Письменность в Древней Руси возникла задолго до христианства. Некий черноризец Храбр, живший в Болгарии в конце IX — начале X века, в сказании “О письменехъ” писал: “Прежде убо словене неймаху писменъ, ну чертами и резанми гадааху погани сущи” (Прежде славяне не имели книг, чертами и резами свои языческие гаданья осуществляли). Эти “черты и резы” и есть пиктографическое письмо в виде черточек, зарубок, которые могли обозначать простой счет, знаки родовой собственности, сроки сельскохозяйственных работ и, как пишет Храбр, знаки для гадания [102, с.

5]. С появлением государственности и развитием торговли потребовалась письменность для пространных сообщений, записи подробностей различных событий. Некоторое время славяне использовали греческий алфавит, который не был приспособлен к передаче особенностей русской речи.
Вопрос о происхождении славянской азбуки до сих пор не выяснен до конца, но связь ее создания (855; по другим источникам,– 863) с братьями Кириллом (ок. 827–869) и Мефодием (ок. 815–885), выходцами из Византии, просветителями и миссионерами, вполне определенна. Известно следующее: славянская письменность имела два алфавита: глаголицу и кириллицу. Современная наука предполагает, что сначала Кириллом была создана глаголица, в которой сочетались греческие буквы с теми, что соответствовали звукам славянской речи. Название идет от слова “глаголить” — говорить. Первые переводные книги были написаны при посредстве этого алфавита. Позднее наиболее подходящие для языка элементы глаголицы и греческого алфавита составили новую азбуку — кириллицу. Этот алфавит оказался более удобным для славянских языков южной и восточной ветвей, поэтому стал единственным для древнерусской письменности. Кирилл и Мефодий переводили с греческого на славянский язык многие книги, преимущественно богослужебные. С большим почтением пишет о Кирилле и Мефодии тот же черноризец Храбр: “…кто писмена сътворилъ есть, или кто книгы преложилъ? Въси ведять и отвещавь речеть: святый Константинъ философъ, нарицаемый Кирилъ, тъ писмена сътвори и книгы преложи, и Мефодии, братъ его” [там же].
Братья были уроженцами города Салоники в Македонии и потому переводили книги на солунский диалект болгарского языка. Этот диалект стал впоследствии называться старославянским языком, а поскольку он вскоре стал языком православного богослужения, то его также называют церковнославянским. (Ради точности следует сказать, что церковнославянский язык является в основе своей, действительно, языком старославянским, но подвергшимся влиянию живых языков, и поэтому имеет местные разновидности — изводы, в том числе и русскую). Он оказал огромное влияние на литературный древнерусский язык, на котором писали летописи, послания, поучения, сказания, и был официальным языком русской государственности.

Некоторые сохранившиеся тексты говорят о почтительном отношении к грамоте и книжности. Например, в “Изборнике Святослава”, составленном дьяком для черниговского князя, говорится: “Велика бо бываеть полза отъ ученья книжного. .
. мудрость бо обретаемъ и въздержанье от словесъ книжных. Се бо суть рекы, наполняющи вселенную, се суть исходящи мудрости; книгамъ бо есть неищетная глубина; сими бо в печали утешаеми есмы” [там же].
Но не только книжники на Руси обладали грамотой. Найденные при раскопках берестяные грамоты, среди которых находились частные письма, всевозможные счета, даже нечто, похожее на ученические упражнения, говорят о том, что многие люди на Руси знали грамоту и что письменность касалась не только официальных сторон жизни, но и повседневного быта.

К сожалению, древнерусских книг сохранилось слишком мало (около 150), поскольку многочисленные пожары, гибельные нашествия, владычество Орды, небрежное хранение уничтожили значительные библиотеки, бывшие при некоторых монастырях. У князей на содержании часто состояли переписчики книг, а значит, были и сами книги. Например, князь Ярослав слыл большим книгочеем и содержал при себе переписчиков и переводчиков книг. Самые большие библиотеки были в Киеве, при Софийском соборе, в Новгороде, Полоцке, в Киево-Печерском, Юрьевом и других монастырях.
Даже малая толика сохранившегося позволяет представить себе содержимое библиотек. Прежде всего, это были различные богослужебные книги, среди которых самым древним считается Остромирово евангелие (1056–1057), написанное дьяконом Григорием для ежедневного чтения, начиная с Пасхи. Богослужебных книг было много: Четьи-Минеи, Часословы, сочинения “отцов церкви”, таких, как Иоанн Златоуст.
Составлялись различные “Изборники”, в которых содержались мудрые размышления на все случаи жизни не только религиозного, но и светского содержания. Одной из особенностей литературы Древней Руси было соединение в ней произведений религиозного, исторического, военного, поучительного содержания. Особое место занимали всяческие “жития”.

Существовали жития святых, официально признанных православной церковью, позднее появились жития князей, монахов и других значительных персонажей, известных по летописям, например, “Житие Феодосия Печерского”, монаха Киево-Печерского монастыря, “Сказание о Борисе и Глебе”, ставших жертвами междоусобной борьбы князей. Чаще всего в житиях рассказывалось об испытаниях, выпавших на долю героя, о том, как праведной жизнью он преодолел искушения, страдания, несовершенство мира. Однако уже в “Сказании о Борисе и Глебе” впервые прозвучала не идея мученичества, а идея объединения Руси.
Ранняя русская литература имела одну важную отличительную черту: она была не просто повествовательной, а поучающей, дидактической. Этот дидактизм сохранится в русской литературе на многие века. Разные притчи и легенды, включавшиеся в любой жанр повествования, воспитывали читателя, показывали ему, как должно жить на земле, дабы употребить свою жизнь с пользой.
Интересно в этом отношении Поучение (примерно 1117) Владимира Мономаха (1053–1125), обращенное к “чадам своим” (и вообще князьям). От изложения христианских принципов он переходит к описанию собственной жизни как образца для подражания. В Поучении говорится, что с 13 лет Владимир “оже ся есмь тружалъ”, (трудился), бывал в походах (“к Ростову идохъ сквозе вятиче”, к Смоленску, до Чешского леса, до Переяславля и в другие земли) — всего перечислено 69 походов.
С отроческого возраста, пишет Мономах, он понял, что за все свои деяния должен отвечать сам, “не дая себе упокоя”. Не надеялся ни на кого, “сам творилъ, что было надобе, весь нарядъ, и в дому своемь то, я творил есмь”. Из этих честных и доблестных трудов вынес отрок Мономах принципы, которыми должен руководствоваться князь.
Эти принципы он и желает передать своим сыновьям. Мономах рисует образ идеального князя, который должен стать примером для прочих людей. Главное место в Поучении отводится моральным качествам правителя.
Он должен быть милосердным: “всего же паче убогых не забывайте, но елико могуще по силе кормите и придайте сироте, и вдовицю оправдите сами, а не вдавайте силным погубити человека”. Князь должен быть верным в своих клятвах: “ аще ли вы будете кресть целовати к братьи или к кому, … и целовавше блюдете, да не, приступни, погубите душе свое” (если дали кому-либо крестное целование, соблюдайте его, иначе погубите свою душу). Не легкой жизни желает Мономах чадам своим: нужно, говорит он, рано вставать, не предаваться лени, заботиться о хозяйстве.
“Чтите гость, откуду же к вам придеть… Болнаго присетите… И человека не минете, не привечавше, добро слово ему дадите. Жену свою любите, но не дайте имъ надъ собой власти” [там же, с. 53].
Мономах считает леность причиной всех бед и пороков, поражений в битве и в деле. “На войну вышедъ, не ленитеся, не зрите воеводы” (не передавайте ему своих дел), не распологайтесь к питью, еде или сну, сторожей сами назначайте, не спешите снимать с себя оружие раньше времени, из-за лени человек может и погибнуть.
Мы видим, как эмоционально и образно строилось обращение к юношам. Заметны литературная одаренность и высокая культура князя, осознавшего важные государственные задачи. Поучение было первым памятником патриотической литературы, в котором требования христианской морали сочетались с политическими идеалами Руси.
В древнерусской литературе существовал и жанр записок путешественника, например, “Житье и хождение Данила, руськыя земли игумена”. Автор, описывая природу Палестины, куда совершил хождение, обычаи Иерусалима, его библейские места, вставляет в повествование легенды и сказания, излагает свои “думы о всей Русской земле”. Летопись 1163 года рассказывает и о других путешествиях, например, сорока новгородцев в Иерусалим, о паломничестве к святым местам княжны Ефросиньи из Полоцка.
Наличие столь богатой литературной традиции наводит на размыщление об образовании и образованности. На Руси школьное образование давалось по повелению Владимира детям “лучших людей”, естественно, не из простонародья. Ярослав Мудрый (978 – 1054) создал в Новгороде школу для детей “от старост и поповских”.
В. Н. Татищев (1686 – 1750), автор “Истории Российской с самых древнейших времен”, писал, что при Андреевском монастыре в Киеве, вероятно, существовала также школа для девиц, где их обучали письму и женским ремеслам.
Главное место в древнерусской грамотности и книжности занимало начавшееся вместе с возникновением русской государственности летописание.
Page 2
Культура Древнего Вавилона во многом унаследовала шумерские культурные традиции, но она была и значительным шагом вперед. Город Вавилон (семит. Баб – Или – врата Бога) на Евфрате занимал выгодное географическое положение в центре Месопотамии.
Под его властью объединилась вся Южная и Средняя Месопотамия. Внешний вид Вавилона хорошо известен благодаря археологическим раскопкам немецких археологов под руководством Роберта Кольдевея. Вавилон был характерным образцом городского центра того времени, административного, ремесленного и культурного.
Его население, по-видимому, достигало более 200 тыс. человек. Даже по современным масштабам Вавилон был большим городом (его площадь — 405 га), он был опоясанным двойным кольцом крепостных стен (толщина внутренней стены доходила до 6,5 м) имевших 8 ворот.
Наиболее важными из них были ворота богини Иштар (высота 12 м), напоминающие по форме триумфальную арку». Они были выложены бирюзовым глазурованным кирпичом с великолепным орнаментом из цветных изображений — 575 львов, священных драконов и быков. Улицы Вавилона были длинными (до 5 км) и прямыми.
Город раскинулся на обоих берегах Евфрата, через который был перекинут один из самых древних в мире каменных мостов на семи скульптурных быках, следы которых сохранились до настоящего времени. Многие дома в Вавилоне шмели два этажа и систему водопровода и канализации. Полы покрывались обожженным кирпичом и заливались природным асфальтом.
Река времени постепенно размыла Вавилон, лишила его экономического и политического значения, вызвала отток населения и в конце концов превратила его в руины.
Персеполь
Древнеиранский Персеполь является городом, который был возведён на высокой искусственной платформе, куда вела парадная лестница из трёх ступеней и представляет собой единый архитектурный ансамбль из дворцов, называемых – Тачара (жилой дворец) и Апдана (парадный дворец). Наиболее известно Апдана Дария – Ксеркса – квадратный парадный зал, потолок которого поддерживали 72 колонны. Она была приподнята над террасой, к ней вели лестницы, украшенные рельефами.
Рельефы Персеполя – это изображение монотонного шествия подданных царя к его престолу, самого царя на троне, который поддерживают представители покорённых народов, борьбы царя с чудовищем, сценой нападения льва на быка. Вырабатывается свой канон: портреты изображаемых типизированы до предела, вместе с тем обязательно подчеркиваются этнографические черты (головные уборы, оружия, браслеты, конская сбруя и т. п.
). В изображении человеческих фигур начинает господствовать «правильный профиль», пропорции фигур близки к нормальным.
В заключение можно отметить, что именно рельефы и канонизированные архитектурные формы дворцов были ведущими направлениями «имперского» искусства. Персепольские каменные дворцы детально повторялись в ином материале – жжёном или сырцовом кирпиче, а каменные колонны с ипостасями в виде чудовищ – в дереве. Даже выработанные для камня приёмы изображения мускулатуры животных переносились в иной материал – металл, ткань, резную кость.
Среди жанров древнерусской литературы центральное место занимает летопись, развивавшаяся в течение многих веков. Летопись– эпическое повествование, рассказывающее о каком либо историческом периоде. Особенностью русских летописей было то, что первые летописи датировались XI в.; события раннего периода излагались, очевидно, по фольклорной традиции. В летописных сводах отдельных княжеств дается ярко выраженная положительная оценка местного князя и резко отрицательные характеристики его врагов и соперников. Летописи часто подвергались коррекции с приходом нового правителя. Иногда «крамольные» тексты соскребались с пергамена; это происходила по причине того, что монастыри и монахи-летописцы зависели от князей, а князья были основными заказчиками книг.
Древнейшая русская летопись носит название «Повесть временных лет» (1068), которая является не просто собранием фактов русской истории, а цельной литературно изложенной историей Руси. «Повесть временных лет» (также называемая «Первоначальная летопись» или «Несторова летопись») – наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов. Русское летописание возникло в Киево-Печерском монастыре: первым летописцем, по преданию, был Нестор, живший во второй половине XI в.
, а составителем первого летописного свода был игумен киевского монастыря, Сильвестр, в начале XII в. Именно летописи сохранили потомкам выдающиеся произведения русской словесности. Источником для летописца служили предания, народные песни, устные рассказы современников, письменные документы.
В «Повести временных лет» приведены предания о происхождении славянских племен, об их расселении по течению Днепра и вокруг озера Ильмень, о столкновениях славян с хазарами и варягами, а также о призвании новгородцами варягов-русь во главе с Рюриком и образовании государства с названием Русь. Предания, зафиксированные в «Повести временных лет» являются практически единственным источником сведений о первом древнерусском государстве и первых его князьях: именно здесь появлются имена легендарных Рюрика, Синеуса, Трувора, Аскольда, Дира, Вещего Олега.
Другой распространенный жанр древнерусской литературы – житие, представляющее жизнеописания знаменитых епископов, патриархов, монахов – основателей монастырей, реже биографии светских лиц, но только тех, которые считались Церковью святыми. Первые жития посвящены христианским мученикам – князьям братьям Борису и Глебу и игуменье Феодосии.
Жанр жития использовался для постановки философских и этических проблем. Примером может быть Житие Варлаама Хутынского (XII в. ).
В нем рассматривались два поступка Варлаама, когда он спас грешника, которого хотела растерзать за преступления толпа новгородцев, а в другой раз он остаивил без помощи явно невиновного человека, хотя его просили не допустить несправедливую казнь. Важнейшим компанентом повествования является объяснение мотивов действий святого старца. В первом случае Варлаам попросил толпу отдать ему грешника, чтоб тот молитвою и послушанием в монастыре спас свою душу.
А во втором случае он посчитал, что для души невинно осужденного полезнее уже сейчас предстать перед Творцом, пока тот не совершил какого-либо преступления. Возможно, это Проведение спасает его от худшей участи – гибели души во грехе, пояснил Варлаам: «Господь попустил ему умереть, чтобы впоследствии он не сделался дурным человеком; теперь же, умерев невинно, он получил от Господа венец мученический. Такова тайна судеб Божиих: “Кто бо разуме ум Господень, или кто советник Ему бысть”».
Торжественное красноречие– область творчества, требовавшая не только глубины идейного замысла, но и большого литературного мастерства. Древнейшим из дошедших до нас памятником этого жанра является «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Илариона (1051). Основная идея произведения – равноправие всех христианских народов независимо от времени их крещения.
Повести, или «слово» – героизированный рассказ об исторических событиях, разновидность летописных сводов. Выдающимся памятником древнерусской литературы является «Слово о полку Игореве» (1185 – 1188). В «Слове» описан неудачный поход 1185 г. русских князей на половцев, который был предпринят новгород-северским князем Игорем Святославичем. Княжеская дружина была разбита, а сам князь был взят в плен. Благодаря этому событию, половцы, почувствовавшие разобщенность русских князей, стали совершать частые набеги на Русь. Своим походом Игорь открыл путь половцам на родную землю. Автор «Слова» скорбит о разъединении Великой Руси. Главная идея «Слова о полку Игореве» в том, что вся Русь должна быть единой, а не разделенной на множество мелких княжеств. Такая раздробленность неизбежно приводит сильное государство к неминуемой гибели. На примере князя Игоря Новгород-Северского показано, что крупного можно победить только общими силами. «Слово о полку Игореве» оказалось пророческим произведением. Оно предсказало дальнейшее историческое развитие России в последующую эпоху.
«Слово о законе и благодати» – один из древнейших памятников древнерусской литературы. Написано митрополитом Илларионом в середине XI века (составлено между 1037 и 1050 годами). Тема «Слова» – тема равноправия народов, резко противостоящая средневековым теориям богоизбранничества только одного народа, теория вселенской империи, или вселенской церкви. Илларион указывает, что Евангелием и крещением Бог «все народы спас», прославляет русский народ среди народов всего мира и резко полемизирует с учением об исключительном праве на «богоизбранничество» только одного народа.
Притчи, поучения– это разновидность проповеди. «Поучение Владимира Мономаха» – литературный памятник XI-XII вв., написанный великим князем киевским Владимиром Мономахом. Это произведение называют первой светской проповедью. «Поучение» дошло до нас в составе «Лаврентьевского летописного свода» (1377). «Моление Даниила Заточника» – памятник древнерусской литературы XIII века, написанный как обращение автора, попавшего в затруднительное положение, заключенного в тюрьму, к переяславско-суздальскому князю Ярославу Всеволодовичу в период с 1213 до 1236 гг.
Жанр хо́жения– это средневековые путевые заметки. «Хо́жение за три моря» сделано в форме записей, сделанных купцом из Твери Афанасием Никитиным во время его путешествия в индийское государство Бахмани в 1468 – 1474 гг. Повествует о нравах, обычаях, культуре Индии. Никитин размышляет о различиях русской и индийской культуры и религии.
Письменность на Русипоявилась задолго до принятия христианства. Сохранились упоминания о том, что древние славяне пользовались узелковой и узелково-иероглифической письменностью, но в силу своей сложности она была доступна лишь избранным. Широкое распространение грамотности связывают с деятельностью во второй половине IX века братьев Константина (принявшим перед смертью монашество под именем Кирилла) и Мефодия, создавших первую славянскую азбуку для распространения христианских священных текстов. Первые сохранившиеся до нашего времени образцы применения этого письма относятся к началу X в. Старейшие славянские тексты написаны двумя азбуками – глаголицей и кириллицей. Вся древнерусская литература делится на переводную и оригинальную. Перевод занимал важное место в литературе Киевской Руси и рассматривался как часть национальной словесности. Выбор переводных сочинений был обусловлен влиянием церкви на древнерусскую литературу: Священное Писание, произведения Иоанна Златоуста, Кирилла Иерусалимского и других раннехристианских авторов. Переводились также исторические произведения и хроники. Оригинальная древнерусская литература представлена следующими основными жанрами: летописание, житие, слово (поучение), хождения и исторические повести. Древнейшая русская летопись – “Повесть временных лет”, составленная на основе не сохранившихся более ранних летописей и устных преданий. – Житие (агиография) представляет собой жизнеописание знаменитых духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью (житие кн. Бориса и Глеба и др.) Яркий образец нравоучительного красноречия – “Поучение Владимира Мономаха” (1096 или 1117г.), Одно из самых известных произведений этого жанра – “Хождение игумена Даниила” в Палестину. Самым известным литературным памятником домонгольской Руси является “Слово о полку Игореве”.
Источники: