Значение ссуд и процентов в хозяйственной жизни Вавилонии нашло своё отражение не только в деловых документах начала II тысячелетия до н. э. , но и в школьной литературе, восходящей к тому времени.
В серии табличек с характерным заголовком Харра-хубуллу, т. е. «процентный заём», для учебных целей были собраны шумерские правовые термины, в частности, касавшиеся ссуды и займа, с их аккадским переводом, как, например, «долговое обязательство», «процентный заём», «беспроцентный заём», «дар» и т.
д. Об исчислении долговых процентов трактовали специальные задачи в дошедшей до нас математической литературе.
В частноправовых документах того времени мы находим многочисленные свидетельства ростовщических сделок. Сохранились документы, восходящие к жрицам-затворницам местного храма бога Солнца — Шамаша в городе Сиппаре. Эти дохристианские «монахини» через своих родственников — отцов и братьев — производили скупку земель, сдавали в аренду свою землю, давали деньги в рост, покупали рабов и т.
д. В древнем городе Кише были ростовщики, дававшие взаймы серебром и зерном под залог полей и созревавшей жатвы, скупавшие дома, закрома, сады, поля и т. д.
Но самые видные представители ростовщического капитала нам известны в городах Уруке и Ларсе, на юге Шумера. В Уруке была найдена часть архива двух братьев-ростовщиков, скупивших в течение каких-нибудь 20 лет буквально за гроши более 40 домов и участков. В документах, найденных при раскопках в Ларсе, мы видим новый тип работорговца, отличавшегося от работорговцев предшествовавших периодов тем, что он не на чужбине, а у себя, в своём родном городе, скупал рабов — своих же собственных сограждан. Два работорговца, о которых упоминают документы, путём ростовщических операций превращали своих сограждан в рабов-должников и передавали их в наём на работу тем, кому требовалась рабочая сила, преимущественно богатым ремесленникам, имевшим собственные мастерские.
Эти документы вместе с тем устанавливают факт безраздельного господства рабовладельческой знати в Ларсе во время правления Римсина. Так, вышеупомянутые работорговцы, сдавая в наём своих рабов-должников, оговаривали своё право на полное возмещение стоимости раба не только в случае бегства его в неизвестном направлении, но и в случае бегства его в хозяйство царя, храма или знатного человека. Очевидно, в то время крупные рабовладельцы располагали такой силой, что могли безнаказанно принимать в своё хозяйство беглых рабов.
В это время катастрофически учащается продажа родителями детей. Создалась даже пословица: «Сильный человек живёт руками своими, а слабый — ценой своих детей». Цитируется по изд.
: Всемирная история. Том I. М.
, 1955, с. 292-293.
Принято считать, что ростовщичество, то есть выдача денег в долг под проценты в залог имущества и личной свободы, на Руси традиционно осуждалось как «богопротивное дело», а потому распространено не было. В этой связи обычно вспоминается восстание 1113 года в Киеве, когда тогдашние жители древнерусской и одновременно древнеукраинской столицы бушевали не меньше сегодняшних. Возмущение вызвали огромные ростовщические проценты: в год надо было платить половину взятой суммы и больше. К этому, правда, можно добавить неудачную и не менее грабительскую налоговую политику князя, однако власти уже тогда умели перенаправить гнев улицы в нужное русло: увы, это киевское восстание открывает печальную хронику еврейских погромов в России.
Новый князь, Владимир Мономах, пришел к власти, между прочим, не без помощи этого восстания. Он же создал важный для последующей русской истории прецедент: новый княжеский устав ограничивал взимаемый процент половиной одолженной суммы. На этом историю ростовщичества в среде тех, кто особенно воинственно радеет за «духовные скрепы», принято заканчивать, резюмировав что-то вроде: «Такое отношение к ростовщичеству русский народ и государство пронесли через всю свою историю».
Инородцев побили, «чуждое нам явление», так сказать, осудили, знать, и сказке конец. Не так это, однако.
Евреев в средневековой Руси и правда было крайне мало, а вот ростовщичество цвело изрядно. И занимались им самые что ни на есть православные русские люди. Причем едва ли не главными ростовщиками в Московской Руси XVI—XVII веков были — кто бы мог подумать — русские монастыри.
Да, Церковь осуждала ростовщичество, но осуждение это реально касалось только размеров взимаемого процента. Согласно традиции, идущей от Мономаха, он не должен был превышать 50%. То есть осуждался не столько факт ростовщичества, сколько выход за определенные рамки.
Судите сами: средневековый монастырь — это ведь целое большое хозяйство, можно сказать, предприятие, со своими землями, мастерскими, закромами и казной, где копились немалые богатства. А богатства должны расти. Вот и давали они в долг деньги и зерно крестьянам и помещикам.
При получении ссуды оформлялся специальный договор — заемная кабала или заемная память. Российский архив древних актов хранит немало таких документов, многие из них были опубликованы еще в конце позапрошлого века — вольнодумное было время, так не жечь же их теперь во имя выдуманных «традиционных ценностей». Впрочем, по нашим временам как бы не накаркать — вернемся лучше к делу.
Проценты по займам, надо признать, были уже не такие грабительские, вполне сопоставимые с современными: в XVI веке около 10%. Но все же это были именно проценты, и кабала зовется кабалой не случайно. Если повезет — отдашь к следующей Пасхе (сроки погашения долга обычно привязывались к крупным церковным праздникам), а нет — и холопом можно стать.
Накануне и в годы Смутного времени начала XVII века, когда аграрная экономика России оказалась в упадке, кабальное холопство (рабство за долги) было обыденной нормой не только для простых «черных людей», но и для многих дворян. Долг надо было отрабатывать, идя в услужение и на житьё к тому, кто его давал. Без права на личную свободу, пока не искупишь все «с головой».
Власти пытались ограничить возможности закабаления, но сути это не меняло. Долговые рабы, холопы — один из символов старой Московии.
Выход из коллапса Смуты, экономический рост и первые побеги современной рыночной экономики в XVII веке привели к увеличению спроса на деньги: годовые ставки выросли до 20%. Боярин Борис Морозов, глава правительства и по стечению обстоятельств богатейший русский предприниматель своего времени, ссужал мелким дворянам по 200—400 рублей, а иностранным купцам, покупавшим хлеб в его вотчинах, — тысячи рублей. Его ежегодные личные поступления от выплат по кредитам достигали 85 тысяч (жалованье стрельца было 5 рублей в год). С учетом инфляции такому доходу могли бы позавидовать многие современные банки.
Что же касается кабального рабства, то положить конец ему государство смогло только в результате реформ Петра I, когда в России была заимствована европейская правовая практика борьбы с ростовщическим произволом. Почему-то наши «радетели старины» обычно упускают из вида этот очевидный исторический факт.
Источник: Новая Газета
Значение ссуд и процентов в хозяйственной жизни Вавилонии нашло своё отражение не только в деловых документах начала II тысячелетия до н. э. , но и в школьной литературе, восходящей к тому времени.
В серии табличек с характерным заголовком Харра-хубуллу, т. е. «процентный заём», для учебных целей были собраны шумерские правовые термины, в частности, касавшиеся ссуды и займа, с их аккадским переводом, как, например, «долговое обязательство», «процентный заём», «беспроцентный заём», «лар» и т.
д. Об исчислении долговых процентов трактовали специальные задачи в дошедшей до нас математической литературе.
В частноправовых документах того времени мы находим многочисленные свидетельства ростовщических сделок. Сохранились документы, восходящие к жрицам-затворницам местного храма бога Солнца—Шамаша в городе Сиппаре. Эти дохристианские «монахини» через своих родственников — отцов и братьев — производили скупку земель, сдавали в аренду свою землю, давали деньги в рост, покупали рабов и т.
д. В древнем городе Кише были ростовщики, дававшие взаймы серебром и зерном под залог полей и созревавшей жатвы, скупавшие дома, закрома, сады, поля и т. д.
Но самые видные представители ростовщического капитала нам известны в городах Уруке и Ларсе, на юге Шумера. В Уруке была найдена часть архива двух братьев-ростовщиков, скупивших в течение каких-нибудь 20 лет буквально за гроши более 40 домов и участков. В документах, найденных при раскопках в Ларсе, мы видим новый тип работорговца, отличавшегося от работорговцев предшествовавших периодов тем, что он не на чужбине, а у себя, в своём родном городе, скупал рабов — своих же собственных сограждан. Два работорговца, о которых упоминают документы, путём ростовщических операций превращали своих сограждан в рабов-должников и передавали их в наём на работу тем, кому требовалась рабочая сила, преимущественно богатым ремесленникам, имевшим собственные мастерские.
Эти документы вместе с тем устанавливают факт безраздельного господства рабовладельческой знати в Ларсе во время правления Римсина. Так, вышеупомянутые работорговцы, сдавая в наём своих рабов-должников, оговаривали своё право на полное возмещение стоимости раба не только в случае бегства его в неизвестном направлении, но и в случае бегства его в хозяйство царя, храма или знатного человека. Очевидно, в то время крупные рабовладельцы располагали такой силой, что могли безнаказанно принимать в своё хозяйство беглых рабов.
В это время катастрофически учащается продажа родителями детей. Создалась даже пословица: «Сильный человек живёт руками своими, а слабый — ценой своих детей». Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 8; Нарушение авторских прав
Принято считать, что ростовщичество, то есть выдача денег в долг под проценты в залог имущества и личной свободы, на Руси традиционно осуждалось как «богопротивное дело», а потому распространено не было. В этой связи обычно вспоминается восстание 1113 года в Киеве, когда тогдашние жители древнерусской и одновременно древнеукраинской столицы бушевали не меньше сегодняшних. Возмущение вызвали огромные ростовщические проценты: в год надо было платить половину взятой суммы и больше. К этому, правда, можно добавить неудачную и не менее грабительскую налоговую политику князя, однако власти уже тогда умели перенаправить гнев улицы в нужное русло: увы, это киевское восстание открывает печальную хронику еврейских погромов в России.
Новый князь, Владимир Мономах, пришел к власти, между прочим, не без помощи этого восстания. Он же создал важный для последующей русской истории прецедент: новый княжеский устав ограничивал взимаемый процент половиной одолженной суммы. На этом историю ростовщичества в среде тех, кто особенно воинственно радеет за «духовные скрепы», принято заканчивать, резюмировав что-то вроде: «Такое отношение к ростовщичеству русский народ и государство пронесли через всю свою историю».
Инородцев побили, «чуждое нам явление», так сказать, осудили, знать, и сказке конец. Не так это, однако.
Евреев в средневековой Руси и правда было крайне мало, а вот ростовщичество цвело изрядно. И занимались им самые что ни на есть православные русские люди. Причем едва ли не главными ростовщиками в Московской Руси XVI—XVII веков были — кто бы мог подумать — русские монастыри.
Да, Церковь осуждала ростовщичество, но осуждение это реально касалось только размеров взимаемого процента. Согласно традиции, идущей от Мономаха, он не должен был превышать 50%. То есть осуждался не столько факт ростовщичества, сколько выход за определенные рамки.
Судите сами: средневековый монастырь — это ведь целое большое хозяйство, можно сказать, предприятие, со своими землями, мастерскими, закромами и казной, где копились немалые богатства. А богатства должны расти. Вот и давали они в долг деньги и зерно крестьянам и помещикам.
При получении ссуды оформлялся специальный договор — заемная кабала или заемная память. Российский архив древних актов хранит немало таких документов, многие из них были опубликованы еще в конце позапрошлого века — вольнодумное было время, так не жечь же их теперь во имя выдуманных «традиционных ценностей». Впрочем, по нашим временам как бы не накаркать — вернемся лучше к делу.
Проценты по займам, надо признать, были уже не такие грабительские, вполне сопоставимые с современными: в XVI веке около 10%. Но все же это были именно проценты, и кабала зовется кабалой не случайно. Если повезет — отдашь к следующей Пасхе (сроки погашения долга обычно привязывались к крупным церковным праздникам), а нет — и холопом можно стать.
Накануне и в годы Смутного времени начала XVII века, когда аграрная экономика России оказалась в упадке, кабальное холопство (рабство за долги) было обыденной нормой не только для простых «черных людей», но и для многих дворян. Долг надо было отрабатывать, идя в услужение и на житьё к тому, кто его давал. Без права на личную свободу, пока не искупишь все «с головой».
Власти пытались ограничить возможности закабаления, но сути это не меняло. Долговые рабы, холопы — один из символов старой Московии.
Выход из коллапса Смуты, экономический рост и первые побеги современной рыночной экономики в XVII веке привели к увеличению спроса на деньги: годовые ставки выросли до 20%. Боярин Борис Морозов, глава правительства и по стечению обстоятельств богатейший русский предприниматель своего времени, ссужал мелким дворянам по 200—400 рублей, а иностранным купцам, покупавшим хлеб в его вотчинах, — тысячи рублей. Его ежегодные личные поступления от выплат по кредитам достигали 85 тысяч (жалованье стрельца было 5 рублей в год). С учетом инфляции такому доходу могли бы позавидовать многие современные банки.
Что же касается кабального рабства, то положить конец ему государство смогло только в результате реформ Петра I, когда в России была заимствована европейская правовая практика борьбы с ростовщическим произволом. Почему-то наши «радетели старины» обычно упускают из вида этот очевидный исторический факт.
Источники: