Первый переходный период и распад Египта.После периода расцвета Египта (Древнее Царство), наступает период упадка, длившийся с середины XXIII в. до н. э. до середины XXI до н. э. На фоне ослабления центральной власти фараона, местная знать значительно усиливает свои позиции. В своих областях, так называемых номах, они становятся сами полноправными правителями. Они присваивают себе всю полноту власти, владеют местными войсками, управляют финансами, судом и жрецами. Теперь номархи (правители номов) сами присваивают себе титулы «великих правителей», стоят собственные пирамиды на собственной территории и больше не подчиняются приказам царя. Происходит процесс децентрализации, что приводит к феодальной раздробленности.Все эти процессы приводят к распаду Египта на номы – те самые номы, которые когда-то объединились в Египетское царство. Постепенно местная знать становится полноправным владельцем своих номов, становясь там фактически царями. Все свои должности они передают по наследству и описывают себя как полубогов.Кроме самой знати, также сильно укрепляется и жречество. Храмы получают различные привилегии и дары. Царскими указами, служители храма освобождались от многих повинностей. В частности дарили земли, поместья, и освобождали от налогов и принудительных работ.Интересно то, что, так как на тот момент фактическими хозяевами всех сфер жизни в номе, в том числе и религиозной, были номархи, так что подобные указы царя адресовывались именно им.Период распада Египта омрачался еще и значительным усилением расслоения общества, таким образом пропасть между бедными и богатыми постоянно увеличивалось. Богатые вельможи и знать были очень богаты и имели неограниченную власть в пределах своих номов, при этом не особо думая о своем народе. Это выливалось в многочисленные восстания и разбой. Хотя множество текстов, написанных местными правителями, говорит о всеобщей любви народа к своему правителю, это было не более чем самохвальство. Номархи пытались подавить волнения силой, при этом каждый похваляясь своими успехами.Фактически в этот период власть фараона была чистой формальностью и реальная власть сосредотачивалась у местной знати, что привело к политической анархии. В отсутствии централизованного управления в стране, общегосударственная ирригационная система пришла в упадок, что болезненно отразилось на урожайности. Плодородные земли, обрабатываемые ранее и приносившие большие урожаи, теперь стоят заброшенными. Ирригационные системы пришли в негодность и поля засохли или превратились в болота. Неурожай вызвал сильный голод и экономические потери, а разбой и вандализм в стране стали нормой. В тот период почти все существующие гробницы были разграблены, в то время как северные земли еще и подвергались набегам кочевников.Однако в то же время этот период считается периодом расцвета творчества. С тех пор как номархи стали сами себе царями, появилось значительное количество сочинений и памятников письменности. И хотя земледелие, ремесленничество, торговля и многие другие важнейшие сферы жизни пришли в упадок, множество ценных сочинений Египта пришли к нам именно из этой эпохи. Описывались беды и лишения того времени, такие как «Пророчество Нефертити», множество личных записей, такие как «Поучение царю Мерикара», и многие другие.
Наблюдая упадок и распад Египта, многие жители того времени недоумевали, как созданное богами государство могло оказаться в таком бедственном положении. Во многом, происходившие бедствия народа Египта открыли глаза его правителям, и это послужило началу борьбы за объединение.
К концу Древнего царства всё более заметным становится усиление значения местной, не столичной знати. Усиление номархов при VI династии подтверждается тем, что в этот период растёт строительство их гробниц на местах. Однако в целом при VI династии номархи ещё не представляли собой высшей знати. Отдельные их представители, как, например, породнившиеся с VI династией владетели верхнеегипетского нома Тина, могли достигать значительного влияния в стране, но достаточно сравнить небольшие, высеченные в скалах и нередко скудно отделанные гробницы верхнеегипетских номархов с громадными, сложенными из тёсаных камней и покрытыми рельефами и надписями гробницами столичных вельмож, чтобы убедиться в различии общественного положения их владельцев.
В надписях второй половины Древнего царства номархи старательно расписывают свои благодеяния «маленьким» людям. Повидимому, в этот период в борьбе против господства столичных вельмож, против царского самовластия умалённые в своем значении номархи старались использовать простои люд — рядовых общинников. Усиление верхнеегипетских номархов, которые в противовес господствующему слою знати, видимо, были поддержаны более широкими кругами населения, привело в конце концов к распаду страны на полунезависимые области. Обстоятельства падения Древнего царства нам точно не известны, но источники всё же содержат сведения о том, как общеегипетская власть фараонов клонилась к упадку.
За последним видным представителем VI династии Пиопи II последовало несколько бессильных властителей, известных лишь по царским спискам или позднейшим сказаниям, как, например, фараон-женщина Нитокрида. VII династия известна только по Манефону (70 царей, правивших 70 дней!). VIII династия, по тем же источникам, была мемфисской, но то немногое, что можно приписать времени её правления, указывает скорее на Верхний Египет, как на ту часть страны, над которой она осуществляла свою власть.
Пора правления IX—XI династий была полна смутой и различными грозными событиями внутренней борьбы. Возможно, что в стране происходили восстания, о которых до нас дошли лишь неясные или косвенные известия. На этом мы остановимся далее, разбирая данные политической литературы периода Среднего царства.
IX и Х династии были родом из города Гераклеополя на севере Верхнего Египта. Несмотря на крутые меры основателя IX династии Ахтоя (егип. Хети), дурная слава о котором дошла до дней Манефона, гераклеопольским царям не удалось прочно объединить страну под своей властью.
С Гераклеополем Нижний Египет был воссоединён при Х династии. На юге гераклеопольские фараоны овладели областью Тина. Но южнее они не пошли.
Во вложенном в уста гераклеопольского царя поучении его сыну и преемнику Мерикара (наиболее полный список этого поучения хранится в Ленинграде, в Государственном Эрмитаже) старый царь советует молодому жить в мире с царством, возникшим на юге Верхнего Египта. Это южное царство выросло из фиванского нома и распространилось на юг до самой Элефантины. Местные владыки (с повторяющимся именем Интеф), положившие начало XI династии, постепенно превратились из номархов в южноегипетских фараонов.
Как бы добрососедски ни были настроены в Гераклеополе по отношению к Югу, столкновение между обоими царствами было неизбежным. Борьба велась сперва с переменным успехом, но конечная победа Юга была предрешена. В этой войне гераклеопольские цари зависели от своих номархов, которые иногда едва ли не превосходили могуществом царей.
В то же время фиванский ном, преодолев противодействие соседей, сплотил южную часть страны в довольно прочное государство. Полагают, что фиванскому ному решение этой задачи было облегчено наличием больших массивов плодородной земли, тогда как более южные номы располагали лишь узкими полосками прибрежной почвы.
При последних фараонах XI династии, носивших последовательно имя Ментухетеп, Египет был уже вновь объединён. Мы снова читаем в надписях про победы над окрестными племенами и про походы в каменоломни и даже к Южному Красноморью. Расцветает и каменное строительство в Египте.
Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 5; Нарушение авторских прав
Наука » История » Древние цивилизации » Египет
Египет в период распада Древнего царства
К концу Древнего царства всё более заметным становится усиление значения местной, не столичной знати. Усиление номархов при VI династии подтверждается тем, что в этот период растёт строительство их гробниц на местах. Однако в целом при VI династии номархи ещё не представляли собой высшей знати. Отдельные их представители, как, например, породнившиеся с VI династией владетели верхнеегипетского нома Тина, могли достигать значительного влияния в стране, но достаточно сравнить небольшие, высеченные в скалах и нередко скудно отделанные гробницы верхнеегипетских номархов с громадными, сложенными из тёсаных камней и покрытыми рельефами и надписями гробницами столичных вельмож, чтобы убедиться в различии общественного положения их владельцев.В надписях второй половины Древнего царства номархи старательно расписывают свои благодеяния «маленьким» людям. Повидимому, в этот период в борьбе против господства столичных вельмож, против царского самовластия умалённые в своем значении номархи старались использовать простои люд — рядовых общинников. Усиление верхнеегипетских номархов, которые в противовес господствующему слою знати, видимо, были поддержаны более широкими кругами населения, привело в конце концов к распаду страны на полунезависимые области. Обстоятельства падения Древнего царства нам точно не известны, но источники всё же содержат сведения о том, как общеегипетская власть фараонов клонилась к упадку. За последним видным представителем VI династии Пиопи II последовало несколько бессильных властителей, известных лишь по царским спискам или позднейшим сказаниям, как, например, фараон-женщина Нитокрида. VII династия известна только по Манефону (70 царей, правивших 70 дней!). VIII династия, по тем же источникам, была мемфисской, но то немногое, что можно приписать времени её правления, указывает скорее на Верхний Египет, как на ту часть страны, над которой она осуществляла свою власть. Пора правления IX—XI династий была полна смутой и различными грозными событиями внутренней борьбы. Возможно, что в стране происходили восстания, о которых до нас дошли лишь неясные или косвенные известия. На этом мы остановимся далее, разбирая данные политической литературы периода Среднего царства. IX и Х династии были родом из города Гераклеополя на севере Верхнего Египта. Несмотря на крутые меры основателя IX династии Ахтоя (егип. Хети), дурная слава о котором дошла до дней Манефона, гераклеопольским царям не удалось прочно объединить страну под своей властью. С Гераклеополем Нижний Египет был воссоединён при Х династии. На юге гераклеопольские фараоны овладели областью Тина. Но южнее они не пошли. Во вложенном в уста гераклеопольского царя поучении его сыну и преемнику Мерикара (наиболее полный список этого поучения хранится в Ленинграде, в Государственном Эрмитаже) старый царь советует молодому жить в мире с царством, возникшим на юге Верхнего Египта. Это южное царство выросло из фиванского нома и распространилось на юг до самой Элефантины. Местные владыки (с повторяющимся именем Интеф), положившие начало XI династии, постепенно превратились из номархов в южноегипетских фараонов. Как бы добрососедски ни были настроены в Гераклеополе по отношению к Югу, столкновение между обоими царствами было неизбежным. Борьба велась сперва с переменным успехом, но конечная победа Юга была предрешена. В этой войне гераклеопольские цари зависели от своих номархов, которые иногда едва ли не превосходили могуществом царей. В то же время фиванский ном, преодолев противодействие соседей, сплотил южную часть страны в довольно прочное государство. Полагают, что фиванскому ному решение этой задачи было облегчено наличием больших массивов плодородной земли, тогда как более южные номы располагали лишь узкими полосками прибрежной почвы.
При последних фараонах XI династии, носивших последовательно имя Ментухетеп, Египет был уже вновь объединён. Мы снова читаем в надписях про победы над окрестными племенами и про походы в каменоломни и даже к Южному Красноморью. Расцветает и каменное строительство в Египте.
(I Переходный период: середина XXIII—середина XXI в. до н. э.) Распад централизованного государства на полусамостоятельные, враждующие между собой номы привел к упадку общеегипетской ирригационной сети, кризису экономики и прежде всего сельского хозяйства. Как ни старались отдельные предприимчивые номархи преодолеть экономическую разруху, голод, упадок строительства, ограниченных средств небольших номов явно не хватало для выхода из тупика. Хозяйственная разруха и голод вызывали недовольство народных масс, которое прорывалось в протестах и даже открытых восстаниях беднейшей части египетского населения. Многие египтологи относят именно к концу I Переходного периода крупное народное восстание (а возможно, несколько восстаний в разных районах страны), о котором повествуется в «Речении Ипусера» и «Речении Неферти». Внутренним упадком Египта воспользовались соседние племена ливийцев на западе и кочевников на востоке, которые опустошали Дельту. Однако необходимость ликвидации тяжелой разрухи ставила перед господствующим классом Египта проблему восстановления сильного египетского государства. Борьба за новое объединение Египта началась и на севере, и на юге. На севере объединительным центром стал Гераклеополь, на юге — Фивы. Вокруг Гераклеополя сплотились номы Южной Дельты и Среднего Египта. Вокруг города Фив, удобно расположенного в большой излучине Нила, сплотились южные номы, которые не признавали власти Гераклеополя. Итогом ожесточенной борьбы между Гераклеополем и Фивами была победа фиванского правителя Ментухотепа. Ментухотеп стал основателем XI общеегипетской династии (XXI в. до н. э.), которая объединила разрозненные номы в сильное централизованное государство. Начался новый расцвет египетского общества, государства и культуры, который продолжался около трех столетий и получил название Среднего царства (2005—1715 гг. до н. э., XI—XIII династии). Египет Среднего царства. Состояние экономики. Общественные отношения. Фараоны XI, но особенно XII династии, сосредоточив в руках центрального правительства людские и материальные ресурсы страны, восстановили общеегипетскую ирригационную систему, существовавшую в эпоху Древнего царства. Однако потребности возросшего населения требовали новых земельных площадей. Поэтому центральное правительство предприняло крупные ирригационные работы в обширной и болотистой, бывшей до сих пор малопригодной для земледелия фаюмской котловине. Фаюм стал цветущим сельскохозяйственным районом Египта с многочисленным населением. Одним из центров оазиса стал новый город Иллахун, построенный по всем правилам градостроительного искусства, с широкими, пересекающимися под прямым углом улицами. Здесь же, у входа в Фаюмский оазис, было возведено грандиозное каменное здание с тысячами комнат, коридоров, переходов, разнообразными залами, которое греки назвали лабиринтом. Судя по всему, это был заупокойный храм одного из самых удачливых фараонов XII династии Аменемхета III (ок. 1843—1798 гг. до н. э.). По всей вероятности, этот храм рассматривался как своего рода символ объединенного Египта и абсолютной власти фараона, а в его залах хранились изваяния многочисленных (их насчитывают до тысячи) местных и общеегипетских божеств. Однако лабиринт не сохранился, и о нем можно судить лишь по описаниям. Чтобы обезопасить вновь освоенный район Фаюма от набегов ливийцев, на его западных границах была возведена мощная крепость с постоянным гарнизоном. Обширные ирригационные работы проводились и в Дельте. Все это делало Южную Дельту, Фаюм и прилегающие области жизненно важными центрами государства, и именно сюда, в новый город Ит-тауи («соединяющий обе земли»), фараоны XII династии перенесли свою резиденцию из Фив. Введение новых освоенных площадей способствовало подъему всего сельского хозяйства: появляется более удобный плуг, облегчающий труд пахаря, выводятся новые породы крупного рогатого скота, а также тонкорунных овец, дающих ценную шерстью. В это время египтяне освоили бронзу — металл, который по своим качествам намного превосходит более мягкую медь. Из других важных достижений следует отметить появление принципиально новой отрасли — производства пастового стекла (изделия из него не выдуваются мастером через трубки, а изготовляются путем разлива расплавленной массы-пасты в специальные формы). Развивавшаяся экономика позволяла не только удовлетворять нужды всего населения, но и давала значительные излишки продукции: зерна, ремесленных изделий. Но Египет нуждался в металлах, особенно в олове и серебре, в строительном дереве, столь необходимых для ремесел. Все это активизировало торговые операции, охватывающие теперь значительно больший ареал, чем в эпоху Древнего царства. Египетские торговые караваны через Дельту и Суэцкий перешеек, через палестинские и сирийские города доходят до Малой Азии и Вавилонии. Одним из центров северо-восточной торговли Египта был город Библ в Финикии. Именно через Библ в Египет шли олово и серебро из Малой Азии, ценный ливанский кедр и строевой лес. Египтяне устанавливают связи с государством на Крите. Критские вещи обнаружены в Египте, а египетские — в развалинах кносского дворца. Другим направлением египетской торговли было южное — в богатую золотом Нубию и далекую страну Пунт. Торговые связи с Нубией шли по Нилу, и чтобы облегчить плавание, при Сенусерте III, был проведен обводной канал, позволявший обогнуть один из труднопроходимых нильских порогов. В Среднем царстве произошли существенные изменения в организации производства. Вельможные и храмовые хозяйства сохраняют свое ведущее значение. Они пользовались известной самостоятельностью как по отношению к царскому, так и к крупному храмовому хозяйствам и свидетельствует об устойчивом положении средних поместий. В египетских поселениях выделяются отдельные зажиточные «дома», включающие целый коллектив родственников, «отроков», «воспитанников», «детей», которые были лишь условными обозначениями зависимых лиц «дома», а также рабов. Особенностью египетской экономики эпохи Среднего царства было укрепление средних хозяйств, в которых известный простор получили отношения частной собственности, связи с рынком, применение рабского труда. Наряду со средними поместьями повышается удельный вес мелкого землевладения. Возделыванием крохотных участков традиционно занимались жители сельских поселений. Но количество мелких земледельцев в эпоху Среднего царства пополнилось за счет дробления многих царских хозяйств, централизованно обрабатываемых прежде рабочими отрядами. Аналогичный процесс происходит и во многих храмовых хозяйствах. Мелкие земледельцы, составляющие основной контингент непосредственных производителей, обозначались в документах Среднего царства термином «хемууни-сут» — «царские люди». Система организации рабочей силы заключалась в следующем: все «царские люди» юного возраста переписывались писцами и распределялись по профессиям (земледельцы, пастухи, ремесленники, воины, торговцы и т. д.). После определения профессии «царские люди» направлялись в царские, храмовые, вельможные, средние и всякие другие хозяйства, в которых они должны были работать пожизненно, хотя были возможны перераспределения рабочей силы. Однако государственное распределение рабочей силы «царских людей» не отрицало необходимости использования рабского труда. Количество рабов в период Среднего царства увеличилось по сравнению с эпохой Древнего царства. При централизованном распределении «царских людей» в первую очередь учитывались интересы царских, храмовых и вельможных хозяйств, представителей царской администрации. В этих условиях устойчивое существование средних хозяйств возможно было лишь с использованием рабского труда, хотя в них были заняты и другие категории работников. Из «слуг царя» выделяется новая социальная группа — «неджес» (маленькие), из которой тоже выделяется особая группа — «сильные неджес». Такое расслоение связано с развитием частного землевладения, товарно-денежных отношений, с расширением внутреннего и внешнего рынков. В XVI–XV вв. до н. э. появляется такое понятие, как «торговец». В Древнем Египте не существовало денежного обмена, а развит был лишь товарообмен. Однако с периода XVI–XV вв. до н. э. распространяются обмен и продажа товара на серебро, которое становится денежным эквивалентом. Развитие хозяйства позволило новой группе — неджесу и ремесленникам — за счет продажи продукции на рынке значительно повысить свой статус. Так постепенно на смену бартерному обмену приходят товарно-денежные отношения. Рост производительных сил ускорял социальное расслоение древних сельских общин. Развитие торговли и военно-захватнической политики приводило к тому, что большие богатства стекались в Египет. Однако эти богатства крайне неравномерно распределялись среди населения, что влекло за собой усиление резкого имущественного расслоения. Рабовладельческая знать всё больше и больше обогащалась, в то время как основная масса свободного населения, жившая в условиях древнего общинного строя, должна была нести главную тяготу податного обложения и в то же время выносить на своих плечах всю тяжесть военной службы в царских войсках, в особенности во время частых военных походов. Это приводило к тому, что часть общинников разорялась, теряла свои земельные наделы, постепенно превращаясь в бедняков и даже, может быть, в рабов. На расслоение сельских общин указывает тот факт, что именно в эту эпоху образуется слой мелких собственников, которые в текстах этой эпохи называются «маленькими» (неджес). Дальнейший процесс социального расслоения приводил к тому, что неджесы в свою очередь стали делиться на зажиточных хозяев, с одной стороны, и на очень мелких крестьян, располагавших карликовым хозяйством, — с другой.
Основными источниками рабов были успешные войны, во время которых в Египет пригонялись десятки тысяч пленников. Они и пополняли прежде всего царские, храмовые, вельможные поместья, но попадали и в средние хозяйства. Развитие частного рабовладения — характерная черта общественных отношений Египта Среднего царства. Изменения произошли в господствующем классе Египта. Можно говорить о расширении его состава. К нему относились египетская родовитая и служилая аристократия, высшее жречество, члены государственного аппарата. Но в своих низших звеньях он пополнялся за счет средних и мелких собственников частных владений глав «домов», существующих в сельских поселениях. Государственное управление. Завоевательная политика. После объединения Египта в единое централизованное государство был восстановлен многочисленный бюрократический аппарат управления с иерархией, сложившейся в основных чертах еще в Древнем царстве. Во главе всего управления стоял фараон, «сын Ра от плоти его», богочеловек, наделенный абсолютной властью. Однако фараонам Среднего царства не удалось поставить под свой контроль номовое управление, которое находилось в руках номархов, происходивших из местной знати. В переходный от Древнего к Среднему Царству период, когда централизованное государство распалось на номы, в последних сложились сильные номовые династии, и Фараонам XI—XII династий приходилось с этим считаться. Фараоны Сенусерт III (1862—1843 гг. до н. э.) и его сын Аменемхет III (1843—1798 гг. до н. э.) сделали попытку заменить ряд наследственных номархов царскими ставленниками и пресечь местные династии, но они встретили мощное сопротивление, заставившее их отступить. Недовольство номархов в конечном итоге вылилось в заговоры против жизни фараонов. Сильные позиции местных правителей были питательной средой для проявления сепаратизма, ослабляя в целом власть фараонов. В этих условиях царствующие фараоны предпочитали комплектовать центральное управление из среды служилых людей, приближая ко двору выходцев из средних прослоек, противопоставляя их номовой и родовитой аристократии. В целом XII династии (1963—1789 гг. до н. э.) удалось стабилизировать положение в стране и превратить Египет в сильное государство, располагавшее мощным военно-экономическим потенциалом. Опираясь на этот потенциал, XII династия проводила успешную завоевательную политику по традиционным направлениям. Продолжалось освоение Фаюма. Большие успехи были сделаны и в освоении Нубии, где были открыты богатые золотые прииски. Нубия в период Среднего царства превратилась фактически в провинцию Египта, усиленно эксплуатируемую центральной властью. Жизненно важным для Египта было направление завоевательной политики в Восточное Средиземноморье, откуда египтяне получали серебро, олово, строительный лес, ценное кедровое дерево. В этом регионе власть египетских фараонов распространялась не только на Синайский полуостров, ставший египетской провинцией, но и на южную часть Палестины, а также на некоторые города Финикии, в частности Библ. В целом при XII династии Египет превратился в крупную державу на Ближнем Востоке. Присоединение обширных территорий сопровождалось захватом больших партий рабов, скота, материальных ценностей, направляемых в Египет. Кроме единовременных захватов египтяне организовали систематическую эксплуатацию завоеванных стран, естественные богатства которых направлялись на развитие египетской экономики, на обогащение различных прослоек господствующего класса.
Источники: