Борьба народов Средней Азии против владычества Арабского халифата

В Армении крупное народное восстание произошло уже при Омейядах в 748—750 гг. Мощное восстание крестьян и горожан вспыхнуло здесь в 774—775 гг. Собралось 5 тыс. «простого народа», и все «дали друг другу клятву и торжественный обет — жить и умереть вместе».

В дальнейшем восстание настолько расширилось, что халифу пришлось послать против повстанцев 30-тысячное войско. Только в апреле 775 г. войскам халифа удалось нанести повстанцам решительное поражение в верховьях реки Евфрата. Это грандиозное движение, совпавшее с крестьянскими восстаниями Муканныв Средней Азии и «краснознамённых» в Гургане, напугало халифа Махди и вынудило его уменьшить на время размеры хараджа и отменить внутренние пошлины.

В Арране особенно мощным было восстание жителей большого города Бердаа (Партав), убивших местного главного сборщика податей (781 г.). В 795 г. там произошло новое народное движение, подавленное с крайней жестокостью.

Нахарары и остальная феодальная знать Армении и Аррана обычно принимали участие в освободительных движениях народа, желая использовать общенародную борьбу не только в общих целях достижения независимости от Халифата, но и в своих классовых интересах, ради расширения своих уделов и земель.

Наиболее крупным народным движением в Южном Азербайджане и Арране была крестьянская война под руководством Бабека в 816—837 гг. Участников её называли «одетыми в красное», ибо красный цвет был принят восставшими как символ борьбы. Идеологической оболочкой восстания Бабека, так же как и ряда других подобных движений в Арране, Южном Азербайджане, Средней Азии и Иране, было учение хуррамитов.

style=”display:inline-block;width:300px;height:250px” data-ad-client=”ca-pub-0791478738819816″ data-ad-slot=”5810772814″>style=”display:inline-block;width:300px;height:250px” data-ad-client=”ca-pub-0791478738819816″ data-ad-slot=”5810772814″>.

Около 816 г. хуррамитская секта «одетых в красное» признала воплощением божества талантливого и храброго юношу Бабека. .

. Отец его занимался мелкой торговлей маслом вразнос. После смерти отца мать Бабека пошла в служанки, а сам он был сначала пастухом у крупного землевладельца, затем погонщиком верблюдов в караванах и ремесленным учеником.

Он побывал в разных городах, а восемнадцати лет от роду ушёл в замок Базз в Талышских горах, служивший штаб-квартирой «красных» хуррамитов. Став вскоре во главе «красных», Бабек начал открытую войну с Арабским халифатом. Хуррамиты нанесли арабским войскам три тяжёлых поражения (в 820, 823 и 827 гг. ).

После этого движение распространилось также на Восточную Армению и на Западный Иран. Хуррамиты заняли огромную территорию от Двина и Бердаа до Исфахана в Иране. Источники ничего не сообщают о том, в какой мере хуррамиты осуществили свою социальную программу. Известно лишь, что многие земли на время перешли во владение сельских общин, ставших свободными.

Наиболее слабой чертой движения хуррамитов было то, что они, ради низвержения ига Арабского халифата и вопреки своим первоначальным лозунгам, заключали военные союзы с местными крупными феодальными владетелями Южного Азербайджана, Аррана и Армении—христианскими, зороастрийскими и даже некоторыми мусульманскими.

Эти владетели использовали союз с Бабеком для того, чтобы прогнать халифских чиновников и присоединить к своим владениям новые территории, отнятые ими у сторонников Халифата. Когда это было достигнуто, они предали движение Бабека, снова переметнувшись, но уже на выгодных для себя условиях, на сторону Халифата.

Измена местных феодалов и мобилизация всех военных сил Халифата помогли ему в 30-х годах IX в. достичь перелома в военных действиях и перейти в наступление.

В августе 837 г. центр хуррамитов в Южном Азербайджане Базз, блокированный более года и терпевший голод, наконец, пал. Бабек успел скрыться из Базза и направился в Арран. Он искал убежища у одного из владетелей в Арране, Сахла Смбата, который сперва был союзником Бабска.

Сахл изменил Бабеку и выдал его халифу, получив за это щедрую награду в 1 млн. дирхемов. Бабек был привезён в Самарру — резиденцию халифа и после мучительных пыток казнён (4 сентября 837 г.).

В 851 г. вымогательства и насилия халифского наместника Юсуфа ибн Мухаммеда вызвали новое большое восстание против ига Халифата, вспыхнувшее сначала в Армении, а затем распространившееся на Картли и Арран. Основная масса восставших состояла из крестьян. В этом восстании прославило себя народное ополчение области Сасун в Южной Армении.

Особенно героически действовали жители горного округа Хут, бедняки, ведшие суровую, полуголодную жизнь. Ополчение сасунских горцев во главе с Овнаном Хутским разбило арабское войско, освободило взятых им пленников, заняло город Муш и казнило захваченного там тирана Юсуфа ибн Мухаммеда. Это событие легло в основу дошедшего до нас армянского народного эпоса «Давид Сасунский», или «Сасунские храбрецы».

Халиф Мутаваккиль в 852 г. послал в страны Закавказья большое войско под командованием Буги. Войска Буги в течение трёх лет опустошали Армению, Картли и Арран.

В одном только Тбилиси было вырезано до 50 тыс. жителей. Однако ослабленному Халифату удалось восстановить свою власть в странах Закавказья лишь на самое короткое время.

Между 60-ми и 80-ми годами IX в. в связи с политическим распадом Халифата его владычество в странах Закавказья фактически пало.

Притеснения и вымогательства халифских властей в Средней Азии вызывали возмущение не только народных масс, но и ряда местных дехканов. Как видно из документов, обнаруженных в упомянутом уже замке на горе Муг, самаркандский царь Гурак обращался (в 718 или в 719 г.) к китайскому императору с просьбой о помощи против арабов.

Ненависть к завоевателям жителей Согда вызвала среди них движение за переселение в Фергану, ещё не покорённую арабами. Собралось свыше  10 тыс. человек во главе с владетелем Пенджикента Диваштичем. Осаждённые затем арабами в Ходженте, все они вынуждены были сдаться, выговорив себе помилование.

Но арабский полководец обманул переселенцев: мужчины по его приказанию были перебиты, а женщины и дети поделены между воинами и обращены в рабство. Одновременно арабские власти произвели кровавую расправу над населением Ходжентского района, перебив там несколько тысяч крестьян.

В 728 г. арабские власти обещали отмену поземельной подати (хараджа) для земледельцев, которые примут ислам. Но когда многие согдийские крестьяне согласились стать мусульманами, завоеватели не исполнили своего обещания и стали взимать харадж с помощью карательных отрядов.

В ответ на это разразилось восстание согдийцев, продолжавшееся 10 лет (728—737 гг. ). Восстала вся страна.

style=”display:inline-block;width:300px;height:250px” data-ad-client=”ca-pub-0791478738819816″ data-ad-slot=”5810772814″>

style=”display:inline-block;width:300px;height:250px” data-ad-client=”ca-pub-0791478738819816″ data-ad-slot=”5810772814″>.

Многие дехканы вынуждены были примкнуть к восставшим народным массам. На помощь к ним пришли и тюркские кочевые племена из Семиречья. Но повстанцам было трудно сопротивляться арабским войскам, которые получали постоянные подкрепления от халифа.

В 737 г. арабское войско одержало победу над соединённым войском согдийцев и тюрок близ Кеша (ныне Шахрисябз), и движение было подавлено.

После поражения этого восстания дехканы, желая сохранить свои социальные привилегии и имущество, стали переходить на службу к победителям, вступая в соглашения с арабской знатью и принимая ислам. Но народ изыскивал малейшую возможность д;ш новой борьбы.

Через 10 лет (в 747 г. ) широкие массы крестьян и горожан приняли участие в начавшемся в Мервском оазисе под предводительством Абу Муслима восстании, которое закончилось низвержением династия Омейядов в Халифате и возведением на престол династии Аббасидов (750 г. ).

В 751 г. произошло возглавленное Шариком восстание 30 тыс. крестьян Бухарского оазиса против Халифата, с трудом подавленное халифскими войсками.

В 776—783 гг. в Мавераннахре произошло движение согдийских крестьян. Некоторые дехканы из ненависти к владычеству Халифата сначала также примкнули к восстанию. Но когда выяснилось, что оно направлено не только против завоевателей, но и против местных крупных землевладельцев, дехканы покинули ряды восставших.

Во главе движения стал хуррамит Хашим ибн Хаким, прозванный Муканна (по-арабски — «покрытый», т. е. «закрывавший лицо покрывалом»), родом из окрестностей Мерва, белилыцик тканей. Участник восстания Абу Муслима и последующих движений в Хорасане против Арабского халифата, Муканна около 15 лет просидел в халифской тюрьме.

Бежав оттуда, Муканна перебрался в Мавераннахр, где началось восстание, и возглавил его. Восставшие хотели полностью освободить Среднюю Азию и Хорасан от владычества Аббасидского халифата. Хуррамиты стремились отобрать земли у крупных земельных собственников, как арабских, так и местных, и передать их сельским общинам, установив социальное равенство.

Восстание это в источниках носит название движения «людей в белых одеждах», Первоначально оно имело большой успех. «Люди в белых одеждах» захватили ряд городов и укреплённых пунктов и подошли к Самарканду.

В борьбе с арабскими войсками, которые теперь были поддержаны отрядами согдийской знати, на стороне Муканны принимали участие тюркские кочевые племена из Семиречья: тюргеши и карлуки. Подавить это движение халифу Махди удалось только после упорной и долгой борьбы.

В 806—810 гг. в Средней Азии произошло новое большое восстание против арабского владычества, охватившее огромный район от Хорезма до Памира. Халиф Мамун справился с ним не столько в результате военных действий против повстанцев, сколько путём переговоров с их вождём Рафи ибн Ляйсом и зажиточной частью участников движения, которые, получив от халифа разные привилегии, награды и земельные пожалования, изменили движению.

Процесс развития феодальных отношений, начавшийся в Средней Азии ещё до арабского завоевания, продолжался и под владычеством халифата. Значительная часть земельного фонда, в первую очередь земли прежде свободных сельскйх общин, стала собственностью государства.

Часть земельного фонда перешла к арабским знатным фамилиям, другие земли остались в собственности среднеазиатских дехканов, подчинившихся власти Халифата и мало-помалу принявших ислам. Прежние свободные земледельцы-общинники постепенно превратились в феодально зависимых крестьян.

К IX в. в Средней Азии стала складываться таджикская народность, говорившая на языке, принадлежавшем к группе западноиранских языков. Таджикский язык первоначально был, по-видимому, разговорным для населения Мервского, Бухарского и других оазисов. Значительная часть согдийцев вместе с другими ираноязычными группами населения постепенно вошла в состав таджикской народности.

Ha борьбу с арабскими завоевателями в Средней Азии поднялись и народные массы, которые наиболее страдали от притеснений и вымогательств халифских властей, и местные дехканы. Самаркандский царь Гурак в 718 (или в 719 г.) обращался к китайскому императору с просьбой о помощи. Жители Согда более 10 тыс. человек во главе с владетелем Пенджикента Диваштичем, спасаясь от завоевателей, переселяются в Фергану, еще не занятую арабами. Осажденные арабами в Ходженте, все они вынуждены были сдаться, так как обещали помилование. Ho арабский полководец обманул их: мужчины были перебиты, а женщины и дети поделены между воинами и обращены в рабство. Арабские власти обещали отмену поземельной подати для земледельцев, которые примут ислам. Однако и это не было исполнено: они стали взимать харадж с помощью карательных отрядов. Вспыхнуло восстание согдийцев, продолжавшееся 10 лет (728—737 гг.). Восставшие вернули часть арабских завоеваний, какое-то время в руках арабского войска оставались только два города. Ha помощь согдийцам пришли тюркские кочевые племена из Семиречья. Однако повстанцам трудно было сопротивляться арабским войскам, получавшим постоянные подкрепления. B 737 г. арабы одержали победу над соединенным войском согдийцев и тюрок близ Кеша (ныне Шахрисяба). Ho выступления против завоевателей продолжались. B 747 г. широкие массы крестьян и горожан приняли участие в восстании под предводительством Абу Муслима в Мервском оазисе. Это восстание закончилось низвержением династии Омейядов в Халифате и возведением на престол династии Аббаси- дов (750 r.). Халифом был провозглашен Абу-л- Аббас. Его преемник аль-Мансур перенес столицу в отстроенный им новый город Багдад (762 r.), расположенный по соседству со старой столицей Caca- нидов — Ктесифоном. Перенос столицы на новое место был неслучаен. B нем отразилась программа новых властей халифата, стремящихся к сближению с влиятельными слоями населения завоеванных стран, в первую очередь Средней Азии и Ирана. Этому союзу был принесен в жертву и наиболее видный деятель переворота, приведшего к власти новую династию,— Абу Муслим. Bo время подготовки к восстанию ему удалось объединить под лозунгом борьбы с Омейядами весьма разнородные элементы местного населения. Наряду с представителями господствующих классов в движении приняли активное участие широкие демократические массы города и деревни, в том числе рабы. Им Абу Муслим был обязан успехом всего движения. Однако Аббасидам такой союз с демократическими слоями был нужен только для успешного завершения переворота. Да и сам Абу Муслим, несмотря на то что был выходцем из низов, перешел на сторону правящей верхушки. B 751 г. крестьяне Бухарского оазиса подняли восстание во главе с Шариком, которому приписывают слова: «Мы не для того последовали за домом пророка, чтобы проливать кровь и совершать неправедные дела». Восстание было с большой жестокостью подавлено халифскими войсками. Руководил расправой Абу Муслим. Несмотря на это, халифы ‘ новой династии не доверяли ему. Громадная власть, которой он пользовался, представляла для халифов потенциальную опасность. B 755 г. его коварно заманили в резиденцию халифа аль-Мансура и убили. Трагическая гибель Абу Муслима, превратившая его в мученика, дала толчок новым народным восстаниям, охватившим весь Восточный Иран и Среднюю Азию. Выступления, подавляемые в одном месте, вспыхивали в другом. Они продолжались всю вторую половину VIII в. и в начале IX в. B 776—783 гг. согдийские крестьяне начинают движение в Мавераннахре, к которому примыкают и некоторые дехканы. Bo главе движения стоял xyp- рамит Хашим ифн Хаким, прозванный Муканна (по-арабски — «покрытый», «закрывавший лицо покрывалом»), родом из окрестностей Мерва, белиль- щик тканей. Муканна около 15 лет просидел в халифской тюрьме, бежал оттуда и перебрался в Ma- вераннахр, где и возглавил восстание. Кроме освобождения Средней Азии и Хорасана от владычества Арабского халифата хуррамиты стремились отобрать землю у крупных землевладельцев и передать их сельским общинам, установив таким образом социальное равенство. Узнав о целях движения, дехканы покинули ряды восставших. Ha стороне Муканны выступили тюркские кочевые племена из Семиречья — тюргеши и карлуки. Это восстание носит название движения «людей в белых одеждах». Восставшие захватили ряд городов и укрепленных пунктов и подошли к Самарканду. Подавить эт.о движение халифу Махди удалось только после упорной борьбы. K IX в. в Средней Азии начинает складываться таджикская народность, говорившая на языке, принадлежавшей группе западноиранских языков. Значительная часть согдийцев и другие ираноязычные группы населения постепенно вошли в состав таджикской народности. ПАДЕНИЕ ВЛАДЫЧЕСТВА АРАБСКОГО ХАЛИФАТА B СРЕДНЕЙ АЗИИ B IX-X BB. K середине IX в. под властью таджикской династии Саманидов (819—999 гг.) был объединен весь Мавераннахр, кроме Бухары и ее области, где оставался местный владетель — бухар-худат. Однако в 874 г. Исмаил Саманид захватывает Бухару низлагает бухар-худата и становится удельным князем Бухары, а после своего старшего брата, саманидско- го государя HaCpa I, он становится во главе всего Саманидского государства (892—907 гг.). При его царствовании государство достигает наибольшего могущества. Исмаил Саманид ведет борьбу с персидской династией Саффаридов (861—900 гг.) за Мавераннахр. Войска Саффаридов были разбиты, саффа- ридское государство разгромлено, а его земли (Хорасан, Систан и Табаристан) вошли в состав владений Саманидов. 2.

Появление в VII веке новой религии, Ислама, стало стимулом к созданию арабами нового государства – Халифата. Образовавшееся государство вело завоевательную политику на востоке и западе. Разгром Сасанидского Ирана открыл арабам дорогу в богатые земли Востока и к середине VII столетия арабские армии стояли у границ Средней Азии.

Это был регион с разными политическими и религиозными традициями. Удаленность от центра империи осложняла завоевание и контроль над ним. Борьба за Среднюю Азию стала финальным аккордом столетия арабских завоевательных войн.

Средняя Азия накануне завоевания

В III веке н. э. часть среднеазиатского региона (Хорасан и Гурган) были подчинены Сасанидами.

Основное население региона было ираноязычным – согдийцы, бактрийцы, саки, массагеты. В северные области региона, Хорезм и Мавераннахр, начали проникать группы тюркоязычных народов.

В политическом плане области, не входившие в состав Сасанидской державы, были раздробленными. У власти находились землевладельцы-дикханы, управлявшие своими владениями из укрепленных замков. В V-VI веках в Средней Азии существовала могущественная держава гуннов-эфталитов. После ее разгрома Мавераннахр и Хорезм вошли в состав Тюркского каганата, а Сасаниды восстановили контроль над землями южнее Амударьи.

Основной религией региона был зороастризм. Кроме него, влиянием пользовались христиане. В Мерве даже была сформирована отдельная митрополия христиан-несториан. Кроме этого, в Среднюю Азию проникали идеи манихейства.

[custom_ads_shortcode1]

Вторжение арабов

К 650 году западные владения Сасанидов были подчинены войсками Халифата. В том же году была подчинена территория Сиджистана, открывавшая дорогу на Хорасан. Последний шахиншах Сасанидской державы Йездигерд III отступил в Среднюю Азию попытался войти в Мерв.

Горожане не приняли его. После этого у царя произошел конфликт с одним из местных правителей, и Йездигерд был убит на мельнице, где укрывался после разгрома.

В 651 году арабские войска вступили в Хорасан. Они разбили в битве сопротивлявшихся им эфталитов. Штурмом были взяты Нишапур и Серахс, другие города сдались.

Правитель Мерва, крупнейшего города Хорасана, сдал город без боя, договорившись о выплате дани. В 652 году был подчинен Тохаристан с крупнейшим городом Балхом.

В 653 году основные силы арабов ушли из Хорасана, разделив регион на зоны ответственности четырех эмиров с небольшими гарнизонами. Под предводительством иранского рода Каринов Хорасан восстал. Благодаря военному искусству полководца ибн Хазима мятеж удалось подавать.

[custom_ads_shortcode2]

Завоевания VIII века

В 712 году началось завоевание Хорезма. Хорезмшах Джинфар обратился к арабскому наместнику Хорасана Кутайбе с просьбой помочь ему в борьбе против младшего брата. Взамен Джинфар признавал свою зависимость от Халифата.

После короткого сопротивления брата хорезмшаха государство было подчинено арабам. В Хорезме был помещен арабский гарнизон, над хорезмшахом поставлен мусульманский наместник. Зимой 712-713 годов хорезмийцы, восстали, но мятеж был подавлен с большой жестокостью.

После подчинения Хорезма Кутайба решил идти в Согд. В упорном бою он разбил согдийцев и осадил Самарканд. После четырех месяцев осады арабский полководец договорился с правителем города о капитуляции и размере дани, который стал выплачивать Согд.

Позднее в течение первой половины VIII века Согд восставал, и арабам стоило большого труда восстановить там власть. В 740 с мятежниками был заключен договор. Согдийцы получали прощение за отступление от веры и освобождались от налогов за годы мятежа.

К 720 году войска Халифата подчинил Гурган. За регион Мавераннахр арабам пришлось выдержать упорную борьбу против Тюркского каганата. В 737 году тюркское войско вторглось в Хорасан.

Арабский полководец Асад одержал победу, а каган погиб во время бегства. За этим последовал распад каганата на две части. В 739-740 годах арабам удалось подчинить области Шаш и Фергану.

В 751 году армия Халифата разбила в битве при Таласе армию китайской империи Тан. Эта победа вытеснила Среднюю Азию из сферы влияния Китая и стала финалом арабских завоеваний в регионе.

[custom_ads_shortcode3]

Регион после завоевания. Выход из состава Халифата

В 747 году Хорасан стал центром мятежа против Омейядов, который привел к власти новую династию – Аббасидов. При новой династии знать Средней Азии получила равные права с арабской.

Росла самостоятельность региона. В 821-873 годах Хорасаном и Мавераннахром управляла иранская династия Тахиридов. Ее основатель получил титул наместника из рук халифа Мамуна.

Их власть была уничтожена новой династией – Саффаридами. К 900 году контроль над регионом установила династия Саманидов. Они признавались наместниками халифа, но вели самостоятельную политику.

[custom_ads_shortcode1]

Результаты арабского завоевания

Важнейшим результатом подчинения среднеазиатского региона власть халифов стало распространение здесь мусульманства. Халифы из династии Аббасидов уравнивали в правах мусульман из числа арабов и жителей покоренных стран.

В последующие столетия Средняя Азия станет одним из оплотов суннитского ислама, который сохранится здесь и после выхода региона из-под контроля Багдада. В Средней Азии начался синтез двух культур – персидской и арабской, результатом которой было культурное развитие этого региона в последующие столетия.

Источники:

Вам также может понравиться