Состояние промышленности и транспорта в 1943 году

Урал — фронту. Фотография. 1943 г.

1943 год стал переломным в работе советской промышленности и транспорта. Завершение военной перестройки народного хозяйства подготовило и обеспечило мощный подъем военного производства. Победа Красной Армии в битве на Волге вызвала необычайное патриотическое воодушевление и трудовой подъем всего советского народа.

Как и прежде, работу тыла определял лозунг: «Все для фронта, все для победы! » Успехи в развитии военной экономики были достигнуты благодаря трудовому героизму всего народа, руководимого и направляемого Коммунистической партией.

Центральным Комитетом партии и Советским правительством были осуществлены широкие мероприятия по ликвидации отставания металлургии и угольной промышленности. В 1943 г. страна получила на 4млн.

Зенитчики гвардейского эсминца "Сообразительный" ведут огонь по врагу. Черноморский флот. Фотография. 1943 год.

т кузнецкого и на 2,6 млн. т карагандинского угля больше, чем в 1942 г. Еще летом 1942 г.

в Магнитогорске началось строительство крупнейшей в Европе домны № 5, а в декабре того же года она дала первый чугун. В течение 1943 г. было сооружено 3 доменные и 20 мартеновских печей, 23 электропечи, 8 прокатных станов, 3 коксовые батареи.

Увеличила производство и цветная металлургия. Значительно была укреплена энергетическая база. Только на электростанциях Урала за 1943 г.

Советский флаг над освобожденным Новороссийском. Фотография. 1943 год.

было введено мощностей на 22% больше, чем в 1942 г. , и на 74% больше, чем в 1940 г. Увеличились также энергетические мощности в Сибири, Казахстане и других районах страны.

Мощность электростанций, введенных в строй в 1943 г. , превысила миллион киловатт. Ликвидация отставания решающих отраслей экономики позволила еще больше расширить военное производство.

В 1943 г. военная промышленность выпустила около 35 тыс. самолетов, 24 тыс.

Командующий 1-м Украинским фронтом генерал армии Н.Ф. Ватутин на наблюдательном пункте под Киевом. Фотография. Октябрь 1943 год.

танков, 130 тыс. орудий всех зидов, более 1,1 млн. пулеметов и автоматов, 3,4 млн винтовок и карабинов, 175 млн.

снарядов и авиабомб. Массовое производство танков новых конструкций позволило создать не только танковые и моторизованные корпуса, но и танковые армии, которые сыграли важную роль в наступательных операциях Красной Армии.

Развивающееся военное хозяйство непрерывно повышало требования к транспорту, особенно железнодорожному. Теперь он должен был выполнять еще более сложную работу по обслуживанию восстановленной на востоке эвакуированной промышленности и по связи глубокого тыла с фронтом, с каждым днем отодвигавшимся на запад.

Ново-Иерусалимский монастырь, разрушенный гитлеровцами. Фотография.

В начале 1943 г. Центральный Комитет партии и Совет Народных Комиссаров СССР приняли ряд мер по улучшению работы железных дорог, особенно урало-сибирского направления. Наркомату путей сообщения было разрешено временно сократить размеры пассажирского движения, что позволило усилить грузопоток в направлении фронта.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 апреля 1943 г. железные дороги были объявлены на военном положении. 8 мая военное положение было распространено на речной и морской транспорт.

Борьба тружеников советского транспорта за усиление помощи фронту и тылу особенно развернулась накануне решающих сражений на фронтах Отечественной войны. По предложению машинистов-новаторов на железных дорогах начали создаваться фронтовые паровозные колонны. Многие путейцы, в обязанности которых не входило участие в ремонтных работах, стали объединяться в ремонтные бригады и в свободное от дежурств время ремонтировать пути.

К концу года на магистралях страны трудилось уже 3,7 тыс. таких бригад.

Несмотря на все усилия немецко-фашистской авиации прервать продвижение поездов к фронту, размеры воинских перевозок продолжали непрерывно нарастать. В июне 1943 г. — решающем месяце подготовки к сражению на Курской дуге —по железным дорогам Советского Союза проследовало на 1339 грузовых поездов больше, чем в мае. Труженики транспорта сумели снабдить фронт на Курской дуге всем необходимым. Для обеспечения Курской битвы они поставили воинам Красной Армии около 540 тыс. вагонов с воинскими грузами, что намного превысило размеры перевозок во время битв под Москвой и на Волге.

За особые заслуги в увеличении перевозок для фронта и народного хозяйства Президиум Верховного Совета СССР 5 ноября 1943 г. присвоил звание Героя Социалистического Труда 127 железнодорожникам. Тысячи рабочих и служащих железнодорожного транспорта и воинов-восстановителей получили ордена и медали.

Минометы, готовые к отправке на фронт, на одном из московских заводов. Фотография. 1942 год.

В 1943 г. еще шире развернулась творческая инициатива рабочего класса. Коллективы передовых предприятий страны выступили застрельщиками социалистического соревнования в честь 25-летия Красной Армии и дня 1 Мая.

По инициативе предприятий Куйбышева началось социалистическое соревнование за создание фонда Верховного Главнокомандования. В рабочих массах широко развернулось соревнование по профессиям, фронтовые вахты, общественные смотры организации труда. Летом 1943 г.

по инициативе рабочих Первоуральского новотрубного завода был проведен первый общественный смотр труда, в результате которого были выявлены дополнительные источники увеличения выпуска продукции. Эта инициатива нашла широкую поддержку у рабочих других отраслей промышленности.

Листовка Центрального Комитета Коммунистической партии Украины. 1943 год.

Подвигом можно назвать героический труд женщин, делавших все для скорейшей победы над врагом. Свой вдохновенный труд в общее дело народа вложила советская молодежь.

Движение молодежных бригад за улучшение производства, выполнение и перевыполнение планов, за достижение высоких результатов с меньшим числом рабочих приняло общесоюзное значение. К октябрю 1943 г. число комсомольско-молодежных бригад в стране достигло 36 тыс.

Непременным условием соревнования этих бригад являлось обязательное перевыполнение плана, работа по графику, экономия сырья, материалов, топлива, повышение квалификации каждого члена бригады. Коммунистическая партия с огромной заботой отнеслась к этому патриотическому начинанию и широко популяризировала его среди рабочего класса страны.

Урал - фронту. Фотография. 1943 год.

Общее состояние промышленностиДля создания в короткий срок военного хозяйства СССР, способного обеспечить бесперебойное снабжение Советских Вооруженных Сил военной техникой, вооружением, боеприпасами, обмундированием, продовольствием, требовалось всемерно укрепить и развить важнейшие отрасли социалистической промышленности. Партия и правительство, максимально используя преимущества социалистической плановой системы хозяйства, успешно решили целый комплекс взаимосвязанных, сложных и важных задач, вызванных потерей и перебазированием значительных производительных сил, а также перестройкой народного хозяйства на военный лад. Важную роль в достижении экономической победы над врагом сыграл созданный в годы предвоенных пятилеток могучий научно-технический и экономический потенциал страны.

Советский Союз вступил в войну, имея почти 100-тысячную армию ученых и научных работников. Накануне Великой Отечественной войны в стране имелось более 1800 научных учреждений, в том числе около 800 крупных научно-исследовательских институтов, оснащенных современным оборудованием. Главными направлениями работы научно-исследовательских институтов в период войны являлись: непосредственная разработка проблем, связанных с созданием новой военной техники, и оказание научной помощи промышленности в мобилизации и изыскании дополнительных сырьевых ресурсов, а также способов замены дорогих и дефицитных материалов.

Одной из новых форм организации научной деятельности в военные годы стало создание ряда специальных комиссий, которые объединяли и направляли усилия крупных коллективов ученых различных отраслей знаний на быстрейшую разработку проблем, имеющих оборонное значение и способствующих укреплению военного и экономического потенциала страны. Главное внимание советские ученые сосредоточили на изучении производительных сил Урала, Сибири, Поволжья и Средней Азии с целью быстрейшего переключения их производственных мощностей, а также сырьевых и трудовых ресурсов на обеспечение нужд войны. Значительный вклад в разработку проблем военной экономики и организации народного хозяйства в условиях военного времени внесли советские экономисты.

Перестройка промышленности на военный лад началась в крайне неблагоприятных военных условиях и потребовала преодоления огромных трудностей. В первую очередь было необходимо преодолеть резкий спад промышленного производства, вызванный временной потерей важнейших экономических районов в результате первых неудач на фронте. В первые месяцы войны промышленные мощности страны сократились примерно на 38%.

Кроме того, часть предприятий в связи с переходом на новую, военную продукцию уменьшила объем производства. По этим причинам выпуск валовой продукции всей промышленности СССР снизился с 12 млрд. руб.

в июне 1941 г. до 5,6 млрд. руб.

Первый трактор восстановленного Сталинградского тракторного завода. Фотография. 17 июня 1944 г.

в ноябре 1941 г. , или до 47%. К тому же имели место диспропорции между отдельными отраслями промышленности, возникавшие в ходе перебазирования промышленности на восток и восстановления эвакуированных предприятий в тыловых районах.

Значительно отставала от растущих нужд военного хозяйства черная металлургия из-за неудовлетворительного хода работ по наращиванию новых производственных мощностей. Так, если в первой половине 1941 г. черная металлургия, включая добычу руд, увеличила выпуск продукции на 5% по сравнению с предшествующим периодом, то в 1942 г.

она снизила, его до 62% довоенного уровня. В результате возникла явная диспропорция между размерами производства металла и потребностью в нем металлообрабатывающей и военной промышленности, а также строительства.

ВАЖНЕЙШИЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ. СССР 1941-1945 гг.

Резко отрицательно влияли на работу промышленности отставание по добыче угля, особенно коксующихся углей, из-за невыполнения плана ввода в действие новых шахт, а также снижение добычи нефти в основном нефтяном районе — Баку и недостаточный рост нефтедобычи в новых нефтяных районах.

От растущих нужд военной экономики отставало и производство электроэнергии вследствие невыполнения плана ввода в действие новых мощностей и аварийного состояния таких действующих электростанций, как Березниковская, Красногорская, Кизеловская, Орская и некоторые другие.

Развертывание тяжелого машиностроения сдерживалось тем обстоятельством, что во второй половине 1941 г. многие заводы по производству котлов и турбин для электростанций, гидропрессов, крупных паровых молотов, крупных кранов и т.д. перебрасывались в глубокий тыл и находились еще «на колесах».

Партизаны передают жителям деревни Антоново сводку Совинформбюро. Белоруссия. Фотография. 1943 год.

Развитие военного хозяйства тормозило отставание ряда отраслей химической и резиновой промышленности, прежде всего производства соды и синтетического каучука, промышленности стройматериалов, лесной и деревообрабатывающей. В 1942 г. выпуск продукции химической и резиновой промышленности снизился до 79%, лесной и деревообрабатывающей — до 48, промышленности стройматериалов — до 26% довоенного уровня. Между тем в условиях войны этих видов продукции требовалось значительно больше, чем в мирное время.

Война резко ограничила возможности для роста розничного товарооборота, крайне обострила продовольственную, сырьевую и кадровую проблемы, чрезвычайно осложнила работу транспорта.

Огромных усилий требовало налаживание новых экономических связей между Центральным промышленным районом, Закавказьем и Средней Азией, с одной стороны, Уралом и Кузбассом — с другой. Система межрайонных экономических связей была нарушена в результате быстрого продвижения немецко-фашистских армий в глубь страны и нуждалась в коренной перестройке.

На переднем крае "Малой земли". Район Новороссийска. Фотография. 1943 год.

В этих неимоверно тяжелых условиях в гигантских масштабах развертывалось военное производство в восточных районах, предпринимались героические усилия для увеличения производства военной техники, вооружения, боеприпасов, горючего и других материальных средств, необходимых фронту.

Государственный Комитет Обороны 9 ноября 1941 г. утвердил мероприятия, направленные на значительное расширение производства военной промышленности. Намеченная программа предусматривала среднегодовой выпуск 22—25 тыс.

боевых самолетов и свыше 22 тыс. танков, а также резкое увеличение производства боеприпасов. В результате принятых мер с декабря 1941 г.

Сборка самолетов ИЛ-2 на авиационном заводе. Фотография. 1944 г.

Во второй половине 1941 г. объем военного производства увеличился, однако выпуск боеприпасов все еще сильно отставал от выпуска вооружения. Требовалось в кратчайший срок ликвидировать разрыв между уровнем производства снарядов, мин и патронов, с одной стороны, и артиллерийских орудий, минометов и стрелкового оружия — с другой.

Действующие военные заводы при всем напряжении сил не могли сразу восполнить огромные потери в технике и вооружении, которые понесла Красная Армия в начальный период войны, а многие крупные металлообрабатывающие и машиностроительные предприятия не были тогда готовы вследствие эвакуации к выполнению даже тех военных заказов, которые предусматривались довоенными мобилизационными планами. В первые месяцы перевода народного хозяйства на военные рельсы базой снабжения фронта кроме продукции текущего производства служили государственные резервы и запасы.

С марта 1942 г. прекратилось падение производства в ведущих отраслях тяжелой промышленности, быстро возрастало производство промышленной продукции в отраслях, снабжавших военную промышленность сырьем, топливом, а фронт — горючим, снаряжением и продовольствием. В марте 1942 г. выпуск военной продукции только в восточных районах достиг предвоенного уровня производства оборонной продукции на всей территории СССР.

С середины 1942 г. , когда была полностью завершена военная перестройка народного хозяйства страны, начался значительный подъем всех основных отраслей народного хозяйства. С января по декабрь 1942 г.

валовая продукция промышленности увеличилась более чем в 1,5 раза, причем ускоренными темпами рос выпуск продукции военной промышленности, которая во всевозрастающем количестве снабжала Красную Армию вооружением, боеприпасами, военной техникой. Однако дальнейшее развитие военного производства и увеличение выпуска военной продукции сдерживались отставанием важнейших отраслей, обслуживающих военную промышленность, и прежде всего угольной, нефтяной и металлургической промышленности. В этих отраслях широко развернулось капитальное строительство.

В конце 1942 — начале 1943 г. достигнутый уровень развития военной экономики в тыловых районах обеспечил дальнейший количественный и качественный рост технической основы боевой мощи Красной Армии и Флота, что дало возможность создать необходимые условия для коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.

1943 год явился годом коренного перелома не только на фронтах Великой Отечественной войны, но и в работе советского тыла. Этот год ознаменовался ростом против 1942 г. объема основных производственных фондов более чем на 11%, валовой продукции промышленности на 17%, производства электроэнергии на 11%, добычи угля более чем на 23%, выплавки чугуна почти на 17%, выплавки стали примерно на 5%, выпуска самолетов на 46%, тяжелых и средних танков на 23%.

Характерно, что начиная с 1943 г. доля военного производства в общем объеме промышленной продукции стала уменьшаться, а доля гражданской продукции — расти. Если в 1942 г.

на долю гражданской продукции приходилось 36,1%, а на долю военной — 63,9% валовой продукции промышленности страны, то в 1943 г. удельный вес военной продукции снизился до 58,3%, в 1944 г. — до 51,3 и в 1945 г.

— до 40,1%. Этот факт свидетельствует о том, что оборонная промышленность СССР подошла в 1945 г. к полному удовлетворению потребностей Вооруженных Сил в военной технике.

В конце 1943 г. был достигнут общий экономический и военный перевес СССР над фашистской Германией.

1944 год знаменателен тем, что был не только достигнут, но и превзойден довоенный объем выпуска промышленной продукции. Уже в октябре 1944 г. промышленность СССР достигла уровня 1940 г. по объему валовой продукции. В целом за 1944 г. объем валовой продукции промышленности составил 104% довоенного уровня, а военной продукции — 312%. За 1944 г. рост выпуска вооружения составил (в % к 1940 г.) 206%, самолетов — 239, танков — 296 и боеприпасов 310%.

Благодаря непрерывному наращиванию военного производства боевые операции 1944 г. отличались большим размахом, широкой маневренностью, умелым использованием современной военной техники. Советское Верховное Главнокомандование организовало мощное стратегическое наступление, в ходе которого Советские Вооруженные Силы освободили всю временно оккупированную врагом территорию СССР и перенесли боевые действия на территорию гитлеровского рейха и его сателлитов. В Тезисах ЦК КПСС к 50-летию Великого Октября указывается: «В 1944 году немецко-фашистские захватчики были полностью изгнаны с территории Советского Союза, а наступательные операции Советской Армии последнего года войны сыграли решающую роль в избавлении от фашистской оккупации народов Австрии, Албании, Болгарии, Венгрии, Норвегии, Польши, Румынии, Чехословакии, Югославии, в окончательной победе над фашистской коалицией».

Важнейшая отличительная черта 1944 г. состояла в том, что в этом году благодаря успехам тяжелой промышленности более значительная часть средств производства наряду с военной промышленностью была направлена в другие отрасли: на развитие мощностей горнометаллургического и другого машиностроения, производства запасных частей к подвижному составу железных дорог, тракторам и сельскохозяйственным машинам, а также в строительство и на транспорт.

Весьма важным итогом 1944 г. явилось создание условий для нормальной и бесперебойной работы промышленности, улучшения использования производственных мощностей, повышения производительности труда, снижения себестоимости продукции. В 1944 г.

промышленность и другие отрасли народного хозяйства получили более устойчивое материально-техническое снабжение, восстанавливали текущие запасы на предприятиях. Значительно возросли накопления социалистических предприятий и их отчисления в государственный бюджет, который в этом году был сведен без дефицита.

В 1944 г. основные фонды промышленности увеличились на 24% по сравнению с 1942 г. и составили 84% довоенного уровня.

Их рост происходил во всех отраслях промышленности за счет ввода новых предприятий и восстановления заводов и фабрик в освобожденных районах. Хотя в 1944 г. промышленное производство, как и в предыдущие годы войны, продолжало подчиняться прежде всего потребностям фронта, но наряду с этим появились возможности и для увеличения производства товаров для гражданского населения.

В 1944 г. наметились изменения в пропорциях между военной и гражданской продукцией в пользу последней.

1945 год ознаменовался дальнейшим ростом объема промышленной продукции, и особенно военной техники.

Значительных успехов в развитии промышленности достигли восточные районы СССР. За годы Великой Отечественной войны на Урале общее промышленное производство увеличилось в 3,6 раза, в Сибири — в 2,8, в Поволжье — в 3,4 раза. В первом полугодии 1945 г. в восточных районах производилось в 2 раза больше промышленной продукции и в 5,6 раза больше военной продукции, чем в первом полугодии 1941 г.В 1945 г. наряду с ростом военной продукции продолжало увеличиваться производство тракторов, зерновых комбайнов, тракторных молотилок, сеялок и другой сельскохозяйственной техники. В начале 1945 г. возобновилось производство бульдозеров, автомобильных и башенных кранов. Принимались меры для обеспечения дальнейшего увеличения производства всех видов стройматериалов и подъема текстильной, легкой и местной промышленности. Правительственные задания предусматривали значительное расширение производства тканей, трикотажных и хлопчатобумажных изделий, обуви, посуды, мебели и других товаров широкого потребления.

Характерно, что в 1945 г. на производство гражданской продукции было переведено более 500 предприятий. Во втором квартале 1945 г.

выпуск ее составил 45,7% общего объема производства, а в третьем — 59,8%. В годы войны выдающуюся роль в создании и развитии военной экономики, и особенно военной промышленности, сыграла тяжелая промышленность, объем продукции которой по годам характеризуется следующими данными4:

Виды продукции Единица измерения Годы
Чугун млн. т
Сталь
Прокат
Железная руда
Кокс
Уголь
Нефть
Электроэнергия млрд. кВт-ч
Металлорежущие станки тыс. шт.

Благодаря росту тяжелой промышленности успешно работала военная промышленность, которая в сжатые сроки обеспечила Красной Армии материально-техническое превосходство над армией агрессора. Следующая глава.

В 1943 г. советский транспорт выполнял сложную работу по обслуживанию народного хозяйства, перемещенного на восток, и по связям Поволжья, Урала и Сибири с фронтом. Наступательные действия Красной Армии требовали еще большего потока грузов к линии фронта.

В результате перемещения промышленности резко изменились размеры и направления грузовых потоков на железнодорожных магистралях востока страны. Большую нагрузку получили многие прежде второстепенные линии. Удлинялись также пути сообщения тыловых районов с фронтом, удалявшимся на запад.

Необходимо было восстанавливать рельсовые пути на освобожденной территории, что было нелегким делом, особенно в зимнее время. Большая трудность состояла и в том, что в ходе войны транспорт лишился значительной части рабочего парка, намного сократилась протяженность водных коммуникаций, шоссейных и железных дорог, сузилась ремонтная база, не хватало квалифицированных кадров.

По всем этим причинам железные дороги в начале 1943 г. , как и в 1942 г. , не справлялись с перевозками сырья, топлива и металла.

Таким образом, транспорт стал тормозить дальнейшее развитие военной экономики. В этих условиях борьба за улучшение его работы, в первую очередь железнодорожных перевозок, приобрела первостепенную важность.

В начале 1943 г. были приняты необходимые меры по повышению темпов работы железных дорог, в первую очередь урало-сибирского направления. В январе для увеличения числа воинских и оперативных поездов Наркомату путей сообщения было разрешено па период до 1 марта несколько сократить размеры пассажирского движения.

Это позволило усилить грузопоток в направлении фронта. 1 февраля Государственный Комитет Обороны обязал НКПС в течение месяца кроме воинских перевозок продвигать в первую очередь угольные маршруты.

Глубже стали вникать в деятельность транспорта местные партийные организации. Для улучшения организационной и политической работы на Московский железнодорожный узел, на Горьковскую и ряд других магистралей было направлено большое число коммунистов. Форсировались работы по увеличению пропускной способности важнейших узлов, станций и подъездных путей уральских и западносибирских дорог.

В период наступления Красной Армии летом и осенью 1943 г. работники транспорта сумели обеспечить важные воинские перевозки. Железнодорожный и автомобильный транспорт по заданию Верховного Главнокомандования осуществил переброску крупных резервов войск в районы боевых действий.

И все же работа транспорта в первые месяцы 1943 г. страдала существенными недостатками. Часто нарушался основной закон бесперебойной деятельности железнодорожного конвейера—график движения поездов, скорость движения эшелонов на большинстве магистралей не соответствовала нормативам.

Недостаточно четко была организована погрузка. Так, Московско-Донбасская магистраль только за 25 дней марта недодала под погрузку угля 6540 вагонов.

Одной из серьезных причин такого явления была недостаточная производственная дисциплина на некоторых дорогах, что явилось следствием ослабления партийно-политической работы. Анализируя состояние работы транспорта в начале 1943 г. , газета «Гудок» в передовой статье 24 января 1943 г.

отмечала: «Главное сейчас — в укреплении дисциплины и организованности на железных дорогах. От того, насколько крепка дисциплина, насколько высока организованность в труде, зависят своевременная доставка всего необходимого фронту и тылу, бесперебойное продвижение поездов».

Учитывая, что любые перебои в работе транспорта наносили серьезный ущерб военной экономике, нарушали взаимодействие фронта и тыла, ЦК ВКП(б) н Советское правительство приняли решительные меры по наведению строгого порядка в этой отрасли народного хозяйства. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 апреля 1943 г. железные дороги были объявлены на военном положении.

Одновременно СНК СССР утвердил Устав о дисциплине рабочих и служащих железнодорожного транспорта, способствовавший ее укреплению. В мае военное положение было распространено также на речной и морской транспорт. 31 мая на железнодорожном и водном транспорте были ликвидированы политотделы.

Ответственность за политическую работу среди железнодорожников и водников была возложена целиком на территориальные партийные организации: областные, городские и районные. Все это вскоре положительно сказалось на деятельности советских транспортников.

Борьба тружеников советского транспорта за усиление помощи фронту и тылу особенно широко развернулась накануне решающих сражений на фронтах Великой Отечественной войны. По предложению машиниста депо Курган И. П.

Блинова и других передовых машинистов на железных дорогах начали создаваться фронтовые паровозные колонны тяжеловесных составов, добившиеся отличных производственных показателей. По почину путевого обходчика Свердловской дороги М. А.

Казанцева многие путейцы, в обязанности которых не входили ремонтные работы, принимали в них участие в свободное от дежурства время. К концу года на магистралях страны трудилось уже 3,7 тыс. таких внештатных ремонтных бригад.

Другим проявлением инициативы железнодорожников весной 1943 г. явилось движение за создание особого фонда наркома, который пополнялся за счет сэкономленного топлива. В качестве инициаторов этого начинания выступили машинисты А.

Дубинин (депо Новосибирск), Г. Нетесин (депо Тюмень), коллектив депо Люблино и многие другие.

Все большее число паровозников, вагонников, движенцев, путейцев, используя опыт лучших железнодорожников, добивалось новых успехов во Всесоюзном социалистическом соревновании. Значительно увеличились ряды передовиков транспорта. Уже в мае они насчитывали до двух третей всех работавших на железных дорогах.

Немалый вклад в дело помощи фронту и народному хозяйству внесли моряки советского транспортного флота. Им пришлось преодолевать серьезные трудности. Например, перевозки нефти на Каспии, как и в 1942 г.

, проходили под непрерывными налетами немецко-фашистской авиации. Особенно ожесточенные удары враг наносил в районе Северного Каспия летом 1943 г. Несмотря на это, Каспийский флот перевез за год 14 млн.

Большая доля заграничных перевозок была выполнена моряками Северного и Дальневосточного пароходств. Советские транспортные суда совершали экспортно-импортные рейсы с продовольствием, медикаментами, промышленным оборудованием, вооружением в Америку, Австралию, Великобританию, Исландию, Африку, па острова Яву, Борнео и в другие отдаленные пункты. Для того чтобы избежать встреч с немецко-фашистской авиацией и флотом, наши суда были вынуждены совершать удлиненные маршруты.

Например, направляясь из Мурманска в Исландию, они шли сначала на восток к Новой Земле, потом вдоль кромки льда на запад мимо Шпицбергена к берегам Гренландии и затем уже на юг к Исландии. В Тихом океане из Владивостока в Сан-Франциско и в Панамский канал приходилось идти вблизи Алеутских островов. Многие суда подвергались нападениям и захвату со стороны японского флота, хотя Япония тогда не находилась в состоянии войны с СССР.

В таких условиях советские моряки доставили в порты Родины свыше 10 млн. т важнейших грузов.

Во второй период войны особенно увеличились на морских коммуникациях перевозки нефти и нефтепродуктов, составившие в 1943 г. 13,1 млн. т против 8,8 млн.

в предыдущем году. Значительно возрос объем перевозок воздушным транспортом. В 1943 г.

они составили 25,8 млн. тонно-километров, что на 6,1 млн. тонно-километра больше, чем в 1942 г.

Заметно улучшилась работа автомобильного транспорта. В большой мере этому способствовало увеличение автомобильного парка страны.

Источники:

Вам также может понравиться