Форма организации ремесла. Государственные предприятия

Важным все время увеличивающимся слоем городского населения были ремесленники. С VII-XIII вв. в связи с увеличением покупательной способности населения, ростом потребительского спроса отмечается рост городских ремесел. От работы на заказ ремесленники переходят к работе на рынок. Ремесло становится уважаемым занятием, приносящим хороший доход. Особенным почтением пользовались люди строительных специальностей – каменщики, плотники, штукатуры. Зодчеством тогда занимались самые одаренные люди, с высоким уровнем профессиональной подготовки, В этот период углубляется специализация ремесел, расширяется ассортимент изделий, совершенствуется ремесленная техника, оставаясь, как и раньше, ручной. Усложняются и становятся более эффективными технологии в металлургии, в выделке суконных тканей, и в Европе начинают носить шерстяную одежду вместо меха и льна. В XII в. в Европе были изготовлены механические часы, в XIII в. – большие башенные часы, в XV в. – карманные часы. Часовое производство становится той школой, в которой вырабатывалась техника точного машиностроения, сыгравшая значительную роль в развитии производительных сил западного общества.

Варка коконов и мотание ниток. Рисунок 1648 г.

Ремесленники объединялись в цехи, которые защищали своих членов от конкуренции со стороны «диких» ремесленников. В городах могли быть десятки и сотни цехов различной хозяйственной ориентации – ведь специализация производства проходила не внутри цеха, а между цехами. Так, в Париже было более 350 цехов. Важнейшей безопасностью цехов было также определенное регламентирование производства с тем, чтобы не допустить перепроизводства, поддерживать цены на достаточно высоком уровне; цеховые власти, учитывая объем потенциального рынка, определяли количество выпускаемой продукции.

В течение всего этого периода цехи вели с верхами города борьбу за доступ к управлению. Городские верхи, называемые патрициатом, объединяли представителей земельной аристократии, богатых купцов, ростовщиков. Нередко действия влиятельных ремесленников были успешны, и они включались в состав городских властей.

Цеховая организация ремесленного производства имела и очевидные недостатки, и достоинства, одна из которых хорошо поставленная система ученичества. Официальный срок обучения в разных цехах составлял от 2 до 14 лет, предполагалось, что за это время ремесленник должен пройти путь от ученика и подмастерья до мастера.

Цехи вырабатывали жесткие требования к материалу, из которого изготовлялся товар, к орудиям труда, технологии производства. Все это обеспечивало стабильность работы и гарантировало отличное качество продукции. О высоком уровне средневекового западноевропейского ремесла свидетельствует тот факт, что подмастерье, хотевший получить звание мастера, обязан был выполнить выпускную работу, которая называлась «шедевр» (современное значение слова говорит само за себя).

Цехи также создавали условия для передачи накопленного опыта, обеспечивая преемственность ремесленных поколений. Кроме того, ремесленники участвовали в становлении единой Европы: подмастерья в процессе обучения могли кочевать по разным странам; мастера, если их набиралось в городе больше, чем требовалось, легко перебирались на новые места.

С другой стороны, к концу классического Средневековья, в XIV-XV вв., цеховая организация промышленного производства все очевиднее начинает выступать как тормозящий фактор. Цехи все более обособляются, останавливаются в развитии. В частности, стать мастером многим было практически невозможно: реально получить статус мастера мог лишь сына мастера или его зять. Это привело к тому, что в городах появляется значительный по размерам слой «вечных подмастерьев». Кроме того, строгая регламентация ремесла начинает сдерживать внедрение технологических нововведений, без которых немыслим прогресс в сфере материального производства. Поэтому цехи постепенно исчерпывают себя, и к концу классического Средневековья появляется новая форма организации промышленного производства – мануфактура.

Мануфактура предполагала специализацию труда между работниками при выполнении какого-либо изделия, что значительно повышало производительность труда, который, как и раньше, оставался ручным. На мануфактурах Западной Европы работали наемные работники. Наибольшее распространение мануфактура получила в следующий период Средневековья.

Городское ремесло и его цеховая организация Производственную основу средневекового города составляло ремесло. Для феодализма характерно мелкое производство как в деревне, так и в городе. Ремесленник, подобно крестьянину, был мелким производителем, который имел свои орудия производства, вел самостоятельно своё частное хозяйство, основанное на личном труде, и имел своей целью не получение прибыли, а добывание средств к существованию. «Приличное его положению существование,— а не меновая стоимость как таковая, не обогащение как таковое…» (К. Маркс, Процесс производства капитала в кн. «Архив Маркса и Энгельса», т. II (VII), стр. 111.) являлось целью труда ремесленника. Характерной особенностью средневекового ремесла в Европе была его цеховая организация — объединение ремесленников определённой профессии в пределах данного города в особые союзы — цехи. Цехи появились почти одновременно с возникновением городов. В Италии они встречались уже с X в., во Франции, Англии, Германии и Чехии — с XI—XII вв., хотя окончательное оформление цехов (получение специальных хартий от королей, запись цеховых уставов и т. п.) происходило, как правило, позже. Ремесленные корпорации существовали и в русских городах (например, в Новгороде). Цехи возникли как организации бежавших в город крестьян, нуждавшихся в объединении для борьбы против разбойничьего дворянства и в защите от конкуренции. В числе причин, обусловивших необходимость образования цехов, Маркс и Энгельс отмечали также потребность ремесленников в общих рыночных помещениях для продажи товаров и на необходимость охраны общей собственности ремесленников на определённую специальность или профессию. Объединение ремесленников в особые корпорации (цехи) было обусловлено всей системой феодальных отношений, господствовавших в средние века, всей феодально-сословной структурой общества ( См. К. Маркс и Ф. Энгельс, Немецкая идеология, Соч., т. 3, изд. 2, стр 23 и 50—51.). Образцом для цеховой организации, как и для организации городского самоуправления, был общинный строй (См. Ф. Энгельс, Марка; в кн. «Крестьянская война в Германии», М. 1953, стр. 121.). Объединённые в цехи ремесленники являлись непосредственными производителями. Каждый из них работал в своей собственной мастерской со своими инструментами и на своём сырье. Он срастался с этими средствами производства, по выражению Маркса, «как улитка с раковиной» (К. Маркс, Капитал, т. I, Госполитиздат, 1955, стр. 366.). Традиционность и рутина были характерны для средневекового ремесла, так же как и для крестьянского хозяйства. Внутри ремесленной мастерской почти не существовало разделения труда. Разделение труда осуществлялось в виде специализации между отдельными цехами, что с развитием производства приводило к увеличению числа ремесленных профессии и, следовательно, количества новых цехов. Это хотя и не изменяло характера средневекового ремесла, но обусловливало определённый технический прогресс, усовершенствование навыков труда, специализацию рабочето инструмента и т. п. Ремесленнику помогала обычно в работе его семья. Вместе с ним работали один или два подмастерья и один или несколько учеников. Но полноправным членом цеха являлся только мастер, владелец ремесленной мастерской. Мастер, подмастерье и ученик стояли на разных ступенях своеобразной цеховой иерархии. Предварительное прохождение двух низших ступеней было обязательным для всякого желавшего вступить в цех и стать его членом. В первый период развития цехов каждый ученик мог сделаться через несколько лет подмастерьем, а подмастерье — мастером. В большинстве городов принадлежность к цеху являлась обязательным условием для занятия ремеслом. Этим устранялась возможность конкуренции со стороны не входивших в цех ремесленников, опасной для мелких производителей в условиях весьма узкого в то время рынка и относительно незначительного спроса. Ремесленники, входившие в цех, были заинтересованы в том, чтобы изделиям членов данного цеха был обеспечен беспрепятственный сбыт. В соответствии с этим цех строго регламентировал производство и через посредство специально избранных должностных лиц следил за тем, чтобы каждый мастер — член цеха — выпускал продукцию определённого качества. Цех предписывал, например, какой ширины и цвета должна быть изготовляемая ткань, сколько нитей должно быть в основе, каким следует пользоваться инструментом и материалом и т. д. Будучи корпорацией (объединением) мелких товаропроизводителей, цех ревностно следил за тем, чтобы производство всех его членов не превышало определённого размера, чтобы никто не вступал в конкуренцию с другими членами цеха, выпуская больше продукции. С этой целью цеховые уставы строго ограничивали число подмастерьев и учеников, которое мог иметь у себя один мастер, запрещали работу в ночное время и в праздничные дни, ограничивали количество станков, на которых мог работать ремесленник, регулировали запасы сырья. Ремесло и его организация в средневековом городе носили феодальный характер. «…Феодальной структуре землевладения соответствовала в городах корпоративная собственность (Корпоративной собственностью являлась монополия цеха на определенную специальность или профессию.), феодальная организация ремесла» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Немецкая идеология, Соч., т. 3, изд. 2, стр. 23.). Такая организация ремесла была необходимой формой развития товарного производства в средневековом городе, ибо она создавала в то время благоприятные условия для развития производительных сил. Она охраняла ремесленников от чрезмерной эксплуатации со стороны феодалов, обеспечивала существование мелких производителей при чрезвычайной узости тогдашнего рынка и содействовала развитию техники и совершенствованию навыков ремесленного труда. В период расцвета феодального способа производства цеховой строй находился в полном соответствии с той ступенью развития производительных сил, какая была достигнута в это время. Цеховая организация охватывала все стороны жизни средневекового ремесленника. Цех являлся военной организацией, участвовавшей в охране города (сторожевая служба) и выступавшей как отдельная боевая единица городского ополчения в случае войны. Цех имел своего «святого», день которого он праздновал, свои церкви или часовни, являясь своеобразной религиозной организацией. Цех был также и организацией взаимопомощи ремесленников, обеспечивавшей за счёт вступительного взноса в цех, штрафов и других платежей помощь своим нуждающимся членам и их семьям в случае боленни или смерти члена цеха.

Борьба цехов с городским патрициатомБорьба городов с феодальными сеньорами привела в подавляющем большинстве случаев к переходу (в той или иной степени) городского управления в руки горожан. Но не все горожане получили право принимать участие в управлении городскими делами. Борьба с феодальными сеньорами велась силами народных масс, т. е. прежде всего силами ремесленников, а пользовалась её результатами верхушка городского населения — городские домовладельцы, землевладельцы, ростовщики, богатые купцы. Этот верхний, привилегированный слой городского населения представлял собой узкую, замкнутую группу городских богачей — наследственную городскую аристократию (на Западе эта аристократия носила обычно наименование патрициата) захватившую в свои руки все должности в городском управлении. Городская администрация, суд и финансы — всё это находилось в руках городской верхушки и использовалось в интересах богатых горожан и в ущерб интересам широких масс ремесленного населения. Особенно ярко это сказывалось в налоговой политике. В ряде городов на Западе (в Кёльне, Страсбурге, Флоренции, Милане, Лондоне и др.) представители городской верхушки, сблизившись с феодальной знатью, вместе с нею жестоко угнетали народ — ремесленников и городскую бедноту. Но, по мере того как развивалось ремесло и крепло значение цехов, ремесленники вступали в борьбу с городской аристократией за власть. Почти во всех странах средневековой Европы эта борьба (как правило, принимавшая очень острый характер и доходившая до вооружённых восстании) развернулась в XIII—XV вв. Результаты её были неодинаковы. В одних городах,в первую очередь таких, где большое развитие получила ремесленная промышленность, победили цехи (например, в Кёльне, Аусбурге, во Флоренции). В других городах, где развитие ремесла уступало торговле и ведущую роль играли купцы, цехи потерпели поражение и победихелем из борьбы вышла городская верхушка (так было в Гамбурге, Любеке, Ростоке и др.). В процессе борьбы горожан с феодалами и цехов с городским патрициатом формировалось и складывалось средневековое сословие бюргеров. Словом бюргер на Западе первоначально обозначали всех горожан (от немецкого слова «burg» — город, откуда и французский средневековый термин «bourgeois» — буржуа, горожанин). Но городское население не было единым. С одной стороны, постепенно складывался слой купцов и состоятельных ремесленников, с другой стороны — масса городского плебейства (плебса), в которую входили подмастерья, ученики, подёнщики, разорившиеся ремесленники и прочая городская беднота. В соответствии с этим слово «бюргер» утратило прежнее широкое значение и приобрело новый смысл. Бюргерами стали называть уже не просто горожан, а лишь горожан богатых и зажиточных, из которых впоследствии выросла буржуазия.

По своей организации и социальной сущности ремесленное и мануфактурное производство в XVI-XVII вв. разделялось на 4 вида:

  • 1) сельское домашнее ремесло; оно обслуживало не только внутренний, но и внешний рынок; занимались им главным образом женщины; наибольшее распространение оно имело в юго-восточных районах;
  • 2) городское мелкое ремесло; мелкие мастерские имели в своем составе, как правило, главу семьи – мастера, членов семьи и иногда небольшое число учеников;
  • 3) казенные, или государственные, предприятия и 4) частная мануфактура.

Государственное производство охватывало главные отрасли хозяйства, в частности фарфоровое производство, судостроение, соляной, горнорудный и литейный промыслы, добычу угля и др. Среди государственных предприятий были и крупные типа мануфактур, например мастерские по производству фарфоровых изделий в Цзиндэчжэне и др.

Государственное производство играло едва ли не главную роль, являясь преобладающим по своим масштабам и значению. В государственных предприятиях того времени были представлены мастеровые 188 специальностей.

В государственных мастерских и мануфактурах работали в основном феодально зависимые, по существу крепостные, обязанные по закону выполнять трудовые повинности, отбывать государственную барщину. Они делились на несколько групп, военные (цзюньфу), мастеровые (цзянху) и солевары. Мастеровые в свою очередь разделялись на две категории – одни из них ежемесячно отбывали повинность в течение 10 дней, другие по очереди отбывали повинность в течение 3 месяцев в году, но могли откупаться от ее выполнения, внося в месяц 6 цянь серебра, поэтому они назывались “уплачивающие за смену (очередь)”.

Все эти группы барщинников включались в регистрационные списки навеки: их потомки обязаны были наследовать повинности предков и выполнять по сути дела принудительную барщину. Число барщинников увеличивалось по мере расширения производства. Например, в период наибольшего увеличения соледобычи (XVI – начало XVII в.

) число солеваров достигло свыше 155 тыс. человек.

Кроме вышеупомянутых категорий барщинников, на государственных предприятиях использовались также осужденные преступники и частично рабы.

Тяжёлый, по существу каторжный труд на государственных предприятиях, в особенности в горных промыслах, вынуждал население уклоняться от повинностей, бежать из родных мест. В результате число зарегистрированных барщинников ко второй половине XVI в. резко сократилось.

Например, если в царствование первого минского императора, т. е. в конце XIV в.

, мастеровых (цзянху) числилось в списках свыше 232 тыс. человек, то к 1562 г. их было немногим больше 142 тыс.

О тяжелом положении государственно зависимых работников, использовавшихся в горных промыслах, и о высокой смертности среди них свидетельствует “История Мин”, которая сообщает, что в 1465-1487 гг. на 21 руднике в провинции Хугуан”. ежегодно отбывали повинность 550 тыс.

человек, умирали без счета, а добывали золота только 53 ляна”. Не менее тяжёлой и опасной для жизни была добыча жемчуга. Он добывался на юге, главным образом в Гуандуне.

Размеры добычи постоянно изменялись, причем иногда были крайне незначительными. Так, в 1526 г. было добыто всего 80 лян, при этом погибло 50 человек.

Как и в более раннее время, в минский период центральная власть осуществила ряд мероприятий в целях контроля над мастеровыми-барщинниками и сохранения рабочей силы для государственных мастерских. К их числу относятся строгий учет мастеровых, внесение их в особые списки и запрещение им менять профессию. Уклонение от регистрации или исключение из регистрационных списков по сговору с чиновниками каралось строгим наказанием, причем наказывались и виновные в этом чиновники.

Контроль над ремесленными рабочими осуществлялся и путём создания специальных административных организаций, имевших внешнее сходство со средневековыми цехами Европы. Но их главной целью была не защита интересов ремесленников, а надзор над ними со стороны представителей государственной власти.

Одной из мер, применявшихся в целях закрепления за государственными предприятиями мастеровых, было предоставление последним земельной площади для обработки. Так, например, солеварам разрешалось поднимать целину близ соляных разработок. На кораблестроительных предприятиях в Лунцзяне мастеровым предоставлялись в аренду государственные земли.

Однако дальнейший рост товарно-денежных отношений и всё углублявшееся отделение ремесла от земледелия разлагали систему барщинного труда, порождали новые формы труда на государственных предприятиях ремесленного и мануфактурного типа и способствовали развитию частной мануфактуры.

Применение наёмного труда в ремесленном производстве имело место в Китае и за несколько сот лет до этого, но в XVI-XVII вв. труд мастеровых уже широко использовался во многих отраслях производства, контролируемых государством, и оплачивался в зависимости от выполненной работы или затраченного времени. Так, например, в годы правления Вань-ли (1573-1620) Палатой труда были выработаны правила оплаты различных категорий рабочих: каменотёсов, землекопов, резчиков-гравёров, горняков, сталеваров, оружейников, плотников.

Каменотёсы, обработавшие определённое количество камня, получали 7 фэнь серебра. Плотникам за ремонт амбаров платили от 3,5 фэнь до 6 фэнь, по-видимому, в зависимости от затраченного рабочего времени. Хотя эти условия напоминают форму оплаты наёмных рабочих, получающих заработную плату, однако “нанятые” мастеровые минского периода ещё не были свободными рабочими, продающими свою рабочую силу.

Во-первых, они были феодально зависимыми, обязанными отбывать повинности, хотя и получали возмещение за труд. Во-вторых, они существенно отличались от рабочих эпохи капитализма ещё и тем, что имели собственные средства производства. Но они в то же время отличались и от обычных барщинников.

Появление этих мастеровых, носивших название “чжао-му”, т. е. “призванные” (мобилизованные), знаменовало собой дальнейшее развитие товарного производства, разложение отработочной системы в государственном производстве и переход к новому виду эксплуатации.

Главным занятием городского населения становится ремесло и торговля. Наиболее распространенными отраслями являлись: текстильная, плавка и обработка металлов, производство оружия. Характерной чертой средневекового ремесла стала его цеховая организация.

Каждый цех объединял ремесленников одной профессии, специальности. Цех имел свой устав, свою выборную организацию старшин. Полноправными членами цехов были мастера.

Кроме мастеров в цехе работали подмастерья и ученики. В цехах не было разделения труда. Для борьбы с конкуренцией в цехах все регламентировалось: объем производства, качество, цена, число подмастерьев и учеников, количество оборудования, сырья, продолжительность рабочего дня.

Никто в городе не имел права заниматься тем или иным ремеслом если он не являлся членом соответствующего цеха. Цеховая регламентация вначале имела положительное значение, так как защищала ремесленников от конкуренции. Постепенно цехи стали тормозом в развитии общественного производства, искусственно сковывая развитие производительных сил.

3. Особенности феодального хозяйства

В Странах Северной Европы (Россия, Германия) разложение первобытнообщинных отношений шло очень медленно. Рабство носило патриархальный домашний характер, что отличало его от классического рабовладения. Развитие феодализма в этих странах происходило преимущественно путем имущественной дифференциации общины.

Преобладающей формой феодальной ренты поначалу был натуральный оброк ( на Руси – дань). Причиной отставания развития феодализма в Германии являлась политическая раздробленность и отсутствие единого централизованного государства. Немецкая деревня стала в основном феодальной в ХIIв.

В истории немецкого феодализма важное место занимает агрессия германских феодалов, направленная на захват земель западных славян. Немецким рыцарям удалось захватить всю Прибалтику, литовские земли, однако их продвижение на восток было остановлено русскими войсками, под предводительством Александра Невского. В 1242 г.

в сражении, на льду Чудского озера, немецкие войска были разбиты (Ледовое побоище). В классической форме феодализм развивался во Франции. ВIХ-ХIвеках основным звеном хозяйственного строя во Франции была синьория.

Феодал имел свой отряд воинов, собирал налоги с населения, творил над ним суд, эксплуатировал крестьян. Владения синьоров становятся фактически самостоятельными государствами и почти теряют свою зависимость от королевской власти. Монополия собственности феодалов на землю становится почти неограниченной.

Утверждается принцип “нет земли без синьора”. Существование свободного землевладения исключалось. .

Во французской деревне насаждается система майоратов. Синьория (поместье) наследовалось целиком или на 2/3 только старшим сыном. Крепостные крестьяне – сервы, имели земельные наделы и несли в пользу феодалов разнообразные повинности.

Сервы были юридически бесправны. Крупные феодалы имели право уголовного суда, могли даже казнить виновных. Особенно тяжелы были феодальные повинности крестьян.

Крестьянин платил посевной оброк, составляющий четверть урожая, одну десятую часть урожая забирала церковь. Монопольное владение дворян хозяйственными объектами (баналитет) заставляла крестьян молоть зерно лишь на господской мельнице, выпекать хлеб только в господской печи, давить виноград господским прессом. За провоз хлеба и других продуктов через мосты, с крестьян взимался особый сбор в пользу помещиков.

Крестьяне платили даже за скот, который поднимал пыль не дорогах. В то же время в каждой стране были свои особенности в развитии феодальной экономики.

Английское феодальное королевство возникло в IХ в. Феодальные отношения в Англии развивались медленнее чем во Франции. Массовая конфискация земель в пользу пришедших, после завоевания Англии нормандских и французских феодалов привела к росту крупного земледелия и закрепощения крестьян.

Основной хозяйственной единицей в Англии стало поместье с крепостным трудом – манор. В ХП-ХШ в. 80 % хозяйств в Англии были манорными.

Зависимые крестьяне были представлены двумя основными группаами: вилланы – крепостные члены сельских общин с земельным наделом до 30 акров, с собственным инвентарем и рабочим скотом; куттеры – крестьяне с маленькими участками земли или совсем без земли (их численность составляла 35% от общего числа крепостных). Куттеры работали на барщине, используя господский скот и инвентарь. В ХII– ХIIIвв.

в Англии сохранилось и свободное крестьянство – фригольдеры – но они были немногочисленны. В связи с возросшим спросом на шерсть барщина была заменена оброком шерстью. В ХVв.

главной фигурой английской деревни стал копигольдер – держатель земли по копии (документу, находящемуся в местной церкви). Копигольдер освобождался от личной крепостной зависимости и переводился на оброк, как натуральный, так и денежный.

В Италии в Х—XI вв. преобладала колонатная аренда земли, унаследованная от Римской империи. Крепостничество здесь, в бук­вально смысле слова — на окраине феодального мира, тоже осталось недоразвитым.

А в XI в. постепенно сокращается, потом и прекра­щается применение труда крепостных, учащаются случаи освобож­дения от крепостной зависимости и бегства крестьян в относительно свободные города.

В Испании процессы феодализации были прерваны арабским завоеванием VIII столетия (711 г. ). С этого периода большая часть зависимых крестьян становилась арендаторами на государственной земле.

Исчез и колонат. Раб, принимая ислам, тут же становился свободным.

Особая страна — Византия, олицетворение промежуточной системы между Западом и Востоком. С тех пор как в 395 г. Римская империя разделилась на Западную и Восточную (собственно Визан­тию), на Востоке стал формироваться общепризнанный центр ци­вилизации того времени — «второй Рим». В Византии рано начался процесс кодификации законов.

Но в VII в. начинается ослабление византийского «самодержав­ного централизма», появляются относительно самостоятельные области — фемы — во главе со стратигами. ВIX в.

и здесь появляется аналог бенефиция — стратиотское (военное) условное владение землей. К X и XI вв. относятся массовые раздачи (и просто захваты) императорских и церковных земель в условное владение – протии.

Правда, европейской многоступенчатой иерархии здесь не полу­чилось. В отношениях условного землевладения участвовали всего два субъекта: император и бенефициарий. Не было здесь и системы иммунитета.

При императоре Константине VII (913—959) рыцарские участки были признаны наследственными, но неотчуждаемыми, т. е. фактически превратились в аналог феода.

В XIII в. начинается закономерный процесс распада Византий­ской империи на враждующие феодальные владения. В 1204 г.

Ви­зантию захватили европейские участники четвертого крестового похода, ведь для европейских католиков православная Византия была прибежищем еретиков. Но заняться здесь «земельным вопро­сом» им не удалось, потому что в 1261 г. Византийская империя в усе­ченном размере все же была восстановлена Михаилом Палеологом.

Новая императорская династия Палеологов ввела-таки иммунные права крупных землевладельцев. Но дальше начинается уже сугубо «восточная» история византийских территорий, завоеванных в 1453 г. турками-османами.

Источники:

Вам также может понравиться