
Геополитические амбиции Ирана. Геополитические амбиции Ирана – много и подробно обсуждаемое стремление Ирана занять лидирующую роль, как среди мусульманских стран, так и среди других мировых держав. На сегодняшний день геополитика Ирана затрагивает множество ключевых проблем международной политики.
Многие эксперты по вопросу Ирана утверждают, что Иран может стать одним из крупнейших вызовов региональной и глобальной безопасности и выделяют следующие главные факторы геополитических амбиций Ирана:
- – ориентация большинства элиты и общества на приобретение ядерного оружия;
- – проявлявшееся в прошлом нежелание в полной мере сотрудничать с МАГАТЭ, дезинформирование мирового сообщества о наличии собственной ядерной программы;
- – поддержка ряда организаций, признанных террористическими, открытая антиизраильская политика;
- – активная поддержка шиитских групп в соседних странах с целью привлечь сторонников шиитского ислама;
- – сохранение заметных фундаменталистских элементов во внутреннем устройстве;
- – стремление к региональному лидерству и ограничению присутствия в регионе глобальных игроков;
- – общая ситуация в регионе, когда Иран фактически окружен странами, находящимися на грани внутреннего коллапса и превращения в «несостоявшиеся» государства.
От того, как решатся все эти противоречия, во многом зависит, каким образом будет развиваться в дальнейшем вся система международных отношений. www.iran.ru.
Иран и Израиль. 15 августа 2004 года – Иран заявил, что вся территория Израиля теперь находится в радиусе поражения новых иранских баллистических ракет «Шехаб-3». На прошлой неделе были проведены демонстрационные испытания ракеты «Шехаб-3» с радиусом поражения 1300 км, при этом Иран заявил, что ему удалось повысить её точность.
18 августа 2004 года – Иран заявил, что нанесет ответный удар по ядерному реактору в Димоне на юге Израиля, если тот посмеет атаковать иранскую АЭС в Бушере. Эти высказывания являются реакцией на неоднократные заявления Израиля о том, что он не допустит, чтобы Иран обладал ядерным оружием, и для предотвращения этого готов на всё, включая удары по иранским ядерным объектам. По распоряжению премьер-министра Ариэля Шарона в израильской разведке «Моссад» создан специальный отдел, занимающийся иранскими ядерными программами.
Хуторская В. В Взаимоотношения ИРИ и стран Центральной Азии / В. В Хуторская.
– М. ; Колл. Авторов, 2002.
Иран и Ирак. Отношения между Ираном и Ираком осложнились вскоре после передачи американцами власти в Ираке временному правительству в середине 2004. Тегеран отказался признать новые власти, а министр обороны Ирака в газетном интервью обвинил Иран в прямом вмешательстве во внутренние дела Ирака, захвате нескольких иракских пограничных постов, засылке в Ирак многочисленных шпионов, а также потребовал немедленного возвращения боевых самолетов, переданных Ирану Саддамом Хусейном в 1991, перед началом войны в Персидском заливе. Тегеран отказался, заявив, что переговоры по этому поводу будет вести лишь с демократически избранными властями Ирака. Духовный лидер Ирана Али Хаменеи обвинил временное правительство Ирака в «прислужничестве» американцам.
Одновременно в Эн-Наджафе вновь вспыхнуло шиитское восстание. При этом лидера восстания, Моктаду ас-Садра, давно считают «человеком Тегерана». Министр обороны Ирака прямо обвинил Иран в организации этого мятежа, поддержке Моктады ас-Садра, и назвал Иран «врагом номер один». Тегеран, в свою очередь, призвал своих граждан отказаться от поездок в Ирак, в том числе от паломничества в священные для шиитов города Эн-Наджаф и Кербелу.
7 августа посольство Ирана в Багдаде подверглось минометному обстрелу, а на следующий день к антииранской кампании неожиданно присоединились иракские боевики. Группировка «Исламская армия в Ираке» похитила иранского консула в Кербеле, обвинив его в разжигании межконфессионального конфликта между шиитской и суннитской общинами страны. Хуторская В.
В. Взаимоотношения ИРИ и стран Центральной Азии / В. В.
Хуторская. – М. ; Колл.
Авторов, 2002. – 220 с.
Иран и Китай. Иран – третий по величине поставщик нефти в Китай (до 18 % китайского импорта нефти).
Иран и Российская Федерация. РФ – крупнейший поставщик оружия и атомных технологий в Иран. При посредничестве России строится АЭС в Бушере.
В целом российско-иранские отношения не являются предметом внутриполитических разногласий в Иране, поскольку прагматически настроенные политики (как реформаторы, так и консерваторы) не ставят под сомнение необходимость развития партнерства с Российской Федерацией. Вполне возможно, что отказ России от участия строительства электростанции в Бушере, находящемся под жестким контролем МАГАТЭ, мог бы обернуться усилением тяги Ирана к обладанию ядерным оружием. Российское содействие сдерживает эту тенденцию, демонстрируя возможности для Ирана использовать в своих интересах мирный атом.
Эксперты считают, что развитие отношений с Россией объективно способствует укреплению позиций прагматиков на внутриполитической арене Ирана Вместе с тем, Российско-иранское сотрудничество, всё же, далеко не впечатляюще. Товарооборот между странами составляет два млрд. долларов, в основном он основан на крупных поставках дорогостоящего оборудования по старым контрактам для атомной электростанции в Бушере.
Когда контракт будет исчерпан (а новых договоров нет), товарооборот значительно уменьшится. www. politcom.
В настоящее время образ современного Ирана в мире весьма неоднозначен. Во многом это связано с целенаправленной политикой США на дискредитацию этой страны. Вашингтон, очевидно, не может простить Ирану то унижение, которое было причинено американским интересам после победы исламской революции в Иране в 1979 г.
Немалые деньги американских налогоплательщиков тратятся на создание образа «империи зла», в облике которого предстает современное клерикальное руководство Ирана. Опасность исламского фундаментализма рассматривается Соединенными Штатами и некоторыми их западными союзниками как одна из ведущих угроз национальной безопасности этих стран после крушения коммунистических систем в Советском Союза и в Восточной Европе. Основным же центром, генерирующим такой агрессивный исламский фундаментализм, объявляется Тегеран.
Фактически США проводили и продолжают проводить масштабную политику по дискредитации Ирана и оказанию на него комплексного давления с целью смены правящего режима. www. lukoyanov.
novoemnenie. ru. Несколько администраций в Белом доме неизменно ставили своей целью привлечь к бойкоту Ирана максимальное число стран, оказывали неприкрытое экономическое и политическое давление на государства и компании, сотрудничающие с Тегераном, дело доходило не раз до прямой демонстрации военной мощи, когда самолеты ВВС США совершали облеты воздушного пространства Ирана.
Однако эта политика, как показали истекающие два десятилетия с момента устранения монархии в Иране, пока не дала ощутимых результатов. Более того, нет в настоящее время однозначных признаков, свидетельствующих о том, что в будущем Иран будет поставлен «на колени» Соединенными Штатами. www.
iran. ru.
Page 2
Нефтегазовая промышленность. Разведанные запасы сырой нефти Ирана составляют 90 миллиардов баррелей, что делает его одной из крупнейших нефтедобывающих стран мира. Для всех нефтяных месторождений характерна высокая производительность и низкая себестоимость добычи. Иран стоит на втором месте по объему производства нефти среди стран ОПЕК. Соблюдая квоты для этих стран, Иран в настоящее время добывает 3,6 миллиона баррелей нефти в день (1 баррель = 159 литров). 65 действующих месторождений находятся на суше, 70 – в море. Пробурено в общей сложности две тысячи скважин.
Иран занимает второе место в мире (после России) по запасам газа. В настоящее время его разведанные и готовые к разработке резервы составляют 21 триллион кубометров, что превышает 14% мировых запасов.
Исламская Республики Иран намеревается применить новую формулу при заключении договоров buy – back с иностранными компаниями, что увеличит их заинтересованность на участие в нефтяных проектах на территории Ирана. При заключении договоров будет использовано понятие «вознаграждение»: если добыча нефти превысит предварительно зафиксированные показатели, то большая доля её достанется компании, сотрудничающей с Ираном. Ожидается, что новая формула будет опробована при разработке нефтяного месторождения Бангестан на юге страны.
Лондонский еженедельник «Петролеум Аргус» расценивает это сообщение, как самое важное положительное изменение в иранской торгово-экономической политике, когда Иран открыл двери для иностранных компаний.
Несмотря на критическое отношение международных нефтяных компаний к применяемой ныне формуле buy – back и заявления об отсутствии её привлекательности для иностранного бизнеса, общая сумма заключенных на этой основе договоров составила 19 млрд. долларов. Новый порядок заключения нефтяных соглашений, считают специалисты, будет более выгоден для иранской экономики.
Нефть и газ – это основное богатство, на которое опирается Иран, но в настоящее время упор делается на развитие и расширение ненефтяных источников доходов.
Автомобилестроение. В Иране 12 автозаводов. Самый крупный из них «Ходро» в Тегеране. Строился он, в основном, на средства, вырученные от продажи нефти, при содействии германской фирмы «Мерседес-Бенц» (1962г.). В 1967 году по разработкам иранских автомобилестроителей была выпущена первая модель легкового «Пейкана». Потом появились различные грузовые, легковые, автобусные модификации. В 1988 году компания «Ходро» подписала соглашение о партнерстве с французским концерном «Пежо-Ситроен», а в 1990 году в стране начали продавать первые «Пежо-405» иранской сборки. В 1998 году выпущено 25 тысяч автомобилей, 60% комплектующих этой машины поставляет иранская сторона. В 1999 году запущена новая серия автомашин «Пежо-205». Предполагается, что из стен завода будут выходить до 50 тысяч таких машин в год. Но основным автомобилем завода «Ходро» является «Пейкан». Когда-то эталоном для него послужили некоторые британские модели. Сейчас автомобиль полностью модернизирован, 95 процентов его комплектующих деталей производится на месте. Компания выпускает до 500 машин в день. www.iran.ru.
В 2002 году на рынках появится «Пейкан» полностью сконструированный и произведенный в Иране. Иран не только на собственных колесах, но и экспортирует более чем в 30 стран грузовики, автобусы, миниавтобусы, легковые автомашины.
Железнодорожный транспорт. Протяженность железных дорог составляет 5337 километров. Они перевезли в 1997 году 9,6 миллиона пассажиров и свыше 20 миллионов тонн грузов. С 1997 по 1999 годы было построено 760 километров железнодорожных путей, введены в строй магистрали Сирджан-Бендер-Аббас, Мешхед-Серахс-Теджен (соединившая Туркмению с Ираном), Захедан-Кветта (Пакистан), начато строительство стальной двухколейной дороги Тегеран-Мешхед. Значительная часть железнодорожной сети оснащена рациями и электронным оборудованием. На вокзалах действует система автоматизации продажи пассажирских билетов и организован предварительный их заказ.
Металлургическая промышленность. В 1998 году в Иране произведено семь миллионов тонн стали. К 2002 году ежегодный потенциал металлургической промышленности намечено довести до 12 миллионов тонн. Производство стали осуществляется главным образом на металлургических заводах в Исфагане (построен при участии СССР), Хорасане и Хузистане. Часть продукции Иран экспортирует в зарубежные страны. В 1997 году он продал на внешний рынок 900 тысяч тонн стали на сумму 230 миллионов долларов. Одновременно Иран осуществляет экспорт в зарубежные страны технологических схем металлургического производства и связанных с ним инженерно-технических услуг.
В настоящее время Иран участвует в реконструкции металлургических предприятий в Турции, строительстве завода стального проката в Кувейте, обустройстве крупного месторождения бокситов «Абола» в Гвинее, сооружении завода по выпуску каолина в Туркменистане. www.politcom.ru.
Производство электроэнергии. В 1997-1998 финансовом году в Иране произведено 103 миллиарда киловатт-часов электроэнергии, что превышает показатель предыдущего года на семь миллиардов киловатт-часов. В указанном году вступили в строй тепловые электростанции в Нишапуре (мощностью 200 мегаватт), Исфагане (600 мегаватт) и Ахвазе (600 мегават).
В настоящее время электросеть Ирана соединена с соответствующими сетями Армении, Азербайджана и Турции, завершается соединение электрических магистралей Ирана и Туркмении. Иран экспортирует электроэнергию в Турцию и Азербайджан (по 40 мегаватт-часов в каждую страну).
Грузия обратилась к Ирану с просьбой продавать ей электроэнергию через Азербайджан. В интересах сохранения окружающей среды Иран переходит к использованию на ТЭС природного газа вместо мазута и газойля. В 1998-1999 году этот показатель составил 800 миллионов литров.
Экспорт промышленных товаров. В целом промышленная продукция составила в стоимостном выражении 46% экспорта Ирана, сельскохозяйственная – 27, ковровые изделия – 19 , технические и другие услуги – 8 процентов.
Доходы страны от продажи ковров составили свыше 2,5 миллиардов долларов. По прогнозам руководителя министерства созидательного джихада К. Карими в 2021 году экспорт ковров будет оцениваться в 17,5 миллиарда долларов. По мнению экспертов, иранские ковры ручной работы – лучшие в мире.
Экспорт цветов принес казне Ирана прибыль в размере 72 миллиона долларов. Правительство ИРИ выделило 5 миллионов долларов на обновление сортового состава цветочной продукции.
Согласно данным торгово-промышленной палаты, в 1997-1998 финансовом году Иран экспортировал 144,3 тысячи тонн декоративных и поделочных камней (при их ежегодной добыче в 6,7 миллиона тонн). Выручка составила почти 6,7 миллиарда долларов. На долю Ирана приходится 8% мирового производства декоративных и поделочных камней.
www. iran. ru.
Сельское хозяйство. Иран – относительно маловодная страна, как минимум раз в три года различные районы страдают от засухи. Чтобы увеличить площади поливных земель и повысить показатель их эффективности, в настоящее время ведётся проектирование и строительство 200 плотин. Программа рассчитана на ближайшие 10-15 лет, и если она будет реализована полностью, площади посевных земель удастся увеличить на 70 процентов.
Потребности страны в пшенице оцениваются в 13,5 миллиона тонн. Недостающее зерно Ирану приходится импортировать из-за границы. Комментируя эти цифры, директор департамента министерства сельского хозяйства отметил, что, если 20-30 процентные потери пшеницы, муки и хлеба будут сведены к минимуму и будет внедрена высокая культура питания среди всех слоев общества, Иран сможет достигнуть относительной самообеспеченности пшеничным зерном.
Согласно статистическим данным Всемирной организации ООН по вопросам продовольствия, 66 сельскохозяйственных культур составляют основу производства земледелия всего мира. В 1997 году его продукция исчислялась пятью миллиардами тонн, из которых 93,5% приходилось на продукцию растениеводства и 6,5% – садоводства.
68 стран выращивают как минимум одну садовую культуру и как максимум – 17. По этому показателю Иран занимает 10 место после следующих стран: Китая, США, Бразилии, Индии, Италии, Франции, Испании, Турции, Мексики. Ирану принадлежит первое место по производству фисташек и фиников, второе – абрикосов, третье – винограда без косточек, мандаринов и грецких орехов.
Со времени победы Исламской революции в 1979 году экономика Ирана развивается по пятилетним планам. 2002 год был отмечен ростом макроэкономических показателей. Несмотря на углубление стагнации мировой экономики в Иране продолжился процесс экономического роста и инвестиций при умеренной инфляции, достаточной внутренней финансовой стабильности и укреплении внешнеэкономического сектора. ВНП – показатель, отражающий степень экономической активности страны. По данным Центрального банка ИРИ, средний рост ВНП с 1997 по 2002 годы составлял примерно 4% в год. Основные доходы государства складываются из поступлений от сбора налогов, продажи нефти и из других источников. Сельское хозяйство полностью обеспечивает продовольственную безопасность страны. Его доля в ВНП составляет 16,9%, в нефтяном экспорте – 36%. В производстве сельскохозяйственной продукции занято 21,4% населения. В 2002 году было произведено около 46,5 млн.. т сельскохозяйственной продукции, в том числе 12,6 млн.. т фруктов, 5,7 млн.. т молока, 5,1 млн.. т яиц, что превысило плановые задания. Вместе с тем производство мяса сократилось на 2%. В прошлом году сельскому хозяйству и сектору природных ресурсов было выделено всего 77,3% кредитов, утвержденных на эти цели. Страна в значительной степени зависит от импорта пшеницы, на закупки которой ежегодно расходуются значительные валютные средства. www.politcom.ru.
Промышленность и шахты. В 2002 году основными направлениями политики государства в этом секторе были устранение монополизации, приватизация, концентрация инвестиций и другое. За последний год произведенная добавленная стоимость здесь превысила показатель предыдущего года на 10%. Таким образом, доля промышленного сектора в ВНП составляет 14,5%. Наибольший рост наблюдался в кожевенной промышленности (34%), а наименьший – в нефтехимической отрасли (за исключением нефтеперерабатывающих заводов), где рост составил 18%. На экспорт в 2002 году ушло 11 млн. т промышленных товаров на сумму 2352,9 млн. долларов. Доля нефтяных товаров в общей структуре экспорта Ирана – 23,2%, нефтехимии – 22,6%, минеральных ресурсов – 11,6%, продукции сельского хозяйства – 19,5%, ковровых изделий и продукции ремесел – 14,7%, Экспорт полезных ископаемых оценивался в 157 млн. долларов и вырос в стоимостном выражении на 93,8%. Этот благоприятный рост промышленного сектора в рамках намеченных планов стал следствием значительного улучшения условий для экономической деятельности и мер, предпринимаемых в последние годы правительством по упорядочению налогообложения и дебюрократизации.
Транспорт. В 2002 году внутри страны было перевезено 295 млн. т грузов и 418,6 млн. пассажиров, причем доля автомобильного транспорта в грузовых перевозках составила 91%, железнодорожного – 8,9%, воздушного – 0,1%. Доля указанных видов транспорта в пассажирских перевозках составила соответственно 94,1%, 3,1% и 2,8%.
Протяженность сети иранских железных дорог 7156 км. В 2001 году была введена в эксплуатацию двухколейная железная дорога Тегеран – Мешхед и открыт транспортный туннель Кандаван. Пароходство ИРИ имеет 113 судов общей грузоподъемностью более 3 млн. т. Коммуникации и связь. В области связи и коммуникаций были созданы дополнительные законодательные предпосылки для развития стационарной и мобильной телефонных сетей для устранения монополизации этого сектора и привлечения в него частного капитала. Были созданы крупные специализированные компании. В стране установлено свыше 12 млн. телефонных номеров, уровень телефонизации семей вырос с 13,34% в 1999 году до 17% в 2002-м. В настоящее время телефонизировано 31893 деревни. Более 2 млн. иранцев пользуются мобильной связью. Энергетика. Запасы углеводородов составляют 54 млрд. т, причем 63% из них – природный газ, а 37% – нефть. Пополнение разведанных запасов нефти и газа в 2002 году составило 254% от планового задания. Правильное регулирование нефтяного экспорта Ирана позволило преодолеть все конъюнктурные перепады на мировом рынке и даже увеличить доходы от этого вида экспорта. Среди 11 членов ОПЕК самыми крупными экспортерами нефти являются Саудовская Аравия и Иран. Центральный банк Ирана сообщил, что экспорт иранской нефти в первом квартале текущего года вырос на 6,6%. Обладая 24200 млрд. куб. м разведанных запасов газа, Иран стоит по этому показателю на втором месте в мире. В 2002 году потребление природного газа в стране составило 67,8 млрд. куб м, а ежегодный рост потребления – 10%. Это было обусловлено развитием газификации, заменой газом нефти на тепловых электростанциях, в промышленности и быту. Природным газом пользуются 74% городских семей Ирана.
К настоящему времени введены в эксплуатацию два блока газового месторождения Южный Парс, где ежедневно добывается 39 млн. куб. м газа.
После ввода в эксплуатацию всех 12 блоков месторождения здесь будет добываться 300 млн. куб. м газа, что позволит получать ежегодный доход в сумме 2,8 млрд.
долларов. В первом квартале 2003 года рост добавленной стоимости в нефтегазовом секторе Ирана составил 1,2%. www.
iran. ru.
иран политический строй экономика.
Page 3
Иран с точки зрения исследования государственных и идеологических партнеров, – уникальный объект исследования. Исламская Республика Иран – это, безусловно, идеологизированное государство, где в качестве государственной идеологии является ислам. Ислам имеет в Иране конституционный статус государственной религии, в официальное название страны введено определение её как исламской республики. Но главное, что позволяет говорить об уникальности, – то, что это название подкреплено конституционно закрепленными атрибутами и структурами государственной власти, которые обеспечивают руководство страны духовенством, а также тем, что исламские нормы организации общества и экономики введены и реализуются как государственные правовые нормы. В настоящее время Иран считает себя ключевым государством Ближнего Востока. Политическое мировоззрение большинства Иранских радикалов, таких как М. Ахмадинежад сформировала не революция 1979 года, и войны с Ираком в 1980-х, которая породила в них презрение к Соединенным Штатам и мировому сообществу, а также одержимость идеей опоры на собственные силы. Война, полагают эти ветераны, показала, что ни соблюдение международных договоров, ни апелляции к мнению Запада не обеспечат защиту национальных интересов.
В заключении надо отметить, что Иран является одним из древнейших государств со своей неповторимой культурой, религией, политическим строем, который в свою очередь должен уважаться и признаваться цивилизационным сообществом. И на сегодняшний день Иран пытается сохранить миролюбивые отношения со странами Запада. Это объясняется, прежде всего, тем, что экономика Ирана нуждается в инвестициях и технологиях, что бы жить и развиваться в мирном сообществе, осуществляя программу мирного атома. Основной внешнеполитический курс которого придерживается Иран – это стремление играть всё более активную роль на международной арене и расширить многосторонние контакты с различными странами.
В моей работе я подробно ознакомила с политическим строем исламской республикой Иран, рассмотрела экономику данной страны и более подробно остановилась на политических стратегиях и концепциях Ирана.
Page 4
Перейти к загрузке файла. |
|||
|
< Предыдущая | СОДЕРЖАНИЕ | Следующая > |
---|
Реза-шах применял во внешней политике стратегию лавирования между интересами Запада и СССР. Разумеется, он поддерживал хорошие отношения с СССР, используя советскую экономическую помощь и дипломатическую поддержку в укреплении суверенитета страны. Одновременно с этим он укреплял отношения со странами Запада. Исключение составляла разве что Англия, которую Иран традиционно остерегался, учитывая ее экономическое влияние и роль на международной арене.
Отношения с СССР начинают ухудшаться с 1937 г., когда Иран подписывает Саадабадский пакт (с участием Турции, Ирака и Афганистана). В 1938 г. Иран отказался от подписания нового договора с СССР о торговле, хотя 38% всего торгового оборота страны приходилось как раз на СССР.
В том же году под давлением Англии Иран подписывает соглашение с Ираком о границе в районе реки Шатт-эль-Араб, уступая Ираку оба берега, что не соответствовало международным правилам и впоследствии привело к ирано-иракской войне.
Место СССР в торговле с Ираном начинает занимать Германия. Уже в 1939 г. ее доля в иранской внешней торговле составляла 41%, а в 1940 г.
превысила 45%. Иран был буквально наводнен огромным числом германских экспертов, военных и политических советников.
Когда СССР уже был втянут во Вторую мировую войну, в Иран были введены советские и английские войска — это произошло 25 августа 1941 г. А 27 августа 1941 г. в Иране было создано новое правительство, высланы все дипломатические миссии Германии и ее союзников — внешнеполитические планы Реза-шаха рухнули. Сам он 16 сентября 1941 г. отрекся от престола в пользу своего малолетнего сына Мухаммеда Реза Пехлеви.
В январе 1942 г. Мухаммед Реза подписал новый договор с СССР и Англией: вся территория страны предоставлялась на время войны в распоряжение СССР и Англии -— через нее проходили важные коммуникации, связывавшие СССР с его западными союзниками. Договор предусматривал и вывод иностранных Войск из Ирана через 6 месяцев после завершения войны.
Оккупация Ирана привела к резкому ослаблению центральной власти, поскольку союзники контролировали лишь стратегически важные пути снабжения. Повсеместно активизировались противники реформ, сепаратисты всех мастей, многие требовали возврата конфискованных шахом земель. Некоторые получали оружие, деньги и инструкции от Германии. Начались вооруженные выступления.
В национальных районах возникают сепаратистские «правительства», растет вес радикальных партий. В том числе, в советской зоне оккупации была создана в октябре 1941 г. партия Туде (коммунисты), которая вскоре стала играть большую роль на севере страны.
В 1943 г., накануне проведения Тегеранской конференции, союзники усилили давление на Иран, провели чистку от агентов Германии, а 9 сентября 1943 г. Иран объявил о вступлении в войну на стороне антифашистской коалиции.
Начиная с 1942 г. в Иране растет влияние США. В том году в страну были введены американские войска, с марта 1943 г.
в Иране находится военная миссия США. В различные учреждения страны направляются американские советники. В апреле 1943 г.
заключен американо-иранский договор о торговле — началось тесное экономическое сотрудничество. С декабря 1942 г. американский банкир Мильспо получает полномочия главного администратора иранских финансов.
С мая 1943 г. они становятся чрезвычайными: Мильспо контролирует цены, распределение товаров, торговлю, пытается улучшить систему управления государственными предприятиями, но все тщетно — экономическая ситуация не улучшилась, и в январе 1945 г. он был смещен.
Многие считают, что это произошло в результате английских интриг, но в любом случае сомнительно, чтобы усилия Мильспо навести элементарный порядок в Иране могли в то время увенчаться успехом.
В годы войны усилились и консервативные силы, ориентированные на шиитское духовенство. Они выступали против всяких реформ, против европеизации, за возврат к нормам ислама. В меджлисе, собранном в 1944 г.
, большинство депутатов принадлежало к деятелям именно этого толка. К тому времени результаты всех преобразований Реза-шаха рассыпались в прах.
Выводы /. После завершения Первой мировой войны власть центрального правительства в Иране была номинальной, страна раздиралась на части сепаратистами и иностранными державами. С февраля 1921 г. это привело к вмешательству в политику армии: растет популярность военного министра Реза-хана, который к концу 1925 г. смещает династию Каджаров и добивается провозглашения себя шахом новой династии Пехлеви.
-
Новый шах решительными мерами укрепляет в стране центральную власть, подавляет сепаратизм, проводит модернизацию по примеру Турции.
-
Экономическая политика Реза-шаха в Иране также демонстрирует сходство с политикой М. Кемаля в Турции: упор делается на ускоренное развитие промышленного уклада в госсекторе, на отстаивание национальных интересов в регулировании отношений с другими странами.
-
Накануне Второй мировой войны происходит сближение Ирана с Германией, однако в августе 1941 г. страна была оккупирована советскими и английскими войсками. Это привело к отстранению Реза-шаха от престола, ослаблению центральной власти и ликвидации всех результатов реформ.
История дипломатии. Т. 5. Кн. 1. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1974., стр. 9—15
Изменения в международной жизни (стр. 7—18)Рост и укрепление мирового социализма. Усиление с окончанием войны антисоветских тенденций во внешней политике западных держав. Два противоположных курса в послевоенной политике.
Углубление общего кризиса капитализма (стр. 18—28)Рост противоречий империализма. Дальнейшее укрепление позиций мирового социализма. Распад колониальной системы империализма.
Усиление с окончанием войны антисоветских тенденций во внешней политике западных держав (стр. 9—15)
«После финала грандиозной битвы и разгрома врага главные участники антигитлеровской коалиции пошли не общей дорогой строительства прочного мира, а разными путями. Не успели, можно сказать, высохнуть чернила на Декларации о поражении гитлеровской Германии, подписанной в Берлине представителями СССР, США, Англии и Франции, как наши бывшие союзники стали рвать связи, соединявшие главных участников войны против германского фашизма» 1. Когда военная мощь держав оси была сломлена и они не могли больше угрожать США и Англии, политика Вашингтона и Лондона стала все явственнее обнаруживать свой империалистический характер и антисоветскую направленность. Они стремились максимально урезать обеспечение интересов Советского Союза и всемерно укрепить свои позиции на мировой арене. Правящие круги западных стран были серьезно обеспокоены ростом влияния Советского Союза, а также провалом своих планов и надежд, которые они связывали с разгромом Германии и Японии. Демократические преобразования, развертывавшиеся в странах [стр. 9] Восточной Европы, укрепление в них, а также в ряде других европейских государств позиций антифашистских, патриотических, подлинно демократических сил, рост антиколониального, национально-освободительного движения вызывали глубокую тревогу монополистической буржуазии западных капиталистических государств.
1. Л. И. Брежнев. Ленинским курсом. Речи и статьи, т. I. М., 1970. стр. 149—150.
Еще в годы войны крайние реакционные силы на Западе не только вынашивали свои антисоветские замыслы, но и активно действовали в этом направлении. В официальных ведомствах империалистических стран в глубокой тайне упорно работали над тем, чтобы помешать упрочению позиций социализма. Хотя подобные планы не приняли тогда законченных форм и постоянно менялись, но все развитие уже в первые послевоенные годы ясно свидетельствовало, что в их основу положен принцип собирания и мобилизации всех антисоветских сил для подготовки борьбы против Советского Союза и народов других стран, вырвавшихся из капиталистической системы. С окончанием войны агрессивные империалистические круги все более определяли послевоенный внешнеполитический курс США и Англии. Наиболее последовательным выразителем этого курса стал У. Черчилль. 24 апреля 1945 г. Черчилль, уже до этого активно выступавший в качестве инициатора «жесткой» политики в отношении Советского Союза, писал, что в дальнейшем отношения с СССР «возможно строить только при признании русским народом англо-американской силы». Оценивая сложившуюся послевоенную международную обстановку, он еще в то время сделал вывод, что «уничтожение военной мощи Германии повлекло за собой коренное изменение в соотношении сил» между СССР и западными державами. В соответствии с этим он призывал западные державы в своей политике руководствоваться следующим. «Во-первых, тем, что Советская Россия стала смертельной опасностью для свободного мира. Во-вторых, тем, что против ее дальнейшего продвижения должен быть немедленно создан новый фронт. В-третьих, тем, что этот фронт в Европе должен пролегать как можно дальше на востоке». Так были сформулированы основные положения программы «холодной войны» против Советского Союза, надолго определившей основную линию поведения западных держав. Это была прямая установка на отказ от сотрудничества с СССР, на развал антигитлеровской коалиции, на отказ от союзнических обязательств и оттеснение демократических сил с завоеванных ими в результате упорной борьбы и разгрома фашизма позиций. Аналогичная эволюция произошла и во влиятельных кругах США. Уже к концу 1944 г. в американской правящей верхушке [стр. 10] раздавались открытые призывы к пересмотру политического курса США в отношении Советского Союза. Этой линии придерживались сенатор Ванденберг
Артур Хендрик ВАНДЕНБЕРГ(1884 — 1951)американский политик-республиканец, Председатель внешнеполитического комитета Сената США с 3 января 1947 – 3 января 1949. (См. : Биографию)Дж.
Ф. Даллес
Джон Фостер ДАЛЛЕС(1888 — 1959)американский политик-республиканец, госсекретарь США при президенте Эйзенхауэре с 26 января 1953 — 22 апреля 1959(См.: Биографию) и многие другие. Представители кругов, стоявших на позициях «отбрасывания коммунизма» и заключения с этой целью прямой сделки с германским империализмом и японским милитаризмом, стали действовать все более активно. Так, заместитель государственного секретаря США Дж. Грю в меморандуме, составленном им весной 1945 г., заявил, что война с Советским Союзом «неизбежна», что она может разразиться в ближайшие годы, и призывал американское правительство к укреплению своих позиций вокруг СССР, чтобы держать его под угрозой 2
2. G. Grew. The Turbulent Era, vol. II. Boston, 1952, p. 1446.
Ф. Д. Рузвельт и некоторые наиболее дальновидные политические деятели из его ближайшего окружения сдерживали эти силы.
Будучи выразителем интересов монополистического капитала, Ф. Д. Рузвельт защищал эти интересы, по словам У.
Фостера, «со своих либеральных позиций», оставаясь противником нацизма и сторонником сохранения сотрудничества с СССР. Он не мог также не считаться с настроениями широких масс американского народа, одобрявшего этот курс и четыре раза подряд отдававшего ему свои голоса. Бывший заместитель государственного секретаря С.
Уэллес в своей книге «Куда мы идем» писал: «Для Франклина Рузвельта непременным фундаментом будущего мира было прочное соглашение с Советским Союзом. . .
В узком смысле ни одно из обоих государств не зависело от другого. Но в более широком смысле, как он полагал, каждое из них могло обеспечить себе безопасность только при условии сотрудничества с другим. .
. Он считал необходимым, чтобы оба правительства поняли: в области международных дел их курсы могут быть всегда параллельными и никогда — антагонистическими» 3.
3. Цит. по газ. «Правда», 18 ноября 1973 г.
Неожиданная смерть Ф. Д. Рузвельта способствовала изменению соотношения сил в американской правящей верхушке и сказалась на политике США, прежде всего на их отношении к Советскому Союзу. Верх в ней взяли наиболее консервативные, антисоветские силы. Выразителем интересов этих кругов стал Г. Трумэн — представитель крайне правого крыла американского империализма. Через три дня после смерти Ф. Д. Рузвельта в государственном департаменте собрались представители финансовой олигархии США. На этом совещании 4 было принято решение о [стр. 11] повороте во внешней политике США и превращении Германии в «оплот против большевизма» 5.
None 5. «Neues Deutschland», 9. XII. 1954.
Сам Г. Трумэн в беседах со своими приближенными уже давно критически отзывался о политике Ф. Д.
Рузвельта. Он не раз высказывал сомнения относительно целесообразности требования безоговорочной капитуляции гитлеровской Германии. Г.
Трумэн считал, что Ф. Д. Рузвельт и У.
Черчилль действовали в 1944 г. «поспешно», когда согласились с предложением Европейской консультативной комиссии о зонах оккупации Германии, и что этот вопрос следовало бы отложить до окончания войны, когда, по его мнению, западные державы могли бы решить его более благоприятно для себя 6.
6. H. Truman. Memoiren, Bd. I, Stuttgart, 1955, S. 172—173.
Формулируя в апреле 1945 г. после встреч и консультаций со своими приближенными курс нового американского правительства, Г. Трумэн заявил: «Я намерен быть твердым в своих взаимоотношениях с Советским правительством». «Жесткая» политика в отношении Советского Союза стала проводиться фактически уже с весны 1945 г. Цель такого курса состояла в том, чтобы утвердить господство США над всем миром. «Одержанная победа,— говорил еще в 1945 г. Г. Трумэн,— возложила на американский народ постоянную ответственность за руководство миром» 7.
None Ближайшее окружение Г. Трумэна не только полностью разделяло его взгляды, но шло в некоторых вопросах даже еще дальше. Так, например, некоторыми из них уже 12 мая 1945 г. поднимался вопрос о необходимости «пересмотра» Ялтинских решений 8.
8. «The Forrestol Diaries». Ed. by W. Mills. New York, 1951, p. 56.
В этом направлении Г. Трумэна подталкивали Дж. Бирнс и другие американские деятели, настойчиво внушавшие ему мысль о необходимости использования атомной монополии США для давления на Советский Союз. Более того, в Англии и США изучался даже вопрос о возможности немедленной войны против Советского Союза, если на переговорах советская сторона не пойдет на уступки и возникнут в связи с этим «трудности». Так, начальник имперского генерального штаба Великобритании фельдмаршал Аланбрук писал много лет спустя, что уже через две недели после окончания военных действий в Европе руководители штабов отдельных родов войск страны получили приказание подготовить меморандум о военных мероприятиях, «направленных против России» 9. [стр. 12]
9. A. Bryant. Triumph in the West. 1943—1946. Based on the Diaries of Field Marshal Alanbrooke. London, 1959, p. 70.
У. Черчилль похвалялся 23 ноября 1954 г. в речи перед избирателями Вудфорда, что в то время, «когда немцы сдавались сотнями тысяч», он направил командующему английскими войсками в Европе Монтгомери телеграмму с указанием «тщательно собирать германское оружие и складывать его, чтобы его легко можно было бы снова раздать германским солдатам, с которыми нам пришлось бы сотрудничать, если бы советское наступление продолжалось» 10.
С таким же предложением У. Черчилль обратился и к Д. Эйзенхауэру.
10. «Правда», 25 ноября 1954 г.
Такие планы вынашивались определенными кругами и в американской правящей верхушке. Представитель этих кругов, один из видных военных деятелей США, генерал Арнольд, в мае 1945 г. заявил, что теперь основным врагом Соединенных Штатов будет Советский Союз, и предлагал в связи с этим немедленно приступить к подготовке воздушной войны против СССР. При этом некоторые американские военные деятели открыто высказывались за использование атомных бомб, которыми располагали США. Однако генеральные штабы Англии и США пришли к выводу, что они не смогут нанести поражения СССР и что «шансы на успех равны нулю» 11.
11. A Bryant. Triumph in the West p. 469—470.
Но это не означало, что империалистические силы на Западе отказались от планов подготовки войны против Советского Союза. Разумеется, в капиталистических странах определенные здравомыслящие круги исходили из того, что от сотрудничества с Советским Союзом зависит сохранение мира. Еще во время войны они предлагали рассматривать СССР как «постоянного союзника», предоставить ему льготные кредиты для восстановления разрушенной войной экономики и «удовлетворить его справедливые требования» 12. Однако со смертью Ф. Д. Рузвельта представители этих кругов перестали играть прежнюю роль в определении политического курса США. Главной установкой военно-политической стратегии монополистической буржуазии США стала линия на создание при поддержке других капиталистических стран такой ситуации, которая позволила бы действенно проводить политику «с позиции силы». В качестве логического развития этого курса реакционные круги Соединенных Штатов рассматривали не только политику «балансирования на грани войны», но и развязывание при благоприятных условиях [стр. 13] войны против СССР и социалистических государств, чтобы попытаться ликвидировать социалистическую систему и справиться с общим кризисом капитализма за счет народов социалистических стран.
None Американские монополисты открыто претендовали на «руководство миром», стремились, как признавал один из американских генералов, «установить полицейский контроль над миром и навязать ему своего рода Pax Americana» 13.
13. «Look», November 24, 1959.
В качестве одного из важнейших средств для достижения этих целей правящие круги США рассматривали временную монополию на атомную бомбу. «Новое оружие даст нам возможность продиктовать при окончании войны свои условия Советскому Союзу» 14,— говорил Г. Трумэну Дж.
Бирнс, ставший летом 1945 г. государственным секретарем США.
None Если атомная бомба «взорвется,— заявлял Г. Трумэн,— тогда, конечно, у меня будет средство нажима на советских представителей» 15.
15. G. S. Wheeler. Die Amerikanische Politik in Deutschland (1945— 1950). Berlin, 1958, S. 21.
Даже применение атомных бомб против японских городов Хиросимы и Нагасаки было осуществлено, по признанию тогдашнего государственного секретаря США Д. Бирнса, не столько как средство, необходимое в войне против Японии, сколько для того, чтобы «сделать Россию более сговорчивой в Европе» 16.
16. «Foreign Affairs», January 1957, p. 347.
Началась кампания атомного шантажа и угроз по отношению к СССР. Американский радиокомментатор Кингдон отмечал, что «в США и Англии имеются люди, которые радостно взирают на атомную бомбу, так как придерживаются мнения, что ее единственным назначением является запугать Россию. Трудно найти иное объяснение последних речей Трумэна, Эттли, Бевина и Черчилля, как то, что они предостерегают Россию: она будет уничтожена американцами и англичанами, если не захочет вести себя подобающим образом», т.
е. так, как угодно Вашингтону и Лондону 17.
17. K. Bittel. Alliierter Kontrollrat und Aussenministerkonferenzen. Berlin, 1959, S. 26.
30 сентября 1945 г. Дж. Ф.
Даллес, выступая в качестве специального уполномоченного президента США, передал в Лондоне главе американской делегации на первой сессии СМИД Бирнсу установку: не стремиться к достижению взаимной договоренности, а проявлять по отношению к Советскому Союзу [стр. 14] неуступчивость 18. В письме Бирнсу 5 января 1946 г.
Г. Трумэн давал следующие указания: «Русским нужно показывать железный кулак и говорить сильным языком». И «я думаю, мы не должны теперь идти с ними ни на какие компромиссы» 19.
None 19. H. Truman.
Memoiren, Bd. I, S. 601.
Это означало отказ от принципов сотрудничества, сложившихся в годы войны, означало переход к политике «с позиции силы». Вопреки жизненным интересам народов правящие круги США и Англии, отвергнув курс на мирное сосуществование, сделали выбор в пользу «политики силы» и «холодной войны». [стр. 15]
Источники: