В 690-х или 680-х годах на престол вступает новый урартский царь, Раса II, при котором вновь начинает укрепляться государство. Этот царь вел большое строительство как в столице, так и в особенности в Закавказье. Ко времени правления Русы II относится сооружение большого канала, который отводил воду от реки Занги и орошал Айраратскую долину.
Также был возведен новый административный центр — Тейшебаини, куда прибывала богатая дань с окружающих местностей. На крутом берегу реки возвышалась укрепленная цитадель, где находились административные строения. У стен цитадели лежал правильно распланированный город.
В Тейшебаини были обнаружены большие запасы различных видов зерна, склады бронзовых изделий, маслобойная мастерская, орудия труда, оружие, остатки росписи стен и другие памятники, которые могут много поведать о культуре, искусстве и быте урартов. Между населением Урарту и скифами, которые в те времена жили как в Восточном Закавказье и других областях Передней Азии, так и обитавшими в степях Северного Причерноморья, установились многочисленные культурные связи.
Придворное урартское искусство VIII–VII вв. до н. э. имеет черты ассирийского искусства, очевидно, культура урартской знати этого периода в значительной мере подвергалась ассирийскому влиянию.
Исходя из одной надписи Русы II, он отправился с войском в юго-восточную часть Малой Азии, во Фригию и против Халиту — очевидно, так называли урарты область горного народа халдайцев (халибов Понтийских гор, которые у греков считались древнейшими поставщиками изделий из железа; однако не стоит путать с халдеями Вавилонии).
На сей раз киммерийцы находились в союзе с Урарту и потому выступили вместе с урартами. В греческих источниках сообщается о гибели фригийского царя Мидаса и разрушении Фригийского царства, по-видимому, имеется в виду этот поход киммерийцев. В Малой Азии с этого времени возросла роль Лидии.
При Русе II между Ассирийским государством и Урарту сохранялись мирные отношения, хотя имели место небольшие пограничные столкновения, а намерения урартского царя и киммерийцев вызывали недоверие в Ассирии. Известно, что в 673 г. до н.
э. ассирийский царь подверг нападению маленькое горное царство Шубрию, в котором нашли убежище беглые рабы и земледельцы. Царь Асар хаддон разгромил это царство, после чего выдал Русе обнаруженных им урартских беглецов.
Около 654 г. до н. э.
со своей стороны Руса отправил к ассирийскому царю посольство, очевидно, чтобы развеять опасения царя Ашшурбанапала, который боялся действий против Ассирии со стороны Урарту, киммерийцев и скифов. Для победы Ашшурбанапала в последовавшей в ближайшие годы войне с Вавилонией и ее многочисленными союзниками нейтральность Урарту, киммерийцев и скифов имела, если не основное, то по крайней мере, большое значение.
Сардури III в 640-х годах до н. э. становится царем Урартского государства.
До нас не дошло никаких источников, которые бы поведали нам о времени его правления, но, по-видимому, оно было очень неспокойным. К этому времени скифы уже разгромили киммерийцев и, объединившись с угнетенным населением окраин Урартского государства, являлись достаточно серьезной силой, которая могла быть опасной для существования Урартского царства.
В начале 30-х годов VII в. до н. э.
Сардури III в письме к ассирийскому царю Ашшурбанапалу впервые за всю историю Урарту называет себя уже не «братом» ассирийского царя, т. е. царем равной по своему значению державы, а «сыном».
Новые враги — Мидия, скифы — несли угрозу старым государствам древнего Востока, а внутренние противоречия ослабляли эти государства. Именно по этим причинам Урартское царство и соседняя Мана, стремилось в случае опасности опереться на казавшуюся непоколебимой мощь Ассирии.
К сожалению, о дальнейших событиях истории Урарту нам приходится догадываться, так как никакие источники того времени до нас не дошли. Нам известно лишь имя еще одного урартского царя — Русы III, сына Эримены. Государство Урарту, как и Мана, пережило ряд трагических событий, которые принесли гибель Ассирии.
В ходе войны мидийские войска в 610 или 609 г. овладели Тушпой. Но мы располагаем древнееврейскими источниками, которые свидетельствуют, что в 90-х годах VI в.
до н. э. государства Урарту, Мана и Скифское царство (в Азербайджане) еще существовало в качестве зависимых от Мидии царств.
Когда же началась война в Малой Азии между Мидией и Лидией, к 590 г. остатки урартской независимости, по всей видимости, уже были ликвидированы.
К этому же времени относится и разрушение Тейшебаини (Кармир-Блура) в Закавказье. Очевидно, перед тем, как цитадель перешла в руки к врагам, она не контролировалась населением города, так как центральной урартской власти уже не было. Цитадель была захвачена, сожжена и разграблена войсками, которые были вооружены стрелами скифского типа, — возможно, скифами на мидийской службе или самими мидянами, имевшими сходное со скифами вооружение.
Следующая глава.
Новый период усиления Урартского государства начинается при Русе II, вступившем на престол в 690-х или 680-х годах до н. э. Руса II вёл большое строительство как в столице, так и в особенности в Закавказье.
Ко времени Русы II относится построение большого канала, отводившего воду от реки Занги и орошавшего Айраратскую долину. Здесь был построен новый административный центр —Тейшебаини, куда стекалась богатая дань с окружающих местностей. На крутом берегу реки возвышалась цитадель, где находились административные строения.
У стен цитадели лежал правильно распланированный город. В Тейшебаини найдены огромные запасы различных видов зерна, склады бронзовых изделий, маслобойная мастерская, орудия труда, оружие, остатки росписи стен и другие памятники, дающие яркое представление о культуре, искусстве и быте урартов. Примечательны многочисленные культурные связи, установившиеся между населением Урарту и скифами, как жившими в то время в Восточном Закавказье и других местах Передней Азии, так и обитавшими в степях Северного Причерноморья.
В придворном урартском искусстве VIII—VII вв. до н. э.
заметно большое сходство с чертами ассирийского искусства. По-видимому, культура урартской знати этого времени в значительной мере подвергалась ассирийскому влиянию.
Согласно одной из надписей Русы II, он совершил поход в юго-восточную часть Малой Азии, во Фригию и против Халиту — так, по-видимому, у урартов называлась область горного народа халдайцев (халибов Понтийских гор, считавшихся у греков древнейшими поставщиками железных изделий; не смешивать с халдеями Вавилонии). Киммерийцы выступали на этот раз, видимо, в союзе с Урарту. Как полагают, об этом походе киммерийцев и идёт речь в греческих источниках, сообщающих о гибели фригийского царя Мидаса и разрушении Фригийского царства. С этого времени в Малой Азии усилилась роль Лидии.
Хотя между Урарту и Ассирией при Русе II иной раз бывали пограничные стычки, а намерения Русы и киммерийцев иногда вызывали недоверие в Ассирии, но в общем между обоими государствами сохранялись мирные отношения. Когда в 673 г. до н.
э. ассирийский царь Асархаддон разгромил маленькое горное царство Шубрию, где укрывались беглые рабы и земледельцы, он выдал обнаруженных им урартских беглецов Русе. Со своей стороны Руса около 654 г.
послал посольство к ассирийскому царю Ашшурбанапалу для того, повидимому, чтобы успокоить опасения последнего, ожидавшего выступлений против Ассирии со стороны Урарту, киммерийцев и скифов. Нейтральность этих сил имела важное значение для победы Ашшурбанапала в последовавшей в ближайшие годы войне с Вавилонией и ее многочисленными союзниками.
В 640-х годах до н. э. царём Урарту становится Сардури III.
Цитируется по изд. : Всемирная история. Том I.
М. , 1955, с. 523-524.
Этот царь вел большое строительство как в столице, так и в особенности в Закавказье. ми скифского типа, — возможно, скифами на мидийской службе или самими мидянами, имевшими сходное со скифами вооружение.
Ко времени правления Русы II относится сооружение большого канала, который отводил воду от реки Занги и орошал Айраратскую долину. Также был возведен новый административный центр — Тейшебаини, куда прибывала богатая дань с окружающих местностей. На крутом берегу реки возвышалась укрепленная цитадель, где находились административные строения. У стен цитадели лежал правильно распланированный город. В Тейшебаини были обнаружены большие запасы различных видов зерна, склады бронзовых изделий, маслобойная мастерская, орудия труда, оружие, остатки росписи стен и другие памятники, которые могут много поведать о культуре, искусстве и быте урартов. Между населением Урарту и скифами, которые в те времена жили как в Восточном Закавказье и других областях Передней Азии, так и обитавшими в степях Северного Причерноморья, установились многочисленные культурные связи. Придворное урартское искусство VIII — VII вв. до н. э. имеет черты ассирийского искусства, очевидно, культура урартской знати этого периода в значительной мере подвергалась ассирийскому влиянию. Исходя из одной надписи Русы II, он отправился с войском в юго-восточную часть Малой Азии, во Фригию и против Халиту — очевидно, так называли урарты область горного народа халдайцев (халибов Понтийских гор, которые у греков считались древнейшими поставщиками изделий из железа; однако не стоит путать с халдеями Вавилонии). На сей раз киммерийцы находились в союзе с Урарту и потому выступили вместе с урартами. В греческих источниках сообщается о гибели фригийского царя Мидаса и разрушении Фригийского царства, по-видимому, имеется в виду этот поход киммерийцев. В Малой Азии с этого времени возросла роль Лидии. При Pyce II между Ассирийским государством и Урарту сохранялись мирные отношения, хотя имели место небольшие пограничные столкновения, а намерения урартского царя и киммерийцев вызывали недоверие в Ассирии. Известно, что в 673 г. до н. э. ассирийский царь подверг нападению маленькое горное царство Шубрию, в котором нашли убежище беглые рабы и земледельцы. Царь Acap- хаддон разгромил это царство, после чего выдал Pyce обнаруженных им урартских беглецов. Около 654 г. до н. э. со своей стороны Руса отправил к ассирийскому царю посольство, очевидно, чтобы развеять опасения царя Ашшурбанапала, который боялся действий против Ассирии со стороны Урарту, киммерийцев и скифов. Для победы Ашшурбанапала в последовавшей в ближайшие годы войне с Вавилонией и ее многочисленными союзниками нейтральность Урарту, киммерийцев и скифов имела, если не основное, то по крайней мере, большое значение. Сардури III в 640-х годах до э. становится царем Урартского государства. До нас не дошло никаких источников, которые бы поведали нам о времени его правления, но, по-видимому, оно было очень неспокойным. К этому времени скифы уже разгромили киммерийцев и, объединившись с угнетенным населением окраин Урартского государства, являлись достаточно серьезной силой, которая могла быть опасной для существования Урартского царства. В начале 30-х годов VII в. до н. э. Сардури III в письме к ассирийскому царю Ашшурбанапалу впервые за всю историю Урарту называет себя уже не «братом» ассирийского царя, т. е. царем равной по своему значению державы, а «сыном». Таким образом, царь Урарту, хотя и формально, признает первенство Ассирии. Новые враги — Мидия, скифы — несли угрозу старым государствам древнего Востока, а внутренние противоречия ослабляли эти государства. Именно по этим причинам Урартское царство и соседняя Мана, стремилось в случае опасности опереться на казавшуюся непоколебимой мощь Ассирии. К сожалению, о дальнейших событиях истории Урарту нам приходится догадываться, так как никакие источники тога времени до нас не дошли. Нам известно лишь имя еще одного урартского царя — Русы III, сына Эримены. Государство Урарту, как и Мана, пережило ряд трагических событий, которые принесли гибель Ассирии. В ходе войны мидийские войска в 610 или 609 г. овладели Тушпой. Ho мы располагаем древнееврейскими источниками, которые свидетельствуют, что в 90-х годах VI в. до н. э. государства Урарту, Мана и Скифское царство (в Азербайджане) еще существовало в качестве зависимых от Мидии царств. Когда же началась война в Малой Азии между Мидией и Лидией, к 590 г. остатки урартской независимости, по всей видимости, уже были ликвидированы. К этому же времени относится и разрушение Тейшебаини (Кармир-Блура) в Закавказье. Очевидно, перед тем, как цитадель перешла в руки к врагам, она не контролировалась населением города, так как центральной урартской власти уже не было. Цитадель была захвачена, сожжена и разграблена войсками, которые были вооружены стрела-
В 690-х или 680-х годах на престол вступает новый урартский царь, Раса II, при котором вновь начинает укрепляться государство. Этот царь вел большое строительство как в столице, так и в особенности в Закавказье. Ко времени правления Русы II относится сооружение большого канала, который отводил воду от реки Занги и орошал Айраратскую долину. Также был возведен новый административный центр — Тейшебаини, куда прибывала богатая дань с окружающих местностей. На крутом берегу реки возвышалась укрепленная цитадель, где находились административные строения. У стен цитадели лежал правильно распланированный город. В Тейшебаини были обнаружены большие запасы различных видов зерна, склады бронзовых изделий, маслобойная мастерская, орудия труда, оружие, остатки росписи стен и другие памятники, которые могут много поведать о культуре, искусстве и быте урартов. Между населением Урарту и скифами, которые в те времена жили как в Восточном Закавказье и других областях Передней Азии, так и обитавшими в степях Северного Причерноморья, установились многочисленные культурные связи. Придворное урартское искусство VIII–VII вв. до н. э. имеет черты ассирийского искусства, очевидно, культура урартской знати этого периода в значительной мере подвергалась ассирийскому влиянию. Исходя из одной надписи Русы II, он отправился с войском в юго-восточную часть Малой Азии, во Фригию и против Халиту — очевидно, так называли урарты область горного народа халдайцев (халибов Понтийских гор, которые у греков считались древнейшими поставщиками изделий из железа; однако не стоит путать с халдеями Вавилонии). На сей раз киммерийцы находились в союзе с Урарту и потому выступили вместе с урартами. В греческих источниках сообщается о гибели фригийского царя Мидаса и разрушении Фригийского царства, по-видимому, имеется в виду этот поход киммерийцев. В Малой Азии с этого времени возросла роль Лидии. При Русе II между Ассирийским государством и Урарту сохранялись мирные отношения, хотя имели место небольшие пограничные столкновения, а намерения урартского царя и киммерийцев вызывали недоверие в Ассирии. Известно, что в 673 г. до н. э. ассирийский царь подверг нападению маленькое горное царство Шубрию, в котором нашли убежище беглые рабы и земледельцы. Царь Асар хаддон разгромил это царство, после чего выдал Русе обнаруженных им урартских беглецов. Около 654 г. до н. э. со своей стороны Руса отправил к ассирийскому царю посольство, очевидно, чтобы развеять опасения царя Ашшурбанапала, который боялся действий против Ассирии со стороны Урарту, киммерийцев и скифов. Для победы Ашшурбанапала в последовавшей в ближайшие годы войне с Вавилонией и ее многочисленными союзниками нейтральность Урарту, киммерийцев и скифов имела, если не основное, то по крайней мере, большое значение. Сардури III в 640-х годах до н. э. становится царем Урартского государства. До нас не дошло никаких источников, которые бы поведали нам о времени его правления, но, по-видимому, оно было очень неспокойным. К этому времени скифы уже разгромили киммерийцев и, объединившись с угнетенным населением окраин Урартского государства, являлись достаточно серьезной силой, которая могла быть опасной для существования Урартского царства. В начале 30-х годов VII в. до н. э. Сардури III в письме к ассирийскому царю Ашшурбанапалу впервые за всю историю Урарту называет себя уже не «братом» ассирийского царя, т. е. царем равной по своему значению державы, а «сыном». Таким образом, царь Урарту, хотя и формально, признает первенство Ассирии. Новые враги — Мидия, скифы — несли угрозу старым государствам древнего Востока, а внутренние противоречия ослабляли эти государства. Именно по этим причинам Урартское царство и соседняя Мана, стремилось в случае опасности опереться на казавшуюся непоколебимой мощь Ассирии. К сожалению, о дальнейших событиях истории Урарту нам приходится догадываться, так как никакие источники того времени до нас не дошли. Нам известно лишь имя еще одного урартского царя — Русы III, сына Эримены. Государство Урарту, как и Мана, пережило ряд трагических событий, которые принесли гибель Ассирии. В ходе войны мидийские войска в 610 или 609 г. овладели Тушпой. Но мы располагаем древнееврейскими источниками, которые свидетельствуют, что в 90-х годах VI в. до н. э. государства Урарту, Мана и Скифское царство (в Азербайджане) еще существовало в качестве зависимых от Мидии царств. Когда же началась война в Малой Азии между Мидией и Лидией, к 590 г. остатки урартской независимости, по всей видимости, уже были ликвидированы. К этому же времени относится и разрушение Тейшебаини (Кармир-Блура) в Закавказье. Очевидно, перед тем, как цитадель перешла в руки к врагам, она не контролировалась населением города, так как центральной урартской власти уже не было. Цитадель была захвачена, сожжена и разграблена войсками, которые были вооружены стрелами скифского типа, — возможно, скифами на мидийской службе или самими мидянами, имевшими сходное со скифами вооружение.
Источник: А. Н. Бадак, И. Е. Войнич, Η. М. Волчек, О. А. Воротникова, А. Глобус, А. С. Кишкин, Е. Ф. Конев, П. В. Кочеткова, В. Е. Кудряшов, Д. М. Нехай, А. А. Островцов, Т. И. Ревяко, Г. И. Рябцев, Н. В. Трус, А. И. Трушко, С. А. Харевский, М. Шайбак. Всемирная история. Том 3 Век железа. Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:
- Скромницкий, А. (редактор-составитель), Талах, В. (редактор).. Энциклопедия доколумбовой Америки. Часть 1. Южная Америка. Том 2. Источники XVI-XVII веков по Южной Америке: Хроники. Документы. / под ред. А. Скромницкого. — Киев: Blok.NOT,2012. — 1129 с., 2012
- Березкин Ю.Е.. Между общиной и государством. Среднемасштабные общества Нуклеарной Америки и Передней Азии в исторической динамике. — СПб.: МАЭ РАН,2013. — 256 с. (Kunstkamera Petropolitana)., 2013
- Г.М. Бурое. Древний Синдор (Из истории племен Европейскою Северо-Востока в VII тысячелетии до н. э. — I тысячелетии н. э.). ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУКА». Москва – 1967, 1967
- Беккер К.Ф.. Древняя история. Полное издание в одном томе. — М.: «Издательство АЛЬФА-КНИГА»,2012. — 947 с.: ил. — (Полное издание в одном томе)., 2012
- Балановский А.В.. Практикум по истории Древнего мира: в 2-х ч. Ч. 1. Древний Восток [Текст]: учебное пособие / А.В. Балановский, П.М. Кольцов. – Элиста: Изд-во Калм. ун-та,2013. – 104 с., 2013
- Ардзинба В.Г.. Собрание трудов в 3-х тт. Том I. Древняя Малая Азия: история и культура. — М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт востоковедения Российской академии наук (ИВ РАН); Абхазский институт гуманитарных исследований им. Д.И.Гулиа Академии наук Абхазии,2015. —416 с, 2015
- Виктор фон Хаген. Ацтеки, майя, инки. Великие царства древней Америки,
- А. Н. Бадак, И. Е. Войнич, Η. М. Волчек, О. А. Воротникова, А. Глобус, А. С. Кишкин, Е. Ф. Конев, П. В. Кочеткова, В. Е. Кудряшов, Д. М. Нехай, А. А. Островцов, Т. И. Ревяко, Г. И. Рябцев, Н. В. Трус, А. И. Трушко, С. А. Харевский, М. Шайбак. Всемирная история. Том 3 Век железа,
- Гуляев Валерий Иванович. Сколько раз открывали Америку?,
- А. Н. Бадак, И. Е. Войнич, Η. М. Волчёк, О. А. Воротникова, А. Глобус, А, С. Кишкин, Е. Ф, Конев, П. В. Кочеткова, В. Е. Кудряшов, Д. М. Нехай, А. Л. Островцов, Г. И. Ревяко, Г. И. Рябцев, Н. В. Трус, Л. Я. Тругико, С. А. Харевский, М. Шайбак. Всемирная история. Том 1. Каменный век,
- В.И. ГУЛЯЕВ. АМЕРИКА И СТАРЫЙ СВЕТ В ДОКОЛУМБОВУ ЭПОХУ. ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУКА» Москва – 1968, 1968
- Гордон Чайлд. Расцвет и падение древних цивилизаций. Далекое прошлое человечества 2012, 2012
- КУРСъ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРІИ. ДОКТОРА ГЕОРГА ВЕБЕРА. МОСКВА – 1860, 1860
- ХРЕСТОМАТИЯ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА. ДРЕВНИЙ ВОСТОК . ПОД РЕДАКЦИЕЙ АКАДЕМИКА В.В. СТРУВЕ. МОСКВА – 1950, 1950
- СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РАННЕКЛАССОВЫХ ОБЩЕСТВ (город и государство). Под редакцией Г. Л. Курбатова, Э. Д. Фролова, И. Я. Фроянова. Издательство Ленинградского университета, 1986г., 1986
- Н. КАРѢЕВЪ. ВВЕДЕНІЕ ВЪ КУРСЪ ИСТОРІИ ДРЕВНІІГО МІРА. (Греція и Римъ). 3-е ИЗДАНІЕ. С.-ПЕТЕРБУРГЪ. Типографія И. И. Скороходова (Надеждинская, 43). 1895, 1895
- ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА. РАСЦВЕТ ДРЕВНИХ ОБЩЕСТВ. Под редакцией И. М. ДЬЯКОНОВА, В. Д. НЕРОНОВОЙ, И. С. СВЕНЦИЦКОЙ. Издательство «Наука», МОСКВА – 1983, 1983
- Беккер К.Ф.. Мифы древнего мира. Всемирная история.— Саратов, «Надежда»,1995.- 720 с, ил., 1995
- Ардзинба В.Т.. Собрание трудов в 3-х тг. Том III. Кавказские мифы, языки, этносы. — М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт востоковедения Российской академии наук (ИВ РАН); Абхазский институт гуманитарных исследований им. Д.И.Гулиа Академии наук Абхазии,2015. — 320 с., 2015
- Прохорова, Л. Д.. История древнего мира: консп. лекций / Л.Д. Прохорова. – ОмГТУ,2008. – 60 с., 2008
Источники: