родным и иностранным языком.
Специалист по озвучиванию и звуковым спецэффектам в киноПрофессия и творческая, и техническая, для работы в этой сфере важен природный талант, но необходимо хорошо разбираться в современных программах для обработки звука, специализированном оборудовании, вспомогательных инструментах.
Творческая профессия требует активности, эмоциональности и инициативности. Специалист должен координировать работу своих подчиненных, приглашать гостей, ведь на ТВ передачах люди, работающие в массовке, постоянно должны меняться.
Отборщик фильмов для фестивалейОтборщик фильмов для фестивалей — человек, занимающийся оценкой качества киноленты, исходя из особенностей определенного кинофестиваля. Такая профессия не является базовой специальностью, которую изучают в учебных заведениях.
Балерина должна быть очень выносливой и трудолюбивой, ведь путь к большой сцене лежит через многочасовые тренировки. Композитор кино должен тщательно изучить сценарий, понять характеры основных и второстепенных персонажей, а потом дополнить каждый из них музыкой в определенном жанре.
Киновед много работает, занимается написанием рецензий, кинообзоров, аналитических статей, в которых он рассматривает тенденции развития современного кинематографа. Специалисты, занимающиеся созданием рецензий для фильмов, — это гуманитарии, закончившие профильные вузы. Они должны иметь глубокие познания об истории, теории, социологии кино.
Именно художник-иллюстратор создает образы и делает, описанные в книге или журнале, события настоящими. Он помогает воображению читателя сделать сюжет реальным, поэтому талантливые художники никогда не останутся без работы. Риггер должен иметь хорошее представление об анатомии тела человека и животного, принципе работы той или иной техники и трансформациях, для наиболее качественного создания анимации готового персонажа.
Художник по текстурам придает реалистичность текстурам любого созданного виртуального объекта. Для работы текстурным художником необходимо пройти курсы компьютерной графики. Шейдинг-артист должен обладать навыками классического рисования и художественного восприятия. Профессия востребованная и быстроразвивающаяся в условиях современного технического прогресса.
Концепт-художник востребован в области киноиндустрии, анимации, компьютерных игр, разных сфер индустрии развлечений в виртуальной реальности. Профессия отличается высоким доходом и требует прохождения специальных курсов.
Специалист по композитингуСпециалист по композитингу необходим на финальной стадии обработки фильма, ролика или компьютерной игры. Его работа находит широкое применение, в первую очередь, в телевизионном производстве и направлена на создание определенных визуальных эффектов.
None Специалист по игровому артуИгровой арт – это вид изобразительного искусства, который со временем займет достойное место в истории культуры. В этой области художник имеет возможность развить свои творческие порывы и самореализоваться.
Источники: