Место культуры Хараппы в истории Индии

Данные, имеющиеся в нашем распоряжении, не позволяют пока окончательно определить характер общественно-экономических отношений в древнем обществе долины Инда. Однако, несомненно, что по уровню развития производительных сил, использованию металлических орудий труда, наличию развитого земледелия, скотоводства, ремесла, так же как и по уровню развития письменности, Индия того периода в общем не уступала первым из классовых обществ, сложившихся в Двуречье и Египте, которые были рабовладельческими. О резком имущественном и социальном неравенстве свидетельствуют материалы раскопок, обнаруживших различные по величине и благоустройству жилые помещения; раскопаны здания, которые можно считать дворцами, и казарменные помещения для сотен работников, слуг или рабов.

Единороги на печатях. Цивилизация Хараппы. //Чудеса и приключения №6/1997

На это же указывают археологические находки кладов, роскошно отделанных украшений и предметов вооружения наряду с самыми простыми и неискусными. Данные об относительно развитой торговле также косвенно свидетельствуют о наличии такого неравенства. Обращает на себя внимание наличие в поселениях Мохенджо-Даро и Хараппа мощных цитаделей, господствующих над городом.

На основании всех этих данных можно рассматривать культуру Хараппы как культуру общества с ранним рабовладельческим строем.

В первой половине II тысячелетия до н. э. отмечается постепенный упадок культуры Хараппы. В середине же этого тысячелетия культура Хараппы исчезает. Более поздние, но хронологически всё же близкие к этому времени поселения (культура Джхукар) по уровню развития материальной культуры более примитивны. Возможно, что это произошло в результате разрушения городских центров культуры Хараппы какими-то завоевателями, стоявшими на более низком уровне развития. Могли иметь место и неизвестные нам социальные сдвиги внутри самих этих государств. Однако, несомненно, что культура Хараппы заложила основу, на которой в дальнейшем развивались культура и общественные отношения народов Индии, в первую очередь в её северо-западной частиЦитируется по изд.: Всемирная история. Том I. М., 1955, с. 434.

Подписка на RSS - Хараппа

ВведениеИндийская культура занимает одно из почетных мест в истории мировой культуры. Она отмечена грандиозными достижениями на протяжении более чем трехтысячелетнего развития. Наряду с долговечностью, ей присуще творческое восприятие достоинств иноземных культур, не в ущерб своим собственным фундаментальным ценностям. Преемственность индийской культуры в значительной степени основывается на социальных институтах и на широком распространении общепринятого свода религиозных ценностей среди различных классов и общин южно-азиатского субконтинента. Кроме того, индийская культура складывалась на основе аграрной структуры общества, что и определило ее долговечность.

Трудно себе представить страну с более богатой мифологией, чем Индия, и вряд ли можно найти в иной мифологии сочетание глубоких философских абстракций и практических приложений мифа, таких, как йога, аскеза, наставления в практике повседневной жизни.

Цель данной работы – охарактеризовать индийскую культуру на всем протяжении ее развития, показать место материальной и духовной культуры Индии в мировой культуре. В работе использованы учебные пособия: Лапиной С. В.

Культуры «Хараппа» и «Мохенджо – Даро». Религии древней индии [16.10.13]

«Культурология», Малюга Ю. Я. «Культурология», Поликарпова В.

С. «Лекции по культурологи», Радугина А. А.

Глава 1. Религия и культура Индии1.1. Культура Хараппы и культура «Ригведы»Древнеиндийская культура у всех, кто с ней соприкасается, вы­зывает чувство интеллектуального и эстетического наслаждения. Сформировавшись в древности (более 4000 лет назад), духовная культура этой страны на протяжении всего исторического развития не имела кардинальных изменений, она всегда считалась самой ду­ховной культурой Востока. Ее волшебство и загадочность и сегодня открываются далеко не всем, особенно непостижимой она представ­ляется технизированному сознанию западного человека.

Культура Индии кажется совершенно безмятежной и умиротво­ренной, и Гегель определял общий принцип древнеиндийской куль­туры выражением «грезящий дух». Индийцы никогда не смотрели на жизнь как на поле битвы за богатство и власть. Издавна вели осед­лый образ жизни, природа обеспечила им необходимые условия для самобытного развития. С одной стороны – Гималайские горы, с дру­гой – море способствовали тому, что Индия долгое время была за­щищена от иноземных вторжений. Когда нет необходимости тратить много сил на борьбу за существование, люди могут позволить себе жизнь более возвышенную, чем суетливое накопительство[1] .

Первые центры культуры в Индии существовали уже в III и II тысячелетиях до н. э. — это Хараппа (ныне в западном Пакистане) и Мохенджо-Даро около р.

Инд. Эта индийская культура, самым ярким компонентом которой была Хараппа, выросла на основе местных традиций Севера, городские центры индийской культуры поддерживали тесные контакты с Месопотамией, Центральной и Средней Азией, областями Юга Индии. Высокого уровня развития достигли ремесла, изобразительное искусство (памятники его и сегодня нас поражают своей изысканностью), появилась письменность, до сих пор не расшифрованная.

Наиболее яркая особенность этой культуры — ее чрезвычайный консерватизм. В Мохенджо-Даро было раскопано девять слоев построек. По мере того, как уровень земли поднимался из-за периодических наводнений, новые дома возводились почти точно на месте прежних. На протяжении, по крайней мере, тысячелетий расположение улиц города оставалось неизменным, наиболее впечатляющим достижением индской культуры является совершенная система водопровода и канализации, каковой не имела ни одна другая древняя культура, даже римская.

Письменность индских городов совершенно не изменялась на протяжении всей их истории. Несомненно, что индская культура поддерживала связь с Двуречьем, однако она не проявила склонность заимствовать технические достижения более развитой культуры. Ученые (А.

Бэшем и др. ) предполагают, что за время существования этой цивилизации форма правления в ней не менялась. Этот беспримерный консерватизм предполагает, по выражению С.

Пиггота, скорее «неизменные традиции храма», чем «светское непостоянство двора». Действительно, культура Хараппы по своему характеру была, очевидно, подобна культурам Древнего Египта и Двуречья.

В целом эта культура не отличалась особенными художественными достижениями. Несомненно, она обладала литературой, религиозными эпическими поэмами, наподобие шумерских и вавилонских, но они навсегда для нас утрачены. Архитектура носила строго утилитарный характер, нигде при раскопках не найдено следов монументальной скульптуры и живописи.

Однако высокого совершенства достигло искусство в области малых форм — гравюры на печатях, статуэтки. Насколько можно судить о религии доарийской эпохи по дошедшим до нас отрывочным сведениям, некоторые ее черты предвосхитили отдельные особенности позднейшего индуизма: аскетическая практика (йогическая поза Прото-Шивы) и сопряженный с ней круг представлений, практика изображений богов в «человеческом образе».

Во II тысячелетии до н. э. в Индию пришли племена индоариев, жрецы которых создали великое собрание гимнов — «Ригведу», теоретически до сих пор почитающуюся самым священным из многочисленных текстов индуизма.

В эпоху, когда создавались древнейшие из веди-ческих гимнов, арии достигли уже преддверия цивилизации. Их военная техника находилась на более высоком уровне, чем у народов Ближнего Востока, их жреческие школы довели племенной ритуал до степени искусства, их поэтическое творчество принимало сложные формы и подчинялось строгим канонам, но с другой стороны, арии не создали городской культуры. Это был народ воинственных скотоводов, организованных скорее в племена, чем в царства.

Их культура была родственна той, которая описывается в «Беовульфе», в ранних исландских сагах, в староирландском прозаическом эпосе; она несколько уступала культуре греков, отразившейся в «Илиаде». На протяжении эпохи «Ригве-ды» выкристаллизовались и в определенной мере сохранились до наших дней четыре сословия — жрецы (брахманы), воины (кшатрии), земледельцы (вайшьи), зависимые, слуги (шудры). Их санскритское наименование «варна» (неточно переводимое «каста», а буквально означающее «цвет») указывает на то, что произошли в результате контакта развитой сословной культуры с людьми чуждой культуры, имевшими кожу другого цвета (темного).

Арии были буйным народом. Они соблюдали лишь немногие из табу поздней Индии и были весьма привержены к хмельным напиткам. Они очень любили музыку, играли на флейте, лютне и арфе под аккомпанемент цимбал и барабанов.

У них была гептотоническая гамма, сходная с нашей мажорной, которая, как полагают, появилась в Шумере и впоследствии получила распространение среди индоевропейских народов. Арии увлекались азартными играми. В гимнах встречаются также напоминания о пении и танцах и об искусстве танцовщиц, возможно, профессиональном.

Племенами правили вожди, которые носили титул «раджа» — слово, родственное латинскому «гех» («король»). Раджа был абсолютным монархом, так как правление племенем осуществлял частично внутренний совет немногих старейшин и более широкое собрание всех глав семей. Арии рассматривали царя прежде всего как военного вождя, он не считался божественным лицом и не исполнял религиозных функций.

Царь-жрец, характерный для некоторых других культур, не имел параллели в древней Индии. В целом можно сказать, что и индская культура и культура эпохи «Ригведы» внесли свой вклад в формирование уникального характера индийской культуры.

1.2. Государство: теория и практика политической жизниДля понимания культуры Индии, особенно в древности, необходимо знать ту политическую систему, замечательную и в своей силе, и в своей слабости, которая была создана в эпоху Будды (вторая половина 1 тысячелетия до н.э.). Речь идет об империи Маурьев. Она имела высокоразвитую систему государственной администрации, управлявшей всей экономической жизнью империи, и весьма совершенную организацию секретной службы, сфера деятельности которой охватывала все сословия, начиная с высших министров и кончая городскими бедняками. Расцвета держава Маурьев достигла при царе Ашоке (середина III в. до н.э.). Важнейшим источником информации об этом времени являются многочисленные надписи Ашоки (так называемые эдикты), высеченные на камне по приказу царя. Эдикты Ашоки посвящены изложению благочестия государя и содержат наставления ко всем подданным подражать в этом своему владыке[2] .

Эдикты эти частично напоминают указы ранних Ахеменидов, но по содержанию сильно отличаются, например, от больших надписей Дария 1, прославляющих царя, перечисляющих все его победы и подвластные ему народы и племена. Надписи Ашоки — официальные государственные эдикты и указания чиновникам и подданным. В них много личного и их первоначальный текст составлял, очевидно, сам император.

Архитектура Древнего мира / Древняя Индия Древняя культура Хараппы Культурой Хараппы археологи назвали высокоразвитую городскую цивилизацию городов Моженджо-Даро и Хараппы (на территории современного Пакистана), которая процветала между XXXIII—XV вв. до н. э. Археологические открытия 1950—1958 гг. подтвердили, что она простиралась на полуостров Катхиавар (на западе) и долину Ганга. Одна из древнейших в мире городских цивилизаций раннеклассового общества, культура Хараппы близка к шумерийской в Двуречье, раннединастической в Египте и эгейской (крито-микенской) в Средиземноморье. Вероятно, существовали связи древнейшей Индии с древним Египтом и Эгейским миром. Возможно, по уровню своего культурного развития в некоторых отношениях древнейшая индийская цивилизация превосходила эти страны. Города культуры Хараппы, как предполагают, населяли дравиды, близкие по происхождению к современным жителям крайнего юга. Время возникновения этой культуры до сих пор не установлено, обнаружено, что на относительно высоком уровне развития она существовала еще в XXX в. до н. э. Как и древние культуры Шумера и Египта, культура Хараппы возникла в плодородных долинах бассейна двух великих рек. Впоследствии она распространилась на значительную территорию современных Индии и Пакистана (от Рупара до верховья реки Сетледж к Рангпуру, с севера на юг около 1600 км), в общей сложности превышающую в два раза Египет эпохи Древнего царства и в четыре раза территорию Шумера. Множество однотипных городов (в том числе два города-близнеца: Мохенджо-Даро и Хараппа), поселков и деревень было обнаружено на этой территории. По всей вероятности, в населенных пунктах процветали ремесла и торговля, было хорошо организовано сельское хозяйство. Были обнаружены следы оросительной системы, искусно сооруженные плотины, найденные остатки хлопчатобумажной ткани, зерна пшеницы, ячменя. Древние города отличались высоким уровнем благоустройства, регулярной планировкой. Широкие улицы (7—9 м шириной) были ориентированы по сторонам света, застроены многоэтажными сравнительно благоустроенными домами из обожженного кирпича. В городах была налажена сеть водоснабжения и канализации, что было характерно для цивилизаций Древнего Востока. Также были устроены бассейны для общественных омовений, окруженные галереями и служебными помещений, торговые ряды и крытые базары. Культура Хараппы потрясает невиданной в другие доисторические времена однотипностью поселений и стандартизацией, проявившихся в строительстве на огромной территории, насчитывающей более 40 поселений: с стандартными домами, из стандартного обожженного кирпича, с стандартными предметами домашнего обихода. Строгий порядок, типизация и стандартизация сохранялась на протяжении более тысячелетия, что возможно только при мощной системе централизованного управления. Примечательно, что на всей территории цивилизации не было обнаружено грандиозных гробниц, храмов и царских дворцов. Однако планировка городов подтверждают существовавшее в то время классово-социальное расслоение городского населения. Вероятно, государство Хараппы управлялось двумя столичными городами Моженджо-Даро (на юге) и Хараппы (на севере). Изначально эти города-близнецы, как и некоторые другие крупные города вблизи столиц, застраивались по заранее установленной планировочной схеме, а после наводнений заново отстраивались по той же планировке. На сегодняшний день неизвестно, как зародилась, развивалась, а также от чего погибла выдающаяся культура Хараппы. В последние столетия ее существования (XV в. до нашей эры) заметны явственные признаки ее упадка. Возможно, значительную роль в этом сыграл и консерватизм, который мог привести, в конечном итоге, к загниванию всей системы. Возможно, причиной гибели цивилизации стала серия природных катастроф. Геолог Рейкс установил, что в 140 км к югу от города находился эпицентр землетрясения. до неузнаваемости изменивший прилегающие участки долины Инда и ставшего причиной гибели города Моженджо-Даро. Грязевые лавины, голод, неурожаи, эпидемии, вторжения кочевых племен ариев положили конец одной из самых высоких цивилизаций древности (6, т. 1, стр. 380-390). Список использованной литературы на главную

Источники:

Вам также может понравиться