Разложение феодальных отношений в Японии. Революция 1868 г

1868 г. озна­меновал начало важного переломного этапа в истории Япо­нии. События этого года получили название “реставрации Мэйдзи”, или “Мэйдзи-исин”. Их первым политическим результатом стало свержение сёгуна и восстановление вла­сти японского императора в форме абсолютной монархии. Эти события не переросли в буржуазную революцию в пря­мом смысле этого слова. В Японии в это время не было ни буржуазии, ни иной политической силы, способной отстаи­вать цели буржуазной революции, в частности ликвидацию феодализма, абсолютистского режима и пр.

Угроза потери своей независимости становится в Япо­нии ускоряющим импульсом национального движения, раз­витие которого происходило по мере все большего осознания правящими кругами, самураями – “дворянскими рево­люционерами” необходимости “возрождения и единства страны”, создания сильного централизованного государст­ва, способного обеспечить ее независимое, самостоятельное существование. Единственный путь к этому – проведение буржуазных по своему характеру реформ.

Начавшаяся в Японии в конце 60-х гг. борьба между сторонниками сёгуна и императора была связана не с тем, проводить или не проводить реформы, настоятельная необ­ходимость которых стала очевидной, а с тем – кто их будет проводить. Показательна и религиозная окраска антибакуфской идеологии: буддизму – религии сёгуна противопоставля­ется древняя религия японцев синто – обожествляющая императора.

Дальновидные самурайские круги видели в император­ском престоле, в культе императора единственно надежную опору в деле консолидации японцев перед внешней угрозой. Не случайно именно в это время в Японии формируется “тэнноизм” (от слова тэнно – Сын Неба, древнего назва­ния японского императора), получившее название “императорский путь”, несу­щее политический, идеологический, религиозный и миро­воззренческий смысл, ставшее объединительным началом, которое выработало у японцев особое чувство националь­ной общности.

Внедрение тэнноизма означало прямое нарушение япон­ской религиозной традиции веротерпимости (японцы, как известно, поклонялись божествам различных религий).

Переворот 1868 г. в Японии носил мирный, бескровный характер. Он был осуществлен без непосредственного уча­стия народных масс.

Пик крестьянских выступлений в фор­ме так называемых “рисовых бунтов” падает на 1866 г. В 1867-1868 гг. народный протест носил характер скорее традиционных для Японии ритуальных шествий и плясок, которые часто инициируются самими правящими кругами, чтобы “выпустить пар” народного недовольства.

содержание

Последний сёгунКейки сам отрекся от престола, зая­вив, что единовластие является “необходимым условием в сложившейся ситуации.

Правящие круги Японии в ходе проведения реформ, своеобразной “революции сверху”, решали, таким образом, две задачи – общенациональную задачу защиты страны от потери ею суверенитета и скорее контрреволюционную по отношению к народному движению социальную задачу, це­лью которой было перевести это движение из русла рево­люционной борьбы в русло реформ.

Буржуазные реформы 70-80-х гг. Перед новым пра­вительством встала задача ускоренного укрепления страны в экономическом и военном отношении, сформулированная лидерами Мэйдзи.Важнейшим шагом к осуществлению этой политики была :

Рейтинг@Mail.ru

– аграрная реформа 1872-1873 гг. Реформа, закрепившая новые, сложившиеся уже к тому времени по­земельные отношения, привела к ликвидации феодальных прав на землю. Земля превратилась в отчуждаемую капиталистическую собственность, облагаемую единым поземель­ным налогом в пользу государственной казны.

Если кресть­яне, наследственные держатели земельных участков, полу­чали их в собственность, то крестьяне-арендаторы никаких собственнических прав на землю не приобрели. Право соб­ственности на заложенную землю было признано за теми, кому эта земля была заложена. У крестьян была изъята и общинная земля – луга, леса, пустоши.

Одной из главных целей этой акции было получение государственной казной средств, необходимых для превра­щения Японии в “современное” государство, для модерни­зации промышленности и укрепления армии. Князьям сна­чала была установлена высокая пенсия, равная 10% услов­ного валового годового земельного дохода. Затем эта пенсия была капитализирована и князья получили денежную ком­пенсацию за землю в виде правительственных процентных облигаций, с помощью которой японская знать в 80-х гг.

предыдущая глава

стала обладательницей значительной доли банковского ка­питала. Это способствовало впоследствии ее быстрому пе­реходу в разряд верхушки торгово-финансовой и промышленной буржуазии.

Прежние удельные княжества были реорганизованы в префектуры, непосредственно подчиненные центральной власти. Вместе с феодальными правами на землю князья окончательно лишились на местах и политической власти.

-административная реформа 1871 г., на основе которой в Японии было создано 50 крупных пре­фектур во главе с назначаемыми из центра префектами, строго отвечающими за свою деятельность перед правитель­ством. Таким образом, ликвидировался феодальный сепа­ратизм, завершалось государственное объединение страны, являющееся одним из главных условий развития внутрен­него капиталистического рынка.

Аграрная реформа привела к укреплению позиций “но­вых помещиков”, новой денежной знати, состоящей из рос­товщиков, рисоторговцев, сельских предпринимателей, за­житочной сельской верхушки – госи, фактически сконцен­трировавших землю в своих руках. В то же время она боль­но ударила по интересам мелких землевладельцев-кресть­ян. Высокий поземельный налог (отныне 80% всех государ­ственных доходных поступлений шло от поземельного на­лога, достигавшего часто половины урожая) привел к мас­совому разорению крестьян, к бурному росту общего числа крестьян-арендаторов, эксплуатируемых с помощью рыча­гов экономического принужденияРеформа имела и важные политические последствия. Сохранявшееся помещичье землевладение и японский аб­солютизм были взаимосвязаны. Помещичье землевладение могло оставаться нетронутым почти до середины XX в., даже в условиях хронического кризиса сельского хозяйства, только за счет прямой поддержки абсолютистским государством. В то же время “новые помещики” становились неизменной опорой абсолютистского правительства.

– военная реформа ,ликви­дировавшай старый принцип отстранения низших сословий от военной службы. В 1878 году был введен закон о всеобщей воинской повинности. Его принятие стало прямым следствием, во-первых, роспуска самурайских формирований, во-вторых, провозглашения в 1871 г. “равенства всех сословий”.

В 1872 году был принят также закон о ликвидации старых званий, упрощавшее сословное деление на высшую знать (кидзоку) и низшее дворянство (сидзоку); все остальное население было отнесено к “простому народу”. “Равен­ство сословий” не шло дальше военных целей, разрешения смешанных браков, а также формального уравнения в пра­вах с остальным населением касты отверженных (“эта”). Офицерские должности и в новой армии замещались саму­раями.

Воинская повинность не стала всеобщей, от нее можно было откупиться. Освобождались также от воинской повин­ности чиновники, студенты (в основном дети из состоятель­ных семей), крупные налогоплательщики.

Капиталистическому развитию страны способствовали и ликвидация всех ограничений на развитие торговли, фео­дальных цехов и гильдий, тарифных барьеров между про­винциями, упорядочение денежной системы. В 1871 г. были введены свободное передвижение по стране, а также свобо­да выбора профессиональной деятельности.

Самураям, в частности, было разрешено заниматься торговлей и ремес­лом. Кроме того, государство всемерно стимулировало раз­витие капиталистической промышленности, предоставляя предпринимателям займы, субсидии, налоговые льготы, вкла­дывая средства государственной казны в строительство железных дорог, телеграфных линий, предприятий воен­ной промышленности и пр.

содержание

В общем русле революционных преобразований прохо­дила и реформа японской школы, традиционной системы образования, открывшая двери для достижений западной науки. Правительству Мэйдзи в этой сфере пришлось ре­шать сложную задачу. С одной стороны, для него было оче­видно, что без модернизации японской школы, образования по западному образцу, решить задачу создания богатого, сильного государства невозможно, с другой – чрезмерное увлечение западными науками и идеями было чревато по­терей самобытной культуры, распадом целостности сложив­шейся японской нации, основанной на скрепляющей ее тэнноистской идеологии.

Чтобы обеспе­чить господствующее положение синтоизма, христианство в 1873 г. было запрещено, буддизм поставлен в прямую зави­симость от государственной религиозной идеологии.

В 1868 г. был принят указ о “единстве отправления ритуала и управ­ления государством”, создано по старому образцу “Управление по делам небесных и земных божеств” (Дзингикан). В Японии стал закладываться, таким образом, тот специ­фический японский порядок, когда сугубо политические про­блемы государства становились содержанием религиозных обрядов, ритуала.

следующая глава

В 1869 году Дзингикан учреждает институт проповед­ников, которые должны были распространять среди народа тэнноистские принципы, положенные в основу династийного культа “единства отправления ритуала и управления го­сударством”. В 1870 г. принимаются два новых император­ских указа о введении общенациональных богослужений, а также о пропаганде великого учения “тайкё” – доктрины о божественном происхождении японского государства, став­шего идеологическим оружием японского воинствующего национализма.

Явная противоречивость политики духовного воспита­ния японцев и “заимствования знаний во всем мире”, а также начавшееся движение под лозунгом “культуры и про­свещения народа” заставило правительство принять в 1872 г. Закон о всеобщем образовании, ослабить давление на буд­дизм, преобразовать “Управление по делам небесных и зем­ных божеств” в Министерство религиозного образования, чиновники которого стали называться не проповедниками, а “моральными инструкторами”, призванными распростра­нять как религиозные, так и светские знания.

Закон о всеобщем образовании 1872 г. не привел к осу­ществлению провозглашенного демагогического лозунга “ни одного неграмотного”, так как обучение оставалось платным и по-прежнему очень дорогим, но он послужил целям обеспечения развивающейся капиталистической промыш­ленности и нового административного аппарата грамотны­ми людьми.

предыдущая глава

Конституция 1889 г. Во исполнение обещания импера­тор “дарует” в 1889 г. своим подданным Конституцию, от­менить или изменить которую мог только он сам.

Новая Конституция (а также ее официальный коммен­тарий), представляла собой умелое переложение принци­пов, заимствованных из западных конституций (и прежде всего прусской Конституции 1850 г. ), на основополагающих началах тэнноистской идеологии.

Согласно ст. 1, в Японской империи царствует и ею правит император, принадлежащий к “единственной и не­прерывной во веки веков” династии. Особа императора, в соответствии с “божественным” законом, объявлялась “свя­щенной и неприкосновенной”. Император как глава государства имел право объявлять войну и мир, заключать до­говоры, созывать и распускать парламент, руководить во­оруженными силами, жаловать дворянство и пр.

Rambler's Top100

Законода­тельная власть, согласно Конституции, также вверялась “им­ператору и парламенту” (ст. 5). Император утверждал за­коны и предписывал их исполнение. На основании ст. 8 кон­ституции императорские указы, изданные в случае “настоя­тельной необходимости поддержания общественного поряд­ка”, во время перерывов в работе парламента имели силу закона. Эти указы и появлялись, как правило, во время пар­ламентских каникул, которые длились 9 месяцев в году. Императору также принадлежало право введения в стране осадного положения.

Министры, как и все высшие должностные лица, не только назначались императором, но и были ответственны перед ним. Их деятельность рассматривалась как служе­ние императору – сакральному центру конституционного порядка. Сам же император был ответственен только пе­ред Богом, чему противоречило, на первый взгляд, требо­вание Конституции осуществлять им свою власть “в соответствии с Конституцией” (гл.

4). Видимость этого проти­воречия устранялась главным конституционным постула­том, что сама конституция – “божественный дар” импе­раторского самоограничения, предоставления императором некоторых прав парламенту, правительству, подданным. Конституция и построена по этой концептуальной схеме самоограничения, путем перечня прав парламента, прави­тельства, а также прав и свобод подданных.

В комментариях к конституции Ито, провозглашая императора священным центром нового конституционного порядка, подчеркивал, что конституция – его “благоже­лательный и милосердный дар”. Касаясь вопроса ответст­венности министров перед императором, а не перед пар­ламентом, он рассматривал деятельность самого парламента как служение императору путем “внесения своей доли в гармоничное осуществление уникального государства – семьи”, во главе которой и стоит император.

Парламент, наделенный по конституции законодатель­ными правами, состоял из двух палат: палаты пэров и па­латы представителей. Каждая палата имела право высту­пать с представлениями правительству, “касающимися за­конов и другого рода предметов”, но ст. 71 Конституции за­прещала парламенту какие-либо обсуждения относительно изменений в статусе императорского дома. Для решения во­просов в палатах требовалось абсолютное большинство го­лосов.

По избирательному закону 1890 г. нижняя палата из­биралась на основе высокого (в 25 лет) возрастного ценза, а также имущественного ценза (15 иен прямого налога) и ценза оседлости (1,5 года). Женщины и военнослужащие не полу­чили избирательных прав. Избирательным правом, таким образом, пользовалась незначительная часть населения Японии, около 1%. Членами верхней палаты были принцы крови, представители титулованной аристократии, крупные налогоплательщики и лица, имеющие “особые заслуги” пе­ред императором. Срок полномочий нижней палаты опре­делялся в 4 года, верхней – в 7 лет. Министры были при­званы лишь “подавать совет императору”. Института “во­тум недоверия” Конституция не знала.

Парламентский контроль выражался только в праве запроса правительству не менее чем 30 депутатами, при этом министры могли уклоняться от ответа на запрос, кото­рый мог быть отнесен к разряду “секретных”. Отсутствовал фактически у японского парламента и такой мощный рычаг давления на правительство, как контроль над финансами, так как конституция не предусматривала ежегодного пар­ламентского вотирования бюджета. В случае отклонения бюджета парламентом правительство могло применить бюд­жет предыдущего года.

Кроме того, ст. 68 Конституции предусматривала постоянный расходный фонд, утверждаемый на несколько лет, а также денежные суммы “для осущест­вления правомочий самого императора” и для расходов, “свя­занных с обязательствами правительства”. Расходы прави­тельства без согласия парламента могли быть узаконены и самим императором.

В Конституции нашла отражение относительно самостоя­тельная роль военщины, правящей монархической бюрокра­тии, – двуединой силы, ставшей со времен буржуазных ре­форм активным проводником интересов господствующих классов: полуфеодальных помещиков и крепнущей монополистической буржуазии. Это выражалось, в частности, в осо­бом, привилегированном положении таких звеньев государ­ственного аппарата, как Тайный совет, Генро (совет старей­шин), Министерство двора, в ведении которого находились огромные земельные владения императора, а также руково­дящей верхушкой армии. Тайный совет, состоящий из пре­зидента, вице-президента и 25 советников, назначался импе­ратором из высших военно-бюрократических кругов.

Он был независим как от парламента, так и от кабинета министров. Ему предписывалось по ст. 56 Конституции обсуждать государственные дела по запросам императора.

Фактически ка­ждое сколько-нибудь важное решение в государстве должно было согласовываться с членами Тайного совета, от него же исходило одобрение императорских указов и назначений. Внеконституционный орган Генро, оказывавший решающее влияние на политику страны в течение полувека, состоял из пожизненно занимающих свои места представителей знати бывших Юго-Западных княжеств.

В 1889 году император установил, что все наиболее зна­чимые вопросы, относящиеся к армии и флоту, начальники соответствующих штабов докладывают ему, минуя прави­тельство, даже военного и морского министров. Военщина могла тем самым влиять на решение императора о замеще­нии двух главнейших постов в правительстве – военного и морского министров, предрешая тем самым вопрос не только о составе правительства, но и его политике. Это положе­ние в 1895 г.

следующая глава

было законодательно закреплено. Посты воен­ного и морского министров могли замещать лишь военные находящиеся на действительной военной службе.

Специальный раздел Конституции был посвящен пра­вам и обязанностям японских подданных (платить налоги инести военную службу), которые отождествлялись с их дол­гом перед “божественным” императором. Среди прав и сво­бод японских подданных названы свобода выбора местожи­тельства, перемещения, свобода от произвольных арестов, слова, печати, вероисповедания, собраний, петиций, союзов. Но все эти свободы допускались в “установленных законом пределах”.

Сугубо формальный характер этих прав и свобод осо­бенно ярко проявился в отношении свободы вероисповеда­ния, затрагивающей самую чувствительную сторону япон­ского мировоззрения. Требование отделения религии от го­сударства, признания свободы вероисповедания все настой­чивее стали звучать еще в период, предшествующий при­нятию конституции, по мере того, как идеи свободы и ра­венства овладевали умами наиболее образованных слоев общества. Под влиянием этих требований в 1877 г. было ликвидировано Министерство религиозного образования.

Пересматривая в очередной раз свою религиозную по­литику, правительство в 1882 г. предприняло хитроумный ход. Формально провозгласив “свободу религии”, оно объя­вило синтоизм не религией, а государственным ритуалом.

В связи с этим всем синтоистским священникам импера­торских и государственных святилищ было запрещено со­вершать религиозные обряды и проповеди. Они должны были отправлять лишь государственные ритуалы, верховным блю­стителем которых в качестве главного священнослужителя становился сам император, что лишь усиливало его религи­озный авторитет.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

В 1866 г. неурожай и голод вызвали крупные городские восстания, рисовые бунты в таких важных центрах токугавского господства, как Эдо, Осака, и во многих других городах. Крестьянство и городская беднота выступали под антифеодальными и освободительными лозунгами. Вызывающее поведение иностранцев в японских портах, обстрелы городов иностранными военными судами только усиливали движение против иностранцев.

При всей разрозненности крестьянских восстаний, не достигших еще уровня общенационального движения, их непрерывность, нарастающая стойкость крестьян, антифеодальная направленность привели к тому, что правители страны и каждый даймё жили в постоянном страхе за свою судьбу. Необходимость социальных реформ становилась все более очевидной.

Многие лозунги крестьянских восстаний свидетельствовали о назревавшей крестьянской революции. Движение ёнаоси получило значительное распространение. Позиции антисёгунской коалиции в течение 1866—1867 гг., несмотря на разногласия внутри неё, все больше усиливались, а позиции сёгуната ослабевали.

None В начале 60-х годов капиталистические государства, действуя единым фронтом, поддерживали сёгунат, который вел с ними переговоры и заключал договоры.

Державы предлагали ему и военную помощь. Вскоре правительство Англии изменило свою политику. Используя убийство самураями английского торговца Ричардсона, оно потребовало денежного возмещения и послало свою эскадру к берегам Японии.

После отказа японцев удовлетворить это требование английский флот в августе 1863 г. бомбардировал порт Кагосима (княжество Сацума). Добившись от Сацума уплаты возмещения, Англия вступила в сношения с Сацума, затем с Тёсю, выступавшими против сёгуна.

Подробнее »

Иностранные торговые дома в Йокогаме. Рисунок 70-х годов XIX в. Когда в 1853 г. Перри прибыл к берегам Японии и потребовал заключения договора, сёгунат сообщил об этом в Киото императорскому двору с просьбой высказать свое мнение.

Этот факт свидетельствовал, что сёгунат чувствовал непрочность своего положения: в течение предшествующих двух столетии сёгунат ни разу не обращался к двору по государственным вопросам.

Затем сёгунат запросил мнение японских феодалов (даймё) по поводу предложения Перри. Большинство даймё высказалось против заключения договора с иностранцами. Однако, после того как американская эскадра в феврале 1854 г. вторично вошла в залив Эдо, сёгунат решил, что Япония не сможет сопротивляться и пошел на соглашение.

Подробнее »

Миссия Перри на приеме у представителей сёгуна в Ураге. Рисунок 50-х годов XIX в. К середине XIX в. на Дальнем Востоке усилилась экспансия капиталистических стран, в первую очередь США.

Повышенный интерес американских капиталистов к Японии вызывался рядом причин. Япония была важна как база для американских судов, плавающих в северных водах Тихого океана; стремление США создать такие базы усиливалось в связи с развитием китобойного промысла и особенно оо мере распространения парового флота, нуждавшегося в угле.

Япония с начала XIX в. рассматривалась в США как удобный плацдарм для укрепления американских позиций на Дальнем Востоке и прежде всего в Китае, где экономически господствовала Англия. Экспансия США диктовалась о стремлением к приобретению новых рынков для растущей американской промышленности.

Подробнее »

Вид нефритовой реки. Комода Гансен. В 30-х годах XIX в. поднялась новая волна народных выступлений.

Главной их причиной, как и в 80-е годы предыдущего столетия, послужил повсеместный неурожай, который при отсутствии каких-либо запасов риса у подавляющего большинства крестьян привел к массовому голоду и спекулятивному подъему торговцами цен на рис.

Руководители восстаний крестьян и городской бедноты стремились к объединению своих усилий в борьбе против феодальной власти. Например, в 1837 г. в Осака произошло крупное восстание под руководством самурая Осио Хэйхатиро; в нем наряду с ремесленниками, мелкими торговцами участвовало и низшее самурайство.

Еще до начала восстания Осио посылал прокламации в соседние деревни, призывая крестьян идти в Осака. Восстание 1837 г. получило широкий отклик в разных районах страны. Подробнее »Огромную роль в подрыве феодального строя и в конечном итоге в его ликвидации сыграли движения крестьян и городской бедноты.

Правда, в Японии в токугавский период не произошло обще-крестьянского восстания. Это объясняется в известной мере феодальной раздробленностью страны, а также небывалым полицейским террором токугавских властей. Но нараставшие из десятилетия в десятилетие многочисленные локальные крестьянские восстания, неуклонно увеличивавшаяся сила сопротивления крестьян, крепнущий контакт между крестьянским и городским движениями оказались весьма действенными.

Количество крестьянских и городских выступлений в XVII в. составляло 188, в XVIII в.—514, а за 67 лет XIX в.—538 (по подсчетам современных японских авторов, общее число этих выступлений достигло 1500).

Но дело было не только в количественном росте народных выступлений; с XVIII в. меняется самый их характер. Если в XVII в.

значительное место в крестьянских выступлениях занимало так называемое петиционное движение (просьбы крестьян об отмене несправедливых поборов и т. д. ), то в XVIII в.

None Трактаты экономистов отражали беспокойство по поводу ухудшения материального благосостояния дворянского сословия.

Большинство авторов ограничивалось критикой отдельных мероприятий правительства. Они осуждали всеобщую коррупцию, мелочную регламентацию.

Порчу монеты они считали одной из главных причин экономических бедствий, так как основой благополучия дворянства и крестьянства, по их мнению, являлись высокие цены на рис, а порча монеты приводила к чрезвычайным колебаниям цен и в конечном итоге к их падению.

К деятельности торговцев и ремесленников эти авторы относились отрицательно, крестьянство же интересовало их лишь постольку, поскольку оно создавало благополучие дворян. Выдвигались проекты вернуть самураев в деревню, превратить их в помещиков, пресечь бегство крестьян в города.

Подробнее »Несмотря на все старания правительства сохранить в незыблемом виде сословные перегородки, они были в значительной мере поколеблены.

Высшие слои дворянства по мере роста товарно-денежных отношений содействовали развитию товарного производства с целью увеличения своих денежных ресурсов. Власти княжеств, помимо создания мануфактур, устанавливали монополию на тот или иной особо выгодный продукт производства (на юге, например, сахар, индиго, бумага).

Для организации торговых и промышленных предприятий привлекались обычно купцы, ростовщики, которые получали специальные привилегии и чрезвычайно обогащались на этих операциях.

Особенно крупное значение приобрели осакские купцы, которым даймё поручало реализацию риса, собиравшегося в виде натурального налога. Постепенно даймё, нуждаясь в деньгах, стали запродавать этот рис на год и на несколько лет вперед, попадая тем самым в финансовую зависимость от крупных купцов.

Подробнее »

Ткацкая и вышивальная мастерские. Рисунок середины XIX в. Основными формами промышленного производства в начале XVIII в. были городское цеховое ремесленное производство и домашняя крестьянская промышленность.

Цехи и гильдии широко распространились во всех городах и кланах. В 20-х годах XVIII в. правительство в поисках новых источников доходов стало широко предоставлять лицензии гильдиям на монопольную торговлю тем или другим товаром, взимая за это с гильдий значительную мзду.

Горное дело (добыча золота, серебра, меди, железа), чеканка монет и ряд Других производств являлись государственной монополией или монополией крупных даймё. Государственные предприятия обычно представляли собой казенные Мастерские или мануфактуры, в которых наряду с принудительным трудом заключенных, а также крестьян, свободных на время от сельскохозяйственных работ, использовался и наемный труд.

Подробнее »

Японская деревня. Рисунок середины XIX в. В XVIII в. территория Японии состояла из трех больших островов (Хонсю, Кю-Исю и Сикоку) и прилегавших к ним мелких островов.

Остров Хоккайдо, или, как он тогда назывался, Эдзо, был колонизован японцами лишь в его самой южной части. Остальная часть этого острова была заселена подвластным Японии племенем айну (эдзо), которое еще в предшествующие века японцы оттеснили на Север и частично истребили.

Население Японии к этому времени составляло примерно около 28—29 млн. человек. Управление страной находилось в руках феодального дома Токугава. Хотя верховным собственником земли все еще формально считался император, во, поскольку он реальной власти не имел, землею распоряжался сёгунат Токугава.

Подробнее »

В 1868 г. в Японии произошло событие, которое резко изменило ход исторического развития этой страны. Впервые после XII в.

была восстановлена императорская власть. Закончился не просто сегунат Токугава, начавшийся в 1603 г. Рухнула вся система сегуната, просуществовавшая в Японии почти семьсот лет.

Преобразования в Японии

Новое правительство встало на путь реформ и преобразований, которые неузнаваемо изменили облик Японии. Из отсталой средневековой страны она превратилась в современную державу на Дальнем Востоке. Это поистине революционное событие свершилось при жизни одного поколения, на глазах всего изумленного мира. Стремительный рывок Японии до сих пор интересует не только ученых, но и просто любознательных людей. Из серии Тридцать шесть видов горы Фудзи», 1823—1829. Кацусик о Хокусай (1760—1849). Именно эта серия произведений сделала художника знаменитым, а гора Фудзи стала символом Японии 

[custom_ads_shortcode1]

Кризис сегуната Токугава

В первой половине XIX в. многие государства Европы встали на путь промышленного развития. Япония в отличие от них оставалась отсталой феодальной страной. Верховная власть по-прежнему была в руках военных правителей — сегунов из княжеского рода Токугава. Императорская семья находилась под их контролем и не принимала участия в управлении государством. По-прежнему проводилась политика «закрытия» страны, или изоляции от внешнего мира. Европейские корабли уже давно бороздили моря и океаны, заплывая в самые отдаленные уголки Земли. Японцы же не имели своего флота и располагали лишь небольшими рыбацкими лодками. Экономическое положение страны с ее 30-миллионным населением было очень тяжелым. Площадь обрабатываемых земель не расширялась, оставаясь такой же, какой была в начале XVIII в. Сбор риса, основного продукта питания, не увеличивался. Рождаемость превышала смертность всего на один процент в год. Страшной трагедией для японцев обернулся неурожай 30-х гг. XIX в. Феодальная Япония, которая вскоре исчезнет В результате голода умерло около 1 млн человек. Неудивительно, что крестьянские и городские восстания буквально сотрясали токугавскую Японию. Всего их в первой половине XIX в. произошло около одной тысячи. Народные массы по-своему, по-плебейски, добивались справедливости и лучшей жизни. Разорялись и представители самурайского сословия, в особенности те, которые получали от сегуна и князей мизерные пайки риса за военную службу. Не находя себе применения, самураи бродили по стране в поисках средств к жизни. При этом они нередко возглавляли выступления крестьянской и городской бедноты. Где, в истории какой еще страны можно встретить подобное? 

[custom_ads_shortcode2]

Формирование антисегунской оппозиции

В этих условиях все больше свою враждебность к сегуну и симпатии к императору стали проявлять князья — высшие представители самурайского сословия. Некоторые из них уже не считались с суровыми указами сегунов о «закрытии» страны и позволяли себе то, чего не могли позволить раньше. Например, втайне от правительства было построено несколько небольших кораблей по европейскому образцу, а также предприятий по производству стекла и железа. Ранее подобные нарушения указа о самоизоляции карались смертной казнью. Теперь же это сходило с рук, потому что сегуны потеряли свое былое влияние и могущество. Многие самураи, в том числе и некоторые князья, все больше задумывались о восстановлении императорской власти и проведении реформ по европейскому образцу. Толчком к их выступлению стало насильственное «открытие» Японии западными державами в 50-х гг. XIX в. 

[custom_ads_shortcode3]

Насильственное «открытие» Японии и его последствия

В середине XIX в. капиталистические державы Запада резко усилили свое давление на Японию. Они настойчиво стремились покончить с самоизоляцией этой страны, которая по-прежнему отказывалась от контактов с иностранными державами. Особенно активными в этом стремлении были Соединенные Штаты Америки и Россия. Американцы были первыми, кто под угрозой применения силы навязал Японии неравноправные договоры: первый — в 1854 г. и второй — в 1858 г. Их примеру тотчас последовали Англия, Голландия, Франция и Россия. Иностранцы получили право неограниченной торговли, на их товары устанавливались низкие таможенные пошлины. Европейцы активно вывозили из Японии медь и чай, хлопок и рис, фарфоровые изделия, шелковые ткани и шелксырец, которого не хватало даже для внутреннего потребления. Правительство попыталось ограничить вывоз ценного сырья, но безуспешно. 

[custom_ads_shortcode1]

Свержение сегуната

Патриотически настроенные самураи были недовольны сегуном и иностранцами. Выдвинув лозунг восстановления императорской власти, они объединились вокруг 15-летнего императора Муцухито. В ночь со 2 на 3 января 1868 г. в истории Японии произошло важнейшее событие — был оглашен указ о «реставрации» (восстановлении) императорской власти, упразднении сегуната и учреждении нового правительства. Сегун не подчинился, и в стране разразилась гражданская война. Летом 1869 г. сегун признал себя побежденным. Военно-феодальная система сегуната прекратила свое существование. Коммадор американской эскадры Перри встречается с представителями японского императораВосстановление власти императора вошло в историю под названием «реставрация Мэйдзи». Мэйдзи в переводе с японского означает «просвещенное правление». (Вспомните, где вы уже слышали о нем.) Именно такое название получила эпоха правления императора Муцухито (1868—1912). Иногда эти события называют революцией Мэйдзи. Муцухито (1852—1912) — первый после свержения сегуната Токугава император Японии. После смерти стал именоваться императором Мэйдзи

[custom_ads_shortcode2]

Реформы 1868–1873 годов

Свержение сегуната было действительно революционным событием. Реформы 1868— 1873 гг. положили начало превращению Японии из страны феодальной в страну капиталистическую. Упразднялось деление страны на княжества. Вместо них создавались новые территориально-административные единицы — префектуры, подчинявшиеся императорскому правительству. Было объявлено о ликвидации сословий и равенстве всех перед законом. Привилегии дворянства — самураев отменялись и разрешались браки между лицами разных сословий. Вводилась свободная торговля и свобода передвижения по всей стране. Крестьяне без ограничений могли возделывать любые сельскохозяйственные культуры и заниматься торговлей. Все натуральные налоги заменялись денежными. Важным преобразованием явилась аграрная реформа. Она устанавливала частную собственность на землю с правом купли-продажи и ее заклада. Большинство крестьян получило небольшие участки в собственность без выкупных платежей. Однако высокий налог на землю привел к быстрому разорению мелкого и среднего крестьянства. К концу XIX в. около 70 % крестьян лишились своей земли и стали арендаторами. От аграрной реформы больше всех выиграли деревенские богачи, городские торговцы и ростовщики, превратившиеся в помещиков. Огромные последствия для Японии имела военная реформа. Самурайские ополчения были преобразованы в регулярную армию, которая подчинялась императорскому правительству и комплектовалась на основе всеобщей воинской повинности. Руководящую роль в армии играли самураи. Только они имели право назначаться на офицерские должности. В основу воспитания солдат и офицеров был положен кодекс чести самурая — бусидо (путь воина). Все это придавало японской армии особенно воинственный и агрессивный характер. Фотография воина-самурая Реформы 1868—1873 гг. были умеренными и носили буржуазный характер. Их значение заключалось в том, что они открывали дорогу капиталистическому развитию Японии. 

[custom_ads_shortcode3]

Японская вежливость 

Японцы, даже мои друзья, не говорят — нет, этого не допускают их традиции,— и когда надо сказать — нет, они не понимают и не слышат меня. (Борис Пильняк, 1927) На Западе люди либо говорят вам правду, либо лгут. Японцы же почти никогда не лгут, однако им никогда не придет в голову говорить вам правду. (Боб Данхэм, 1964) Одна из основных черт японского национального характера — вежливость. Правила вежливого поведения сложились в далекие средневековые времена. Их нарушение всегда считалось в Японии тягчайшим преступлением. Следы этой древней традиции и доныне сохраняются в поведении японцев. Капитан российского флота В. М. Головнин, находившийся в плену у японцев в, 1811—1813 гг., отмечал в своих «Записках»:

«В обхождении японцы всякого состояния чрезвычайно учтивы: вежливость, с какою они обращаются между собою, показывает истинное просвещение сего народа. Мы жили с японцами, которые были не из лучшего состояния, но никогда не видали, чтоб они бранились или ссорились между собой. Горячо спорить почитается у японцев за великую неблагопристойность и грубость; мнения свои они всегда предлагают учтивым образом со многими извинениями и со знаками недоверчивости к своим собственным суждениям, а возражений никогда ни на что открыто не делают, но всегда обиняками и по большей части примерами и сравнениями».

И действительно, в разговоре японцы всячески обходят или сглаживают острые углы, избегают прямых утверждений, способных задеть чье-либо самолюбие. Не приемлют они излишней откровенности, прямолинейной манеры общения. В речи стремятся себя принизить, а собеседника возвысить. Нередко используют выражения, которые можно истолковать и как «да» и как «нет». Вежливость речи ценится выше ее доступности. Ведь важна не столько правдивость, сколько осмотрительность и учтивость. Поэтому средством общения часто становится молчание, которое бывает красноречивее слов. Особенно избегают японцы употребления слов «нет», «не могу», «не знаю». Даже отказываясь от второй чашки чаю, гость вместо «нет, спасибо» использует выражение, обозначающее: «мне уже и так приятно». Большой знаток Японии журналист Всеволод Овчинников подметил в своей книге «Ветка сакуры»: «Вежливость японцев подобна смирительной рубашке, стесняющей словесное общение между людьми». Первый российский консул в Японии Одним из основателей российского японоведения является наш земляк Иосиф Антонович Гошкевич (1814—1872). Он родился на Минщине в семье священника. В 1839 г. закончил Петербургскую духовную академию и был отправлен в составе Русской духовной миссии в Пекин. Там он изучал культуру Китая, китайский, корейский и японский языки. С его участием был заключен русско-японский договор 1855 г. В 1858 г. И. А. Гошкевич назначается русским консулом в Японию. Он стал первым из иностранцев, которому разрешили посетить внутренние районы Японии и двор сегуна в Эдо (нынешний Токио). В 1865 г. Гошкевич вернулся с семьей на родину и жил в поместье Мали (ныне Островецкий район), где продолжал заниматься филологией. Им был издан первый в России «Японо-русский словарь», отмеченный премией Петербургской Академии наук. Его именем назван залив в Северной Корее (Чосанман).

Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX – нач. XX в., 1998.

Источники:

Вам также может понравиться