Общественная мысль

Во второй половине столетия значительно возросла социально-политическая роль общественной мысли. Возникли новые взгляды и идеи, формировалось новое мировоззрение. Появилось отчетливое разделение идеологии на официальную и оппозиционную.

2.1. Идеи Просвещения в России. Екатерининская эпоха прошла под знаменем идей Просвещения, гуманизации общества. Но сторонники Просвещения в России по-разному восприняли идеи английских и французских философов и писателей. Обычно выделяют умеренное и радикальное направления российских последователей Вольтера и Дидро.

• Наиболее широко были распространены идеи умеренного Просвещения, сторонницей которых были сама Екатерина II, признававшая в личных записях благотворность возможного освобождения крестьян, переписывавшаяся с Вольтером и Дидро, издававшая журнал «Пчела», инициировавшая создание в 1765 г. Вольного экономического общества. Ярким представителем этого направления стали организатор реформирования системы учебно-воспитательных учреждений, основатель Смольного института благородных девиц И. И. Бецкой (Бецкий), а также А П. Сумароков и др.

Представители этого направления считали необходимым сначала достичь просвещенности дворянства и народа, и лишь затем приступать к введению свобод просвещенным монархом.

•  Лидером радикального направления был основоположник отечественной журналистики просветитель Я. И. Новиков. В издаваемых им сатирических журналах «Трутень» и «Живописец» Новиков высмеивал не абстрактные «пороки человека», а социальные порядки и конкретных лиц. Общее направление его сатиры отражает получивший широкую известность эпиграф «Трутня»: «Они работают, а вы их труд ядите». В 1792 г. Новиков за связь с прусскими масонами был заключен в Шлиссельбургскую крепость, откуда был освобожден лишь после смерти Екатерины II в 1796 г.

К этому направлению историки относят Я. П. Козельского, а также Г. Коробьина, А. Маслова, И. Жеребцова, И. Чупрова, А. Поленова, выступивших на заседаниях Уложенной комиссии с критикой крепостничества. Новиков и другие считали крепостное право главной бедой России, развращавшей и крестьян и помещиков, ратовали за скорейшее освобождение крестьян, без которого невозможно просвещение. Оставаясь сторонниками Просвещения, они считали главным двигателем преобразований просвещенного монарха, но не видели таковой Екатерину.

2.2. За рамки идей Просвещения вышел А. Н. Радищев, не веривший в то, что даже просвещенный монарх добровольно отдаст хотя бы часть своей власти. В его произведениях «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790), «Беседа о том, что есть сын Отечества», «Вольность» и др. впервые в истории русской общественной мысли наряду с критикой самодержавия и крепостничества прозвучал призыв к их насильственному ниспровержению. Радищев за свои идеи был арестован и приговорен к смертной казни, замененной 10-летней ссылкой в Сибирь. Позже, под воздействием известий о революционном терроре во Франции, он отказался от идеи насилия, а в 1802 г. покончил с собой.

2.3. С позиций консервативного дворянства критиковал Екатерину II М. М. Щербатов («Путешествие в землю Офирскую» и др.), считавший, что отмена крепостного права приведет к экономической разрухе и падению Российского государства. Щербатов видел идеал государственности в дворянской олигархической монархии. По его мнению, самовластная императрица ущемляет права дворянства, выдавая дворянские титулы представителям низших сословий.

2.4. На вторую половину XVIII в. приходится наибольшее развитие в России масонского движения, религиозно-просветительский характер которого постепенно сменяется религиозно-мистическим. Наиболее известными русскими масонами этого времени были И. В. Лопухин и Н. И. Новиков, связанные с розенкрейцерами. В 1822 г. масонство в России официально было запрещено, но продолжали существовать его тайные организации, получившие социально-политическую окраску.

Следующая глава.

Картинки по запросу БЕЛИНСКИЙ

Общественная мысль не только отражала глубинные процессы, происходившие в России, но и оказывала на них заметное влияние. 2. 1.

В центре внимания общественной мысли первой четверти XVIII в. находились основные экономические и политические проблемы страны, цели и результаты петровских реформ.

• Выдающиеся мыслители этого периода Ф. Прокопович, А. Кантемир, П. П. Шафиров с рационалистических позиций обосновывали необходимость преобразований для преодоления экономической и культурной отсталости России. Сочинения Прокоповича («Правда воли монаршей», «Слово о власти и чести царской») отстаивали право монарха на неограниченную власть, исходя из «особой природы» русского народа.

•  И. Т. Посошков («Книга о скудости и богатстве», переданная Петру I и опубликованная значительно позднее), в целом одобряя преобразования, пытался совместить элементы рационализма, идеи «государственной пользы» с развитием русских традиций, требовавших освящения любых перемен воздействием «Божьей благодати».

2.2. К середине столетия все большее распространение в общественной мысли России получали понятия «общего добра» и «общего блага», которые постепенно наполнялись новым содержанием. Под общим благом чаще понималось благо укреплявшегося российского государства.

2.3. В общественном сознании все более возрастал интерес к человеческой личности, но представления о несовместимости крепостничества с естественными правами человека еще не начали формироваться.

2.4. В 30-х гг. в России получили распространение идеи масонства – религиозно-этического движения, охватившего в XVIII в. практически всю Европу. Проблемы происхождения и развития масонства в России относятся к числу наиболее запутанных и сложных в истории русской культуры. Характер деятельности масонских лож претерпел существенные изменения на протяжении своей истории. Наиболее распространена точка зрения, что на первом этапе масонство в России было исключительно модным явлением, заимствованным с Запада; вступление в орден давало возможность приобщиться к знаменитой масонской «тайне» и войти в круг представителей «сильных мира сего». Один из первых русских масонов И. П. Елагин назвал масонство «игрушкой для праздных умов». К середине столетия отчетливо проявился филантропический, религиозно-просветительский характер деятельности масонов.

Следующая глава.

В XIX в. в России родилось необычайно богатое по содержанию и методам действия общественное движение. Русское общество сплотила отечественная война 1812 г.

> Общественная мысль и общественное движение в России во второй половине

, вызвала подъем национального самосознания, привела к развитию общественного движения и общественной мысли, в том числе оппозиционной. Декабристы называли себя «детьми 1812 года».

Широкие крестьянские массы надеялись на отмену крепостного права как вознаграждение за участие народа в войне. Да и многие надеялись на изменения, т. к.

увиденное за рубежом резко контрастировало с российской действительностью. Царский режим же после победы не пошел ни на какие реформы, вызвав тем самым разочарование в обществе. Скрытое брожение в среде прогрессивного офицерства вылилось в создание в 1816 г.

Картинки по запросу ГЕРЦЕН

первой тайной организации – Союза спасения, куда входили Муравьевы, Пестель, Трубецкой, Муравьев-Апостол и другие. Просуществовав до 1818 г, организация была самораспущена и организовано новое тайное общество – Союз благоденствия, более многочисленное. Обе группы имели целью ликвидацию крепостничества и самодержавия, однако члены Союза осознавали необходимость подготовки изменений и просвещения общества.

В 1820 г. организация распалась на Северное и Южное общество. В Южном программный документ – «Русская правда» (Пестель), имевшая радикальный характер (наделение крестьян землей, создание Народного Вече и Державной Думы); в Северном – «Конституция» (Муравьев), более умеренная (без наделения крестьян землей, сохранение исполнительной власти у монарха, федеративное устройство).

Воспользовавшись династическим кризисом после смерти Александра I 19 ноября 1925 г. , члены тайных обществ решились на выступление. 14 декабря они попытались совершить военный переворот.

Однако вследствие малочисленности и нерешительности восставшие были окружены царскими войсками, а к вечеру рассеяны артиллерийским огнем. Часть сослана на каторгу в Сибирь, часть – повешены (Пестель, Рылеев). Восстание декабристов было первым открыто революционным выступлением в истории России.

После его жестокого подавления наступает некоторый спад в сфере общественной мысли. На просвещенную часть общества расправа над лидерами восстания произвела неизгладимое впечатление. Тотальный контроль, регламентация, полицейский надзор сделали на некоторое время невозможным свободное развитие оппозиционных режиму общественных движений.

В это время правительство активно распространяет консервативную идеологию, основанную на триединой формуле: «самодержавие, православие, народность» (теория официальной народности Уварова). Самодержавие – важнейший устой русской жизни, православие – ее духовная основа, народность – всеобщее единство народа, его единение с царем. Эта теория стала основой русской консервативной идеологии середины-второй половины XIX века.

Огромное впечатление на общество произвело знаменитое «Философское письмо» Чаадаева. Россия рисовалась в мрачных, трагических тонах, ее будущее – застоем, а виновниками всего этого он считал самодержавие и православие. Автор письма был объявлен сумасшедшим, а журнал «Телескоп», напечатавший его, был закрыт.

В 30-40-е гг. острые споры о своеобразии исторического пути России надолго захватили круги общественности. Сформировалось два направления – западничества и славянофильства.

Западниками были Кавелин, Грановский, Боткин. Они считали, что цивилизации развиваются одинаково и что России стоит принять уже готовый опыт Западной Европы. Это подразумевало ликвидацию крепостничества, отмену сословий, свобода предпринимательства, демократизация судебной системы и развитие местного самоуправления.

Славянофилы возражали западникам. Теоретиками славянофильства были Хомяков, братья Аксаковы и др. Они считали, что Россия не отсталая, а своеобразная, непохожая на Запад. Подчеркивали дух общинности народа. Осуждали петровские реформы, ибо те нанесли удар русской самобытности. Выступали так же за отмену крепостного права, но уже за монархию. Безусловно, и западники, и славянофилы были разными ипостасями российского либерализма.Правда, славянофильский либерализм был в форме каких-то патриархально-консервативных утопий.

К середине XIX в. проявляется тяга молодежи к радикально-демократическим, а также социалистическим идеям. Важная роль в этом процессе принадлежит Герцену, блестяще образованному публицисту и философу.

Разочаровавшись Европой, он увидел предрасположенность российского быта к социализму, наверное, в общине увидел. Россия зачитывалась его печатными изданиями. Это были альманах «Полярная звезда» и журнал «Колокол».

Явлением в общественной жизни 40-х стала деятельность кружков студенческой и офицерской молодежи во главе с Буташевич-Петрашевским. Они организовывали выпуск энциклопедического словаря социально-демократического содержания. В 1849 г. кружок раскрыли, деятелей отправили на каторгу.

Оппонентами режиму активно выступали и литераторы с журналистами. Это и всеизвестный критик Белинский, ратовавший за гуманизм и справедливость. Это и «Современник» Некрасова, Чернышевского, убеждавший молодежь в необходимости перехода к социализму.

В 60-х вновь оформился либерализм. За «спокойные» реформы сетовали юристы Чичерин и Кавелин. Базой либерализма становятся земские органы, все новые газеты, журналы. Но либерализм был слаб, т.к. всё же неразвита была социальная структура страны, зато деятели российского революционного лагеряожидали в 1861-1863 гг. крестьянского восстания, которое могло бы перерасти в революцию. Но прозорливые из радикалов (Герцен, Чернышевский) потом перестали говорить о близкой революции и начали писать прокламации с целью поиска союзников. Создано было общество «Земля и воля». Экстремистами и догматиками, клявшимися взглядами Герцена и Чернышевского, но общего имели с ними очень мало, распространялась прокламация «Молодая Россия», содержащая кровавые пророчества в адрес правительства и дворянства. Из-за этого Чернышевского потом арестовали.

Революционное движение далее набирает силу крайнего направления с целью тотального разрушения государства. Ярчайшим представителем его стал Нечаев и его общество «Народная расправа». Революционеры, он считал, должны использовать подлоги, шантаж, беспринципность.

За подобную аморальность большинство радикалов сочли это общество случайным «эпизодом» в истории. Зато судебный процесс над нечаевцами послужил сюжетом «Бесов» Достоевского.

В 1874 г. началось массовое хождение в народ. Молодежь толком не знала, зачем она идет к крестьянам – то ли пропаганду вести, но ли восстание поднимать, то ли просто познакомиться. Но народничество существовало долго. После раскола во главе стал Плеханов. Вновь боролись за революцию, за просвещение. Кстати, именно благодаря террору народников 1 марта 1881 г. очередная попытка убить Александра II увенчалась успехом.

В 1870-80-х набирает силу российское рабочее движение. Возникают организации пролетариата, причем в 80-х уже довольно многочисленные, являющиеся важным политическим фактором в стране. Известная Морозовская стачка 1885 г. подтверждает это положение. А далее развивается марксистское учение во главе с Плехановым и книгами Маркса и Энгельса со всеизвестной ролью пролетариата. На волне нового учения выделялся новый пропагандист – В.И. Ульянов (Ленин).

Начало XX в. знаменуется нестабильностью в стране. Общественное движение как никогда усиливалось.

Появились либералы-реформаторы в лице молодого духовенства. Появились различные партии: и социалисты (эсеры, РСДРП), и демократы (кадеты), и монархисты, и анархисты, и либералы («Союз освобождения»). В стране был революционный подъем.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Социально-исторические условия. Общая характеристика.

Тема 28 . Русская культура 60-90-х гᴦ. ХVIII века.

ЛИТЕРАТУРАВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ1. Каковы основные направления и задачи внешней политики России во 2-ой пол. ХУ111 в?

  1. Покажите влияние важнейших факторов социально-экономического и внутриполитического развития России на ее внешнюю политику.
  2. Какое место занимала Россия в системе международных отношений 2-ой пол. ХУ111 в? Как влияли на ее внешнюю политику война за независимость в Северной Америке, Французская революция?
  3. Что такое восточный вопрос? Какое место занимал он во внешней политике России?
  4. Проанализируйте содержание мирных договоров России с Турцией. Как они влияли на внутреннее развитие России и ее международное положение? Каково содержание греческого проекта Екатерины 11?
  5. Чем вызывались и к чему привели разделы Польши?
  6. Что такое империя? Каковы особенности российской империи?
  7. Расскажите об базовых направлениях, результатах и особенностях внешней политики Павла 1.

Буганов В. И. Полководцы ХУ111 в.

М. , 1991. ХУ111 век: славянские и балканские народы и Россия.

М. 1998.

Восточный вопрос во внешней политике России: кон. XVIII – нач. XX вв.

/ Под ред. Н. С.

Киняпиной. М. , 1977.

Восточный вопрос // Отечественная история: Энциклопедия. Т. 1.

М. , 1994.

Джеджула К. Е. Россия и Великая французская буржуазная революция.

Киев, 1972. Заичкин И. А.

, Почкаев И. Н. Русская история: От Екатерины Великой до Александра II.

М. , 1994.

История России с древнейших времен до 1861 ᴦ. (под ред. Н.

И. Павленко) М. , 1996.

Окунь С. Б. История СССР: Лекции.

Ч. 1. Л.

Платонов С. Ф. Лекции по русской истории.

М. , 1993. Похлебкин В.

В. Внешняя политика Руси, России, СССР за 1000 лет в именах, фактах, датах: Справочник. М.

Пушкарев С. Г. Обзор русской истории.

М. , 1991. Российская дипломатия в портретах / Под ред.

А. В. Игнатьева.

М. , 1992.

Черкасов П. П. Двуглавый орел и королевские лилии.

Становление русско-французских отношений в ХУ111 в. 1700-1775. М.

Развитиекультуры Екатерининской эпохи проходило под влиянием идей Просвещения (подробнее см. тему 23 Внутренняя политика 60-90-х гᴦ. Просвещенный абсолютизм.). В общественном сознании всœе более возрастал интерес к человеческой личности, к проблемам предназначения человека, его естественных прав и его внесословной ценности. Это способствовало бурному развитию общественно-политической мысли и росту ее влияния на всœе социокультурные процессы.

1.1.2. Рост международного авторитета России, активная внешняя политика способствовали укреплению культурных связей России с Западной Европой.

Во второй половинœе столетия значительно возросла социально-политическая роль общественной мысли. Возникли новые взгляды и идеи, формировалось новое мировоззрение. Появилось отчетливое разделœение идеологии на официальную и оппозиционную.

2.1 Идеи Просвещения в России.Екатерининская эпоха прошла под знаменем идей Просвещения, гуманизации общества. Но сторонники Просвещения в России по разному восприняли идеи английских и французских философов и писателœей. Обычно выделяют умеренное и радикальное направления российских последователœей Вольтера и Дидро.

Наиболее широко было распространеныидеиумеренного Просвещения,сторонницей которых были сама Екатерина II, признававшая в личных записях благотворность возможного освобождения крестьян, переписывавшаяся с Вольтером и Дидро, издававшая журнал Пчела, инициировавшая создание в 1766 ᴦ. Вольного экономического общества.

Ярким представителœем этого направления стали организатор реформирования системы учебно-воспитательных учреждений, основатель Смольного института благородных девиц И.И. Бецкой (Бецкий), а также А.П. Сумароков и др.

Представители этого направления ставили на первое место просвещение дворянства и народа, как крайне важно е условия подготовки введения просвещенным монархом свобод.

Лидером радикального направления был основоположник отечественной журналистики просветитель Н.И. Новиков. В издаваемых им сатирических журналах Трутень и Живописец Новиков высмеивал не абстрактные пороки человека, а социальные порядки и конкретных лиц. Общее направление его сатиры отражает получивший широкую известность эпиграф Трутня: Οʜᴎ работают, а вы их труд ядите. В 1792 ᴦ. Новиков за связи с прусским масонами был заключен в Шлиссельбургскую крепость, откуда был освобожден лишь после смерти Екатерины II в 1796 ᴦ.

К этому направлению историки относят Я.П. Козельского, а также Г.Коробьина, А.Маслова, И.Жеребцова, И.Чупрова, А.Поленова, выступивших на заседаниях Уложенной комиссии с критикой крепостничества. Новиков и другие считали крепостное право главной бедой России, развращавшей и крестьян и помещиков, ратовали за скорейшее освобождение крестьян, без которого невозможно просвещение. Оставаясь сторонниками Просвещения, они считали главным двигателœем преобразований просвещенного монарха, но не видели таковым Екатерину.

За рамки идей Просвещения вышел А.Н. Радищев,не веривший в то, что даже просвещенный монарх добровольно отдаст хотя бы часть своей власти В его произведениях Путешествие из Петербурга в Москву (1790), Беседа о том, что есть сын Отечества, Вольность и др. Размещено на реф.рфвпервые в истории русской общественной мысли наряду с критикой самодержавия и крепостничества прозвучал призыв к их насильственному ниспровержению. Радищев за свои идеи был арестован и приговорен к смертной казни, замененной 10-летней ссылкой в Сибирь. Позже, под воздействием известий о революционном терроре во Франции он отказавшись от идеи насилия, а в 1802 ᴦ. покончил с собой.

С позиций консервативного дворянства критиковал Екатерину IIМ.М. Щербатов(Путешествие в землю Офирскую и др.),считавший, что отмена крепостного праваприведет к экономической разрухе и падению российского государства. Щербатов видел идеал государственности в дворянской олигархической монархии. По его мнению , самовластная императрица ущемляет права дворянства, выдавая дворянские титулы представителям низших сословий.

На вторую половину XVIII в. приходится наибольшее развитие в России масонского движения,религиозно-просветительский характер которого постепенно сменяется религиозно-мистическим. Наиболее известными русскими масонами этого времени были И.В. Лопухин и Н.И. Новиков, связанные с розенкрейцерами. В 1822 ᴦ. масонство в России официально было запрещено, но продолжали существовать его тайные организации, получившие социально-политическую окраску.

ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ – понятие и виды. Классификация и особенности категории “ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ” 2017, 2018.

  • – Общественная мысль второй четверти XIX века.

    Реформы Николая I. Россия во второй четверти XIX века. Николай I. В 1826 году создается императорская канцелярия, которая включала в себя шесть отделений: I отделение (1826) осуществляло конт­роль за деятельностью министерств и ведомств, занималось… [читать подробнее].

  • – Общественная мысль второй четверти XIX века.

    Реформы Николая I. Россия во второй четверти XIX века. Николай I. В 1826 году создается императорская канцелярия, которая включала в себя шесть отделений: I отделение (1826) осуществляло конт­роль за деятельностью министерств и ведомств, занималось… [читать подробнее].

  • – Официальная идеология и общественная мысль в России в первой половине XIX в. о путях развития страны.

    Проекты правительства и общественных сил России по модернизации страны в первой четверти XIX в. Мировая история формирование индустриальной цивилизации. Вслед за французской буржуазной революцией до конца 70-х гг. XIX века в странах Европы и Северной Америки… [читать подробнее].

  • – Общественная мысль и особенности общественного движения России 19 века. Консервативное, либерально и радикальное направление общественной мысли.

    В пореформенный период процесс капитализации российской экономики принял бурный характер. Страна из аграрной превращалась в промышленную, формировалась индустриальная цивилизация. К концу XIX века Россия занимала 5-е место в мире по объему промышленной продукции, 4-е – по… [читать подробнее].

  • – Общественная мысль и особенности общественного движения в России во второй половине 19 века. Консерваторы, либералы, радикалы.

    Распространение марксизма в России. Организационное оформление российской социал-демократии. Реформы и контрреформы в истории России. Политика правительства Александра 3. Царствование Ал-ра III явл. составной частью модернизации второй пол. 19в. слава этого… [читать подробнее].

  • – Общественная мысль и культура Китая конца второй половины XVII — первой трети XIX вв.

    В общественной мысли Китая после завоевания страны маньчжурами по прежнему преобладал традиционализм, чему в немалой степени способствовала проводимая ими внутренняя и внешняя политика. Можно выделить две основных тенденции в общественной ‘мысли этого времени. Одни… [читать подробнее].

  • – Общественная мысль и культура Китая во второй половине XIX в.

    После поражения Китая в первой и второй «опиумных» войнах в обществе возникло несколько точек зрения по поводу будущего развития страны. Главной дилеммой для многих мыслителей стал вопрос: что для Китая предпочтительнее — потерпев военное поражение, превратиться в… [читать подробнее].

  • – Общественная мысль и культура Китая конца второй половины XVII — первой трети XIX вв.

    В общественной мысли Китая после завоевания страны маньчжурами по прежнему преобладал традиционализм, чему в немалой степени способствовала проводимая ими внутренняя и внешняя политика. Можно выделить две основных тенденции в общественной ‘мысли этого времени. Одни… [читать подробнее].

  • – Общественная мысль и культура Китая в XVI — середине XVII вв.

    В Китае в период правления монгольской династии Юань (XIII в.) сложилась синкретическая религия,впитавшая в себя различные философско-этические и религиозные учения, прежде всего буддизм, конфуцианство и даосизм. Особое место продолжало занимать конфуцианство, которое и… [читать подробнее].

  • – Общественная мысль и культура Китая во второй половине XIX в.

    После поражения Китая в первой и второй «опиумных» войнах в обществе возникло несколько точек зрения по поводу будущего развития страны. Главной дилеммой для многих мыслителей стал вопрос: что для Китая предпочтительнее — потерпев военное поражение, превратиться в… [читать подробнее].

  • Источники:

    Вам также может понравиться