Укрепление Советского многонационального государства

Особенности социалистического государства как государственного типа находят свое выражение и в форме государственного устройства. Советский Союз представляет собой многонациональное социалистическое государство, построенное па базе советской федерации н коренным образом отличающееся от буржуазных многонациональных государств. Советская федерация как наиболее целесообразная форма государственного устройства многонационального социалистического государства была открыта Лениным и Сталиным (См.

И. В. Сталин, Соч.

, т. 3, стр. 30—31).

Одна из важнейших особенностей советского многонационального государства состоит в том, что федеративными отношениями в нем связаны национальные государственные образования. Буржуазные союзные государства состоят обычно лишь из административных территориальных единиц (штатов, кантонов). Субъектами советской федерации, как указывал товарищ Сталин, «.

. . должны быть и могут быть не всякие участки и единицы и не всякая географическая территория, а лишь определенные области, естественно сочетающие в себе особенности быта, своеобразие национального состава и некоторую минимальную целостность экономической территории» (И.

В. Сталин, Соч. , т.

4, стр. 69). Союз Советских Социалистических Республик представляет государственное объединение народов, организованных в свои национальные республики и объединившихся в одно многонациональное социалистическое союзное государство.

Вручение крестьянину-бедняку акта о наделении его землей и скотом на основании земельно-водной реформы (Ферганская область). Фотография 1925 года.

Формы советской федерации отличаются большой гибкостью и многообразием, отражающими разнообразие национального состава нашего государства, объединяющего различные по своей численности, по занимаемой территории и по уровню своего развития нации и народности. Федеративными отношениями связаны прежде всего союзные республики, пользующиеся государственным суверенитетом. Они осуществляют государственную власть самостоятельно, за исключением тех вопросов, которые добровольно передали в ведение общесоюзных органов государственной власти.

Внутри ряда союзных республик существуют автономные республики и автономные области, пользующиеся правами автономных частей союзных республик. Такое устройство Советского государства предоставляет наиболее широкие возможности для политического, экономического и культурного развития наций и облегчает их сотрудничество.

Важнейшей особенностью и основой прочности Советского многонационального государства является добровольность объединения республик. В буржуазном мире союзные государства образовывались, сохранялись и расширялись путем насилия, угнетения. Напротив, Советское союзное государство зиждется на свободном союзе народов.

Празднование провозглашения Узбекской ССР. Фотография 1924 года.

Еще в апреле 1918 г. в беседе об Организации РСФСР товарищ Сталин отмечал это коренное различие между социалистическим и буржуазным союзным государством: «. .

. Там — в западных федерациях — строительством государственной жизни руководит империалистическая буржуазия. Неудивительно, что «объединение» не могло обойтись без насилий.

Здесь, в России, наоборот, политическим строительством руководит пролетариат, заклятый враг империализма. Поэтому в России можно и нужно установить федеративный строй на основе свободного союза народов» (Там же, стр. 68).

Национально-государственное размежевание в Средней Азии и Казахстане (Октябрь 1924 - май 1925 годов)


В добровольности объединения — один из источников прочности Советского многонационального государства. История учит, что многонациональные государства, созданные на основе угнетения народов, на основе насильственного удержания их в рамках единого государства, помогут быть прочными. Национальное неравноправие и гнет неизбежно вызывают противодействие народов, порождают центробежные силы, ведущие государство к распаду.

В атом одна из причин непрочности и неустойчивости буржуазных многонациональных государств. Ленин и Сталин неоднократно указывали, что прочным может быть только добровольный союз народов. В советском строе был впервые в истории найден ключ к созданию устойчивого многонационального государства.

Добровольность объединения имеет своей необходимой предпосылкой равноправие народов. Все советские социалистические республики, входящие в состав СССР, пользуются равными правами. Принцип равноправия народов нашел свое отражение в двухпалатном устройстве верховного органа власти СССР.

Две палаты — Совет Союза и Совет Национальностей — были предусмотрены в составе Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР Конституцией 1924 г. и в составе Верховного Совета СССР Конституцией 1936 г. Разъясняя смысл существования двух палат, товарищ Сталин указывал: «Однопалатная система была бы лучше двухпалатной, если бы СССР представлял единое национальное государство.

Но СССР не есть единое национальное государство. СССР есть, как известно, многонациональное государство. У нас имеется верховный орган, где представлены общие интересы всех трудящихся СССР независимо от их национальности.

Это — Совет Союза. Но у национальностей СССР кроме общих интересов имеются еще свои особые, специфические интересы, связанные с их национальными особенностями. Можно ли пренебрегать этими специфическими интересами?

Нет, нельзя. Нужен ли специальный верховный орган, который отражал бы эти именно специфические интересы? Безусловно нужен.

Не может быть сомнения, что без такого органа невозможно было бы управлять таким многонациональным государством, как СССР. Таким органом является вторая палата, Совет Национальностей СССР» (И. В.

Сталин, Вопросы ленинизма, изд. 11, стр. 529—530).

В этом органе имеют равное представительство все республики независимо от размеров территории и численности населения. Так, например, одинаковое количество депутатов в Совет Национальностей (по 25 депутатов) посылает и РСФСР, насчитывающая свыше 109 млн. населения, и Армянская ССР, население которой немногим превышает 1 млн.

Не ограничиваясь провозглашением правового равенства наций, Советская власть сделала все, чтобы добиться их фактического равенства, чтобы преодолеть то политическое, хозяйственное и культурное неравенство народов, которое осталось в наследство от старого строя. Братское сотрудничество и взаимопомощь народов СССР помогли национальным республикам и областям быстро развить свою промышленность, сельское хозяйство, свою национальную по форме и социалистическую по содержанию культуру.

Оценивая итоги советской национальной политики, товарищ Сталин говорил в своем докладе о проекте Конституции СССР, что «опыт образования многонационального государства, созданного на базе социализма, удался полностью. Это есть несомненная победа ленинской национальной политики» (И. В.

Сталин, Вопросы ленинизма, изд. 11, стр. 513).

Война с гитлеровской Германией явилась величайшим испытанием. Советское многонациональное государство победоносно прошло через это испытание и показало свою несокрушимую прочность. Испытания войны еще больше сплотили народы СССР, укрепили их дружбу, еще теснее объединили их вокруг великого русского народа, представляющего наиболее выдающуюся нацию из всех наций, входящих в состав Советского Союза.

«Война показала, — сказал товарищ Сталин 9 февраля 1946 г. , — что советский многонациональный государственный строй с успехом выдержал испытание, ещё больше окреп за время войны и оказался вполне жизнеспособным государственным строем. .

. Теперь речь идёт уже не о жизнеспособности советского государственного строя, ибо его жизнеспособность не подлежит сомнению. Теперь речь идёт о том, что советский государственный строй оказался образцом многонационального государства, что советский государственный строй представляет такую систему государственной организации, где национальный вопрос и проблема сотрудничества наций разрешены лучше, чем в любом другом многонациональном государстве» (И.

В. Сталин, Речи на предвыборных собраниях избирателей Сталинского избирательного округа г. Москвы 11 декабря 1937 г.

и 9 февраля 1946 г. , Госполитиздат, 1949, стр. 18—19).

Союз и союзные республики.Союзное (федеративное) уст­ройство советского государства обусловлено многонациональ­ным характером государства, построенного на признании пра­ва наций на самоопределение и принципов равенства и суве­ренности народов, провозглашенных Декларацией прав народов России еще в ноябре 1917 г. Советское государство представляло собой союзное (федеративное) объединение от 11 до 16 советских республик на началах добровольности и равноправия.

Основные права союзных республик, выражающие их госу­дарственный характер, суверенитет и равенство, следующие.

1. Каждая союзная республика имела свою конституцию, которая принималась Верховным Советом республики и не нуждалась в утверждении ВС СССР. Конституции союзных республик устанавливали основы общественного и государст­венного устройства республики, структуру высших органов власти и управления, местных органов власти и хотя учитыва­ли исторические и национальные особенности каждой респуб­лики, но были построены в полном соответствии с Конститу­цией СССР.

2. Каждая союзная республика обладала территориальным верховенством. Территория союзной республики не могла быть изменена без ее согласия[294].

3. Каждая союзная республика имела право свободного выхода из Союза.

4. Каждая союзная республика имела право вступать в непосредственные сношения с иностранными государствами, заключать с ними соглашения, обмениваться дипломатическими и консульскими представителями. Это право союзных республик было зафиксировано решением X сессии ВС СССР, оно было реализовано некоторыми союзными республиками подписанием Устава Организации Объединенных Наций (Украина, Белоруссия), а также в виде ряда двусторонних соглашений с отдельными иностранными государствами.

5. Союзные республики имели право создавать свои войсковые формирования. Хотя это право было зафиксировано решением X сессии ВС СССР, на деле оно реализовано не было.

6. Каждая союзная республика, независимо от численности населения, имела право на равных основаниях с другими республиками на самостоятельное представительство в Совете Национальностей СССР.

7. Каждая союзная республика имела право быть представленной в Президиуме ВС СССР в лице одного из заместителей Председателя Президиума. 8. Каждая союзная республика имела право потребовать созыва чрезвычайной сессии ВС СССР и устройства референдума.

9. Каждая союзная республика имела право принимать в гражданство. 10.Каждая союзная республика обладала равной с другими республиками компетенцией в области законодательства и управления и в пределах этой компетенции осуществляла свою власть самостоятельно.

В этих правах союзных республик воплощался их суверенитет. Союзные республики рассматривались как суверенные совет­ские государства, суверенитет которых ограничен лишь в пределах, указанных в ст. 14 Конституции СССР, перечисляющей пол­номочия Союза.

Наиболее существенным признаком этого суве­ренитета являлось право выхода из Союза, сохраняемое союзными республиками в рамках Союза. Если вступление в Со­юз с неизбежностью означало известное ограничение суверенных прав союзных республик, ибо «всякое объединение есть некое ог­раничение ранее имевшихся прав у тех, которые объединились», то сохранение за союзными республиками права выхода из Союза означало возможность для республики в любой момент вернуть свои права, добровольно уступленные в пользу Союза в целом[295].

Конституция СССР подчеркивала и суверенитет Союза. Со­юз ССР — не конфедерация, а федерация, т. е.

союзное государ­ство, осуществляющее государственные функции в качестве но­сителя полноты власти и независимого члена международного общения. Суверенитет Союза выражался в верховенстве его вла­сти внутри своей территории и его независимости вовне. Во взаимоотношениях с союзными республиками суверенитет Союза выражался в принадлежности Союзу следующих прав:

1) компетенция компетенции, т. е. право путем изменения Конституции расширять свою компетенцию;

2) право издавать в пределах своей компетенции законодательные и другие нормативные акты, обязательные для исполнения и имеющие одинаковую силу на территории всех союзных республик, в частности и для законодательных, исполнительно-распорядительных и судебных органов союзных республик;

3) приоритет законов Союза над законами союзных республик: в случае расхождения закона союзной республики с законом превалировал общесоюзный закон; 4) определение в Конституции Союза основ общественного и государственного строя союзных республик и права контроля Союза над соответствием конституций союзных республик Конституции Союза;

5) установление общего порядка во взаимоотношениях между союзными республиками и иностранными государствами; 6) установление руководящих основ организации войсковых формирований союзных республик Конституцией Союза;

7) утверждение изменений границ между союзными республиками и образования новых краев, областей и автономных республик в составе союзных республик; 8) установление в ряде отраслей (просвещение, здравоохранение, труд, брак и семья и т. д.) основных начал законодательства.

Проблема суверенитета в союзном государстве, вызвавшая не­скончаемые дискуссии в юридической литературе, находила свое разрешение в советском союзном государстве в виде признания как суверенитета Союза, так и суверенитета союзных республик. Компетенция Союза в основном устанавливалась ст. 14 Кон­ституции СССР. Полномочия Союза могут быть разделены на пять групп:

1) полномочия в области внешних сношений советского государства и военных вопросов. Сюда относятся представительство Союза в международных сношениях, заключение и ратификация договоров с иностранными государствами, установление порядка, во взаимоотношениях союзных республик с иностранными государствами; вопросы войны и мира, организации обороны СССР и руководство всеми вооруженными силами СССР; установление руководящих основ организации вооруженных сил союзных республик; внешняя торговля на основе монополии внешней торговли; принятие в состав СССР новых республик; законы о правах иностранцев; охрана государственной безопасности;

2) полномочия в области хозяйства и финансов: установление народно-хозяйственных планов СССР, утверждение единого государственного бюджета СССР, а также налогов и доходов, поступающих на образование, бюджетов союзного, республиканского и местных; управление банками, промышленными и сельскохозяйственными учреждениями и предприятиями, а также торговым предприятием общесоюзного значения; управление транспортом и связью, руководство денежной и кредитной системой, организацией государственного страхования, заключение и предоставление займов, установление основы землепользования, а также пользования недрами, лесами и водоемами, организация единой системы народно-хозяйственного учета;

3) полномочия в социально-культурной сфере: установление основных начал в области просвещения и здравоохранения, руководство высшим образованием и управление высшими учебными заведениями общесоюзного значения;

4) полномочия, необходимые в целях укрепления организационного единства советского государства: контроль за соблюдением Конституции СССР и обеспечение соответствия конституций союзных республик Конституции СССР, утверждение изменений границ между союзными республиками, утверждение образования новых краев и областей, а также новых автономных республик в составе союзных республик;

5) полномочия в области законодательства: обеспечение унификации законодательства о судоустройстве и судопроизводстве, уголовных и гражданских кодексов, установление основ законодательства о труде, о браке и семье, принятие законов о союзном гражданстве и издание общесоюзных актов об амнистии.

Развитие советского государства, рост политических, эконо­мических и культурных связей между союзными республиками с неизбежностью влекло за собой расширение компетенции Союза; Конституция 1936 г. означала значительное расшире­ние компетенции Союза по сравнению с Конституцией 1924 г. , особенно по линии полномочий, относящихся к 4—5 группе.

Так, Конституция СССР 1936 г. отнесла к ведению Союза уго­ловный, гражданский и процессуальные кодексы, утверждение образования новых краев и областей и т. п.

Вместе с тем, од­нако, огромный хозяйственный и культурный рост союзных республик с неизбежностью влек за собой рост их самодея­тельности и самостоятельной инициативы, усложнение их по­требностей, возникновение новых задач, в том числе и внеш­неполитических. Этим было обусловлено также расширение компетенции союзных республик в области внешних сноше­ний и право образования войсковых формирований.

Советские автономии.Характерной чертой советской феде­рации являлось многообразие форм федеративных связей, от­ражающее многообразие форм самоопределения народов. Еще в 1913 г. Сталин писал: «Право на самоопределение, т. е. — на­ция может устроиться по своему желанию. Она имеет право устроить свою жизнь на началах автономии. Она имеет право вступить с другими нациями в федеративные отношения. Она имеет право совершенно отделиться. Нация суверенна и все на­ции равноправны»[296].

Форма самоопределения наций в Советском государстве обусловлена реальными условиями существования отдельных народов. Та или иная форма реализации права на самоопреде­ление оказывается наиболее целесообразной и наиболее при­годной при данных конкретных обстоятельствах, в силу чего нация выбирает именно данную форму своего государственно­го бытия. Нация суверенна, но суверенность нации, т.

е. ее право на самоопределение, не всегда может реализоваться в форме государственного суверенитета, для которого требуется наличие ряда материальных условий. В советской федерации наряду с суверенными членами федерации имелись также и автономные члены федерации в виде автономных республик и областей, составляющих автономные части союзных республик.

Ряд автономных республик в прошлом были преобразованы в союзные республики. Однако возможность и необходимость такого преобразования определялись тем, обладает ли данная республика реальными условиями для того, чтобы образовать суверенную созданную республику, которая могла бы логиче­ски и фактически поставить вопрос о выходе из Союза и обра­зовании самостоятельного государства. Как отметил И.

В. Ста­лин в своем докладе о проекте Конституции 1936 г. , на данном этапе необходимо наличие трех условий для перевода автоном­ной республики в разряд союзной республики.

Республика должна занимать окраинное положение в Союзе, ибо, если она со всех сторон окружена территорией СССР, то ей «некуда вы­ходить»; далее, в союзной республике должно быть компактное большинство национальности, давшей имя этой республике; это требование вытекает из того, что нация, составляющая большинство на своей территории, может рассматриваться как носитель права на отделение. Наконец, необходима и извест­ная минимальная численность населения республики (пример­но, не менее 1 млн. ) как условие возможности самостоятельно­го существования государства в современных условиях.

Автономные республики представляли собой советские со­циалистические государства, а их автономные государственные права выражались в следующем: 1) автономная республика имела свою конституцию, принимаемую Верховным Советом автономной республики и утверждаемую Верховным Советом союзной республики;

2) автономная республика имела свои высшие органы государственной власти, управления и правосудия;

3) автономная республика обладала элементами территориального верховенства: ее территория не могла быть изменена без ее согласия, она устанавливала районное деление в своих пределах, а также границы своих районов и городов, которые утверждались союзной республикой;

4) автономная республика имела свою компетенцию в области законодательства и управления, состоящую из полномочий, осуществляемых ею на автономных началах, т. е. под верховным руководством и контролем союзной республики; 5) автономная республика имела право на самостоятельное представительство в Совете Национальностей СССР;

6) автономная республика была представлена в Президиуме Верховного Совета союзной республики и в Президиуме ВС СССР;

7) автономная республика пользовалась особой гарантией юридической силы ее актов управления. Постановления и распоряжения Совета Министров автономной республики не могли быть отменены Советом Министров союзной республики наравне с актами исполнительных комитетов советов краев и областей. Для отмены их требовался акт (указ) Президиума Верховного Совета союзной республики.

Автономная область представляла собой национально-госу­дарственное образование в рамках административно-территори­альной единицы союзной республики (края, области) и обладала широкой административной автономией. Ее права как автоном­ного образования выражались в следующем:

1) автономная область имела свое Положение, вырабатываемое ее Советом депутатов трудящихся и учитывающее национальные особенности области. Положение представлялось на утверждение Верховного Совета союзной республики;

2) автономная область пользовалась известными правами на свою территорию: она устанавливала границы своих районов и городов, утверждаемые союзной республикой. Эти права выте­кали из тех же оснований, что и соответствующие права авто­номных республик;

3) автономная область имела самостоятельное представительство в Совете Национальностей;

4) автономная область пользовалась особой гарантией юридической силы ее актов. Постановления и решения Совета депутатов трудящихся автономной области не могли быть отменены решением Совета депутатов трудящихся края, в который она входит. Для их отмены требовался акт Президиума Верховного Совета союзной республики.

Общим моментом для всех видов советской автономии яв­лялось функционирование государственного аппарата, суда, уч­реждений образования и культуры и т. д. на родном языке на­селения данной автономной области.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Российское государство исторически формировалось как многонациональное. Охватывая в момент возникновения небольшую территорию на северо-востоке русской равнины (в XIV – первой половине XVI в. южная граница с монголо-татарами проходила в 80-100 км от Москвы, на западе Смоленск и Курск являлись территорией Литвы), российское государство постоянно расширялось. Объединение земель восточнее Москвы происходило в процессе борьбы против монголо-татарского господства. Московская Русь, освобождаясь сама, освобождала от завоевателей и другие земли, издревле заселенные различными этносами. В результате освободительной борьбы в состав Русского государства вошли многие народы, давно связанные с русским народом общностью исторического развития: народы Севера и Поволжья – часть мари, мещера, югра, коми (в конце XIV в.), печоры, карелы, саами, ненцы, удмурты (в конце XV в.).

В XVI в. к России были присоединены башкиры. Произошло это после взятия Казани Иваном Грозным. Он обратился к порабощенным монголо-татарами народам с предложением принять русское подданство. На это предложение в 1552 г. откликнулись башкиры, обратившись к царю с челобитной. В 1557 г. после повторной просьбы они вошли в состав России.

В середине XVI в. сохранившиеся после распада Золотой Орды Сибирское, Казанское, Астраханское ханства беспокоили Россию грабежами, не прекращались вторжения, сопровождавшиеся убийствами и поджогами. В 1556 г. Астраханское ханство без сопротивления признало вассальную зависимость от российского государства. В результате упорной борьбы Казанское ханство также было присоединено к России. Таким образом, Волга на всем протяжении – от истоков до устья – была включена в состав России.

[adsense]В XVI в. сферой интересов Московского государства стала Сибирь. Ее территория была населена народами, которые вели кочевой или полукочевой образ жизни, исповедовали язычество. Там существовали огромные по территории, но слабые в военном отношении осколки монгольской державы. В 1581 г. казачья дружина Ермака Тимофеевича (по современным меркам отряд выглядел весьма скромно: около 500 казаков и примерно 300 так называемых ратных людей) начала движение в Сибирь. Досаждавший своими разорительными набегами хан Кучум был наконец, разбит в 1598 г. Народы и племена Западной Сибири увидели в Русском государстве силу, способную защитить их от кочевников Южной Сибири. В первой половине XVII в. в состав России вошли народы, населявшие Восточную Сибирь: якуты, буряты, хакасы и др. Окраинные территории на юге, востоке и северо-востоке Сибири вошли в состав России во второй половине XVII в., Камчатка и прилегающие к ней острова – в самом конце XVII – первой половине XVIII в.

Всего лишь за один век русские землепроходцы преодолели расстояние от Урала до Тихого океана и Россия весьма быстро и прочно закрепилась на новом огромном пространстве. Землепроходцы, а затем и русская администрация в большинстве своем без труда устанавливали необходимые контакты с народами Сибири и Дальнего Востока. Именно поэтому сопротивление русской миграции было незначительным, а если на первых порах и возникали конфликты, то они улаживались быстро и не имели далеко идущих последствий. Так что известное выражение «покорение Сибири» – это, скорее, эмоциональный образ, запечатлевший освоение бескрайних просторов и нелегкой природной среды, а не подчинение этносов, живших на этих территориях.

В первые годы XVII в. начался мирный процесс перехода калмыков в русское подданство. Русское государство было заинтересовано в охране своих границ от крымских татар и турок. В 1655 г. представители калмыков приняли присягу на подданство русскому правительству. В 1657 г. эта присяга была подтверждена. В 1661 г. подданство было закреплено подписями. Вхождение калмыков в Россию, таким образом, было основано на письменном соглашении, заключенном добровольно, с учетом взаимных интересов.
В XVII в. в состав России входили небольшая часть Северного Кавказа и области Донского и Яицкого казацких войск.

Образование Русского централизованного государства имело важное значение для народов Украины, Белоруссии, Молдавии, ориентировавшихся на Россию в борьбе против иноземных поработителей. В 1654 г. в Переяславле состоялась Великая Рада (совет), которая приняла решение о воссоединении Левобережной Украины с Россией. Правобережье воссоединилось позднее – в конце XVIII в. Но и после этого часть украинских земель (Восточная Галичина, Северная Буковина, Закарпатье) оставалась в составе соседних с Россией государств.

Помощи у России искала и порабощенная Турцией Молдавия. В XVII в. молдавские господари несколько раз обращались к российскому правительству с просьбой о принятии Молдавии «под царскую руку», в русское подданство. В 1711 г. Петр I заключил договор с молдавским господарем Кантемиром, зафиксировавший протекторат России над Молдавией.

Во второй половине XVII в. началась изнурительная борьба России с литовско-польским государством – Речью Посполи- той, а также Крымом и Турцией в поддержку стремления белорусских земель и Правобережной Украины к воссоединению с Россией. Литовско-польские войска отчаянно боролись за белорусские и украинские земли. По наущению Турции на территорию Украины вторгались крымские войска. Россия более века боролась за безопасность и прочность своих границ, защищая одновременно белорусские и украинские земли. В результате этой борьбы только 3 июля 1700 г. была отменена унизительная для России дань крымскому хану.

На протяжении XVIII в. правительство России активизирует свою политику на Северном Кавказе. За влияние на Северном Кавказе боролись крымские ханы, Турция, Иран, Россия. В XVII-XVIII вв. некоторые горские народы принимали русское подданство. В состав России вошли Кабарда, Карачаево-Черкессия и Осетия. Однако в целом процесс присоединения Северного Кавказа проходил сложно и противоречиво, главным образом военными методами, и был продолжительным.

Казахский народ, постоянно испытывая набеги восточных и южных соседей, искал покровительства России. Избранный вождем на собрании трех жузов Абдулжаир, отбив очередное нашествие со стороны Джунгарии, обратился к русскому правительству с просьбой о принятии казахов в подданство России. 10 октября 1731 г.

Абдулжаир и старшины Младшего жуза принесли присягу русскому правительству. В декабре того же года русское подданство принял хан Среднего жуза Семеке. В 1740 г.

присягу принесли хан Абдулмамбет и султан Аблай. Старший жуз, находившийся долгое время под господством Джунгарии, присоединился к России в первой половине XIX в.

Территория восточной Прибалтики переходила из рук в руки Германии, Польши, Литвы, Швеции, Дании. Северная война 1700-1721 гг. открыла доступ к Балтийскому морю для России и обеспечила ее экономические морские связи с другими странами мира.

В результате побед в Северной войне под власть России перешли Эстония, части Латвии и Карелии с Выборгом. В ходе российско-шведской войны 1808-1809 гг. было присоединено Великое княжество Финляндское, которое раньше было частью Швеции.

В результате трех разделов Польши (1772,1793, 1795 гг. ), осуществленных тремя державами – Россией, Австрией и Пруссией – в состав русского государства были включены Белоруссия, Правобережная и Западная Украина (без Львова), большая часть Литвы и Курляндия. Таким образом, произошло воссоединение украинских и белорусских земель.

Заседавший в 1814-1815 гг. Венский конгресс передал в состав России Герцогство Варшавское (Царство Польское).

Во второй половине XVIII в. в результате войн с Турцией (1774,1783,1791 гг. ) к России отошли Крым и Северные берега Черного и Азовского морей.

По договору 1791 г. России и Турции территория между Бугом и Днестром вошла в состав России, а в результате русско-турецкой войны 1806-1812 гг. по Бухарестскому мирному договору была освобождена от турецкого господства и Бессарабия.

На протяжении веков Закавказье подвергалось разрушительным войнам, захватам и разделам территории. Так, феодальная Армения бывала неоднократно разделена Ираном, Византией и Турцией, завоевана Арабским Халифатом, монголо-татарскими ордами. Потеряв надежду на достижение независимости собственными силами, армянское общество решило просить помощи извне.

Исходя из этого, посланец Армении Ори в середине 1701 г. решил обратиться к России. Петр I не отрицал необходимости помощи Армении, но у России были связаны руки войной со Швецией.

Только после русско-иранской войны 1828-1829 гг. Восточная Армения присоединилась к России.

Ареной многочисленных кровопролитных войн была и территория Азербайджана. Он также в разное время был под властью Арабского Халифата, Турции, монголо-татар, Ирана. В XVIII в.

в Петербург неоднократно направлялись послы с просьбой принять Азербайджанское ханство в состав России. Вхождение азербайджанских земель в состав России началось в 1801 г. К концу 1806 г.

В 1783 г. на основе Георгиевского трактата Восточная Грузия формально вступила под покровительство России. Этот трактат вызвал недовольство Турции, а Персия опустошила Восточную Грузию и активизировала свою политику в Закавказье.

Агрессия Персии заставляла христианские народы искать защиты у России. В 1799 г. Восточная Грузия вновь обратилась к России за помощью.

К 1810 г. большая часть Закавказья была включена в состав России. У Турции остались Ереванское и Нахичеванское ханства, а также Западная Грузия.

В 1809 г. ряд обществ Дагестана добровольно приняли подданство России. Повторно была принята присяга России в Осетии, Ингушетии.

Северный Кавказ к югу от рек Кубань и Терек оказался независимым островом, окруженным территорией российского государства. В 1816 г. наместником Кавказа был назначен генерал А.

П. Ермолов, который проводил политику укрепления позиций России на Кавказе. В ходе Кавказской войны (1817-1864 гг.

) Северный Кавказ был поставлен под контроль царской власти. В результате войн с Персией и Турцией были присоединены Западная Грузия, Нахичеванское и Ереванское ханства.

С середины 60-х гг. XIX в. началось активное продвижение России в среднеазиатском направлении.

Здесь на базе оседлого населения существовали 3 государственных образования, основанные на принципах подданства – Бухарский эмират, Хивинское и Кокандское ханства. Присоединение к России казахских земель в 1846-1854 гг. (Старший жуз) вызвало военное столкновение с кокандским ханом, армия которого была разбита войсками В.

А. Перовского. В 1865 г.

наступление русских войск завершилось взятием Ташкента, который стал центром вновь образованного Туркестантского генерал-губернаторства. В 1868 г. зависимость от России признали Кокандское ханство и Бухарский эмират, а в 1873 г.

– Хивинское ханство. В 1876 г. Кокандское ханство вошло в состав России, а Хива и Бухара сохранили свою автономию.

Присоединение Средней Азии завершилось в 1885 г. взятием самой южной крепости – Кушки.

Таким образом, на протяжении трех веков – с XVI по XIX вв. – Россия формировалась как многонациональное государство. В 1721 г.

Петру I был присвоен титул императора, а Российское государство стало Российской империей. Однако она не стала колониальной империей: в ней не было деления на метрополию и колонии. Колониальный этап экспансии, свойственный западноевропейским колониям, направленный на порабощение и эксплуатацию других народов, в России не сложился.

  • Дни рождения
  • 1811 Родился Александр Ефимович Теплоухов — основоположник русского лесоводства, археолог, собрал богатую археологическую коллекцию во время раскопок в Пермском крае, отец С.А. Теплоухова.
  • 1869 Родился Василий Лаврентьевич Вяткин — русский археолог и историк-востоковед, исследователь Афрасиаба (Самарканда), в частности обсерватории Улугбека.
  • 1899 Родился Владимир Дмитриевич Блаватский — советский археолог и историк античности, специалист по Боспорскому царству, один из пионеров в области подводной археологии.
  • 1960 Родилась Людмила Валентиновна Лбова — доктор исторических наук, специалист по палеолиту Забайкалья.
  • Дни смерти
  • 1970 Умер Константин Эдуардович Гриневич — — советский историк и археолог, музеевед, директор Керченского и Херсонесского музеев, главный редактор «Херсонесского сборника», доктор исторических наук, профессор.
  • 1985 Умерла Татьяна Авенировна Проскурякова — американский археолог, лингвист и иллюстратор русского происхождения, исследователь культуры майя.

Источники:

Вам также может понравиться