Арабская культура

0 комментариевСовокупность духовных и материальных достижений населения арабоязычных стран Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Юго-Западной Европы.

В целом как специфический феномен А. к. сформировалась в VII–Х вв., в результате культурного взаимодействия арабов и народов, входивших в состав халифата. Однако этот термин применяется не только к средневековой культуре халифата, но и к культуре арабских стран на протяжении их исторического развития. А. к. возникла на территории Аравийского п-ова. Ей предшествовала и на нее оказала влияние доисламская культура языческого населения Юж. Аравии, характерной чертой которой было развитие устной народной словесности. С зарождением ислама и становлением халифата, создавшего единое пространство и общность входивших в него народов, объединенных одним языком и главенствующей религией, сложилась собственно А. к. Непосредственно арабскими элементами этой культуры являются ислам, арабский язык и традиции устной народной поэзии. Существенный вклад в создание А. к. внесло население Сирии, Ливана, Йемена, Ирака, Ирана и Индии, в том числе не принявшее ислам — так, христиане привнесли в А. к. элементы наследия античного мира. В VII–VIII вв. при династии Омейядов столицей халифата и центром А. к. являлся Дамаск, хотя наряду с ним крупными центрами формирования А. к. оставались Мекка и Медина в Аравии, Куфа и Басра в Ираке. Именно тогда появились первые каноны литературы, архитектуры, философские и религиозные идеи. В правление династии Аббасидов (750–1258) столица халифата переместилась в Багдад, который стал одним из крупнейших архитектурных центров А. к. В IX–X вв А. к. переживала период наивысшего расцвета. Бурно развивались литература, история, точные и естественные науки, философия, создавались выдающиеся памятники архитектуры и искусства. В этот период А. к. оказывала существенное влияние на культуры других народов. После распада халифата Аббасидов (середина Х в.) ареал влияния А. к. сузился. При Фатимидах (910–1171) и Айюбидах (1171–1250) центром развития А. к. стал Каир. Еще в VIII в. от халифата Аббасидов отделилась мусульманская Испания (смотрите Кордовский халифат), где развивалась собственная арабо-испанская культура. В X–XV вв. центры этой культуры — Кордова, Севилья, Гранада и Малага переживают период расцвета. Однако со второй половины XIII в. начался застой А. к., особенно на фоне процветающей культуры других восточных стран (Османская Турция, Средняя Азия, Иран) и Европы, а затем и упадок после османского завоевания арабской территории в XVI в. Тем не менее традиции научного знания А. к. сохранялись в культурных центрах Египта, Сирии и Ирака. Этап нового постепенного подъема А. к. начался с первой половины XIX в. с модернизацией и возрождением в различных областях жизни арабских стран. С формированием суверенных арабских государств А. к. развивается в основном в рамках этих стран. В средневековой А. к. математика, астрономия и другие науки были тесно переплетены между собой, а энциклопедический характер знания приводил к тому, что известные астрономы могли являться одновременно и известными поэтами или историками. В основу арабской математики легли переводы сочинения античных и индийских авторов. Однако в IX–X вв. в Багдаде арабские ученые занимались уже не переводами и комментированием античных авторов, но самостоятельной разработкой математической, астрономической и других естественнонаучных сфер знания, которые были тесно связаны с бурным развитием строительства, архитектуры, землемерным делом и мореплаванием. От индийских ученых арабы переняли десятичную систему исчисления с применением нуля, что способствовало дальнейшему развитию математики. Арабские ученые ввели тригонометрическую функцию, разработали приемы решения квадратных и кубических уравнений, извлечения корней с натуральными показателями, выделили тригонометрию как самостоятельную область знания. Выдающиеся достижения в математике связаны с именами среднеазиатских ученых ал-Хорезми (IX в.), написавшего первый арифметический трактат, ал-Бируни (973–1048) и ал-Каши (XV в), введшего в употребление десятичные дроби, персидского и таджикского эрудита Омара Хайяма (ок. 1048 — после 1122), египтянина Ибн ал-Хайсама (ок. 965–1039). В области геометрии прославились «сыновья Мусы» (IX в.), Ибн Курра (около 836–901) и др. Многие из них внесли также вклад в развитие физики и минералогии. В астрономии арабские ученые также изначально опирались на переводные сочинения античных и индийских авторов, существенно развив затем достигнутое ими. В Багдаде, Каире, Самарканде и других центрах А. к. строились обсерватории, где знаменитые астрономы своего времени Ибн Юнус (950–1009), Насир ад-дина ат-Туси (1201–1280, по другим данным — 1274 или 1277), ал-Бируни и другие проводили свои наблюдения. Уже в IX в. была измерена длина меридиана и рассчитаны размеры земного шара. Известны медицинские трактаты арабских врачей — Ибн Сины (/Авиценны/980–1037), ал-Бируни, ар-Рази (980–1037), которыми руководствовались и в Европе. Арабскими учеными разрабатывались вопросы хирургии, офтальмологии и другие области медицинского знания. Первые произведения по описательной географии появились в IX в., но пора расцвета классической арабской географии началась с Х в. и была связана с именами ал-Масуди, ал-Балхи, ал-Истахри (X в.), ал-Бируни (XI в.), Йакута (XIII в.), ал-Идриси (1100 — 1165 или 1161), Ибн Баттуты (1304–1377) и др. Арабские ученые переняли птолемеевскую картину мира, карты и описания составлялись в соответствии с ней, хотя накопленные арабскими географами и путешественниками знания были намного шире — ими был описан весь арабский Восток, ряд других регионов Азии и Африки. Арабская философия была напрямую связана с мусульманским богословием и зародилась в спорах о божественных атрибутах, предопределении, свободе воли и т. д. Мутазиллиты, представители рационального богословия (калам), допускали аллегорическое толкование Корана, считали разум единственным мерилом истины и отрицали возможность изменения мира всевышним. В противовес им ашариты считали, что любой предмет в мире, состоя­щем из постоянно воспроизводимых творцом атомов, может быть изменен им. Последователями античного философа Аристотеля и неоплатоников являлись ал-Кинди (около 800–879) и ал-Фараби (873–950). Отдельным мистико-религиозным течением в арабской философии является суфизм, представители которого стремились к непосредственному общению с всевышним и созерцанию его путем преодоления мирских страстей. Крупнейшими представителями суфизма были ал-Газали (1059–1111) и Ибн ал-Араби (1165–1240). В мусульманской Испании широкое распространение получили философские идеи Аристотеля, крупнейшим последователем которых в этом регионе стал Ибн Рушд (1126–1198), создавший самостоятельное философское учение. Его идеи были восприняты аверроистами — последователями Ибн Рушда в Европе. Первые арабские исторические сочинения относятся к концу VII в. Изначально это были предания о доисламском периоде, о распространении ислама, жизнеописания пророка Мухаммеда и его сподвижников. Представления о всемирной истории у арабских авторов были связаны с изложенной в Коране историей сотворения мира и историей пророков. Мусульманские богословы описывали историю арабов и библейских народов в рамках единой преемственности. Средневековая арабская историография рассматривала исторический процесс как осуществление божественного замысла, признавая, однако, ответственность человека за свои поступки и видя роль истории в поучении на основе накопленного опыта. Первым большим историческим сочинением был трактат Ибн Исхака (ок. 704–768 или 767) об истории пророков и жизни пророка Мухаммеда. Сочинения ал-Балазури (ок. 820 — ок. 892), Абу Ханифы ад-Динавери (ум. ок. 895) и ал-Якуба, составленные обычно в форме анналов, ввели классическую схему арабского историографического повествования от сотворения мира, формирования и жизни мусульманской общины до современных политических событий. Наиболее известным и крупным историческим сочинением периода расцвета А. к. стала «История пророков и царей» ат-Табари (838 или 839–923), всеобщая история ал-Масуди (ум. 956/957/), Хамзы ал-Исфахани (умер во второй половине Х в.), Ибн ал-Асира (1160–1233/1234/), Ибн Халдуна и др. Со второй половины Х в. среди арабских исторических сочинений преобладали местные и династийные хроники, биографии и история городов. Тем не менее известны и всеобщие истории Абу-ль-Фида (1273–1331), аз-Захаби (1274–1353/1347/), Ибн Касира (ок. 1300–1373) и др. В XV–XVI вв. центром арабской исторической науки стал Египет — здесь создавались труды как по истории этой страны, так и исторические энциклопедии и хроники по всеобщей истории. Наиболее крупными авторами этой эпохи являлись Ибн ал-Фурат (1334–1405), ал-Макризи (1364–1442), ал-Айни (1361–1451), ас-Суюти (1445–1505). Среди арабских исторических сочинений значительную известность получили также биографии и биографические словари Ибн Халликана (1211–1282), ас-Сафади (1296/97–1363), Ибн ал-Кифти (1172–1248), Ибн Абу Усайби (1203–1270) и др. В эпоху османского господства составлялись в основном местные хроники и история. Наиболее ценные из них — история Андалусии ал-Маккари (1591/92–1632) и история Египта ал-Джабарти (1753–1825/1826/) . Арабская литература зародилась на Аравийском п-ове еще до принятия ислама: поэты Имру-ль-Кайс, Тарафа, Антр ибн Шадад, поэтесса Ханса и другие доисламские авторы внесли значительный вклад в ее развитие, формирование канонов и жанров, каковыми стали элегия («риса»), похвальба («фахр»), песни мести («сар»), любовная лирика и др. При дворе Омейядов творили поэты ал-Ахтал (ок. 640 — ок. 710), ал-Джарир, ал-Фараздак (ок. 641 — между 728 и 732), ставшие известными панегиристами своего времени. Хотя на их творчество оказали значительное влияние доисламские поэты, в их поэзии уже отражены верования ислама. Широкое распространение в период халифата получила любовная лирика, развитие которой связано с именами Омара ибн Аби Рабиа из Мекки (641 — ок. 712/718/), поэтами аббасидского двора Мути ибн Ияс, Валиба ибн Хубаб и др. Новаторами в арабской поэзии стали Абу-Нувас (762–815) и др., отошедшие от доисламских классических норм и развивавшие новые темы и сюжеты. Окончательно новые нормы арабской поэзии были сформулированы в трактате поэта и филолога Ибн ал-Мутазза (861–908), хотя оставались также поэты, придерживавшиеся старых канонов. С распадом халифата арабская литература продолжала развиваться — этот период связан с именами блестящих поэтов ал-Мутанабби (915–965) и Абу-ль-Ала ал-Маарри (973–1057). Прозаик Бади аз-Заман ал-Хамадани (ум. 1007) создал новый жанр — макаму, считающийся высшим достижением арабской прозы. Отдельные литературные стили появились в мусульманской Испании. Здесь были созданы народные поэтические строфические формы мувашшах и заджал, которые затем распространились на территории многих арабских стран. Андалусская поэзия связана с именами ал-Газаля (770–864), Ибн Абд Раббихи (860–940), Ибн Кузмана (около 1080–1160), ал-Мутадида (1012–1069), Ибн Зайдун (1003–1071) и др. Со второй половины XI в. арабская литература вступает в период упадка: поэзия приобретает мистический оттенок, а проза — дидактический. В XIII–XV вв. наиболее яркие достижения арабской литературы связаны с влиянием народного творчества: к концу XV в. окончательно сложился сборник сказок «Тысячи и одной ночи», в поэзии также широкое распространение получили народные жанры. С начала XIX в. вместе с государственным и национальным подъемом начинается период возрождения в литературе, которая далее развивается уже в рамках отдельных арабских государств. Арабская архитектура тесно связана с религией ислама — самыми широко распространенными и востребованными постройками стали мечети. Первые из них, с огороженным двором и колоннадой, были созданы в Басре (635), Куфе (638) и Фустате (40-е VII в.). Настоящим шедевром стала Омейядская мечеть в Дамаске (нач. VIII в) с прекрасными мозаиками. Наиболее широко был распространен колонный тип мечетей, однако существовали и мечети купольной постройки. При Омейядах активно велось светское строительство дворцов и замков (Мшатта, Кусейр-Амра, Каср ал-Хейр ал-Гарби и Каср ал-Хейр аш-Шарки, Хирбет ал-Мафджар), при Абассидах — градостроительные работы в Багдаде и Самарре. Особая школа арабской архитектуры сложилась в Фатимидском Каире (осн. 969), во многом определившая лицо города: грандиозная мечеть ал-Азхар (Х в.), мощные крепостные стены, дворцы, караван-сараи, лавки и дома. В XIII–XVI вв. велось большое фортификационное строительство (цитадели Каира и Алеппо) и строительство мавзолеев (Кладбище мамлюков в Каире, XV–XVI вв.), распространялась инкрустация архитектурных сооружений камнями. В религиозной архитектуре преобладал величественный стиль с большими объемами и куполами (мечеть Хасана XIV в. в Каире, мечети и медресе Дамаска). Архитектура Магриба и Испании переживала расцвет в Х–ХV вв. (монументальные и богато украшенные мечети в Тлемсене и Таза, Кордове, ворота в Толедо, дворец Алгамбра в Гранаде). С турецким завоеванием XVI в. в арабскую архитектуру вошли элементы османского зодчества, однако сохранялись и местные формы. Новый период подъема арабской архитектуры начался с XIX в. Для арабского декоративно-при­клад­ного искусства характерны богатые орнаментные узоры и каллиграфия. Отдельного внимания заслуживает арабская книжная миниатюра в Сирии и Египте IX–XII вв. и в Ираке XII–XIII вв. Арабская музыка сформировалась в результате взаимодействия музыкальных традиций арабов и народов завоеванных территорий. На раннем этапе своего развития она была неотделима от поэзии — существовали профессиональные поэты-певцы (шаиры) и различные песенные жанры. С конца VII в. начался расцвет арабской музыки. Поскольку она была тесно связана с вокалом, широкое распространение получили произведения, исполнявшиеся певцами и музыкантами с ведущей ролью первых. Самыми известными из них в эпоху Омейядов стали Ибн Мусаджих, Муслим ибн Мухриз, певица Джамиле; в эпоху Абассидов — Ибрахим ал-Маусили (742–804), Исхак ал-Маусили (767–850), Мансур Залзал. Арабские авторы ал-Кинди, ал-Фараби, ал-Исфахани, Сафи-ад-дин Урмави создали многочисленные труды на музыкальные темы. Традиционными арабскими музыкальными инструментами являются дуфф (маленький квадратный бубен), мизхар (примитивная лютня с кожаной декой), ребаб (род однострунной скрипки), уд (вид лютни).

Автор статьи: Прусская Е.А. © Российская Историческая Энциклопедия Литература

  • Бартольд В. В., Соч. Т. 6. М., 1966
  • Беляев Е. А., Арабы, ислам и арабский халифат в раннее Средневековье. М., 1966
  • Большаков О. Г. История Халифата. М., 1989–98. 3 т.
  • Веймарн Б., Каптерева Т., Подольский А., Искусство арабского народа. М., 1960
  • Гибб Х. А. Р., Арабская литература // Пер. с англ. П. А. Грязневича. М., 1960
  • Ал-Фахури Х., История арабской литературы [пер. с араб.], т. 1–2, М., 1959–61
  • Григорян С. H., Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. М., 1966
  • Крачковский И. Ю. Избр. соч., т. 1–6, М.-Л., 1955–60
  • Крымский А. Е., История арабов и арабской литературы светской и духовной. Ч. 1–3. М., 1911–13
  • Кубе А. П., Испано-мавританская керамика, М.-Л., 1940
  • Куделин А. Б. Арабская литература: поэтика, стилистика, типология, взаимосвязи. М., 2003
  • Кузнецов К. А. Арабская музыка // Очерки по истории и теории музыки. Л., 1940
  • Леви-Провансаль Э. Арабская культура в Испании. М., 1967
  • Мехрин-Мехрдад, Фалсафэ-йе-шарг [Философия Востока]. Тегеран, 1959
  • Мец А. Мусульманский Ренессанс. М., 1966
  • Очерки истории арабской культуры X–XV вв. М., 1987
  • Стирлен А. Искусство ислама: Распространение персидского стиля: От Исфахана до Тадж-Махала. Альбом. М., 2003
  • Фильштинский И. М., Арабская классическая литература. М., 1965
  • Штекль А., История средневековой философии // Пер. с нем., М., 1912
  • Фролов Д. В. Классический арабский стих. История и теория аруда. М., 1991
  • Ал-Фахури Х., ад-Дарр аль-халил, Тарих аль-фальсафа аль-арабийя [История арабской философии]. Т. 1–2, Бейрут, 1957–58
  • Юшкевич А. П., История математики в Средние века. М., 1961
  • Arabic Theology, Arabic Philosophy: From the Many to the One: Essays in Celebration of Richard M. Frank // Ed. by J. Montgomery. Dudley, MA, 2006
  • Bakalla, M. H. Arabic Culture Through Its Language and Literature. L., 1984
  • Blachére R., Histoire de la littérature arabe des origines а la fin du XV siéсle. T. 1–3. P., 1952–66
  • Boer T. J. de, The history of philosophy in Islam, L., 1933
  • Brockelmann С., Geschichte der arabischen Literatur, 2 Aufl., Bd 1–2, Leiden, 1943–49
  • Brugman J. An Introduction to the History of Modern Arsbic Literature. Leiden, 1984
  • Cachia P. Arabic Literature: An Overview. London, 2002
  • Creswell К. A. С., Early Muslim architecture, pt 1–2, Oxford, 1932–40
  • Idem. The Muslim architecture of Egypt. v. 1–2, Oxford, 1952–60
  • Gibb H. A. R., Studies on the civilization of Islam. Boston, 1962
  • Dimand M. S., A handbook of Mohammadan art. NY., 1958
  • Islam. Kunst und Frchitectur. Köln, 2000
  • Ettinghausen R., Grabar O., Jenkyns M. Islamic art and architecture, 650–1250. Yale, 2001
  • Farmer Н. G. A history of Arabian music to the XVIIIth century. L., 1967
  • Graf G., Geschichte der christlichen arabischen Literatur, Bd 1–5, Citta del Vaticano, 1944–53
  • Lane A., Early Islamic pottery. Mesopotamia, Egypt and Persia. L., 1958
  • Erianger R. d’, La musique arabe. V. 1–6, P., 1930–59
  • Grohmann A. Arabien. Мünchen, 1963
  • Grunebaum G. von. Medieval Islam. A study in cultural orientation, Chicago, 1961
  • Gutas D. Greek Thought, Arabic Culture: The Graeco-Arabic Translation Movement in Bahdad and early Abbasid Society 2nd–4th/8th–10th centuries) L., 2003
  • Kennedy Е. S., A survey of Islamic astronomical tables, Phil., 1956
  • Rashid R. Encyclopedia of the History of Arabic Science. L., 1996
  • Kilito, Abdelfattah. The Author and His Doubles: Essays on Classical Arabic Culture. Syracuse, N.Y., 2001
  • Marçаis G., L’architecture musulmane d’Occident. P., 1954
  • McGinnis, J., Reisman D. Classical Arabic Philosophy: An Anthology of Sources. Indianopolis, 1994
  • Historians of the Middle East // Ed. by B. Lewis and P. M. Holt, L., 1962
  • Mrozek A., Sredniowieczna filozofia arabska, Warszawa, 1967
  • Petruccioli A. Understanding Islamic Architecture. Ed. by A. Petruccioli, K. K. Pirani. L. NY, 2002
  • Racy A. J., Making music in the Arab world: the culture and artistry of arab. Cambridge, 2004
  • Robinson, C. F. Islamic Historiography. Cambridge, 2003
  • Rosenthal F., A history of Muslim historiography, Leiden, 1968
  • Sauvaget J. Introduction а l’histoire de Orient Musulman. Elemеnts de bibliographic, P., 1961
  • Sabra A. L. Optics, Astronomy and Logic: Studies in Arabic Science and Philosophy. Aldershot Brookfield (Vt.), 1994
  • Saliba G. A History of Arabic Astronomy: Planetary Theories During the Golden Age of Islam. NY, 1994
  • Touma, Habib Hassan. The Music of the Arabs. Portland (Or.) Cambridge, 2003
  • Ueberweg F. Grundriss der Geschichte der Philosophic, 12 Aufl., T. 1–3, 5, В., 1924–28
  • Mawasi, Faruq. Studies in modern Arabic literature. Antwerpen, 2007

Востоковеды XIX в., не располагавшие всеми ныне известными источниками и находившиеся под влиянием средневековой мусульманской исторической традиции, считали, что в течение всего средневековья во всех странах, входивших в состав Халифата и воспринявших ислам, господствовала единая «арабская», или «мусульманская», культура.

Внешним оправданием для такого утверждения было то, что классический арабский язык долгое время господствовал во всех этих странах, как язык государственных учреждений, религии и литературы. Роль арабского языка в средние века действительно была исключительно велика. Она была подобна роли латинского языка в средневековой Западной Европе.

Однако в странах с неарабским населением, вошедших в состав Халифата, продолжали развиваться местные культуры, лишь вступившие во взаимодействие с культурой арабов и других народов Передней и Средней Азии и Северной Африки.

арабско-мусульманский мир

Арабской средневековой культурой, в точном смысле этого слова, следует именовать только культуру Аравии и тех стран, которые подверглись арабизации и в которых сложилась арабская народность (Ирак, Сирия, Палестина, Египет, Северная Африка). Именно о культуре этих стран далее и идёт речь.

style=”display:inline-block;width:300px;height:250px” data-ad-client=”ca-pub-0791478738819816″ data-ad-slot=”5810772814″>

style=”display:inline-block;width:300px;height:250px” data-ad-client=”ca-pub-0791478738819816″ data-ad-slot=”5810772814″>.

древний арабский мир

Усвоив и переработав значительную часть культурного наследия персов, сирийцев (арамеев), коптов, народов Средней Азии, иудеев, а также наследия эллинистическо-римской культуры, арабы достигли и сами больших успехов как в области художественной литературы, филологии, истории, географии, математики, астрономии, медицины, логики и философии, так и в области архитектуры, орнаментального искусства и художественного ремесла.

Освоение арабами наследия античной культуры было из-за влияния ислама односторонним: они охотно переводили с греческого языка (или с сирийских переводов с него) сочинения по точным наукам и философии, но почти вся обширная греческая и латинская поэзия, художественная проза и историческая литература были оставлены без внимания.

Религиозный запрет ислама изображать людей и животных (из боязни «идолопоклонства») со временем убил скульптуру и пагубно отразился на развитии живописи.

Наибольший расцвет арабской культуры приходится на VIII—XI вв. В VIII— X вв. были записаны (со слов рапсодов) и отредактированы произведения доисламской арабской устной поэзии VI—VII вв.

Абу Таммам и его ученик ал-Бухтури составили и отредактировали в середине IX в. два сборника «Хамаса» («Песни доблести»), содержавших в себе произведения свыше 500 староарабских поэтов.

Много образцов староарабской поэзии вошло в огромную антологию «Китаб ал-агани» («Книга песен») Абу-л-Фараджа Исфаханского (X в. ). На базе староарабской поэзии, а также Корана сложился классический литературный арабский язык средневековья.

арабский мир

Богатая арабская письменная поэзия второй половины VII и VIII в. в, значительной мере продолжала традиции доисламской устной поэзии, сохраняя свой светский, проникнутый жизнерадостным настроением характер.

Из поэтов конца VII—начала VIII в., воспевавших воинские подвиги, любовь, веселье и вино, выделялись Фараздак, сатирик Джарир и Ахталь, все трое — панегиристы Омейядов. Расцвет арабской поэзии относится к VIII—XI вв. Феодально-придворная и городская поэзия сохранила свой светский характер.

Наиболее видными её представителями являются известный как автор любовных стихотворений, ярко враждебный идеологии ислама вольнодумец Абу Нувас (756 — около 810), писавший, что желал бы стать собакой, которая, сидя у ворот Мекки, кусала бы каждого приходившего туда богомольца, а также Абу-л-Атахия (VIII— начало IX в.), мастер-гончар, обличитель распущенности, царившей при дворе халифа Харуна ар-Рашида.

Карта арабского мира

Не менее известны поэт-воин Абу Фирас (X в.) с его элегией, написанной в плену у византийцев и обращённой к матери, и Мутанабби (X в.), сын водоноса, самый блестящий из арабских поэтов этого времени, мастер изысканного стиха.

В первой половине XI в. в Сирии творил великий поэт, слепой Абу-л-Ала Маарри, «философ среди поэтов и поэт среди философов». Его поэзия проникнута пессимистическим осуждением морали и социальных отношений феодального общества, а также феодальных усобиц.

Он отрицал догмат о божественном откровении и бичевал людей, извлекавших выгоды из всевозможных суеверий масс. Абу-л-Ала называл себя монотеистом, но его бог — только безличная идея рока.

страны арабского мира

Главными правилами морали Абу-л-Ала являются: борьба со злом, следование своей совести и разуму, ограничение желаний, осуждение убийства любого живого существа.

Между X и XV в. постепенно сложился широко популярный сборник народных сказок «Тысяча и одна ночь», базой для которого послужила переработка персидского сборника «Тысяча сказок», с течением времени обросших индийскими, греческими и другими легендами, сюжеты которых были переработаны, а действие перенесено в арабскую придворпую и городскую среду.

С середины VIII в. появилось много переводов художественной прозы с сирийского, среднеперсидского и санскритского языков.

Среди памятников архитектуры преобладали культовые и дворцовые здания. Арабские мечети времени Халифата чаще всего представляли собой квадратный или прямоугольный двор, обнесённый галереей с арками, к которому прилегал колонный молитвенный зал. Так построены мечеть Амра в Фустате (VII в.) и соборная мечеть в Куфе (VII в.). Позже им стали придавать купола и минареты.

Некоторые ранние мечети в Сирии представляли собой подражание христианской (ранневизантийской) базилике с куполом. Таковы мечеть ал-Акса в Иерусалиме конца VII в. и мечеть Омейядов в Дамаске начала VIII в.

Особое место в архитектуре занимает сооружённая при халифе Абд-ал-Мелике в конце VII в. на месте разрушенного ещё римлянами в 70 г. н.

э. иудейского Соломонова храма мусульманская мечеть Куббат ас-Сахра («Купол скалы») в форме восьмигранника, с куполом на колоннах и арках, пышно отделанная разноцветным мрамором и мозаикой.

Из светских зданий сохранились величественные развалины замка Мшатта в Иордании (VII—VIII вв. ) и там же замок Омейядов Кусейр-Амра начала VIII в. с высокохудожественной живописью, выполненной византийскими и сирийскими мастерами и ещё следовавшей антично-византийским традициям.

Из более поздних зданий необходимо отметить большой минарет в Самарре (IX в. ), мечети Ибн Тулуна (IX в. ) и ал-Азхар (X в.

) в Фустате. Начиная с X в. здания стали украшать арабесками — тончайшими орнаментами, растительными и геометрическими, со включением стилизованных надписей.

Арабская философия, первоначально связанная с богословской схоластикой (центрами её были Куфа и Басра), стала освобождаться от влияния последней после того, как с середины VIII в. появились арабские переводы сочинений Платона, Аристотеля, Плотина, а также ряда математиков и медиков античности. Эта переводческая деятельность, в которой видную роль играли сирийцы-христиане, со времён халифа Мамуна была сосредоточена в Багдаде в особом учёном учреждении «Бейт ал-хикма» («Дом мудрости»), при котором имелись библиотека и обсерватория.

None Крупнейший арабский философ ал-Кинди (IX в.) создал эклектическую систему, в которой соединил мнения Платона и Аристотеля.

Главный труд ал-Кинди посвящён оптике. В конце IX в. кружок рационалистически настроенных учёных в Басре, близких к карматам, «Ихван ас-сафа» («Братья чистоты») составил энциклопедию философских и научных достижений своего времени в виде 52 «писем» (трактатов).

Усвоение арабами античного наследия способствовало развитию точных и естественных наук, особенно математики, астрономии, географии, медицины и химии. Арабская астрономия и математическая география основаны на трудах Птолемея.

В конце VIII и в IX в. появилось два арабских перевода главного астрономического труда Птолемея «Мегалэ синтаксис» («Великое построение») под заглавием «Ал-Мад-жисти». Один из арабских переводов Птолемея впоследствии под искажённым заглавием «Альмагест» был переведён на латинский язык и получил широкое распространение в Западной Европе.

В геометрии и тригонометрии ряд важных открытий сделали ал-Батани (IX—X вв. ) и Абу-л-Вафа (X в. ), автор астрономических таблиц.

В 827 г. в Сирийской пустыне были проведены измерения дуги меридиана. Начиная с IX в.

в ряде городов были созданы обсерватории. Была широко распространена и псевдонаука — астрология.

города арабского мира

Самым выдающимся из представителей медицинской науки был Абу Бекр Мухаммед ар-Рази (умер в 925 г.), главный врач госпиталя в Багдаде, известный открытиями в хирургии. В арабской среде возникла в IX в. и экономическая география как особая отрасль географии.

None В VIII—IX вв. сложились куфийская и басрийская филологические школы; один из представителей последней — перс Сибавейх составил арабскую грамматику, которая легла в основу всех последующих грамматик.

В VII—VIII вв. у арабов ещё не было исторических сочинений. Их заменяли разные своды преданий о Мухаммеде, большей частью легендарных, и о походах и завоеваниях арабов.

Собственно светская историография развилась уже в IX в. Крупнейшими её представителями являлись историк арабских завоеваний Белазури (IX в. ), историк Багдада Ибн Абу Тахир Тейфур (IX в.

), авторы «всеобщих историй» Якуби (IX в. , он же географ) и Абу Ханифа ад-Динавери (IX в. ).

Создатель огромного и важнейшего свода всеобщей Истории перс Табари (838—923), писавший на арабском языке, принадлежит как арабской, так и персидской историографии.

арабский мир современный

Арабская культура – это культура созданная арабами и другими народами Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Юго-Западной Европы в средние века. Основной внешний признак этой культуры – арабский язык. Она первоначально сложилась в Западной, Центральной и Северной Аравии. Предшественницей арабской культуры была древняя культура Южной Аравии, население которой говорило на сабейском языке и создало свою письменность. Наряду с культурой арамейского населения Сирии, Ливана, Палестины и Ирака древняя культура Южной Аравии оказала значительное влияние на арабскую культуру в период ее возникновения. Около IV века северные арабы создали свое буквенное письмо, которое было одной из разновидностью арамейской скорописи.

После образования Арабского Халифата средством культурного и политического общения по всей территории мусульманского государства стал арабский язык. Арабы и другие народы, вошедшие в состав Халифата создали уникальную высокоразвитую культуру, которая оказала значительное влияние на другие страны (в частности, Западную Европу) и явилась крупным вкладом в мировую культуру.

Расцвет арабской культуры приходится на VIII-XI вв. Небывалый размах получило развитие точных и прикладных наук (геометрия, астрономия), которые были связаны с землемерным делом и мореплаванием, организацией системы искусственного орошения. В 827 году была измерена дуга меридиана и определены размеры земного шара.

Успехи математики также поражали воображение современников. Арабам принадлежат введение тригонометрических функций (аль-Баттани, 858-929), разработка ряда приемов решения алгебраичных уравнений 1-й и 2-й степени (аль-Хорезми /9 в. /).

Основными занятиями арабских ученых, которые, как правило, были энциклопедически образованными людьми, служили теоретическая медицина и врачебная практика. В развитие медицины арабы внесли значительный вклад. Особое развитие получила офтальмология и связанные с нею достижения геометрической оптики (Хайсам /965-1035/, ар-Рази /864-925/).

Запросы медицины и связанной с ней фармакологии способствовали развитию химии. Арабы заимствовали изобретенные в Китае компас, бумагу и порох и передали их европейцам. Высокого развития точные и естественные науки получили в трудах выдающихся ученых ибн Сины /980-1037/, аль-Бируни /973-1048/.

Развитие описательной географии в Халифате обусловливалось интересами административно-налогового управления и торговли. Развивалась математическая география (тесно связанная с астрономией). Наибольшую известность получили труды перса ибн Хордадбеха /820-912/, арабов аль-Масуди /ум.

Идеологической основой религиозных, философских и исторических наук являлся ислам. Арабская историография (ибн Исхак, ибн Хишам, ат-Табари, аль-Балазури, ибн Сад) развивалась на основе изучения и систематизации преданий о жизни пророка Мухаммада.

Высокого развития в Халифате достигла архитектура, создавшие новые типы зданий (мечети, минареты, медресе и др. ) и усовершенствованные типы дворцов и жилых зданий; строения часто украшались богатой орнаментацией; замечательны изделия декоративно-прикладного искусства. К выдающимся памятникам Халифата относятся мечеть аль-Акса /692/ и культовое здание Куббат ас-Сахра /688/ в Иерусалиме, мечеть Омейядов в Дамаске с декоративными мозаиками /VIII в.

До Зарплаты [CPS] RU

/, мечети и дворцы в Самарре (Ирак) и около нее, укрепленные военные лагери Каср-аль-Хайр, Мшатта, замок Кусейр-Амра (Сирия) с росписями на бытовые темы. В Египте высоко развивалось зодчество и декоративно-прикладное искусство. В Магрибе и на Пиренейском полуострове сложилось мавританское искусство, давшее замечательные памятники зодчества (мечети в Кайруане, Тунисе /7-9 вв.

/ и в Кордове /8-10 вв. /, Альгамбра в Гранаде /середина 13 — начало 14 вв. /).

Крестовые походы /11-13 вв. /, монгольское нашествие /13 в. / сопровождались уничтожением культурных ценностей и падением производства и культуры.

Но в арабских странах Африки и на Пиренейском полуострове этот период отмечен крупными культурными достижениями. Культура в этих странах была самой высокой и передовой в средневековой Европе. Очагами этой культуры являлись университеты в Кордове, Севилье, Малаге и Гранаде, где наиболее успешно преподавались математика, астрономия, химия и медицина.

Астрономические сочинения испанских арабов стали основой европейской астрономии. Еще одно достижение арабской культуры этого периода – историко-социологическая теория арабского историка ибн Халдуна /1332-1406/. Наблюдалось также значительное развитие художественной литературы и особенно мавританского искусства (испано-мавританская керамика).

По материалам: Историческая энциклопедия. — М., Издательство «Советская энциклопедия», 1973-1982.

арабский мир фото

Источники:

Вам также может понравиться