Рим в конце царского периода и в раннереспубликанскую эпоху был еще очень небольшой общиной. Хозяйственная жизнь ее была еще очень примитивной. Основным занятием населения было скотоводство и земледелие.
Хозяйство носило натуральный, замкнутый характер. Римляне разводили крупный и мелкий рогатый скот, а также свиней.
Они возделывали зерновые культуры, занимались огородничеством и виноградарством, была известна культура оливок. Плуг изготовлялся из целого куска дерева. Применялись в сельском хозяйстве мотыга, борона, коса, грабли, лопата и другие орудия.
Об относительно широком применении железа для изготовления сельскохозяйственных орудий в конце царского периода свидетельствует то, что по договору римляне обязывались ввозить железо только для нужд с/х. Известно было удобрение навозом, довольно широко применялось дренажирование полей.
По-видимому еще в царский период началось отделение ремесла от сельского хозяйства. Это было связано с ростом обмена. В так называемый республиканский период своей истории Рим вступает как типичный город-государство, политическая власть в котором принадлежит общине рабовладельцев и землевладельцев.
Характерным явлением в рамках гражданской общины является римская семья. Экономика С середины V в. Римляне начинают возделывать новые культуры: пшеницу и полбу.
К этому времени они уже имели составной плуг. Скотоводство было развито незначительно; крупный скот в основном использовался в качестве тягловой силы. Поля крупных землевладельцев обрабатывались с применением труда клиентов и рабов, хотя число последних в отдельных хозяйствах было еще очень невелико.
Не подлежит также сомнению дальнейший рост ремесла. Восстановление Рима после галльского нашествия уже само по себе предполагало развитие строительной деятельности. Город постепенно утрачивает свой деревенский вид: в нем начинают мостить улицы, центральные площади украшаются статуями, территория рынка обносится каменными галереями.
С конца IV в. Идет интенсивное строительство общественных зданий, главным образом храмов. Римская архитектура доводит до полного размаха арочную систему перекрытий, заимствованную римлянами у этрусков.
В постройках IV в. Мы уже встречаемся с каменным сводом.
О росте торговли и товарно-денежных отношений у римлян свидетельствует чеканка монеты. В начале римская монета была медной, а с конца III в. Начинается чеканка серебреной и золотой монет.
Проникновение римлян в Южную Италию привело к росту обмена и укреплению торговых связей с богатыми греческими городами. С III в. В Риме начинает складываться торговый и ростовщический капитал.
Однако основой римского хозяйства продолжало оставаться земледелие. Подчинение Римом Южной Италии привело к распространению римских аграрных отношений на большую часть полуострова. Этому содействовало интенсивная колонизационная политика Рима, путем которой он стремился, с одной стороны, решить аграрную проблему, т.
Е. удовлетворить нужду крестьян в земле, с другой стороны, укрепить свое господство в наиболее отдаленных районах страны. Поэтому некоторые колонии носили преимущественно военный характер и выводились приморские или пограничные районы, причем колонисты, как правило получали здесь относительно небольшие земельные наделы.
Колонии несколько иного типа выводились главным образом во внутренние области полуострова. Они были значительно гуще населены и носили более ярко выраженный земледельческий характер. Колонисты получали здесь относительно большие участки земли.
В сфере римской экономики, и прежде всего земельных отношений, развиваются новые процессы. Смысл их заключается в том, что частная собственность на землю все более и более вытесняется собственность общинную (государственную). Захват государственного поля имел место и в более ранние времена, но тогда он еще сохранял в какой-то мере характер аренды этих земель у государства.
В IV, а в особенности в III до н. э. за давностью времени большинство этих некогда арендованных у государства земель превратилось в неотъемлемую собственность их владельцев, причем наследственными владельцами этих земель теперь становились в равной степени как представители патрицианских, так и знатных плебейских родов.
Рим в конце царского периода и в раннереспубликанскую эпоху был ещё очень небольшой общиной. Хозяйственная жизнь её была довольно примитивной. Основным занятием населения было скотоводство и земледелие.
Хозяйство носило натуральный, замкнутый характер. Римляне разводили крупный и мелкий рогатый скот, а также свиней. Они возделывали зерновые культуры, занимались огородничеством и виноградарством, была известна культура оливок.
Плуг изготовлялся из целого куска дерева. Применялись в сельском хозяйстве мотыга, борона, коса, грабли, лопата и другие орудия.
Об относительно широком применении железа для изготовления сельскохозяйственных орудий в конце царского периода свидетельствуют сообщаемые римским учёным и писателем Плинием Старшим сведения о том, что по договору с царём этрусского города Клузия Порсеной римляне обязывались ввозить железо только для нужд сельского хозяйства. Известно было удобрение навозом, довольно широко применялось дренажирование полей.
Певидимому, ещё в царский период началось отделение ремесла от сельского хозяйства. Так, например, Плутарх приписывал царю Нуме Помпилию учреждение ремесленных союзов (плотников, горшечников, кожевников, медников, золотых дел мастеров и т. п.
). О развитии ремесла и наличии ремеслинеков-профессионалов свидетельствуют и археологические находки, относимые к тому времени: остатки римских крепостных стен, городской канализации, развалины древнейших храмов (например, храма Юпитера Капитолийского). Возможно, что эти сооружения были возведены южноиталийскими греками или этрусками, но всё же они доказывают развитие ремесла в Риме.
Отделение ремесла от сельского хозяйства было связано с ростом обмена. В древнейшее время еженедельные базары происходили на римской городской площади — Форуме. Весьма древнего происхождения и ежегодные ярмарки, которые приурочивались к большим религиозным празднествам и происходили обычно при известных святилищах (например, при храме Дианы на Авентине).
В так называемый республиканский период своей истории Рим вступает как типичный город-государство, политическая власть в котором принадлежит общине рабовладельцев и землевладельцев. Характерным явлением в рамках гражданской общины была римская семья — familia (фамилия). Она представляла собой, по воззрениям самих древних римлян, государство в миниатюре. Власть отца семьи над её членами была безгранична. Кроме того, эта власть была самостоятельной и независимой по отношению к общегосударственным властям, которые, таким образом, не могли вмешиваться в распоряжения отца в пределах семьи. Глава семьи — верховный хозяин семейной собственности, верховный жрец семейного культа и судья, имеющий право на жизнь и смерть членов семьи. Власть отца, главы семьи, распространялась не только на членов семьи в узком смысле слова, но и .на рабов, которые в Риме включались в состав фамилии.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Страница 39 из 43Раннереспубликанский период в РимеВ 509 г. до н. э. изгнали последнего царя Тарквиния (534/533-510/509 гг. до н. э.) за то, что он не советовался с сенатом, несправедливо приговаривал граждан к смертной казни с конфискацией имущества. Народ клятвенно обязался никогда не допускать восстановления царской власти. Образовалась Республика, просуществовавшая пять столетий. Власть в Республике вручалась сроком на один год двум консулам, один из которых должен был быть плебеем. Каждый из них обладал всей полнотой власти, но обязательными были только те распоряжения, которые исходили от обоих консулов. Защиту прав плебеев осуществляли народные трибуны.
С 509 по 265 г. до н. э. все события римской истории укладываются в два процесса: борьба плебеев с патрициями за гражданские права и борьба римлян за подчинение всей Италии. 20 лет спустя после изгнания царей в Риме вспыхнуло восстание плебеев против патрициев, следствием которого явилась реформа государственного управления: кроме двух патрицианских консулов было решено ежегодно выбирать двух плебейских трибунов, обладавших правом вето на распоряжение консулов и сената, касающееся плебеев. В результате борьбы патрициев и плебеев в 471 г. до н. э. появились публиевские законы,по которым плебеи отныне получили право занимать консульские и другие должности и получать землю на общинном поле. Было запрещено обращать римских граждан в рабство за долги.
Основой экономической жизни по-прежнему оставалось земледелие. Наряду с мелкой собственностью появились крупные хозяйства с применением рабского труда. Главной сельскохозяйственной культурой вместо полбы становится пшеница.
Появляется сначала медная, а затем и полноценная серебряная монета. Развитие ремесел в Риме происходило медленно, так как мелкими ремёслами в каждом доме занимались рабы, кроме того, государство, ориентировавшееся на земельных собственников, не: способствовало их развитию.
К IV-III вв. до н. э. относятся многочисленные мероприятия по поддержанию чистоты в городе, безопасности, распоряжения о постройках, банях, трактирах. При Аппии Клавдии, занимавшем должности цензора, консула и ставшем в 292 г. до н. э. диктатором, сенат отступил от прежней системы крайней бережливости в расходах: были созданы дорогие, но полезные сооружения, отличные дороги в разные концы Италии, в том числе знаменитая Аппиева дорога; превосходный водопровод в Риме; осушены обширные участки, создавшие новые места для заселений, и т. д. Аппия считают основателем юриспруденции.
В этот период на Апеннинском полуострове проживало не менее 12 народностей, враждовавших между собой. Более 200 лет Рим вёл с ними войны и постепенно в течение
V-III столетий до н. э. установил господство над большей частью Италии. Вместе с распространением на весь полуостров власти римлян распространялись и их нравы, язык, и все италийские племена постепенно романизировались.
Хронологические рамки – 509 г до н.э. – середина III в. До н.э. Причины борьбы патрициев и плебеев.Плебеи(простой народ, обладавший, как и патриции, гражданскими правами, но незнатный) стремились добиться увеличения своих прав. Они требовали допуска к общественной земле. Как и в Греции, понятие римского гражданства было связано с землей, поэтому допуск к ней являлся ступенькой к гражданскому полноправию, и автоматически – к политическому равенству с патрициями. Последнего особенно добивались обеспеченные плебеи. Наиболее бедная часть плебса выступала за отмену долговой кабалы и уменьшение ссудных процентов. Названные проблемы вызвали ожесточенную борьбу между патрициями и плебеями, благодаря которой в VI–III вв. до Р. Х. формировалась республиканская государственность.
Решающую роль в борьбе сыграла военная сила плебеев. Патрициев было немного, и они гибли в результате многочисленных войн, поэтому, согласно реформе Сервия Туллия, все плебеи включались в военное ополчение наряду с патрициями, пополнявшими за их счет свое войско.
Законы 12 таблиц.Наиболее ранней формой борьбы стал уход плебеев из Рима, так называемые сецессии. Плебеи покидали Рим и обосновывались на Священной горе близ города. Первая сецессия произошла в г. до Р. Х., после чего патриции согласились на создание новой государственной должности плебейских трибунов.
Следующий этап связан с письменных оформлением римского права, существовавшего лишь в устной форме. Оно передавалось по традиции, но письменно не фиксировалось, благодаря чему многие законы, появившиеся в царскую эпоху, можно было свободно переиначивать и использовать в тех или иных целях, выгодных знати. Для письменно оформления законодательства была создана специальная комиссия из десяти мужей, децемвиров (), выбранных из патрициев. Вскоре работа децемвиров завершилась и на свет появился наиболее ранний юридический памятник Рима – выбитые на двенадцати медных досках Законы 12 таблиц Как и законы Солона, они отражали факт становления частной собственности, когда за малейшие преступления против нее: кражу урожая, вырубку чужого леса и т. д. применялись жестокие наказания. В законах формировалось представление о собственности как неотъемлемой части государства, что характеризовало многие ранние законодательства. Патриции пошли на уступки и в отношении плебеев. Ограничивался жестко фиксировавшийся долговой процент (около 8 % в год). Согласно законам 12 таблиц, плебеи не могли вступать в браки с представителями патрицианских родов.
В данном сборнике не содержалось четких правовых понятий: он представлял собой собрание афоризмов, поговорок и пословиц. Законы о правах плебеев. В том же, 449 г., был издан закон Валерия и Горация, согласно которому решения плебейских собраний приобретали силу закона и для патрициев – первый шаг к равноправию патрициев и плебеев.
Первая половина IV в. в течение десяти лет была ознаменована ожесточенными столкновениями обоих слоев общества по поводу отмены долгового рабства. И в г. появился важный закон Лициния и Секстия В него включались три важных решения. Согласно первому, плебеи допускались к должности одного из двух консулов. Затем они наряду с патрициями получали право пользоваться общественными землями и в этом смысле уравнивались с аристократией. Наконец решался самый больной вопрос о долгах: выплаченные проценты вычитались из общей суммы долга, а ссудный процент был еще раз снижен.
В г. плебейский трибун Петелий добился отмены долговой кабалы по отношению к гражданам. Человек не отвечал своей личностью за одолженную сумму и мог отдавать ее деньгами и имуществом, но не ценой собственной свободы. Таким образом, за плебеями признавалось право гражданской личности.
В г. был принят закон братьев Огульниев. Плебеи могли избираться на занимаемые патрициями жреческие должности, хотя полного уравнения патрициев и плебеев в области выполнения сакральных функций так и не произошло.
Борьба плебса и патрициата в основном завершилась к г. в связи с законом диктатора Гортензия, появившегося после очередного ухода плебеев на Священную гору. Он повторял закон Валерия и Горация 449 г. о том, что решения плебейских сходок (плебисцитов) имеют статус общегосударственного собрания, то есть становятся обязательными и для патрициев. Поскольку закон Валерия и Горация не исполнялся в полной мере, требовалось дополнительное подтверждение его юридического статуса. С римских времен понятие плебисцит перекочевало и в европейское законодательство.
Государственное устройство. Народные собрания. Сенат.Высшим органом в республиканском Риме оставалось народное собрание С конца царского периода существовало два типа собраний. Куриатные комиции,аристократический орган, в республиканском Риме уже не играли существенной роли, и в них, как и в афинский ареопаг, были перенесены разбирательства, связанные с религиозными обрядами.
Центуриатные комиции собирались по центуриям, введенным при Сервии Туллии и основанным на имущественном разделении граждан, – в них участвовали и патриции, и плебеи. Центурий было 193, и каждая обладала одним голосом. К первым 98 центуриям, подававшим свои голоса раньше других, принадлежали обеспеченные граждане из выделенных тем же Сервием Туллием шести разрядов, поэтому решение выносилось в угоду первым центуриям. Многие плебеи, пролетарии в том числе, не успевали даже проголосовать, когда закон уже был утвержден обеспеченными гражданами, входившими в первые 98 центурий.
Такое неравноправие было ликвидировано в республиканскую эпоху. Во второй половине III в. была проведена реформа центуриатных комиций: каждый из пяти разрядов граждан выставлял равное количество центурий (70). Из пяти разрядов набиралось 350 центурий. Каждый имущественный разряд теперь получал равное представительство в народном собрании, и важные решения выносились уже всеми гражданами.
После первой сецессии 495 года в противовес аристократическим куриатным комициям собрания граждан созывались по трибам. По трибам проходили как общие собрания и плебеев и патрициев, так и чисто плебейские сходки, плебисциты.Этот третий вид сходок, трибутные комиции,в республиканскую эпоху играл важную роль. Сервий Туллий ввел 21 трибу. В последующую эпоху по мере расширения Рима количество триб было увеличено до 35. Усиление плебеев неизбежно вело к установлению юридического статуса плебейских трибутных собраний в общегосударственных масштабах. В 449 г., согласно закону Валерия и Горация, подтвержденному в 287 г. диктатором Гортензием, именно плебейские собрания по трибам были признаны обязательными и для патрициев.
На народных собраниях избирались магистраты, но в центуриатных– высшие, а в трибутных– более низкого ранга. Вторая важная функция собраний – судебная. На центуриатных сходках разбирались неординарные случаи, например уголовного характера, а на трибутных – дела, в худшем случае каравшиеся штрафом. В третью функцию собраний входило утверждение проектов законов. В этом плане трибутные комиции являлись основным органом, рассматривавшим предложения, выдвинутые магистратами,обладавшими законодательной инициативой. Законопроект либо отвергался, либо утверждался трибутными комициями.В реальности перечисленные функции четко не были разделены между двумя собраниями, в силу чего высшие магистраты могли умело лавировать при утверждении выгодных для них проектов.
Следующий по важности государственный орган – сенат, изначально собрание патрициев. В эпоху республики в него входили должностные лица, отслужившие свой срок, как патриции, так и плебеи. Сенат являлся совещательным органом, с которым консультировались высшие магистраты – они практически никогда не пренебрегали его рекомендациями, негласно носившими характер приказов. Сенатвводил или запрещал культы богов, отвечал за набор войска, его численность и финансирование в период войны, принимал иностранных послов. Он рассматривал законопроекты до обсуждения их на народном собрании, после чего окончательно их принимал или отвергал. То есть сенатявлялся начальной и конечной инстанцией в утверждении законопроектов, а также верховным органом, перед которым отчитывались должностные лица, отслужившие положенный срок и включавшиеся в его состав. Сенат был наиболее влиятельным учреждением римского государства, реально определявшим его политику в период республики.
Магистратуры. Принципиальное отличие республиканской системы от царской состояло в наличии государственных должностей – магистратур. В Риме, как и в Греции, не было ни одной должности, занимаемой одним человеком, то есть наличествовала коллегиальность. Все магистратуры отличала краткосрочность: никто не задерживался у власти более чем на один год. По истечении срока магистраты заново избирались. Все должности, вплоть до жреческих, были выборными. Перечисленные меры были направлены на то, чтобы избежать восстановления царской власти.
Магистрат – человек, в руках которого сосредоточивались исполнительные функции. В Риме не было раздутого бюрократического аппарата и вообще понятия чиновник в собственном смысле слова. По мнению римлян, человек, способный управлять, умел все. Такой подход к управленцам был утрачен в европейской традиции. Римляне считали, что человек, последовательно прошедший иерархию должностей, может занимать любой пост, поэтому универсальный римский администратор не нуждался в узкой специализации и особых знаниях для отправления суда, управления провинцией или командования войском.
Гражданские магистратуры. Царская власть, упраздненная в 509 г., дробилась между двумя консулами (вероятно от выражения: «заседающие вместе») – высшими должностными лицами римской республики, обладавшими военной и гражданской властью. Консулы созывали сенат и народное собрание под собственным председательством, вносили законопроекты. В области внутреннего управления они контролировали деятельность других магистратов и следили за внутренней безопасностью города. В мирное время консулы чередовались, то есть месяц управлял один, а второй месяц – другой.
Претор («идущий впереди») – высший руководитель римского судопроизводства. Учреждение этой должности в г. означало исключение судебных функций из ведения консулов, отныне не занимавшихся судом. Сначала преторами становились только патриции, однако вскоре к этой должности были допущены и плебеи. Позднее, после расширения римского государства, число преторов увеличилось до шести.
Цензор («человек, который оценивает») руководил переписью населения, вел списки сенаторов и всадников, осуществляя общий надзор за нравственностью граждан.
Плебейские трибуны выражали интересы только плебеев, а не народа в целом, поэтому формулировка народные трибуны не вполне корректна. Основным полномочием трибуна было право запрета, вето («я запрещаю») законопроектов, ущемлявших, по его мнению, права плебеев. Трибун подвергал аресту или денежному штрафу лицо, противодействовавшее интересам плебеев, однако не обжаловал окончательное решение народного собрания и сената. Трибун мог созывать плебейское собрание и вносить в него предложения.
Кроме рядовых, имелись еще экстраординарные, чрезвычайные магистратуры. Например, в лице диктатора на шесть месяцев возрождалась царская власть, когда при исключительных, крайних обстоятельствах (война или внутренние волнения) на краткий срок устанавливалась единоличная власть. Последний диктатор был назначен в конце второй пунической войны, в г. до Р. Х.
Жреческие магистратуры. В древнейшие времена жрецы назначались царем, а в республиканский период – верховным жрецом, понтификом. Римское жречество не составляло особенную касту. Жрецы избирались из граждан, чаще всего патрициев, но их должности, как правило, не были пожизненными, каким являлся только сан великого понтифика и нескольких особо выдающихся жрецов. Со II в. до Р. Х. возникла идея выборности жрецов на народных собраниях. Соответствующий закон был проведен в г. до Р. Х. (закон Домиция). Отныне жрецы избирались уже на трибутных собраниях, но не всеми трибами, а только самыми древними.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Источники: