Характеризуя европейскую эпоху Просвещения, занимающую всего век между двумя революциями – английской и французской – ученые говорят об английском, немецком и французском просвещении. Заметим, что из трех, немецкое более ограничено и является не таким самобытным, как в Англии, и не столь влиятельным, как французское. Это обусловлено характерной для Германии политической раздробленностью, ее экономической отсталостью и, как следствие, очень слабой буржуазией.
Замечание 1Однако во время немецкого просвещения появились личности, которые явились создателями новой немецкой поэзии, философии, музыки.
Философия эпохи Просвещения Германии
Для немецких философов-просветителей характерен уход в область чистой теории. Она представлена именами:
- И. Гердера,
- И. Канта,
- Г. Лессинга.
Немецкий философ, теоретик искусства и драматург Готхольд Эфраим Лессинга видел политическое обновление в единстве человеческого рода. Необходимость такого обновления он считал необходимым для вступление общества в завершающий этап развития человеческой цивилизации, в «эпоху нового, вечного Евангелия».
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателямИоганн Готфрид Гердер – немецкий философ-просветитель, критик и эстетик – известен своими гуманистическими идеями. Его взгляды отражены в наиболее значимых и известных произведениях «Еще одна философия истории для воспитания человечества» и «Письма для поощрения гуманности». Он был поборником идеи самобытности в искусстве. Его взгляды на национальные различия культур и их разнообразие были очень популярны среди культурологов. И все-таки наиболее известен миру философ Иммануил Кант, который имел свою концепцию Просвещения. Ученый считал, что Просвещение является освобождением личности от зависимости как моральной, так и интеллектуальной. Канта волновали многие вопросы бытия: искусство, творчество, проблемы общества, законы развития культуры и многие другие. По Канту причина всякого развития – это естественная конкуренция людей, стремление к личной свободе, самореализации, достижению значимости своей личности.
Имя философа связано с понятием «вещь в себе», которое означает вещь, рассмотренную со стороны таких ее качеств, которые от человека никак не зависят. Взгляды самого философа на это понятие претерпели изменение: в первом издании «Критики чистого разума» Кант говорит, что «вещи в себе» нет, а во втором – что есть.
Замечание 2Влияние философии И. Канта на дальнейшее развитие философской мысли трудно переоценить. Именно этот ученый основал немецкую классическую философии.
[custom_ads_shortcode1]
Музыка и литература периода немецкого просвещения
Этот вид искусства занимает наиболее заметное место в художественной культуре Германии того времени. Он представлен творчеством таких известных композиторов, как:
- И. Бах,
- Г. Гендель,
- Й. Гайдн,
- К. Глюк,
- В. Моцарт,
- Л. Бетховен.
Современный язык музыки сложился именно в эту эпоху, а его основателем считается Иоганн Себастьян Бах. Он писал во всех музыкальных жанрах, кроме оперы, и до сегодняшнего времени его не превзошли в мастерстве полифонии. Многочисленные сонаты и сюиты, а также 40 опер принадлежат Георгу Генделю. Композитор, как и Бах, вдохновлялся библейскими сюжетами.
Замечание 3Явлением этого периода считается венская школа, связанная с творчеством таких гениев, как Вольфганг Моцарт, Йозеф Гайдн и Людвиг Ван Бетховен. Им принадлежит заслуга переосмысления прежних музыкальных форм и жанров. Из представителей литературы самый большой вклад внесли Иоганн Вольфганг Гете и Фридрих Шиллер. Однако только ранее творчество этих великих поэтов относится к периоду Просвещения.
Замечание 4В целом, просветительские идеалы свободы и личного достоинства, обличение деспотизма в немецкой литературе представлены в самой общей и достаточно отвлеченной форме.
Ученые, характеризуя эпоху Просвещения в Европе, занимающую только одно столетие между двумя революциями – французской и английской – говорят сразу о французском, английском, немецком просвещении. Отметим, что из них только немецкое является более ограниченным, не таким самобытным и не таким влиятельным. Связано это с характерной для Германии того времени политической раздробленностью, отсталостью экономики региона и весьма слабой буржуазией. Во время эпохи немецкого просвещения появляются личности, которые выступили создателями совершенно новой немецкой поэзии, музыки, философии.
[custom_ads_shortcode2]
Философия в эпоху Просвещения в Германии
Всем немецким философам-просветителям присущ уход научного познания в область чистой теории. Здесь нужно отметить такие имена, как И. Гердер, И. Кант, Г. Лессинг. Немецкий философ, автор теории искусства и драматург Готхольд Эфраим Лессинг считал возможным политическое обновление через единство человеческого рода. Это обновление он считал просто необходимым, чтобы общество могло вступить в завершающую стадию развития человеческой цивилизации или в так называемую эпоху нового Евангелия. Иоганн Готфрид Гердер – это немецкий философ-просветитель и критик – известен рядом своих гуманистических идей. Взгляды ученого нашли отражение в таких значимых, известных работах о философии истории для воспитания человечества и о письмах для поощрения гуманности. Гердер считался ярым сторонником идеи необходимости самобытности в искусстве. Взгляды ученого на национальные различия разных культур, их разнообразие весьма популярны у культурологов. Наиболее известен среди ученых мира философ Иммануил Кант. Он разработал свою концепцию Просвещения. Кант считал, что эпоха Просвещения несет освобождение личности. Делает ее независимой, как в моральном, так и в интеллектуальном плане. Канта волнуют вопросы бытия: творчество, искусство, проблемы развития общества, законы эволюции культуры и иные темы. По Канту причиной всякого развития является естественная конкуренция людей, стремление каждого к свободе и самореализации, достижению особой личностной значимости. Имя философа в истории связано с появлением понятия «вещь в себе». Этот термин означает вещь, которая рассматривается с точки зрения ее качеств, от человека никак не зависящих. Взгляды самого Канта на это понятие изменялись с течением времени. В самом первом издании труда «Критика чистого разума» ученый утверждает, что вещь в себе не существует, а уже во втором – что это явление есть. Влияние учения И. Канта на развитие философской мысли впоследствии трудно переоценить. Ученый основал самостоятельную ветвь немецкой классической философии.
[custom_ads_shortcode3]
Музыка, литература в период немецкого Просвещения
Данный вид искусства весьма значим в художественной культуре Германии в то время. Он представлен работами известных композиторов. Среди них были Г. Гендель, И. Бах, Й. Гайдн, В. Моцарт, К. Глюк, Л. Бетховен. Сложился современный язык музыки как раз в эту эпоху. Его основателем считают И. Баха. Он работал в различных музыкальных жанрах, разве что, кроме оперы. До сегодняшнего дня его не смогли превзойти в мастерстве полифонии. Сонаты, сюиты, а также порядка 40 опер принадлежат Г. Генделю. Этот композитор, как и И.Бах, вдохновлялся разнообразными библейскими сюжетами. Явлением данного периода считают венскую школу, связанную с творчеством гениев: В. Моцарт, Й. Гайдн, Л. Ван Бетховен. Этим великим творцам принадлежит заслуга в концептуальном переосмыслении ранних музыкальных форм. Из представителей литературной сферы самый большой вклад вносят И. В. Гете и Ф. Шиллер. В то же время, лишь раннее творчество великих поэтов можно отнести к эпохе Просвещения. Таким образом, просветительские идеалы понимания свободы, личного достоинства, мощное обличение деспотизма в литературе Германии представлены в общей, отвлеченной форме.
[custom_ads_shortcode1]
Яркие личности немецкого просвещения:
Эммануил КантИоганн ГотфридГотхольд ЛессингВольфганг МоцартИоганн БахИоганн Гёте
[custom_ads_shortcode2]
Статьи на тему:
Культура французского просвещенияИдеология эпохи просвещенияГлавные ценности эпохи ПросвещенияАнглийское просвещениеКультура эпохи просвещения
B условиях экономического оживления и связанных с ним общественных сдвигов в Германии XVIII в. сформирова- лосьнаправленное против феодальных порядков новое идейное течение — Просвещение. Наряду с принципами, общими для передовых стран Европы, откуда в Германию приходили прогрессивные идеи, оно унаследовало и лучшие культурные традиции немецкого народа. Буржуазное по своей исторической направленности немецкое Просвешениертра- зило вместе с тем неразаитость капиталистических отношений в стране. Слабость лмецкой буржуазии, еще не помышлявшей о приходе к власти, ее политическая незрелость предопределили политическую умеренность большинства просветителей, нх надежды на реформы просвещенного монарха. Поэтому их творчество отличалось умозрительным характером, уходом в сферу абстрактно-гуманистических теорий. He случайно К. Маркс назвал учение родоначальника немецкой классической философии И. Канта Π724—1804) «…ненецкой теорией французской революции…» [38]. Немецкие просветители осознавали пагубность раздробленности страны и поставили вопрос о необходимости создания единой Германии. Ho все свои надежды они возлагали на духовное единство немецких земель как предпосылку и основу объединения. Ha раннем этапе немецкого Просвещения стоявшие у его истоков философы и ученые В. Лейбниц, X. Вольф стремились к отмежеванию науки от теологии, отстаивали силу разума. Однако решительно порвать с религией они не могли. Учение Лейбница — Вольфа о «предустановленной гармонии» вело к примирению с действительностью, к оправданию социальной пассивности (не случайно Вольтер резко критиковал его в философской повести «Кандид, или Оптимизм»), K середине XVIIl в. просветительская идеология приобрела более критический характер, активнее выступала за уничтожение «противоестественных» феодальио- абсолютистских порядков. Ведущий мыслитель этого периода — Г. Э. Лессинг (1729—1781) — философ, теоретик искусства, драматург. B своих произведениях Лессинг выступал за освобождение человека от сословного неравенства и феодального гнета, боролся против национальной и религиозной нетерпимости. Его творчество способствовало появлению чувства национального самосознания и патриотизма не только у немецкой интеллигенции и буржуазии, но и у народных масс. Еще большую роль в этом сыграло движение «Бури и натиска»— мощное идейное течение, охватившее в 70-е годы широкие круги передовой интеллигенции, подготовленное деятельностью Лессинга и особенно И. Г. Гердера, одного из создателей просветительской философии истории. Оно восприняло антифеодальные идеи и гуманизм Просвещения, но представителей «Бури и натиска» — «штюрмеров» уже не удовлетворял рационализм просветителей, они взывали не столько к разуму, сколько к чувствам людей и не разделяли надежд на «просвещенного государя». Движение «Бури и натиска», к которому в начале своего творчества примыкали великие немецкие поэты Фридрих Шиллер (1759— 1805) и Иогани Вольфганг Гёте (1749– 1832), страстно ратовало за свободу человека и воспевало героическую личность, борющуюся против дворянской тирании и деспотизма. Движение «Бури и натиска» положило начало новой немецкой национальной литературе, достигшей вершины в творчестве Гёте. Виднейшим деятелем демократического крыла в немецком Просвещении был Георг Форстер (1754—1794). Ученый, путешественник, публицист Форстер перешел на позиции атеизма и материализма. Он стал республиканцем, с позиций революци- онногодемократа горячозащищал интересы иародных масс, восторженно приветствовал и до конца поддерживал Французскую революцию. Основы национальной культуры были в этот период заложены не только в литературе, но и в музыке. B ее развитии огромную роль сыграло творчество Иоганна Себастьяна Баха (1685—1750). Великий композитор в еще религиозной форме своих торжественных ораторий и фуг отразил мир челодеческих чувств, его музыка имела глубокую народную основу, использовала народные мелодии. Подъем происходил и в других областях культуры. Возродились известные немецкие университеты: всеевропейскую славу имели университеты Гейдельберга, Геттингена, Галле, Марбурга. Еще во второй полоаине XVII в. в Германии были созданы первые научные академии (в Галле, в Бер- лине),стали издаваться научные журналы. Становление княжеского абсолютизма отразилось в пышной и величественной архитектуре барокко, которое в Германии достигло расцвета тогда, когда в других странах оно уже клонилось к упадку. Центры городов — княжеских столиц (Дрездена, Мюнхена и некоторых других) застраивались так, что над ними возвышались монументальные дворцы, олицетворяя силу власти. B начале XVIII в. на смену барокко постепенно приходит также дворянское по своей природе рококо с его грациозностью, изяществом и подчеркнутой декоративностью. B рококо, подражающем, особенно в планировке парковых ансамблей, естественной природе, уже отражались и буржуазные вкусы. Ho собственную художе ственную форму они нашли в немецко» классицизме XVIII в. Ясность и гармонн* линий в классицизме как бы подчеркивал разумную закономерность существующей мира и в своеобразной художественноІ форме отражали идеи Просвещения. B этом стиле были созданы лучшие творе ния зодчего Г. Кнобельсдорфа — дворех Сан-Суси в Потсдаме с интерьерами в духе рококо и берлинская опера; достижение’ классицизма были и Бранденбургские во· рота в Берлине. 4.
Источники: