Государственный строй древнего Ашшура

Верховным органом власти в самом Ашшуре был совет старейшин. Каждый год носил имя определённого должностного лица лимму (вероятно, одного из членов совета старейшин), менявшегося ежегодно.

Древний мир. Страны и племена.

По этим лимму велась датировка. Повидимому, тот же лимму стоял во главе казны города, сосредоточенной в «доме городского совета», не только руководившего деятельностью тамкаров (торговых агентов), но и занимавшегося непосредственно обширными ростовщическими и торговыми операциями.

Другим важным должностным лицом был укуллум, ведавший земельными вопросами и, возможно, возглавлявший судебную и административную деятельность городской общины. Должность укуллума обычно, хотя и не всегда, совмещалась с наследственной должностью ишшаккум.

None По-видимому, в его ведении находились только религиозные и связанные с ними дела (например, некоторые виды строительства).

содержание

Вопросы судебные, экономические (например, податные и т. д.) лежали вне ведения ишшаккума, и совет Ашшура сносился с колониями по этим вопросам без его ведома. Таким образом, ишшаккум вовсе не был носителем верховной государственной власти в Ашшуре; по своему государственному строю Ашшур этого времени приближался к типу олигархической рабовладельческой республики.

Государственный строй древнего АшшураВерховным органом власти в самом Ашшуре был совет старейшин. Каждый год носил имя определенного должностного лица лимму (вероятно, одного из членов совета старейшин), менявшегося ежегодно. По этим лимму велась датировка. По-видимому, тот же лимму стоял во главе казны города, сосредоточенной в «доме городского совета», не только руководившего деятельностью тамкаров (торговых агентов), но и занимавшегося непосредственно обширными ростовщическими и торговыми операциями. Другим важным должностным лицом был укуллум, ведавший земельными вопросами и, возможно, возглавлявший судебную и административную деятельность городской общины. Должность укуллума обычно, хотя и не всегда, совмещалась с наследственной должностью ишшаккум. Ишшаккум, или, по шумерской терминологии, энси (патеси), имел право созывать совет, без которого, по всей вероятности, он не мог принимать важных решений. По-видимому, в его ведении находились только религиозные и связанные с ними дела (например, некоторые виды строительства). Вопросы судебные, экономические (например, податные и т. д.) лежали вне ведения ишшаккума, и совет Ашшура сносился с колониями по этим вопросам без его ведома.

Таким образом, ишшаккум вовсе не был носителем верховной государственной власти в Ашшуре; по своему государственному строю Ашшур этого времени приближался к типу олигархической рабовладельческой республики.

Человеческое жертвоприношение. Оттиск хурритской цилиндрической печати. Середина II тысячелетия до н.э.

Торговые колонии АшшураВажнейшей и наиболее известной нам из колоний Ашшура была колония при городе Канесе (современное городище Кюль-Тепе, близ города Кайсери в Турции). Документы, дошедшие отсюда, — впрочем, происходящие не только из Канеса, но также из ряда другие колоний и из самого Ашшура, — охватывают три поколения и относятся, по-видимому, к XX-XIX векам до н. э.

В Малую Азию, главным образом из Двуречья, ашшурские купцы везли на ослах караванами продукты ремесла, в особенности ткани, а вывозили преимущественно серебро, свинец, медь, а также шерсть и кожу. Работорговлей ашшурские купцы не занимались. Свинец в этот период наряду с серебром играл в Ашшуре и его торговых факториях роль средства обращения. Важно отметить, что торговля эта лишь в небольшой мере была рассчитана на нужды самой Ассирии.

Во всякой колонии Ашшура официальные документы составлялись обычно от имени «такой-то колонии от мала до велика». Все решения народного собрания, бывшего формально верховным органом управления, принимались от лица всей колонии, но фактическая власть принадлежала знати, так называемым «великим».

Рейтинг@Mail.ru

Существовали эти колонии при местных поселениях (вне их стен, но на их земле); в делах с местным населением, жестоко эксплуатировавшимся ашшурскими купцами, колонии подчинялись юрисдикции местных царьков; но последние были заинтересованы в торговле с ашшурскими тамкарами, а поэтому всячески им потворствовали. Во внутренних делах колонии подчинялись Ашшуру, совет которого имел в каждой из них своего представителя; Ашшур собирал в свою пользу пошлину с торговли колоний.

После падения государства III династии Ура торговые города, подобные Ашшуру, стремятся к созданию мощной военной силы для захвата и удержания в своих руках караванных путей. Неизбежна была острая борьба за обладание этими путями.

Ашшур при Шамшиададе IЗадачи завоевательной политики, которые в начале II тысячелетия до н. э. выдвигала верхушка ашшурского рабовладельческого общества, не могли быть осуществлены без изменения самой государственной структуры в сторону укрепления власти правителявоеначальника. Конечно, военные столкновения с соседними общинами и племенами бывали и раньше, но первое крупное военное предприятие, выходившее за пределы территории, расположенной в непосредственном соседстве с Ашшуром, относится, насколько нам известно, ко времени ишшаккума Илушумы (XX век до н. э.), который на короткое время овладел рядом важных районов на Нижнем Тигре и в других частях Двуречья. По-видимому, тот же Илушума пытался укрепить храмовое хозяйство, как опору власти правителя. Но гораздо большее значение имели завоевания Шамшиадада I (конец XIX — начало XVIII века до н. э.).

План и вертикальный разрез общинного круглого жилища. Городище Телль-Арпачия.

Шамшиадад I был сыном аморея Илакабкабу, захватившего власть в Ашшуре, повидимому, точно так же, как другие аморейские вожди, опираясь на племена степняков, захватили около этого времени власть в большинстве городов Двуречья. Выполняя задачи, которые, как было сказано, поставила в то время верхушка ашшурских рабовладельцев, Шамшиадад стремился к установлению в Ашшуре своей единоличной власти и к созданию деспотической монархии наподобие существовавшей в Вавилонии; свидетельством стремления заимствовать всё вавилонское можно считать, между прочим, распространение с этого времени в Ашшуре вавилонской разновидности клинописи. Шамшиадад I впервые объявил себя «царём множеств» (шаркишшати), а не просто ишшаккумом. Ему удалось распространить свою верховную власть на всю Северную Месопотамию и посадить своего сына царём в Мари *. Одно время он осуществлял гегемонию и в северной части Аккада. На западе ему, повидимому, удалось достичь Средиземного моря. В своей надписи он хвастался наступившей в годы его правления дешевизной на хлеб и шерсть (что позволяло ашшурским купцам особенно сильно наживаться при перепродаже этих товаров, которые обменивались на металлы). В письмах своему сыну Шамшиадад упоминает о воинах лабну («склонённых ниц»), т. е., возможно, о тех, кто не имел собственных земельных наделов и получал содержание или земельные участки от царя; упоминаютсяТакже воины из числа «мужей», т. е. полноправных свободных общинников, которые содержались в войске за счёт их собственных патриархальных семей.

Государство Шамшиадада I было первой крупной переднеазиатской державой с центром, расположенным вне Двуречья. Тот факт, что именно из Ассирии исходило это объединение, объясняется двумя причинами: во-первых, экономическим могуществом Ашшура, которое было связано с благоприятным его положением, как торгово-передаточного центра; вовторых, удачным стратегическим расположением Ашшура вблизи от всех основных путей сообщения Передней Азии. Это позволяло Ашшуру захватывать более важные в стратегическом и экономическом отношении районы, чем те, которые могло бы захватить с той же затратой сил какое-либо другое соседнее государство. С каждым новым завоеванием Ассирия получала новые преимущества для дальнейшего экономического и военного развития.

Однако в то время Ассирия не смогла использовать эти преимущества, так как прежде чем она успела закрепить за собой свои завоевания, ей пришлось встретиться с государством Эшнунны, а затем с ещё более мощным государством — с Вавилонским царством Хаммурапи. Крушение же государства Хаммурапи не сопровождалось новым подъёмом Ассирии и восстановлением порядков, вводившихся Шамшиададом. Гегемония в Месопотамии тогда перешла к новому государству — Митанни, сложившемуся в плодородной холмистой части Северной Месопотамии у узла дорог, проходящих через Северную Сирию и большую излучину реки Евфрата. Ассирия должна была признать верховное владычество Митанни.

далее

None Цитируется по изд. : Всемирная история. Том I.

М. , 1955, с. 313-315.

Верховным органом власти в самом Ашшуре был совет старейшин. Каждый год носил имя определённого должностного лица лимму (вероятно, одного из членов совета старейшин), менявшегося ежегодно. По этим лимму велась датировка. По-видимому, тот же лимму стоял во главе казны города, сосредоточенной в “доме городского совета”, не только руководившего деятельностью тамкаров (торговых агентов), но и занимавшегося непосредственно обширными ростовщическими и торговыми операциями.

Двор храма богов Ану и Адада в городе Ашшуре. IX в. до н.э. Реконструкция.

Другим важным должностным лицом был укуллумведавший земельными вопросами и, возможно, возглавлявший судебную и административную деятельность городской общины. Должность укуллума обычно, хотя и не всегда, совмещалась с наследственной должностью ишшаккум Ишшаккум, или, по шумерской терминологии, энси (патеси), имел право созывать совет, без которого, но всей вероятности, он не мог принимать важных решений. По-видимому, в его ведении находились только религиозные и связанные с ними дела (например, некоторые виды строительства). Вопросы судебные, экономические (например, податные и т. д.) лежали вне ведения ишшаккума, и совет Ашшура сносился с колониями по этим вопросам без его ведома.

Таким образом, ишшаккум вовсе не был носителем верховной государственной власти в Ашшуре; по своему государственному строю Ашшур этого времени приближался к типу олигархической рабовладельческой республики. Источник: “Всемирная история” Том 1. под ред. Ю.П. Францева

Государственный строй Древнего Шумера отличается тем, что на терри­тории Шумера находилось несколько десятков самостоятельных городов и областей. Наиболее известными были: Эриду, Ур, Лагаш, Умма, Урук, Киш.

Главой города и областибыл верховный жрец главного городского хра­ма “энси” (“патеси”) титулованный термин. Если власть правителя выходила за границы полномочия городоначальника, правителю присваивался титул “лугаля”.

Энси и лугали возглавляли общинный культ, предводительствовали вой­ском, председательствовали в совете старейшин и народном собрании.

назад

А также существовали органы, контролирующие деятельность правителя совет старейшин и народное собрание.Они избирали правителя, давали ему рекомендации, производили общий контроль над его деятельностью, осуществляли суд и управление общинным имуществом.

К сожалению общественно-политический строй древних шумеров изучен слабо, так как мало документальных источников. Частично право того периода можно представить по фрагментам законов Эшнуны (XX в. до н.

э. ). Из этого памятника явствует, что в государстве была борьба между знатью и общинниками, ремесленниками.

Rambler's Top100

Еще ранее правитель Урукагина в 2370 г. ограничил коррупцию чиновников, и провел денежную реформу, вернул общинам и храмам ранее отобранную землю, восстановил справедливость. В истории его реформы временно остановили и защитили бедных от ростовщиков, от злоупотреблений чиновников.

По законам городов-государств были наказания лжесвидетелей, ответственность за недоброкачественность обработки земли, его затопление. Законы сохраняли и охраняли семью и достоинство женщин, даже если она была рабыней. Вместе с тем законы фиксируют бесправное положение рабов в качестве вола и осла.

Месопотамия в эпоху древностей пережила многовековую борьбу областей, территориальных объединений, княжеств за политическое господство. Эпос о легендарном Гильгамеше отражает эту борьбу за гегемонию между городом Урука и Кишем. Документы их архива храма богини Бабы находившиеся в городе Лагаше, свидетельствует о наличии рабов и полусвободных. Гильгамешу удалось одолеть сепаратизм, объединить страну.

В конце XXIV в. до н.э. лугаль Загези сумел добиться поставленной цели, создал конфедерацию государств Месопотамии. После Загези первый из аккадских правителей Саргон сумел объединить страну, и при нем действовала единая система водоснабжения. Но так или иначе империя Саргона оказалась также непрочной. Вскоре страну оккупировали племена кутиев. Жители Месопотамии недолго терпели захватчиков управления страны, и в скоре она распалась на мелкие царства. Между мелкими царствами шли бесперебойно война за первое главенствующее место. Это длилось около двух веков. В конце III тысячелетия до н. э. начинает свое возвышение город под названием Вавилон (врата бога). Его расцвет относится ко времени правления царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Вавилонский царь Хаммурапи, победив в 1763 году до н.э. царя Ларсы Рим-Сина Первого, создал мощнейшую державу, которая подобно аккадской и урской, стала по форме правления восточной деспотией. При правлении царя Хаммурапи оно достигло наибольших размеров, он завоевал весь Шумер и часть севера Двуречья.

Как и египетские фараоны, царь Вавилонии обладал безграничной властью. Хаммурапи в правлении страной провел много реформ для централизации власти в стране, и этим самым его проведенные реформы повлияли на социально-экономическое устройство государства. Есть все основания, подтверждающие его личность и считать незаурядным, удачливым полководцем, расчетливым, опытным политическим деятелем и дипломатом своего дела.

Для сохранения стабильности Хаммурапи пошел на необычные реформы: запретил продажу земли общинников, обуздал ростовщиков, ограничил срок долговой кабалы до трех лет. Впервые установил тарифы оплаты наемного труда, а также восстановил всю ирригационную систему страны. Ростовщики, торговцы принимались на государственную службу, воины профессионалы несли службу пожизненно.

Богиня Иштар. Статуя из Мари. Около 1800 г. до н.э. Известняк.

Следуя традиции Хаммурапи вступив на царство, провозгласил справедливость, издал акт благочестия (мишарум). Отказ от выполнения указов царя могла повлечь за собой смертную казнь. Автономия храмов в административном и хозяйственном отношении была ограничена, и они подчинялись царской администрации. Назначение на важные жреческие должности также перешло в ведение царя. Помощникам царя был нубанды. Нубанды имел свой аппарат, с помощью которого согласовывал и направлял работу ведомств империи по организации общественных работ, строительству дамб, сооружения дворцов и храмов, по управлению войском и комплектованию ополчения, по сбору налогов, организации охраны общественного порядка. Помощник нубанды шапир-нарим отвечал за состояние систем водоснабжения; другой подчиненный – за мобилизацию населения на общественные работы; глава ростовщиков вакиль-тамкар – за сбор царских пошлин и податей. Военное ведомство возглавлял вакиль-амури.

В провинции функции местного правителя и представителя царской власти осуществляли рабианум, шапир-натим и шаган-шакканакум. Рабианум мог быть градоначальником, ему подчинялись квартальные старосты, а в сельской местности – органы общинного управления. Внешняя торговля объявлялась монополией государства, ее вели купцы во главе с вакиль-тамкари.

Превратив купцов, ростовщиков в государственных служащих Хаммурапи поручал им сбор налогов на местах. И очевидно, что со временем случилось схватка между тамкарами и рабианум за влияние закончилось победой денежных единиц. Сын, Хаммурапи Сансуилун не выдержав таких схваток, упразднил должность рабианум.

Гильгамеш и Энкиду убивают Хумбабу. Терракотовый рельеф. Начало II тисячелетия до н.э.

В целом реформа мало затронула структуру общинного управления. Во главе общины стоял совет старейшин из глав состоятельных семей. В некоторых особо важных ситуациях созывалось народное собрание.

Источники:

Вам также может понравиться