Возникновение земледелия и скотоводства

Возникновение земледелия и скотоводстваУ племен, которые еще в каменном веке, используя окружавшие их благоприятные природные условия, перешли от собирательства к земледелию и от охоты на диких зверей к скотоводству, жизнь сложилась совершенно иначе. Новые формы хозяйства вскоре в корне изменили условия существования этих племен и далеко продвинули их вперед по сравнению с охотниками, собирателями и рыболовами.

Конечно, эти племена испытывали жестокие последствия капризов природы. И неудивительно, ведь они все еще не знали металла, по-прежнему были ограничены в своей технике мезолитическими и неолитическими приемами обработки камня и кости. Зачастую они даже не умели выделывать глиняные горшки.

Но принципиально важное значение для их жизни имело то обстоятельство, что они уже могли смотреть вперед, думать о будущем и заранее обеспечивать себе источники существования, сами производить для себя пищу.

Несомненно, это было важнейшим шагом первобытного человека по пути от бессилия в борьбе с природой к власти над ее силами. Это явилось толчком к множеству других прогрессивных изменений, вызвало глубокие перемены в образе жизни человека, в его мировоззрении и психике, в развитии общественных отношений.

Древнейшие центры происхождения культурных растений и домашних животных. Карта составлена В. П. Алексеевым

Труд первых земледельцев был очень тяжелым. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на те грубые орудия, которые обнаружены в древнейших земледельческих поселениях. Они убедительно говорят о том, сколько физических усилий, сколько изнурительного труда требовалось для того, чтобы вскопать землю простыми деревянными палками или тяжелыми мотыгами, чтобы срезать жесткие стебли злаков — колос за колосом, пучок за пучком — серпами и кремневыми лезвиями, чтобы, наконец, растереть зерна на каменной плите — зернотерке.

Однако этот труд был необходим, он возмещался его результатами. Тем более, что область трудовой деятельности со временем расширилась, а самый характер ее качественно изменился. Особо необходимо отметить, что громадным достижением человечества в период первобытно-общинного строя было освоение почти всех известных в настоящее время земледельческих культур и одомашнение важнейших видов животных.

Как уже упоминалось выше, первым животным, которого человеку удалось приручить, была собака. Одомашнение ее, скорее всего, произошло в период верхнего палеолита и было связано с развитием охотничьего хозяйства. Когда же начало развиваться земледельческое хозяйство, человек приручил овцу, козу, свинью, корову. Позже человек одомашнил лошадь и верблюда.

К сожалению, древнейшие следы разведения домашнего скота можно установить только с большим трудом да и то очень условно.

Важнейшим источником для исследования вопроса являются костные останки, но должно было пройти очень много времени для того, чтобы в результате изменения условий существования сколько-нибудь заметно изменилось строение костяка одомашненных животных в отличие от диких.

И тем не менее, можно считать доказанным, что коровы, овцы, козы, свинья разводились в неолитическом Египте (VI–V тысячелетия до н.  э. ), Передней и Средней Азии, а также в Индии (V–IV тысячелетия до н.

Эскимосские сани и кожаная лодка - каяк

э. ), в Китае, а также в Европе (III тысячелетие до н.  э.

Наряду с одомашненными животными определенную роль в хозяйстве и жизни продолжали и в дальнейшем играть прирученные животные — например, слоны. Как правило, первые земледельцы Азии, Европы, Африки вначале использовали мясо, шкуры и шерсть домашних животных. Спустя некоторое время начали использовать и молоко.

Еще через некоторое время животных стали использовать в качестве вьючного и гужевого транспорта, а также как тягловую силу в плужном земледелии. Таким образом, развитие скотоводства в свою очередь содействовало прогрессу в земледелии.

Однако и это не все. Необходимо отметить, что введение земледелия и скотоводства способствовало росту населения. Ведь сейчас человек мог расширять источники существования, все более эффективно используя освоенные земли и осваивая все новые и новые ее пространства.

Следующая глава.

   Религия – это инструмент социализации или форма социализации индивидуумов посредством установленных норм поведения, обрядов, культовых действий и системы взглядов, в основе которой лежит вера в сверхъестественные силы, находящиеся над миром физическим и действующих вне законов природы. Так как религия представляет собой систему взглядов, то ее можно интерпретировать и как мировоззрение, т.е. система представлений об окружающем мире, в котором человек занимает определенное место. Такая система включает в себя определенные принципы человеческого существования и ценностные ориентиры для всех членов общества, что и объединяет их в единый социум, который обладает надиндивидуальным статусом. Можно сказать, что религия представляет собой совокупность коллективных представлений об окружающем мире, т.е. как начальная стадия общественного сознания или мироосознания, отражающая общественную действительность человеческого бытия. Это определенная точка зрения на окружающие людей объекты и предметы, только не конкретного человека, а общества в целом, которая включает в себя совокупность взглядов, убеждений, ценностей, подкрепленных культовыми действиями и сведенных в единую систему. Таких точек зрения или систем может быть несколько, и даже множество. По этой причине и религий существует большое множество (более 5000).     Истоки зарождения религиозных направлений берут свое начало в период первобытнообщинного общества, когда человек не был способен объяснить природные явления вследствие отсутствия достаточных знаний о природе и развитого интеллектуального мышления. По этой причине первичной формой религии были символические действия, совершаемые для достижения определенной цели с привлечением сверхъестественных сил, т.е. магия. Спустя некоторое время эти действия трансформировались в веру в существование души, духов и в одушевленность всей природы в целом, т.е. анимизм. Далее в тотемизм, фетишизм, политеизм и, в конечном итоге, монотеизм. Нужно добавить, что мифология также стала исходной формой познавательной деятельности человеческого мышления, как предшественница более развитых форм: религиозной, философской и научной. Например, французский этнолог К. Леви-Стросс показал, что мышление древних людей обладало теми же свойствами гомологии, сравнения и анализа, как и научное мышление современного человека. Однако разница заключается в том, что умозаключения древних людей опирались на непосредственные ощущения чувственных органов, выступающих в качестве посредников между ощущениями и возникающими образами. В конечном итоге стремление к пониманию и осмыслению мира природы, себя самого и общества позволило сформировать окончательное строение окружающего мира.

None 2 слайд10 тыс. лет назад – произошла неолитическая революция.

None Необходимо объяснить значение понятий присваивающее хозяйство и производящее хозяйство2. Приручение животных и скотоводство.

Как вы думаете, кто из животных был одомашнен раньше всех? 3 слайдОбсудить слайд.

None 1. На стоянках каменного века археологи находят собачьи захоронения. Почему древние люди относились с почетом к собакам?

None 2. Как вы думаете, как было приручено самое первое животное?

3. Как древний человек мог использовать скот? 3. Возникновение земледелия.

Как вы думаете, какие растения человек начал возделывать раньше всех? 5 слайдОбсудить слайд.

None 1. Как вы думаете, как могло появиться земледелие?

На следующих слайдах представлены дикие растения до доместикации. Вам нужно угадать, что это за растения. 7 слайд – дикий банан8 слайд – дикий баклажан9 слайд – дикая кукуруза10 слайд – дикая капуста11 слайд – дикий персик12 слайдОтрывок из книги «Приключения Незнайки и его друзей. 14 глава».

Изготовление керамики: 1 — спирально-жгутовая техника, Новая Гвинея; 2 — налеп, Африка

В отрывке дается описание простой селекции. Древний человек обрабатывал землю специальными орудиями: сначала это была мотыга13 слайдМотыга – сельскохозяйственный инструмент, для прополки, рыхления и т.д.

None V тыс. до н. э.

– изобретение колеса2. Чем плуг удобнее мотыги?

3. Развитие ремесел. 15 слайдРемесло – изготовление изделий ручным способом.

None 1. В чем преимущества гончарного круга перед ручной лепкой?

None Ткачество – техника изготовления тканей.

Сбор и обработка дикого риса у приозерных индейцев Северной Америки

2. Из какого материала можно делать нить? 3. Почему керамику, прядение и ткачество не могли изобрести охотники и собиратели?

Ученики записывают дату и определение в тетрадь. Ученики предлагают свои варианты ответа.

Ученики переписывают информацию о приручении собаки. 1. Собаки были очень полезны на охоте.

Ученики переписывают определение. 2. Детеныши взрослых убитых животных забирали в племя, они привыкали к человеку, становились более послушными и зависимыми.

3. Скот является источником молока, мяса, кожи и тягловой силы. Ученики предлагают свои варианты ответа.

Ученики переписывают определение. 1. Люди должны были заметить, что у растений есть семена, которые, падая в землю, начинают прорастать.

Ученики переписывают определение. Ученики переписывают определение и дату в тетрадь.

2. Плуг гораздо мощнее мотыги. Мотыга требует человеческой работы.

Плуг может работать с помощью тягловой силы. Ученики переписывают определения в тетрадь.

1. На гончарном круге изделия получаются красивее, и на их изготовление тратится меньше времени. Ученики переписывают определения в тетрадь.

2. Из шерсти и растений, например, льна.

3. Керамики не существует в природе, она могла возникнуть только в обществе с производящим хозяйством. Ткачество возникает тогда, когда человек научается изготавливать нить. Шерстяную нить можно изготовить только при наличии скотоводства, растительную при наличии земледелия.

Древним людям было хорошо известно, что самое главное условие для выживания – это еда, поэтому зарождение земледелия и скотоводства было обусловлено природной необходимостью.

Как мы уже с вами знаем, важное место в жизни древних первобытных людей занимала охота и собирательство. Однако ни процесс охоты, ни процесс собирательства в полной мере не зависел от стараний и желаний людей. Ведь природа капризна и изменчива, то дождь зальет, то засуха высушит все вокруг, то лесной пожар уничтожит дотла все плоды и деревья, и прогонит зверей.

Но не только собиратели могли остаться ни с чем. Охотники также не были уверены в благополучном исходе охоты: могли вернуться, груженые добычей, а могли пробегать целый день впустую, не найдя добычу.

Возможно, так продолжалось долго; однако, в один прекрасный день женщины заметили, что там, где обычно перетирали камнями зерна, выросли колоски, которые были поразительно похожи на те, с которыми работали ранее. Первобытные женщины догадались, что это те зерна, которые упали на землю, дали свои всходы. На следующий раз, уже специально, женщины рассыпали зерна – и сторицей были вознаграждены их усилия, – ведь там, где посажено было одно зернышко, вырастал целый колосок. Теперь древним людям не нужно было бродить целыми днями, выискивая съедобные растения, и они могли выращивать их сами.

Еще одним достижением первобытных людей стало разведение животных. Получилось это так: охотники, убивая на охоте дикого зверя, например, свинью, приносили домой ее оставшихся одних детенышей. Жили молодые зверята в своем загоне, их кормили, молодняк постепенно вырастал… и тут оказалось, что у людей теперь есть свои собственные животные, то есть еда выращена рядом с домом.

Вот так и произошло возникновение земледелия и скотоводства, вследствие чего люди стали более независимыми от переменчивой и непостижимой на то время природы.

Источники:

Вам также может понравиться