Средняя Азия в VI и начале VII в

Социально-политическая, экономическая и культурная жизнь в раннее средневековье

1) Землевладельческие отношения в Средней Азии в период раннего средневековьяПодъем земледельческого хозяйства в Средней Азии в период раннего средневековьяСоциально-экономические сдвиги в Средней Азии в период раннего средневековьяДехкан и его усадьба в период раннего средневековьяРасслоение сельских общин в Средней Азии в период раннего средневековья2) Государства раннего средневековьяГосударство Хорезм в раннем средневековьеГосударство Хионитов в раннем средневековьеГосударство Кидаритов в раннем средневековьеГосударство Эфталитов в раннем средневековье3) Экономическая и культурная жизнь в эпоху эфталитовХозяйственная жизнь в эпоху ЭфталитовЗемлевладение в эпоху ЭфталитовРемесло, торговля и денежное обращение в эпоху ЭфталитовКультурная жизнь в эпоху ЭфталитовЯзык и культурные связи в эпоху Эфталитов4) Народы Средней Азии в период Тюркского каганатаОбразование Тюркского каганатаРаспад государства ЭфталитовГосударственное управление Тюркского каганата. Распад каганата5) Западный тюркский каганатТерритория и управление Западного тюркского каганатаСоциальная жизнь Западного тюркского каганатаНародные восстания в Западном тюркском каганате6) Государственные образования Средней Азии в раннее средневековьеСогд в раннем средневековьеТохаристан в раннем средневековьеФергана (Давань) в раннем средневековьеЧач и Илак в раннем средневековьеАдминистративное управление в Средней Азии в раннем средневековьеГородская архитектура Средней Азии в раннем средневековье7) Культурная жизнь в VI – VII векахПисьменность Средней Азии в раннем средневековьеРелигиозные верования в Средней Азии в раннем средневековьеИскусство Средней Азии в раннем средневековьеМузыкальное искусство Средней Азии в раннем средневековье

Завоевание Средней Азии арабами. Народно-освободительные восстания

1) Образование арабского государстваАрабский халифат и Средняя Азия в раннем средневековье. Ислам.

None Поход арабов в Согд в VIII в.

Завоевание Чача и Ферганы арабами в VIII в.

2) Последствия арабского завоеванияЭкономические последствия арабского завоевания Средней АзииРаспространение ислама в Мавераннахре в раннем средневековьеПути и способы исламизации населения Средней Азии в раннем средневековьеУрон в духовной жизни в результате завоевания Мавераннахра арабами3) Народные восстания против арабовПричины восстания против арабов в Средней Азии в VIII в.

Начало восстания против арабов в Средней Азии в VIII в. Уступки восставшим против арабов со стороны наместников Хорасана в VIII в.

4) Хорасан и Мавераннахр в период правления аббасидовУсиление недовольства населения халифата правлением ОмейядовАбу Муслим и народные ополченцыСостав ополченцев против Омейядов и их целиНачало восстания против Омейядов в середине VIII в.

None “Люди в белых одеждах”Начало восстания “людей в белых одеждах”

None Причины поражения восстания “людей в белых одеждах” и его последствия.

Образование самостоятельных государств в Мавераннахре и Хорасане в IX – начале XIII веках. Социально-экономическая и политическая жизнь

1) Ослабление господства арабов, формирование независимых государств в Мавераннахре в IX – начале XIII векахГосударство КарлуковГосударство ОгузовГосударство ТахиридовКонец правления Тахиридов в Мавераннахре в IX в.

2) Государство СаманидовГосподство Саманидов в Мавераннахре в IX-X вв.

Правление Исмаила Самани в Мавераннахре в IX-X вв. Система управления в государстве Саманидов в IX-X вв.

Икта в период правления Саманидов в IX-X вв. Развитие ислама в период правления Саманидов в IX-X вв.

Войско в государстве Саманидов в IX-X вв. 3) Социально-экономическая жизнь Саманидов в IX-X векахСельское хозяйство в государстве Саманидов в IX-X вв.

Садоводство в государстве Саманидов в IX-X вв. Скотоводство в государстве Саманидов в IX-X вв.

Ремесло в государстве Саманидов в IX-X вв. Горное дело в государстве Саманидов в IX-X вв.

Внутренняя и внешняя торговля в государстве Саманидов в IX-X вв. Деньги в государстве Саманидов в IX-X вв.

4) Землевладельческие отношения в Мавераннахре в IX-X веках. Падение династии СаманидовФормы землевладения в Мавераннахре в IX-X вв.

Барзикоры-издольщики и общее положение крестьян в Мавераннахре в IX-X вв. Прекращение господства Саманидов в Мавераннахре в X в.

5) Государство Караханидов и МавераннахрОбразование государства Караханидов в Х в.

Караханиды в Мавераннахре в X-XII вв. Разделение государства Караханидов на два владения в XI в.

None Распространение икты в Мавераннахре в XI-XII вв.

Города и торговля в Мавераннахре в XI-XII вв. Нападение Каракитаев на Мавераннахр в XII в.

7) Хорезмское государство и его развитие в XI-XIII векахБорьба за независимость в Хорезме в XI-XII вв.

Образование государства Хорезмшахов в XII в. Расширение государства Хорезмшахов в XII-XIII вв.

Внутренние противоречия в государстве Хорезмшахов в XII-XIII вв.

Культурная жизнь в Средней Азии в IX – XIII веках

1) Среднеазиатские мыслители и развитие науки в Средней Азии в IX – XIII веках“Байт ал-хикма” (Дом мудрости)Мухаммад ибн Муса аль-Хорезми (783—850)Абул Аббас Ахмад аль-Фергани (797—865)Имам аль-Бухари (810-870)Абу Мансур аль-Матуриди (870-944)2) Подъем культурной жизни в Мавераннахре и Хорезме в IX – начале XIII векахОживление культурной и духовной жизни в Мавераннахре в IX – начале XIII вв.

None Тюркоязычная литература в Мавераннахре в XI—XII вв.

3) Архитектура, искусство, музыка, религия Мавераннахра в IX – начале XIII векахАрхитектура и искусство Мавераннахра в IX – начале XIII вв.

Жилищное строительство в Мавераннахре в IX – начале XIII вв. Роспись и резьба в Мавераннахре в IX – начале XIII вв.

Каллиграфия в Мавераннахре в IX – начале XIII вв. Музыкальное искусство Мавераннахра в IX – начале XIII вв.

Религия в Мавераннахре в IX – начале XIII вв. Распространение суфизма в Мавераннахре в IX – начале XIII вв.

4) Этнические процессы в Средней Азии и образование узбекского народа в IX – XII вв. Этнический процесс в Средней Азии в IX – XII вв.

Формирование узбекского народа.

Монгольское завоевание Средней Азии. Народно-освободительная борьба

1) Взаимоотношения государства Хорезмшахов с монгольским государствомМонгольское государство в конце XII — начале XIII вв.

Завоевание монголами соседних государств в XIII в. Дипломатические отношения между хорезмшахом и Чингизханом в XIII в.

Обострение взаимоотношений хорезмшаха и Чингизхана в XIII в. Государство хорезмшахов накануне упадка в XII — начале XIII вв.

2) Нашествие Чингизхана на Среднюю АзиюОборонительная тактика хорезмшаха в противостоянии ЧингизхануОсада Отрара монголами в 1219-1220 гг.

Завоевание монголами Бухары в 1220 годуЗавоевание монголами Самарканда в 1220 годуСражения с монголами на Сырдарье в 1220 годуОтвага Темура Малика в противостоянии монгольскому нашествию на Среднюю Азию в 1220 году3) Падение государства ХорезмшаховОсада Ургенча монголами в 1221 годуБитва на Амударье и отвага Джалалиддина Мангуберды в противостоянии войскам ЧингизханаПоследствия монгольского завоевания Средней Азии в XIII в.

4) Образование Чигатайского улуса. Восстание Махмуда ТарабиРаздел завоеванных территорий между ЧингизидамиЧигатайский улусХозяйственная жизнь в Мавераннахре после монгольского нашествия в XIII в. Виды налоговВосстание Махмуда Тараби против монголов в 1238 году5) Оживление экономической и культурной жизниПолитическое положение Чагатайского улуса. Указ великого каганаДенежная реформа Масудбека в Мавераннахре в XIII в.

Кебекхан и его реформы в Мавераннахре в XIV в. Оживление экономической жизни в Мавераннахре в XIII-XIV в.

None Культурная жизнь в Чигатайском улусе в XIII — XIV вв.

Государство Амира Темура

1) Вступление Амира Темура на политическую аренуПолитическая раздробленность в Мавераннахре в XIV в.

None 2) Амир Темур – основатель централизованного государстваПриход Амира Темура к властиОбразование централизованного государства в Мавераннахре в XIV в.

3) Военные походы Амира ТемураАмир Темур на пути безопасности государстваАмир Темур и ТохтамышПоходы Амира Темура на Иран, Ирак, Сирию и ИндиюБитва под Анкарой между Амиром Темуром и султаном Баязидом 20 июля 1402 годаЗаслуга Амира Темура перед своим государством и его роль в мировой истории4) Государственное устройство и военное искусство при Амире ТемуреГосударственное устройство при Амире ТемуреСуюргальные земли при Амире ТемуреОрганизация армии при Амире ТемуреТактика вступления в бой при Амире Темуре”Уложения Темура”

5) По пути возрождения страныБлагоустройство городов при Амире ТемуреСамарканд – столица государства Амира ТемураСады Амира ТемураВнутренняя и внешняя торговля при Амире Темуре6) Установление дипломатических связей со странами Западной ЕвропыМеждународная политическая обстановка при Амире ТемуреДипломатическая переписка Амира Темура со странами Западной ЕвропыДипломатические связи Амира Темура со странами Западной Европы

Социально-политическая, экономическая и культурная жизнь в эпоху Темуридов

1) Борьба за трон наследников Амира Темура и ее последствияБорьба за трон в Мавераннахре после смерти Амира ТемураУстановление власти Шахруха в Мавераннахре в XV в.

2) Улугбек – государственный деятель и просветительУлугбек – правитель МавераннахраВоенные походы Улугбека в XV в.

None Политическая нестабильность в государстве Темуридов в XV в.

Султан Хусайн и Алишер Навои4) Земледелие, землевладельческие отношения в эпоху ТемуридовЗемледелие и скотоводство в эпоху ТемуридовЗемлевладение в эпоху ТемуридовВиды налогов в эпоху Темуридов5) Ремесленничество и торговые связи в эпоху ТемуридовРемесленничество в эпоху ТемуридовСтроительство и деревообработка в эпоху ТемуридовТорговые связи в эпоху ТемуридовДенежное обращение в эпоху Темуридов6) Расцвет науки в эпоху ТемуридовНаука и научные центры в эпоху Темуридов. Медресе УлугбекаОбсерватория Улугбека7) Культурная жизнь в эпоху ТемуридовСтроительство и архитектура в эпоху ТемуридовИскусство книги в эпоху ТемуридовИзобразительное искусство в эпоху ТемуридовМузыкальное искусство в эпоху ТемуридовЛитература эпохи ТемуридовДаты основных исторических событий Средней Азии в IV – XV векахЕсли вы заметили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Из книги Б. Г. Гафуров “Таджики.

Древнейшая, древняя и средневековая история” Как показывают первоисточники, значительная часть Средней Азии вошла в состав Ахеменидского государства. По словам одной из персепольских надписей, оно простиралось от «саков, которые за Согдом», до Куша (Эфиопии). Следует признать справедливым мнение, что «саки, которые за Согдом»,— это засырдарьинские саки, жившие вдоль верхнего, отчасти среднего, течения этой среднеазиатской реки.

Хорезм, Согд, Бактрия, Парфия, многие области, населенные кочевниками-саками, — все это входило в состав Ахеменидского государства в период его наибольшего расцвета. Бактрия до конца существования Ахеменидского государства была в его составе. Она являлась важнейшим центром Ахеменидской державы на Востоке.

Большие людские, экономические и военные ресурсы Бактрии и связанных с ней областей определяли ее роль в экономической и политической жизни восточной части государства в целом. Очень велико было значение Бактрии в династийной борьбе за престол «царя царей». Бактрийская знать, по-видимому, проводила сепаратистскую политику, но в некоторые моменты оказывала активную поддержку тем или иным претендентам на царский престол, пытаясь занять наряду с персами руководящее положение во всем государстве.

Вся Ахеменидская держава была разделена на военно-податные округа — сатрапии, которые управлялись наместниками, сатрапами. При Дарии I (522—486 гг. до н.

э. ), согласно сообщению Геродота (III, 89—94), было 20 сатрапий. Сатрап, непосредственно подчинявшийся царю, назначался почти всегда из числа персов, В его обязанности входило главным образом взимание податей в своей области и содержание войска.

Он имел также право сношений с соседями и мог, с согласия царя, даже организовать в случае необходимости, против них военную экспедицию. Должность сатрапа часто бывала наследственной.   Важнейшую функцию государственного аппарата составлял сбор податей.

По налоговой реформе Дария I каждая сатрапия обязана была платить основной годовой налог деньгами. Кроме того, платили налог з виде натуральной подати, т. е.

продукцией своего ремесла, горного дела, земледелия и скотоводства. Из строительной надписи в Сузах известно, что среднеазиатские сатрапии поставляли разные породы отделочного камня для постройки ахеменидских царских дворцов (вероятно, и других построек), а также золото. В дополнение к этим налогам и повинностям существовали еще и внутренние пошлины и подорожные сборы.

Тяжелым бременем ложилась на население поставка воинов в ахеменидское войско. Население неимоверно страдало от этих поборов, для уплаты которых нередко приходилось закладывать земли у ростовщиков или даже продавать детей в рабство.

Ахеменидская монета дарикСредняя Азия была поделена на четыре сатрапии. Кочевые племена, жившие вдоль побережья Каспийского моря, входили, по Геродоту, в состав XI сатрапии и платили ежегодно подати в сумме 200 вавилонских серебряных талантов . Хорезм, Согд и Парфия составляли XVI сатрапию и платили 300 талантов. Бактрия составляла XII сатрапию и платила 360 талантов. Наконец, саки входили в XV сатрапию, которая платила 250 талантов. По тому времени это были огромные суммы. Одним из средств выкачивания Ахеменидами дополнительных податей у населения Средней Азии было закрытие шлюзов, в результате чего вода не поступала на поля. За открытие шлюзов население расплачивалось новыми взносами податей. Геродот (III, 117) пишет об этом: «…Когда у них нет воды, они с женами своими отправляются в Персию, становятся у дверей царского замка и рыдают с воплями; царь, видя крайнюю нужду просящих, велит открыть шлюзы, ведущие в их равнину. Когда земля их насытится водою, шлюзы запираются снова; вместе с этим царь велит открыть другие шлюзы на других жителей, испытывающих крайнюю нужду в воде. Я знаю по рассказам, что царь сверх обычной дани взимает большие деньги за открытие шлюзов». Локализация этой плотины, расположенной, по Геродоту, на р. Акес, связана с большими трудностями. По мнению большинства исследователей, это р. Теджен – Герируд, реже называется р. Мургаб. Имеются попытки более точной локализации. По-видимому, в ахеменидское время крупные ирригационные сооружения находились в руках (или были, под контролем) ахеменидской администрации. Положение трудовых масс Средней Азии в эпоху господства Ахеменидов было очень тяжелым. Свободолюбивые племена и народы постоянно восставали против гнета ахеменидских царей. По-видимому, уже со второй половины IV в. до н.э. хорезмийцы образовали независимое от Ахеменидов государство. К этому же времени перестают быть подданными Ахеменидов и саки. Ахеменидское государство было ярко выраженным рабовладельческим военно-аристократическим государством, привилегированные и правящие слои которого состояли из персов и частично из мидян. На местах, в частности в удаленных от центра Ахеменидской державы областях Средней Азии, была велика власть «своей», среднеазиатской администрации: Ахемениды и местная знать совместно угнетали народы среднеазиатских сатрапий.

Социально-экономический строй Средней Азии V-VIII вв.
Фергана VI-VIII вв.
Уструшана VI-VIII вв.
Религия Согда в VI-VII вв.
Согдийская письменность и литература
Искусство Согда в VI-VII вв.
Строительное дело и архитектура Согда в VI-VII вв.
Самарканд – столица Согда в VI-VII вв.
Согд в VI-VII вв. – замок Муг и Пенджикент
Колонизационная деятельность согдийцев в VI-VII вв.
Ремесла и торговля Согда в VI-VII вв.
Ирригация и сельское хозяйство Согда в VI-VII вв.
Согд в VI-VII вв.
Религия Тохаристана в VI – начале VIII в.
Искусство Тохаристана в VI – начале VIII в.
Строительное дело и архитектура Тохаристана в VI – начале VIII в.
Ремесла и торговля Тохаристана в VI – начале VIII в.
Ирригация и сельское хозяйство Тохаристана в VI – начале VIII в.
Тохаристан в VI – начале VIII в.
Движение Абруя
Взаимоотношения Тюркского каганата с местными владетелями
Тюркско-сасанидский конфликт
Тюрки и эфталиты
Тюркский каганат и распространение его власти на Среднюю Азию
Движение Маздака
Эфталитское общество
Проблема происхождения хионитов и эфталитов
Племена и народности Средней Азии в IV—VI веках н.э. – Эфталиты
Племена и народности Средней Азии в IV—VI веках н.э. – Хиониты
Племена и народности Средней Азии в IV—VI веках н.э. – Кидариты
Сасанидское царство в IV—VI веках н.э.
Структура среднеазиатского общества в конце I тыс. до н.э. – начале I тыс. н.э.
Культура и религия кушанской Средней Азии
Экономика в кушанское время
Города и поселения в кушанское время
Упадок Кушанского царства
Расцвет Кушанского царства
Начальный период Кушанского царства
Победа Парфии над Римом
Бактрия и Согд во II—I вв. до н. э.
Вторжение юэчжей в Греко-Бактрию
Внутренний строй, экономика и культура Ферганы и Хорезма в III—II вв. до н.э.
Внутренний строй, экономика и культура Парфянского царства в III—II вв. до н. э.
Внутренний строй, экономика и культура Греко-Бактрийского царства в III—II вв. до н. э.
Расцвет Греко-Бактрийского царства
Парфия и Греко-Бактрия. Борьба с селевкидской экспансией
Возникновение и ранняя история Парфии и Греко-Бактрии
Средняя Азия в составе Селевкидского государства
Борьба среднеазиатских народов против греко-македонских войск
Поход Александра Македонского на Восток
Средняя Азия и Иран в Ахеменидский период
Социально-экономический строй, культура и религия в Согде, Хорезме и Бактрии в VI—IV вв. до н. э.
Средняя Азия в составе Ахеменидской державы
Восстания против Ахеменидов при Дарии I
Кир и Томирис. Разгром ахеменидских войск
Завоевания Кира II в Средней Азии
Возникновение Ахеменидского государства
Зороастризм
Древнейшие государственные образования по Авесте
Среднеазиатское общество по Авесте
Авеста как исторический источник
Раннежелезный век Таджикистана
Пути расселения индоиранских племен и среднеазиатские археологические комплексы
Индоиранская общность
Древнейшие наскальные рисунки Таджикистана
Неолитические памятники Таджикистана
Мезолитические памятники Таджикистана
Памятники верхнего палеолита Таджикистана
Памятники среднего палеолита Таджикистана
Памятники нижнего палеолита Таджикистана
История Таджикистана
Каменный век
Бронзовый век
Хронология

Из книги Б. Г. Гафуров “Таджики.

Древнейшая, древняя и средневековая история”. Общая характеристикаНаименование «Согд» встречается на протяжении очень длительного времени в разноязычных источниках. Известный исследователь В.

Томашек выдвинул предположение, что слово «Согд» – производное от общеиранского корня, означающего «блестеть», «сиять», «гореть» (от этого же корня таджикское «сухтан»- «гореть», «сгореть»). В таджикско-персидских словарях обычно приводится совсем иное толкование – «низменность, в которой собирается вода». Таджики сейчас словом «сугуд» называют низменное, болотистое место или же возделанное место, изобилующее проточной водой, но это толкование, по-видимому, не является первоначальным.

Каковы были географические пределы Согда? В представлении путешественника VII в. Сюань-цзана Согд – это страна между рекой Чу на северо-востоке и Байсуискими воротами на юго-западе.

Нетрудно видеть, что здесь речь идет собственно не о политико-географических границах Согда, а об основной территории расселения согдийцев. Арабо- и таджикоязычные источники более позднего времени (преимущественно X-XIII вв. ), отражая понимание этого вопроса в свою эпоху, тем не менее сохранили некоторые отзвуки более древних периодов.

Из них мы узнаем, что термин Согд употреблялся в широком и более узком смыслах. Согд в широком смысле – это вся Зеравшанская долина (исключая, порой, ее самую верхнюю часть) и долина р. Кашкадарьи.

Вместе с тем существовало представление о Согде как области, преимущественно связанной с Самаркандом. Средневековые авторы очень часто говорят о «самаркандском Согде». Существовало также представление о «бухарском Согде», у Якута есть такое высказывание: «Говоря, что есть два Согда: Согд Самарканда и Согд Бухары».

Долина Кашкадарьи рассматривалась как часть Согда, причем некоторые авторы, например Якуби, называют Кеш столицей Согда. Все эти данные детально разработаны исследователями. Сюань-цзан и Хой Чао о Согде Сюань-цзан был в Согде в 629 г.

Он пишет, что Самокиен, или Самоцзянь (Самарканд),- это владение, вытянутое с востока на запад. Размер столицы называется такой же, как и Термеза. Владение Самокиен защищено со всех сторон естественными преградами.

Население это очень многочисленно. В этом владении скапливаются ценнейшие товары из зарубежных стран. Почва плодородная, дает обильные урожаи.

Прекрасно произрастают деревья (он называет их лесными), множество цветов и фруктов. В этой стране имеются прекрасные кони. Жители превосходят жителей других стран в искусствах и ремеслах (по другому переводу – в торговле).

Климат мягкий и умеренный. Население энергичное и мужественное. Это владение находится в центре «варварских» стран.

Все соседние народы берут с него пример во всем, что касается норм нравственного поведения и правил благопристойности. Царь очень мужественный, и все соседние области повинуются его приказам. Он имеет многочисленную армию, в том числе конницу.

Особое положение занимают воины, которых путешественник называет «чи-кна». Они столь отважны, что с радостью идут на смерть. Когда они атакуют, ни один неприятель не может устоять.

Далее Сюань-цзан говорит о владениях Мимокия или Мимохэ (Маймург), Цзебудана (Кабудан), Цюйшуанницзя (Кушания), Бухэ (Бухара), Цзешуанна (Кеш) и других. Сообщаются лишь их размеры и повторяется одинаковая краткая характеристика: «В отношении обычаев и продуктов сходно с Самокиен (Самаркандом)». Хой Чао (726 г.

) дает суммарное описание «стран Ху», куда он включает Ань (Бухару), Цао (Иштихан), Ши (Кеш), Ши-ло, Ми (Маймург) и Кан (Самарканд). Хотя в каждом из этих владений есть свой правитель, они все подчиняются арабам. Эти владения невелики, в каждом небольшие военные отряды.

Здесь имеются верблюды, мулы, овцы, лошади. Выращивается хлопок. Жители носят хлопчатобумажные и меховые штаны и верхние одежды.

Мужчины любят носить убор из белой хлопчатобумажной ткани, а волосы на голове и лице сбривают. Язык неодинаков с языком всех других стран. Их обычаи испорчены: мужчина может взять в жены любую женщину, мать или сестру.

В Иране мужчина также может жениться на матери. В этих шести владениях почитают зороастризм, учение же Будды неизвестно, лишь в Самарканде имеется буддийский монастырь с одним монахом.

Политическая история

Еще нет достаточного количества источников, чтобы можно было воссоздать политическую историю Согда, а тем более входивших в его состав владений. Сведения источников дают лишь изолированные факты. В начале VII в.

, по данным одной исторической хроники, в самаркандском Согде (он носит в этой хронике название «Кан») правила местная династия, восходящая (или, быть может, возводящая себя) к юэчжийским предкам. Считалось, что она утвердилась на престоле и правила без перерывов чуть ли не с рубежа н. э.

Тронное имя (или титул) правителя было чжаоу. Правитель Согда жил в многолюдном городе Алуди. «Кан считается сильным государством»,- сообщает хроника.

В результате даже западнотюркский каган Датой (правил с 575/76 до 603 г. ) счел за лучшее породниться с правителем Согда Тайшепи (так читают его имя Э. Шаванн и К.

Ширатори) и выдал за него свою дочь. Кану – самаркандскому Согду – в то время подчинялись такие владения, как Ми (Маймург), Цао и Хэ (Иштихан и Кушания), Малый Ань (на восточной границе Бухарского оазиса), Нашебо (Несеф) и др. – всего восемь владений.

Таким образом, под властью правителя самаркандского Согда находились почти все владения долины Зеравшана (по-видимому, кроме самой западной ее части), а также долина Кашкадарьи (Несеф). Когда сложилась эта конфедерация, ее характер, степень зависимости отдельных владений от центральной власти – практически неизвестно. Во дворце правителя самаркандского Согда был «храм предкам, в котором приносят жертвы в шестой луне.

Прочие владетели приезжают помогать в жертвоприношении». Это сообщение, пожалуй, следует рассматривать как показатель наличия родственных отношений между правителями Согда, происхождения их от каких-то общих предков (на это есть определенные указания в источниках). Разумеется, не исключено и другое объяснение, а именно: вассалы самаркандского правящего дома были обязаны принимать участие в ритуале празднования, показывая тем самым свою верность сюзерену.

Вероятно, следует иметь в виду обе эти возможности. Едва ли состав и соответственно географические границы этой конфедерации оставались неизменными. Возможно, на ка- ком-то этапе в нее вошел и Бухарский оазис или его значительная часть.

Указание на это можно видеть в сообщении Масуди о том, что стена, окружавшая Бухарский оазис, была выстроена в древности одним из царей Согда. На каком-то этапе столицей Согда был Кеш. Это нашло отражение в более поздних источниках, об этом факте сообщает автор IX в.

Якуби. Усиление кешского владения начинается в первой четверти VII в. Правитель Тичо (не скрывается ли за этой передачей иноземного источника иранское имя Тиш?

) считался весьма могущественным. Он отправил посольство в одно из иностранных государств; построил город Кише, который обычно идентифицируют с Кешем. Сообщается также о посылке посольства с подарками в 642 г.

уже другим правителем по имени Шашепи. Никаких других сведений о нем в исторических источниках нет. Но этот правитель выпускал монеты.

Среди найденных в Пенджикенте монет некоторые имеют надпись «ихшид Шишпир». На монетах имеется арамейская идеограмма – «царь», которая на согдийских монетах передавала титул правителей всего Согда – ихшидов. При сопоставлении всех этих фактов видно, что наиболее логичное их объяснение состоит в признании правителя Кеша по имени Шишпир царем всего Согда.

Конечно, это лишь один из возможных вариантов. Однако гегемония Кеша в согдийской конфедерации длилась очень недолго. Вскоре, как явствует из источников между 656- 660 гг.

, новый правитель Кеша – чжаоу Шиагйе (так по Бичурину; Э. Шаванн передает его имя как Che-a-ho) оказался в зависимости от самаркандского царя. Впрочем, правитель самаркандского Согда стал верховным правителем несколько раньше-между 650-655 гг.

По-видимому, понадобилось некоторое время для того, чтобы заставить Кеш признать верховенство Самарканда. Можно высказать догадку, что в это пятилетие происходила борьба между Самаркандом и Кешем, в результате которой Шишпир был устранен и место правителя Кеша занял Шиагйе (Шеахо). Титул ихшида Согда стал носить представитель самаркандского правящего дома, которого иноземцы называли Фухуман.

Имеется большая группа согдийских монет, легенду на которых О. И. Смирнова читает как «ихшид Вархуман».

(Она считает, что Фухуман – это иноземная передача имени согдийского царя Вархумана, точнее – Авархумана). Имя этого царя зафиксировано и в большой согдийской надписи на Афрасиабе. Наряду с общесогдийскими царями продолжали существовать и местные.

У правителей Кеша, подчинявшихся теперь самаркандскому правящему дому, имелся свой наследственный титул – ихрид. Бухарское владение в китайских источниках носило название Ань, Нэуми, знали они также название Бухо (Pou-ho), т. е.

Бухара, и титул владетеля чжаоу. Правители Бухары имели общее происхождение с самаркандскими. В начале VII э.

бухарский правитель находился в тесных родственных связях с самаркандским, Во второй четверти VII в. правителем Бухары был некий Алинга (так по Бичурину; Э. Шаванн читает Но- ling-kia).

Китайский источник сообщает, что бухарский правящий дом «преемственно царствует в двадцать втором колене», т. е. несколько столетий.

В бухарской области имели хождение скифатные (вогнутые) медные монеты с согдийской надписью «государь Асвар». По палеографическим данным, эти монеты могут датироваться IV-V вв. Имя царя – иранское, означает «всадник» (у таджиков слово «асп» до сих пор означает «лошадь», а «савор» – «всадник») Судя по надписям на монетах, бухарские правители носили два титула, один из которых означал «царь», другой – «государь».

Отдельным и весьма важным владением было пенджикентское, В его состав, помимо района самого Пенджикента (тогда он назывался «Панч»), в начале VIII в. входили местности верхнего Зеравшана. В согдийских документах, найденных при раскопках замка на горе Муг, упоминаются Магиан («Лунный»), Паргар («Нагорная» [земля], совр.

Фальгар), Кштут (совр. Кштут), Мартушкат (совр. Матча).

В этих местностях было множество селений. Там упоминаются и селения Мадм и Кум (сейчас существуют под теми же названиями), Зэровадк (совр. Зароват), Эскотар («Вышележащая» [земля], совр.

Искодар), Хшиканд (совр. Хшикат), Варз («Высокий», совр. Варзи-Минор), Курут (совр.

Курут), Фатмиф (совр. Фатмев), Пахут (совр. Похуд).

Эфтмаут (совр. Фалмоут), Шавкат («Черный город», совр. Шаватк).

Долина Ягноба также входила в состав пенджикентского владения. Очевидно, в него входили или же находились в зависимости от него и другие местности Пэтамана (средневекового Бутамана), в данном случае район Гиссарского и Зеравшанского хребтов. В мугских документах упоминается, в частности, современное селение Анзоб.

Обильный монетный чекан Пенджикента – Панча сейчас детально исследуется специалистами. Установлено, что в Пенджикенте – Панче правила собственная династия (расшифровка имен представителей этой династии, за некоторыми исключениями, не может считаться окончательной). В тяжелый для Согда период первой четверти VIII в.

, в обстановке арабского нашествия, роль Пенджикентского владения, не подвергшегося вначале разорительным набегам арабов, еще более возросла. Правитель Пенджикента Деваштич, не происходивший из согдийской царской династии (имя его отца Йодхшетака приводится в мугском документе В-4 без титула «царь»), претендовал на самаркандский престол и титул «согдийского царя самаркандского государя Деваштича» и некоторое время как будто занимал самаркандский престол (подробнее об этом см. в следующей главе).

Наряду с крупными владениями было множество мелких, причем некоторые из них также чеканили свои монеты. В согдийском селении Самитан (в районе древней Кушании, т. е.

в местности, соответствующей современным населенным пунктам Митан, Пай-Арык и Чилек) был центр небольшого владения, и его правитель от собственного имени выпускал бронзовые монеты Усиление отдельных владений, входивших в состав согдийской конфедерации,- факт, который вытекает из исторических, археологических и нумизматических источников. Ослабляется верховная власть согдийского царя, размеры конфедерации значительно уменьшаются. О размерах конфедерации можно судить по нескольким сообщениям источников.

В 712 г. арабы обещали Гуреку – сыну ихшида Согда сделать его «царем Самарканда, его земель и пределов, и Кеша и Несефа, и их городов и крепостей». В состав согдийской конфедерации входили также Ми (Маймург) и Цао (Кабудан или Иштихан) и, вероятно, некоторые другие владения.

Крупнейшая из составных частей конфедерации – Бухара – обрела самостоятельность. Во главе Бухарского владения стояла династия бухар-худатов. На монетах правителей этой династии приводится их титул «государь царь Бухары».

Согдийские княжества имели дипломатические связи с другими среднеазиатскими владениями, часто обмениваясь посольствами. В живописи на Афрасиабе, скорее всего, запечатлена сцена прибытия таких посольств (точнее приема посольств), а в согдийской надписи, сопровождающей эту сцену, сохранилось следующее: «Когда Авархуман… царь к нему подошел, [посол] открыл рот: «Я чаганианский дапирпат (глава канцелярии. – Б.

Г. ) [по имени] Букар-зате. От чаганианского государя Туранташа сюда, в Самарканд, к царю для выражения почтения я прибыл, и пребываю я сейчас в почтении [перед] царем.

И [ты] вовсе не имей подозрений относительно меня – о самаркандских богах, а также о [самаркандской] письменности (по- видимому, в смысле «Писания». – Б. Г.

) я хорошо осведомлен и не причинил [? ] никакого зла [самаркандскому] царю. [А]вархуман … царь отпустил его.

И [тогда] открыл рот чачский дапирпат. ,. » Надпись, к сожалению, на этом обрывается.

Документы мугского архива рассказывают о дипломатических взаимоотношениях со многими среднеазиатскими областями, в частности с Чачем, Уструшаной, Ферганой. Многие источники повествуют о посольствах, отправлявшихся из Согда далеко за пределы Средней Азии, и прибытии посольств из различных государств.

Социально-экономический строй Средней Азии V-VIII вв.
Фергана VI-VIII вв.
Уструшана VI-VIII вв.
Религия Согда в VI-VII вв.
Согдийская письменность и литература
Искусство Согда в VI-VII вв.
Строительное дело и архитектура Согда в VI-VII вв.
Самарканд – столица Согда в VI-VII вв.
Согд в VI-VII вв. – замок Муг и Пенджикент
Колонизационная деятельность согдийцев в VI-VII вв.
Ремесла и торговля Согда в VI-VII вв.
Ирригация и сельское хозяйство Согда в VI-VII вв.
Согд в VI-VII вв.
Религия Тохаристана в VI – начале VIII в.
Искусство Тохаристана в VI – начале VIII в.
Строительное дело и архитектура Тохаристана в VI – начале VIII в.
Ремесла и торговля Тохаристана в VI – начале VIII в.
Ирригация и сельское хозяйство Тохаристана в VI – начале VIII в.
Тохаристан в VI – начале VIII в.
Движение Абруя
Взаимоотношения Тюркского каганата с местными владетелями
Тюркско-сасанидский конфликт
Тюрки и эфталиты
Тюркский каганат и распространение его власти на Среднюю Азию
Движение Маздака
Эфталитское общество
Проблема происхождения хионитов и эфталитов
Племена и народности Средней Азии в IV—VI веках н.э. – Эфталиты
Племена и народности Средней Азии в IV—VI веках н.э. – Хиониты
Племена и народности Средней Азии в IV—VI веках н.э. – Кидариты
Сасанидское царство в IV—VI веках н.э.
Структура среднеазиатского общества в конце I тыс. до н.э. – начале I тыс. н.э.
Культура и религия кушанской Средней Азии
Экономика в кушанское время
Города и поселения в кушанское время
Упадок Кушанского царства
Расцвет Кушанского царства
Начальный период Кушанского царства
Победа Парфии над Римом
Бактрия и Согд во II—I вв. до н. э.
Вторжение юэчжей в Греко-Бактрию
Внутренний строй, экономика и культура Ферганы и Хорезма в III—II вв. до н.э.
Внутренний строй, экономика и культура Парфянского царства в III—II вв. до н. э.
Внутренний строй, экономика и культура Греко-Бактрийского царства в III—II вв. до н. э.
Расцвет Греко-Бактрийского царства
Парфия и Греко-Бактрия. Борьба с селевкидской экспансией
Возникновение и ранняя история Парфии и Греко-Бактрии
Средняя Азия в составе Селевкидского государства
Борьба среднеазиатских народов против греко-македонских войск
Поход Александра Македонского на Восток
Средняя Азия и Иран в Ахеменидский период
Социально-экономический строй, культура и религия в Согде, Хорезме и Бактрии в VI—IV вв. до н. э.
Средняя Азия в составе Ахеменидской державы
Восстания против Ахеменидов при Дарии I
Кир и Томирис. Разгром ахеменидских войск
Завоевания Кира II в Средней Азии
Возникновение Ахеменидского государства
Зороастризм
Древнейшие государственные образования по Авесте
Среднеазиатское общество по Авесте
Авеста как исторический источник
Раннежелезный век Таджикистана
Пути расселения индоиранских племен и среднеазиатские археологические комплексы
Индоиранская общность
Древнейшие наскальные рисунки Таджикистана
Неолитические памятники Таджикистана
Мезолитические памятники Таджикистана
Памятники верхнего палеолита Таджикистана
Памятники среднего палеолита Таджикистана
Памятники нижнего палеолита Таджикистана
История Таджикистана
Каменный век
Бронзовый век
Хронология

Источники:

Вам также может понравиться