Падение владычества Арабского халифата в Средней Азии в IX — X вв

Ha борьбу с арабскими завоевателями в Средней Азии поднялись и народные массы, которые наиболее страдали от притеснений и вымогательств халифских властей, и местные дехканы. Самаркандский царь Гурак в 718 (или в 719 г.) обращался к китайскому императору с просьбой о помощи. Жители Согда более 10 тыс. человек во главе с владетелем Пенджикента Диваштичем, спасаясь от завоевателей, переселяются в Фергану, еще не занятую арабами. Осажденные арабами в Ходженте, все они вынуждены были сдаться, так как обещали помилование. Ho арабский полководец обманул их: мужчины были перебиты, а женщины и дети поделены между воинами и обращены в рабство. Арабские власти обещали отмену поземельной подати для земледельцев, которые примут ислам. Однако и это не было исполнено: они стали взимать харадж с помощью карательных отрядов. Вспыхнуло восстание согдийцев, продолжавшееся 10 лет (728—737 гг.). Восставшие вернули часть арабских завоеваний, какое-то время в руках арабского войска оставались только два города. Ha помощь согдийцам пришли тюркские кочевые племена из Семиречья. Однако повстанцам трудно было сопротивляться арабским войскам, получавшим постоянные подкрепления. B 737 г. арабы одержали победу над соединенным войском согдийцев и тюрок близ Кеша (ныне Шахрисяба). Ho выступления против завоевателей продолжались. B 747 г. широкие массы крестьян и горожан приняли участие в восстании под предводительством Абу Муслима в Мервском оазисе. Это восстание закончилось низвержением династии Омейядов в Халифате и возведением на престол династии Аббаси- дов (750 r.). Халифом был провозглашен Абу-л- Аббас. Его преемник аль-Мансур перенес столицу в отстроенный им новый город Багдад (762 r.), расположенный по соседству со старой столицей Caca- нидов — Ктесифоном. Перенос столицы на новое место был неслучаен. B нем отразилась программа новых властей халифата, стремящихся к сближению с влиятельными слоями населения завоеванных стран, в первую очередь Средней Азии и Ирана. Этому союзу был принесен в жертву и наиболее видный деятель переворота, приведшего к власти новую династию,— Абу Муслим. Bo время подготовки к восстанию ему удалось объединить под лозунгом борьбы с Омейядами весьма разнородные элементы местного населения. Наряду с представителями господствующих классов в движении приняли активное участие широкие демократические массы города и деревни, в том числе рабы. Им Абу Муслим был обязан успехом всего движения. Однако Аббасидам такой союз с демократическими слоями был нужен только для успешного завершения переворота. Да и сам Абу Муслим, несмотря на то что был выходцем из низов, перешел на сторону правящей верхушки. B 751 г. крестьяне Бухарского оазиса подняли восстание во главе с Шариком, которому приписывают слова: «Мы не для того последовали за домом пророка, чтобы проливать кровь и совершать неправедные дела». Восстание было с большой жестокостью подавлено халифскими войсками. Руководил расправой Абу Муслим. Несмотря на это, халифы ‘ новой династии не доверяли ему. Громадная власть, которой он пользовался, представляла для халифов потенциальную опасность. B 755 г. его коварно заманили в резиденцию халифа аль-Мансура и убили. Трагическая гибель Абу Муслима, превратившая его в мученика, дала толчок новым народным восстаниям, охватившим весь Восточный Иран и Среднюю Азию. Выступления, подавляемые в одном месте, вспыхивали в другом. Они продолжались всю вторую половину VIII в. и в начале IX в. B 776—783 гг. согдийские крестьяне начинают движение в Мавераннахре, к которому примыкают и некоторые дехканы. Bo главе движения стоял xyp- рамит Хашим ифн Хаким, прозванный Муканна (по-арабски — «покрытый», «закрывавший лицо покрывалом»), родом из окрестностей Мерва, белиль- щик тканей. Муканна около 15 лет просидел в халифской тюрьме, бежал оттуда и перебрался в Ma- вераннахр, где и возглавил восстание. Кроме освобождения Средней Азии и Хорасана от владычества Арабского халифата хуррамиты стремились отобрать землю у крупных землевладельцев и передать их сельским общинам, установив таким образом социальное равенство. Узнав о целях движения, дехканы покинули ряды восставших. Ha стороне Муканны выступили тюркские кочевые племена из Семиречья — тюргеши и карлуки. Это восстание носит название движения «людей в белых одеждах». Восставшие захватили ряд городов и укрепленных пунктов и подошли к Самарканду. Подавить эт.о движение халифу Махди удалось только после упорной борьбы. K IX в. в Средней Азии начинает складываться таджикская народность, говорившая на языке, принадлежавшей группе западноиранских языков. Значительная часть согдийцев и другие ираноязычные группы населения постепенно вошли в состав таджикской народности. ПАДЕНИЕ ВЛАДЫЧЕСТВА АРАБСКОГО ХАЛИФАТА B СРЕДНЕЙ АЗИИ B IX-X BB. K середине IX в. под властью таджикской династии Саманидов (819—999 гг.) был объединен весь Мавераннахр, кроме Бухары и ее области, где оставался местный владетель — бухар-худат. Однако в 874 г. Исмаил Саманид захватывает Бухару низлагает бухар-худата и становится удельным князем Бухары, а после своего старшего брата, саманидско- го государя HaCpa I, он становится во главе всего Саманидского государства (892—907 гг.). При его царствовании государство достигает наибольшего могущества. Исмаил Саманид ведет борьбу с персидской династией Саффаридов (861—900 гг.) за Мавераннахр. Войска Саффаридов были разбиты, саффа- ридское государство разгромлено, а его земли (Хорасан, Систан и Табаристан) вошли в состав владений Саманидов. 2.

Эфталитское царство (V — VI вв.)На рубеже IV и V вв. кочевые племена, возглавлявшиеся эфталитами, окончательно разрушили остатки рабовладельческого Кушанского государства. Эфталиты создали в Средней Азии сильную кочевую державу. Накануне вторжения эфталитов в Среднюю Азию у них еще господствовал первобытнообщинный строй. Процесс становления классового общества у эфталитов значительно ускорился после завоевания ими Средней Азии. Однако разложение первобытнообщинного строя привело эфталитов не к рабовладельческому, а к феодальному пути развития.

Тюркский каганат (VI — VII вв.)Во второй половине VI в. эфталиты были разбиты тюрками, подчинившими себе значительную часть Средней Азии. Государственные образования на территории Средней Азии, находясь под верховной властью Западнотюркского каганата, платили ему дань. Внутренняя жизнь феодальных владений в Средней Азии не изменилась. В начале VIII в. власть Тюркского каганата пала в связи с нашествием арабских завоевателей.

Средняя Азия в составе Арабского халифата (VIII — IX вв.)В первой четверти VIII в., преодолевая упорное сопротивление населения, арабские феодалы завоевали Среднюю Азию. Завоеватели захватили большую военную добычу, обратили в рабство многих местных жителей, разрушили многие культурные ценности. Наместники Халифата стремились всеми способами укрепить власть арабов в Средней Азии. С помощью силы насаждалась новая религия — ислам. Вместе с исламом распространялось мусульманское право — шариат. Были введены многочисленные налоги и поборы: земельный налог (харадж), достигавший половины урожая, подушная подать (джизья) и др. Притеснения арабских правителей вызывали протест народных масс, который жестоко подавлялся арабскими войсками.

В период владычества Халифата в Средней Азии шел процесс дальнейшего развития феодальных отношений. Арабские завоеватели широко практиковали захват земли у местного населения. Земельный фонд принадлежал государству, а также знатным арабским семьям.

Среднеазиатские землевладельцы — дехкане, подчинившиеся власти халифа, сохраняли свои привилегии. Свободные же земледельцы попадали во все большую феодальную зависимость.

Особое значение придавали арабские феодалы исламизации населения. Лица, принявшие ислам, в отдельные периоды освобождались от налогов. Исламизация трудящегося населения Средней Азии происходила в длительной, упорной борьбе.

Государство Саманидов (IX — Х вв.)После падения власти арабских завоевателей в IX в. местная династия Саманидов, использовав борьбу народных масс против арабских властей, объединила значительную часть среднеазиатских земель, образовав государство Саманидов.

Это государство было сильной и независимой феодальной державой. Общественный стройДальнейшее развитие феодальной собственности на землю приводило к усилению феодальной эксплуатации, ухудшению положения феодально-зависимого населения.

Крестьяне, не имея своей земли, становились издольщиками — арендаторами феодальных земельных владений. Крупная феодальная знать дробила свои земли на мелкие участки и сдавала их на кабальных условиях земледельцам. Издольщики работали, получая половинную, третью, десятую и даже двенадцатую долю урожая. К тому же из этой доли надо было платить налог с имущества.

Кабальные условия издольной аренды, большие налоги, различные повинности (постройка, починка дорог и мостов, проведение и очистка ирригационных сооружений и др.) приводили к обнищанию крестьянства. Хотя мусульманское право отрицало крепостничество, тем не менее крепостнические отношения в различных завуалированных формах существовали в Средней Азии, что вызывало ожесточенную борьбу против эксплуататоров.

Предыдущая3456789101112131415161718Следующая

Дата добавления: 2015-11-26; просмотров: 510; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Предыдущая45678910111213141516171819СледующаяЭфталитское царство (V — VI вв.)На рубеже IV и V вв. кочевые племена, возглавлявшиеся эфталитами, окончательно разрушили остатки рабовладельческого Кушанского государства. Эфталиты создали в Средней Азии сильную кочевую державу. Накануне вторжения эфталитов в Среднюю Азию у них еще господствовал первобытнообщинный строй. Процесс становления классового общества у эфталитов значительно ускорился после завоевания ими Средней Азии. Однако разложение первобытнообщинного строя привело эфталитов не к рабовладельческому, а к феодальному пути развития.

Тюркский каганат (VI — VII вв.)Во второй половине VI в. эфталиты были разбиты тюрками, подчинившими себе значительную часть Средней Азии. Государственные образования на территории Средней Азии, находясь под верховной властью Западнотюркского каганата, платили ему дань. Внутренняя жизнь феодальных владений в Средней Азии не изменилась. В начале VIII в. власть Тюркского каганата пала в связи с нашествием арабских завоевателей.

Средняя Азия в составе Арабского халифата (VIII — IX вв.)В первой четверти VIII в., преодолевая упорное сопротивление населения, арабские феодалы завоевали Среднюю Азию. Завоеватели захватили большую военную добычу, обратили в рабство многих местных жителей, разрушили многие культурные ценности. Наместники Халифата стремились всеми способами укрепить власть арабов в Средней Азии. С помощью силы насаждалась новая религия — ислам. Вместе с исламом распространялось мусульманское право — шариат. Были введены многочисленные налоги и поборы: земельный налог (харадж), достигавший половины урожая, подушная подать (джизья) и др. Притеснения арабских правителей вызывали протест народных масс, который жестоко подавлялся арабскими войсками.

В период владычества Халифата в Средней Азии шел процесс дальнейшего развития феодальных отношений. Арабские завоеватели широко практиковали захват земли у местного населения. Земельный фонд принадлежал государству, а также знатным арабским семьям.

Среднеазиатские землевладельцы — дехкане, подчинившиеся власти халифа, сохраняли свои привилегии. Свободные же земледельцы попадали во все большую феодальную зависимость.

Особое значение придавали арабские феодалы исламизации населения. Лица, принявшие ислам, в отдельные периоды освобождались от налогов. Исламизация трудящегося населения Средней Азии происходила в длительной, упорной борьбе.

Государство Саманидов (IX — Х вв.)После падения власти арабских завоевателей в IX в. местная династия Саманидов, использовав борьбу народных масс против арабских властей, объединила значительную часть среднеазиатских земель, образовав государство Саманидов.

Это государство было сильной и независимой феодальной державой.

Предыдущая45678910111213141516171819Следующая

Источники:

Вам также может понравиться