Северное Причерноморье в I — II вв. н.э

Со второй половины IV в. до н.э. происходит расцвет греческих городов-колоний в Северном Причерноморье и расположенного на Керченском полуострове в Крыму Боспорского царства. В этом сказалась неравномерность развития отдельных областей древнего мира; упадок центров Балканской Греции привел к тому, что внешняя торговля северочерноморских городов сосредоточивается в руках местных купцов; общее расширение рынка в Восточном Средиземноморье в период эллинизма повлияло и на экономику Северного Причерноморья. Происходило увеличениесельскохозяйственного производства, появлялись новые поселения. Укрепилось и политическое положение государств Северного Причерноморья. Эти процессы можно проследить на примере Боспорского царства и двух наиболее хорошо изученных городов-государств — Херсонеса (юго-запад Крыма, в районе Севастополя) и Ольвии (правый берег Бугского лимана).

Во второй половине IV в. до н. э.

в Боспорское царство входил весь Керченский полуостров, включая Феодосию. Центром царства был город Пантикапей, резиденция боспорских царей и важнейший торговый центр царства. Кроме Пантикапея в Боспоре существовало значительное число городов, больших и малых, которые были центрами ремесленного производства, и городов-крепостей, имевших прежде всего военное значение.

В боспорских городах перерабатывали продукты сельского хозяйства и разных промыслов (виноделие, засолка рыбы). Развивалось также ювелирное, гончарное ремесло.

Голова Деметры. Центральный медальон росписи плафона склепа Деметры в Керчи. Первая половина I в. н. э. Современное состояние

В Пантикапее работали судостроительные верфи.

Разнообразны были сельские поселения Боспора, большинство которых относится к IV—III вв. до н. э.

Около городов существовали изолированные усадьбы, вдали от городов — деревни, как местных племен (скифов и тавров), так и земледельцев греческого происхождения. В течение III в. до н.

э. увеличивается число крупных изолированных усадеб; есть случаи, когда усадьба возникает на месте сельского поселения: происходит концентрация земли.

Боспорские цари владели большим количеством земель, которые обрабатывало жившее деревнями (вероятно, сельскими общинами) местное население. Деревни были подчинены царской администрации. Цари могли передавать свою землю переселенцам: так, царь Евмел (конец IV в.

до н. э. ) наделил землей жителей Каллатиса, бежавших на западное побережье Черного моря (во время осады этого города Лисимахом).

содержание

На городской земле находились наделы граждан городов. Кто работал на частной земле, сказать трудно: вероятно, там применялся труд подневольных земледельцев, в том числе и рабов. Боспорские цари были крупными экспортерами зерна (в IV в.

до н. э. — в Афины, а затем н в другие центры Восточного Средиземноморья).

К концу IV в. до н. э.

Рейтинг@Mail.ru

укрепляется власть боспорских царей: если раньше они назывались царями только по отношению к местным племенам, а по отношению к городам — архонтами («архонт Боспора и Феодосии и царь синдов и всех меотов и фатеев»), то с конца IV в. до н. э.

(со времени правления царя Спартока III) употребляется один общий титул царя (басилея). Города в Боспорском царстве (как и в эллинистических царствах) имели некоторое самоуправление; в Пантикапее было народное собрание; города чеканили свою монету, имевшую хождение наряду с царской монетой. Географ Страбон называет Пантикапей метрополией европейских боспорцев, а Фанагорию — метрополией азиатских.

Страбон обычно употребляет слово «метрополия» для обозначения полиса, господствующего над другими, более мелкими городами. Можно полагать, что городки и поселения, расположенные в окрестностях этих крупных городов, были подчинены им в административном отношении.

Таким образом, Боспорское царство рассматриваемого периода имело ряд черт, характерных для других монархий того времени: сочетание царской и городской собственности, царской власти и самоуправляющихся полисов. Однако можно заметить и различие: внутри Боспорского царства мы не видим того союза с местной знатью, опоры на местные привилегированные самоуправляющиеся организации, которые были столь важны в эллинистических государствах. Племена Северного Причерноморья по уровню своего развития не могли создать таких организаций.

Этнические различия в Боспорском царстве были очень сильны. Наряду с греками здесь жили скифы (племена, говорившие на языке иранской ветви индоевропейской семьи, родственном современному осетинскому), а также тавры (в Крыму), меоты, синды (у Азовского моря и в Прикубанье), вероятно родственные позднейшим абхазо-адыгским народам.

Периферийное положение этого царства, соседство с массами варварских племен делали его положение более неустойчивым, чем у других современных ему монархий.

далее

Со второй половины IV в. до н. э.

наступает экономический и политический расцвет Ольвии, расположенной на правом берегу Бугского лимана. Переломным моментом в ее истории можно считать осаду города полководцем Александра Зопирионом в 331 г. до н.

э. (эта осада была эпизодом в походе Зопириона против скифов). В этот период в городе вспыхнула острая социальная борьба: было проведено освобождение рабов, наделение гражданскими правами иностранцев, смягчение долговых обязательств.

Аналогичные действия предпринимали и другие греческие полисы в моменты опасности, например Пергам в период восстания Аристоника. Проведение социальных реформ в Ольвии. подтверждается и свидетельством сохранившейся надписи в честь гражданина Ольвии Каллиника, который умиротворил народ и привел к соглашению враждующие стороны.

Зопирион не смог взять Ольвию. После осады Зопириона присходят изменения в политической жизни города, увеличивается значение народных собраний. Появляется культ «Демоса», что указывает на демократизацию общественного строя.

Расширяются торговые связи Ольвии с различными городами и областями Причерноморья и Средиземноморья, в Ольвию переселяются жители других греческих городов. На сельской территории, примыкающей к Ольвии. в IV—III вв.

назад

до н. э. появляются новые поселения.

Для этих поселений характерно сочетание греческих и скифских элементов в быту и культуре. Вероятно, здесь жило смешанное население, которое в надписях названо миксэллинами. Планировка некоторых сельских поселений позволяет думать, что это — военно-земледельческие поселения.

В конце IV — начале III в. до н. э.

Голова Деметры. Центральный медальон росписи плафона склепа Деметры в Керчи. Первая половина I в. н. э. Современное состояние

в г. Ольвии происходит перестройка центральной площади — агоры, оборонительные стены укрепляются башнями, заканчивается сооружение городского водопровода. Сходные процессы можно наблюдать и в Херсонесе, основанном выходцами из Гераклеи Понтийской (города на севере Малой Азии) в конце V в.

до н. э. И здесь к началу эллинистического периода происходит экономический и политический подъем.

Расширяется как территория самого города, так и его владения в Северо-Западном Крыму. Во второй половине IV в. до н.

Rambler's Top100

э. Херсонес подчиняет себе г. Керкинитиду (на месте совр.

Евпатории); основывается г. Прекрасная гавань (в 80 км к северо-западу от Евпатории). Сельское хозяйство играло большую роль в экономике Хорсопеса; вино было предметом экспорта.

Зерно, предназначенное на продажу, надлежало привозить в Херсонес: сначала следовало обеспечить хлебом население самого Херсонеса. Но это не означает, что херсонесцы совсем не вывозили зерна — экспорт происходил под контролем городских властей. Сельская территория, на которой находились владения граждан, была размежевана на прямоугольные участки — клеры.

Рыбозасолочные ванны в Тиритаке. I в. н. э.

Размежевание, проводимое городскими властями, известно и для других районов в эллинистический период; оно проводилось обычно в момент основания нового города или для увеличения обрабатываемой земли за счет пустующих (или захваченных) территорий. Так, размежевание на клеры было дважды проведено в малоазийском городе Приене в начале эллинистического периода. В Приене клеры распределялись между гражданами по жребию; возможно, так же было и при размежевании херсонесских владений.

Кроме клеров на сельской территории Херсонеса существовало множество разнообразных поселений: усадьбы, похожие на крепости; укрепленные поселения; комплексы сельских имений; неукрепленные сельские поселения. Как и на территории Ольвии, некоторые поселения могли быть местопребыванием воинов. Состав населения в херсонесских владениях был разнообразным; жили там и переселенные из горных районов Юго-Западного Крыма тавры.

В конце IV — начале III в. до н. э.

Херсонес был типичным демократическим полисом. До нас дошла надпись того времени, представляющая собой клятву, которую приносили херсонесские граждане (так называемая Херсоиесская присяга). Там, в частности, говорится: «.

. . я буду единомышлен о спасении и свободе государства и граждан и не предам Херсонеса, Керкинитиды.

Прекрасной гавани и прочих укрепленных мест из остальной территории, которой херсонесцы управляли или управляют. . .

Рыбозасолочные ванны в Тиритаке. I в. н. э.

» Далее приносится клятва в том, что гражданин не будет злоумышлять ни против кого из граждан («не отпавших») и на суде подаст голос по закону. Текст присяги свидетельствует, что ее принятию предшествовала острая социальная борьба внутри гражданского коллектива, которая окончилась победой демократии. Интересно, что, в то время как в эллинистических полисах происходит упадок демократических органов управления, в частности выборного суда, в Херсонесе этот орган продолжает играть важную роль.

Здесь, как и в Ольвии. неравномерность развития сказалась, в частности, в том, что демократизация политического строя произошла позже, чем в полисах классической Греции.

Херсонес поддерживал связи с многими греческими городами, в том числе с Дельфами и Делосом. На Делосе даже проводились специальные празднества — «Херсонесии» (на деньги, пожертвованные херсонесскими гражданами). Херсодес был очень красивым городом.

Здания украшались росписями и мозаикой. Интересны религиозные культы Херсонеса. Кроме культов общегреческих божеств (Дионис, Геракл) в Херсонесе существовал культ божества, олицетворяющего город («Херсонес»), и главный в городе культ Богини-Девы, покровительницы города.

Расцвет греческих городов-государств Северного Причерноморья (как и Боспорского царства) продолжался недолго: со второй половины III в. до н. э.

начинается наступление на них скифов и других местных племен. Усиление этого натиска было обусловлено как стремлением скифской знати к захватам (в этот период складывается скифское государство), так и тем, что самих скифов теснили родственные им племена сарматов, проникшие с востока в Причерноморские степи. О трудном положении Ольвии в конце III в.

до н. э. свидетельствует декрет, принятый в честь её гражданина Протогена, неоднократно оказывавшего материальную помощь городу, который находился в тяжелом положении «вследствие войн и неурожаев», на сторону врага перешли и миксэллины.

Во II в. до н. э.

большинство сельских поселений на территории Ольвии прекращает существование; во второй половине этого же века на агоре разрушаются лучшие здания. Ольвия подчиняется скифским царям: на ее монетах появляются их имена. В 1 в.

до н. э. , как сказано в одном декрете, «город был обуреваем войнами».

В этом же веке Ольвию захватило и разрушило фракийское племя готов. В первые века нашей эры город отстраивается заново, но уже в меньших размерах.

Ожесточенную борьбу со скифами в конце III — II в. до н. э.

ведут Боспорское царство и Херсонес. В этот период в Крыму находился центр Скифского царства Неаполь, расположенный около современного Симферополя. И связи с набегами скифов меняется характер сельских поселений Боспорского царства, они укрепляются или переносятся в труднодоступные места.

Скифы ведут наступление на владения херсонесцев: к середине II в. до н.э. весь Северо-Западный Крым оказался в руках скифов. Борьба с ними нашла отраженно в декрете Херсонеса конца II в. до н.э. в честь Диофанта — полководца, посланного в Крым понтийским царем Митридатом[79]. Херсонес и Боспор обратились к нему за помощью, и только благодаря понтийским войскам скифы были разбиты; однако и Херсонес и Боспор оказались под властью Митридата. Одним из эпизодов этой борьбы было выступление против боспорского царя скифов под предводительством Савмака в 107 г. до н.э. — после того, как войско Диофанта покинуло Пантикапей. Скифы захватили столицу и убили царя Порисада. В научной литературе обсуждался вопрос о том, ком был Савмак — рабом пли свободным. Новейший филологический анализ текста декрета в честь Диофанта, проведенный рядом советских исследователей (С.Я. Лурье, Э.Л. Грейс, А.И. Немировским), показал, что он не содержит никаких указаний на рабское положение как самого Савмака, так и его сподвижников. По всей вероятности, здесь мы имеем дело с выступлением местного населения Боспора, поддержанным извне Скифским царством. Это движение также было подавлено понтийскими войсками.

В I в. до н. э.

римские войска разгромили Понтийское царство. Города Северного Причерноморья и Боспорское царство перешли под власть Рима. Литература:

Свенцицкая И. С. Македония, Греция и Северное Причерноморье в период эллинизма./История Древнего мира. Расцвет Древних обществ. – М. .-Знание, 1983 – с. 353­367Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 367; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Предыдущая48495051525354555657585960616263Следующая

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

  В I — II вв. н. э. на землях Северного Причерноморья происходила дальнейшая эволюция рабовладельческого способа производства, который был заложен здесь еще в эллинистический период. Земли эти были одним из главных пунктов борьбы племен Восточной Европы против средиземноморской цивилизации. В первые века новой эры здесь значительно возросла роль сарматских племен. Распространение их привело к тому,чго римское влияние на этой территории натолкнулось на сопротивление местного населения. Рим, заинтересованный в бесперебойном поступлении сельскохозяйственных продуктов из Северного Причерноморья, активно вмешивался в его дела. Верхушка населения былых греческих городов из-за усилившегося натиска местных племен, искала поддержки у римлян, с готовностью идя на римский протекторат. Поэтому в условиях борьбы с кочевниками, произошла консолидация местной знати: она стояла на твердых едонац-

Постепенно стала меняться структура знати причерноморских городов. Все больше в былые греческие города проникала племенная знать сарматов, смешиваясь со старой верхушкой и оказывая на нее большое влияние.

Иэображсиис плеппых германце» на саркофаге. III и. н.э. Мрамор. хических позициях и вследствие того, что в былых греческих городах давно исчезли признаки демократии. Так в Xep- сонесе большую роль играл первый архонт, это привело к тому, что город превратился в аристократическую республику. Утратив самоуправление, города подчинились бос- порским царям, которые по примеру восточных царей стали именовать себя «великими царями царей». Их окружал пышный двор со множеством придворных. Основная масса земли была сконцентрирована в руках немногих семей, члены которых занимали все высшие должности. Как в Херсонесе, так и в Боспорском царстве иа землях богатых владельцев стало снова развиваться в больших масштабах производство зерна и вина на экспорт, нарушенное во время митрндатовых войн. В огромных количествах здесь также велся рыбный промысел. Так археологи нашли на территории Боспора множество соответствующих орудий производства, таких как: мельничные.,¦ернова, виноградные прессы, огромные рыбозасолочные ,jiiiiiibi, которые вмещали до 1600 центнеров рыбы. Продукты ссльского хозяйства и рыбной ловли вывозились отсюда в города Южного Причсрноземья и шли для снабжения многочисленных римских гарнизонов. Ввозились в Северное Причерноморье, в основном, предметы роскоши — художественная керамика, стекло, вино и ткани. Был развит также обмен причерноморских городов с соседними племенами. Испытывало подъем и ремесло — керамическое, ювелирное, металлургическое, оружейное. В ремесле, как и раньше, большую роль играли рабы, но здесь уже сказались признаки разложения рабовладельческой системы. Как и в империи, тут стали отпускать рабов на волю, а в земледелии труд рабов постепенно вытеснялся трудом зависимых земледельцев — пелатов. Пелаты обрабатывали земельные участки крупных землевладельцев, сдавая им часть урожая. Причерноморская знать процветала. В горах воздвигались монументальные здания, украшенные роскошной росписью. Дома их были наполнены дорогой утварыо и драгоценностями. Ho если городская аристократия смогла слиться с племенной знатыо, то городской плебс относился к сарматам враждебно и столкновения между ними были весьма частыми. Главенствующую роль в политике Северного Причерноморья играли взаимоотношения с Римской империей. Херсонес, например, отягощенный зависимостью от Боспорского царства, часто обращался за помощью к Риму. Это привело к тому, что император Август в 25 году до н. э. даровал Xepco- Hecy свободу. Вначале он пытался подчинить своему влиянию и Боспорское царство. С 47 года до н. э. там правил царь Асандр, который восстал против сына Митридата Эвпатора — Фарнака, поручившего ему управление царством на время своего похода против Цезаря. Впоследствии Асандр женился иа дочери Фарнака Динамии, а император Август признал его царем. После смерти Асандра, в 18 году До н. э., его жена Динамия три года правила в царстве одна. Ho в 15 году до и. э. Скрибоний, который называл себя Внуком Митридата, женился на Динамии и провозгласил себя царем. Император Август боялся, что новый царь, Воспользовавшись популярным среди местного населения Именем царя Митридата VI, начнет проводить антиримскуюполитику. Поэтому в Боспорское царство были посланы войска во главе с царем Понта — Полемоиом. Он одержал победу над Скрибонием и женился на тон же Динамии, после чего сам стал Боспорскнм царем. И хотя знать примирилась с тем, что Полемон правил, находясь в зависимости от Рима, местные племена царем его не признали. Он был вынужден вести многолетнюю войну с племенами, которые населяли берега Меотиды, но был убит в 8 году

до н. э. аспургианами. В отношении последних мнения историков расходятся: одни считают их этническим образованием, а другие – приверженцами царя Acnyp- га, который занял Боспор- ский престол после смерти царя Полемоиа. Ho тем не менее Скифское царство в это время было наиболее сильным за все время своего существования. Скифы подходили к Херсонесу и даже угрожали боспорским го- родам. Во II веке их могущество стало постепенно падать из-за натиска сарматов, боспорских царей и их союзника — Рима. Как уже говорилось выше, во второй половине — начале III вв. н. э. боспорские цари сумели одержать несколько крупных побед над скифами. Это привело к тому, что в III веке скифское царство пришло в упадок, его культура приобретала все больше сарматских черт. В конце концов сарматы постепенно завладели Неаполем. 

О              нем историкам почти ничего неизвестно. Некоторые считают, что он являлся представителем династии Митридата, другие считают, что он был вождем одного из местных племен, — как бы там ни было, он пользовался поддержкой местного населения. Император Август вынужден был признать Acnyрга царем и, добившись лишь отделения от Боспорского царства Xepco- неса, римляне не оставляли попыток дать Боспору царя, угодного Риму. Так при императоре Калигуле была сделана попытка посадить на Боспорский престол внука царя По- лемона, который воспитывался при римском дворе, но это встретило ожесточенное сопротивление местных племен, которые возглавил сын Acnyрга Митридат VII. Император Клавдий поначалу признал его царем, но вскоре брат Митридата, Котис, донес о том, что Митридат замышляет враждебные Риму действия. Клавдий послал на Боспор войска, с помощью которых удалось посадить на престол Кот пса- При нем связь Боспора с Римом стала более тесной, она выразилась в учреждении на Боспоре культа римских нм- ператоров, верховным жрецом которого считался сам царь- Теперь монетах стали чеканить изображения римских ^ператоррв. Особенно укрепилось влияние Рима при He- роне, когда наместник Нижней Мезии Плавтий Сильван был Призван херсонесцами на помощь против осадивших город с{спфов. С этого времени в самом Херсонесе и на Южном берегу Крыма появились римские гарнизоны. Вскоре римские войска были введены и на территорию Боспорского царева. Римляне хотели предпринять широкое наступление ца народы Причерноморья и прикаспийских степей, которые стали их опорными пунктами на периферии. Именно после того как в Херсонесе появились римские солдаты, там окончательно исчезли следы демократического устройства и победила аристократия. Ускорилось это и приданием прав римского гражданства представителям знатнейших семей. Император Нерон помышлял даже сделать Северное Причерноморье одной из римских провинций. Ho после его смерти этот проект потерял поддержку, так как стало очевидным, что осуществить его возможно лишь благодаря изнурительной войне с местным населением. В дальнейшем взаимоотношения Северного Причерномо-‘ рья и Рима колебались в зависимости от разных внешних и внутренних факторов. Например, когда римские войска были выведены из Херсонеса и отправлены в Дакию на^ войну с армией племенного союза Децебала, Херсонес тут же попал в зависимость от Боспора. Во II веке н. э. боспорские цари чувствовали себя вполне самостоятельными и свободными. Так как римские императоры нуждались в постоянном пополнении огромного войска, то платили босцорским царям денежные субсидии, за которые получали в свое распоряжение бос- порских солдат. Непосредственно римские войска с территории Боспора были выведены. В то же время укреплялось боспорское войско, которое переняло сарматское Вооружение и тактику. Вскоре оно представляло из себя значительную силу. Это позволило Боспору во II веке Вести самостоятельные войны с сарматами и тавроски- фами, в результате которых последние были полностью Подчинены власти боспорских царей. В начале III века боспорские цари одержали ряд значительных побед над сарматскими племенами, что позволило им расширить свои Владения за счет земель последних. В конце II — начале IlI              вв. н. э., в годы правления царей Котиса Il и Сав-ромата И, боспорцы снова одержали ряд побед над скц« фами и сираками, что позволило присоединить к царству Таврику. Так царь Рескупорид III (210 — 227 гг. н. э.) назвал себя «царем всего Боспора и тавроскифов». В середине II века н. э. Херсонес с помощью римлян снова освободился от боспорской зависимости. Сюда были опять введены римские войска. Одновременно римский гарнизон появился и в Ольвии. К этому времени она пришла в упадок по сравнению с предыдущими веками, так как город не смог окончательно оправиться после разгрома его гетами в I веке до н. э. Лишившись своих основных земель, Ольвия выну- ждена была подчиниться царям Скифского царства в Крыму. В самом Херсонесе практически правил отныне наместник Нижней Мезии. Даже начальники римского гарнизона имели в городе больше власти, чем городские магистраты. В Северном Причерноморье были распространены религиозные союзы, которые назывались фиасами. Некоторые из них посвящались издавна почитавшимся на Боспоре богам, другие же состояли из поклонников нового Бога, который обозначался как «высочайший», «всемогущий», «милостивейший». Это было божество, которое впитало черты Зевса греков и Яхве иудеев. Распространение его культа свидетельствует о монотеистических представлениях в Северном Причерноморье. Следует отметить, что в эти фиасы входили в основном представители аристократии. Официальным языком в Северном Причерноморье оставался греческий. Однако все чаще стали появляться местные имена, сами боспорские цари нередко носили имя Савромат, которое происходило от прежнего названия сарматов — савроматы. Как уже упоминалось, городская знать, из которой состоял костяк боспорского войска, переняла сарматское вооружение — шлемы, панцири, длинные мечи, луки и одежду. На монетах и памятниках из камня появились тамгообразные сарматские знаки, многие из которых стали своего рода гербами боспорских царей. Иногда эти знаки группировались в целые строчки, что дает повод историкам видеть в них зачатки местной письменности, которая до сих пор не расшифрована. В это же время царей и знатных горожан Боспора стали погребать, как и сарматских вождей, с оружием и конями. На надгробиях они изображались в виде конных воинов, кроме того, излюбленной темой в росписях, украшавшихсКлепы знати, были сцены конных сражений. Надгробия с рельефами, расписанные саркофаги и стенная роспись, в склепах — важнейшие памятники боспорского искусства того времени. Постепенно и местные художники, которые рее еще сохраняли традиции эллинистического искусства, приспосабливались к господствовавшим на Боспоре вкусам. Отныне живопись становилась яркой, многокрасочной, она сочетала в себе схематичность, условность изображения с реалистическим исполнением подробностей. Кроме военной тематики, на картинах изображались умершие, пирующие в кругу семьи и друзей в загробном мире, а также различные мифологические сюжеты. Из них наиболее известным является изображение Деметры и похищение ее дочери Пер- сефоны богом подземного мира Плутоном. Кроме этого, некоторое влияние на быт и искусство Боспора оказали Парфия и Малая Азия. Из Парфии, например, пришел обычай покрывать лица умерших царей золотыми масками. В живописи — заметно сходство с живописью Малой Азии и Сирии. В эти годы в причерноморских городах появилось много фракийцев. Боспорские цари, кроме того, находились в родстве со старой фракийской династией, а поэтому часто носили фракийские имена — Котис, Реметалк, Рескупорид. Цари Боспора, по-видимому, покровительствовали фракийцам. С конца I-II вв. н. э., так же как и Боспор, находилось на подъеме и Скифское царство. Археологические находки из его столицы Неаполя (недалеко от Симферополя) Доказывают оживление в нем строительной деятельности, ремесла и искусства, которое представлено росписью на стенах склепов и каменных домов, принадлежавших местной знати. Кроме этого, подъем переживала и торговля. Она велась через зависимую от скифов Ольвию и укрепленные пункты на Черном море. Население Неаполя состояло из землевладельцев, осевших в городе кочевников — владельцев табунов коней, Царских дружинников, а также купцов. Рабство, по-види- Мому, не было широко распространено у скифов. Цари взимали дань натурой, о чем доказывают ямы-зернохранили- Ща, расположенные вдоль городских стен Неаполя. Самые Крупные из них вмещали до 4 тонн проса, ячменя или полбы. Кроме этого, в городе были найдены давильни, которые свидетельствуют о наличии виноделия, а гончарные печи — о Развитии гончарного производства на продажу. Торговля, по-видимому, велась Неаполем не актцВйо так как не получило широкого распространения денежн0(1 обращение. Монеты здесь найдены в основном римские. Толь- ко в Ольвии чеканились местные монеты с именами царей середины I века — Фарзоя и Инисмея.

Греческие города Северного Причерноморья были органической частью эллинистического мира и тесно взаимодействовали (в экономике, политике и культуре) с государствами Балканского полуострова, Малой Азии и даже далеким Египтом. Важнейшее значение для истории греческих государственных образований в Северном Причерноморье имело соседство и влияние обширной варварской периферии, мощных племенных и государственных объединений варварских племен — скифов и сарматов.

С IV в. до н. э.

в обширном регионе причерноморских степей происходят значительные перемещения кочевых племен. Многочисленные полчища сарматов форсируют реку Танаис и, медленно продвигаясь на запад, теснят скифов, занимая их территории. Под натиском сарматов часть скифов отходит в западном направлении к устью Дуная, где образуется государство в районе Добруджи (так называемая Малая Скифия), большая часть скифов оттесняется в степной Крым и прилегающие к нему области современной Южной Украины.

Здесь в середине III в. до н. э.

возникает сильное Скифское царство, столицей которого стал город Неаполь (совр. Симферополь), в непосредственной близости от греческих городов Херсонеса, Феодосии, европейского Боспора. Поскольку могущественные сарматы препятствовали завоеваниям в северном и восточном направлениях, скифы усилили свою военную активность в южном направлении, против греческих городов, развитых и богатых торгово-ремесленных центров, уже давно привлекавших взоры скифской аристократии.

Необходимость отражения военной угрозы скифов определила многие особенности внутреннего и внешнего положения греческих городов Северного Причерноморья, заставляя их искать союзников и покровителей среди более сильных государств эллинистического мира.

Крупными центрами Северного Причерноморья были Ольвия, Херсонес и Боспорское царство. Их внутреннее и внешнее положение в III–II вв. до н.

э. было неодинаковым. В это время Ольвия переживала серьезные экономические трудности.

Ее внутренние возможности были подорваны нападением и осадой города войсками Зопириона, одного из полководцев Александра Македонского. В 331 г. до н.

э. город сумел отстоять независимость, но многомесячная осада и разорение окрестностей оказали самое неблагоприятное влияние на его внутреннее положение. Ослаблением военно-экономического потенциала воспользовались окружающие Ольвию сарматы и скифы, постоянно нападавшие на ольвийскую территорию.

Археологические раскопки показывают, что к середине III в. до н. э.

многие сельские поселения по берегам Днепровского и Бугского лиманов гибнут. Разорение ольвийской хоры подрывает экономику полиса в целом: сокращается объем ремесленных производств и строительства, ухудшается качество монет, наблюдаются перебои в денежном обращении, казна города хронически пустует, в городе не хватает хлеба, усиливается борьба различных социальных группировок. Происходит резкое имущественное расслоение: в городе появляется небольшая кучка очень богатых людей, которые на свои личные средства могли финансировать расходы городского бюджета, снабжать население хлебом и оказывать другие благодеяния.

До нашего времени сохранился декрет в честь богатого Протогена, который несколько раз вносил очень крупные суммы денег в городскую казну, распределял хлеб, занимался ремонтом за свой счет городских стен и башен, общественных зданий. Большие услуги Протогена вознаграждались не только почетными декретами, венками и статуями, но и частым избранием Протогена на высшие должности, на которых он, видимо, с успехом восстанавливал свои затраты. Город с большим трудом оборонялся от нападений варваров, но во второй половине II в.

до н. э. при царе Скилуре Ольвия была вынуждена подчиниться скифам.

Подчинение Ольвии скифам не принесло облегчения городу, более того, трудности усугубились из-за разрыва традиционных экономических связей Ольвии с другими причерноморскими центрами. Когда стала создаваться Черноморская держава Митридата VI, Ольвия обратилась за помощью к понтийскому царю, который смог освободить город от скифской зависимости и оставить там свой гарнизон. Под защитой понтийского гарнизона город находился до конца 70-х годов I в.

до н. э. , когда Митридат был вынужден отозвать своих воинов в Понт.

Лишенная защиты, Ольвия была взята гетским правителем Биребистой в 48 г. до н. э.

В отличие от Ольвии, которая в III–II вв. до н. э.

переживала тяжелые времена хронического социально-экономического кризиса и военно-политического ослабления, эллинистический период в истории Херсонеса стал временем большого расцвета. Херсонес, основанный колонистами из города Гераклеи Понтийской в конце V в. до н.

э. , в первое столетие своего существования (конец V — конец IV в. до н.

э. ) был небольшим, бедным и маловлиятельным полисом. Резкое увеличение силы и значения Херсонеса, превращение его в крупнейший греческий центр Северного Причерноморья началось с конца IV в.

до н. э.

Херсонес присоединяет обширные области в Северо-Западном Крыму, включая полисы Керкинитида (совр. Евпатория) и Калос Лимен (совр. Черноморск) и некоторые племенные территории, заселенные местными скифскими племенами.

Маленький полис превращается в крупное по местным масштабам и сложное, напоминающее эллинистическое, государство, включающее несколько полисов и племенные территории. Центр государства — город Херсонес — расширяется, городская территория перестраивается по принципу регулярного города, с четким выделением прямоугольной сетки улиц, агоры, акрополя, портового района, ремесленных кварталов. В городе строятся собственный монетный двор и театр, вмещающий до 1,5 тыс.

зрителей. Городская застройка обносится мощными крепостными стенами с высокими башнями, проведенными по лучшей стратегической линии обороны. Херсонес превращается в одну из лучших крепостей Северного Причерноморья, являясь образцом общегреческого фортификационного искусства.

Жители Херсонеса хорошо освоили захваченные земли. Территории ближайшей к Херсонесу сельской округи — Гераклеи — и отдаленных районов Северо-Западного Крыма были подвергнуты правильному межеванию. На размежеванных наделах, размеры которых колебались от 10 до 30 га, было налажено выгодное хлебопашество (на равнинах Северо-Западного Крыма), виноградарство и садоводство (на Гераклее), которые велись интенсивными методами, с преимущественным применением рабского труда.

В самом Херсонесе возникают мастерские по производству разнообразной керамики (амфор, посуды, терракот, труб, черепицы и др. ), ткацкие, красильные, работают кузницы. Активное строительство городских зданий и укреплений способствует развитию строительного дела и архитектуры.

Опираясь на возросший экономический потенциал, используя излишки товарной продукции (хлеба, вина), ремесленных изделий, Херсонес завязывает торговые связи по прямому пути через Черное море с городами Южного Причерноморья, прежде всего с Синопой и Гераклеей, а также с городами Балканской Греции. Вместе с тем Херсонес устанавливает прочные торговые отношения с Ольвией, боспорскими городами, включая далекий Танаис, со скифами.

Особенностью социальной структуры херсонесского общества III–II вв. до н. э.

была известная однородность господствующего класса, среди которого не было такого резкого имущественного расслоения, как в Ольвии, а с другой стороны, развивались рабовладельческие отношения классического типа. Рабы были основными производителями как во многих сельских поместьях, так и в ремесленных мастерских города.

Получает оформление государственное управление Херсонеса в форме умеренного демократического строя. Регулярно собирается верховный орган — Народное собрание всех граждан, большими полномочиями наделяется Совет (Буле), состоящий из 25–30 членов. Непосредственное управление многочисленными делами города осуществляют выборные магистраты: архонты и стратеги, номофилаки и казначеи, астиномы и агораномы, гимнасиархи и эпимелеты и др.

Основные положения херсонесской конституции были сформулированы в так называемой херсонесской присяге, принятой после подавления одной из попыток государственного переворота в конце IV в. до н. э.

Принятием херсонесской присяги утверждался демократический строй города, который обеспечил ему известную социальную и политическую стабильность в течение всего периода эллинизма в III–I вв. до н. э.

Опираясь на мощные крепостные сооружения самого города, значительный военно-экономический потенциал, Херсонес успешно отражал нападения скифов в течение всего III в. до н. э.

, хотя это требовало напряжения всех сил государства. К середине II в. до н.

э. скифам удалось захватить области Северо-Западного Крыма и опустошить окрестности самого города. В этих условиях Херсонес ищет надежных союзников.

Союзные отношения устанавливаются с Боспорским царством, с некоторыми из сарматских племен. В 179 г. до н.

э. заключается союзный договор о помощи с понтийским царем Фарнаком I. Благодаря этим союзам Херсонес успешно отражал нападения скифов на город.

Однако к концу II в. до н. э.

нападения скифских царей усилились, а скифские отряды осадили сам Херсонес, угрожая его захватом. В этих сложных условиях Херсонес, ссылаясь на старый договор с Фарнаком, обратился к понтийскому царю Митридату VI за помощью в борьбе против скифов и о передаче города под власть понтийского царя. Митридат VI принимает условия.

На помощь осажденному городу посылается небольшая, но хорошо обученная армия во главе со способным полководцем Диофантом, который за три года боев (110–107 гг. до н. э.

) отбросил скифов от города, возвратил некоторые потерянные территории в Северо-Западном Крыму. Для защиты города был оставлен понтийский гарнизон, а сам Херсонес вошел в состав образующейся черноморской державы Митридата (110 г. до н.

э. ).

В III–II вв. до н. э.

Боспорское царство уже не было таким могущественным и не имело выгодных экономических связей с Афинами и другими полисами Балканской Греции, но тем не менее сохраняло значение самого крупного и самого сильного из всех эллинских государств Северного Причерноморья. Боспорское царство потеряло значение важнейшей хлебной житницы Эгейского мира, поскольку эту роль стал играть более богатый эллинистический Египет. Однако боспорская экономика была достаточно жизнеспособной.

Если объем производства зерновых несколько сократился, то увеличилась роль виноградарства и виноделия, о чем говорит появление множества виноделен на раскопанных усадьбах в европейской и азиатской частях Боспора. В боспорских городах было освоено производство некоторых новых изделий: так называемых акварельных пелик (специальных сосудов), кровельной черепицы. В торговых связях Боспора возрастает роль Родоса и Пергама, продукция которых начинает преобладать на боспорских рынках.

Однако экономическое положение Боспора в III–II вв. до н. э.

В социальной структуре эллинистического Боспора наблюдается усиление местных скифских элементов как в структуре господствующего класса, так и среди свободного населения и более широкое, чем в V–IV вв. до н. э.

, развитие рабовладельческих отношений. В политической организации Боспора усиливается роль царской власти и ее администрации. Если в V–IV вв.

до н. э. боспорские правители называли себя архонтами для граждан греческих городов и царями для завоеванных местных племен, то в эллинистический период боспорские династы величают себя, как правило, царями как для греков, так и для местных племен.

Боспорское государство, как и в классический период, было органической частью эллинистического мира, оно сохранило разнообразные экономические, политические и культурные связи с ним. Царь Спарток III жертвует Афинам 37 тыс. пудов хлеба в 287 г.

до н. э. В середине III в.

до н. э. боспорское посольство прибывает в далекий Египет, где ведет переговоры с представителями могущественного Птолемея II, в том числе и о разграничении сфер хлебной торговли.

Боспорский царь Перисад IV и царица Камасария в середине II в. до н. э.

совершают пожертвования в храмы Аполлона в Дельфах и в Бранхидах около Милета. Боспор как более сильное государство обеспечивает поддержку Херсонссу против скифов. О силе Боспора говорит тот факт, что Скифское царство в Крыму вынуждено сохранять известную лояльность по отношению к его границам.

Однако к середине II в. до н. э.

положение стало меняться. На Боспоре, так же как в других городах Северного Причерноморья и всего эллинистического мира, наблюдается социально-экономический кризис. Приходят в запустение сельские поселения и усадьбы европейского Боспора, некоторые города (например, Тиритака и Нимфей), ухудшается общее экономическое положение.

На фоне прогрессирующего экономического оскудения обостряются социальные противоречия, вылившиеся в грозное восстание скифского населения во главе с воспитанником самого боспорского царя Перисада V Савмаком (107 г. до н. э.

). У царствующей династии уже нет средств и возможностей справиться с проявлениями социально-экономического и политического кризиса. В этих условиях господствующая верхушка боспорского общества обращается за помощью к могущественному Митридату; взамен она готова отказаться от независимости и передать Боспор под управление Митридата.

Полководец понтийского царя Диофант, который столь удачно разгромил скифские армии, угрожавшие Херсонесу, получает приказ отправиться на Боспор для подавления восстания Савмака. Диофант выполняет эту задачу, нестройные формирования восставших были разгромлены Диофантом, их предводитель Савмак захвачен в плен. Боспор теряет свою независимость и становится одной из сатрапий Понтийского царства Митридата VI (106 г.

до н. э. ).

Источники:

Вам также может понравиться