Начало организованного движения за реформы

Предыдущая12345678910СледующаяТяжелая война 1894-1895 гг. с Японией, завершившаяся унизительным Симоносэкским договором, вызвала в Китае широкую волну народного недовольства. Население Тайваня единодушно восстало против капитулянтского решения маньчжурского правительства об уступке острова японцам, и в мае 1895 г. на Тайване была провозглашена республика. Однако народное восстание было подавлено, и японские войска оккупировали остров.

Вместе с тем поражение в войне с Японией явилось толчком к возникновению в Китае организованного движения за проведение реформ.

15 апреля 1895 г., тотчас после получения в Пекине известий об условиях предстоящего договора, прибывшие в столицу на государственные экзамены представители ученого сословия провинций Гуандун и Хунань собрались, чтобы заявить решительный протест против заключения позорного мира. Кан Ю-вэем и его учениками Лян Ци-чао и Май Мын-хуа был составлен «коллективный меморандум» маньчжурскому двору. «Коллективный меморандум» встретил горячее одобрение более чем 1200 съехавшихся на государственные экзамены представителей всех провинций страны; они подписались под ним и быстро распространили копии меморандума по всей стране.

«Коллективный меморандум» резко осуждал неспособность маньчжурского двора противодействовать японской агрессии. Оспаривая аргументы сторонников заключения мира и призывая к мобилизации всех сил страны для продолжения войны, авторы меморандума предлагали императору перенести столицу из Пекина в глубь Китая, приступить к проведению неотложных реформ в области экономики, административного управления и культуры.

Движение за реформу школьного образования в начале. XX века 1. Общая характеристика основных состояния

Меморандум требовал оградить интересы китайских предпринимателей от конкуренции иностранного капитала, создать благоприятные условия для частного предпринимательства, развития сельского хозяйства, промышленности, транспорта, защитить китайских эмигрантов от дискриминации со стороны иностранных властей. Предлагалось обратить самое серьезное внимание на создание национальной технической интеллигенции, на распространение грамотности и на реформу системы государственных экзаменов, с тем чтобы административные должности замещались наиболее талантливыми представителями китайской интеллигенции независимо от возрастных и чиновничьих цензов.

Главным политическим требованием меморандума было требование введения в Китае конституции и учреждения парламента. В меморандуме, однако, сквозила боязнь новой крестьянской войны, подобной тайнинскому восстанию. Все надежды возлагались на проведение реформ мирным путем «сверху», силой и авторитетом маньчжурского двора.

В конце августа 1895 г. в столице образовалась «Ассоциация усиления государства», ставшая штаб-квартирой движения за реформы. Этому предшествовало создание Кан Ю-вэем и его последователями печатного органа сторонников реформ.

Перевозка английской артиллерии по железной дороге в Индии. Гравюра. 1875 г.

Газета и клуб реформаторов, выступали против раздела Китая иностранными государствами, боролись за усиление экономической и военной мощи страны. В то же время они популяризировали западные буржуазные общественно-политические идеи и призывали к буржуазным преобразованиям.

Несмотря на запрещение маньчжурским правительством в декабре 1895 г. «Ассоциации», ее филиалов, открывшихся к тому времени в Шанхае и Нанкине, и ее печатного органа, движение за реформы получило отзвук во всех провинциях Китая. Возвратившиеся из Пекина участники столичных государственных экзаменов, подписавшие «коллективный меморандум», начали повсеместно со-, здавать по примеру «Ассоциации усиления государства» различные патриотические союзы, общества, клубы, школы и т. д.

В период с 1895 по 1898 г. в Китае возникло значительное количество газет и журналов, появилась публицистическая литература буржуазно-либерального реформаторского направления.

Борьба империалистических держав за раздел Китая в конце XIX в. Народное восстание ихэтуаней в 1899 - 1901 гг.

Предыдущая12345678910Следующая

Рост новых общественных сил, препятствия, чинимые феодальной реакцией развитию капиталистических отношений, и полная неспособность цинского правительства защищать интересы страны от агрессии империалистических держав, что особенно наглядно проявилось во время войны с Японией, — все это привело к возникновению в 1895 г. движения за реформы. В нем приняли участие представители китайской буржуазии и либеральных помещиков. Движение возглавил ученый и педагог Кан Ю-вэй. Он родился в 1858 г. в пров. Гуандун в семье учителя, получил классическое конфуцианское образование и сам стал учителем. В 1888 г. Кан Ю-вэй обратился со своим первым меморандумом к императору Гуансюю, призывая его провести реформы в целях укрепления Китая и организации отпора агрессии капиталистических держав.

Когда японское правительство предъявило китайской делегации в Симоносеки унизительные условия мира, Кан Ю-вэй, находившийся в столице, куда он приехал сдавать экзамены на высшую ученую степень, стал во главе движения протеста. Под его председательством весной 1895 г. происходили в Пекине собрания, где участвовало свыше 1200 человек.

Это были представители ученой и бюрократической прослойки правящего класса, съехавшиеся на столичные экзамены. Многие из них были связаны с предпринимательской и торговой деятельностью. Участники собраний одобрили текст коллективного меморандума, составленный Кан Ю-вэем, его учеником Лян Ци-чао и их единомышленниками.

Коллективный меморандум состоял из двух частей. В первой приводились доводы против ратификации мирного договора и давались практические советы, как продолжить войну. Вторая часть содержала обширную программу преобразований в области политики, военного дела, экономики и культуры. Авторы меморандума предлагали императору Гуансюю признать свои ошибки и сурово наказать сановников и военачальников, виновных в поражении, перенести столицу из Пекина в Сиань, реорганизовать армию по западному образцу, выдвигать молодых, талантливых военных, привлекать на государственную службу китайцев-эмигрантов. Чтобы предотвратить раздел Китая империалистическими державами, авторы меморандума требовали изменения устаревших методов государственного управления, ликвидации ненужных учреждений. Они считали необходимым организацию выпуска бумажных денег и монет государственным банком, строительство железных дорог, производство машин и пароходов, открытие шахт и рудников и создание государственной почтовой системы.

Это была широкая программа реформ, отражавшая интересы нарождавшейся китайской буржуазии и той части помещиков, чье хозяйство уже было тесно связано с внутренним рынком и внешней торговлей. Авторы коллективного меморандума призывали правительство ограждать интересы китайских предпринимателей от конкуренции иностранного капитала и от произвола чиновников — казнокрадов и взяточников. Много внимания уделялось и вопросам повышения товарности сельского хозяйства, внедрению технических культур, ирригации и механизации. Мероприятия в области просвещения были направлены на реформу архаической системы образования, на распространение грамотности, подготовку кадров технической интеллигенции. Авторы меморандума предлагали сделать конфуцианство государственной религией, а также использовать его для облегчения китайского проникновения в страны Юго-Восточной Азии по примеру стран Запада, применявших в колонизаторских целях проповедь христианской религии.

Предложение о реформе системы государственного управления империи сводилось к созданию при императоре совещательного органа из избранных народом представителей. Политические требования реформаторов не шли, таким образом, дальше введения конституционной монархии. Боязнь народа, от имени которого выступали авторы меморандума, сквозила в каждой его строке. Не случайно в нем ни слова не говорилось об удовлетворении вековых стремлений китайского крестьянина получить землю, об улучшении положения рабочего класса. Слабость и ограниченность молодой китайской буржуазии, ее тесная связь с классом помещиков и неспосообность возглавить революционную борьбу с феодальными порядками сказалась в крайней умеренности экономических и политических концепций, нашедших отражение в меморандуме. Несмотря на недостатки, коллективный меморандум явился прогрессивным, патриотическим выступлением новых общественных сил.

Кан Ю-вэй, зачисленный после окончания экзаменов мелким чиновником в приказ общественных работ, организовал в столице выпуск ежедневной газеты «Цянсюэбао» («Усиление государства») — орган сторонников реформ. В Пекине по его инициативе был создан своеобразный клуб реформ — Ассоциация усиления государства, — привлекавший широкий круг столичных чиновников и ученых для обсуждения проектов реформ. Во всех крупных провинциальных городах Китая начали создаваться клубы и ассоциации реформ, издаваться газеты и журналы реформаторского направления. Большой известностью стали пользоваться переводы книг Адама Смита, Герберта Спенсера и Томаса Гексли, выполненные талантливым переводчиком Янь Фу, примыкавшим к реформаторскому движению. В этот период возник новый литературный стиль; публицистические произведения реформаторов писались на понятном широкому кругу читателей языке, без обязательных заимствований из классических конфуцианских канонов.

Реакционные столичные сановники обвиняли Кан Ю-вэя в выступлении против правительства. Император запретил газету и клуб реформаторов в Пекине ввиду их «злонамеренной и незаконной деятельности». Кан Ю-вэй, опасаясь ареста, уехал в Шанхай, а затем в Гуандун, где вновь занялся преподаванием.

Тяжелая война 1894-1895 годов с Японией, завершившаяся унизительным Симоносэкским договором, вызвала в Китае широкую волну общественного недовольства.

Население Тайваня единодушно восстало против решения маньчжурског о правительства об уступке острова японцам, и в мае 1895 года на Тайване была провозглашена республика. В период с 1895 ио 1898 годы в Китае возникло зна- чительнаое количество газет и Журналов, появилась публицистическая литература либерально-реформаторского направления.

Однако эти выступления были подавлены, и остров оккупировали японские войска. Вместе с тем, поражение в войне с Японией явилось толчком к возникновению в Китае организованного движения за проведение реформ. 15 апреля 1895 года, сразу же после получения в Пекине известий об условиях предстоящего договора, прибывшие в столицу на государственные экзамены представители ученого сословия провинций Гуандун и Хунань собрались, чтобы заявить решительный протест против заключения позорного мира. Кан Ю-вэем и его учениками Лян Ци-чао и Май Мын-хуа был составлен коллективный меморандум маньчжурскому двору. Коллективный меморандум встретил горячее одобрение более чем 1200 съехавшихся на государственные экзамены представителей всех провинций страны. Они подписались под ним и быстро распространили копии меморандума по всей стране. Коллективный меморандум резко осуждал неспособность маньчжурского двора противодействовать японской агрессии. Оспаривая аргументы сторонников заключения мира и призывая к мобилизации всех сил страны для продолжения войны, авторы меморандума предлагали императору перенести столицу из Пекина в глубь Китая, приступить к проведению неотложных реформ в области экономики, административного управления и культуры. Меморандум требовал оградить интересы китайских предпринимателей от конкуренции иностранного капитала, создать благоприятные условия для частного предпринимательства, развития сельского хозяйства, промышленности, транспорта, защитить китайских эмигрантов от дискриминации со стороны иностранных властей. Предлагалось обратить самое серьезное внимание на создание национальной технической интеллигенции, на распространение грамотности и на реформу системы гос уда] xtbci шых экзаменов, с тем чтобы административные должности замещались наиболее талантливыми представителями китайской интеллигенции независимо от возрастных и чиновничьих цензов. Главным политическим требованием меморандума было требование введения в Китае конституции и учреждения парламента. Однако в меморандуме сквозила боязнь новой крестьянской войны, подобной тайнинскому восстанию. Все надежды возлагались иа проведение ]хч|юрм мирным путем сверху, силой и авторитетом маньч курского двора. В конце августа 1895 года в lt; юлице образовалась «Ассоциация усиления государства», ставшая ипаб-квлртирой движения за реформы. Этому предшествовало создание Каи Ю-вэем н его последователями печатного органа сторонников реформ. Газета и клуб реформаторов выступали против раздела 1lt;игая иностранными государствами, боролись за усиление экономической и военной мощи страны. В то же время они популяризировали западные общее i венно-политические идеи и призывали к буржуазным преобразованиям. 11есмотря на запрещение маньчжурским правительством в декабре 1895 года ассоциации, ее филиалов, открывшихся к тому времени в Шанхае и Нанкине, и ее печатного органа, движение за реформы получило отзвук во всех провинциях Китая. Возвратившиеся из Пекина участники столичных государственных экзаменов, подписавшие коллективный меморандум, начали повсеместно создавать по примеру «Ассоциации усиления госу/ццтства» различные патриотические союзы, клубы, общества, школы и так далее.

Во второй половине XIV в. в Англии развертывается широкое движение за реформу католической церкви. Различные общественные группы, участвовавшие в нем, были заинтересованы в церковной реформе по разным причинам. Королевская власть в Англии еще с конца XIII в. тяготилась зависимостью от папства, признанной Иоанном Безземельным. Враждебная по отношению к Англии политика пап, которые, находясь с 1309 г. в Авиньоне, поддерживали Францию в Столетней войне, активизировала действия английских королей в этом направлении. Король и парламент, недовольные тем, что несметно богатая церковь уклонялась от государственных налогов, стремились освободить ее из-под влияния пап и наложить руку на земельные владения церкви. Придворная знать и крупные феодалы рассчитывали расши­рить свои владения и увеличить доходы за счет конфискации церковных^ земель^ Короля и феодалов энергично поддерживали рыцарство и горожане, враждебно смотревшие на богатства церкви. Эти слов ваееяентгя порицали духовенство, особенно монахов, за тунеядство, расточительство. Они стремились не только освободить церковь от влияния Рима, но и реформировать ее — упростить обряды, лишить ее богатств и прежде всего земельных владений, рассчитывая со своей стороны также поживиться при конфискации церковных имуществ. Особенно глубокое недовольство католической церковью нарастало в среде крестьянства и городской бедноты. Оно выражало их общие антифеодальные настроения. Церковные феодалы были самыми жестокими эксплуататорами крестьянства. Они упорно держались за барщину и крепостное право. Церковь донимала крестьян своими десятинами и другими поборами. Уже в 60—70-х годах XIV в. в народе началось широкое движение против католической церкви. В этой атмосфере всеобщей антицерковной оппозиции в середине 70-х годов XIV в. выступил профессор Оксфордского университета Джон Виклиф (1320—1384). Виклиф доказывал, что папа не имеет права взимать поборы с Англии и вообще вмешиваться в дела светской власти, а, напротив, церковь и ее глава во всех гражданских делах должны подчиняться светским государям. Из этого он выводил право английского короля на конфискацию церковных имуществ. Английское правительство полностью поддержало Виклифа, взяв его под защиту, когда папа потребовал церковного суда над ним. На защиту Виклифа встали и лондонские горожане. Почувствовав поддержку, Виклиф стал выступать более решительно, требуя коренной реформы церкви и отвергая ряд основных догматов католицизма: учение о «благодати» — особых сверхъестественных «дарах», которыми в отличие от мирян якобы обладает духовенство и которые дают ему силу отпускать грехи и «спасать» души верующих; материальный характер так называемого пресуществления. Он поставил под сомнение право папы и епископов давать грамоты на отпущение грехов (индульгенции), право на тайную исповедь и замахнулся на необходимость самого института папства. Единственным источником вероучения Виклиф провозгласил Священное писание и, чтобы сделать его доступным мирянам, содействовал переводу Библии с латинского языка на английский. Однако дальше требования церковной реформы Виклиф не шел. Он ни в чем не посягал на существующий социальный строй, напротив, призывал верующих к покорности светской власти, вилланов — к повиновению феодалам. Взгляды Виклифа отражали главным образом интересы и настроения рыцарства и горожан. Придворные круги, сначала поддерживавшие Виклифа, испугались его более поздних выступлений и отвернулись от него. В 1381 г. учение Виклифа было осуждено как еретическое. Учение Виклифа нашло широкий отклик в простом народе, так как еще до него народные проповедники, так называемые лолларды, или бедные священники, выступали против официальной церкви. Они сами вели полунищенское существование и понимали народные нужды. Поэтому, используя учение Виклифа, они придавали ему социальное звучание, соответствовавшее заветным стремлениям угнетенных народных масс. Лолларды выступали не только против официальной церкви и духовенства, но и против феодалов, королевских чиновников, обличая несправедливость существующего строя. Их излюбленная поговорка: «Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто был тогда дворянином?» — выражала стремление народных масс к уравнению сословий и ликвидации дворянских привилегий. Среди народных проповедников особенно выделялся талантом и силой убеждения Джон Болл. Он требовал отменить церковную десятину, отобрать у церкви ее имущества и призывал не только к ликвидации сословного неравенства, но даже к равенству и общности имуществ. Он говорил: «…дела в Англии пойдут хорошо только тогда, когда все станет общим, когда не будет больше ни вассалов, ни лордов, когда лорды перестанут быть господами и будут такими же, как мы». Проповедь Джона Болла и других «бедных священников» выражала интересы крестьянства и городской бедноты. Ф. Энгельс называет Джона Болла представителем крестьянско-плебейской ереси средних веков.

Источники:

Вам также может понравиться