Литература в период монгольского завоевания

В начале XIII в. из целого ряда восточных, преимущественно кочевых, народов образовалась могущественная империя Чингисхана, одной из форм существования которой были завоевательные походы. Жертвами монголотатарского нашествия стали народы Китая, Южной Сибири, Средней Азии, Кавказа, степей Причерноморья.

В 1220–1230-е гг. завоеватели достигли границ Руси, которая, по меткому выражению Александра Блока, держала “щит меж двух враждебных рас / Монголов и Европы! “

Первым литературным откликом на события трагического для русичей 1223 г. стала летописная “Повесть о битве на реке Калке”. В ней рассказывалось о вынужденном военном союзе русских князей с половцами и о бесславном исходе их битвы с монголо-татарами. Пророческими оказались слова половецкого хана Котяна, который обратился за помощью к родственнику, галицкому князю Мстиславу: “Дньсь нашу землю отъяли суть, а вашу пришедше заутра възмутъ”. К разгрому войск союзников привело отсутствие единства действий между русскими и половцами, “великая распря” между князьями Мстиславом Галицким и Мстиславом Киевским. Войско последнего не приняло участия в полевой битве, а укрылось на высоком берегу Калки, соорудив “городъ колиемъ”. Однако в результате предательства татары “городъ вземъ, людей изсѣкоша”, а “князей издавиша, подкладню подъ дощки, а сами на верху сѣдоша обѣдати”. Во время “Калкского побоища”, согласно летописным данным, погибло так много русичей, что только один из десяти воинов вернулся домой; легли костьми на поле боя и 70 русских богатырей во главе с Александром Поповичем. “И бысть плачь и вопль по всѣмъ градомъ и по селомъ”, – сообщает автор “Повести”, осмысляя происшедшее как преддверие общерусской трагедии.

Следующие вехи покорения Руси монголо-татарами, отраженные в летописях, словно писаны кровью: в 1237 г. после героической обороны пали Рязань и Владимир; в 1238 г. русское войско потерпело сокрушительное поражение в битве на реке Сити, открывшее завоевателям путь на юг; в 1240 г.

был взят Киев и наступило более чем двухвековое монголо-татарское иго, когда, по словам летописца, “и хлеб во уста не идешеть от страха”. Лишь в 1480 г. московский князь Иван III смог отказаться от уплаты ежегодной дани Орде.

Монголо-татарское нашествие, ставшее препятствием на пути социально-политического и культурного развития Руси, послужило исторической основой для целого ряда произведений различной жанровой природы (воинских повестей, слов и поучений, житий святых). Они были созданы в разных русских уделах. Так, автор летописной “Повести о битве на реке Калке”, по предположению некоторых исследователей, был выходцем из Галицко-Волынского княжества, поскольку в произведении дана апологетическая характеристика галицкого князя Даниила Романовича. Князь “бѣ бо младъ, осминадесяти лѣть, но крѣпокъ бяше на брань”: он не оставил поля боя, даже будучи ранен в грудь.

Создателем проповедей, слов и поучений, где делалась попытка объяснить причины победы “неверных” над христианами, был Серапион, вначале киево-печерский монах, а затем владимиро-суздальский епископ. Перечисляя испытания, обрушившиеся на Русскую землю: “приде на ны языкъ немилостивъ”, “землю нашю пусту створша, и грады наши плѣниша, и церкви святыя разориша, отца и братью нашю избиша, матери наши и сестры в поруганье быша”, – Серапион задумывался над тем, кто виноват в случившемся и как “избыть беду”. Для средневекового писателя вражеское нашествие – это наказание, ниспосланное Богом за грехи людские, и прежде всего за княжеские распри. “Гнѣвъ Божий престанеть”, полагал Серапион, если русские покаются. Спасение народа он видел в нравственном очищении и молитвенном подвиге.

Китай завоевывался монголами в XIII в. поэтапно. В 1234 г. пала независимость Северного Китая. В 1280 г, был покорен весь Китай. Период господства монголов в масштабе всей страны охватывает около 70 лет. В 50-е годы XIV в. центральные и южные районы фактически отсоединились от правящей монгольской династии Юань, окончательное свержение которой пришлось на 1368 г. В эпоху Юань равноправными столицами были монгольский город Каракорум, Пекин и Кайпин. Перевод официальной резиденции монгольских завоевателей из Каракорума в Пекин в 1264 г. стал датой рождения новой династии китайских императоров — Юань.

Опустошительная война и иноземный гнет серьезно деформировали традиции китайской культуры. Однако были и положительные моменты. В обширной монгольской империи стали активно развиваться культурные связи, процветали ремесло, торговля, росли города.

Веротерпимость монгольского двора, равно как и утрата конфуцианством статуса господствовавшей идеологии, способствовали демократизации жизни. С середины XIII в. официальной религией монгольского двора становится ламаизм тибетская разновидность буддизма. В ставке императора было создано управление тибетскими делами и ламаистской церкви. Принятие ханом Хубилаем имперской формы управления Китаем неизбежно вызвало обращение к конфуцианскому учению, тесно сросшемуся с государством. И хотя ведущее положение конфуцианства восстановлено при Юань не было, однако в 1315 г. вводилась экзаменационная система отбора, чиновников, учреждалась Академия сынов отечества кузница высших конфуцианских кадров страны.

Все более проникает в страну мусульманство, пользовавшееся покровительством монголов. Первые общины мусульман появились тогда на Центральной равнине и в Юньнани. Хороший прием встретили и первые христиане, преимущественно несторианцы, выходцы из Сирии. Они имели приверженцев главным образом в среде некитайского населения из числа допущенных в страну иностранцев для содействия в торговле и управлении.

При монголах в Китае проживало несколько итальянских миссионеров-католиков, строивших храмы. С изгнанием монголов исчезли из страны и христиане.

Характерной особенностью религиозной жизни было появление многочисленных сект, рождавшихся на базе буддийского и даоского вероучений. Одни из них признавались властями, другие — преследовались. Создавались они, как правило, монахами-проповедниками. Особую популярность приобрел будда грядущего мирового порядка Майтрея (кит. Милэфо, буквально — связанный дружбой), чье скорое пришествие должно было преобразить мир и сделать жизнь людей счастливой.

Среди сект, ожидавших прихода нового Будды и проповедовавших «монашество в миру», наибольшую известность получила секта Белого лотоса, предрекавшая скорую мировую катастрофу и наступление эры Белого Солнца.

Китай завоевывался монголами в XIII в. поэтапно. В 1234 г. пала независимость Северного Китая. В 1280 г, был покорен весь Китай. Период господства монголов в масштабе всей страны охватывает около 70 лет. В 50-е годы XIV в. центральные и южные районы фактически отсоединились от правящей монгольской династии Юань, окончательное свержение которой пришлось на 1368 г. В эпоху Юань равноправными столицами были монгольский город Каракорум, Пекин и Кайпин. Перевод официальной резиденции монгольских завоевателей из Каракорума в Пекин в 1264 г. стал датой рождения новой династии китайских императоров — Юань.

Опустошительная война и иноземный гнет серьезно деформировали традиции китайской культуры. Однако были и положительные моменты. В обширной монгольской империи стали активно развиваться культурные связи, процветали ремесло, торговля, росли города.

Веротерпимость монгольского двора, равно как и утрата конфуцианством статуса господствовавшей идеологии, способствовали демократизации жизни. С середины XIII в. официальной религией монгольского двора становится ламаизм тибетская разновидность буддизма. В ставке императора было создано управление тибетскими делами и ламаистской церкви. Принятие ханом Хубилаем имперской формы управления Китаем неизбежно вызвало обращение к конфуцианскому учению, тесно сросшемуся с государством. И хотя ведущее положение конфуцианства восстановлено при Юань не было, однако в 1315 г. вводилась экзаменационная система отбора, чиновников, учреждалась Академия сынов отечества кузница высших конфуцианских кадров страны.

Все более проникает в страну мусульманство, пользовавшееся покровительством монголов. Первые общины мусульман появились тогда на Центральной равнине и в Юньнани. Хороший прием встретили и первые христиане, преимущественно несторианцы, выходцы из Сирии. Они имели приверженцев главным образом в среде некитайского населения из числа допущенных в страну иностранцев для содействия в торговле и управлении.

При монголах в Китае проживало несколько итальянских миссионеров-католиков, строивших храмы. С изгнанием монголов исчезли из страны и христиане.

Характерной особенностью религиозной жизни было появление многочисленных сект, рождавшихся на базе буддийского и даоского вероучений. Одни из них признавались властями, другие — преследовались. Создавались они, как правило, монахами-проповедниками. Особую популярность приобрел будда грядущего мирового порядка Майтрея (кит. Милэфо, буквально — связанный дружбой), чье скорое пришествие должно было преобразить мир и сделать жизнь людей счастливой.

Среди сект, ожидавших прихода нового Будды и проповедовавших «монашество в миру», наибольшую известность получила секта Белого лотоса, предрекавшая скорую мировую катастрофу и наступление эры Белого Солнца.

Источники:

Вам также может понравиться