Борьба в рядах якобинцев

Обострение внутренних противоречий в стране и кризис революционной диктатуры привели к борьбе в рядах якобинцев. С осени 1793 г. среди якобинцев начали оформляться две оппозиционные группировки.

Первая из них складывалась вокруг Дантона. Один из влиятельнейших вождей революции на ее предыдущих этапах, пользовавшийся одно время наряду с Робеспьером и Маратом огромной популярностью в народе, Дантон уже в решающие дни борьбы с жирондистами проявил колебания. После вынужденного ухода из Комитета общественного спасения Дантон на время удалился от дел, но, и оставаясь в тени, он стал притягательным центром, вокруг которого группировались видные деятели Конвента и якобинского клуба: Камилл Демулен, Фабр д’Эглантин и другие.

Группировка дантонистов вскоре определилась как откровенно правое направление, представлявшее разбогатевшую за годы революции новую буржуазию. На страницах редактировавшейся Демуленом газеты «Старый кордельер», в своих речах и статьях дантонисты выступали как сторонники политики умеренности, спуска революции на тормозах. Дантонисты более или менее откровенно требовали отказа от политики террора и постепенной ликвидации революционно-демократической диктатуры. В вопросах внешней политики они стремились к соглашению с Англией и другими участниками контрреволюционной коалиции, чтобы любой ценой поскорее добиться заключения мира.

Но политика робеспьеристского Комитета общественного спасения встречала оппозицию и слева. Парижская коммуна и секции отражали это недовольство. Они искали путей к смягчению нужды бедноты, настаивали на проведении политики суровых репрессий против спекулянтов, нарушителей закона о максимуме и т.

д. Впрочем, ясной и определенной программы действий у них не было.

Наиболее влиятельной левой группировкой в Париже после разгрома «бешеных» стали сторонники Шометта и Эбера – левые якобинцы (или эбертисты, как их стали называть позднее историки), воспринявшие ряд требований «бешеных». Степень сплоченности и однородности эбертистов была невелика. Осенью 1793 г.

между эбертистами, влияние которых было тогда сильно в Парижской коммуне, и робеспьеристами обнаружились серьезные расхождения по вопросам религиозной политики. В Париже и кое-где в провинции эбертисты начали осуществлять политику «дехристианизации», сопровождавшуюся закрытием церквей, принуждением духовенства отрекаться от сана и т. д.

содержание

Эти мероприятия, осуществлявшиеся главным образом административными мерами, натолкнулись на сопротивление народных масс, особенно крестьянства. Робеспьер решительно осудил насильственную «дехристианизацию», и она была прекращена. Но борьба между эбертистами и робеспьеристами продолжалась.

Весной 1794 г. эбертисты в связи с ухудшением продовольственного положения в столице усилили критику деятельности Комитета общественного спасения. Руководимый ими клуб кордельеров готовился вызвать новое народное движение, на этот раз направленное против Комитета. Однако Эбер и его сторонники были арестованы, осуждены Революционным трибуналом и 24 марта казнены.

Спустя неделю правительство нанесло удар по дантонистам. 2 апреля Дантон, Демулен и другие были преданы Революционному трибуналу и 5 апреля гильотинированы.

Рейтинг@Mail.ru

Разгромив дантонистов, революционное правительство устранило силу, ставшую вредной и опасной для революции. Но, нанося одной рукой удар по врагам революции, якобинские вожди другой рукой наносили удар по ее защитникам. Был удален из военного министерства и вскоре арестован Бушотт.

Хотя призыв Эбера к восстанию не был поддержан Шометтом и Парижской коммуной, однако Шометт был также казнен. Из Парижской коммуны, революционной полиции, секций изгнали всех заподозренных в симпатиях к эбертистам. Чтобы урезать самостоятельность Парижской коммуны, во главе ее поставили «национального агента», назначенного правительством.

Все эти мероприятия вызвали недовольство в революционной столице. Робеспьеристы отсекли часть сил, поддерживавших якобинскую диктатуру.

В действительности якобинская диктатура переживала острый кризис, обусловленный новой общественно-политической обстановкой, сложившейся в стране после победы над феодально-монархической контрреволюцией. Между тем якобинцы, встречая все возрастающую враждебность со стороны городской и сельской буржуазии и в то же время утрачивая опору в народных массах, не знали и не могли найти путей для преодоления этого кризиса.

Руководители революционного правительства – Робеспьер и его сторонники пытались укрепить якобинскую диктатуру путем установления новой государственной религии – культа «верховного существа», идея которого была заимствована у Руссо. 8 июня 1794 г. в Париже состоялось посвященное «верховному существу» торжественное празднество, во время которого Робеспьер выступил в роли своего рода первосвященника. Но это мероприятие лишь повредило революционному правительству и Робеспьеру.

10 июня 1794 г. Конвент по настоянию Робеспьера принял новый закон, значительно усиливавший террор. В течение шести недель после издания этого закона Революционный трибунал ежедневно выносил до 50 смертных приговоров.

содержание

Термидорианская реакция 27 июля 1794 г. противники якобинской диктатуры, выражавшие интересы “новых богачей”, новых слоев крупной буржуазии, совершили государственный переворот, известный под названием переворота 9 термидора. Основной причиной переворота было то, что для буржуазии и крестьянства революция выполнила свои задачи. Слабость и неорганизованность рабочего класса и других беднейших слоев населения, раскол среди якобинцев создали благоприятные условия для переворота в пользу крупной буржуазии, не желавшей дальнейшего развития революции. После расправы над якобинцами представители крупной буржуазии получают большинство в Конвенте, который 22 августа 1795 г. принимает новую конституцию (конституцию III года) , закрепившую победу реакции и власть крупной буржуазии, еще менее демократическую, чем конституция 1791 года. Из этой конституции было изъято все, что напоминало о политическом и экономическом равенстве. Избирательное право вновь становилось цензовым. Законодательная власть принадлежала законодательному корпусу, состоявшему из двух палат — совета пятисот и совета старейшин (250 депутатов) . Исполнительная власть вручалась пяти директорам (директория) , кандидатуры которых представлялись советом пятисот в совет старейшин, где и происходило их избрание.

Обострение внутренних противоречий в стране и кризис революционной диктатуры привели к борьбе в рядах якобинцев. С осени 1793 г. среди якобинцев начали оформляться две оппозиционные группировки. Первая из них складывалась вокруг Дантона. Один из влиятельнейших вождей революции на ее предыдущих этапах, пользовавшийся одно время наряду с Робеспьером и Маратом огромной популярностью в народе, Дантон уже в решающие дни борьбы с жирондистами проявил колебания. По выражению Маркса, Дантон, «несмотря на то, что он находился на вершине Горы… до известной степени был вождем Болота»( К. Маркс, Борьба якобинцев с жирондистами, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. III, стр. 609.). После вынужденного ухода из Комитета общественного спасения Дантон на время удалился от дел, но, и оставаясь в тени, он стал притягательным центром, вокруг которого группировались видные деятели Конвента и якобинского клуба: Камилл Демулен, Фабр дЭглантин и другие. За некоторыми исключениями, все это были лица, прямо или косвенно связанные с быстро растущей новой буржуазией. Группировка дантонистов вскоре определилась как откровенно правое направление, представлявшее разбогатевшую за годы революции новую буржуазию. На страницах редактировавшейся Демуленом газеты «Старый кордельер», в своих речах и статьях дантонисты выступали как сторонники политики умеренности, спуска революции на тормозах. Дантонисты более или менее откровенно требовали отказа от политики террора и постепенной ликвидации революционно-демократической диктатуры. В вопросах внешней политики они стремились к соглашению с Англией и другими участниками контрреволюционной коалиции, чтобы любой ценой поскорее добиться заключения мира. Но политика робеспьеристского Комитета общественного спасения встречала оппозицию и слева. Парижская коммуна и секции отражали это недовольство. Они искали путей к смягчению нужды бедноты, настаивали на проведении политики суровых репрессий против спекулянтов, нарушителей закона о максимуме и т. д. Впрочем, ясной и определенной программы действий у них не было. Наиболее влиятельной левой группировкой в Париже после разгрома «бешеных» стали сторонники Шометта и Эбера – левые якобинцы (или эбертисты, как их стали называть позднее историки), воспринявшие ряд требований «бешеных». Степень сплоченности и однородности эбертистов была невелика. Эбер (1757-1794), бывший до революции билетером в театре, выдвинулся как один из активных деятелей клуба кордельеров. Осенью 1793 г., когда прокурором Коммуны стал Шометт, самый выдающийся представитель левых якобинцев, Эбера назначили его заместителем. Способный журналист, Эбер приобрел известность своей газетой «Отец Дюшен», пользовавшейся популярностью в народных кварталах Парижа. Осенью 1793 г. между эбертистами, влияние которых было тогда сильно в Парижской коммуне, и робеспьеристами обнаружились серьезные расхождения по вопросам религиозной политики. В Париже и кое-где в провинции эбертисты начали осуществлять политику «дехристианизации», сопровождавшуюся закрытием церквей, принуждением духовенства отрекаться от сана и т. д. Эти мероприятия, осуществлявшиеся главным образом административными мерами, натолкнулись на сопротивление народных масс, особенно крестьянства. Робеспьер решительно осудил насильственную «дехристианизацию», и она была прекращена. Но борьба между эбертистами и робеспьеристами продолжалась. Весной 1794 г. эбертисты в связи с ухудшением продовольственного положения в столице усилили критику деятельности Комитета общественного спасения. Руководимый ими клуб кордельеров готовился вызвать новое народное движение, на этот раз направленное против Комитета. Однако Эбер и его сторонники были арестованы, осуждены Революционным трибуналом и 24 марта казнены. Спустя неделю правительство нанесло удар по дантонистам. 2 апреля Дантон, Демулен и другие были преданы Революционному трибуналу и 5 апреля гильотинированы. Разгромив дантонистов, революционное правительство устранило силу, ставшую вредной и опасной для революции. Но, нанося одной рукой удар по врагам революции, якобинские вожди другой рукой наносили удар по ее защитникам. Был удален из военного министерства и вскоре арестован Бушотт. Хотя призыв Эбера к восстанию не был поддержан Шометтом и Парижской коммуной, однако Шометт был также казнен. Из Парижской коммуны, революционной полиции, секций изгнали всех заподозренных в симпатиях к эбертистам. Чтобы урезать самостоятельность Парижской коммуны, во главе ее поставили «национального агента», назначенного правительством. Все эти мероприятия вызвали недовольство в революционной столице. Робеспьеристы отсекли часть сил, поддерживавших якобинскую диктатуру. Положение революционного правительства внешне как будто упрочилось. Всякое открытое выражение недовольства, всякая форма гласной оппозиции революционному правительству прекратились. Но это внешнее впечатление силы и прочности якобинской диктатуры было обманчивым. В действительности якобинская диктатура переживала острый кризис, обусловленный новой общественно-политической обстановкой, сложившейся в стране после победы над феодально-монархической контрреволюцией. Между тем якобинцы, встречая все возрастающую враждебность со стороны городской и сельской буржуазии и в то же время утрачивая опору в народных массах, не знали и не могли найти путей для преодоления этого кризиса. Руководители революционного правительства – Робеспьер и его сторонники пытались укрепить якобинскую диктатуру путем установления новой государственной религии – культа «верховного существа», идея которого была заимствована у Руссо. 8 июня 1794 г. в Париже состоялось посвященное «верховному существу» торжественное празднество, во время которого Робеспьер выступил в роли своего рода первосвященника. Но это мероприятие лишь повредило революционному правительству и Робеспьеру. 10 июня 1794 г. Конвент по настоянию Робеспьера принял новый закон, значительно усиливавший террор. В течение шести недель после издания этого закона Революционный трибунал ежедневно выносил до 50 смертных приговоров. Победа при Флерюсе укрепила намерение широких слоев буржуазии и крестьян-собственников, крайне недовольных усилением террора, избавиться от тяготившего их режима революционно-демократической диктатуры. 

Великая французская революция » Публикации » Борьба в рядах якобинцев. Часть 1

Обострившиеся внутренние противоречия в стране и кризис революционной диктатуры привели к расколу в лагере якобинцев. К осени 1793 г сформировались две непримиримые группировки. Первая вокруг пользовавшегося большой популярностью среди народа, Дантона. Наряду с Маратом и Робеспьером он был в самом начале одним из влиятельных вождей революции. Но уже в противостоянии с жирондистами проявивший колебания. После ухода Дантона из Комитета общественного спасения около него стали группироваться видные якобинцы и деятели Конвента, такие как Фабр д’Эглантин Камилл Демулен и др. Все они за редким исключением были связаны с быстро набирающей силой новой буржуазией. Вскоре группировка дантонистов начала высказывать откровенно правые политические взгляды разбогатевшей буржуазии, стала выступать за постепенную ликвидацию революционно-демократической диктатуры, за отказ от политики террора, за заключение соглашения с Англией, за установление мира любой ценой. В Комитете Робеспьера сформировалось и левое крыло сторонников Эбера и Шометта. Они выступали за улучшение жизни бедноты, за применение суровых репрессий по отношению к спекулянтам и нарушителям закона о максимуме. Но четкой разработанной программы действия и сплоченности в их рядах не было. Левых якобинцев историки позднее окрестили эбертистами. После назначения осенью 1793 года прокурором Коммуны Шометта, Эбер стал его заместителем и правой рукой. Талантливый журналист Эбер заслужил признание и любовь народных кварталов Парижа благодаря издаваемой им газете «Отец Дюшен». В это же время между робеспьеристами и эбертистами возникли серьезные религиозные разногласия. Эберисты начали проводить политику «дехристианизации»: закрывать церкви в провинции и в Париже, насильственно вынуждать духовенство отрекаться от сана. Эти действия, осуществлявшиеся административными мерами, столкнулись с возмущением и сопротивлением среди народных масс. Насильственная «дехристианизация» была решительно осуждена и прекращена Робеспьером. Но на этом противостояние между робеспьеристами и эбертистами не прекратилось. Какие способы есть продвинуть свой бизнес? Самый популярный – это реклама. И чтобы эффективность рекламной кампании была максимальна, лучше обращаться в специализированные агенства. BTL агентство рекламы предоставляет услуги по размещению объявлений, распространению листовок, проведению промо-акций и дегустаций, раздаче образцов продукции на пробу. Действия в комплексе, подобранные под специфику вашей фирмы, обеспечат узнаваемость и известность, что положительно сказывается на динамике продаж.

Великая французская революция » Публикации » Борьба в рядах якобинцев. Часть 2

Из-за ухудшения продовольственного положения в Париже весной 1794 г. сторонники Эбера начали активную компанию критики деятельности комитета Общественного Спасения. Эбертисты готовились поднять направленную против правительства волну народного протеста, за что Эбер и его сторонники были схвачены и осуждены Революционным трибуналом. Уже 24 марта все они были казнены. Всего неделей позднее правительство нанесло сокрушительный удар по дантонистам и 2 апреля Дантон, Демулен и многие другие были также преданы Революционному трибуналу. Вскоре после этого, а именно 5 апреля, смертный приговор был приведён в исполнение. Таким образом, всякое сопротивление революционным силам было подавлено. Но террор не ослабевал, и якобинцы не щадили даже своих сторонников. Вскоре от должности в военном министерстве был отстранён и арестован Бушотт. Шометт тоже был казнён, хотя он не поддерживал призыва Эбера к восстанию. Из Парижской коммуны были изгнаны все подозреваемые в симпатиях к эбертистам. Чтобы обуздать независимость Парижской коммуны, во главе этого движения был поставлен правительственный агент. И хотя оппозиция была уничтожена, а всякая критика в сторону якобинцев прекращена, но внешнее затишье было очень обманчивым. Самоуправство якобинцев вызвало огромный рост недовольства в народных массах. На самом деле якобинская диктатура переживала острый кризис. Правительство медленно утрачивало поддержку народных масс и не могло найти путей для выхода из создавшегося положения, этого вы не найдете в картинах Пикассо. Чтобы хоть как-то обуздать народное движение, Робеспьер и его сторонники попытались укрепить диктатуру путем насаждения новой государственной религии – культа «верховного существа», идея которого была заимствована у Руссо, но это не принесло якобинцам желанных результатов и 10 июня 1794 г. был принят новый закон, ещё более ужесточавший террор. В течение шести недель после принятия нового закона Революционный трибунал выносил до 50 смертных приговоров каждый день. В итоге победа при Флерюсе укрепила намерение буржуазной прослойки и крестьян-собственников избавиться от кровавого режима революционно-демократической диктатуры.

предыдущая глава

Источники:

Вам также может понравиться