Состояние промышленности и торговли

Развитие торговли и промышленности. Во второй половине XIX в. положение экономики России было плачевным.

Крымская война расстроила финансовую систему страны. Расходы государства значительно превышали доходы, деньги катастрофически обесценивались, казна была пуста, промышленность землетленность и торговля не имели надежного кредита, а лесная бодные капиталы стремительно уплывали за границу.

Надо было предпринимать серьезные меры. Император Александр II стал выдвигать на руководящие посты новых людей, способных предложить смелые решения назревших экономических проблем. В 1862 г.

управляющим Министерством финансов был назначен М. Х. Рейтеры (1820—1890).

Это был самый молодой министр в правительстве. Он оставался на своем посту 16 лет.

Рейтерн составил обширную программу оздоровления экономики: государство должно активно способствовать развитию народного хозяйства. Особое значение министр придавал поощрению частной инициативы предпринимателей.

В былые времена главное финансовое ведомство являлось в первую очередь Министерством бюджета. Его ососновные функции сводились к собиранию податей и распределению получаемых средств на различные надобности. Новый министр финансов решил изменить устоявшуюся практику.

Если до того бюджетные показатели составляли государственную тайну, то Рейтерн сразу же добился согласия царя на превращение бюджета государства в открытый и доступный для ознакомления документ. Были разработаны правила составления финансовых смет, ведения учета государственных финансовых ресурсов. С 1862 г.

Важнейшая задача состояла в том, чтобы добиться формирования государственного бюджета до наступления нового года и неукоснительно соблюдать его параметры. Министр финансов стремился сбалансировать расходно-приходные статьи и сократить огромный дефицит, грозивший банкротством всему финансовому хозяйству. Это требовало значительного сокращения расходов страны.

В 1860—1870-е гг. под руководством Рейтерна и по его инициативе сформировалась экономическая политика страны, Министерство финансов стало ее регулятором. Министр прекрасно понимал, что для укрепления финансов, стабилизации рубля, создания сильного и сбалансированного бюджета требовались оздоровление всей хозяйственной жизни страны, раскрепощение частной инициативы, привлечение капиталов из-за границы.

Отечественным м. X. Рейтерн капиталам необходимо предоставить свободу действий.

Постепенная реализация этой программы открывала широкие экономические перспективы и принесла заметные плоды. Именно при Рейтерне Россия начала трансформироваться из страны сугубо аграрной в аграрно-индустриальную.

Первые наиболее крупные современные предприятия тяжелой промышленности, первые частные коммерческие банки возникли в тот период, когда М. X. Рейтерн занимал министерский пост.

При нем были осуществлены значительные железнодорожные проекты. Была проведена реформа налогового обложения, сняты многие административные ограничения для занятий предпринимательством, введены облегченные правила деятельности частных компаний, число которых постоянно увеличивалось.

В этот период сформировалась государственная банковская политика, возникли крупнейшие учреждения частного коммерческого кредита, были упорядочены правила проведения операций с ценными бумагами. Новый таможенный тариф сократил до минимума экспортные пошлины. В то же время были снижены ставки обложения импорта, особенно в части, касавшейся поставок машин и сырья для промышленности.

В деле модернизации экономики России М. X. Рейтерн придавал огромное значение строительству железных дорог.

Крымская война показала, сколь велико значение современных путей сообщения. Обладая паровыми судами, Англия и Франция порой доставляли подкрепления и военное снабжение своим войскам в Крыму быстрее, чем туда прибывали русские пополнения.

Под патронажем Министерства финансов в России начался железно­дорожный бум, С 1865 по 1875 г. протяженность железнодорожной сети увеличилась почти в пять раз — с 3842 до 19 029 верст. Невиданные темпы требовали крупных инвестиций.

На эти цели Министерство финансов использовало государственные средства и иностранные займы. Для обеспечения транспортных артерий оборудованием и подвижным составом создавались большие машиностроительные и металлургические заводы. Началось быстрое освоение районов Донбасса и Баку, превратившихся впоследствии в крупнейшие промышленно-сырьевые зоны отечественной промышленности.

Удешевлялась и упрощалась транспортировка грузов, в том числе и экспортных. Последнее обстоятельство было особенно важным, т. к.

главной статьей вывоза являлась сельскохозяйственная продукция, в первую очередь зерно. Если в 1863 г. общий доход от экспорта составил 154,5 млн руб.

, то в 1867 г. — 244,8 млн руб.

К началу 1870-х гг. министру финансов удалось добиться стабилизации денежного курса (рубль в соотношении с другими валютами перестал «падать»). На европейских биржах повышались котировки русских фондов, т.

е. акций и облигаций.

Постепенно взгляды министра финансов на пути и методы промышленного развития страны претерпели су­щественные изменения. В 1870-е гг. министр финансов выступал уже, с одной стороны, за жесткий государствен­ный контроль над предпринимательством, как это имело место, например, в Германии, а с другой — за твердую протекционистскую таможенную политику.

Испания и Португалия в XVIII в.

Министерство начало сдерживать акционерное учредительство, стремясь в первую очередь к тому, чтобы крепко встали на ноги уже созданные акционерные общества. Рейтерна отличало еще одно важное качество: он не боялся отстаивать непопулярные меры. Так, в середине 1860-х гг.

он твердо высказался за продажу США Аляски. Защищать эти удаленные территории Россия не в силах, способствовать их хозяйственному освоению не имеет никакой возможности. Империи не нужна эта обуза, считал Рейтерн.

Она требует лишь финансовых расходов и чревата военным столкновением с другими державами. Мудрость государственного деятеля, как ее понимал Рейтерн, состоит в том, чтобы во имя большего уметь поступаться малым. Аляска была продана в 1867 г.

за небольшую плату — 7,2 млн. долларов (по нынешнему курсу сумма составляет около 1 млрд долларов). Эти средства были вложены в железнодорожное строительство.

Как и сельское хозяйство, промышленность и торговля в России в этот период развивались преимущественно по экстенсивному пути. Преобладало мелкое производство, представленное домашней промышленностью и ремеслом. Важнейшими отраслями домашней промышленности были льнопрядение, обработка шерсти, тканье полотна и валяние сукна. Это был традиционный предмет зимних занятий как мужчин, так и женщин. В середине XIX в. домашняя промышленность свое доминирующее значение потеряла только в центральных районах страны, что свидетельствует о натуральном характере экономического строя России. Применение наемного труда еще не вошло в систему.

Ремесло, распространенное повсеместно, нередко выступало основой мануфактуры. Так, хлопчатобумажная промышленность нередко использовала результаты труда ремесленников; главные работы для казенной оружейной мануфактуры в Туле производились тульскими оружейниками у себя дома, своими инструментами.

В середине XIX в. усиливается специализация мелкой промышленности. Так, шелковое производство было распространено в Москве и в селах на восток от Москвы, обувное — в Твери, льноткачество — в Ярославле.

Крупная промышленность в середине XIX в. представлена мануфактурами и фабриками. Число крупных предприятий составляло 15 тыс., и сосредоточены они были в трех ведущих районах: Урал давал 4/5 всей металлургической продукции, Москва была центром обрабатывающей и текстильной промышленности, Петербург — центром машиностроения.

В стране начинался промышленный переворот, но темпы его были очень медленными. В целом промышленное отставание Российского государства от Европы принимало угрожающие размеры. Даже по объемам производства чугуна империя отодвинулась на восьмое место в мире, отставая от Англии уже в 12 раз, хотя еще в конце XVIII в. Россия давала 1/3 часть его мировой выплавки. Важнейшей причиной неэффективной работы российской промышленности было крепостничество. Негативным фактором было и отсутствие квалифицированной рабочей силы.

Развитие внутреннего рынка также упиралось в существование крепостного права. Численность купцов в середине XIX в. не превышала 1%, а расширение рынка тормозилось низкой покупательной способностью населения и низкой товарностью крестьянского хозяйства: доля крестьянского хлеба, поступающего на рынок, составляла лишь около 10%.

Серьезной проблемой было состояние дорог и транспорта. Железнодорожное сообщение было представлено одной Николаевской дорогой, соединявшей Москву и Петербург, — только она имела промышленное значение. Общая протяженность шоссейных дорог не превышала 10 тыс.

км, и все они были сконцентрированы преимущественно около крупнейших городов империи — столиц и Варшавы. По рекам России плавали всего 50 пароходов; речные пути не использовались с достаточной эффективностью. Основными дорогами продолжали оставаться грунтовые, применение которых было ограничено погодными условиями.

Page 2

Крымская война самым негативным образом сказалась на государственном бюджете империи. Государственные расходы по- прежнему значительно превосходили доходы. Количество кредитных денег в обращении продолжало возрастать, а доля металлического фонда неуклонно падала и к концу 50-х годов составила менее 12%.

Избыток бумажной денежной массы в сочетании с неразвитостью рыночных отношений привел к огромному притоку денежных средств в банки, которые, однако, не смогли выгодно разместить их. Пытаясь сдержать приток денег, банки понизили процент по вкладам, что привело к незамедлительному и существенному оттоку из них денежных средств и, как следствие, — банковскому кризису, результатом которого стало закрытие многих мелких частных банков.

Основным прямым налогом в 50-е годы XIX в. продолжала оставаться подушная подать, не учитывавшая материального положения налогоплательщиков и не отвечавшая требованиям своего времени. Финансово-денежная система и устройство налогообложения России нуждались в самом серьезном реформировании.

В испанской промышленности XVIII в. преобладало ремесло, регламентируемое цеховыми уставами. Во всех провинциях имелись небольшие мастерские, производившие на местный рынок галантерею, кожаные изделия, шляпы, шерстяные, шелковые, льняные ткани.

На Севере, особенно в Бискайе, кустарным способом добывалось железо. Металлообрабатывающая промышленность, расположенная главным образом в баскских провинциях и в Каталонии, также носила примитивный характер. Наибольшая доля промышленной продукции приходилась на три провинции — Галисию, Валенсию и Каталонию.

В Испании XVIII в. еще отсутствовал такой важнейший фактор капиталистического развития, как национальный рынок.

Товарность сельского хозяйства (исключая овцеводство) была очень невелика. Сбыт продуктов земледелия обычно не выходил за рамки местного рынка, а на промышленные товары предъявлялся весьма ограниченный спрос: нищее крестьянство не могло покупать их, дворянство же и высшее духовенство предпочитали заграничные изделия.

Образованию национального рынка препятствовали также бездорожье, бесчисленные внутренние пошлины и алькабала — обременительный налог на сделки с движимым имуществом. Признаком узости внутреннего рынка было и слабое денежное обращение. Денежные капиталы в конце XVIII в.

встречались редко. Богатство было представлено в то время главным образом землями и домами.

Слабость внутренней торговли, отсутствие национального рынка закрепляли исторически сложившуюся замкнутость и обособленность отдельных областей и провинций, следствием чего являлось в случае неурожая катастрофическое вздорожание продовольствия и голод в одних районах страны, несмотря на относительное благополучие в других районах.

Приморские провинции вели довольно активную внешнюю торговлю,но баланс ее оставался для Испании резко пассивным, так как испанские товары большею частью не в состоянии были конкурировать на европейском рынке с товарами других стран из-за отсталости промышленной техники и исключительно высоких издержек сельскохозяйственного производства.

В 1789 г. испанский экспорт составил всего 290 млн. реалов, а импорт – 717 млн.

Испания экспортировала в европейские страны главным образом тонкорунную шерсть, некоторые продукты земледелия, колониальные товары и драгоценные металлы. Наиболее оживленные торговые связи Испания имела с Англией и Францией.

Во второй половине XVIII в. в Испании растет капиталистическая промышленность в форме главным образом рассеянной мануфактуры. В 90-х годах появляются и первые машины, прежде всего в хлопчатобумажном производстве Каталонии.

Число рабочих на некоторых барселонских предприятиях достигало 800 человек. Во всей Каталонии в хлопчатобумажной промышленности было занято более 80 тыс. человек.

В связи с этим в Каталонии во второй половине XVIII в. заметно возросло население городов. В ее столице и крупнейшем промышленном центре Барселоне в 1759 г.

было 53 тыс. жителей, а в 1789 г. — 111 тыс.

Около 1780 г. один испанский экономист отмечал,что «теперь в Барселоне, дав во всей Каталонии трудно найти сельскохозяйственных рабочих и домашнюю прислугу даже за сильно повышенную плату», объясняя это появлением большого количества промышленных предприятий.

В 1792 г. в Саргаделоое (Астурия) был построен металлургический завод с первой в Испании доменной печью. Развитие промышленности и потребности военных арсеналов вызвали в Астурии значительный рост добычи угля.

Таким образом, в последние десятилетия XVIII в. в Испании происходит известный рост капиталистической промышленности. Об этом свидетельствует и изменение состава населения: переписи 1787 и 1797 гг.

показывают, что за это десятилетие население, занятое в промышленности, возросло на 83%. В самом конце века число рабочих только на фабриках и централизованных мануфактурах превышало 100 тыс.

Обзор документа В целях мониторинга финансово-экономического состояния организаций, оказывающих существенное влияние на отрасли промышленности и торговли, а также в целях осуществления мер повышения устойчивости развития отраслей промышленности и торговли приказываю:

1. Утвердить перечень организаций, оказывающих существенное влияние на отрасли промышленности и торговли. 2. Департаментам, согласно сфере ведения, обеспечить мониторинг финансово-экономического состояния организаций, включенных в утвержденный Перечень.

3. Руководителям Рабочих групп при Комиссии по мониторингу за финансово-экономическим состоянием организаций, находящихся в перечне системообразующих организаций, созданной в соответствии с приказом Минпромторга России от 18 декабря 2014 г. № 2627, обеспечить координацию работ по мониторингу за финансово-экономическим состоянием организаций, оказывающих существенное влияние на отрасли промышленности и торговли.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации Г.С. Никитина.

Перечень организаций, оказывающих существенное влияние на отрасли промышленности и торговли(утв. приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 20 февраля 2015 г. № 324)

В целях мониторинга финансово-экономического состояния организаций, оказывающих существенное влияние на отрасли промышленности и торговли, а также в целях осуществления мер повышения устойчивости развития отраслей промышленности и торговли приказываю:

1. Утвердить перечень организаций, оказывающих существенное влияние на отрасли промышленности и торговли. 2. Департаментам, согласно сфере ведения, обеспечить мониторинг финансово-экономического состояния организаций, включенных в утвержденный Перечень.

3. Руководителям Рабочих групп при Комиссии по мониторингу за финансово-экономическим состоянием организаций, находящихся в перечне системообразующих организаций, созданной в соответствии с приказом Минпромторга России от 18 декабря 2014 г. № 2627, обеспечить координацию работ по мониторингу за финансово-экономическим состоянием организаций, оказывающих существенное влияние на отрасли промышленности и торговли.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации Г.С. Никитина.

[custom_ads_shortcode1]

Перечень организаций, оказывающих существенное влияние на отрасли промышленности и торговли(утв. приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 20 февраля 2015 г. № 324)

[custom_ads_shortcode2]

Обзор документа

В 2015 г. организациям промышленности выделяются субсидии на возмещение части затрат, понесенных в этом году на уплату процентов по кредитам, полученным на пополнение оборотных средств и (или) финансирование текущей производственной деятельности.

Установлен перечень таких организаций. В него вошли компании, оказывающие существенное влияние на отрасли промышленности и торговли. Это организации, которые функционируют в автопроме, машино-, судо- и станкостроении, фармацевтике, медицине, легкой, химической промышленности и других отраслях. В частности, в перечень включены ООО “Фольксваген Груп Рус”, Галичский автокрановый завод, Рязанский станкозавод, Волжский машиностроительный завод, Завод электротехнического оборудования, Ирбитский химико-фармацевтический завод, Уральский приборостроительный завод, Тверской экскаваторный завод и пр.

Всего 101 компания.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Источники:

Вам также может понравиться