«Манифест Коммунистической партии». Издание 1848 г. «Манифест Коммунистической партии» был первым программным документом научного коммунизма и первой программой международной коммунистической организации.
В нем впервые получили систематическое и цельное изложение все составные части великого учения Маркса и Энгельса. «В этом произведении,— писал Ленин,— с гениальной ясностью и яркостью обрисовано новое миросозерцание, последовательный материализм, охватывающий и область социальной жизни, диалектика, как наиболее всестороннее и глубокое учение о развитии, теория классовой борьбы и всемирно-исторической революционной роли пролетариата, творца нового, коммунистического общества».
None Под влиянием этой пропаганды многие деятели Союза справедливых стали усваивать основы созданной Марксом и Энгельсом теории научного коммунизма.
В начале 1847 г. один из руководителей Союза справедливых — Иосиф Молль по поручению союза обратился к Марксу, а затем и к находившемуся в то время в Париже Энгельсу с предложением принять участие в реорганизации союза и в выработке для него новой программы.
Молль заявил, что руководители Союза справедливых поняли правоту учения Маркса и Энгельса и готовы отказаться от прежних заговорщических методов. Учитывая глубокие изменения, которые произошли в воззрениях руководителей союза, а также выраженную ими готовность реорганизовать его, Маркс и Энгельс на этот раз дали на определенных условиях согласие вступить в союз.
Подробнее »Большое значение для борьбы Маркса и Энгельса за пролетарскую партию имели коммунистические корреспондентские комитеты, созданные с целью пропаганды идей научного коммунизма среди рабочих и осуществления связи между социалистами различных стран.
Такой комитет был основан Марксом и Энгельсом весной 1846 г. в Брюсселе. В состав комитета вошли также немецкий социалист Вильгельм Вольф, бельгийский социалист Жиго и некоторые другие.
Комитет установил связи с коммунистически настроенными немецкими рабочими, как с находившимися в самой Германии, так и с проживавшими в эмиграции — в Англии, Франции, Швейцарии. Непосредственно через Брюссельский комитет Маркс и Энгельс поддерживали связь с руководителями левого крыла чартистов (сГарни и др.) и со многими социалистами в других странах.
Маркс и Энгельс хорошо понимали, что для завоевания передовых рабочих на сторону научного коммунизма необходимо систематически разъяснять им теоретическую несостоятельность мелкобуржуазных и утопических учений. Подробнее »Разрабатывая теоретические основы научного коммунизма, Маркс и Энгельс вели пропаганду своего революционного учения среди рабочих.
«Мы отнюдь не намеревались сообщить о новых научных результатах исключительно «ученому» миру, изложив их в толстых книгах,— писал Энгельс. — . .
. На нас лежала обязанность научно обосновать наши взгляды, но не менее важно было для нас убедить в правильности наших воззрений европейский и прежде всего германский пролетариат».
В период, когда Маркс и Энгельс начинали пропаганду научного коммунизма, в социалистическом движении даже наиболее развитых капиталистических стран еще продолжали господствовать мелкобуржуазные сектантские утопические течения. Значительное распространение получила утопическая система Вейтлинга.
Многие из немецких рабочих и ремесленников, живших в эмиграции в Париже и в Лондоне, примыкали к организации тайного Союза справедливых; ряд секций союза был организован и в некоторых городах Германии и Швейцарии. Подробнее »
Первое издание книги Ф. Энгельса «Положение рабочего класса в Англии». 1845 г. Первым произведением, явившимся результатом совместной работы Маркса и Энгельса, была вышедшая в феврале 1845 г книга «Святое семейство, или критика критической критики».
Этот труд Маркса и Энгельса, направленный против левогегельянцев—братьев Бруно и Эдгара Бауэров и их последователей, показал несостоятельность планов излечения общественных бедствий посредством «критического созерцания» окружающего мира.
В яркой, острой форме Маркс и Энгельс вскрывали антинаучную сущность субъективистских концепций левогегельянцев, их проповеди особой роли выдающейся личности в истории. Основоположники научного социализма убедительно доказали, что подлинными творцами истории являются не «герои», не «критические критики», а народные массы. В этом труде дан, по словам В.
И. Ленина, «почти уже сложившийся взгляд Маркса на революционную роль пролетариата».
None В экономически отсталой (по сравнению с Англией и Францией), политически раздробленной Германии народные массы испытывали на себе двойной гнет—эксплуатации полуфеодальной и эксплуатации капиталистической.
Обстановка, в которой подготовлялась тогда революция в Германии, ставила перед немецким рабочим классом задачи величайшей исторической важности, причем немецкий пролетариат был уже гораздо более развитым, чем рабочие Англии в эпоху революции XVII в. или рабочие Франции конца XVIII в.
Новое, революционное мировоззрение вырабатывалось Марксом и Энгельсом на основе критического анализа событий всемирной истории, глубокого изучения и теоретического обобщения всего исторического опыта классовой борьбы и в первую очередь опыта рабочего и социалистического движения в Англии, Франции, Германии.
Подробнее »
Фридрих Энгельс 1872 г. Первое личное знакомство Маркса и Энгельса состоялось в конце ноября 1842 г. в редакции «Рейнской газеты».
Встретившись затем в Париже в конце августа 1844 г., они обнаружили полное единство взглядов по важнейшим проблемам; эта встреча положила начало их тесной дружбе и совместной борьбе за великое дело освобождения рабочего класса.
«Старинные предания рассказывают о разных трогательных примерах дружбы,— писал В. И. Ленин.—Европейский пролетариат может сказать, что его наука создана двумя учеными и борцами, отношения которых превосходят все самые трогательные сказания древних о человеческой дружбе».
К тому времени, когда Маркс и Энгельс начали совместную работу, они оба уже перешли от идеализма к материализму и от революционного демократизма к коммунизму. Подробнее »
Дом в Бармене, где родился Фридрих Энгельс В это же время к научному коммунизму и диалектическому материализму пришел и Фридрих Энгельс.
Фридрих Энгельс родился 28 ноября 1820 г. в городе Бармене Рейнской провинции Пруссии, в семье крупного фабриканта, весьма реакционно настроенного человека. Отец, мечтавший сделать из него предпринимателя, заставил его бросить гимназию и поступить в торговую контору.
Но высокоодаренный юноша, с жадностью изучавший философию, литературу, историю, не хотел стать коммерсантом. В нем рано пробудились свободолюбивые стремления.
В статьях и письмах Энгельса 1839—1841 гг. («Письма из Вупперталя» и др.) нашли яркое выражение его жгучая ненависть к феодально-монархическому гнету, церковному мракобесию, реакционному пруссачеству, глубокое сочувствие трудящимся, задавленным нуждой и непосильным трудом.
Подробнее »
None Но политическая реакция, царившая тогда в Пруссии, закрывала доступ к научной карьере для людей, которые придерживались демократических взглядов и не хотели мириться с существовавшими порядками.
С апреля 1842 г. Маркс стал сотрудником «Рейнской газеты», основанной в крупном промышленном центре — Кёльне либеральными кругами буржуазии, связанными елевым крылом гегельянцев. В октябре того же года Маркс переехал в Кёльн и стал редактором этой газеты.
В своих статьях в «Рейнской газете»— первом общегерманском радикальном органе печати — Маркс выступал как революционный демократ. Подробнее »
Карл Маркс 1867 г. Создание теории научного коммунизма явилось бессмертной заслугой гениальных мыслителей и великих революционеров Карла Маркса (1818—1883) и Фридриха Энгельса (1820—1895).
Карл Маркс родился 5 мая 1818 г. в городе Трире, в Рейнской провинции Пруссии. Его отец, адвокат, еврей, принявший протестантство, был человеком большой культуры и либеральных взглядов.
Среднее образование Маркс получил в трирской гимназии.
Умонастроения будущего великого революционера проявились уже в 1835 г. в его выпускном гимназическом сочинении «Размышления юноши при выборе профессии», в котором он высказал мысль о высоком призвании человека, о благородных задачах человеческой деятельности.
Подробнее »
Первое издание книги Ф. Энгельса «Положение рабочего класса в Англии». 1845 г. Первым произведением, явившимся результатом совместной работы Маркса и Энгельса, была вышедшая в феврале 1845 г книга «Святое семейство, или критика критической критики».
Этот труд Маркса и Энгельса, направленный против левогегельянцев—братьев Бруно и Эдгара Бауэров и их последователей, показал несостоятельность планов излечения общественных бедствий посредством «критического созерцания» окружающего мира.
В яркой, острой форме Маркс и Энгельс вскрывали антинаучную сущность субъективистских концепций левогегельянцев, их проповеди особой роли выдающейся личности в истории. Основоположники научного социализма убедительно доказали, что подлинными творцами истории являются не «герои», не «критические критики», а народные массы. В этом труде дан, по словам В.
И. Ленина, «почти уже сложившийся взгляд Маркса на революционную роль пролетариата».
В то время как Маркс подготовлял к печати «Святое семейство», Энгельс заканчивал «Положение рабочего класса в Англии». В этой книге (опубликована в 1845 г.) Энгельс нарисовал правдивую картину тяжелых условий труда и существования английских рабочих, их классовой борьбы против эксплуататоров.
style=”display:inline-block;width:300px;height:250px” data-ad-client=”ca-pub-0791478738819816″ data-ad-slot=”5810772814″>
style=”display:inline-block;width:300px;height:250px” data-ad-client=”ca-pub-0791478738819816″ data-ad-slot=”5810772814″>.
Основанная на обширном круге источников и на личных наблюдениях, книга Энгельса явилась обвинительным актом против буржуазии и капиталистического строя.
Но этим не исчерпывалось ее значение: Энгельс увидел в пролетариате не только страдающий класс, но и открыл в нем громадные революционные силы, показал политическую роль пролетариата в современном обществе. Энгельс указывал на необходимость слияния социализма с рабочим движением, создания революционной партии пролетариата.
Важное место в формировании теоретических основ революционной марксистской партии занимают написанные Марксом весной 1845 г. «Тезисы о Фейербахе». В этом произведении Маркс подчеркнул значение революционной практической деятельности не только для познания природы и общества, но и для их преобразования: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».
В феврале 1845 г. Маркс, высланный по настоянию прусского правительства из Франции, переехал в Брюссель, куда весной этого года приехал и Энгельс. «Когда мы весной 1845 г.
,— писал впоследствии Энгельс, — снова встретились в Брюсселе, Маркс. . .
Результатом этой совместной работы явилась «Немецкая идеология», написанная Марксом и Энгельсом в 1845—1846 гг. Работа эта осталась тогда неизданной. Маркс позднее указывал, что главная цель этой работы—выяснение основных вопросов для себя—была авторами достигнута.
В этом замечательном произведении дан глубокий критический анализ философии Гегеля и младогегельянцев, а также подвергнуты критике философские и социологические взгляды Людвига Фейербаха. Здесь впервые в развернутом виде изложены основные положения материалистического понимания истории, вскрыты объективные законы общественного развития и сделаны первые наброски марксистского учения об общественно-экономических формациях.
В «Немецкой идеологии» показано, что противоречия между определенными производственными отношениями и существующими на данном этапе развития производительными силами являются причиной «всех исторических коллизий». Маркс и Энгельс доказали неизбежность социалистической революции. Вместе с тем они вскрыли коренное отличие социалистической революции от всех революций прошлого.
В противоположность всем прежним революциям, которые передавали господство из рук одного эксплуататорского класса в руки другого эксплуататорского класса, пролетарская революция направляется против всякой эксплуатации и ведет к построению бесклассового общества, к коммунизму.
В теоретическом и политическом наследии К. Маркса и Ф. Энгельса важное место занимают идеи о пролетарской партии. Основоположники марксизма не оставили специальной работы, в которой в целостном виде были бы изложены их взгляды на партию, их концепция партии складывалась постепенно, а отдельные её элементы разрабатывались в связи с общими проблемами рабочего движения, а её основу составляло убеждение в необходимости для рабочего класса иметь свою революционно партию. В 1884 г. Ф. Энгельс писал: «Для того чтобы пролетариат в решающий момент оказался достаточно сильным и мог победить – Маркс и я отстаиваем эту позицию с 1847 г., – необходимо, чтобы он образовал особую партию, отдельную от всех других и противостоящую им, сознающую себя как классовая партия» (Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 37. – С. 275.). Целый ряд важных идей, составивших, говоря словами В.И. Ленина, «набросок» учения о пролетарской партии, Маркс и Энгельс сформулировали в «Манифесте Коммунистической партии» (1847). В «Манифесте» они рассматривали Коммунистическую партию как необходимое и важное оружие рабочего класса в его борьбе за власть и революционное обновление общества. Само это произведение демонстрировало определяющее значение для партии научно обоснованной программы. В «Манифесте» были сформулированы важнейшие принципы стратегии и тактики коммунистов: отстаивание коренных, общих интересов рабочего класса, борьба за авангардную роль Коммунистической партии среди других организаций рабочего класса, поддержке революционных и оппозиционных к буржуазному государству течений при сохранении самостоятельности партии, и др. В период деятельности «Союза Коммунистов» (1847-1852 гг.) были разработаны организационные принципы построения партии. Они были воплощены в Уставе «Союза». «Самая организация, – писал Ф. Энгельс о «Союзе», – была насквозь демократическая, с выборными и в любое время сменяемыми комитетами; уже одно это закрывало путь всяческим заговорщицким стремлениям требующим диктатуры» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. Т. 21. – 224). Новый этап в создании К. Марксом и Ф. Энгельсом учения о партии начался после образования массовых рабочих и социалистических партий по мере роста рабочего движения. Первой марксистской партией стала Германская социал-демократическая партия (1869 г.), а к 1893 г. они действовали уже в 16 странах. С учётом их опыта Маркс и Энгельс обосновали важность высокого теоретического уровня партии, научности и реалистичности её программы. В период обсуждения Готской программы Германской социал-демократической партии К. Маркс полагал, что, принимая программы, коммунисты «воздвигают тем самым перед лицом всего мира вехи, по которым люди судят об уровне партийного движения (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-ое изд., т. 19. – С. 12). Анализируя уроки деятельности германских социал-демократов и французских социалистов, Маркс и Энгельс пришли к выводу о закономерном характере внутрипартийной борьбы и ее значении для обеспечения боеспособности партии. Они указывали, что важным условием крепости партии, её способности к самосовершенствованию является воспитание её кадров в духе пролетарской критики и самокритики. Именно этой идеей руководствовался К. Маркс создавая работу «Критика Готской программы» и Ф. Энгельс в работе «К критике проекта социал-демократической программы 1891 года». На рубеже XIX-XX вв., когда рабочее движение столкнулось с новыми задачами, потребовалось дальнейшее развитие учения о партии. Крупный вклад в этот процесс внес В.И. Ленин, разработав концепцию партии авангардного типа в противовес стремлению европейских социалистов абсолютизировать парламентскую деятельность партии. Эта концепция воплотилась в партии большевиков. Существенное обновление и обогащение теоретических представлений о роли, назначении и методах деятельности Коммунистической партии, ее месте в системе диктатуры пролетариата, связано с превращением большевиков, а позже коммунистов других стран в правящие партии. Опыт российских и зарубежных коммунистов подтверждал плодотворность основополагающих идей К. Маркса и Ф. Энгельса о пролетарской партии, отход от этих идей, их догматизация, неспособность к их развитию стали одной из главных причин краха КПСС. Современные коммунисты строят деятельность своих партий с учетом новой ситуации в мире. Марксистская диалектика, в том числе и в приложении к проблемам деятельности партии, дает им ключ к решению новых сложных задач. В.С. Волков, доктор исторических наук, профессор, член Регионального Союза коммунистов
Источники: