
В годы гражданской войны в стране повсеместноокрепли Советы рабочих, крестьянских, казачьих и солдатских депутатов. Они были тесно связаны с народом и являлись основными центрами мобилизации масс на оборону страны, на борьбу с хозяйственными трудностями. На местах систематически созывались съезды Советов, производились перевыборы Советов. В результате победы социалистической революции, последовательного осуществления ленинской национальной политики народы Украины, Белоруссии, Закавказья (Азербайджан, Армения, Грузия), Средней Азии (Бухара, Хива) обрели свою государственность и образовали самостоятельные советские республики. Малые народы в составе РСФСР получили автономию, образовали советские автономные республики и области. В годы гражданской войны были образованы Туркестанская, Башкирская, Дагестанская и Горская автономные республики и ряд автономных областей. Однако во многих местных Советах Средней Азии, Казахстана, Северного Кавказа и некоторых других национальных районов наблюдалось засилье эксплуататорских элементов. Используя свою экономическую мощь и родовые пережитки, богатеи подчинили своему влиянию многие местные Советы.
Рост социалистического уклада, изменение классовой структуры
За годы гражданской войны социалистический уклад в экономике расширился и укрепился. В руки Советского государства перешли почти вся промышленность, железнодорожный и водный транспорт. Были сделаны первые шаги в области социалистического переустройства сельского хозяйства. В конце 1917 года бедняками и батраками, получившими помещичью землю и инвентарь, стали создаваться первые коммуны и артели. В ноябре 1918 года Советское правительство образовало специальный фонд в один миллиард рублей для выдачи пособий и ссуд коллективным хозяйствам, что содействовало их росту. В 1920 году коллективных хозяйств насчитывалось 10,5 тыс., они объединяли 0,5% крестьянских хозяйств. В годы гражданской войны было создано около 900 крупных совхозов. За первые годы Советской власти изменилась классовая структура общества. В нашей стране были полностью ликвидированы
- классы помещиков и
- крупной буржуазии,
- резко сократилась численность кулачества,
- а также городской средней и мелкой буржуазии.
Коренным образом изменился облик рабочего класса. Из эксплуатируемого, лишенного средств производства класса пролетариат России превратился в свободный от эксплуатации новый класс, владеющий в лице своего государства основными орудиями и средствами производства, работающий на себя и на общество. Рабочий класс осуществлял руководство обществом, непосредственное управление государством. Это имело первостепенное значение для судеб революции. Изменилось положение и крестьянства. Оно избавилось от эксплуатации со стороны помещиков и капиталистов. Слабее стал кулацкий гнет. Крестьяне освободились от политического гнета и бесправия. В результате проведенных Советской властью аграрных преобразований в деревне изменилось соотношение социальных групп. До революции среди сельского населения было: бедноты – 65%, середняков – 20%, кулаков- 15%. К концу гражданской войны беднота составляла 35%, середняки – 60%, кулаки – менее 5%. Наряду с рабочим классом трудовое крестьянство стало основным классом советского общества. Союз этих двух классов под руководством Коммунистической партии составлял основу Советского государства. Вместе с помещиками и буржуазией прекратили свое существование и их партии – октябристы и кадеты. Что касается мелкобуржуазных партий меньшевиков, эсеров, анархистов, националистов, то в годы гражданской войны они открыто действовали в союзе с интервентами и белогвардейцами, организовывали контрреволюционные мятежи против Советской власти, сеяли смуту, подбивали отсталых рабочих на забастовки, а крестьян – на антисоветские выступления. Подобными действиями мелкобуржуазные партии разоблачили себя в глазах рабочих и трудящихся крестьян, которые справедливо стали считать их прислужниками капиталистов и помещиков, агентами международного империализма. Эти партии оказались в полной изоляции и потерпели политический крах. Во главе народных масс шла Коммунистическая партия. За годы гражданской войны Коммунистическая партия выросла и окрепла, приобрела огромный опыт и величайший авторитет среди рабочих и крестьян. К концу 1920 года в рядах партии насчитывалось свыше 650 тыс. коммунистов. Под руководством партии в огне гражданской войны вырос и закалился комсомол. К концу 1920 года он насчитывал в своих рядах свыше 400 тыс. человек.
[custom_ads_shortcode1]
Речь Ленина на III съезде комсомола
В октябре 1920 года собрался III Всероссийский съезд РКСМ. Это был знаменательный съезд – на нем В. И. Ленин произнес свою историческую речь «Задачи союзов молодежи», ставшую программой деятельности комсомола на десятилетия. Ленин нарисовал великую задачу, стоящую перед молодым поколением,- построить коммунистическое общество, «…То поколение, которому сейчас 15 лет, оно и увидит коммунистическое общество и само будет строить это общество. И оно должно знать, что вся задача его жизни есть строительство этого общества» (Сочинения, т. 31, стр. 274). Чтобы успешно строить коммунистическое общество, говорил Ленин, нужно упорно учиться коммунизму. Владимир Ильич призвал молодежь овладеть всей суммой знаний, которые выработало человечество, неразрывно связывать обучение и образование с практической работой, участвовать в общественно полезном труде, в общем деле коммунистического строительства. Комсомол должен, учил Ленин, воспитывать у молодежи ком-мунистическую мораль, сознательную дисциплину, умение всю свою жизнь подчинить интересам народа, общей борьбе за коммунизм. «Только в труде вместе с рабочими и крестьянами можно стать настоящими коммунистами». Мудрые советы и указания В. И. Ленина, высказанные им на III съезде РКСМ, стали руководящими во всей деятельности Коммунистической партии и комсомола по воспитанию молодых строителей коммунизма.
[custom_ads_shortcode2]
Культурное строительство
В 1918-1920 годах, несмотря на то что война отвлекала почти все силы и средства, в стране велось большое культурное строительство. Успешно преодолевались неграмотность населения. Специальным декретом от 26 декабря 1919 года, подписанным Лениным, Совнарком обязал всех неграмотных в возрасте от 8 до 50 лет обучаться грамоте – на своем родном или русском языке. Обучающимся грамоте рабочий день сокращался на два часа с сохранением заработной платы. Широко развернулась ликвидация неграмотности в Красной Армии. Всего в стране за 1917-1920 годы ликвидировало свою неграмотность около 7 млн. человек, в том числе 4 млн. женщин. В эти годы сложилась система единой трудовой советской школы. Вместо ранее существовавших
- гимназий,
- реальных училищ,
- церковноприходских и
- земских школ
была создана единая трудовая школа двух ступеней: первая – для детей от 8 до 13 лет, вторая -для юношей и девушек до 17 лет. Обучение сочеталось с трудовым воспитанием. Для этого в школах открывали столярные, слесарные и другие производственные мастерские, где школьники обучались труду. В деревне ученики работали на пришкольных земельных участках. Советское правительство расширило сеть школ, особенно в национальных районах. В 1920 году число школ по сравнению с 1914 годом увеличилось на 12 тыс., а количество учащихся – на 1,7 млн. человек. Государство частично обеспечивало школьников питанием, одеждой, обувью и учебниками. В наследие от старой России Советская власть получила очень мало специалистов. В 1913 году в стране насчитывалось только 136 тыс. человек с высшим образованием, в подавляющем большинстве это были выходцы из имущих классов. Советской власти нужны были свои специалисты, беззаветно преданные народу. И республика приступила к подготовке таких кадров с первых лет своего существования. В августе 1918 года Ленин подписал декрет Совнаркома о новых правилах приема в вузы. В первую очередь принимались рабочие, беднейшие крестьяне и их дети. Женщины уравнивались в правах с мужчинами. Была отменена плата за обучение, нуждающимся студентам выдавались государственные стипендии. Чтобы помочь рабочей молодежи готовиться к обучению в высшей школе, в 1919 году при высших учебных заведениях начали открывать рабочие факультеты (рабфаки). Прием на рабфаки производился по путевкам партийных и профсоюзных организаций, Исполкомов Советов. Несмотря на крайнюю бедность, Советское государство выделяло значительные средства на строительство высшей школы. Было создано много новых университетов, высших технических, педагогических и других учебных заведений. В 1920/21 учебном году в стране имелось 244 вуза (в 1914 году их было 91), а число студентов почти удвоилось по сравнению с дореволюционным временем. Огромное внимание уделялось политическому просвещению и воспитанию трудящихся. Первостепенную роль в этом играла большевистская печать. В стране издавались сотни газет на языках народов России. Большую работу в деревне вели избы-читальни, эти новые очаги культуры и просвещения крестьян. Многое сделали для политического воспитания и просвещения народных масс агитационно-инструкторские поезда и пароходы ВЦИК, совершавшие рейсы по стране. Широко велась пропаганда марксизма-ленинизма. Большими тиражами печатались произведения Маркса, Энгельса, Ленина. По решению IX съезда Коммунистической партии началось издание Собрания Сочинений В. И. Ленина. В 1920 году был создан специальный институт для изучения и публикации Сочинений Маркса и Энгельса. Первых успехов достигла советская наука. За годы гражданской войны возникло более ста новых научных учреждений, сделавших ряд ценных открытий. Научные институты помогали укреплять оборону страны. Созданный в 1918 году под руководством профессора Н. Е. Жуковского Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) сыграл ведущую роль в развитии советской авиации. Группа ученых под руководством академика Н. Д. Зелинского разработала способ получения авиационного бензина из тяжелого солярового масла и керосина, что имело большое практическое значение. В 1918 году под руководством выдающегося ученого М. А. Бонч-Бруевича в Нижнем Новгороде была создана радиолаборатория, которая впервые стала проводить опыты радиовещательных передач. Геологи П. П. Лазарев, И. М. Губкин и другие, начав изучение Курской магнитной аномалии, открыли громадные залежи железных руд. В 1920 году под руководством академика А. Е. Ферсмана началось изучение природных богатств Кольского полуострова. Там были открыты громадные залежи хибинских апатитов, из которых впоследствии стали производиться ценнейшие минеральные удобрения. Советская власть предоставила широкие возможности для научного творчества великому русскому ученому, преобразователю природы И. В. Мичурину. Большая поддержка оказывалась выдающемуся ученому К. Э. Циолковскому, разрабатывавшему теорию ракетных двигателей и межпланетных сообщений. В годы гражданской войны возникли важные научные центры в национальных республиках: Украинская Академия наук, Среднеазиатский университет в Ташкенте и некоторые другие. Передовые ученые горячо поддерживали великую созидательную деятельность Советского государства. Виднейший ученый-физиолог К. А. Тимирязев незадолго до своей смерти писал: «Большевики, проводящие ленинизм,- я верю и убежден,- работают для счастья народа и приведут его к счастью. Я всегда был ваш и с вами. Передайте Владимиру Ильичу мое восхищение его гениальным разрешением мировых вопросов в теории и на деле». В первые годы диктатуры пролетариата происходило становление советской литературы и искусства. Лучшие представители художественной интеллигенции поставили свой талант на службу народу. Владимир Маяковский воспел революцию в замечательной поэме «150 000 000». Своими стихами и плакатами он призывал трудящихся на смертный бой с буржуазией, международным империализмом. Песни, басни и поэмы Демьяна Бедного воодушевляли советских воинов на борьбу с интервентами и белогвардейцами. Военные очерки Александра Серафимовича с фронтов гражданской войны получили высокую оценку Ленина. Талантливый поэт Александр Блок перешел на сторону революции и воспел ее в поэме «Двенадцать». Свои первые произведения опубликовали Дмитрий Фурманов, Михаил Светлов, Лидия Сейфуллина, Всеволод Иванов и другие писатели. В августе 1918 года организовалась Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП). Появились первые советские пьесы. В. Маяковский написал «Мистерию-буфф». Эта пьеса, показывавшая героический образ народа и высмеивавшая врагов, была поставлена в первую годовщину Октябрьской революции. Бригады артистов выезжали на фронты гражданской войны. В народных домах, на массовых митингах выступали прославленные артисты:
- Мария Ермолова,
- Федор Шаляпин,
- Леонид Собинов,
- Антонина Нежданова и другие.
[custom_ads_shortcode3]
Отстояли завоевания Октября
В 1918 году В. И. Ленин выдвинул план «монументальной пропаганды» – план создания памятников великим деятелям революции и культуры и памятных досок, пропагандирующих идеи революции и социализма. Многие художники и скульпторы участвовали в его реализации. Политические плакаты, созданные художниками Д. С. Моором, В. Н. Дени и другими, звали народ на борьбу с интервентами и белогвардейцами, разоблачали врагов революции. В 1918-1920 годах рабочие и крестьяне России Отстояли одержали много побед на разных фронтах. Но решающее значение тогда имела победа на военном фронте – изгнание с Советской земли иностранных интервентов и разгром белогвардейцев. В чем же состояли причины победы советского народа, его армии над многочисленными и до зубов вооруженными полчищами интервентов и белогвардейцев? Мы победили потому, что вели справедливую войну, защищали в ней свободу, дело социализма. Благородные цели войны рождали самоотверженность и массовый героизм народа. Ведущей силой в гражданской войне являлся рабочий класс. На протяжении трех лет войны тысячи и тысячи рабочих шли в ряды Красной Армии и героически защищали Советскую власть. А рабочие, оставшиеся в тылу, своим самоотверженным трудом обеспечивали Красную Армию оружием и боеприпасами. Рабочий класс сплотил вокруг себя трудовое крестьянство, что, по словам Ленина, в последнем счете решило исход войны и дало нам победу. Советская власть завоевала доверие и поддержку со стороны трудящихся масс ранее угнетенных национальностей, сплотила их под своим знаменем. В рядах Красной Армии героически сражались полки и дивизии, сформированные всеми братскими республиками и народами. Победу советского народа над интервентами и белогвардейцами обеспечило мудрое руководство Коммунистической партии, ее великого вождя Ленина. Партия подняла на самоотверженную борьбу миллионные массы рабочих и трудящихся крестьян. В ходе гражданской войны она выковала замечательных полководцев и политических руководителей армии, которые умело воспитывали и вели на ра тные подвиги красноармейцев. Большая заслуга в завоевании победы над врагом принадлежит Ленинскому комсомолу. За героизм, проявленный комсомольцами в годы гражданской войны, комсомол награжден боевым орденом Красного Знамени. Красная Армия победила также потому, что Советской стране оказывали поддержку пролетарии всего мира. Рабочие капиталистических стран организовывали стачки, отказывались грузить оружие и снаряжение для белогвардейцев и интервентов, создавали «Комитеты действия» под лозунгом «Руки прочь от России!». Солдаты империалистических стран отказывались воевать против рабочих и крестьян России. На стороне Красной Армии сражались многочисленные интернациональные батальоны, в составе которых были венгры, поляки, югославы, чехи, китайцы, корейцы и представители других народов. Великая интернациональная солидарность трудящихся капиталистических стран с советским народом сыграла выдающуюся роль в срыве усилий международного империализма ликвидировать первое в мире социалистическое государство рабочих и крестьян.
[custom_ads_shortcode1]
Из декрета Совнаркома «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР»
26 декабря 1919 года В целях предоставления всему населению республики возможности сознательного участия в политической жизни страны Совет Народных Комиссаров постановил:
- 1. Все население республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать или писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке по желанию…
- 3. Народному Комиссариату Просвещения и его местным органам предоставляется право привлекать к обучению неграмотных в порядке трудовой повинности все грамотное население страны, не призванное в войска…
- 5. Обучающимся грамоте, работающим по найму, рабочий день сокращается на два часа на все время обучения с сохранением заработной платы.
- 6. Для ликвидации безграмотности органам Народного Комиссариата Просвещения предоставляется использовать народные дома, церкви, клубы, частные дома, подходящие помещения на фабриках, заводах и в советских учреждениях и т. п.
Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин). Управляющий делами Совета Народных Комиссаров Вл.
Бонч-Бруевич. Секретарь С. Бричкина.
Политика военного коммунизма. В годы гражданской войны Республика Советов представляла военный лагерь, осаждённый врагами. Интервенты окружили её кольцом экономической блокады. Контрреволюция отрезала от пролетарских центров питав-‘шие их хлебные и сырьевые районы. Отсутствие сырья, топлива, продовольствия вызвало сокращение производства. Промышленная продукция в 1919г. составляла лишь четвёртую часть довоенной. Рабочие, не ушедшие на фронт, расходились по деревням. Многочисленные фронты требовали от советской власти гигантского напряжения. Надо было снабжать армию хлебом, оружием, обувью, обмундированием. Чтобы продержаться и накормить основные кадры рабочих и Красную Армию, советская власть взяла на учёт все запасы продовольствия, топлива, товаров. Были национализированы не только крупные, но и средние и даже мелкие предприятия.
Распределение крайне ограниченных запасов сырья, топлива и готовой продукции производилось в централизованном порядке и подчинялось задачам фронта.
24 января 1919г. Совнарком принял декрет о введении продовольственной развёрстки. Этот декрет обязывал крестьян отдавать государству по твёрдым ценам все продовольственные излишки.
Объясняя необходимость этой меры, Ленин писал: «Если ты, крестьянин, окажешь государству ссуду и дашь хлеб, тогда рабочий может восстановить промышленность. Другого способа. .
. не г! » (Ленин, Соч.
, т. 29, стр. 485).
Продовольствие распределялось по карточкам, по строго классовому принципу. Буржуазия получала вчетверо меньше, чем рабочие. Дети имели особые карточки с повышенными нормами.
Советская власть ввела всеобщую трудовую повинность для всех классов. Привлекая буржуазию к труду, советская власть осуществляла лозунг: «Кто не работает, тот не ест». В советских, хозяйственных, профессиональных организациях приходилось устанавливать железную дисциплину, назначать комиссаров или создавать политические отделы вместо выборных руководителей.
В прифронтовой или освобождённой от белых полосе вместо избранных Советов создавались ревкомы. Вся эта система мероприятий, вызванных условиями обороны страны, получила название «военного коммунизма».
«Военный коммунизм,— указывал товарищ Сталин,— есть навязанная военной обстановкой и интервенцией политика пролетарской диктатуры, рассчитанная на то, чтобы установить прямой продуктообмен между городом и деревней не через рынок, а помимо рынка, мерами, главным образом, внеэкономического и отчасти военного порядка, и имеющая своей целью организовать такое распределение продуктов, которое бы могло обеспечить снабжение революционных армий на фронте и рабочих в тылу» (Сталин, Соч., т. 11, стр. 146).
Гражданская война обязывала строить всю жизнь по-военному. Только такая политика могла обеспечить пролетариату крепкий тыл и непобедимый фронт. Только строжайшая дисциплина, организация и централизация управления государством давали возможность рабочему классу и крестьянству организовать победу над неизмеримо более сильным врагом.
В обстановке гражданской войны сложился военно-политический союз между рабочим классом и крестьянством. Он имел целью объединить усилия рабочих и крестьян для того, чтобы отразить нападение иностранных империалистов и отстоять советскую власть и землю, отобранную у помещиков. Рабочие и крестьяне совместно защищали завоевания революции от интервентов и белогвардейцев.
Хозяйственное и культурное строительство в годы гражданской войны. В годы гражданской войны и интервенции вся жизнь Страны Советов была подчинена интересам фронта. Но в тягчайших условиях голода, холода, эпидемий, контрреволюционных заговоров и мятежей, трудностей и опасностей войны рабочий класс Страны Советов продолжал перестраивать все стороны жизни.
Уже в первые месяцы советской власти Ленин уделял большое внимание электрификации страны. По его инициативе в 1918г. была начата подготовка к строительству мощной гидроэлектростанции на реке Волхове («Волховстрой»).
В 1919г. было начато строительство Каширской электростанции, недалеко от Москвы. Тогда же была начата постройка Шатурской электростанции, имевшей задачу использовать торф в качестве топлива.
Благодаря изобретению русского инженера эта задача использования торфа была удачно разрешена, и в 1920г. временная Шатурская электростанция вступила в строй. В 1918—1920 гг.
было построено довольно значительное количество мелких электростанций. Мощность всех электростанций в 1920г. была даже больше довоенной, но выработка электроэнергии значительно меньше, так как большинство электростанций не работало из-за отсутствия топлива.
Топливный кризис в связи с захватом Донбасса белыми и разрушением его шахт был особенно острым. Почти все виды топлива были заменены дровами, но заготовка и вывоз дров проходили с большими трудностями. Совет обороны и Совнарком выработали ряд мер для выхода из топливного кризиса.
На железных дорогах было введено военное положение, перевозка дров по железной дороге приравнивалась к военно-оперативным заданиям. В ноябре 1919г. была введена трудовая повинность по заготовке, погрузке и выгрузке всех видов топлива, а также гужевая повинность для подвоза дров к железным дорогам и пристаням.
Таким образом, с помощью самоотверженного труда рабочих и крестьян, благодаря твёрдой дисциплине Советская республика постепенно выходила из топливного кризиса.
Чрезвычайно тяжёлым было продовольственное положение трудящихся. В заготовительную кампанию 1918—1919 гг. органы Наркомпрода заготовили в 3 раза больше хлеба, чем в предшествующем году.
Заготовки следующего года дали 30 млн. ц хлеба. Но это было ничтожно мало по сравнению с потребностями населения и армии.
От государственных органов рабочие получали только половину продовольственных продуктов, а другую половину они вынуждены были покупать на вольном рынке, у спекулянтов. За хлеб спекулянты брали втридорога.
Для борьбы со спекуляцией на кооперацию была возложена задача заготовки продуктов, не подлежащих развёрстке. Советское правительство поощряло огородничество рабочих.
14 февраля 1919г. был опубликован декрет о социалистическом землеустройстве и мерах перехода к социалистическому земледелию. Декрет намечал ряд конкретных мер помощи социалистическому сельскому хозяйству — совхозам и колхозам.
За два года пролетарской диктатуры было организовано 900 крупных совхозов и 5 960 коммун и артелей. В руках коллективных хозяйств находилось свыше 3 млн. га земли.
Грозной опасностью для Советской страны в то время являлись эпидемии, особенно сыпной тиф. «…нельзя представить себе того ужаса,— говорил Ленин на VII съезде Советов,— который происходит в местах, пораженных сыпным тифом, когда население обессилено, ослаблено, нет материальных средств,— всякая жизнь, всякая общественность исчезает. Тут мы говорим: «Товарищи, все внимание этому вопросу. Или вши победят социализм, или социализм победит вшей!» (Ленин, Соч., т. 30, стр. 206).
Советское правительство мобилизовало на фронт борьбы с эпидемиями около тысячи врачей, самоотверженно работавших над спасением трудящихся. Для трудящихся была введена бесплатная медицинская помощь. Много барских особняков было отдано под больницы, амбулатории, ясли и консультации.
В годы гражданской войны было проведено массовое переселение рабочих в квартиры буржуазии. Плата за квартиру чаше всего не взималась совсем. Бесплатными были электрическое освещение и другие коммунальные услуги.
Даже в самые тяжёлые периоды гражданской войны советская власть не приостанавливала культурной работы среди рабочих и крестьян. В Советской России обучалось около 10 млн. школьников, тогда как в царской России на значительно большей территории училось только около 8 млн.
детей. Советское учительство, оставшееся верным народу, энергично перестраивало школу, приближая её к нуждам и интересам трудящихся. Нередко без хлеба, в нетопленых школах советские учителя обучали детей и взрослых, несмотря на недостаток бумаги, книг и письменных принадлежностей.
Громадную культурную роль в годы гражданской войны сыграли партийные и советские газеты, проникавшие в самые глухие углы. В городах создавались театры и рабочие клубы, открывавшие бесплатный доступ новому массовому зрителю. Для освобождения женщины-работницы от тягот кухни создавались общественные столовые.
Особое внимание Советское правительство уделяло борьбе с массовой детской беспризорностью. По предложению Ленина Всероссийская чрезвычайная комиссия под руководством Феликса Дзержинского организовала детские колонии, где беспризорные дети приобретали трудовые навыки.
В годы гражданской войны рабочий класс показал замечательные образцы новых форм коммунистического труда. Вошли в быт коммунистические субботники — добровольный массовый выход на общественные работы Первый коммунистический субботник был устроен 10 мая 1919г. на Московско-Казанской железной дороге.
Ленин назвал его «великим почином». Он видел в субботниках начало нового, коммунистического труда и зачаток новой трудовой дисциплины социалистического общества.
Мирная передышка весной 1920г. После разгрома Колчака и Деникина Советская республика получила кратковременную передышку. Победа Красной Армии и борьба рабочих капиталистических стран против интервенции и блокады укрепили международное положение Советской России. Первой страной, подписавшей в феврале 1920г. мир с Советской Россией, была Эстония.
В годы гражданской войны Советское правительство неоднократно предлагало державам Антанты мир, но все его предложения отвергались.
В начале декабря 1919г. VII Всероссийский съезд Советов принял, по предложению Ленина, специальную резолюцию, в которой подтверждал «своё неуклонное стремление к миру». Резолюция в одиннадцатый раз предлагала всем державам Антангы, вместе или порознь, начать переговоры о мире.
Но и на этот раз мирные предложения советской власти не были приняты. Только в январе 1920г. после разгрома главных сил контрреволюции Верховный совет Антанты вынес решение о прекращении экономической блокады Советской России.
Но это решение не означало отказа Антанты от новых попыток интервенции. Империалисты ожидали лишь удобного случая для того, чтобы натравить на Советскую Россию панскую Польшу Предупреждая об этом, Ленин писал в марте i920г. : «Мы знаем, что Франция поджигает Польшу, бросая туда миллионы.
. . » (Ленин, Соч.
, т. 30, стр. 368).
Советская власть принимала все меры к тому, чтобы избавить рабочих и крестьян от новой войны. В январе 1920г. Совет народных комиссаров предложил Польше начать мирные переговоры, но польские паны не отвечали.
2 февраля Советское правительство обратилось к польскому народу с воззванием, предлагая покончить с войной и начать совместную борьбу с голодом и разрухой. Польские паны скрыли это воззвание от народа. В начале марта 1920г.
Советское правительство в третий раз предложило Польше мир. Панская Польша на предложение не ответила и при содействии Антанты продолжала вооружаться. Таким образом, военная опасность не была устранена.
Демобилизовать Красную Армию было нельзя. Оставаясь под ружьём, многие части её включились в работу по заготовке дров, сбору хлеба, восстановлению транспорта. Ряд частей Красной Армии на Урале, в Сибири, на Украине был превращён в трудовые армии.
В феврале 1920г. был создан Комитет по всеобщей трудовой повинности. Совет рабочей и крестьянской обороны был преобразован в Совет труда и обороны, и в помощь ему была создана Государственная плановая комиссия (Госплан).
С громадным упорством и героизмом Советская страна использовала короткую передышку для борьбы против голода, холода и эпидемий. Хозяйственное положение Советской республики было очень тяжёлым. Запасы сырья и топлива истощились. Угля добывалась четвёртая часть того, что было перед войной. Выплавка чугуна составляла около 3% довоенной. Выработка хлопчатобумажных тканей составляла лишь 5% довоенной выработки. Посевная площадь и урожайность хлебов резко снизились. После освобождения хлебных районов продовольственное положение Советской республики несколько улучшилось, но разруха на транспорте срывала перевозки хлеба. «Больных» паровозов насчитывалось до 60%.
Советское правительство укрепило продовольственный аппарат и улучшило работу продовольственных органов. На транспорт было направлено несколько тысяч коммунистов. Квалифицированные рабочие были возвращены с фронта на производство.
29 марта 1920г. открылся IX съезд партии большевиков. Он обсудил вопросы, связанные с использованием мирной передышки для хозяйственного строительства.
Ленин и Сталин защищали необходимость усиления единоначалия в хозяйстве. В первый период советской власти коллегиальность являлась школой обучения советских кадров. Но в годы гражданской войны, когда особенно требовались быстрые и оперативные решения и личная ответственность за исполнение этих решений, коллегиальность становилась помехой делу. Вот почему IX съезд партии вынес решение «установить полное и безусловное единоначалие в мастерских и цехах, идти к единоначалию в заводоуправлениях и к сокращённым коллегиям в средних и высших звеньях административно-производственного аппарата».
Предыдущая23242526272829303132333435363738Следующая
Рекомендуемые страницы:
Советская власть открыла перед трудящимися широкую дорогу к знаниям, к активному участию в культурном строительстве. Несмотря на тяжелые условия гражданской войны и иностранной интервенции, партия и правительство вели огромную работу по созданию новой школы, новой литературы и искусства, решительно преодолевая влияние буржуазной идеологии. Осуществлялась коренная культурная революция.
Советское государство изыскивало средства на расширение сети школ,, улучшение экономического положения учителей. К концу гражданской войны в РСФСР насчитывалось более 86 тыс. начальных и средних школ, т.
е. на 14 % больше, чем в дореволюционной России. Особое внимание уделялось вопросу ликвидации страшного наследия царизма — неграмотности.
Эта работа началась сразу же после победы Октябрьской революции. Огромный размах она приняла после издания за подписью В. И.
Ленина декрета Совнаркома от 26 декабря 1919 г. «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». В декрете указывалось, что каждый неграмотный в возрасте от 8 до 50 лет обязан обучаться грамоте.
Созданный в Наркомпросе внешкольный отдел, возглавляемый Н. К. Крупской, руководил огромной работой по ликвидации безграмотности.
Мобилизация грамотных для обучения неграмотных, организация большой сети специальных школ, введение бесплатного обучения — все это создавало прочную основу для ликвидации безграмотности. Уже в 1920 г. было издано 6,5 млн.
экземпляров букварей для неграмотных взрослых, в том числе 2 млн. на национальных языках (татарском, чувашском, киргизском и др. ).
В 1920 г. па пунктах ликбеза обучалось около 3 млн. человек.
За первые три года Советской власти грамоте было обучено около 7 млн. человек. Важное значение для преобразования высшей школы имело изменение социального состава студенчества.
По декрету Совнаркома от 2 августа 1918 г. «О правилах приема в высшие учебные заведения» всем лицам, достигшим 16-летнего возраста, предоставлялось право поступать в любое высшее учебное заведение без вступительных экзаменов в качестве слушателей. Для подготовки учительских кадров было восстановлено и создано вновь 55 высших педагогических учебных заведении, две академии, сотни учительских курсов на местах.
Преимущественное право при поступлении в вузы предоставлялось рабочим и крестьянской бедноте. Государство обеспечивало их стипендией и общежитием. Демократизация и пролетаризация высшей школы привели к росту числа студентов в высших учебных заведениях.
Уже в 1920—1921 гг. число вузов достигло 244 против 91 в 1914—1915 гг. Количество же студентов в этот период увеличилось со 125 тыс.
до 207 тыс. Но приток рабоче-крестьянской молодежи в высшие учебные заведения был еще небольшим, так как среди последней не было достаточного количества людей со средним образованием. С целью преодоления этой трудности в 1919 г.
начали создаваться рабочие факультеты (рабфаки). Первый рабфак был открыт по инициативе коммунистов Замоскворецкого района Москвы. 31 января 1919 г.
в Московском коммерческом институте начал действовать рабочий факультет. Рабочие факультеты возникли при Московском, Казанском, Пермском и других университетах. По инициативе В.
И. Ленина 17 сентября 1920 г. был принят декрет Совнаркома «О рабочих факультетах».
После опубликования декрета число рабфаков стало быстро увеличиваться. Если в 1919 г. в РСФСР было только 14 рабочих факультетов, то в 1920 г.
их уже насчитывалось 54, где обучалось 18 тыс. учащихся. Укреплялся и профессорско-преподавательский состав высшей школы.
1 октября 1918 г. Совнаркомом был принят декрет «О некоторых изменениях в составе и устройстве государственных учебных и высших учебных заведений Российской Республики». Этим декретом отменялись степени, вводился всероссийский конкурс преподавателей высшей школы.
Право на занятие профессорской кафедры предоставлялось по этому конкурсу всем лицам, известным учеными трудами или научно-педагогической деятельностью. К концу 1920 г. в стране было 2400 высших технических учебных заведений, техникумов, школ и курсов профтехобразования.
Большую роль в перестройке высших учебных заведений, в вовлечении профессоров и преподавателей вузов в жизнь страны сыграли решения VIII съезда партии, который поставил задачу превращения школы из орудия классового господства буржуазии в орудие строительства коммунистического общества. Перед Советским правительством возникли сложные задачи в области науки. В первые месяцы после революции проекты организации науки составлялись без учета существовавшего тогда крупнейшего научного це11Тра — Академии наук.
Это объяснялось враждебной позицией некоторой части научной интеллигенции по отношению к Советской власти. В начале 1918 г. академик С.
Ольденбург привез в Кремль В. И. Ленину официальное постановление, в котором академики предлагали свои знания Советскому правительству и изъявляли желание работать для Родины.
12 апреля 1918 г. это предложение обсуждалось на заседании Совнаркома при участии В. И.
Ленина. Совет Народных Комиссаров выдвинул перед Академией две важнейшие задачи, связанные с социалистическим строительством: составление плана нового размещения промышленности и наиболее рациональное использование хозяйственных сил. Советское правительство всемерно поддерживало ученых.
При участии А. М. Горького была создана Центральная комиссия по улучшению быта ученых (ЦКУБУ).
Важнейшим шагом в росте советской науки явился ленинский «Набросок плана научно-технических работ», в котором говорилось о руководящем принципе составления плана экономического подъема России — «самостоятельно снабдить себя всеми главнейшими видами сырья и промышленности»’. В соответствии с ленинскими указаниями развертывалось научное строительство. Одних лишь новых научных учреждений за два года (1918—1920) возникло 117.
По инициативе академика В. И. Вернадского был создан Радиевый институт.
Под руководством академика В. Бехтерева плодотворно работал коллектив Института мозга. Выдающийся ученый профессор Н.
Е. Жуковский со своим талантливым учеником, впоследствии академиком, А. С.
Чаплыгиным создал крупнейший научный центр — Центральный аэрогидродинамическпй институт (ЦАГИ). Были открыты новые университеты — Среднеазиатский, Азербайджанский, Иркутский и др. Огромным вкладом в науку было участие более 180 ученых в создании плана ГОЭЛРО — этого, по выражению В.
И. Ленина, превосходного научного труда. Летом 1918 г.
был создан важный научный центр — Научно-технический отдел ВСНХ. В Нижнем Новгороде была создана радиолаборатория. Коммунистическая партия, лично В.
И. Ленин уделяли большое внимание развитию общественных наук. В мае 1918 г.
в проекте постановления Совнаркома «О социалистической Академии общественных наук» В. И. Ленин поставил перед учеными, работающими в этой области науки, задачу проведения ряда социальных исследованийВ 1920 г.
был открыт Институт К. Маркса и Ф. Энгельса.
В 1918—1919 гг. было издано около 5 млн. экземпляров книг Маркса, Энгельса.
По решению IX съезда партии в 1920 г. началось первое издание Сочинений В. И.
Ленина. В декабре 1920 г. Совнарком создал комиссию для собирания и изучения материалов по истории партии и Октябрьской революции (Истпарт).
В июне 1918 г. в Москве был открыт Коммунистический университет им. Я.
М. Свердлова. На местах создавались советско-партийные школы.
Широкое развитие во время гражданской войны получила печать. Образцом для всех газет была «Правда». Выходила как орган ЦК РКП (б) газета «Беднота».
Общий тираж «Правды», «Известий» и «Бедноты» составлял в декабре 1919 г. свыше 1 млн. экземпляров в день.
Источники: