Городские восстания середины XVI в

В пору правления страной Глинскими сложились условия, при которых наступило резкое ухудшение положения в стране. Группы бояр беззастенчиво грабили зависимое население благодаря усилению налогового пресса и различных форм эксплуатации крестьян. Государство временно вынуждено было уступить Великому княжеству в 1537 г.

Булавинское восстание

Гомель и Любеч. Южные земли, населенные подневольными крестьянами, были постоянной добычей феодалов из крымских и казанских земель. Правление Глинских вызвало большой всплеск антиправительственных и антифеодальных выступлений.

В писцовых книгах часто фигурирует термин «разбойники» для обозначения выступавших против феодальной реакции. Крестьяне практиковали открытые побеги («в степь»), рубку феодальных угодий леса, самовольную запашку земель. Волна выступлений сопровождалась уничтожением документов, закреплявших зависимость, и физическим уничтожением феодалов.

Городские условия породили такой род феодального произвола, как наместничество. Протесты повсеместно переросли в восстания. 1547 г.

Хлопка восстание 1603 г.

принес Москве несчастья, связанные с большим пожаром. В тот момент Глинские в сознании масс символизировали все, что приносило боярское Правление — неурожаи, налоги, повинности. Бояре на требование московских посадских людей выдали Юрия Глинского, который был казнен пришедшими к Кремлю.

Московские события не были единичными. Выступления состоялись в Опочке Псковской земли, Великом Устюге, самом Пскове. Это была волна протеста в городах и сельской местности, ее накал свидетельствовал, что грядут перемены в самом управлении страной.

Размах и направленность городских восстаний и крестьянских волнений в 1547, 1549 — 1555 гг. показали всю несправедливость феодального строя, каким он сложился к этому времени. Осмысление принципов строя характерно для русских вольнодумцев середины XVI в.

Чумной бунт в Москве

В городской среде вызревают элементы плебейской ереси, идейным вдохновителем которой принято считать Феодосия Косого. Его происхождение, а был он холопом при­ближенного ко двору боярина, позволяло изнутри видеть ущербность существующих порядков. Первым шагом в его деятельности было практическое проповедование в заволжских скитах.

Его социальная проповедь пользовалась признанием единомышленников и создала ему немалую славу. Это были поистине зачатки реформационного движения. Конечно, церкви нельзя было допускать расползания плебейской ереси.

Феодосии Косой был подвергнут церковному суду. Благодаря счастливому стечению обстоятельств, Ф. Косому удалось бежать в Великое княжество и здесь продолжить свою деятельность.

Восстание в Москве в 1547 г. Миниатюра из «Лицевого летописного свода». XVI в. (Перерисовка.)

В этот период там складывались благоприятные условия для развития общественно-политической мысли. Косой выступал против основ феодализма с его угнетением, многочисленными войнами и непомерными податями. В области церковной идеологии он ниспровергал догму о троичности бога, литургику и богословие православия в целом.

Среди русских вольнодумцев этого времени выделялся также Матвей Башкин. Его критический запал был направлен на сочинения «отцов церкви». В социальной сфере осуждал институт полного и кабального холопства. Проявил социальное мужество и, отпустив своих холопов, пользовался вольнонаемным трудом.

Церковная реакция на попытки привнести реформационный дух в русскую жизнь не замедлила сказаться. Церковные соборы 1533 — 1555 гг. высказались за осуждение еретиков, и вслед за этим последовали ссылки и расправы. Матвей Башкин, в частности, был заключен в у Волоколамский монастырь.

Восстание в Москве в 1547 году. Миниатюра из Лицевого летописного свода. XVI век. (Перерисовка)

Реформационные идеи в России не смогли в тот период стать влиятельной идеологией в силу неизжитого феодального сознания и малой активности городского населения.

XVII век (особенно царствование Алексея Михайловича) вошел в историю России как “бунташное время”. Действительно, середина – вторая половина века – это эпоха больших и малых восстаний крестьянства, городских низов, служилых людей, реагирующих таким образом на политику абсолютизации власти и закрепощения. Историю городских восстаний открывает “соляной бунт” 1648 г. в Москве. Участие в нем приняли различные слои населения столицы: посадские люди, стрельцы, дворяне, недовольные пробоярской политикой правительства Б.И. Морозова. Поводом для выступления послужил разгон стрельцами делегации москвичей, пытавшихся подать челобитную царю на произвол приказных чиновников, которые, по их мнению, были повинны во введении налога на соль. Начались погромы влиятельных сановников. Был убит думный дьяк Назарий Чистой, на растерзание толпе отдан начальник Земского приказа Леонтий Плещеев, казнен на глазах народа окольничий П.Т. Траханиотов. Царю удалось спасти лишь своего “дядьку” Морозова, срочно отправив его в ссылку в Кирилло-Белозерский монастырь. Восстание было подавлено стрельцами, которым правительство вынуждено было выдать повышенное жалование. Восстание в Москве получило широкий резонанс – волна движений летом 1648 г. охватила многие города: Козлов, Соль Вычегодскую, Курск, Устюг Великий и др. Всего в 1648-1650 гг. произошло 21 восстание. Самые значительные из них были в Пскове и Новгороде. Они были вызваны резким повышением цен на хлеб в результате обязательства правительства поставить Швеции зерно. В обоих городах власть перешла в руки земских старост. Новгородское восстание было подавлено войском под предводительством князя Хованского. Псков же оказал успешное вооруженное сопротивление правительственным войскам в ходе трехмесячной осады города (июнь-август 1650 г.). Полновластным хозяином города стала земская изба во главе с Гавриилом Демидовым, распределявшая среди горожан хлеб и имущество, конфискованное у богатеев. На экстренном Земском соборе был утвержден состав делегации для уговора псковичей. Сопротивление прекратилось после того, как все участники восстания были прощены.

В 1662 г. в Москве произошел так называемый медный бунт, вызванный затянувшейся русско-польской войной и финансовым кризисом. Денежная реформа (чеканка обесцененных медных денег) привела к резкому падению курса рубля, что прежде всего отразилось на получавших денежное жалование солдатах и стрельцах, а также ремесленниках и мелких торговцах.

25 июля по городу были разбросаны “воровские письма” с воззванием к выступлению. Возбужденная толпа двинулась искать справедливость в Коломенское, где находился царь. В самой Москве восставшие громили дворы бояр и богатых купцов.

Медный бунт

Пока царь уговаривал толпу, к Коломенскому подошли верные правительству стрелецкие полки. В результате жестокой расправы погибло несколько сотен человек, а 18 публично повешены. “Медный бунт” вынудил правительство отказаться от выпуска медной монеты.

Но еще осенью 1662 г. стрелецкий налог хлебом был удвоен. Это ставило посадское население в особенно тяжелое положение, поскольку оно практически не занималось земледелием.

В пору правления страной Глинскими сложились условия, при которых наступило резкое ухудшение положения в стране. Группы бояр беззастенчиво грабили зависимое население благодаря усилению налогового пресса и различных форм эксплуатации крестьян. Государство временна вынуждено было уступить Великому княжеству в 1537 г. Гомель и Любеч. Южные земли, населенные подневольными крестьянами, были постоянной добычей феодалов из крымских и казанских земель. Правление Глинских вызвало большой всплеск антиправительственных и антифеодальных выступлений. В писцовых книгах часто фигурирует термин «разбойники» для обозначения выступавших против феодальной реакции. Крестьяне практиковали открытые побеги («в степь»), рубку феодальных угодий леса, самовольную запашку земель. Волна выступлении сопровождалась уничтожением документов, закреплявших зависимость, и физическим уничтожением феодалов. Городские условия породили такой род феодального произвола, как наместничество. Протесты повсеместно переросли в восстания. 1547 г. принес Москве несчастья, связанные с большим пожаром. В тот момент Глинские в сознании масс символизировали все, что приносило боярское правление — неурожаи, налоги, повинности. Бояре на требование московских посадских людей выдали Юрия Глинского, который был казнен пришедшими к Кремлю. Поход в Воробьево, к царю, толпы вооруженных людей, требовавших выдачи Анны и Михаила Глинских, привел к массовым расправам над участниками смуты. Московские события не были единичными. Выступления состоялись в Опочке Псковской земли, Великом Устюге, самом Пскове. Это была волна протеста в городах и сельской местности, ее накал свидетельствовал, что грядут перемены в самом управлении страной. Размах и направленность городских восстаний и крестьянских волнений в 1547, 1549 — 1555 гг. показали нею несправедливость феодального строя, каким он сложился к этому времени. Осмысление принципов строя характерно для русских вольнодумцев середины XVI в. В городской среде вызревают элементы плебейской ереси, идейным вдохновителем которой принято считать Феодосия Косого. Его происхождение, а был он холопом приближенного ко двору боярина, позволяло изнутри видеть ущербность существующих порядков. Первым шагом в его деятельности было практическое проповедование в заволжских скитах. Его социальная проповедь пользовалась признанием единомышленников и создала ему немалую славу. Это были поистине зачатки ре- формационного движения. Конечно, церкви нельзя было допускать расползания плебейской ереси. Феодосий Косой был подвергнут церковному суду. Благодаря счастливому стечению обстоятельств, Ф.Косому удалось бежать в Великое княжество и здесь продолжить свою деятельность. В этот период там складывались благоприятные условия для развития общественно-политической мысли. Косой выступал против основ феодализма с его угнетением, многочисленными войнами и непомерными податями. В области церковной идеологии он ниспровергал догму о троичности бога, литургику и богословие православия в целом. По характеру учения был близок к антитринитариям, по методам — бунтарь, призывавший крестьянскую и посадскую бедноту к выступлениям против феодалов. Среди русских вольнодумцев этого времени выделялся также Матвей Башкин. Его критический запал был направлён на сочинения «отцов церкви». В социальной сфере осуждал институт полного и кабального холопства. Проявил социальное мужество и, отпустив своих холопов, пользовался вольнонаемным трудом. Церковная реакция на попытки привнести реформа- ционный дух в русскую жизнь не замедлила сказаться. Церковные соборы 1533 — 1555 гг. высказались за осуждение еретиков, и вслед за этим последовали ссылки и расправы. Матвей Башкин, в частности, был заключен в Волоколамский монастырь. Реформационные идеи в России не смогли в тот период стать влиятельной идеологией в силу неизжитого феодального сознания и малой активности городского 3.

Стрелецкий бунт 1682 года (историческое название Хованщина)

Всё начинается со знаменитого восстания 1547 года, которое охватило столицу России. В апреле 1547 года в Москве происходит крупный пожар, выгорел центральный район столицы. В ходе расследования выяснилось, что город загорелся из-за поджога.

Но спустя несколько месяцев 21 июня 1547 года произошёл пожар, каких в Москве вообще не было («Великий пожар»). За несколько часов почти сгорел весь город (25 тысяч дворов). Царь в это время находился в селе Воробьёво под Москвой.

25 июня началось восстание в Москве. Толпа говорила, что в поджоге виноваты Глинские, в особенности княгиня Анна, которую назвали колдуньей. После пожара произошло совещание, на котором было решено провести расследование о причинах пожара.

Московское восстание, «Соляной бунт»

Бояре выехали на Соборную площадь, где собралось много народа, которыми было сказано, что виноваты в пожаре Глинские. Юрия Глинского толпа убила, а 28 июня пришла к царю во дворец и требовали выдать его бабку и дядю. И Ивану Васильевичу пришлось успокаивать толпу и доказывать, что он не прячет своих родственников.

1. Отстранение от власти Глинских и усиление влияния других людей – Алексей Фёдорович Адашев, священник Благовещенского собора Московского кремля – Сильвестр, митрополит Макарий. 2. Ивану IV стало понятно, что необходимо проводить реформы.

Городские восстания происходили в Смутное время, когда в городах вспыхивали проправительственные и антиправительственные восстание. Самое показательное – восстание в Москве 1606 года. Весной 1606 года Василий Шуйский составляет заговор, в числе которых были братья Шуйского – Дмитрий и Иван, Михаил Скопин-Шуйский, князья Голицыны, дети боярские, служилые люди, купцы.

У Лжедмитрия резко испортились отношения с королём Речи Посполитой, так как он обещал королю Западные и Юго-Западные русские земли. Более того, он брал в долг у монастырей, что было не очень хорошо. Ситуация всё больше обострялась, в Москву должна была приехать невеста царя – Марина Мнишек.

2 мая 1606 года Марина Мнишек приехала в Москву. Ещё до её вступления в Москву многие представители духовенства требовали перекрестить Марину в православную веру. Но она отказалась, Лжедмитрий попросил патриарха не перекрещивать её.

8 мая 1606 года происходит венчание и свадьба Дмитрия и Марина. И эта свадьба, лишь «подлила масла в огонь». Обострились отношения между москвичами и польскими шляхтичами.

Восстание Хмельницкого

В это же время в Москву входят люди Шуйского. 17 мая 1606 года на дворе Василия Шуйского собрались заговорщики и двинулись к Кремлю. Хотели успеть к смене караула, т.

е. когда одна смена охраны ушла, а другая часть охраны не пришла. В результате внутренняя охрана оказалась небольшой, около 30 человек.

В городе ударили набат, Лжедмитрий проснулся, Пётр Басманов пошёл узнавать, что происходит и выяснилось, что царь не настоящий. Одна часть толпы побежала громить дворы, где были поляки и литовцы, начались вооружённые столкновения. Другая часть толпы бросилась к дворцу.

Лжедмитрий побежал, выпрыгнул в окно, подвернул ногу, но встретил стрельцов, которые взяли его под охрану. Но в итоге Лжедмитрий был выдан заговорщикам, убит, предъявлен Марии Нагой, а после тела положили на лобном месте. Вскоре труп Лжедмитрия похоронили у обочины дороги, а через несколько дней на этом месте начали происходить странные события, что усилило веру в то, что он был колдуном, еретиком и чародеем.

Начало правления Алексея Михайловича связано с Соляным бунтом 1648 года. Правительство царя решило, что надо отменить старые налоги и ввести налоги на соль. В феврале 1645 года произошла реформа налогообложения.

Но населения перестало покупать соль, в конце 1647 года повышенную пошлину на соль отменили, и потребовали выплатить старые налоги, пока они были отменены. 1 июня 1648 года – москвичи попытались вручить царю Алексею челобитные, но этого сделать не удалось, несколько людей арестовали. 2 июня 1648 года Алексей Михайлович участвовал в крестном ходе, и толпа попросила освободить арестованных и ворвалась в Кремль.

В результате к толпе пришлось выйти самому царю, в Москве начинаются беспорядки, погромы боярских дворов (убит дьяк Назарий Ческой). 3 июня 1648 года в Москве произошёл пожар, а 4 июня 1648 года толпа попросила выдать членов правительства, в итоге Алексей Михайлович уговорил народ отправить в ссылку Морозова, а двух членов правительства казнили. Июнь 1648 года – «Соляной бунт» (причина – налог на соль).

1650 год – восстание на Северо-западе России. Повод – рост цен на хлеб. Восстание в Пскове.

Летом 1650 года был Земский собор, на котором решили отправить делегацию для переговоров, правительство обещало не применять репрессии против горожан. Эти события известны как Хлебный бунт. В 1654 году руководство страны приступили к финансовой реформе.

Они пустили в оборот медные монеты, которые ходили по одному курсу и номиналу с серебром. Первое время реформа проходила успешно, но себестоимость меди дешевле, чем монета из серебра. В результате серебро остаётся в казне, но жалованье выдаёт медью, а налоги собирает серебром.

В результате люди задумались, и заметили, что медных денег всё больше, а серебряных всё меньше. И в результате возникает большая разница в курсе, более того население неплатёжеспособно. Начинается инфляция, положение население улучшается, появляются фальшивомонетчики.

25 июня 1662 года происходит восстание, которое называется «Медный бунт» – громятся дворы бояр и купцов, толпа идёт к царю, пытается решить проблему, войска подошли к Коломенскому, в результате бунт подавили с невероятной жестокостью. В 1663 году медные деньги отменили.

Эта страница нарушает авторские права

Источники:

Вам также может понравиться