В закавказских литературах в 30-е гг. отмечается бурное развитие поэзии. Темой творчества ведущих поэтов грузинской (Т. Табидзе, С. Чиковани), армянской (Е. Ча- ренц, Н. Зарян) и азербайджанской (С. Вургун) поэзии становится социалистическое преобразование жизни. По- Поэты республик Средней Азии и Казахстана использовали для создания революционной поэзии старую устную традицию, но проза в этих литературах, а также в литературах народов Поволжья (татарской, башкирской, чувашской, удмуртской, мордовской, марийской, коми) развивалась под решающим влиянием русской классической и советской литературы. М. Ауэзов, С. Айни, Б. Kep- бабаев, А. Токомбаев, Т. Сыдыкбеков утвердили в казахской и среднеазиатской литературах жанр многопланового эпического романа.
17 Згк. 1542эты Закавказья внесли в советскую литературу элемент напряженного романтического переживания, публицистический пафос, соединенный с лирической интонацией, яркость ассоциаций, идущую от восточных классиков. Развивается и роман (JI. Киачели, К. Лордкипанидзе, С. Зо- рян, М. Гусейн, С. Рустам).
Оборона Петрограда. А. А.
Дейнека. 1928 год.
К 30-м годам окончательно оформилось единство советской многонациональной литературы — одно из замечательных и принципиально важных качеств, имеющих значение для развития всей мировой литературы. Впервые в истории осуществился реальный тесный творческий союз разных национальных литератур с разными историческими традициями на базе коммунистической партийности и общих творческих принципов. Многонациональный характер советской литературы — следствие и проявление ленинской национальной политики, основанной на принципах пролетарского интернационализма и дружбы социалистических наций.
Складывание многонационального комплекса советских литератур отразило особенности исторического развития народов СССР. Рядом с литературами, имевшими богатую историю письменной словесности (грузинская, армянская, украинская, татарская литературы), существовали литературы молодые, у которых был только древний фольклор (калмыцкая, карельская, абхазская, коми, народов Севера), а письменная литература отсутствовала или делала первые шаги. При этом процесс благотворного национального обновления бывших униженных, забитых и угнетенных окраин царской России вызвал временное оживление буржуазного национализма (нео-джадидизм в тюркских литературах и т.
д. ).
На Украине и в Белоруссии, где литературная жизнь шла рука об руку с Россией и где реализм еще в XIX в. одержал решающие победы, бурно развиваются революционно-романтическая поэзия и новый роман. Украинская поэзия выдвигает интересных писателей, в творчестве которых революционный пафос соединяется с национальной песенной поэтической традицией (В.
Сосюра, П. Тычина, М. Рыльский, М.
Бажан). Характерными чертами украинской прозы (А, Головко, Ю. Смолич) являются романтическая напряженность действия и пафосность интонации.
Ю. Яновский создает роман «Всадники» (1935 г. ) о героическом времени гражданской войны.
Пьесы А. Корнейчука «Гибель эскадры» (1923 г. ) и «Платон Кречет» (1934 г.
В Белоруссии становление литературы социалистического реализма связано главным образом с именами Я. Коласа и Я. Купалы.
Белорусская советская поэзия возникает в тесной связи с народным творчеством, ее отличает внимание к простому трудовому человеку и к социалистическому преобразованию мира. Развивается жанр поэмы (П. Бровка).
В прозе ведущее место занимает эпическая форма (1-я и 2-я книги эпопеи Я. Коласа «На росстанях», 1921—1927 гг. ), рисующая широкую картину борьбы белорусского народа за социальное освобождение.
В закавказских литературах в 30-е годы отмечается бурное развитие поэзии. Темой творчества ведущих поэтов грузинской (Т. Табидзе, С.
Чиковани), армянской (Е. Чаренц, Н. Зарян) и азербайджанской (С.
Вургун) поэзии становится социалистическое преобразование жизни. Поэты Закавказья внесли в советскую литературу элемент напряженного романтического переживания, публицистический пафос, соединенный с лирической интонацией, яркость ассоциаций, идущую от восточных классиков. Развивается и роман.
(Л. Киачели, К. Лордкипанидзе, С.
Зорян, М. Гусейн, С. Рустам).
Поэты республик Средней Азии и Казахстана использовали для создания революционной поэзии старую устную традицию, но проза в этих литературах, а также в литературах народов Поволжья (татарской, башкирской, чувашской, удмуртской, мордовской, марийской, коми) развивалась под решающим влиянием русской классической и советской литературы. М. Ауэзов, С.
Айни, Б. Кербабаев, А. Токомбаев, Т.
Развитие литератур народов СССР определялось в первую очередь двумя факторами. Один из них — это использование в большей или меньшей степени народных поэтических традиций, особенно ясное, например, в молодых литературах и в тех, где становление реализма шло почти параллельно с оформлением национального письменного литературного языка. Другой фактор — влияние русской классической и советской литературы.
Творчество Горького, по определению казахского писателя М. Ауэзова, нашло отзвук в творчестве писателей всех национальностей СССР.
Так в результате сочетания национальной традиции и передовых революционных идей, носителем и проводником которых была советская русская литература, к 30-м годам сложился многонациональный комплекс советских литератур.
СОВЕТСКАЯ МНОГОНАЦИОНАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРАСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫРожденная Октябрьской революцией, советская литература многонациональна и многоязычна. Она создавалась общими усилиями писателей народов нашей страны. Вместе с тем это единая советская литература. Каковы же ее отличительные черты?
В 1934 г. на Первом Всесоюзном съезде советских писателей М. Горький сказал: «.
. . прежде распыленная литература всех наших народностей выступает как единое целое.
. . » Она богата и разнообразна по своим национальным формам и стилю и едина по своим задачам и целям.
Сейчас в Советском Союзе более семидесяти национальных литератур. До Октября их было значительно меньше — далеко не все народы бывшей царской России имели свою письменность и литературу.
Русская литература внесла богатый вклад в сокровищницу мирового искусства. Ее традиции, ее творческий опыт сыграли огромную роль в становлении и развитии советской многонациональной литературы. Украинская, грузинская, армянская, латышская, эстонская литературы и ряд других имели к началу революции богатую художественную прозу, поэзию, драматургию. Иную картину мы видим в литературах народов, которые создавали значительные художественные ценности в поэзии, но не имели развитой прозы (так было до Октября в белорусской, таджикской и других литературах).
Некоторые народы Средней Азии, Северного Кавказа, Поволжья к 1917 г. создали лишь устную народную поэзию — прекрасные песни, героические сказания о богатырях, красочные легенды и предания. Письменная же литература у них развивалась слабо или ее совсем не было. Поэтому литературы этих народов принято называть младописьменными.
Лишь в 20—30-е годы чукчи, ненцы, нанайцы, удэгейцы, коряки, тувинцы получили свою письменность и за короткий срок создали национальную литературу. Книги Ю. Рытхэу, Н. Шундика, Д. Кимонко, Н. Сахарова переведены теперь на многие языки и заслужили любовь читателей.
Многонациональная советская литература складывалась постепенно. Юрий Рытхэу,Советскую литературу создавали писатели старшего и молодого поколения, те, кто получил известность еще до революции, и те, чье творческое рождение связано с Октябрем.
Уже признанными мастерами художественного слова встретили революцию М. Горький, А. Блок, В. Брюсов, А. Серафимович, В. Маяковский, Д. Бедный, С. Есенин, Ав. Исаакян, Ст. Зорьян, Ш. Дадиани, Н. Лордкипанидзе, Л. Киачели, М. Ордубады и другие. А в первые годы Советской власти этот славный отряд писателей пополнился выходцами из рабочей и крестьянской среды и трудовой интеллигенции, в большинстве своем участниками недавних революционных битв. «Мы, молодые, литературно родились после 1917 года»,— писал Л. Леонов в 1925 г. О том же говорит поэт Н. Тихонов: «Меня сделала поэтом Октябрьская революция. Она открыла мне глаза на мир». «1919 год — мой пафос»,— вспоминал К. Федин, участник гражданской войны в Поволжье. Революционные события этого «необыкновенного лета» были отражены им позднее в трилогии (романы «Первые радости», «Необыкновенное лето», «Костер»).
В 1921 г. начинает свою литературную работу Д. Фурманов, бывший комиссар 25-й Чапаевской дивизии. В это же время входит в литературу молодой А. Фадеев. В гражданскую345
Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например: author:иванов Можно искать по нескольким полям одновременно: author:иванов title:исследование По умолчанию используется оператор
AND
Оператор.
AND
означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе: исследование разработкаauthor:иванов title:разработка оператор
OR
означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе: исследование OR разработкаauthor:иванов OR title:разработка оператор
NOT
исключает документы, содержащие данный элемент: исследование NOT разработкаauthor:иванов NOT title:разработка При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы. По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии. Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак “доллар”: исследование развития Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса: исследование Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки: исследование и разработка Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку “
” перед словом или перед выражением в скобках. В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов. В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден. Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе. исследование Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка: author:иванов OR петров title:исследование OR разработка Для приблизительного поиска нужно поставить тильду “
” в конце слова из фразы. Например: бром При поиске будут найдены такие слова, как “бром”, “ром”, “пром” и т.д.
None ” в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос: исследование разработка”~2 Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак “
” в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным. Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово “исследование” в четыре раза релевантнее слова “разработка”: исследование^4 разработка По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения – положительное вещественное число. Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором
TO
Будет произведена лексикографическая сортировка. author:Иванов TO Петров Будут возвращены результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, Иванов и Петров будут включены в результат. author:Иванов TO Петров Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.
Источники: