ГЕРМАНЦЫ – группа народов – древних носителей германских языков.
Обычно выделяют 3 ветви Германцев: западную (сформировалась между реками Рейн и Одер; подразделялась на несколько групп), северную (сложилась на юге Скандинавского полуострова и севере полуострова Ютландия) и восточную (оформилась в ходе миграций).
В древности Германцами первоначально называли небольшое племя (по ряду оценок, негерманское) на левом берегу Рейна. С середины I века до н. э. это название было распространено на народы к востоку от Рейна и к северу от верхнего течения Дуная, где жили Германцы и постепенно ассимилированные ими другие народы. Восточные пределы области расселения Германцев античные авторы помещали в районе Вислы. К Германцам они причисляли и более восточные группировки, например бастарнов (на основе сходства облика и некоторых внешних особенностей культуры), противопоставляя их сарматам.
Попытки выделить культурное единство Германцев в бронзовом веке пока не убедительны, хотя ряд лингвистов считает, что германские языки в это время уже обособились. Формирование Германцев связывается с археологической ясторфской культурой и расселением в раннем железном веке части носителей этой и родственных ей культур. Сильное воздействие на Германцев оказали культуры Гальштат и Латен, отражающие влияние групп кельтов.
Древнейшей миграцией Германцев, отражённой в письменных источниках, были переселения кимвров и тевтонов. Их группировки во II веке до н. э.
двигались из южной Ютландии, присоединяя по пути другие объединения, и достигли среднего Дуная, Галлии, северо-восточной Испании и северной Италии. В 102-101 годах они были разгромлены римской армией под командованием Гая Мария. Пик следующей волны германской миграции, в которой доминировали свевы, пришёлся на 70-60-е годы.
Ударная группировка этого объединения во главе с Ариовистом утвердилась в северо-восточной Галлии, но в 58 году была разгромлена Гаем Юлием Цезарем. Вторжение свевов послужило одним из поводов к римской оккупации Галлии. Граница римских владений и Германцев по Рейну стабилизировалась после экспедиций Цезаря в земли Германцев в 55-53 годах.
В конце I века до н. э. – начале I века н.
э. Рим распространил свою власть над Германцами от Рейна до реки Везер, несколько раз римские легионы доходили до Эльбы; была провозглашена провинция Германия. Однако восстание херусков под предводительством Арминия, поддержанное другими Германцами, привело к разгрому римлян в 9 году н.
э. в Тевтобургском Лесу. В результате походов Тиберия (11) и Германика (14-16 годы) Риму удалось стабилизировать ситуацию, в отношениях с Германцами он перешёл к политике активной обороны.
Вдоль Рейна были сформированы провинции Германия Нижняя и Германия Верхняя, построена система укреплений по Рейну, включая нижнюю Логону, долину в низовьях и левобережье Майна, б. ч. бассейна Неккара, там же был возведён т.
н. верхнегерманский вал, подходивший к ретийскому валу, проходившему севернее верхнего течения Дуная. Вдоль границ была полоса, свободная от населения.
С частью герм. племён Рим заключил договоры о поставке рекрутов.
В I веке н. э. можно выделить следующие племена и племенные объединения Германцев: батавы (жили у устья Рейна), тенктеры (на левом берегу нижнего Рейна; были известны своей конницей), гермундуры (восточнее верхнегерманского и севернее ретийского валов; единственные из Германцев, кому позволялось торговать на римской территории), хаты (в верховьях Везера; славились пехотой), херуски (в среднем течении Везера), хавки (в нижнем течении Везера), фризы (у побережья Северного моря).
Юг Ютландии населяли кимвры, в бассейне Эльбы господствовало объединение свевов, включавшее лангобардов, семнонов и др. , Богемию заняли маркоманы, восточнее располагались квады и др. , в т.
ч. негерманские племена. Повисленье населяли многочисленные племена лугиев (смотри в статье Пшеворская культура), ближе к Балтийскому морю жили ругии, готы и др.
Из скандинавских племён известны свеоны. Существовали, вероятно, культовые группы германских племён: ингевоны у Северного моря, герминоны на Эльбе и Везере, истевоны ближе к Рейну и др.
В этот период общество Германцев, при некоторых отличиях, имело родо-племенную организацию. Германцы занимались земледелием и животноводством. В ходе миграций происходило усиление роли военных вождей и их дружин.
Важным фактором развития Германцев было влияние Римской империи, в т. ч. восстановление при императоре Нероне Янтарного пути.
К середине II века процессы в среде Германцев привели к новой волне миграций. В среднем Подунавье это привело к Маркоманским войнам, в которых, кроме маркоманов и квадов, участвовали другие Германцы и негерманские племена. Их опустошительные походы охватили Подунавье, Германцы достигали Северной Италии. Во 2-й половине II века вандалы, обитавшие в верховьях Вислы, появились на северо-востоке Карпатской котловины, началось движение готов и гепидов из нижнего Повисленья в Причерноморье (смотри Вельбарская культура). В 1-й половине III века к востоку от Рейна оформились новые объединения германских племён – алеманны и франки.
К середине III века натиск варваров на Римскую империю резко усилился. Со стороны Рейна активизировались алеманны, франки, ютунги и др. , прорывавшиеся далеко в глубь римских территорий (233-234, 253, 259-261, 268, 270-271, 274-276 годы).
Особенно опустошительными были т. н. Скифские войны.
На их начальном этапе значительная роль принадлежала негерманским объединениям карпов и др. , но постепенно она перешла к восточным Германцам, особенно готам. Ценой реформ, приведших к формированию системы домината, Римская империя устояла.
Была эвакуирована провинция Дакия, оставлены т. н. Десятинные поля между верховьями Рейна и Дуная, с рядом германских племён заключены военные союзы.
В качестве федератов и наёмников Германцы играли заметную роль в её военно-политических структурах (некоторые Германцы достигали высоких должностей). Рим, со своей стороны, оказывал влияние на различные стороны жизни и культуры Германцев (смотри, например, Черняховская культура). Среди Германцев начало распространяться христианство, появились первые религиозные общины.
Епископ Ульфила составил первую германскую азбуку (готское письмо) и перевёл на готский язык Библию (вероятно, около 360 года). Христианство среди Германцев первоначально распространилось в форме арианства.
Качественные изменения произошли в германском мире в эпоху Великого переселения народов, формировались новые группировки. В управлении завоёванными территориями использовались опыт римской администрации и знания, полученные на службе в римкойс военно-политической системе. В итоге у Германцев начали формироваться государства, стали кодифицироваться законы (смотри Варварские правды).
Почти все восточные Германцы в конце IV-V веках несколькими волнами переселились на территорию Римской империи, где были созданы Вестготское королевство сначала в Галлии, затем в Испании, государство вандалов в Северной Африке, Остготское королевство в Италии, включавшие, кроме Германцев, численно превосходившее их местное население. В Потисье сформировалось государство гепидов, на всём пространстве расселения восточных Германцев, вплоть до северо-восточного Причерноморья (смотри в статье Дюрсо), возникли более мелкие «королевства» и военно-политические объединения. Однако уже в середине VI века под ударами Византии, лангобардов и авар пали государства вандалов, остготов, гепидов, в ходе арабских завоеваний разгрому подверглось государство вестготов. Восточные Германцы этих и других политических объединений были поглощены местным и пришлым населением. До XVI века сохранялись остатки крымско-готского языка в Южном Крыму (смотри в статьях Суук-Су, Мангуп, Готский язык), но позднее его носители стали частью местных греков (смотри Мариупольские греки) и татар.
С V века началось расселение западных Германцев в Запаной Римской империи, приведшее к образованию государств алеманнов, франков, лангобардов. В этом ряду стоит складывание государства бургундов и баваров. К западу от Эльбы сложились политические объединения тюрингов, саксов (более восточные территории были оставлены Германцами и заняты славянами). В дальнейшем практически все они вошли в состав Франкского государства. После распада последнего в его бывших западных и южных областях, где преобладало романоязычное население, сформировались романские народы – валлоны, французы, итальянцы, а в северо-западных и восточных районах – современные носители германских языков: фламандцы, голландцы, немцы, австрийцы. Англы, часть саксов и ютов на протяжении V-VI веков переселились в Британию. Сложившаяся там общность англосаксов послужила основой для формирования англичан.
Северные Германцы в эпоху Великого переселения народов в основном оставались в пределах Скандинавии. После периода Вендель наступило время довольно значительных миграций викингов эпохи. Они сыграли заметную роль в развитии ряда государств (Англии, Франции, смотри в статьях Денло, Нормандия; Древне-русского государства, смотри в статье Варяги), колонизовали Исландию и Фарерские острова. Северные Германцы стали основой скандинавских народов: шведов, норвежцев, датчан, исландцев, фарерцев.
Мифология, эпос, литература.
Мифология Германцев известна по древне-германским текстам (эпос и скандинавская средневековая литература, древнеанглийские и древненемецкие заговоры), греческим и латинским сочинениям (Тацит, Иордан, Прокопий Кесарийский, Григорий Турский, Павел Диакон, Беда Достопочтенный, Саксон Грамматик, Адам Бременский). По сообщениям о Германцах I века у Тацита, по названиям дней недели в германских языках и скандинавским источникам реконструируются имена общегерманских богов, сопоставляемых Тацитом с позднеантичными персонажами: Водан (скандинавский Один, у Тацита – Меркурий), Тиу (скандинавский Тюр, у Тацита – Марс), Донар (скандинавский Тор, у Тацита – Геркулес) и *Фрия (скандинавский Фрейр и Фрейя и Фригг, у Тацита – Исида), а также богиня Нертус (женская параллель скандинавскому Ньёрду). Мифологический и героический эпос Германцев наиболее полно сохранился в скандинавском и древнеанглийском ареале. Исконная эпическая традиция была устной. Для германской поэзии характерен аллитерационный стих, принявший особо сложную форму у скандинавских скальдов. Наиболее ранние из сохранившихся произведений героического эпоса – англосаксонские поэмы «Беовульф» (сложилась в концеVII – начале VIII веков) и «Битва при Финнсбурге» (IX век), малые памятники «Видсид» и «Вальдере» (X век), древнесаксонские поэмы на библейские сюжеты «Генезис» и «Хелианд» («Спаситель»), древненемецкая «Песнь о Хильдебранде» (начало IX века), а также латинское переложение «Вальтарий» (IX-X века). Основной корпус записей германского эпоса датируется XIII веком: древнеисландская «Старшая Эдда» (мифологиченные песни, цикл песней о Сигурде, песни о Вёлунде, Хельги, Хамдире), средневерхненемецкая «Песнь о Нибелунгах», прозаические переложения в исландских памятниках – «Младшей Эдде» и сагах («Сага о Вёльсунгах», «Сага о Тидреке», «саги о древних временах»); германские героические сюжеты легли в основу скандинавских баллад позднего Средневековья. Для германской мифологии характерны эсхатологические мотивы (эддическое «Прорицание Вёльвы»), доминирование нужд и морали войны, для эпоса – тема судьбы, героический трагизм. Героев, павших на поле боя, принимает в своём чертоге Вальхалле Один; возлюбленными героев (Сигурда, Хельги, Вёлунда) часто бывают валькирии (с ними связывают распространённые с эпохи Вендель изображения женщин с рогом в руке). В героическом эпосе Германцев нашли поэтическое отражение события эпохи Великого переселения народов: разгром гуннами бургундского королевства, смерть гуннского предводителя Аттилы в 453 году и др. Многие скандинавские королевские и знатные роды возводились к богам-асам (генеалогии Инглингов, Скьёльдунгов, англосаксонских королевских династий).
Общегерманской письменностью было руническое письмо. В IV-XIII веках складывалась литература на готском, др.-скандинавских, древнеанглийском, древнесаксонском, древнефризском, древневерхненемецком языках.
Музыка. Сведения о музыкальной культуре Германцев отрывочны. Тацит сообщает о песнопениях Германцев и об особой песни, исполнявшейся перед боевым строем с использованием резонанса щитов. Основным музыкальным инструментом Германцев, по археологическим и литературным источникам, был струнный инструмент типа лиры, называвшийся общегерманским словом *harpa – арфа (древнеисландское harpa, древнеанглийское hearpe, древневерхненемецкое harfa), игра на которой сопровождала исполнение эпоса. Духовые инструменты типа трубы натуральной – роги-луры, вероятно, восходят к лурам бронзового века. Из готского перевода Библии известны германские слова swiglon – ‘играть на свирели’, þuthaurn – ‘труба’ (буквально ‘шумный рог’), klismo – ‘кимвалы’.
Искусство. Древнейшее изобразительное искусство Германцев тесно связано с традициями других европейских народов. Сильнейшее влияние на него оказали кельты, позднее – культурный мир Римской империи. В эпоху римских влияний произошло формирование своеобразных стилей германского ювелирного ремесла (полихромный стиль; литьё, воспроизводящее резьбу, – немецкое Kerbschnitt, английское chip-carving).
Наиболее яркое явление изобразительного искусства Германцев – германский звериный стиль, для которого характерен исключительный орнаментализм и формализм. На его формирование повлияли анималистической традиции, восходящие к скифо-сибирскому звериному стилю и особенно к искусству Латена; на раннем этапе сказались влияния провинциально-римского искусства. К концу V века сложился набор зоо- и антропоморфных мотивов, сохранявшийся почти неизменным до конца эпохи викингов при частой смене стилей. Первый самостоятельный германский звериный стиль (стиль I по классификации Б. Салина) сформировался на основе техники Kerbschnitt и образцов римского исксства IV-V веков (пояса т. н. позднеримского воинского стиля и др.). Под влиянием этой техники звериные (реже человеческие) изображения приобретают геометрические очертания, распадаются на элементы, самостоятельно участвующие в орнаментальной композиции. Во 2-й половине VI века в звериный стиль проникает ленточная плетёнка, составившая основу нового стиля II: под её влиянием изображения подвергаются линейной стилизации, композиция строится на волнообразном ритме. Германский стиль II получил наибольшее развитие в искусстве культуры Вендель в Скандинавии и англо-саксонской Британии (VI-VIII века). Напротив, в континентальной Европе традиция звериного стиля затухает в эпоху Каролингов. В VIII веке равномерная ритмика плетения германского звериного стиля сменяется иррегулярной, иногда чрезвычайно сложной, появляется характерный мотив «зверя, завязанного в узел» (стиль III, по Салину), возрождаются геометризм, элементы рельефа и натурализма (в т. ч. зарождается мотив «хватающего зверя», заменяющий плетение в построении сложных композиций). Все эти тенденции достигли наивысшего развития в искусстве начала эпохи викингов (деревянная резьба Осеберга, клад из Броа). В дальнейшем на их основе сложились стили IX-X веков Еллинг (волнообразная ленточная плетёнка) и Борре (геометрич. фигуры, мотив «хватающего зверя», рельефность). Во 2-й половине X века в звериный стиль проникают континентальные влияния: элементы растительного орнамента, мотив одиночного звериного изображения – «большого зверя» (в то же время имеющий прототипы в зверином стиле VII-IX веков). На их основе сложились стили конца эпохи викингов – Маммен и Рингерике; в последнем стиле эпохи викингов (Урнес) происходит возврат к равномерному плоскостному зооморфно-ленточному плетению. Традиции звериного стиля были продолжены в фасадной резьбе норвежских деревянных «столбовых церквей» XII века, каменных крестильных купелей, повлияли на сложение тератологии европейского романского стиля в целом.
В противоположность звериному стилю стилистика антропоморфных изображений Германцев примитивна. Сюжеты восходят к скандинавским петроглифам бронзового и железного веков, ряд мотивов заимствован из античного искусства: изображения воинов с оружием, кораблей, всадников (в т. ч. на брактеатах – золотых медальонах, имитирующих римские образцы), женщин, держащих рог; встречаются многофигурные композиции, мифологические сцены (в Осеберге, на «камнях с изображениями» острова Готланд, рунических камнях, порталах «столбовых церквей»).
Дополнительная литература: Schmidt L. Geschichte der deutschen Stä mme bis zum Ausgang der Vö lkerwanderung. Münch.
, 1934–1938. Bd 1–2;
Holmqvist W. Germanic art during the first millenum AD. Stockh.
, 1955; Хойслер А. Германский героический эпос и сказание о Нибелунгах. М.
Мелетинский Е. М. «Эдда» и ранние формы эпоса.
М. , 1968; Vries J. P.
Altgermanische Religionsgeschichte. 3. Aufl.
B. , 1970. Bd 1–2;
Hachmann R. Die Germanen. Münch.
u. a. , 1971; Reallexikon der germanischen Altertumskunde.
2. Aufl. B.
; N. Y. , 1973–2005 –.
Die Germanen: Ein Handbuch / Hrsg. B. Krüger.
2. Aufl. B.
, 1976–1983. Bd 1–2; Корсунский А. Р.
, Гюнтер Р. Упадок и гибель Западной Римской империи и возникновение германских королевств. М.
Щукин М. Б. На рубеже эр.
СПб. , 1994; Иордан. О происхождении и деяниях гетов.
2-е изд. М. , 1997;
Germanen beiderseits des spä tantiken Limes. Köln; Brno, 1999; Колосовская Ю. К.
Рим и мир племен на Дунае, I-IV века н. э. М.
Иллюстрации:
Золотой рог из Галлехуса (Ютландия, Дания), найденный в 1734 году (похищен в 1802 году): 1 – реконструкция; 2 – развёртка. Руническая аллитерационная надпись:«Я, Хлевагастир из рода Хольтиев, рог сделал». V век. Архив БРЭ;
«Камни с изображениями» с острова Готланд: 1 – из Хавора. V век; 2 – из Альскога. VIII века.
Вверху справа – валькирия с рогом в руках встречает героя на восьминогом коне (Слейпнире? ) в Вальхалле. Государственный исторический музей (Стокгольм).
Германский звериный стиль 1-го тысячелетия н. э. (по Б.
Салину): 1 – двупластинчатая фибула из Веструпа (остров Зеландия, Дания), орнаментированная в стиле I. Серебро. Национальный музей (Копенгаген); 2 – двупластинчатая фибула из Хайдингсфельда (Бавария), орнаментированная в стиле II.
Серебро. Национальный музей (Копенгаген); 3-4 – коробчатые фибулы с острова Готланд, орнаментированные в стиле III и мотивом «хватающего зверя» (а – вид сверху; б – вид сбоку, развёртка). Бронза.
Государственный исторический музей (Стокгольм). Архив БРЭ;
Германский звериный стиль IX-XII веков в Скандинавии: 1 – золотые накладки, орнаментированные в стиле III и мотивом «хватающего зверя», из клада Броа (остров Готланд). IX век. Государственный исторический музей (Стокгольм); 2 – бронзовый флюгер, орнаментированный в стиле Рингерике, с церкви в Челлюнге (остров Готланд).
XI век. Прорисовка; 3 – северный портал «столбовой церкви» в Урнес (Норвегия), орнаментированныйв стиле Урнес. Середина XI века; 4 – портал «столбовой церкви» из Хюлестада (Норвегия), орнаментированный сценами из эпоса о Сигурде.
XII век. Музей истории культуры университета Осло. Архив БРЭ.
© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ) Литература
- Wolfram H. Die Germanen. 8. Aufl. Münch., 2005
- Стеблин-Каменский М. И. Труды по филологии. СПб., 2003
- Томпсон Э.А. Римляне и варвары. СПб., 2003
- Буданова В.П. Варварский мир эпохи Великого переселения народов. М., 2000
На протяжении многих веков главными источниками знаний о том, как жили и чем занимались древние германцы, были труды римских историков и политиков: Страбона, Плиния Старшего, Юлия Цезаря, Тацита, а также некоторых церковных писателей. Наряду с достоверными сведениями эти книги и записки содержали домыслы и преувеличения. Кроме того, античные авторы не всегда углублялись в политику, историю и культуру варварских племён. Они фиксировали главным образом то, что «лежало на поверхности», или то, что производило на них самое сильное впечатление. Конечно, все эти труды дают вполне неплохое представление о жизни германских племён на рубеже эпох. Однако в ходе позднейших археологических раскопок было выяснено, что античные авторы, описывая верования и быт древних германцев, многое упустили. Что, впрочем, отнюдь не умаляет их заслуг.
Происхождение и распространение германских племён
Германские племена относятся к индоевропейским. В начале 1-го тысячелетия до н. э. прагерманский язык выделился из праиндоевропейского, а германский этнос сформировался в 6-1-м веках до н. э., хотя и не окончательно. Исконной землёй германских народов признаны бассейны рек Одера, Рейна и Эльбы. Племён было очень много. Единого названия они не имели и до поры до времени не осознавали родства друг с другом. Имеет смысл перечислить некоторые из них. Так, на территории современной Скандинавии жили даны, гауты и свеи. К востоку от реки Эльбы были расположены владения готов, вандалов и бургундов. Этим племенам не повезло: они сильно пострадали от нашествия гуннов, были рассеяны по миру и ассимилированы. А между Рейном и Эльбой расселились тевтоны, саксы, англы, батавы, франки. Они дали начало современным немцам, англичанам, голландцам, французам. Помимо упомянутых, существовали еще юты, фризы, херуски, гермундуры, кимвры, свевы, бастарны и многие другие. Древние германцымигрировали в основном с севера на юг, а точнее – на юго-запад, что поставило под угрозу римские провинции. Они также охотно осваивали восточные (славянские) земли.
[custom_ads_shortcode1]
Первые упоминания о германцах
О воинственных племенах античный мир узнал в середине 4-го века до н. э. из записок мореплавателя Пифия, который рискнул совершить путешествие к берегам Северного (Немецкого) моря.
Потом германцы громко заявили о себе в конце 2-го века до н. э. : племена тевтонов и кимвров, покинувшие Ютландию, обрушились на Галлию и дошли до приальпийской Италии.
Гай Марий сумел остановить их, но с этого момента империя стала бдительно следить за активностью опасных соседей. В свою очередь, германские племена начали объединяться, чтобы усилить свою военную мощь. В середине 1-го века до н.
э. Юлий Цезарь в ходе Галльской войны нанёс племени свевов поражение. Римляне дошли до Эльбы, а чуть позже – до Везера.
Именно в это время начали появляться научные труды, описывающие быт и религию непокорных племён. В них (с легкой руки Цезаря) стал использоваться термин «германцы». Между прочим, это отнюдь не самоназвание.
Происхождение слова – кельтское. «Германец» – это «близко живущий сосед». Древнее племя германцев, а точнее его название – «тевтоны», также употреблялось учёными в качестве синонима.
[custom_ads_shortcode2]
Германцы и их соседи
На западе и юге с германцами соседствовали кельты. Их материальная культура была более высокой. Внешне представители этих народностей были похожи.
Римляне их зачастую путали, а иногда и вовсе считали одним народом. Однако кельты и германцы не родственники. Схожесть их культуры обуславливается близким соседством, смешанными браками, торговлей.
На востоке германцы граничили со славянами, балтийскими племенами и финнами. Само собой, все эти народности оказывали влияние друг на друга. Оно прослеживается в языке, обычаях, способах ведения хозяйства.
Современные немцы являются потомками славян и кельтов, ассимилированных германцами. Римляне отмечали высокий рост славян и германцев, а также светлые или светло-рыжие волосы и голубые (или серые) глаза. Кроме того, представители этих народов обладали схожей формой черепа, что обнаружилось в ходе археологических раскопок.
Славяне и древние германцыпоражали римских исследователей не только красотой телосложения и черт лица, но и выносливостью. Правда, первых всегда считали более миролюбивыми, в то время как вторых – агрессивными и азартными.
[custom_ads_shortcode3]
Внешний облик
Как уже было сказано, германцы представлялись изнеженным римлянам могучими и рослыми. Свободные мужчины носили длинные волосы и не брили бород. В некоторых племенах было принято связывать волосы на затылке.
Но в любом случае они должны были быть длинные, так как стриженые волосы – верный признак раба. Одежда германцев была преимущественно простая, поначалу довольно грубая. Они предпочитали кожаные туники, шерстяные накидки.
И мужчины, и женщины были закалёнными: даже в холода они носили рубашки с короткими рукавами. Древний германец небезосновательно полагал, что лишняя одежда сковывает движения. По этой причине у воинов даже не было доспехов.
Незамужние германские женщины ходили с распущенными волосами, замужние покрывали волосы шерстяной сеткой. Этот головной убор был чисто символическим. Обувь у мужчин и женщин была одинаковая: кожаные сандалии или сапоги, шерстяные обмотки. Одежду украшали фибулами и пряжками.
[custom_ads_shortcode1]
Общественный строй древних германцев
Социально-политические институты германцев не отличались сложностью. На рубеже веков у этих племен существовал родовой строй. Его еще называют первобытнообщинным.
В этой системе значение имеет не отдельная личность, а род. Его образуют кровные родственники, которые живут в одном селении, сообща обрабатывают землю и приносят друг другу клятву кровной мести. Несколько родов составляют племя.
Все важные решения древние германцы принимали, собирая тинг. Так называлось народное собрание племени. На тинге принимали важные решения: перераспределяли общинные земли между родами, судили преступников, разбирали споры, заключали мирные договоры, объявляли войны и собирали ополчение.
Здесь же посвящали юношей в воины и избирали по мере надобности военных вождей – герцогов. На тинг допускались только свободные мужчины, но далеко не каждый из них имел право произносить речи (это было дозволено только старейшинам и наиболее уважаемым членам рода/племени). У германцев существовало патриархальное рабство.
Несвободные обладали некоторыми правами, имели собственность, жили в доме хозяина. Их нельзя было убить безнаказанно.
[custom_ads_shortcode2]
Военная организация
История древних германцев насыщена конфликтами. Мужчины уделяли много времени ратному делу. Еще до начала систематических походов на римские земли у германцев сформировалась племенная элита – эделинги.
Эделингами становились люди, отличившиеся в бою. Нельзя сказать, что у них были какие-то особые права, но зато они обладали авторитетом.
Поначалу германцы выбирали («поднимали на щит») герцогов только в случае военной угрозы. Но в начале Великого переселения народов они стали избирать королей (конунгов) из эделингов пожизненно. Конунги стояли во главе племен.
Они обзаводились постоянными дружинами и наделяли их всем необходимым (как правило, по окончании удачного похода). Верность вождю была исключительной. Древний германец считал бесчестьем вернуться из битвы, в которой пал конунг.
В армии германцев существовал родовой принцип. Это значило, что родственники всегда сражались плечом к плечу. Возможно, именно этой особенностью обуславливается свирепость и бесстрашие воинов.
Германцы сражались пешими. Конница появилась поздно, римляне были о ней невысокого мнения. Главным оружием воина было копьё (фрамея).
Широкое распространение получил знаменитый нож древнего германца – сакс. Затем появились метательный топор и спата – обоюдоострый кельтский меч.
[custom_ads_shortcode3]
Хозяйство
Античные историки нередко описывали германцев как скотоводов-кочевников. Более того, бытовало мнение, что мужчины занимались исключительно войной. Археологические исследования 19-20-го веков показали, что все обстояло несколько по-иному.
Во-первых, образ жизни они вели оседлый, занимались скотоводством и земледелием. Община древних германцев владела лугами, пастбищами и полями. Правда, последние были немногочисленными, поскольку большую часть подвластных германцам территорий занимали леса.
Тем не менее, овёс, рожь и ячмень германцы выращивали. Но разведение коров и овец было приоритетным занятием. У германцев не было денег, их богатство измерялось количеством голов скота.
Разумеется, германцы отлично умели обрабатывать кожи и активно торговали ими. Также они делали ткани из шерсти и льна.
Они освоили добычу меди, серебра и железа, но кузнечным ремеслом владели немногие. С течением времени германцы научились выплавлять дамасскую сталь и делать мечи очень высокого качества. Впрочем, сакс, боевой нож древнего германца, не вышел из употребления.
[custom_ads_shortcode1]
Верования
Сведения о религиозных воззрениях варваров, которые удалось добыть римским историкам, весьма скудны, противоречивы и туманны. Тацит пишет, что германцы обожествляли силы природы, особенно солнце. С течением времени природные явления стали персонифицироваться. Так появился, к примеру, культ Донара (Тора), бога грозы.
Очень почитали германцы Тиваза, покровителя воинов. Согласно Тациту, они совершали в его честь человеческие жертвоприношения. Кроме того, ему посвящалось оружие и доспехи убитых врагов.
Помимо «общих» богов (Донара, Водана, Тиваза, Фро) каждое племя возносило хвалу «персональным», менее известным божествам. Храмов германцы не строили: молиться было принято в лесах (священных рощах) или в горах. Нужно сказать, что традиционная религия древних германцевтех, которые жили на материке)была относительно быстро вытеснена христианством.
О Христе германцы узнали еще в 3-м веке благодаря римлянам. Зато на Скандинавском полуострове язычество просуществовало долго. Оно нашло отражение в фольклорных произведениях, которые были записаны во времена средневековья (“Старшей Эдде” и “Младшей Эдде”).
[custom_ads_shortcode2]
Культура и искусство
С почитанием и уважением относились германцы к жрецам и прорицательницам. Жрецы сопровождали войска в походах. Им вменялось в обязанности проводить религиозные ритуалы (жертвоприношения), обращаться к богам, наказывать преступников и трусов. Прорицательницы занимались гаданиями: по внутренностям священных животных и поверженных врагов, по струящейся крови и ржанию коней.
Древние германцы охотно создавали украшения из металла в «зверином стиле», заимствованном, предположительно, у кельтов, но у них не было традиции изображать богов. Очень грубые, условные изваяния божеств, найденные в торфяных болотах, имели исключительно ритуальное значение. Художественной ценности они не представляют. Тем не менее, мебель и предметы быта германцы искусно декорировали.
По свидетельству историков, древние германцы любили музыку, которая была непременным атрибутом пиров. Они играли на флейтах и лирах, исполняли песни.
Германцы пользовались руническим письмом. Конечно, оно не было предназначено для длинных связных текстов. Руны имели сакральное значение.
С их помощью люди обращались к богам, пытались предсказать будущее, творили заклинания. Короткие рунические надписи встречаются на камнях, предметах быта, на оружии и щитах. Вне всякого сомнения, религия древних германцев нашла отражение в руническом письме.
[custom_ads_shortcode3]
Взаимодействие с Римом: война и торговля
Germania Magna, или Великая Германия, никогда не была римской провинцией. На рубеже эпох, как уже было сказано, римляне покорили племена, жившие к востоку от реки Рейн. Но в 9 году н. э. римские легионы под командованием херуска Арминия (Германа) были разбиты в Тевтобургском лесу, и этот урок имперцы надолго запомнили.
Граница между просвещенным Римом и дикой Европой стала пролегать вдоль Рейна, Дуная и Лимеса. Здесь римляне расквартировали войска, возвели фортификационные сооружения и основали города, которые существуют и по сей день (например, Майнц – Могонциакум, и Виндобону (Вену)).
Древние германцы и Римская империя не всегда воевали друг с другом. До середины 3-го века н. э. народы сосуществовали относительно мирно. В это время получила развитие торговля, а точнее обмен. Германцы поставляли римлянам выделанные кожи, пушнину, рабов, янтарь и получали взамен предметы роскоши и оружие. Мало-помалу они даже привыкли пользоваться деньгами. Отдельные племена имели привилегии: например, право торговать на Римской земле. Многие мужчины становились наёмниками у римских императоров.
Однако нашествие гуннов (кочевников с востока), которое началось в 4-м веке н. э., «сдвинуло» германцев с насиженных мест, и те вновь устремились на имперские территории.
[custom_ads_shortcode1]
Древние германцы и Римская империя: финал
К моменту начала Великого переселения народов могущественные германские конунги стали объединять племена: поначалу с целью защиты от римлян, а затем – с целью захвата и разграбления их провинций. В 5-м веке вся Западная империя была захвачена. На её руинах воздвиглись варварские королевства остготов, франков, англосаксов. Сам Вечный город в течение этого неспокойного столетия несколько раз был осажден и разграблен. Особенно отличились племена вандалов. В 476 году н. э. Ромул Августул, последний римский император, был вынужден отречься от престола под давлением наёмника Одоакра.
Общественный строй древних германцев окончательно поменялся. От общинного уклада варвары перешли к феодальному. Наступили Средние века.
Примечания 1. Так, название города Кёльн восходит к Colonia Agrippinensis; здесь было поселение германского племени убиев, колонизированное в 55 г. по приказу Агриппины, матери императора Нерона. Название города Трир восходит к Augusta Trevirorum, важному опорному пункту римлян на Мозеле, временной резиденции римских императоров, Аугсбург – к Augusta Vindelicorum, бывшему центру римской провинции Реции в предгорьях Альп, Бонн – к Castra Bonnensia, Кобленц – к ad confluentes, букв. ‘у слияния’, у впадения Мозеля в Рейн. Латинские слова castra и colonia сохранились в названиях ряда городов Европы и на Британских островах. 2. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 144.
3. Тацит. Германия, гл. XV, цит. по хрестоматии “Древние германцы” под ред. А.Д. Удальцова, с. 64.
4. Цезарь. Записки о галльской войне, там же, с. 19.
5. Плиний Старший. Естественная история, там же, с. 52.
6. На основании языковых и этнических данных германские племена объединяют в три подгруппы: западную, восточную и северную. 7. Энгельс Ф. К истории древних германцев. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 19, с. 448.
8. Энгельс Ф. Происхождение семьи… Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 151.
9. Энгельс Ф. Из рукописного наследства Ф. Энгельса. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 410.
10. Украшение в виде пластинки с чеканкой. 11.
Макаев Э. А. Язык древнейших рунических надписей.
М. , 1965, с. 5.
Источники: