34. Искусство в эпоху ПросвещенияСентименталисты создали характерный для эпохи Просвещения культ природы. По их мнению такие природные зоны, как сады и парки, являются наиболее благоприятными местами для человека, который стремится к своему развитию и совершенствованию.
Здесь парки не просто места с естественной или посаженной растительностью. Они включают в себя различные культурные здания, такие как музеи, библиотеки, театры, картинные галереи и храмы и т. п. Отсюда можно сделать вывод, что искусство эпохи Просвещения достигло огромных высот.
Искусство во Франции связано прежде всего с таким новым понятием, как рококо. Для него характерна асимметрия, игривость и вычурность, роскошь и манерность.
Примером рококо являются работы французского живописца Франсуа Буше (1703–1770), такие как «Венера, утешающая Амура» (1751 г.), «Завтрак» (1750 г.), «Купание Дианы» (1742 г.), «Утро» (1745 г.), «Отдыхающая девушка» (1752 г.), «Туалет Венеры» (1751 г.) и др.
Родоначальником же стиля рококо по праву считается французский рисовальщик и живописец Антуан Ватто (1684–1721). Его работы, от бытовых сцен до галантных празднеств, выделяются своей яркостью, изысканностью, красочностью.
Но самым первым живописцем-просветителем являлся англичанин Уильям Хогарт (1697–1764). Именно он стал первым внедрять светские темы в живопись, тогда как раньше преобладали произведения искусства с религиозной тематикой. Для картин У.
Хогарта была характерна сатира, он с помощью живописи высмеивал пороки аристократии. Примером тому могут послужить его картины «Карьера проститутки» (1730–1731 гг. ), «Карьера мота» (1732–1735 гг.
), «Брачный контракт», «Выборы» (ок. 1754 г. ) и др.
В Италии, а именно в Венеции, в XVIII в. зародилось новое направление живописи – ведута.
Ведута (от итальянского слова veduta) – это городской архитектурный пейзаж. Не стояло на месте и литературное искусство эпохи Просвещения. Во многом это связано с расцветом театрального искусства. Ведь недаром эпоху Просвещения называют «золотым веком театра».
Высокое развитие получило театральное искусство в Венеции. Здесь, в небольшом по размеру городе, существовало семь театров. Венецианские театры существовали во многом благодаря заслугам выдающихся драматургов: Карло Гольдони и Карло Гоцци.
В эпоху Просвещения в Германии появился «универсальный гений», основоположник немецкой литературы, писатель Иоганн Вольфганг Гете (1749–1832). Его произведения проникнуты антифеодальными настроениями, в них описываются проблемы человеческих взаимоотношений, поиск смыла жизни.
Следующая глава.
⇐ Предыдущая1234567Следующая ⇒Искусство Просвещения отражает тенденции, связанные с развитием просветительской философии и науки. Соединение научного мышления и художественного творчества – характерная черта культуры эпохи, присущая Дефо, Монтескье, Вольтеру, Дидро, Гете и другим писателям, создавшим целую систему жанров :роман-трактат, философская повесть, философская поэма и т.д. В первой половине века крупные достижения в искусстве связаны с просветительским классицизмом и, прежде всего, с жанром трагедии, в которой проявил свое мастерство один из известнейших философов – Вольтер. Этот жанр получил развитие благодаря возрождающемуся интересу к Шекспиру. Обогащается шедеврами и комедия (Гольдони, Гоцци, Бомарше). Грандиозным культурным событием эпохи стало развитие жанра романа, где передовые позиции принадлежали английским писателям – Дефо, Свифту, Филдингу, Стерну. Величайшими достижениями в области искусства отмечена музыка ХVIII в., давшая миру Баха и Генделя, Глюка и Гайдна, Моцарта и Бетховена. Одним из достижений музыкального искусства эпохи стала оперная реформа Глюка, заложившая основы венской классической школы. Особенностью искусства эпохи является и то, что совершается постепенный переход от барочной концепции к новой эстетической формуле, получившей названия стиля Рококо. Слово «Рококо» представляет собой насмешливый вариант французского слова «rocaile» (раковина), которым во Франции с 1720 года обозначался тип декора, характеризующийся извилистыми, ассиметричными линиями. В основе этого стилистического приема лежало свойственное идиллически-пасторальному духу, укоренившемуся прежде всего в придворной жизни, тяготение к природе, превращенной в игру. Первым выразителем и теоретиком этого стиля был Жюст-Орель Мессонье (1695-1750). Он применил его в убранстве и обстановке интерьеров, в различных предметах и ювелирных украшениях. Наивысший расцвет рококо совпадает с эпохой царствования Людовика ХV, когда стиль этот проникает во все сферы художественной деятельности, отождествляясь со «стилем Помпадур». Во Франции стиль рококо не стал преобладающим в архитектуре и градостроительстве, как это случилось в других странах. Блистательная пышность этого стиля свойственна немногим зданиям: одно из них – это здание Версальского дворцового комплекса, так называемый Малый Трианон, спроектированный Анжем-Жаком Габриэлем (1698-1782) по заказу Людовика ХV. К концу ХVIII в., около 1770 г. увлечение рококо повсюду идет на спад, В центрах с особенно интенсивной культурной жизнью этот стиль уступает место неоклассицизму. В ХVIII в. широкую популярность в Европе приобрело искусство декора. Активно развивается искусство изготовления мебели, появляются великолепные шпалеры – живописные композиции, выражающие идею прославления монархии. Основная роль в убранстве интерьера отводилась фрескам, которые постепенно распространились по всем стенам и особенно по сводам зданий. Замечательное развитие в Европе ХVIII века получает фарфор. С тех пор, как алхимик Иоганн Фридрих Бетгер в 1708 г. открыл тайну химического состава фарфора, его стали использовать как один из самых модных элементов обстановки, конкурирующий со скульптурой и живописью рококо. Основанная в Мейсене мануфактура производит прекрасные разнообразные сервизы и статуэтки. Немаловажной вехой в развитии художественной культуры и светской культуры в целом является то, что в ХVIII в. рождается кулинарное искусство, в современном понимании, а искусство сервировки стола достигает верха изящества. Наряду с фарфоровой посудой входят в моду самые разнообразные серебряные приборы и изделия из позолоченного серебра. Крупнейшими центрами производства такого рода становятся Париж и Лондон, но кроме них и другие города Европы. Из выдающихся живописцев рубежа ХVIII-ХIХ вв. назовем испанского художника Франсиско Гойя (1746-1828). Он считается родоначальником современного эстетического восприятия, проникающим в глубинные пласты человеческой психологии, Гойя считал себя учеником Веласкеса, Рембрандта и природы. Диапазон творчества Гойи велик – от колоритной жизни народа, его религиозности – до обличения несправедливости, ханжества, лицемерия высшего общества и королевской семьи. Назовем лишь некоторые выдающиеся произведения мастера: «Капричос» (1799), «Семья Карла IV» (1800), «Бедствия войны» (1810-1820)», одна из самых жизненных и трагических картин Гойи – «Расстрел на Монте Пио 3 мая1808» (1814, Мадрид, Музей Прадо).
⇐ Предыдущая1234567Следующая ⇒Дата добавления: 2016-09-03; просмотров: 865 | Нарушение авторских прав
Рекомендуемый контект:
Похожая информация:
Поиск на сайте:
Главная тема искусства ХVIII столетия – прославление монархического государственного устройства, в честь которого слагались не только торжественные оды, но и создавались торжественные архитектурные ансамбли. Именно архитектура становится наиболее ярким выразителем духа эпохи Просвещения в России. Социальные предпосылки и характер архитектурного заказа по сравнению с предшествующими десятилетиями не изменились, хотя происходит заметное смещение их интересов в сторону дворянского сословия. По словам выдающегося историка В. О. Ключевского, «государство замкнулось во дворце». Оттенок варварского великолепия отражался на дворцовом строительстве, получившем грандиозный масштаб. Общественные здания в эти годы почти не строились. В этот период продолжалось сооружение новых городов-крепостей (Ростов-на-Дону, Оренбург, Изюм). Складывался ряд региональных архитектурных школ. Однако самые выдающиеся достижения в архитектуре связаны со столицами, с деятельностью петербургских и московских мастеров.
Расцвет русского зодчества в середине XVIII века связан с единой стилевой основой – барокко, в котором отразилась слава государства, его богатство и мощь. Это барокко торжествующей монархии, государственного возвеличивания, с которым связаны зрелища, великолепие зданий и искусства живописи. Для этого времени характерен был синтез искусства, где уживались все его виды: архитектура, скульптура, монументальная и декоративная живопись, прикладное искусство. В барокко данного периода неизменно присутствовала эклектика (смешение различных видов и жанров) – это мозаичность культуры, где прихотливо соединились античное и средневековое, церковное и светское, народное и аристократическое – все это воплощалось в строительстве дворцовых комплексов. Архитектура, живопись, скульптурная декорация, эмблемы и аллегории, искусство садовода и устроителя фонтанов сливались здесь с песнями, музыкой и карнавалом. Все было направлено на то, чтобы доставить «пир глазам, пищу уму, праздник чувствам». Крупнейшим зодчим середины XVIII века был Ф.-Б. Растрелли, которого в России любовно называли «Варфоломеем Варфоломеевичем». Одно из выдающихся открытий Растрелли – комплексы парадных интерьеров, наполненных светом, льющимся через огромные окна и отражающимся в зеркальных пилястрах и зеркалах, размещенных в простенках. Позолоченная резьба и лепнина, бронза и живописные плафоны, парадные лестницы – все это дополняло великолепие дворцовых помещений. Становление его стиля происходило уже в первых постройках – дворцы Э. Бирона в Митаве (1738–1740) и Руентале (1736 – 1740); дворец М. Воронцова в Петербурге (1749–1757). К лучшим загородным постройкам зодчего относятся Большой дворец в Петергофе (1745 – 1755) и Большой, или Екатерининский, дворец в Царском Селе (1752–1757) с обширным регулярным парком и парковыми павильонами. Знаменитым творением Растрелли стал Зимний дворец в Петербурге (1754–1762), монументальность фасадов которого должна была отражать славу и могущество Российской империи. Крупными мастерами русской архитектуры этого времени были в Петербурге – С. Чевакинский (Никольский Морской собор – 1753–1762) и в Москве Д. Ухтомский: с его именем связан расцвет школы – мастерской, в которой воспитывались знаменитые зодчие А. Кокоринов,В. Баженов, М. Казаков.
Живопись этого периода была не столь представительна, как архитектура. Надо отметить, что первой половине XVIII века в России в основном трудились иностранные художники. Некоторые из них играли большую роль в художественной жизни России. Среди живописцев, вызванных Петром I из-за границы, наиболее видное место занимали Иоганн-Готфрид Таннауэр и Луи Каравакк. Таннауэр до конца жизни проработал в России, исполнив здесь многочисленные портреты: Петра I,царевича Алексея, сподвижника Петра Александра Меншикова и других представителей эпохи. Одно из лучших его произведений – портрет дипломата графа П. А. Толстого, отличающийся цельностью живописного решения и выраженной индивидуальной характеристикой модели. Портреты Каравакка 30 – 50-х годов в большинстве случаев имеют парадный характер. Неподвижные фигуры императриц Анны Иоанновныи Елизаветы Петровны в пышных одеждах, с атрибутами императорской власти заполняют все пространство полотна.
Л. Каравакк. Портрет Л. Каравакк. Портрет Анны Иоанновны Елизаветы ПетровныВ большей степени эти изображения идеализированы, что соответствовало духу прославления монархических особ. Назначение таких портретов – создание величественного образа величественной «самодержицы». Среди русских живописцев эпохи следует отметить Алексея Антропова. Разнообразна и богата также портретная миниатюра, в которой нашли развитие традиции миниатюр рукописей и книг Древней Руси и росписи на финифти. Наиболее крупными ее представителями считались Андрей Овсов и Григорий Мусикийский. Работы этих мастеров Петр I дарил своим приближенным в знак особой милости. Русское искусство этого времени представлено и другими его видами. Так, в 1738 году открылась первая балетная школа в Петербурге. В 1750 году в Ярославле по инициативе Ф. Г. Волкова открылся первый русский профессиональный театр, который по приглашению Елизаветы Петровны вскоре переехал в Петербург, а с 1756 года был преобразован в Российский театр (директором его был назначен А. П. Сумароков).
Знаменательным для русского искусства стала середина ХVIII столетия: в 1757 году был издан указ об учреждении в Санкт-Петербурге.
Академии художеств.
В первой половине века Просвещения проявила себя новая.
, что было вязано с появлением на литературном Олимпе России первых крупных писателей –.
А. Д. КантемираВ. К. Тредиаковского
А. П. Сумарокова
(1717–1777). Они стали первыми представителями.
классицизма
в русской литературе. Отметим, что становление и развитие классицизма в русской культуре происходило значительно позже, чем в европейской культуре, но в относительно сходных исторических условиях становления.
абсолютистского государства
. В России проявился.
европейский классицизм
(в первую очередь французский).
Его доминанта – признание решающей роли.
просвещенного монарха
в установлении справедливого, основанного на утвержденных законах общественного порядка. К наиболее характерным чертам классицизма следует отнести.
рассудочность, абстрактность и условность в конструировании художественного образа.
Вместе с тем русский классицизм отличался чертами.
неповторимого национального своеобразия
, которое выразилось в отражении актуальных проблем общественного развития и обличительной направленности. Классицизм в русской литературе формировался в борьбе с барокко и всем наследием средневековой литературы. Основными его характеристиками были: преимущественно гражданская тематика; единство времени и места событий; пышность и парадность поэзии, существование античных образов. Формы поэзии также были классическими –.
оды, сатиры, басни
. Приведем иллюстрации в пользу высказанных утверждений. Начало классицизма в русской литературе связывают с творчеством.
А. Д. Кантемира
. Он был автором многочисленных сатир «на злобу дня», среди которых назовем: «На хулящих учения» (1729), «О различии страстей человеческих, «К архиепископу Новгородскому» (1731), «Об опасности сатирических сочинений. К музе своей», «На человека» (1737). Впервые его произведения этого автора в России были опубликованы в 1762 году. А. Д. Кантемир в обличительных стихотворениях – сатирах – резко высмеивал приверженцев старины, врагов просвещения, науки, хотя следует признать, что делалось это писателем зачастую слишком прямолинейно и без признания глубоко нравственной основы традиционной «русской старины». Нельзя не упомянуть и одного из основоположников современного стихосложения, писателя, поэта, прозаика, переводчика, теоретика литературы В. К. Тредиаковского (1703 – 1769), писавшего торжественные оды императрицам. Наиболее известным произведением последних лет стала его поэма «Телемахиада» (1766), в которой обличались «злые цари».
Первым русским писателем-профессионалом, стал потомок старинного дворянского рода,.
А. П. Сумароков
(1717–1777). В своем творчестве он опирался на достижения в литературе Тредиаковского и Ломоносова. Сумароков провозгласил принцип.
равноценности всех жанров литературы
, при этом сам писал во всех поэтических жанрах. Его перу принадлежат девять трагедий, среди них:
«Хореев»(«Синав и Трувор» «Семира»«Димитрий Самозванец»«Мстислав»
(1774) и другие. В трагедиях А. П. Сумароков изобличал царей-тиранов, противопоставляя деспотическим царственным особам.
идеальных носителей царской власти,
что соответствовало логике эпохи. Им написаны двенадцать комедий, среди которых.
“Тресотиниус”“Опекун”“Лихоимец”
(1768) и прочие; либретто двух опер и балета; писал Сумароков и «притчи» – басни, песни, занимался сатирической журналистикой. Своей сатирической направленностью писатель-обличитель «нажил» немало врагов среди духовенства, помещиков, чиновников, в придворных кругах.
После смерти Петра I заведенная им зависимость культуры от правительства получила дальнейшее развитие. Правительство и двор стали осуществлять более жесткую культурную политику. Фактически в 1730-1750-е годы «сферой приложения силы искусства и мысли» был в первую очередь.
дворец
, игравший роль политического и культурного центра, а также вельможно-дворянского клуба и храма монархии, театра, на котором разыгрывалось великолепное зрелище с целью продемонстрировать мощь и величие земной власти. В целом Россия этого периода характеризовалась дальнейшим обмирщением, секуляризацией в области политики, культуры, искусства, быта. Продолжал формироваться новый тип общественного сознания, неразрывно связанный с существенными изменениями в социально-экономической, политической и идейно-философской жизни общества. Общественно-политическая мысль этого времени представлена прежде всего в работах уже названных деятелей культуры –.
А. Д. Кантемира, В.
К. Тредиаковского, М. В.
Василия Никитовича Татищева
. В их трудах ставился вопрос.
о совершенствовании государственного устройства
России. Так, Татищев, как и другие, считал возможным достижение.
экономического прогресса
в русском обществе в рамках существующего строя. Однако при этом вопрос о каких-либо радикальных политических изменениях или ликвидации крепостнических отношений в работах упомянутых авторов не ставился.
Во второй половине ХVIII столетия российское самодержавие достигает своего апогея, вступив в эпоху просвещенного абсолютизма. В наибольшей мере влияние идей Просвещения в политике абсолютизма проявилось в области культуры. Постепенно складывалась единая национальная культура, в созидании которой ведущая роль принадлежала дворянству, формирующейся интеллигенции. Василий Осипович Ключевский красноречиво охарактеризовал одну из особенностей правления Екатерины II (1762-1796): «Век нашей истории, начатый царем-плотником, заканчивался императрицей-писательницей». Стоит отметить, что при жизни Ключевского Академия наук издала 12 томов сочинений императрицы, о которых ученый-историк отозвался так: «Ее сочинения не обнаруживают самобытного таланта. Но она была очень переимчива, у нее то и дело слышны отзвуки и перепевы то Вольтера, Монтескье, Мольера, мадам Равинье…». Еще одно высказывание Ключевского о Екатерине Великой заслуживает внимания: «В каком бы обществе ни вращалась Екатерина, что бы она ни делала, она всегда чувствовала себя как бы на сцене и потому слишком много делала напоказ… Екатерине посчастливилось при вступлении на престол среди всяких людей найти под рукой
таких, с которыми можно было вести дела хорошо».
Если кратко суммировать основные достижения культуры.
эпохи Екатерины Великой,
то правомерно сделать следующие выводы:
· в конце ХVIII века наступил новый период в истории русского просвещения: формируется общеобразовательная, сословная система образования, отразившая наделение дворян практически беспредельными привилегиями и еще более увеличившая пропасть между дворянской культурой и культурой представителей низших слоев. Значительную роль в теоретическом обосновании сословной системы образования сыграл И.И. Бецкой (1704-1795);
· в 60-е годы ХVIII в. зарождается русское Просветительство (по определению проф. А.А. Аронова), в лице А.Н. Радищева получившее наиболее радикальную антикрепостническую, антифеодальную направленность; демократические, гуманистические черты характеризовали творчество таких видных писателей и общественных деятелей, как Н.И. Новиков, Д.И. Фонвизин, С.Е. Десницкий,
А.А. Поленов, Я.П. Козельский;
· в течение четырех десятилетий (до конца 60-х годов) в русской культуре господствовал классицизм, тесно связанный с просветительством, что привносило в русскую культуру демократические черты. В последней трети ХVIII века в литературе начал складываться новый метод – реализм, одержавший первые успехи в драматургии. В последнее десятилетие века доминирующим направлением дворянской литературы стал сентиментализм, основоположником которого является Н.М. Карамзин (1766-1826) – создатель в Москве своеобразного центра новой школы;
· последняя треть ХVIII века ознаменовалась созданием научного центра по изучению русского языка и словесности – Российской Академии, просуществовавшей с 1783 по 1841 гг. Первым Президентом Академии стала Екатерина Дашкова. Главная заслуга Академии – составление и издание Словаря русского языка: в 1789-94 гг. вышло первое его издание в 6-и томах, а в 1806-1822 гг. – второе издание, значительно дополненное;
· отмеченный период характеризуется расцветом дворянской усадьбы, что также объясняется предоставлением дворянству исключительных привилегий. Важно в связи с этим заметить, что русская дворянская усадьба представляет не только интерес с точки зрения архитектуры, скульптуры и живописи и других видов искусства, но и в аспекте развития частных библиотек, художественных собраний и коллекций. Многие дворянские усадьбы неразрывно связаны с жизнью и творческой деятельностью крупных представителей отечественной культуры: это Авдотьино Н.И. Новикова, Званка Г.Р. Державина, Михайловское и Болдино А.С. Пушкина, Тарханы М.Ю. Лермонтова и многие другие;
· последняя треть ХVIII столетия – это период расцвета и дворцово-парковой культуры: Марфино при П.С. Салтыкове, Архангельское при Н.Б. Юсупове, Кусково и Останкино при графе
Н.П. Шереметеве; великолепные ансамбли в окрестностях Петербурга, строившиеся для царской фамилии – Павловск, Петерго;
· к очевидным достижениям рассматриваемого периода относятся шедевры русского классицизма, созданные в разных видах искусства: это работы А.Ф. Кокоринова, Валлен-Деламота, И.Е. Старова, Д. Кваренги, В.И. Баженова, М.Ф. Казакова, А.Н. Воронихина, И.А. Ерменева, Д.Г. Левицкого, Ф.С. Рокотова, А.П. Лосенко· как ни парадоксально, но мощь русской культуры такова, что даже в екатерининский период, когда положение крестьянства было весьма и весьма тяжелым, а по оценкам некоторых исследователей (проф. А.А. Аронов) и критическим, расцветают народные промыслы, которые и в настоящее время широко признаны и особенно ценятся в мировой культуре: Палех, Гжель, Хохлома, Федоскино, Мстера, и другие;
· уникальным феноменом русской культуры второй половины ХVIII века, фактически не имеющим аналога в мировой практике, является формирование так называемой «крепостной интеллигенции», которая появилась благодаря развитию феноменальной талантливости многих простых людей и вопреки существующему крепостному рабству (!)Мы попытались обобщить позитивные итоги екатерининского периода, однако не признать и очевидных негативных, порой даже отвратительных черт эпохи, тоже нельзя. Василий Осипович Ключевский по этому поводу пишет: «Вся система Екатерины была системой нарядных фасадов с неопрятными задворками, следствиями которых была полная порча нравов в высших классах, угнетение и разорение низших, общее ослабление России». Этот нелицеприятный вывод, увы, не утратил своей актуальности и в наши дни.
Лекция 14Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
Источники: