Идеология и культура Греции в VIII — VI вв. до н.э

Это было время быстрого и интенсивного развития. Нравы дорийцев смягчились, они восприняли достижения крито-микенской цивилизации. Практически во всех областях жизни происходят глубокие изменения.

Общество совершает переход от деревни к городу, от родовых и патриархальных отношений к отношениям классического рабства. Город-государство (полис) становится основной формой социально-политической организации общественной жизни. Начинается колонизация ближних и дальних территорий.

Греция расширяется до внушительных размеров. Экономический прогресс способствует расширению рынка и торговли, складывается система денежного обращения. Начавшаяся чеканка монет ускоряет эти процессы.

Афинскийполис – самый крупный в Греции – располагался на полуострове Аттика и занимал территорию около 2500 кв. км, где проживало 150 тыс. человек. Афины превратились в лидера греческого мира в экономике, политике и культуре. В этом полисе зародилась модель демократического устройства. На народном собрании выбирались высшие должностные лица –архонты, из них формировался и совет старейшин –ареопаг.АрхонтСолонв594 г. до н.э.провел реформы, заложил основы афинской демократии. Он освободил афинский народ от долгов и запретил для граждан долговое рабство. Изменил систему мер, весов и чеканки монеты, все это содействовало распространению афинской торговли. Упразднил большинство привилегий родовой аристократии. Разделил граждан на четыре разряда, в зависимости от имущественного ценза. Новые законы стимулировали ремесленно-торговую деятельность, что способствовало обогащению простого населения.

Высшим органом, избиравшим должностных лиц и издававшим законы, стало народное собрание – экклесия. Быть избранными на государственные посты могли либо представители первого и второго разрядов, служившие в коннице, либо тяжеловооруженные пехотинцы. Новый государственный орган –гелиэя(суд присяжных, куда избирались все граждане) контролировала должностных лиц и разбирала конфликты среди афинян.

Другим центром греческой цивилизации была Спарта(область Лакония), основанная завоевателями-дорийцами. Центр государства составили 5 объединившихся селений с общими святынями и органами управления. Необходимость сохранения господства 9 тыс. полноправных граждан над покоренным населением соседней области (около 150 тыс. человек) привела к возникновению того строя, благодаря которому государство сохранилось в анналах истории.

Законы, по которым жили спартанцы, установил в VIII в. до н.э.полулегендарный царьЛикург. В их основе лежал принцип сохранения «общины равных» доблестных воинов. Всеми делами в государстве ведалагерусия– совет старейшин, избиравшихся по достижении ими 60 лет пожизненно. В герусию также входили два царя – от дорийского и ахейского родов для командования войском. Герусия определяла политику государства, выполняла судебные функции и готовила законы.

Окончательное решение по каждому вопросу выносило народное собрание – апелла. Последняя могла только принимать или отвергать предложенные герусией законы или должностных лиц. Степень одобрения выражалась силой крика.

Для контроля за соблюдением законов Ликурга была создана коллегия из 5 ежегодно переизбиравшихся эфоров. Они следили за поведением полноправных граждан, включая царя, а также осуществляли надзор за порабощенным населением Спарты.

Ликург, желая уничтожить самую большую опасность для государства – богатство и бедность, объявил государственной всю землю. Каждый из 9 тыс. спартанцев получил в пожизненное владение равный участок земли (около 15 га), который позволял существовать без излишеств, но и без нужды.

Было запрещено хождение золотых и серебряных монет, оставлены только железные оболы, для которых в случае небольшой покупки требовалась телега. Благодаря этому запрету исчезла роскошь, а вслед за ней и многие преступления: воровство, взятки. Ликург учредил также совместные трапезы, во время которых спартанцы ели одинаковые кушанья, предписанные законом.

И в мирное и в военное время спартанцы жили единым военным лагерем, опасаясь восстания покоренного населения. С утра до вечера они совершенствовали боевое мастерство. По законам Ликурга, дети принадлежали не родителям, а государству. После рождения ребенка старейшины определяли его судьбу: в живых оставляли только здоровых детей. До семи лет мальчики жили в семье, а затем их воспитанием занималось государство. Мальчики изучали чтение, письмо, а также занимались хоровым пением, необходимым для строевых песен. Ежегодно юношей секли розгами перед алтарем Артемиды в присутствии старейшин и родителей. Кровавым испытанием для юных спартиатов были карательные операции против порабощенного населения. После этого юноши, достигшие 20 лет, становились воинами. Девушки воспитывались подобно юношам, Они должны были бегать, бороться, метать копье, заниматься гимнастикой. Впечатляющие успехи были в духовной культуре. Исключительную роль сыграло создание в VIII в. до н.э.алфавитногописьма на основе финикийской письменности. Это позволило создать эффективную систему образования, благодаря которой в античной Греции не было неграмотных. Алфавит стал фактором стремительного развития литературы и поэзии.

Формируются основные этические нормы и ценности античного общества, где утверждается чувство коллективизма, права и свободы личности. Особое место занимают патриотизм и гражданственность, а также образ идеального человека, в котором дух и тело находятся в гармонии. Воплощению данного идеала способствовали возникшие в 776 г. до н.э.Олимпийские игры. Они проводились каждые четыре года в городе Олимпии. Победивший на играх пользовался привилегиями (освобождение от налогов, пожизненная пенсия, постоянные места в театре и на праздниках).

Возникают философия и наука. Их родоначальником сталФалес, у которого они еще не отделены строго друг от друга и находятся в рамках единой натурфилософии. Одним из основателей античной философии и науки являетсяПифагор, у которого наука, принимающая форму математики, представляет собой уже самостоятельное явление. Вархитектуре складывается два стиля:дорический– суровый, несколько тяжеловесный, ему соответствует строгая, геометрически правильная капитель колонны. Иионический – более пышный, колонна наряду с функциональной несет и декоративную нагрузку, для нее характерны капитель с завитками-волютами. Ведущим типом постройки выступает сакральный храм как обитель бога. Самым известным становитсяхрам Аполлона вДельфах.Утверждается синтез архитектуры и скульптуры – храмы снаружи украшаются рельефами, внутри ставятся статуи богов. Возникает монументальнаяскульптура– сначала деревянная, а затем каменная. Наибольшее распространение получают два типа: обнаженная мужская и задрапированная женская фигура. Расцвет переживает поэзия. ПоэмыГесиода «Теогония» (родословная богов) и«Каталогженщин»дополняли и завершали созданное Гомером. Античная мифология приобретала классический, совершенный вид.

Архаическая Греция вступила в новую фазу благодаря оформлению новой системы письменности. Новое письмо было алфавитным и насчитывало 24 знака. Соотнесение каждого знака с фиксированным фонетическим значением расширило возможности пользования этой системой, упростило освоение все новыми слоями общества из числа граждан полиса. Грамотность распространяется именно в архаическую эпоху — так свидетельствуют данные эпиграфики на камне, керамических предметах и т. д. Этот период является временем создания гомеровских поэм, эпической литературы, с которой начиналась молодая греческая литература. Поэзия приобретает социальный опыт — лирические и сказочные образы произведений Гесиода и Сапфо соседствуют в этом жанре с реформаторскими мыслями Солона, воинскими мотивами Архилоха. Литература и поэзия приобретают четкую гуманистическую направленность.

Сложность окружающей действительности вдохновила философов на поиски смысла человеческой жизни и общества. Многие одаренные представители, такие как пифагорейцы, орфики, натурфилософы своими средствами создавали свои религиозно-мистические, либо стихийно-материалистические теории объяснения миропорядка, места души (ее бессмертия), основы всего сущего. На этом пути познания были блестящие открытия в математике, астрономии; к этому периоду относят начало физики.

В сложном процессе формирования нового мировоззрения в VIII–VI вв. большой прогресс достигнут в области географических познаний. Философа Анаксимандра считали первым картографом античной эпохи.

Архаическая Греция украсилась шедеврами градостроительства и было положено начало единой системы храмовой архитектура. Тип храма в виде прямоугольного здания с колоннадой — периптера (с двойной колоннадой — диптера) считается общегреческим и широко распространился с VI в. до н.

э. Ордерная архитектура, скульптура, вазопись VIII–VI вв. обогащались новыми идеями и образами, служили расцвету культура Древней Греции.

Основываясь на комплексе фактического материала, можно утверждать, что различные племена и полисы проявили неодинаковую активность в так называемом культурном перевороте в истории Древней Греции. Указывают на высокий потенциал ионийцев, смешавшихся с населением Малой Азии. Здесь же следует упомянуть значительный вклад афинян.

Спартанская культура, несмотря на то, что носители ее — этнические греки, мало способствовала развитию «греческого чуда», так же как и насельники центральной части Северной Греции и пелопоннесские аркадяне. Существующая гипотеза об этнических корнях успехов греческой цивилизации опровергается рядом фактов. Фалес Милетский, известный философ, — карийского или финикийского происхождения.

Архилох Паросский был сыном рабыни, что является свидетельством его негреческих корней. Рабское происхождение из среды фригийцев или фракийцев отмечено у поэта Эзопа. Более поздняя история также подтверждает фактами наличие социально-экономических причин расцвета греческой культура, а не этнических и расовых особенностей.

Пока в науке мало разработана теория гетерозиса, т.  е. результатов взаимодействия (в данном случае) и благоприятного сочетания наследственных свойств греческого населения и пришельцев.

Нельзя забывать о больших масштабах контактов греческого населения в Малой Азии с ликийцами, лидийцами, фригийцами, карийцами и т.  д. Пока эта область изучения культуры не подкрепляется статистическим материалом.

Культурный расцвет или «взрыв» в трактовке современных антиковедов в Древней Греции в архаический период соотносится с возникновением мировых религий, всплеском интеллектуальной энергии в Иудее, Индии, Вавилонии и Китае. Эта синхронность трактуется только в связи с технико-экономическими успехами широкого распространения железа. Это основное, но не исчерпывающее культурное развитие качество исторического процесса в I тыс.

до н.  э.

Анализ ремесленной продукции дает интересные данные для общей картины развития культуры в архаический период — ведь ремесло отделилось от сельского хозяйства и оформилось в самостоятельную производительную отрасль.

В зависимости от колониальных запросов развивался внутригреческий рынок — вновь освоенные территории нуждались в вине и оливковом масле, глиняных емкостях, тканях, утвари. Развивалось производство и доставка оружия. Для развития ремесленной отрасли хозяйства колонии предоставляли металлы, скот, зерно, торговали рабами.

Массовые находки керамики как тарных емкостей свидетельствуют о массовом гончарном производстве амфор, столовой расписной посуды в Эвбеях, Коринфе, Афинах, Спарте, на о. Родос. Ионийские полисы на побережье входят в число активных ремесленных центров керамики.

Славились также хиосские кубки. Потребности апойкий стимулировали развитие металлообработки; известны изделия, изготовленные способом отливки из меди и бронзы. Это предметы высокого искусства, найденные при раскопках в Бургундии, во Франции — больших размеров бронзовый кратер.

В Северной Германии, в скифском могильнике найдена деталь панциря — золотая рыба — видимо, деталь нагрудного декора этого доспеха. Кроме панцирей, бронзовых сосудов, производились шлемы, статуи и т.  д.

Ремесленное производство было той средой, где технический прогресс позволил созреть таким высокохудожественным произведениям, как расписные сосуды коринфских мастеров ориентализирующего стиля, а затем чернофигурным и краснофигурным техникам вазописи, в основном афинских и пелопоннесских мастерских. Археологический материал позволяет установить широкие масштабы изготовления керамики в специальных мастерских гончарами — профессионалами и художниками-вазописцами. Полисы предоставляют ремесленной прослойке специальные кварталы, это свидетельство их высокого авторитета и социального статуса.

Реформы Клисфена | Всемирная история. Том 3. Век железа | Культура архаического периода

Loading…

идеология и культура греции в viii—vi вв. до н. э.

VIII—VI века до н. э. были периодом значительного подъёма культуры древней Греции. Во многом этакультура была основана на достижениях старых рабовладельческих государств Востока. К началу, VIII в. или, быть может, к несколько более раннему времени относится возникновение греческого алфавита, основанного на применении финикийских знаков. В VII—VI вв. начинается запись мифов греческой древности, обычное право постепенно оттесняется письменным законом, литературное творчество вступает в новый период своего развития, появляются первые научные произведения, известные нам, правда, только в отрывках, возникает материалистическая философия, враждебная идеализму и религии. Существенные сдвиги происходят также в развитии изобразительных искусств и архитектуры. К началу V в. складываются основные условия для последующего расцвета эллинской культуры, сыгравшей огромную роль в культурном развитии человечества. Религия К началу рассматриваемого периода уже успели сложиться религиозные верования, которые с большими или меньшими оговорками могут быть названы общими для всех греков. К концу этого периода в основных чертах складывается так называемая олимпийская религия. Семья олимпийских богов, возглавляемая отцом богов и людей — Зевсом,— это сколок патриархальной семьи времён распада первобытно-общинного строя. Все подчинённые Зевсу олимпийские боги связаны с ним узами кровного родства. В пору неограниченного господства родовой знати те или другие божества нередко объявлялись предками наиболее влиятельных аристократических родов. Культ олимпийских богов в несколько изменённом виде продолжал существовать и в дальнейшем. Олимпийские боги становятся покровителями гражданской общины, они освящают своим авторитетом её установления. С этой целью подверглись соответствующему изменению древние мифы или создавались новые сказания. Враждующие друг с другом государства нередко пользовались мифологическим материалом для оправдания своей политики. Из мифов, иной раз трактуемых чрезвычайно свободно, черпали сюжеты для •своих произведений греческие поэты и художники. При Писистрате в Афинах (VI в. дон. э.) были записаны «Илиада» и «Одиссея» Гомера, сложившиеся задолго до этого времени и распространявшиеся до тех пор в устной передаче. К VII—VI вв. относятся также дошедшие до нас лишь в отрывках так называемые «киклические поэмы», в которых собранй народные сказания, дополняющие эпос Гомера. Эти поэмы, далёкие от совершенства «Илиады» и «Одиссеи», выражали потребность в более систематическом изложении любимых эпических рассказов. Одни из «киклических поэм» охватывают время Троянской войны, другие восходят к более ранней поре (сказания о кровавых раздорах в царском семействе города Фив, о богатырских подвигах Геракла, морском походе аргонавтов за волшебным «золотым руном» в Колхиду и т. п.). Важным источником наших знаний о греческой мифологии являются также хвалебные обращения к богам, служившие обычно прологом к чтению стихов Гомера (так называемые «гомеровские гимны»). Они ещё несут на себе отпечаток живого народного творчества, хотя древнейшие из них возникли не раньше VII в. Наконец, к тому же времени относится попытка великого греческого поэта Гесиода (конец VIII — начало VII в.) собрать в единое целое разнообразные мифы Эллады. Его «Теогония» (поэма о рождении богов) сохранила некоторые представления, гораздо более первобытные, чем имеющиеся в «Илиаде» и «Одиссее». Вместе с тем поэма Гесиода представляет собой первую попытку отыскать в преданиях седой старины картину происхождения мира и справедливого миропорядка. С превращением олимпийской религии в официальную религию полисов участие в культах олимпийских богов становится неотъемлемым правом и вместе с тем обязанностью граждан. Особого сословия жрецов в греческих полисах не существовало, соответствующие функции во время праздников или торжественных жертвоприношений выполнялись обычными избираемыми в народном собрании должностными лицами. Важную роль в религиозной жизни всей Греции в VIII—VI вв. играли храм Аполлона в Дельфах, храм Аполлона на Делосе — религиозный центр всех ионийских греков, храм Зевса в Олимпии и др. На организуемые этими храмами празднества, всегда сопровождавшиеся спортивными, музыкальными и -поэтическими состязаниями, стекалась масса людей из самых различных, часто очень отдалённых греческих городов.

Здесь встречались представители греческих государств для ведения переговоров. Вокруг популярных храмов создавались особые объединения, так называемые амфиктаонии — союзы соседних племён, превратившиеся в своеобразные объединения полисов. Олимпийская религия освящала классовую основу греческого общества — противоположность господина и раба, родовитого землевладельца и простого сельского труженика, богатого собственника и рядового горожанина, занятого физическим трудом.

Недовольство сложившимся классовым строем также нередко принимало религиозные формы. Оно выражалось, например, в широком распространении культа Диониса, божества-покровителя земледелия, в народных празднествах в его честь, в мистериях богини земли и плодородия Деметры, утешающей человека в его горестях, и т. п. На почве этих религиозных исканий в VI в. сложилась религиозная организация орфиков (по имени легендарного певца Орфея). Среди аристократии возникали свои мистические объединения, игравшие активную реакционную роль в политике. Материалистическое учеиие о природе. Зачатки научной критики религии. Важным достижением Греции VIII—VI вв. до н. э. было начало научного исследования природы Новое мировоззрение выдвигает идею бесконечности материального мира во времени и пространстве. Передовая мысль, связанная с подъёмом наиболее развитых греческих городов Малой Азии, выступает против мифологических сказок Гомера и Гесиода. Религия олимпийских богов подвергается критике. Впервые рождается мысль о том, что не человек есть создание божественных сил, а, наоборот, боги созданы человеческой фантазией по образу и подобию самого человека. Резкие нападки на антропоморфизм традиционных верований содержат отрывки из сочинений поэта-философа Ксенофана, уроженца малоазийского города Колофона, относящиеся к концу рассматриваемого периода: Всё про богов сочинили Гомер с Гесиодом совместно… Нет, если бы руки имели быки, или львы, или кони, Иль рисовали руками и всё создавали, что люди, Стали б тогда и богов рисовать они в облике сходном — Кони — подобных коням, а быки — как быков, и фигуры Создали бы точно такие, какие имеют и сами. В древней Греции того времени философ был прежде всего наблюдателем природы, человеком большого практического опыта. Его наблюдения касались самых различных областей науки — от астрономии до медицины, его философские взгляды были часто наивны, но в них преобладали элементы материализма. Уже в древней Греции происходит борьба материализма против идеализма, диалектики против метафизики. Родиной первых греческих философов были передовые города Ионии. В рассматриваемое время общественная и культурная жизнь била в них ключом. Географическое местоположение этих городов позволило им раньше, чем другим, завязать тесные связи со странами древневосточной цивилизации. Таким путём в ионийские города проникают первые, вначале ещё очень элементарные, знания в области геометрии, механики, астрономии, метеорологии, медицины и др. В борьбе с религиозной фантазией возникает новое мировоззрение — ионийская натурфилософия По свидетельству Аристотеля, главное у ионийских натурфилософов состояло в том что они признавали только материальную основу мира, считая, что к этой основе сводится всё существующее: «… из неё вещи зарождаются в самом начале и в неё превращаются при окончательном уничтожении, причём первооснова остаётся неизменной сущностью, а меняются только её состояния».

Первым по времени представителем ионийской натурфилософии был Фалес из Милета, самого крупного и цветущего города на ионийском побережье. Учение Фалеса (конец VII— начало VI в.) известно нам только по высказываниям о нём авторов более позднего времени. От них мы знаем, что Фалес считал первоначалом всего существующего воду. Тотфакт, что Фалес оказался в состоянии прийти к мысли о существовании единой материальной основы, проявляющейся в бесконечном разнообразии форм, доказывает исключительную для своего времени силу обобщающей мысли. Учение Фалеса было выражением того мировоззрения, которое Энгельс назвал «первоначальным стихийным материализмом». Фалес обладал обширными сведениями в различных областях нерасчленённого ещё на отдельные дисциплины научного знания. Существует предание о том, что Фалес предсказал солнечное затмение 585 г. Геродот рассказывает, что в области политики Фалес стоял за объединение ионийских городов в единое государство. Согласно легенде, он первым усвоил и перенёс в Грецию из Египта основы геометрии. Греческий писатель Плутарх пишет, что Фалес у египтян научился полагать воду основой всего. Греческие философы-материалисты таким образом не начинали всё сызнова, они развивали далее начатки научного мировоззрения, возникшие в странах древнего Востока. Младшим современником Фалеса и представителем того же философского направления был Анаксимандр, также живший в Милете. Разделяя материалистическое миросозерцание Фалеса, он пошёл дальше по пути научной абстракции. В качестве материальной первоосновы всего существующего он называет нечто «беспредельное» (по-гречески аггейрон). Апейрон стоит над четырьмя элементами мироздания (земля, водаогонь и воздух), которые сами являются различными и, так сказать, равноправными его разновидностями или проявлениями. Анаксимандр считал наш мир не единственным, но только одним из многих других, возникающих и погибающих миров. Третий представитель ионийской натурфилософии — Анаксимен (начало VI в.) вернулся к мысли Фалеса о конкретном первовеществе, но в отличие от последнего считал этим первовеществом не воду, а воздух. Как основная стихия, воздух, в его представлении, обладает свойством переходить во все другие виды материи: путём разрежения — в огонь, путём последовательных уплотнений — в туман, воду, землю, камень. Условием и причиной перехода воздуха в другие состояния Анаксимен считал изменения температуры — тепло и холод: холод уплотняет, сжимает воздух, тепло разрежает его. Таким образом, Анаксимен сделал попытку объяснить многообразие чувственно воспринимаемого мира. Наивность этой попытки, при весьма ограниченном в ту эпоху объёме положительных знаний, вполне понятна.

При всей их наивности такие догадки, однако, пролагали дорогу научному мировоззрению, были направлены против религии, идеализма и мистики. Дальнейшее развитие ионийская материалистическая философия получила в замечательном по своей глубине и яркости учении Гераклита (конец VI в.). В Эфесе, родном городе Гераклита, перевес был уже целиком на стороне демоса.

Будучи по рождению аристократом из древнего, некогда царского рода, Гераклит враждебно относился к демократии, осуждая, например, принцип равенства граждан. Но Гераклит вместе с тем был одним из самых крупных мыслителей своего времени. Повидимому, он отдавал себе полный отчёт в неизбежности происходивших на его глазах исторических перемен. Размышляя над причинами этих перемен и глубоко вдумываясь в окружающую действительность, он выразил основной принцип своего мировоззрения в краткой формуле—«всё течёт». По мнению Гераклита, вечное и беспрерывное движение —основной закон мироздания, одинаково управляющий и общественной жизнью и жизнью природы. Разделяя мировоззрение ионийских материалистов, он не мог обойти вопроса о мировом первовеществе. Этим первовеществом был у Гераклита огонь — наиболее подвижная стихия.

Переход от первовещества ко всем остальным — воздуху, воде, земле — он представлял себе в виде последовательных превращений огня, его «погасании» и новых «воспламенении», т. е. как вечное его движение. Сочинения Гераклита не сохранились, но до нашего времени в трудах греческих философов более позднего времени дошёл ряд его изречений.

Поясняя свою мысль о непрерывном движении всего существующего, он говорил: «Нельзя дважды войти в один и тот же поток», так как вода, в которую мы первый раз входили, уже ушла, и сами мы успели измениться. Это непрерывное движение, в котором возникают и прекращают своё существование отдельные вещи, Гераклит представлял себе как постоянную борьбу противоположностей: «Необходимо знать всеобщий закон, что борьба и есть справедливость, что всё возникает в борьбе по непреклонному закону необходимости». В другом сохранившемся отрывке Гераклит с полной определённостью говорит: «Этот мировой порядок—один и тот же для всех вещей—не создал никто из богов, никто из людей, но он был всегда, есть и будет вечно живым огнём, точной мерой воспламеняющимся и точной мерой угасающим». По поводу этой мысли Гераклита В. И. Ленин заметил: «Очень хорошее изложение начал диалектического материализма». Значение Гераклита в истории философии заключается в том, что он первым из греческих мыслителей выразил некоторые принципы диалектики. Само собой разумеется, что при всей глубине отдельных мыслей Гераклита диалектика его в целом ещё очень ограниченна. Мировое движение он представляет себе лишь как постоянное повторение одного и того же замкнутого цикла. И тем не менее идеи всеобщего движения, борьбы и единства противоположностей навсегда связаны с именем Гераклита. Отмечая большие сдвиги в представлениях греков о природе, нельзя закрывать глаза на то, что в ионийской натурфилософии оставались ещё сильными пережитки мифологических представлений. Объясняя известные ему магнитные и электрические явления (притяжение железа магнитом, лёгких тел — натёртым янтарём), Фалес допускает существование «души» магнита и янтаря. Учение Фалеса о воде как праэлементе обнаруживает ещё известное родство с мифологическими представлениями о первичном океане, окружающем землю, распространёнными как в греческой мифологии, так и в ряде стран древнего Востока. Согласно Анаксимандру, «первоначально человек произошёл от животных другого вида»; предки людей, по его мнению, жили когда-то внутри рыб: рыбы выбрасывали их на сушу покрытыми твёрдой скорлупой или чешуей. Сходное воззрение было распространено в Вавилонии. Примитивными оставались и представления о форме земли. По Фалесу, земля имела форму плоского диска, плавающего на поверхности безграничного океана. По Анаксимену, плоская земля имеет форму стола, по Анаксимандру, земля — это цилиндр. Не существовало правильного объяснения и таких явлений, как затмения солнца и луны. Если древние авторы сообщают, что Фалес предсказал солнечное затмение, то отсюда нельзя сделать вывод, что ему были знакомы истинные причины подобных явлений. Периодичность лунных затмений была известна и вавилонянам. Это позволяло с определённой долей вероятности предсказывать и затмения солнечные. Надо полагать, что на подобных способах предвидения основывался и Фалес. Идеалистическое направление в философии Если в истории греческого материализма большую роль играет непосредственное наблюдение природы, то наука, требующая более высокой абстракции,— математика — уже в древности подвергалась различным извращениям в духе идеализма. Магия чисел была одним из таинственных знаний, которые молва приписывала египетским и вавилонским жрецам. В Греции такого рода мистические учения развивались религиозным союзом пифагорейцев. Хотя в настоящее время очень трудно установить, что принадлежало здесь собственно Пифагору, несомненно, что в его лице мы имеем основателя первой идеалистической школы в Греции. Уроженец Самоса Пифагор покинул свой родной город, когда в нём пришёл к власти тиран Поликрат. Поселившись в Кротоне (город в Южной Италии), он основал здесь «пифагорейский союз» — религиозное объединение местной аристократии, которое ставило себе реакционные политические цели. Пифагорейцам удалось добиться господства в Кротоне и других колониях Великой Греции. После смерти Пифагора, уже в V в., власть основанного им союза была сломлена восстанием городской демократии. Многие пифагорейцы при этом погибли, остальные рассеялись по другим греческим городам. По преданию, Пифагор совершил путешествие в Египет, где и ознакомился с математическими знаниями египетских жрецов. Мистика пифагорейцев искала себе опоры в отделении абстракции числа от его материальной основы. Цифрам, их порядку и соотношениям придавался характер великой тайны. Так, например, число один выражало зло, число два — добро и т.д. Предание связало с именем Пифагора ряд математических открытий. Однако в данном случае мы большей частью имеем дело с позднейшими легендами. Другой путь отрыва логической абстракции от материальной действительности проповедовала школа элейцев (по имени города Элеи в Южной Италии).

Элейская школа возникла во второй половине VI в. до н. э.

Её основателем был поэт-философ Ксенофан, поселившийся уже в преклонном возрасте в Южной Италии. Его учение, известное нам в отрывках, ещё сохраняет связь с ионийской натурфилософией. Но в нём уже есть зачаток идеализма, развитого продолжателями Ксенофана — Парменидом, Зеноном и Мелиссом.

Идеализм элейской школы основан на отрыве бытия от движения. Его остриё было направлено против материалистической диалектики Гераклита. Последователи Ксенофана не принимали тех выводов о неизбежном ходе вещей, которые сделал великий мыслитель из Эфеса.

Вопреки очевидности элейцы доказывали неподвижность мира. Эти доказательства они старались основать на том,что всякое движение противоречиво.

Противоречия же они не признавали реально существующими. Существование движения признавалось ими поэтому обманчивым. Для элейцев характерно осуждение чувственного познания мира и в дальнейшем—превращение неподвижного, всегда себе равного бытия в идеалистическую абстракцию. В лице элейцев против стихийной диалектики первых греческих мыслителей выступает метафизическое воззрение, оправдывающее косность уходящих в прошлое общественных порядков. Позия В период VIII—VI вв. до н. э. греческая литература пережи .

Источники:

Вам также может понравиться