На рубеже XVIII и XVII веков до н. э. в стране хеттов имелось несколько сильнейших племён, боровшихся между собой за гегемонию.
Центрами общественной жизни и управления у этих племён были хорошо укреплённые населённые пункты, которые уже можно назвать городами. Наиболее важными из этих городов были Неса, Куссар и Цалпа. Очевидно, диалект области города Неса и лёг в основу хеттского языка.
Эти города возглавлялись вождями, которые уже значительно выделились из массы рядовых общинников, поэтому некоторые учёные и считают их царями. В борьбе хеттских царьков за гегемонию успех сопутствовал Анитте — правителю Куссара. Он разрушил город Хаттуса, оплот протохеттских племён, подчинил Несу и сделал её своей столицей.
Ещё более удачливым завоевателем был один из преемников Анитты — Табарна (Тлабарна), имя которого стало нарицательным в качестве титула главы Хеттского государства. Хеттские тексты начинают историю страны именно с его правления.
Табарна (Тлабарна), опираясь на силы племенного союза, подчинил различные территории восточной части Малой Азии. Его сын Хаттусили продолжал завоевания и направил свои походы в Сирию, против города Халпа (Алеппо), но после его смерти, согласно позднейшему источнику, восходящему ко времени царя Телепину, «рабы царевичей восстали, они начали их дома разрушать (? ), своих господ предавать (?
) и проливать их кровь». Надо полагать, что речь здесь идёт о восстании порабощённого населения покорённых областей, воспользовавшегося раздорами в среде знати хеттского племенного союза. Следует отметить, что текст подчёркивает сплочённость племенного союза, имевшую место как при Табарне, так и при Хаттусили: «.
. . тогда его сыновья, его братья, его свойственники, его родственники и его воины (вокруг царя) были объединены».
Опасность, вызванная восстанием в завоёванных областях, привела к дальнейшему усилению складывающейся царской власти. На царский престол вступил один из сыновей Хаттусили, по имени Мурсили. Источник отмечает, что вокруг него были собраны его сыновья, братья, свойственники, родственники и его воины.
Восстание покорённых областей, повидимому, побудило хеттскую знать к большей сплочённости. При Мурсили столица была переведена в Хаттусу, древний центр протохеттских племён, разрушенный в своё время Аниттой. Переводом столицы в Хаттусу Мурсили, очевидно, хотел подчеркнуть, что теперь завершилось объединение племён, носителей несийского языка, и протохеттских племён — коренного населения страны.
В полном соответствии с интересами знати, жаждавшей грабежа и наживы, опираясь на силы ещё более сплочённого объединения, Мурсили решил предпринять далёкие походы в области, лежавшие за пределами Малой Азии, — в Северную Сирию и вниз по Евфрату — в Вавилонию.
В это время в Передней Азии еще существовало обширное, но внутренне непрочное объединение гиксосов, которые в середине XVIII века до н. э. подчинили себе северную часть Египта.
Но в конце XVII века до н. э. Южный Египет уже достиг значительных успехов в борьбе с гиксосами.
По-видимому, под влиянием именно этих успехов египетского оружия Хаттусили, а затем и его сын Мурсили получили возможность направить свои походы в область города Халпы, который, как предполагают, являлся опорным пунктом гиксосов на севере. С другой стороны, походы хеттских царей на Халпу, несомненно, должны были облегчить фараонам Египта XVII и XVIII династий окончательное изгнание гиксосов из долины Нила. О походе Мурсили на названный город хеттский источник повествует следующими краткими словами: «Он (т.
е. Мурсили) пошёл на Халпу и разрушил Халпу и привёл пленных из Халпы и их имущество в Хаттусу». Взятие Халпы следует датировать примерно 1600 г.
до н. э. Вскоре после этого в результате победы хеттского царя и побед египетского фараона Яхмеса I, основателя XVIII династии, непрочное военное объединение, созданное гиксосами, распалось.
После своей победы в Северной Сирии хетты предприняли поход против Вавилонского государства, которое в это время уже не могло оказать серьёзного сопротивления, будучи ослабленным внутренними смутами и непрерывными внешними войнами. Хеттский царь заручился союзом с хурритским государством Митанни, завладевшим — по-видимому, ещё в конце XVIII века до н. э.
— Северной Месопотамией. Опираясь на помощь своего союзника, Мурсили беспрепятственно достиг Вавилона и, разграбив знаменитый город, вернулся с богатой добычей в Хаттусу. Впоследствии, вероятно, в связи с вопросом о престолонаследии, Мурсили стал жертвой дворцового заговора, и после этого в течение ряда лет хеттское общество потрясают смуты и восстания.
Цитируется по изд.: Всемирная история. Том I. М., 1955, с. 368-369.
Страна и древнейшее населениеСтрана, явившаяся ядром Хеттской державы, находится в восточной части центрального плато Малой Азии. Она в основном расположена по среднему течению реки Галис (ныне Кызыл-Ирмак, в Турции). Впоследствии, примерно с VI—V веков до н. э., эта стране стала называться Каппадокией.
Эта страна представляет собой плато, окружённое горами, отделяющими его от Черного и Средиземного морей. Вследствие этого, несмотря на близость морей, климат здесь континентальный, атмосферных осадков выпадает немного. Для земледелия здесь по большей части необходимо искусственное орошение; но реки здесь несут мало воды и, в связи с узостью речных долин, для искусственного орошения использовать их трудно. Окрестные горы богаты камнем, лесом, а также рудами; местное население рано освоило плавку металлов.
Древнейшее известное нам население этой страны называло себя хатти. Изучение его языка привело исследователей к заключению, что это был не индоевропейский язык; наиболее часто высказывается предположение, что этот язык был родственен языкам современного Кавказа и Закавказья. Хатти были группой разрозненных, в основном скотоводческих племён, живших в конце III тысячелетия еще первобытно-общинным строем, хотя этот строй находился уже в стадии разложения. Ещё к началу II тысячелетия хатти серьёзно отставали по уровню своего общественно-экономического развития от рабовладельческих обществ, сложившихся в Двуречье и Египте.
Древнейшие сведения о хеттахСтрана Хатти была важным центром добычи металлов (особенно серебра), славилась продуктами животноводства (особенно шерстью). К тому же она находилась на путях от Чёрного моря к Средиземному и от Эгейского моря к Двуречью. Поэтому очень рано страна Хатти втягивается в торговлю и обмен, которые велись на обширной территории Передней Азии. Древнейшие известные нам факты истории этой страны связаны с её ролью в развитии обмена, хотя не он, конечно, определял хозяйственную жизнь её населения.
Вероятно, уже около середины III тысячелетия до н. э. в Малой Азии появляются аккадские купцы, которые, возможно, создавали здесь поселения, нечто вроде торговых колоний.
В конце III тысячелетия до н. э. аккадских купцов вытесняют ассирийские; самые ранние известные нам факты обращения местных жителей в рабство связаны с ростовщической деятельностью в стране ассирийских купцов.
В первой половине II тысячелетия до н. э. торговые колонии ассирийских купцов, — в частности, в связи с усилением Митанни, — начинают хиреть. Ассирия в этот период временно слабеет и уже не может по-прежнему поддерживать свои торговые колонии в Малой Азии, да и торговля Двуречья перемещается к югу, к городам на побережье Средиземного моря; кроме того, крепнущая местная племенная знать, возможно, была уже способна в ряде случаев обходиться без посредничества ассирийцев.
Не позже начала II тысячелетия до н. э. восточную часть Малой Азии наводняют племена, говорившие, как это было доказано чешским учёным Б. Грозным, на языке индоевропейской семьи и, следовательно, этнически неоднородные с местным населением. Откуда они пришли в Малую Азию — с Балкан или из Северного Причерноморья (через Кавказ), — это пока ещё не выяснено. На основании письменных документов можно установить, что их язык назывался несийским, но завоёванную ими страну они по-прежнему именовали страной Хатти, а окружающие народы продолжали их называть хеттами. В научной литературе население, говорящее на несийском языке, принято называть хеттами; древнейшее же население страны Хатти (т. е. в сущности настоящих хеттов) называют обычно протохеттами. Несийский язык при скрещении с протохеттским выходил победителем повсюду, где носители этого языка оседали. Но и сам несийский язык в очень значительной степени обогатил свой словарный запас за счёт протохеттского языка.
Вместе с хеттами — носителями несийского языка — в Малую Азию продвинулись и другие племена, говорившие на языках индоевропейской семьи, но несколько отличных от несийского языка. Среди этих племён наиболее значительными были лувийские племена, осевшие в области к югу и юго-западу от основной территории расселения хеттов.
Образование хеттского племенного союза. Завоевательные походы хеттовНа рубеже XVIII и XVII веков до н. э. в стране хеттов имелось несколько сильнейших племён, боровшихся между собой за гегемонию. Центрами общественной жизни и управления у этих племён были хорошо укреплённые населённые пункты, которые уже можно назвать городами. Наиболее важными из этих городов были Неса, Куссар и Цалпа. Очевидно, диалект области города Неса и лёг в основу хеттского языка. Эти города возглавлялись вождями, которые уже значительно выделились из массы рядовых общинников, поэтому некоторые учёные и считают их царями. В борьбе хеттских царьков за гегемонию успех сопутствовал Анитте — правителю Куссара. Он разрушил город Хаттуса, оплот протохеттских племён, подчинил Несу и сделал её своей столицей.
Ещё более удачливым завоевателем был один из преемников Анитты — Табарна (Тлабарна), имя которого стало нарицательным в качестве титула главы Хеттского государства. Хеттские тексты начинают историю страны именно с его правления.
Табарна (Тлабарна), опираясь на силы племенного союза, подчинил различные территории восточной части Малой Азии. Его сын Хаттусили продолжал завоевания и направил свои походы в Сирию, против города Халпа (Алеппо), но после его смерти, согласно позднейшему источнику, восходящему ко времени царя Телепину, «рабы царевичей восстали, они начали их дома разрушать (? ), своих господ предавать (?
) и проливать их кровь». Надо полагать, что речь здесь идёт о восстании порабощённого населения покорённых областей, воспользовавшегося раздорами в среде знати хеттского племенного союза. Следует отметить, что текст подчёркивает сплочённость племенного союза, имевшую место как при Табарне, так и при Хаттусили: «.
. . тогда его сыновья, его братья, его свойственники, его родственники и его воины (вокруг царя) были объединены».
Опасность, вызванная восстанием в завоёванных областях, привела к дальнейшему усилению складывающейся царской власти. На царский престол вступил один из сыновей Хаттусили, по имени Мурсили. Источник отмечает, что вокруг него были собраны его сыновья, братья, свойственники, родственники и его воины.
Восстание покорённых областей, повидимому, побудило хеттскую знать к большей сплочённости. При Мурсили столица была переведена в Хаттусу, древний центр протохеттских племён, разрушенный в своё время Аниттой. Переводом столицы в Хаттусу Мурсили, очевидно, хотел подчеркнуть, что теперь завершилось объединение племён, носителей несийского языка, и протохеттских племён — коренного населения страны.
В полном соответствии с интересами знати, жаждавшей грабежа и наживы, опираясь на силы ещё более сплочённого объединения, Мурсили решил предпринять далёкие походы в области, лежавшие за пределами Малой Азии, — в Северную Сирию и вниз по Евфрату — в Вавилонию.
В это время в Передней Азии еще существовало обширное, но внутренне непрочное объединение гиксосов, которые в середине XVIII века до н. э. подчинили себе северную часть Египта.
Но в конце XVII века до н. э. Южный Египет уже достиг значительных успехов в борьбе с гиксосами.
По-видимому, под влиянием именно этих успехов египетского оружия Хаттусили, а затем и его сын Мурсили получили возможность направить свои походы в область города Халпы, который, как предполагают, являлся опорным пунктом гиксосов на севере. С другой стороны, походы хеттских царей на Халпу, несомненно, должны были облегчить фараонам Египта XVII и XVIII династий окончательное изгнание гиксосов из долины Нила. О походе Мурсили на названный город хеттский источник повествует следующими краткими словами: «Он (т.
е. Мурсили) пошёл на Халпу и разрушил Халпу и привёл пленных из Халпы и их имущество в Хаттусу». Взятие Халпы следует датировать примерно 1600 годом до н.
э. Вскоре после этого в результате победы хеттского царя и побед египетского фараона Яхмеса I, основателя XVIII династии, непрочное военное объединение, созданное гиксосами, распалось.
После своей победы в Северной Сирии хетты предприняли поход против Вавилонского государства, которое в это время уже не могло оказать серьёзного сопротивления, будучи ослабленным внутренними смутами и непрерывными внешними войнами. Хеттский царь заручился союзом с хурритским государством Митанни, завладевшим — по-видимому, ещё в конце XVIII века до н. э.
— Северной Месопотамией. Опираясь на помощь своего союзника, Мурсили беспрепятственно достиг Вавилона и, разграбив знаменитый город, вернулся с богатой добычей в Хаттусу. Впоследствии, вероятно, в связи с вопросом о престолонаследии, Мурсили стал жертвой дворцового заговора, и после этого в течение ряда лет хеттское общество потрясают смуты и восстания.
Цитируется по изд.: Всемирная история. Том I. М., 1955, с. 366-369.
В конце III тысячелетия до н. э. в восточной части Малой Азии, в области, впоследствии называвшейся Каппадокия, ассирийские купцы, выходцы из г. Ашшура, основали среди местного хеттского населения несколько торговых колоний. Обосновавшись в этих торговых городах, из которых выделялся Ганиш, ассирийские торговцы стали эксплуатировать естественные богатства страны. Они вывозили отсюда различные товары, особенно медь, свинец и серебро, обращая в рабство захваченных пленников и разоренных бедняков, попавших к ним в экономическую зависимость. Стремясь освободиться от иноземного гнета, разрозненные и слабые хеттские племена иногда поднимали восстания против ассирийцев. О таком восстании рассказывается в исторической легенде, описывающей, как ассирийские купцы обратились за помощью к Саргону, царю Аккада. Но чаще всего хеттские аристократы становились на сторону ассирийских купцов. Правитель области Ганиша в спорах между хеттами и ассирийцами обычно защищал интересы богатых ассирийцев, разрешая им закабалять и даже обращать в рабство хеттских бедняков, которые оказывались их несостоятельными должниками. Хеттские племена жили в это время в условиях разлагающегося родового строя. Лишь постепенно образуются племенные союзы — зачаточные формы древнейших хеттских государств с центрами в Кушшаре, Неша, Залпуве и Хаттушаше. Эти племенные союзы ведут между собой борьбу за господство в восточной части Малой Азии. В процессе борьбы в XIX в. до н. э. возникает одно из первых хеттских государств. В одной из древнейших хеттских надписей, в надписи хеттско-неситского царя Анитты, сына Путханы, правившего в Кушшаре, описываются его войны с соседними хеттскими племенами. После длительной и упорной борьбы Анитта побеждает соседние племена, одерживает победу над Пиюштом, царем Хаттушаша и над его союзниками, захватывает и разрушает города Хаттушаш и Залпуву. В XVII в. до н. э. это древнейшее из известных по источникам Хеттское государство со столицей в Неша еще более усиливается. Один из царей по имени Табар-на (ок. 1680-1650 гг. до н. э.), покоривший целый ряд областей в Каппадокии, в частности плодородные долины близ Тавра, называл себя «великим царем». Он завоевал области Арцавы, расположенные в западной части Малой Азии и, по словам одной надписи, «сделал моря границами своего государства». Впоследствии Табарну считали основателем Хеттского государства, и поэтому его имя превратилось в царский титул. Хеттские цари стали называть себя «табарнами» и сообщать в своих надписях, что они назначают своего сына «табарной», т. е. царем, передавая ему таким образом царскую власть. В конце XVII в. хетты ведут войны на юге с целью проникновения в Северную Сирию. Хаттушиль I переносит столицу из Кушшара в Хаттушаш, что дает ему возможность сосредоточить силы в этом районе, вторгается в Сирию и завоевывает царство Ямхад со столицей в Халпе (Алеппо). Его преемник Муршиль I объединяет под своей властью значительные области Малой Азии, окончательно покоряет Халпу и даже совершает поход против Вавилона. Это, очевидно, было то хеттское нашествие в страну Аккад при последнем аморитском царе Самсудитане, которое упоминается в вавилонской хронике. Хетты захватили Вавилон ок. 1595 г. до н. э. и разграбили этот богатый торговый город. В хеттской летописи эти крупные завоевательные походы Муршиля I описываются в таких кратких словах: «И он пошел походом на Халпу и разрушил Халпу; и он привел пленных из Халпы и доставил добычу в Хаттушаш. После этого он пошел на Вавилон, напал также на Харри (хурритов) и удержал в Хаттушаше пленных и добычу из Вавилона». В конце царствования Муршиля I в Хеттском царстве начались большие смуты. В результате дворцового заговора царь был убит. Различные претенденты на престол вели между собой борьбу, быстро сменяли друг друга и, занятые междоусобной борьбой, теряли завоеванные ранее области. С востока в хеттскую страну вторглись хурриты. Территория Хеттского царства, ослабленного смутой, сокращается и ограничивается землями, расположенными к северу от Тавра. Только четвертый преемник Муршиля I наводит порядок в стране. Окончательно консолидируется Хеттское государство при Телепине (ок. 1525 г. до н. э.), при котором устанавливается порядок престолонаследия. В надписи Телепина указывается этот порядок; царскую власть должен наследовать старший сын, а в случае его отсутствия — второй сын или муж старшей дочери. В этой же надписи Телепин определяет власть и компетенцию высшего аристократического совета (панкус): «Всегда и вовеки при том, кто будет царем после меня, должны собираться его братья, сыновья, свояки, кровные родственники и воины; и ты сможешь пойти во вражескую страну и сильной рукой ее держать в повиновении; и ты не должен говорить: «я хочу ее простить». Но ты ничего не должен прощать, а скорее набавлять». Основываясь на этом тексте, некоторые исследователи полагали, что совет аристократов ограничивал власть царя и что Хеттское царство было особой формой ограниченной монархии. Однако из этой надписи нельзя делать вывод о попытке Телепина ввести новую форму государственного строя. Наоборот, надпись Телепина указывает, что «аристократический совет» существовал и до Телепина как пережиток древнего родоплеменного строя. В компетенцию этого совета входило, очевидно, рассмотрение дел, связанных с преступлениями членов царской семьи. Разрешая «великому» семейному совету приговаривать к смертной казни всякого царевича, виновного в тяжком преступлении, Телепин запрещает этому же совету преследовать родственников этого же царевича, очевидно, во избежание длительных династических смут, которые столь долго разрывали на части Хеттское государство. Кроме того, термин «ограниченная монархия» абсолютно неприменим к примитивному государству древних хеттов.Контакты хеттов с античным миром. Теории О. Генри 1993 г. о преобладающем влиянии хеттов на греческие государства. Противостояние хеттов и египтян. Битвы при Кадеше – 1296-1280 г. до н.э. Подписание мирного договора Хаттусилем III и Рамзессом II в 1280 г. до н.э. Нашествие “народов моря” и крушение хеттской державы.
Хеттская культура и влияние ее на народы средиземноморья. Религиозные воззрения и культы. Мифология и литература.
Научно-практические знания. Монументальная архитектура, скульптура и рельеф.
⇐ Предыдущая12345Следующая ⇒На рубеже XVIII и XVII вв. до и. э. в стране хеттов имелось несколько сильнейших племён, боровшихся между собой за гегемонию. Центрами общественной жизни и управления у этих племён были хорошо укреплённые населенные пункты, которые уже можно назвать городами. Наиболее важными из этих городов были Неса, Куссар и Цалпа. Очевидно, диалект области города Неса и лёг в основу хеттского языка. Эти города возглавлялись вождями, которые уже значительно выделились из массы рядовых общинников, поэтому некоторые учёные и считают их царями. В борьбе хеттских царьков за гегемонию успех сопутствовал Анитто —правителю Куссара. Он разрушил город Хаттуса, оплот протохеттских племён, подчинил Несу и сделал её своей столицей.
Ещё более удачливым завоевателем был один из преемников Анитты — Табарна (Тлабарна), имя которого стало нарицательным в качестве титула главы Хеттского государства. Хеттские тексты начинают историю страны именно с его правления.
Табарна (Тлабарна), опираясь на силы племенного союза, подчинил различные территории восточной части Малой Азии. Его сын Хаттусили продолжал завоевания и направил свои походы в Сирию, против города Хална (Алеппо), но после его смерти, согласно позднейшему источнику, восходящему ко времени царя Телепину, “рабы царевичей восстали, они начали их дома разрушать(? ), своих господ продавать (?
) и проливать их кровь”. Надо полагать, что речь здесь идёт о восстании порабощённого населения покорённых областей, воспользовавшегося раздорами в среде знати хеттского племенного союза. Следует отметить, что текст подчёркивает сплочённость племенного союза, имевшую место как при Табарне, так и при Хаттусили: “.
. . тогда его сыновья, его братья, его свойственники, его родственники и его воины (вокруг царя) были объединены”.
Опасность, вызванная восстанием в завоёванных областях, привела к дальнейшему усилению складывающейся царской власти. На царский престол вступил один из сыновей Хаттусили, по имени Мурсили. Источник отмечает, что вокруг него были собраны его сыновья, братья, свойственники, родственники и его воины.
Восстание покорённых областей, по-видимому, побудило хеттскую знать к большей сплочённости. При Мурсили столица была переведена в Хаттусу, древний центр протохеттских племён, разрушенный в своё время Аниттой. Переводом столицы в Хаттусу Мурсили, очевидно, хотел подчеркнуть, что теперь завершилось объединение племен, носителей несийского языка, и протохеттских племён — коренного населения страны.
В полном соответствии с интересами знати, жаждавшей грабежа и наживы, опираясь на силы ещё более сплочённого объединения, Мурсили решил предпринять далёкие походы в области, лежавшие за пределами Малой Азии, — в Северную Сирию и вниз по Евфрату — в Вавилонию.
В это время в Передней Азии ещё существовало обширное, но внутренне непрочное объединение гиксосов, которые в середине XVIII в. до н. э.
подчинили себе северную часть Египта. Но в конце XVII в. до н.
э. Южный Египет уже достиг значительных успехов в борьбе с гиксосами. По-видимому, под влиянием именно этих успехов египетского оружия Хаттусили, а затем и его сын Мурсили получили возможность направить свои походы в область города Халпы, который, как предполагают, являлся опорным пунктом гиксосов на севере.
С другой стороны, походы хеттских царей на Халпу, несомненно, должны были облегчить фараонам Египта XVII и XVIII династий окончательное изгнание гиксосов из долины Нила. О походе Мурсили на названный город хеттский источник повествует следующими краткими словами: “Он (т. е.
Мурсили) пошёл на Халпу и разрушил Халпу и привёл пленных из Халпы и их имущество в Хаттусу”. Взятие Халпы следует датировать примерно 1600 г. до и.
э. Вскоре после этого в результате победы хеттского паря и побед египетского фараона Яхмоса I, основателя XVIII династии, непрочное военное объединение, созданное гиксосами, распалось.
После своей победы в Северной Сирии хетты предприняли поход против Вавилонского государства, которое в это время уже не могло оказать серьёзного сопротивления, будучи ослабленным внутренними смутами и непрерывными внешними войнами. Хеттский царь заручился союзом с хурритским государством Митанни, завладевшим — по-видимому, ещё в конце XVIII в. до н.
э. — Северной Месопотамией. Опираясь на помощь своего союзника, Мурсили беспрепятственно достиг Вавилона и, разграбив знаменитый город, вернулся с богатой добычей в Хаттусу.
Впоследствии, вероятно, в связи с вопросом о престолонаследии, Мурсили. стал жертвой дворцового заговора, и после этого в течение ряда лет хеттское общество потрясают смуты и восстания.
⇐ Предыдущая12345Следующая ⇒
Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 145. Нарушение авторских прав |
Рекомендуемые страницы:
Источники: