Подсчитано, что оросительные магистральные каналы теряют в результате фильтрации через дно и стенки до 50 % поступающей в них воды. Например, Каракумский канал, который стал одной из причин катастрофического обмеления Аральского моря, теряет таким образом более четверти забираемой из Амударьи воды. В результате экономическая эффективность этих ирригационных сооружений заметно снижается.
Кроме того, выход воды на поверхность в окрестностях канала может привести к заболачиванию земель, а в горной местности – к селям и обрушениям. Негативно это сказывается и на самом сооружении – нередко становится причиной его деформации и разрушения.
Традиционные способы предотвращения потерьСуществует несколько способов борьбы с потерями воды при создании оросительных каналов:
- облицовка периметра каналов искусственными материалами
- механическое уплотнение грунта русла и стенок, их рыхление и затирание
- засыпка (экранирование) русла и стенок маловодопроницаемыми грунтами
- заполнение пор грунта более мелкими частицами (кольматирование)
- добавление в грунт специальных материалов (искусственное осолонение грунта, искусственное оглеение, нефтевание и др.).
Последний способ является нежелательным, так как приводит к загрязнению водного потока. Наиболее высокую эффективность демонстрируют облицовка и экранирование. Для облицовки используются камень, бетон, железобетон, асфальт, асфальтобетон, глинобетон, полимеры. Однако использование этих материалов предполагает значительные затраты, как временные, так и финансовые. Также подобные виды облицовки сопровождаются постоянными эксплуатационными расходами. Но самая большая проблема состоит в том, что они не гарантируют потерь воды. Ремонт оросительных каналов: пример Кампана МалакатоИменно с такой проблемой столкнулись в Кампана Малакато, провинция Лоха, Эквадор. Здесь по склону горы протекает ирригационный канал, который является жизненно важной частью сельскохозяйственной инфраструктуры района. Канал заключен в бетонную рубашку – то есть имеет полностью забетонированное дно и стенки. Однако в ходе его эксплуатация в дне водовода появились трещины. Это привело не только к потерям 60% объема воды, но и стало причиной оползней. Были предприняты попытки предотвратить утечку с помощью вставок из полимерных материалов (геомембраны). Это дало лишь временный эффект – перемещаемые потоком воды осколки камней вызвали проколы и разрывы, нарушив тем самым герметичность полимерных вставок. В качестве другого варианта рассматривалось обычное бетонирование. Но такой капитальный ремонт занял бы несколько недель, в течение которых пришлось бы перекрыть подачу воды к сельхозугодиям. Это неминуемо привело бы к потере урожая. Проблема была решена благодаря использованию бетонного полотна Concrete Canvas. Отрезки полотна были уложены на участки с трещинами и закреплены на поверхности с помощью винтов. Для герметизации стыков использовался клей-герметик. Из этого примера видны не только преимущества бетонного полотна, но и очевидные недостатки бетонной облицовки и использования геомембран. Бетонное полотно Concrete Canvas представляет собой два слоя ткани с «начинкой» из сухой бетонной смеси. Один из слоев имеет полностью влагонепроницаемую ПВХ-подкладку. После смачивания водой бетонная смесь в течение 1-2 часов застывает, а спустя 24 часа полотно превращается в прочный, армированный текстильными волокнами слой бетона. Строительство каналов: технология укладки бетонного полотнаНаряду с высокой прочностью к различным нагрузкам и полной водонепроницаемостью (ее обеспечивает ПВХ-подкладка), полотно Concrete Canvas имеет еще оно существенное преимущество – предельно простой и быстрый монтаж. Для ремонта оросительного канала в Кампана Малакато было уложено 261 м 2 этого материала. У бригады из 5 человек на это ушло всего 4 дня. Причем частично работы велись в плохих погодных условиях. Как уже отмечалось, на ремонт канала с помощью бетонного раствора пришлось бы потратить несколько недель. При этом потребовалось бы задействовать дополнительную технику, в частности, миксеры. А учитывая то, что канал проходит по склону горы, это было бы весьма затруднительно. При строительстве водных каналов укладка бетонного полотна в русло проходит в несколько простых этапов. Сначала полотно раскатывается по поверхности. Затем отдельные его отрезки соединяются между собой (существует несколько способов их соединения). После этого материал смачивается. Через пару часов он превращается в прочную и водонепроницаемую облицовку. Подсчитано, что за день бригада из 6 рабочих способна уложить до 800 м 2 материала. При этом поверхность не нуждается в специальной подготовке, а из строительной техники достаточно бульдозера или экскаватора для крепления на ковше пространственной траверсы. Все остальные работы выполняются ручным инструментом. Ирригационное строительство: сравним трудозатратыДля сравнения: облицовка русла и стенок оросительного канала потребует доставки большого количества материала, замешивания цементного раствора, досыпки щебня или гравия, выравнивания кладки цементной штукатуркой, а также установки опор из бутовой кладки. Сборные конструкции из бетонных или железобетонных плит потребуют использования тяжелой строительной техники, а также обустройства гравийной подготовки. Практически того же потребует выполнение асфальтовой и асфальтобетонной облицовки. Что касается полимерных материалов (геомембран), то для их укладки необходима соответствующая подготовка поверхности, а также создание защитного слоя из щебня или грунта. Дополнительным этапом является обработка русла и стенок гербицидами, предотвращающего рост растительности, способной разрушить облицовку. В случае использования Concrete Canvas обработка гербицидами не потребуется – материал отлично подавляет рост любой растительности. И еще один важный момент: бетонное полотно может быть уложено по любому грунту. То есть вид грунта никак не сказывается на характеристиках материала и на технологии его укладки. Создание оросительных каналов: пример Моой-РиверЕще один пример из практики применения бетонного полотна Concrete Canvas в сфере строительства ирригационных сооружений, в частности, для ремонта и строительства оросительных каналов – восстановление ирригационного канала Моой-Ривер в Муден, провинция Квазулу-Натал, Южная Африка. Этот объект также имел бетонную облицовку, которая со временем потрескалась, что стало причиной потери большого количества воды. Заливка аварийных мест бетонным раствором была невозможна из-за того, что некоторые отрезки канала проходят по труднодоступным местам. Кроме того, как и в случае с каналом Кампана Малакато, это потребовало бы на длительное время прекратить подачу воды. В итоге было принято решение использовать бетонное полотно Concrete Canvas. Для его развертывания использовалась всего лишь одна единица техники – экскаватор-погрузчик JCB 3DX. В общей сложности было уложено около 11 000 м 2 полотна. Бригада из 12 человек вела работы со скоростью примерно 240 м 2 в день. Работы проводилась при жаре более 36 ºС. Заказчик, департамент по вопросам развития села и земельной реформы, остался доволен результатами. Планируется, что Concrete Canvas будет неоднократно использоваться в подобных проектах. Бетонное полотно Concrete Canvas – современный материал, который позволяет достичь качественного результата при наименьших временных, трудовых и финансовых затратах. В настоящее время он активно используется более чем в 40 странах мира. Для России бетонное полотно – это пока еще новинка. Но оно быстро завоевывает популярность. Один из самых распространенных вариантов применения Concrete Canvas – это облицовка дренажных каналов, искусственных водоемов и ирригационных систем. Важным является то, что этот материал позволяет значительно сэкономить на эксплуатационных расходах. Уложив его однажды, вы можете быть уверены: он прослужит более 50 лет, не требуя ремонта или замены. Полотно является экологически чистым продуктом и поэтому может быть использовано как в городском, так и в сельском хозяйстве, в частности, в ирригационном строительстве. Назад
Компания Гидрострой >> Строительство водоемов Строительство и обслуживание водных каналовКанал – искусственный водный объект, возводимый для направления и контроля потоков воды, либо для сокращения продолжительности водных маршрутов.
Основная цель строительства водного канала – соединение двух или более водных объектов, образуя между ними обводненный участок необходимого в данном случае формы и площади проходного сечения.
По назначению каналы разделяют на обходные, подходные и соединительные: Обходные каналы возводятся для обхода судами озер, где присутствует возможность штормов, а так же для обхода крупных населенных пунктов (к подобным относятся Прионежский и Приладожский каналы).
Подходными каналами, по сути, являются углубленные участки водоемов, или судового хода, предназначенные для подхода судов с крупных водных объектов (морей и океанов) к портам и второстепенным водным путям (к подобным относятся каналы Архангельска, Санкт-Петербурга и т.д.).
Соединительные каналы создаются для соединения водных объектов различного вида путем возведения водных путей (канал им. Москвы, Волго-Донской канал, Беломорско-Балтийский канал и т.д.).
По типу питания каналы разделяют на два типа – самотечные и искусственного питания. В самотечных каналах (самый распространенный вариант) вода поступает из водных объектов и распространяется естественным путем. В каналах с искусственным питанием вода поступает из водных объектов с помощью мощных насосных установок (к примеру, Волго-Донской канал питают водой посредством трех насосных станций, на каждой их которых установлены мощные насосы общей производительностью около 150 тысяч !
! ! кубических метров воды в час).
Конечно же, на сегодняшний день в России не ставятся столь грандиозные задачи, но постоянно ведется строительство каналов ирригационного и деривационного типа, необходимые для подвода или отведения воды к населенным пунктам, территориям сельскохозяйственного назначения, промышленным предприятиям а так же возводятся каналы для подхода судов к бухтам и частным причалам.
Специалисты компании Гидрострой имеют значительный опыт в области проектирования и создания водных каналов самого разнообразного назначения. Так же, обратившись к нам, Вы можете заказать мероприятия по обслуживанию водных каналов, включающие в себя работы по очистке и углублению канала с помощью землесосных снарядов, а так же укрепление его откосов и стен каналов, ремонту имеющихся гидросооружений и т.д.
в компании Гидрострой Вы можете заказать:
Проектирование и строительство каналов любого назначения;
None Возведение деривационных путей с естественным и искусственным питанием;
Создание ирригационных и водоотводящих каналов для нужд сельского хозяйства; Строительство судоходных каналов любых размеров на всех типах грунтов;
Очистка и углубление каналов различного назначения;
None Строительство и ремонт находящихся в каналах гидросооружений;
15 июня 1931 г. Пленум ЦК ВКП (б) постановил: «. .
. коренным образом разрешить задачу обводнения Москвы-реки путем соединения ее с верховьем реки Волги». Решение было обусловлено тем, что к 30-м годам прошлого столетия столица была перенаселена и испытывала серьезный недостаток питьевой воды.
Река Москва почти умирала – около Кремля ее можно было перейти вброд, а воды ее представляли собой смесь промышленных и иных отходов. Рублевский водопровод уже не мог «напоить» 3-х миллионное население и работал на пределе мощностей.
Решением в создавшейся кризисной ситуации могла стать подача воды из реки Волги.
Однако Волга текла далеко – за возвышенностью, севернее Клинско-Дмитровской гряды, высота которой достигала почти шестидесяти метров над уровнем Москва-реки. Прорыть канал подобной глубины казалось затеей безумной, тем более что предстояло преодолеть 128 км по прямой – сквозь лес, болота и бездорожье.
Первоочередной задачей проектировщиков был выбор наиболее целесообразной трассы канала. Искали путь, который был бы удобен и экономически выгоден. Рассматривали несколько вариантов.
Наиболее эффективным был признан проект, разработанный группой специалистов вместе с молодым инженером Александром Николаевичем Комаровским (будущим начальником гидротехнического сектора проектного управления канала, а затем и начальником управления и главным инженером канала) так называемый Шошинский вариант. Согласно ему канал должен был спуститься в устье реки Шоша, а дальше вода с помощью шлюзов подавалась бы в столицу. Далее это вариант был доработан и появился Дмитровский вариант проекта канала, который и был утвержден в итоге.
По этому проекту длина канала составляла 128 км, объем земляных работ – 151 млн. кубометров, а глубина канала лишь в нескольких местах достигала 30 метров, в основном не превышая 12 м.
Итак, трасса должна была пройти по кратчайшему пути между Волгой и Москвой-рекой.
Предстояло в сжатые сроки преодолеть расстояние от села Тушина до устья реки Дубна, впадающей в Волгу (около 130 км). Высокий гребень холмов с истоками и долинами мелких рек должен был превратиться в многокилометровый «водяной мост» Волга-Москва. Нужно было создать целый комплекс гидротехнических сооружений, чтобы заработали «водяные лестницы», по которым пойдут большегрузные суда.
Необходимо было обеспечить чистоту подаваемой в водопровод воды.
У деревни Иваньково, близ устья Дубны, Волгу перегородили огромной плотиной. Упираясь в плотину и разливаясь, вода должна была накапливаться в системе искусственных водохранилищ – Московском море. Часть воды должна была круто повернуть на юг, в русло канала и дальше взбираться по «лестнице» вверх на высоту девятиэтажного дома, чтобы потом пройти по ровному и широкому участку и снова круто спуститься вниз по системе шлюзов к Москва-реке.
3 сентября 1932 г. начальник Химкинского участка строительства Марченко вонзил лопату в землю и торжественно вынул первый грунт из русла будущего канала.
Так началась одна из грандиозных строек века…К весне 1937 г. было вынуто 151,4 миллиона кубометров земли, 56 миллионов кубометров гравия, песка и глины. Уложено 3 110 000 кубометров бетона и железобетона. Почти шесть с половиной миллионов квадратных метров откосов канала было укреплено камнем (это сопоставимо с размерами небольшой европейской страны). Для сооружения канала потребовалось 35 тысяч тонн металлоконструкций, 2 350 000 кубометров лесоматериалов, 850 000 тонн цемента, около 7 000 000 кубометров камня и гравия, 100 миллионов штук кирпича. На строительстве канала работали 170 экскаваторов, 1600 автомобилей, 275 тракторов, 150 паровозов, 225 мотовозов, 2113 железнодорожных платформ, 240 бетономешалок, 1100 электровибраторов, 5 750 электромоторов. К трассе канала были подведены железные дороги, по которым можно было увезти почти пятьдесят тысяч тонн груза.
По новым шоссейным дорогам неслись тысячи грузовиков и мотовозов. Весь фронт работ опутала паутина телефонных и телеграфных проводов. По ночам над стройкой полыхало электрическое зарево.
Появилась и новая техника. В том числе гидромониторы, впервые освоенные здесь же инженером Николаем Дмитриевичем Холиным. Насосные системы – детище молодых специалистов – создавались на московском заводе «Борец».
Впервые на подобном строительстве использовалась исключительно советская техника, материалы и специалисты.
Вскоре некоторые участки строительства выделились в отдельные строительные районы – Южный (Московский), Истринский, Карамышевский гидроузел и др. наиболее значимые объекты и сооружения будущего канала. Строительные работы были разнообразными и требовали разносторонней инженерной подготовки. По воспоминаниям Александра Николаевича Комаровского, участие в этом великом труде было для него не «подготовительным классом», а «строительным университетом широкого профиля».
Отдельно стоит сказать о том, что же представляли собой шлюзы, строившиеся на канале Москва-Волга. Их глубина – пять с половиной метров, длина – двести, ширина – тридцать метров. Днище шлюза, толщиной пять метров, составляло единое целое с железобетонными стенами. Верхние ворота представляли собой щиты, которые помогали удерживать воду в камерах. И нижние и верхние ворота изготавливались из металла и обшивались деревом. Для опорожнения камер были предусмотрены специальные галереи в нижней части шлюза, которые, если требовалось по технологии, можно было перекрывать специальными прочными металлическими щитами.
Управление щитами было выведено в специальные башни, которые были размещены на каждой голове шлюза. Механизмы же приводились в движение с центрального пульта, а весь этот процесс был полностью автоматизирован.
Таких шлюзов на всем протяжении канала было тогда построено одиннадцать. Со строительством Химкинской плотины возникли определенные трудности. На канале Москва-Волга сооружались плотины двух типов – насыпные земляные и бетонные.
Заметим, что основой прочности плотины является так называемый «зуб» – огромный железобетонный якорь, помогающий плотине выдержать натиск воды. На этой стройке «зуб» был очень непростой конструкции и необычного масштаба. «Зуб» подобной величины впервые строился в нашей стране.
Он состоял из 24 колодцев длиной более 8 метров, шириной более 3-х метров и высотой от 5,5 до 8 метров. «Зуб» этот на целый метр заглублялся в залегание очень прочной, так называемой юрской глины. Расстояние между колодцами заполнялось бетоном на ту же глубину, на которую опускались колодцы.
Стенки колодцев толщиной 0,7 метра были сложены из бетона высокой марки. Внутреннюю полость также заполняли бетоном.
Дела с колодцами осложнялись тем, что здесь были обнаружены стволы могучих дубов. За время, проведенное в земле, древесина затвердела и по прочности не уступала камню. Встречались и мощные огромные валуны. Устранение этих и подобных препятствий требовало от строителей полной выкладки, физической и моральной.
По воспоминаниям строителей канала, установку колец «зуба» по своей трудоемкости можно было сравнить со строительством египетских пирамид. Вначале копали вручную котлован под колодец глубиной около двух метров. Потом на дно котлована укладывали бревна диаметром около 20 см – по шестнадцать штук поперек колодца.
Затем строили опалубку стен, затем – бетонирование стен колодца. Пять-семь дней бетон затвердевал. После чего опалубку снимали.
И начиналось самое трудное. С помощью лебедок и тросов из колодца вынимали стволы дубов и валуны и начинали углублять колодец. Нужно было работать очень аккуратно, чтобы колодец не перекосило.
Выемку грунта из-под бетонного колодца производили вручную, перекидывая его от середины колодца к стенам. Мог, например, возникнуть резкий выброс воды и разжиженного грунта в котлован, и колодец в течение трех минут наполнялся этой массой на глубину до трех метров. Тогда нужно было в аварийном порядке спасать людей, вычерпывать прорвавшуюся массу и продолжать дело дальше.
Почти все время, пока шло опускание колодца, в котлован помимо выбросов грязи медленно просачивалась вода, которую постоянно откачивали насосы. Поступление этой воды прекращалось лишь после того, как «зуб» входил в юрскую глину. Это лишь один пример того, как шло строительство канала Москва-Волга.
Конечно, на общем фоне строительных работ, объем работ на Химкинской плотине был не очень велик, но строителям и здесь пришлось вынуть более миллиона кубических метров грунта, уложить двадцать тысяч кубометров бетона и железобетона, забить огромное количество специальных шпунтов.
На стройках центрального района особую трудность вызвало сооружение шлюзов. Так, шлюз №3 у станции Яхрома строился в местности, где был высокий уровень грунтовых вод. Он достигал двенадцати метров.
Вода так быстро поступала в котлован шлюза, что у некоторых строителей появилась неуверенность в том, что все делается правильно. На помощь пришел опыт, приобретенный при сооружении шлюзов Южного района. В котловане шлюза №3 установили тринадцать мощных центробежных насосов с диаметром от четырех до восьми дюймов.
Дело между тем постепенно двигалось к завершению строительства канала. Экскаваторщиков и бетонщиков уже сменили монтажники, архитекторы, художники и садоводы. Ранней весной 1937 года канал был почти готов. Позади осталась огромная работа, когда были прорезаны холмы, намыты высокие дамбы, воздвигнуты железобетонные коробки шлюзов. Но в самом канале было еще сухо, он все еще ждал воды.
23 марта 1937 года на самом высоком уровне было принято решение «остановить Волгу», то есть приступить к наполнению Московского моря и самого канала.
Волга обрушила невероятной мощности удар на плотину, но щиты выдержали. Течение реки было остановлено на три минуты. Механизмы и плотины работали безукоризненно.
Затем щиты были приподняты на 25 см, через узкие щели под ними вода прорывалась в нижний бьеф (участок) Волги, поддерживая нужный уровень в ее нижнем течении. Одновременно с Волгой реки Икша, Уча и Клязьма заполнили своими водами громадные водоемы – будущее ложе канала. Через 13 дней специалисты доложили: «Московское море заполнено!
». Волга была покорена, ее вода была взята на строгий учет, а кран на бетонной плотине регулировал ее дальнейший пропуск, то поднимая, то опуская металлические щиты.
К 17 апреля вода наполнила все 128 км канала Москва-Волга. Работы, начатые в конце 1932 г., были выполнены за 4 года 8 месяцев! 2 мая 1937 года флотилия специально построенных для плавания по каналу белоснежных теплоходов впервые прошла по шлюзам с верхней Волги в Северный речной порт и остановилась у Химкинского речного вокзала.
Итак, за неполных пять лет было построено более 200 гидротехнических сооружений: 109 км судоходных каналов, 11 судоходных шлюзов, 5 насосных станций, 8 гидроэлектростанций, 3 железобетонные плотины, 8 земляных дамб, 19 мостов и путепроводов, 2 транспортных тоннеля, 8 аварийных и заградительных ворот, 1 водопроводная станция с каналами, 406 км линий электропередач (110 Кв) и другие объекты и сооружения.
15 июля 1937 г. канал был торжественно открыт для движения пассажирских и грузовых судов. Канал выполнил и продолжает выполнять свои основные задачи: служит прекрасным водным путем, соединяющим столицу со всеми морями европейской части России, и поставляет чистую воду для Москвы.
Отметим еще одну важную вещь. Канал имени Москвы существенно украсил Подмосковье, наполнил русло Москвы-реки и ее притоков чистой водой, сделав тем самым реку красивой градообразующей осью города, а самой Москве дал возможность перспективного развития, обеспечив ее население и многочисленные зеленые насаждения водой на сотни лет вперед.
На 1 января 1986 г. в республике построено 63,5 тыс. км каналов, из них 0,6 тыс.
км водоприемников (в основном отрегулированные реки), 53,1 тыс. км магистральных и проводящих, 8,4 тыс. км оградительных, 1,4 тыс.
км регулирующих. Густота сети каналов по республике зависит в основном от рельефа и конфигурации осушаемых земель. Основное количество (83 %) составляют магистральные и проводящие каналы.
Главным образом это открытые коллекторы дренажных систем, которые имеют следующие недостатки: занимают значительную часть высокопродуктивных сельскохозяйственных угодий (около 35 тыс. га); мешают механизированной обработке почвы; требуют больших затрат труда и денежных средств на эксплуатацию.
В связи с этим при строительстве новых, реконструкции и капитальном ремонте существующих осушительных систем часть каналов заменяют железобетонными трубами диаметром 400… 1 600 мм.
Своевременное и качественное строительство каналов – залог успешного проведения работ по объектам в целом. Каналы необходимо строить до начала работ по предварительному осушению и тем более до начала строительства закрытого дренажа. Наилучшие сроки строительства – вторая половина лета.
Такие сроки позволяют создать фронт работ для строительства закрытого дренажа весной будущего года. Каналы, разрабатываемые летом и осенью, необходимо закрепить до зимы.
В твердых глинистых и суглинистых грунтах, а также в болотах низинного типа каналы разрабатывают поздно осенью, зимой и весной. Закрепляют их весной после схода весенних паводков. Однако в пылевидных песчаных и супесчаных грунтах, на болотах переходного и верхового типа, а также при наличии грунтового водного питания и плывунов строить каналы поздно осенью, зимой и ранней весной нецелесообразно, поскольку во время весенних паводков происходят значительные деформации дна и откосов.
Ликвидация их требует больших денежных и трудовых затрат. В таких условиях возможно лишь разрабатывать по трассе каналов траншеи предварительного осушения (для спуска поверхностных вод и понижения уровня грунтовых вод). Устройство каналов полного профиля проводят после прохода весенних паводков с одновременным разравниванием кавальеров и укреплением дна и откосов.
Строительство мелиоративных каналов организуют по трем вариантам. По первому варианту в некоторых СМУ создают специализированные бригады или стройучастки, которые по графику, увязанному со строительством дренажа, прокладывают каналы на всех объектах. Специализированному стройучастку выделяют следующие машины и инвентарь: 9 одноковшовых экскаваторов, 7.
. . 8 бульдозеров, 2 корчевателя, 2.
. . 4 гусеничных трактора (для механизированной планировки откосов, перепашки полос, разравнивания кавальеров и для перевозки дерна и других материалов), 4.
. . 5 колесных тракторов (для отсыпки на откосы смеси гумусового грунта, семян и удобрений и для транспортных работ), колесный экскаватор ЭО-2621А (для погрузочных работ), 7 разбрасывателей органических удобрений (приспособленных для отсыпки гумусового грунта на откосы), 3 плуга, 2 дисковые бороны БДТ-2,5, заправляющая машина, передвижная механическая мастерская, 5 домиков-вагонов.
Общее число механизаторов и рабочих – 40. . .
50. Состав ИТР: прораб, 2 мастера, 2 техника, механик. Годовой объем работ стройучастка на сумму 600 тыс.
р. (примерно 35 км каналов, 60. .
. 70 трубчатых переездов). Прораб возглавляет стройучасток, один мастер с техником организуют работу одноковшовых экскаваторов, бульдозеров и корчевателей, которые распределяют по объектам в зависимости от объемов работ.
Корчеватели удаляют с трасс кустарник, деревья, пни и камни. Бульдозеры при необходимости выравнивают трассы каналов, снимают гумусовый слой почвы, разравнивают кавальеры, отсыпанные экскаваторами, разрабатывают воронки, устраивают ложбины для спуска поверхностной воды. Другой мастер с техником организуют каналоукрепительные работы.
Второй вариант организации строительства каналов- специализированные бригады в составе комплексных стройучастков. Такие бригады организуют работы вышеописанным образом, только состав их в 2. .
. 3 раза меньше состава специализированного участка.
Третий вариант – строительство каналов в комплексе с другими мелиоративными работами на объекте. При расширении применения метода бригадного подряда этот вариант стали применять все чаще. В некоторых СМУ специализированные бригады по строительству каналов работают на основе субподряда с комплексными подрядными бригадами.
Источники: