Эпикур

Эпикур был греческим философом античности, заложившим основы эпикурейской философии.

Эпикур родился в 341 г. до н. э.

в семье Неокла и Херестраты. За несколько лет до рождения мальчика его отец перебирается в афинское поселение на острове Самос в Эгейском море. Там Эпикур и воспитывается.

На протяжении четырёх лет он изучает философию под руководством Памфилия, последователя учения Платона. Уже после этого, в возрасте восемнадцати лет, Эпикур отправляется в Афины, где два года будет проходить воинскую службу. После смерти Александра Великого его преемник Пердикка переселяет афинян с острова Самос в город Колофон, расположенный на территории современной Турции.

Туда Эпикур и отправляется после прохождения службы. Он учится у Нозифана, открывшего ему учения Демокрита. Между 311 и 310 г.

г. до н. э.

Эпикур учительствует в Митилине, однако после возникновения некоторых разногласий с местными властями покидает этот город. Оттуда он отправляется в Лампсак, где основывает собственную школу. В 306 г.

до н. э. Эпикур возвращается в Афины, где и пробудет до самой своей смерти в 270 г.

до н. э. В этом городе философ приобретает земельный надел, где основывает школу, получившую название «Сад Эпикура».

Название это было дано школе потому, что занятия проходили в саду, располагавшемся у дома философа. Самыми первыми учениками его стали Гермарх, Идоменей, Леонтей и его жена Темиста, автор сатирических философских трудов Колот, Полиэн из Лампсака и Метродор из Лампсака. «Сад Эпикура» стал первой греческой школой, допустившей к обучению женщину.

Эпикур всегда провозглашал дружбу очень важным элементом на пути к счастливой жизни, а потому его школа всячески способствовала образованию дружеских компаний. Несмотря на то, что на формирование философии школы оказали влияние учения его предшественников, и Демокрита в частности, позднее Эпикур отречётся от них. Из всех письменных источников до наших дней дошло лишь три письма, вошедших в X том «Жизней выдающихся философов» Диогена Лаэртского.

Здесь же мы находим два цикла цитат, известных под названием «Принципиальные доктрины» Эпикура. Некоторые фрагменты этого труда, некогда состоявшего из XXXVII томов и носящего название «Трактат о природе», были найдены на Вилле Папирусов в Геркулануме.

Эпикур сыграл значительную роль в развитии науки и научных методов, призывая основывать выводы на непосредственном наблюдении и дедуктивных умозаключениях. Его представления во многом предвосхищают важнейшие научные теории нашего времени. Учения Эпикура и его эгалитарные взгляды сделали его видной фигурой Осевого времени, длившегося с 800 по 200 г.

фото 862

г. до н. э.

Именно Эпикур, своей теорией «взаимной пользы», закладывает основы древнегреческой концепции этики как таковой. Учения его берут истоки из различных теорий древнегреческих мыслителей, однако в большей мере пересекаются с принципами учений Демокрита. Как и Демокрит, Эпикур является атомистом и твёрдо верит в то, что мир состоит из невидимых материальных частиц, перемещающихся в пространстве.

Согласно его учению, всё, происходящее в мире, случается благодаря столкновению, взаимному отталкиванию и взаимодействию атомов, действия которых не имеют под собой ни закономерностей, ни целей. Теория атомизма Эпикура расходилась с ранней теорией Демокрита, утверждая, что атомы не всегда двигаются по прямой, но часто самопроизвольно отклоняются от собственной траектории. Это утверждение служило веским доказательством существования свободы воли.

Эпикур первым поборол страх перед богами и нарушил существовавшие традиции поклонения им. К тому же, он активно принимал участие в религиозной жизни общества.

Согласно учениям Эпикура, религиозная деятельность является неотъемлемым элементом размышлений о Боге, задавая образец счастливой жизни. Он отрицал общепринятое утверждение, что Бог карает злых и вознаграждает добрых. Напротив, по убеждению Эпикура, Богу вовсе нет дела до человеческих существ.

Философ провозглашает, что всё хорошее, что происходит с людьми, берёт своё начало из удовольствия либо боли. Всё, что причиняет боль – плохо, равно как и всё, что приносит удовольствие – хорошо. Его учение также гласит, что есть случаи, когда боль, предпочтённая удовольствию, впоследствии приводит к блаженству.

фото 864

Его призывы всеми силами искать блаженства многими были поняты превратно, однако истинный смысл этих слов состоит в том, что, избавившись от боли, человек освобождается от страха и кары небесной. Из этого Эпикур выводит, что, не чувствуя боли, человек больше не нуждается в удовольствии, а потому достигает наивысшего душевного спокойствия. Он настоятельно предостерегает от излишеств, поскольку они неизменно ведут к боли.

Закон этот применим ко всему, и к любви в том числе. Самым верным путём к счастью Эпикур называет дружбу. Он также опровергает страх перед смертью, утверждая, что «смерть для нас – ничто».

Эпикур страдал от мочекаменной болезни, которая в 270 г. до н. э.

одерживает над ним верх, приводя к смерти. Философ умер в возрасте 72 лет. За свою жизнь он никогда не женился, а потому наследников после себя не оставил.

Множество мыслителей и идеологических движений на протяжении всей истории западной философской мысли брали за основы теории эпикурейского учения. Её влияние чётко прослеживается в атомистических поэмах – как, например, «Всем в мире правит атом», – а также в натуральной философии Маргарет Кавендиш. В период Французской революции теорию «взаимной пользы» Эпикура возьмут на вооружение идеологи государственного переворота.

Его эгалитарные взгляды лягут в основу Американского освободительного движения и Декларации независимости США. Томас Джефферсон называл себя эпикурейцем и провозглашал, что «все люди созданы равными». Влияние этих учений на западную философскую мысль подтверждает и тот факт, что свою докторскую степень Карл Маркс получил за работу на тему «Разница между философией природы Демокрита и Эпикура».

Учения Эпикура стали источником вдохновения для трудов многих философов, в том числе и Артура Шопенгауэра и Фридриха Ницше. Сходство философии последнего с идеологией эпикурейства очевидно в его работах «Весёлая наука», «По ту сторону добра и зла», а также в личной переписке с Петером Гастом.

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценкуБудь в числе первых на доске почета

Эпику́р (греч. Επίκουρος; 342/341 до н. э., Самос — 271/270 до н. э., Афины) — древнегреческий философ, основатель эпикуреизма в Афинах («Сад Эпикура»), в котором развил Аристиппову этику наслаждений в сочетании с Демокритовым учением об атомах.

От 300 произведений, которые, как предполагают, написал Эпикур, сохранились только фрагменты. Источниками знания об этом философе являются также работы Диогена Лаэртского (Лаэрция) и Лукреция Кара.

Биография

Согласно Диогену Лаэртскому, афинянин Эпикур вырос на острове Самос и с 14 (по другим сведениям, с 12) лет начал интересоваться философией. В 18 лет он приехал в Афины. Когда Пердикка (регент Македонии в 323—321 гг. до н. э.) после смерти Александра Македонского изгнал афинян с Самоса, Эпикур направился к своему отцу в Колофон (город в Ионии, Малая Азия), где прожил некоторое время и собрал вокруг себя учеников. В возрасте 32 лет он основал свою философскую школу, которая первоначально находилась в Митилене (на острове Лесбос) и Лампсаке (на азиатском берегу пролива Дарданеллы), а с 306 г. до н. э. — в Афинах. В этом городе Эпикур со своими учениками поселился в купленном им саду (отсюда наименование эпикурейцев: «философы Сада»). Над входом туда висело изречение: «Гость, тебе здесь будет хорошо. Здесь удовольствие — высшее благо». Философ скончался («от камня в почках», как пишет Диоген Лаэртский) в 271 или 270 г. до н. э.

[custom_ads_shortcode1]

Отношения Эпикура и древних авторов

Некоторые древние авторы упрекали Эпикура в плагиате. Например, Аристон в «Жизнеописании Эпикура» утверждает, что Эпикур списал свой «Канон» с «Треножника» Навсифана, а стоики заявляли, что Эпикур присвоил себе учение Демокрита об атомах и учение Аристиппа-киренаика о наслаждении как высшем благе[1]. Сам же Эпикур, по некоторым свидетельствам, отзывался о названных и других философах довольно пренебрежительно, а то и презрительно[1].

[custom_ads_shortcode2]

Учение Эпикура

[custom_ads_shortcode3]

Теория познания

Свою теорию познания Эпикур именовал «каноникой», так как в её основе лежало учение о критериях или канонах истины. Не соглашаясь с Платоном и Аристотелем, первичным и главным критерием истины он считал ощущения, в которых даётся нам жизнь. Разум же Эпикур считал полностью зависимым от ощущений. Поскольку чувственное познание, согласно Эпикуру, непогрешимо, постольку ошибки в познании или заблуждения происходят из ошибочных суждений о том, что дано в ощущениях[1].

В канонике Эпикура выделяют также вторичные критерии истины, такие как «предвосхищение» (пролепсис), «претерпевание» (патхэ) и «образный бросок мысли».

«Предвосхищение» — это «памятование того, что часто являлось нам извне», «оттиск, предварением которого были ощущения»[1] и чувственные восприятия[2]. Предвосхищения — это понятия или общие представления, возникающие на основе чувственных восприятий из единичных представлений[2].

«Претерпевание» — патхэ — это скорее критерий отношения к вещам, чем критерий истины. Претерпевание — основа для моральных оценок в соответствии с этическими принципами[1].

Содержание же понятия «образный бросок мысли» определяется как интуиция или интеллектуальная интуиция[2]. Согласно Эпикуру, «истинно только то, что доступно наблюдению или уловляется броском мысли», а «главным признаком совершенного и полного знания является умение быстро пользоваться бросками мысли» (епиболами)[1].

[custom_ads_shortcode1]

Учение о природе («физика»)

Эпикур стремился дать в своём учении практическое руководство для жизни (этику); этому служила физика (натурфилософия), а последней — логика. Учение Эпикура о природе, по сути дела, демокритическое учение: бесконечно число и разнообразие спонтанно развивающихся миров, представляющих собой результат столкновения и разъединения атомов, помимо которых не существует ничего, кроме пустого пространства. В пространстве между этими мирами (в «междумириях»), бессмертные и счастливые, живут боги, не заботясь о мире и людях. Таким же образом возникают и исчезают живые существа, а также душа, которая состоит из тончайших, легчайших, наиболее круглых и подвижных атомов.

[custom_ads_shortcode2]

Аксиология

Познание природы не есть самоцель, оно освобождает человека от страха суеверий и вообще религии, а также от боязни смерти. Это освобождение необходимо для счастья и блаженства человека, сущность которых составляет наслаждение, но это не простое чувственное наслаждение, а духовное, хотя вообще всякого рода наслаждения сами по себе не являются дурными. Однако духовное наслаждение более устойчиво, ибо оно не зависит от внешних помех. Благодаря разуму, дару богов, за который они не требуют никакой благодарности, стремления должны приводиться в согласие (симметрию), предполагающее наслаждение, причём одновременно достигается не нарушаемое неприятными переживаниями спокойствие, невозмутимость (атараксия), в которых и заключается истинное благочестие. Эпикур призывал человека соизмерять наслаждение, которое он получает, с возможными последствиями. «Смерть не имеет к нам никакого отношения, когда мы живы, смерти ещё нет, когда она приходит, то нас уже нет», — утверждал философ.

[custom_ads_shortcode3]

Учение об обществе и человеке

К общественности (особенно государству и культу) мудрец должен относиться дружественно, но сдержанно. Девиз Эпикура: «Живи уединённо!».

Общество, по Эпикуру, возникло из договора между живущими уединённо и руководствующимися естественным правом людьми. Заключён он с целью непричинения друг другу вреда. При этом люди склонны забывать, что все законы и обычаи могут быть изменяемы, поскольку они должны служить взаимной пользе.[1].

Что касается человеческой речи, Эпикур указывал на связь развития речи с условиями среды проживания человека. В частности, полагал, что в различных географических местностях люди под воздействием одних и тех же вещей издавали различные звуки (за счёт различного влияния среды на человеческие легкие). Таким образом первые слова, произносимые людьми, были различными, а потому стали различными и языки[1].

  • Своим появлением на свет человек обязан самому себе и своим родителям.
  • Человек есть результат биологической эволюции.
  • Боги, возможно, есть, но они никаким образом не могут вмешиваться в жизнь людей и земные дела.
  • Судьба человека зависит от него самого, а не от богов.
  • Душа человека умирает вместе с телом.
  • Умение хорошо жить и хорошо умереть — это одна и та же наука.

[custom_ads_shortcode1]

Примечания

  • Эпикуреизм
  • Древнегреческая философия
  • Письмо к Геродоту. Письмо к Пифоклу. Письмо к Менекею. Главные мысли. Перевод М.Л.Гаспарова. В кн.: Тит Лукреций Кар. О природе вещей. М., 1983, с.292-324 (серия «Библиотека античной литературы»)
  • Диоген Лаэртский. книга 10 «Эпикур»
  • Герлак Г. Ньютон и Эпикур. — В сборнике: Физика на рубеже XVII—XVIII вв. М.: Наука, 1974, с.44-74.
  • Гончарова Т. В. Эпикур. — М., 1988. (ЖЗЛ)
  • Гюйо М. Мораль Эпикура и её связь с современными учениями. Собр. соч., т. 2. СПб., 1899.
  • Конш М. Эпикур и квантовый анализ. — В сборнике: Разум и культура. Труды международного франко-советского коллоквиума. Лилль, 26-29 апреля 1978 года. М., 1983, с.42-56.
  • Никольский Б. М. Эпикур о наслаждении: проблема кинетического и статического наслаждения. — В кн.: Марк Туллий Цицерон. О пределах блага и зла. Парадоксы стоиков. М.: РГГУ, 2000, с.421—451.
  • Танхилевич О. Эпикур и эпикуреизм. — М., 1926.
  • Тер-Аракельянц, Владимир. Критика русскими религиозными философами XIX—XX вв. принципов этики Эпикура // Культура и религия, 2011, № 1(01).
  • Шакир-Заде А. С. Эпикур. — М.: Соцэкгиз (Серия: Мыслители прошлого), 1963. — 224 с.
  • Шахнович, М. М. Христианизация эпикуреизма в эпоху Возрождения и раннего Нового времени. — В сборнике: Христианская культура на пороге третьего тысячелетия. Материалы научной конференции. 12-14 июня 2000 г. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000, с.21-28 (Symposium, 5).
  • Шахнович М. М. Парадоксы теологии Эпикура. — СПб., 2000. — 151с. — ISBN 5-93597-008-2.
  • Шахнович М. М. Сад Эпикура. Философия религии Эпикура и эпикурейская традиция в истории европейской культуры. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002. — 284с. — ISBN 5-288-02654-8.
  • Bailey C. The Greek Atomists and Epicurus. Oxford, 1928.

1 капсула Эпикура включает активного вещества лансопразола 30 мг.

[custom_ads_shortcode2]

Форма выпуска

Зеленые капсулы, внутри находятся белые сферические микрогранулы.

фото 863

  • 7 таких капсул в контурной упаковке; одна, две или четыре упаковки в пачке из картона;
  • 10 таких капсул в контурной упаковке; две или три упаковки в пачке из картона.

[custom_ads_shortcode3]

Фармакологическое действие

Блокатор насоса протонов.

[custom_ads_shortcode1]

Фармакодинамика и фармакокинетика

ФармакодинамикаПротивоязвенное средство. Селективный блокатор ингибитор насоса протонов.

Трансформируется в клетках слизистой желудка до активных производных, которые подавляют сульфгидрильные группы протонного насоса. Тормозит заключительную стадию биосинтеза соляной кислоты, понижая базальное и стимулированное ее выделение.

Эпикур Самосский - краткая биография, факты, личная жизнь

Применение Эпикура в дозировке 30 мг вызывает понижение желудочного выделения соляной кислоты в среднем на 89%. Данный эффект нарастает на протяжении 4 дней. После завершения приема кислотность сохраняется наполовину ниже базального уровня еще 39 часов, компенсаторного увеличения секреции не фиксируется.

Секреторная активность становится нормальной через четыре дня после окончания приема препарата. Не оказывает влияния на перистальтику кишечника.

У лиц с синдромом Золлингера-Эллисона Эпикур обладает более продолжительным действием.

ФармакокинетикаЛансопразол отлично абсорбируется из кишечника. Биодоступность достигает 80%. Прием вместе с пищей понижает всасывание и биодоступность наполовину, но подавляющее влияние на секрецию желудочного сока остается одинаковым. Максимальная концентрация фиксируется через два часа.

Реагирует с протеинами крови на 98,5%. Активно биотрансформируется. Период полувыведения приближается 1,5 часам. С мочой (в виде производных) выводится примерно 15-22% от принятой дозы, оставшееся количество выводится с калом.

[custom_ads_shortcode2]

Показания к применению

  • рефлюкс-эзофагит;
  • стрессовые язвы;
  • эзофагит эрозивно-язвенного характера;
  • изменения желудка либо 12-перстной кишки эрозивно-язвенного характера, вызванные назначением нестероидных противовоспалительных средств или присутствием Helicobacter pylori;
  • язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки;
  • синдром Золлингера-Эллисона.

[custom_ads_shortcode3]

Противопоказания

  • первый триместр беременности;
  • опухоли (злокачественные) органов пищеварения;
  • грудное вскармливание;
  • возраст до 18 лет;
  • сенсибилизация к компонентам препарата.

Необходимо с осторожностью применять Эпикур при почечной либо печеночной недостаточности, во втором и третьем триместрах беременности, у лиц старше 65 лет.

[custom_ads_shortcode1]

Побочные действия

  • Реакции со стороны нервной системы: недомогание, головная боль, депрессия, сонливость, головокружение, тревога.
  • Реакции со стороны системы пищеварения: тошнота, ослабление или усиление аппетита, боли в животе, диарея, язвенный колит, активация печеночных трансаминаз, запор, кандидоз органов пищеварения, гипербилирубинемия.
  • Реакции со стороны респираторной системы: фарингит, кашель, инфекция дыхательных путей, ринит, гриппоподобный синдром.
  • Реакции со стороны кроветворной системы: уменьшение содержания тромбоцитов, анемия.
  • Аллергические реакции: фотосенсибилизация, кожная сыпь, многоформная эритема.
  • Прочие реакции: алопеция, миалгия.

[custom_ads_shortcode2]

Инструкция по применению (Способ и дозировка)

Капсулы не разжевывают и проглатывают целиком. При обострении язвенной болезни желудка и при эзофагите эрозивно-язвенного характера принимают 30-60 мг ежедневно на протяжении 1-2 месяцев.

При обострении язвенной болезни 12-перстной кишки назначают 30 мг ежедневно на протяжении 2-4 недель.

При поражениях органов пищеварения эрозивно-язвенного характера, вызванных приемом нестероидных противовоспалительных средств, назначают 30 мг ежедневно на протяжении 1-2 месяцев.

Для эрадикации микроорганизма Helicobacter pylori назначают 30 мг дважды в день на протяжении двух недель в составе поликомпонентной схемы лечения.

Для противорецидивной терапии рефлюкс-эзофагита назначают 30 мг ежедневно на протяжении длительного времени (до полугода).

При лечении синдрома Золлингера-Эллисона количество препарата подбирается индивидуально, пока уровень базальной секреции не достигнет значения менее 10 ммоль/час.

Для профилактики обострений язвенной болезни назначают по 30 мг ежедневно.

[custom_ads_shortcode3]

Передозировка

Нет зафиксированных случаев передозировки препаратом.

[custom_ads_shortcode1]

Взаимодействие

Лансопразол тормозит выведение средств, трансформирующихся в печени благодаря микросомальному окислению.

При совместном использовании сукральфат понижает биодоступность лансопразола на треть, поэтому экспозиция между приемами данных средств должна быть не короче 40 минут.

Лансопразол тормозит рН-зависимое всасывание средств, относящихся к слабым кислотам, и стимулирует рН-зависимое всасывание средств, относящихся к основаниям.

Антациды тормозят всасывание лансопразола.

[custom_ads_shortcode2]

Условия продажи

По рецепту.

[custom_ads_shortcode3]

Условия хранения

Хранить при температуре до 25 градусов в сухом темном месте. Беречь от детей.

[custom_ads_shortcode1]

Срок годности

Два года.

[custom_ads_shortcode2]

Особые указания

До начала терапии препаратом Эпикур необходимо исключить злокачественные новообразования органов пищеварения, поскольку лечение препаратом может маскировать признаки и отсрочить верную постановку диагноза.

[custom_ads_shortcode3]

Аналоги

Аналоги Эпикура: Геликол, Акриланз, Ланзабел, Ланзоптол, Ланзап, Лансопразол, Ланцид, Лансопразол Штада, Лансофед, Лоэнзар-сановель.

[custom_ads_shortcode1]

Детям

Эпикур не рекомендован у лиц возрастом до 18 лет.

[custom_ads_shortcode2]

При беременности и лактации

Первый триместр беременности и период лактации являются противопоказаниями для приема препарата. В двух последних триместрах прием возможен лишь по строгим показаниям.

[custom_ads_shortcode3]

Отзывы

Как свидетельствуют отзывы, Эпикур эффективно снижает гиперкислотность желудочного сока и является признанным препаратом выбора для лечения вышеуказанных заболеваний органов пищеварения.

Часто Эпикур используется как замена Омепразола.

Нередки сообщения о нежелательных эффектах от приема, в основном это диспепсия.

[custom_ads_shortcode1]

Цена, где купить

Цена препарата Эпикур №14 составляет 290-408 рублей.

  • Интернет-аптеки РоссииРоссия

ЗдравСити

  • Эпикур капс. 30мг n14АО Оболенское фарм. предприятие

Аптека Диалог* скидка 100 руб. по промокоду medside (на заказы от 1000 руб.)

показать ещеОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Информация о лекарствах на сайте является справочно-обобщающей, собранной из общедоступных источников и не может служить основанием для принятия решения об использовании медикаментов в курсе лечения. Перед применением лекарственного препарата Эпикур обязательно проконсультируйтесь с лечащим врачом.

Источники:

Вам также может понравиться