Государственное устройство

Фо́рма госуда́рственного устро́йства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Определяет внутреннее строение государства, деление его на составные части (территории) и принципы их взаимоотношения между собой.

Для характеристики территориальной организации федеративного государства чаще применяется термин «политико-территориальное устройство», поскольку он подразумевает наличие некоторой самостоятельности у территориальных частей государства. В то же время в отношении унитарного государства чаще используется термин «административно-территориальное устройство», характеризующий территориальную структуру органов государственной власти единого государства. Оба названных термина являются синонимами термина «форма государственного устройства» и применяются по отношению к нему с одинаковым значением[1].

В зависимости от наличия либо отсутствия суверенитета у составных частей государства государственное устройство делится на: Не относятся к формам государственного устройства межгосударственные объединения, содружества и сообщества государств, но вместе с тем в большинстве курсов по теории государства и права[2][3] они рассматриваются и изучаются рамках данного института.

Унитарное государство

Основная статья: Унитарное государствоУнитарное государство (от лат. «unitas» — единство) — простое, единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно-территориальных единиц признаков суверенитета.

Формы правления и государственного устройства

Отличительные признаки унитарного государства

  1. Вся полнота государственной власти сосредоточена на уровне государства в целом, территориальные части не имеют самостоятельности;
  2. Органы государственной власти строятся в виде единой иерархичной системы с подчинением одному центру (законодательный орган имеет однопалатную структуру);
  3. Одноуровневая система законодательства (существует единая конституция на уровне всей страны);
  4. Наличие единого гражданства.

Виды унитарных государств

Унитарные государства на карте мира.

  • Простое унитарное государство — в составе нет автономных образований, территория такого государства либо вообще не имеет административно-территориального деления (Мальта, Сингапур), либо состоит только из административно-территориальных единиц (Польша, Словакия, Алжир).
  • Сложное унитарное государство — имеет в составе одно или несколько автономных образований, которые различаются на:
    • Территориальная автономия — определённой части унитарного государства в месте компактного проживания какой-либо народности, сложившегося в силу исторических, географических или иных особенностей, передаётся право самостоятельно решать часть вопросов государственной важности. Например, возможность формирования своих высших органов власти, принимать свои законодательные акты, вводить национальный язык наравне с государственным (Дания, Азербайджан, Франция, Китай).
    • Экстерриториальная автономия — право самостоятельно решать часть вопросов государственной важности предоставлено этническим меньшинствам (например, в Словении таким правом пользуются итальянское и венгерское меньшинства, в Македонии — албанское).

Также в зависимости от степени подчинения административно-территориальных единиц унитарного государства центральным органам власти выделяют:

Регионалистское государство

Основная статья: Регионалистское государствоРегионалистское государство (также региональное[4]) — сильно децентрализованное унитарное государство, в котором все административно-территориальные единицы являются автономными образованиями и наделены довольно широкими полномочиями. Они имеют больше самостоятельности в решении государственных вопросов, в чём прослеживается некоторое их сходство с субъектами федерации. Такая форма в настоящее время встречается только в четырёх странах: Италия[5], Испания[6], Шри-Ланка[7], ЮАР[8].

Регионалистское государство имеет некоторые характерные черты федерации, поэтому его можно рассматривать как специфическую переходную форму от унитаризма к федерализму[9], происходящего в рамках одного государства. Все территориальные части в таких государствах имеют характер территориальной автономии и наделены правом создавать свои администрации, избирать региональные парламенты (местные законодательные собрания и ассамблеи), издавать законодательные акты по отдельным вопросам. В ЮАР, например, все 9 провинций наделены правом принимать свои собственные конституции[4][10]. Центральная власть государства обычно назначает своего представителя в регионе — губернатора или комиссара. Однако их полномочия в различных странах неодинаковы: в Италии и ЮАР они не значительны и имеют скорее номинальный характер; в Шри-Ланка, напротив, очень широки и могут включать даже наложение права вето на некоторые принимаемые регионом законы[9]. В Испании контроль за регионами в большей степени осуществляется конституционным судом[11].

[custom_ads_shortcode1]

Федерация

Основная статья: ФедерацияФедерация (от лат. «foederatio» — объединение, союз) — сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с ограниченным государственным суверенитетом. Строится на распределении функций управления между центром и субъектами федерации.

Отличительные признаки федеративного государства

  1. Предметы ведения и полномочия разделены между государством в целом (федерацией) и его составными частями (субъектами федерации), существует также совместная компетенция по отдельным вопросам;
  2. Двухуровневая система органов государственной власти, в соответствии с которой отдельно существуют федеральные органы и органы субъектов федерации (парламент на уровне федерации имеет двухпалатную структуру — верхняя палата представляет интересы субъектов федерации, кроме того субъекты также формируют свои местные парламенты);
  3. Двухуровневая система законодательства (конституция и законы существуют как на уровне федерации, так и на уровне каждого субъекта);
  4. Наряду с общефедеральным гражданством у субъектов федерации, как правило, есть возможность устанавливать собственное гражданство.

Виды федераций

Федерации на карте мираПо способу образования субъектов федерации выделяют:

  • Территориальная федерация (административная) — федеративное государство, в котором все составляющие его субъекты образованы по географическим, историческим, экономическим и иным особенностям (США, Бразилия, Мексика).
  • Национальная федерация — федеративное государство, составные части которого разделены по национально-лингвистическому критерию на основе проживающих в них различных народов. (Бельгия, Индия, в прошлом СССР и Югославия).
  • Национально-территориальная федерация (смешанная) — федеративное государство, в основу формирования которого положен и территориальный, и национальный принципы образования субъектов (Россия).

По способу образования самой федерации выделяют:

  • Конституционная федерация — федерация, образованная в результате децентрализации унитарного государства, в основе которого лежит специально принятая конституция (Пакистан, Индия).
  • Договорная федерация (союзная) — федерация, образованная в результате объединения независимых государств на основе союзного договора (США, ОАЭ, СССР).
  • Смешанная федерация (конституционно-договорная) — государство, в котором процессы децентрализации и объединения протекают параллельно, в результате чего в основе государства лежат одновременно как договорный, так и конституционный способы образования федерации (Россия).

В зависимости от правового статуса субъектов федерации выделяют:

  • Симметричная федерация — субъекты обладают равным объёмом полномочий и у них у всех одинаковое правовое положение в рамках федерации.
  • Асимметричная федерация — федерация, в которой одни субъекты имеют более высокий статус, чем другие и, как следствие, обладают большим объёмом полномочий.
  • Симметричная федерация с элементами асимметрии — связано с наличием в составе федерации различных автономных образований.

В зависимости от соотношения объёма полномочий федерации и её субъектов:

  • Централизованные — федерация обладает большим объёмом полномочий, определённых достаточно подробно, чем субъекты.
  • Децентрализованные — определён достаточно подробно круг полномочий субъектов, все иные полномочия по остаточному принципу являются федеральными.

В зависимости от характера связи федерации и её субъектов:

  • Дуалистические — в конституциях определяются только вопросы исключительного ведения отдельно федерации и субъектов
  • Кооперативные — кроме вопросов исключительного ведения федерации и субъектов, также определяются вопросы их совместного ведения.

[custom_ads_shortcode2]

Конфедерация

Основная статья: КонфедерацияКонфедерация (от позднелат. «confoederatio») — временный союз государств, создаваемый для достижения политических, экономических, культурных и прочих целей. Является переходной формой государства, в дальнейшем или же преобразуется в федерацию, или же снова распадается на ряд унитарных государств (как это стало с Объединённой Арабской Республикой и Сенегамбией).

В своё время конфедерациями были Конфедеративные Штаты Америки (1776—1789), Германия (1815—1867), Швейцария (1815—1848). В настоящий момент в качестве конфедерации с определённой долей условности можно рассматривать Союзное государство России и Белоруссии. Современная Швейцария, согласно Конституции, формально продолжает называться конфедерацией, хотя фактически это уже давно федеративное государство.

Признаки конфедерации

  1. Составные части являются суверенными государствами, обладающими всей полнотой государственной власти;
  2. Каждое союзное государство имеет собственную систему органов власти и вооружённые силы, на уровне конфедерации образуются лишь высшие координирующие органы;
  3. Каждое союзное государство имеет собственную конституцию и систему законодательства, на уровне конфедерации может приниматься своя конституция, но единого законодательства, как правило, не создаётся (любое решение единого конфедеративного органа требует утверждения каждым государством-членом);
  4. Нет единого гражданства конфедерации;
  5. Каждое государство имеет право выхода из конфедерации при достижении своих целей.

[custom_ads_shortcode3]

Формы межгосударственных образований

  • Содружество — организационное объединение суверенных государств для долговременного и взаимовыгодного сотрудничества, характеризующееся наличием общих признаков и определённой степени однородности в политической, экономической, правовой, культурной и языковой сферах[12]. Содружество в будущем может перерасти либо в конфедерацию, либо в федерацию. В целом содружество схоже с конфедерацией, но имеет существенное отличие от неё, прежде всего, в том, что политическая, экономическая, социальная и иная интеграция характеризуется устойчивостью, существование объединения не ставится в зависимость от достижения какой-либо цели, в то время как конфедерация — это всегда временный союз государств, цель объединения которых конкретно определена. В качестве примера обычно приводится Британское Содружество. Также сюда некоторые относят Европейский союз[13], представляющий собой устойчивое объединение государств, цель интеграции которых имеет длящийся характер, кроме того в рамках объединения созданы свои органы власти и формируется система законодательства, закрепляется приоритет общеевропейского законодательства над национальным. Существует мнение, что Европейский союз в будущем может преобразоваться в федеративное государство[14].
  • Протекторат — основанное на соглашении неравноправное объединение государств, в котором более слабое государство передаёт в пользу более сильного право осуществления части принадлежащих ему суверенных прав (как правило внешнюю политику и обеспечение безопасности) на условиях сохранения собственной государственности и получения взамен политической, военной, финансовой и иной поддержки.
  • Доминион — самоуправляющаяся колониальная территория в составе монархии, имеющая большую степень самостоятельности, которая в последующем получила независимость, но при этом продолжает признавать в качестве главы государства прежнего монарха. Подобный статус имели бывшие самоуправляющиеся территории Британской Империи: Австралия, Канада, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз, Ньюфаундленд; в настоящий момент — члены Британского Содружества.
  • Кондоминиум — основанное на договоре совместное владение или управление определённой территорией (государством) двумя или несколькими государствами (Англо-Египетский Судан до 1956 года, в настоящее время под совместным управлением Франции и Испании находится Андорра).
  • Уния — общность монархических государств, возглавляемая одним монархом.
    • Личная уния — устанавливается между монархическими государствами, как правило, случайно в результате того, что одно и то же лицо становится одновременно наследником двух монархов в различных государствах, в которых условия и порядок престолонаследия различны (уния Великобритании с Ганновером, уния Голландии с Люксембургом в XIX в.).
    • Реальная уния — форма объединения монархий, где законодательством государств устанавливается специальный порядок престолонаследия, предусматривающий, что наследник трона в одной стране является одновременно наследником во всех государствах, составляющих унию (Австро-Венгрия, уния Норвегии и Швеции).
  • Империя — сложное колониальное государство, созданное насильственным путём, которое управляется метрополией. Такими были в своё время Римская Империя, Британская Империя, Российская Империя, Османская Империя, Цинская империя.
  • Фузия — временная переходная форма, представляющая собой слияние в одно государство двух или нескольких государств[15], населённые одним этносом, которые ранее входили в единое государство (объединение ФРГ и ГДР в 1990 году, воссоединение Южного и Северного Вьетнама в 1976 году, а также Южного и Северного Йемена в 1990 году).

[custom_ads_shortcode1]

См. также

  • Форма государства
  • Форма правления
  • Политический режим

[custom_ads_shortcode2]

Примечания

  1. Чиркин, 2000, с. 157-159
  2. См.Морозова Л.А. Теория государства и права. — М.: Изд. Эксмо, 2009. — С. 74.
  3. См.: Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. — М.: Юрайт-М, 2002. — С. 132-133. — ISBN 5-7975-0616-5
  4. ↑ Чиркин, 2000, с. 186-187
  5. В ст. 115 Конституции Италии 1947 г. сказано что все области Италии создаются как автономные образования с собственными правами и функциями.
  6. В ст. 137 Конституции Испании 1978 г. закреплено, что все эти единицы пользуются автономией при ведении своих дел.
  7. Конституция Шри-Ланки 1978 г.
  8. Конституция Южно-Африканской Республики 1996 г. в ст. 104 определяет законодательную автономию провинций.
  9. ↑ Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран — М.: Юрист, 2003. — 622 с.
  10. Туровский Р.Ф. Политическая регионалистика
  11. Чиркин, 2000, с. 187
  12. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права: Учебник для вузов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «НОРМА», 2003. — С. 22.
  13. Муромцев Г.И. Европейский Союз и Содружество Независимых Государств: две тенденции развития права Центр правовых исследований и развития законодательства
  14. Бирюков П.Н. Международное право: учебное пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. — М., 2002.
  15. Сложное государство портал «ЗАКОН СЕГОДНЯ» (25.04.2012)
  • Государственное устройство — (от гр politeia конституция; англ. state organization, form of government) 1) в широком смысле система государственно правовых отношений, включающих организацию гос ного строя в целом, устройство всего государства (социально экономические и… …   Энциклопедия права

  • государственное устройство — сущ., кол во синонимов: 5 • общественный порядок (5) • политическое устройство (5) • …   Словарь синонимов

  • ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО — ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО, конституционно правовой институт, система органов государственной власти, их компетенции, взаимоотношений, нормы порядка формирования властных органов, административно территориального устройства. Как правило, нормы… …   Энциклопедический словарь

  • Государственное устройство — конституционно правовой институт, система органов государственной власти, их компетенции, взаимоотношений, нормы порядка формирования властных органов, административно территориального устройства. Как правило, нормы государственного устройства… …   Политология. Словарь.

  • Государственное устройство — Форма государственного устройства  способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Она представляет собой внутреннее деление государства на составные части  административно территориальные единицы,… …   Википедия

  • ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО — внутренняя территориальная (или национально территориальная) организация государства, т. е. деление его на области, губернии, провинции и другие единицы. Г. у. в федеративном государстве его деление на субъекты федерации. В таких случаях понятие… …   Энциклопедический словарь конституционного права

  • Государственное устройство — 1) понятие, охватывающее в широком смысле вопросы, касающиеся государственного строя в целом, устройства всего государства: социально экономические и политические основы государства, основы взаимоотношений гражданина и государства,… …   Теория государства и права в схемах и определениях

  • государственное устройство — в ряде зарубежных государств и республик в составе РФ название комплексного конституционно правового института, объединяющего нормы, устанавливающие систему органов государственной власти, их компетенцию, взаимоотношения, порядок формирования… …   Большой юридический словарь

  • ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО — конституционно правовой институт, представляющий собой совокупность норм, устанавливающих систему органов государственный власти, их компетенцию, взаимоотношения, порядок формирования и т.д. В основе деления государства обычно лежат определенные… …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО — I)внутреннее строение государства, его деление на составные части административно территориальные единицы. автономные политические образования или суверенные государства субъекты федерации. Конкретный характер соотношения государства в целом и… …   Энциклопедия юриста

Государственно-территориальное устройство – внутренняя национально-территориальная организация гос. власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, характер взаимоотношений между государством в целом и его частями, между центральными и местными органами.

Форма гос.-терр. устройства отражает: составные части внутренней структуры государства; положение этих частей и взаимоотношения этих органов; каким образом строятся отношения между центральными и местными государственными органами; в какой гос. форме выражаются интересы каждой нации.

Формы гос.-территориального устройства:

1) Унитарное государство – единое, централизованное государственное образование, представляющее собой совокупность различных административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

Признаки: на его территории действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство, единая денежная система, кредитная и налоговая политика; единые для всего государства высшие исполнительные, представительные и судебные органы; не имеет в своем составе других государств или государственных образований; составные части гос. суверенитетом не обладают; состоит из различных адм.-терр. единиц (провинция, округ, область); каждая из частей государства обладает одинаковыми правами и представительством в органах государства.

2) сложные государства – представляют собой союз государств или состоят из обособленных государственных образований, которые имеют ту или иную степень самостоятельности: – империи – насильственно создаваемые сложные монархические государства, во главе которых стоит правитель.

– Федеративные государства – единые государства, состоящие из нескольких государственных образований, объединяющихся для решения общих задач центральной властью. Признаки: государственное образование, входящее в состав федеративного государства, является субъектом федерации и имеет собственное административно-территориальное деление; существуют две системы высших органов власти федеральных органов и органы власти членов федерации; как правило, субъекты имеют собственные конституции, уставы, определенный суверенитет и законодательную компетенцию; как правило, наличие общефедерального гражданства и гражданства субъектов федерации; федеральный парламент всегда двухпалатный, одна из палат которого представляет интерес субъекта федерации; компетенция федерального центра и субъекта федерации разделена: исключительное федеральное ведение, исключительное ведение субъекта федерации и совместное ведение.

Принципы образования федерации: национальный; территориальный; смешанный. – Конфедерация – гос.-правовое объединение, союз суверенных государств. Конфедерации создаются для достижения определенных ограниченных целей в пределах конкретного исторического периода.

Признаки: объединяются на основе договора; субъекты конфедерации имеют право свободного выхода из нее; не имеют общих законодательных, исполнительных и судебных органов; не имеют единой армии, единой системы налогов и сборов, единого государственного бюджета; предметом ведения конфедерации является небольшой, четко оговоренный договором круг вопросов; образуются те органы, которые необходимы для достижения поставленных для них целей; субъектам конфедерации принадлежит право нуллификации, то есть отказ применять акт союзной власти; внутри конфедерации устанавливаются границы, таможни между субъектами, нет союзного гражданства.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники:

Вам также может понравиться